Рабочая программы по географии для 9 класса
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

для учителей географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_kl.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Боградская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МБОУ «Боградская сош»

Краснов Д.А.

«____»            2015г.


СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по

УМР Лопатина С.А.

«____»           2015 г.



Рабочая программа

учебного предмета

 география

для  9 «а», «б»   классов на

2015 - 2016 уч. год

2015 – 2016 учебный год


РАССМОТРЕНО:

на заседании методического

объединения учителей

химии, географии, биологии

____________________

Протокол №______

от  «       »           2015 г.

Руководитель МО

________________________

Составитель:

учитель географии, вк,

МБОУ «Боградская сош»

Надешкина Н.Ф.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Примерной типовой программы основного общего образования по географии;
  2. Программы курса географии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор А.Н. Алексеев. – М.: Дрофа, 2012
  3. Государственного образовательного стандарта по географии
  4. Учебник: А.Н. Алексеев, «География России. Хозяйство и географические районы». - М.: Дрофа, 2012.

Учебно-методический комплект:

  1. Географический атлас с набором контурных карт. 9 класс.- М.: Дрофа, 2012

Дополнительная литература:

  1. Воробцова Т.Н. Поурочные планы. 9 класс. – Волгоград.: «Учитель», 2011 г.
  2. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии к учебному комплекту А.Н. Алексеева «Население и хозяйство России». – Волгоград.: «Учитель», 2012                                                                                                               г.
  3. Болотникова Н.В. География. Уроки – игры в средней школе. – Волгоград.: «Учитель», 2003 г.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), согласно БУП- 2004г., УП МБОУ «Боградская сош»

Контрольных работ - 4

Практических работ – 24

Резервное время – 0

Региональный компонент не менее 15% учебного времени

Форма итоговой аттестации – контрольная работа

По школьному учебному плану на изучение географии в 9 общеобразовательном классе для реализации выбранной программы выделено 2 часа в неделю (68 часов в год), что соответствует программе и темам учебника, согласно образовательной программе МБОУ «Боградская сош»

Планирование составлено по примерной программе и авторской программе Алексеева А.Н. для 9 класса. Практикум разбит на отдельные практические работы, которые проводятся во время и после изучения соответствующей темы.

Распределение часов по разделам программы:

  • Введение – 1 ч.
  • Хозяйство России – 19 ч.
  • Районы России – 47 ч.
  • Заключение «Россия в современном мире – 1 ч.

Решению задач воспитания у учащихся интереса к занятиям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности при обучении географии служат разнообразные методы и организационные формы, как традиционно утвердившиеся в школьной практике, так и нетрадиционные, появившиеся в опыте передовых учителей – подготовка проектов.

Виды деятельности при реализации учебной программы:

  • Развивающий аспект на уроках географии направлен на развитие интеллектуальных способностей обучающихся: логической памяти, всех видов мышления, речи, внимания, воображения, формирование пространственной ориентации.
  • Уроки: диспуты, зачеты, игры, КВН, путешествия, соревнования, лекции, семинары, работа с контурными картами, атласами.
  • Технологии: проектные, исследовательские, критического мышления.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

При разработке  программы учитывались межпредметные связи: химия (Металлургический комплекс, химическая промышленность), биология (Сельское хозяйство, АПК, лесной комплекс), история (Население в разделе «Районы России». Курс «География России» в 8-9 классах строится с учетом возрастных особенностей школьников, необходимости их социализации и направлен на решение, в том числе практических задач в разных сферах жизни и деятельности современного человека и общества, включая социальную и экономическую сферы. Программа курса решает одну из главных задач географического образования - формирование целостного представления о природе, населении и хозяйстве нашей Родины на базе комплексного подхода к их изучению. Самое важное для каждого человека – найти свое место в жизни, а для этого необходимо понять, в каком мире, в какой стране он живет. Главная задача географии - выяснить, как человек строит свою жизнь на разных территориях, как он использует землю и как ведет хозяйство.

Система уроков ориентирована как на передачу «готовых знаний», так и на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется  самостоятельной  работе школьников.

Главная задача курса  в соответствии с ФГОС — сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире.

Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой - территориально дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать. прочувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии.

Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Одна из задач курса — подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь и т. д. Поэтому, с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой — подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко-географическом ключе (как население России реагировало на изменения условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою страну и па свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.

Гуманизация содержания прослеживается по следующим линиям:

а) очеловечивание раздела о природе России: например, рассматриваются не природные, а природно-хозяйственные зоны; в главе о лесах присутствуют сюжеты, о лесозаготовках и деревообработке; в главе о почвах — сюжеты о земледелии и т. д.;

б)        увеличение объема и глубины раздела «Население», куда включены новые темы: о территориальной подвижности населения, о внешних миграциях, об образе  жизни людей в поселениях разных типов и т. д.;

в)        формирование образов мест России с привлечением материалов о природном и культурном наследии, о народном творчестве (в том числе о народных художественных промыслах), об отражении специфики регионов в литературе, искусстве и т. д.;

г)        насыщение большинства сюжетов историческим материалом – раскрытие того, как по-разному россияне приспосабливались к различным условиям природной среды и как меняли их, как менялось место каждого района в России и жизнь его обитателей в различные исторические периоды. Другими словами, современная  ситуация  показывается  как  результат  длительно  исторического
развития, как итог огромной работы многих поколений наших предков, но в то же время как и сходное положение для дальнейшего развития, ход которого будет зависеть уже от тех, кто сейчас учится в школе.

География России изучается в 8 и 9 классах, и на изучение курса отводится два часа в неделю.

В 9 классе изучается II часть курса «География России» — «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России».

Содержание программы включает ряд новых подходов.

При изучении раздела 1 «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, ее особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами.

Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.

Раздел 2 «Районы России» включает темы: «Европейская часть России» и «Азиатская часть России».

Среди новых направлений в содержании данного раздела необходимо выделить следующие: - формирование образов отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счет комплексной   (физико-,   экономико-,   социально-   и   культурно-географической) характеристики; - углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Дается более полная характеристика отраслей специализации данной территории. Это позволяет широко проводить аналогии, сравнения при изучении других районов.

В заключительной части учебника «Россия в мире» рассматриваются внешние экономические связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспективные хозяйственные и социальные связи.

Ставится также цель обобщить изученный материал на более высоком мировоззренческом уровне и подготовить учащихся к восприятию нового курса 10 класса «Экономическая и социальная география мира», дать логическое завершение курсу «География России».

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.).

Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов

 

В результате изучения географии ученик должен в соответствии с ФГОС:

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географическую карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионе и стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результат природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определение комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

План график проведения контрольных и практических работ

план

факт

тема практической работы

I четверть

№1 «Оценка ЭГП России»

№2 «Определение по картам основных районов выращивания с/х культур, главных районов животноводства»

№3 «Выявление регионов страны, где окружающая среда наиболее подвержена воздействию лесной промышленности»

№4 «Структура ТЭК»

№5 «Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа)»

№6 «Определение по картам главных факторов размещения металлургии»

№7 «Составление характеристики предприятий машиностроительного комплекса»

№8 «Составление схемы внутриотраслевых связей»

№9 «Составление характеристики одного из видов транспорта»

II четверть

№10 «Составление схемы производственных связей Центрального районам»

№11 «Определение центров народных Художественных промыслов Центральной России»

№12 «Изучение ГП Санкт-Петербурга»

контрольная работа №1 «Народное хозяйство России»

III четверть

№13 «Оценка природно-ресурсного потенциала района»

№14 «Составление туристического маршрута»

№15 «Оценка природно-ресурсного потенциала района»

№16 «Прогнозирование перспектив развития рекреационного хозяйства»

№17 «Сравнение западной и восточной частей Урала»

№18 «Оценка экологической ситуации»

№19 «Разработка туристического маршрута»

контрольная работа №2 «Европейская часть России»

IV четверть

№20 «Составление характеристики гидроэнергетических ресурсов В. Сибири»

№21 «Сравнение природных условий хозяйства Западной и Восточной Сибири»

№22 «Оценка ГП Дальнего Востока»

№23 «Сравнительная характеристика морей Тихого океана»

№24 «Прогнозирование развития хозяйства России»

контрольная работа №3 «Азиатская часть России»

контрольная работа №4 «Районы России»

итого

Контрольных работ - 4

Анализ работы за курс 8 класса

Анализируя работу за прошлый учебный год можно сделать выводы:

8 «а» класс:

  1. усвоили основные географические понятия, географические особенности природы России
  2. овладели умениями работы с географическими картами
  3. познавательные интересы развиты, умеют самостоятельно приобретать новые знания
  4. типы заданий – разнообразные

8 «б» класс:

  1. недостаточно хорошо усвоили основные географические понятия, географические особенности природы России
  2. овладели умениями работы с географическими картами
  3. познавательные интересы развиты у небольшой части класса
  4. типы заданий – разнообразные
  5. больше внимания уделять выполнению домашних заданий, в поурочных планах спланировать повторение

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

Основные понятия

«Введение»  (1час)

1

Что изучает экономическая и социальная география. Россия на карте мира.

Практическая работа 1. (тренировочная) «Оценка экономико-географического положения России».

Экономическая география, социальная география. Географическое положение России.

Раздел 1. Хозяйство России (19 часов)

Тема 1. «Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование» (3 часа)

2

Понятие хозяйства. Его структура.

Структура хозяйства, отрасль хозяйства, производственная и непроизводственная сферы, межотраслевые комплексы, сферы (секторы) хозяйства, легкая и тяжелая промышленность.

3

Этапы развития хозяйства.

Аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны, этапы развития хозяйства России, рыночная экономика, циклы Кондратьева.

4

Географическое районирование.

географический район, природное и экономическое районирование, административно-территориальное деление.

Тема 2. «Главные отрасли и межотраслевые комплексы» (16 часов)

5

Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство.

Растениеводство, животноводство, сельскохозяйственные угодья, пашня, пастбища, сенокосы, сады. Товарное животноводство, продуктивность.

6

Зональная специализация сельского хозяйства.

Практическая работа № 2 (итоговая). «Определение по картам основных районов выращивания с/х культур, главных районов животноводства».

Зональная специализация, основные направления животноводства, умения работать с тематическими картами по выделению сельскохозяйственных  районов страны.

7

Агропромышленный комплекс. Пищевая и легкая промышленность.

Агропромышленный комплекс, звенья АПК, обеспечивающие отрасли, мелиорация, пищевая, легкая промышленность, отрасли пищевой и легкой промышленности, сырьевой и потребительский факторы размещения.

8

Лесной комплекс.

Практическая работа 3 (тренировочная).

«Выявление регионов страны, где окружающая среда наиболее подвержена воздействию лесной промышленности.

Лесная промышленность, лесозаготовка, деревообрабатывающая промышленность, целлюлозно-бумажная  промышленность.

9

Топливно-энергетический комплекс. ТЭК. Топливная промышленность. Угольная промышленность

Практическая работа 4 (тренировочная) Составление схемы «Структура ТЭК»

Топливно-энергетический комплекс, топливные ресурсы (нефть, газ, уголь, торф, горючие сланцы), топливно-энергетический  баланс.

10

Топливная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность.

Практическая работа № 5. (итоговая) «Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа)».

Открытый и шахтный способ добычи угля, месторождения нефти и газа, угольные бассейны.

11

Электроэнергетика.

Типы электростанций, единая энергетическая система (ЕЭС), крупнейшие ТЭЦ, ГЭС, АЭС.

12

Металлургический комплекс.

Металлургический комплекс России.

Практическая работа  6. (итоговая)

«Определение по картам главных факторов размещения металлургии».

Металлургия, черная и цветная металлургия, металлургический комбинат, стадии производства стали.

13

Машиностроительный комплекс.

Машиностроительный комплекс.

Практическая работа 7. (творческая) «Составление характеристики предприятий машиностроительного комплекса»

Машиностроительный комплекс, отрасли машиностроения, факторы размещения.

Специализация, кооперирование, трудоемкость, наукоемкость, металлоемкость, транспортный фактор.

14

Военно-промышленный комплекс (ВПК).

ВПК, отрасли ВПК, конверсия, наукоемкое производство, «закрытые» города.

15

Химическая промышленность.

 Химическая промышленность

Практическая работа 8. (тренировочная) «Составление схемы внутриотраслевых и межотраслевых связей».

Химическая промышленность, отрасли химической промышленности, центры химической промышленности, химизация страны.

16

Транспорт России.

Практическая работа 9. (итоговая) «Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору)

Транспорт и его отрасли, грузооборот, пассажирооборот, магистраль,

транспортный узел.

17

Информационная инфраструктура.

Информационная инфраструктура, телекоммуникационная сеть.

18

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.

Связь, торговля, наука, образование, медицина.

Непроизводственная сфера, сфера обслуживания, услуги.

19

Территориальное (географическое) разделение труда.

Отрасль специализации, географическое разделение труда.

20

Итоговый урок по теме «Народное хозяйство России».

Контроль знаний и умений по данной теме.

Раздел 2. Районы России (47 часов).

Тема 3. «Европейская часть России» (25 часов)

21

Восточно-Европейская равнина

Платформа, щит, возвышенности, низменности, оледенения, морена, «бараньи лбы», камы, овраги, балки, циклон, заморозки, засухи.

22

Волга.

Волга в истории и культуре, главный путь европейской части России, волжский каскад, крупнейшие города на Волге.

Центральная Россия  (7 час)

23

Центральная Россия. Состав. Географическое положение. Природные ресурсы.

ЭГП района, состав, природные ресурсы.

24

Центральный район: особенности населения

Особенности, характеризующие современное население  и трудовые ресурсы.

25

Хозяйство Центральной России.

Практическая работа10

(итоговая) «Составление схемы производственных связей Центрального района».

Специализация района, наукоемкие отрасли, ВПК, автомобилестроение, точное машиностроение, химия органического синтеза, текстильная промышленность.

26

Москва – столица России.

Инновационный центр, Московская агломерация, главные направления хозяйственного развития города, влияние Москвы на политическую, экономическую, культурную жизнь страны.

27

Города Центральной России. Народные промыслы Центральной России.

Практическая работа 11 (творческая). «Определение центров народных художественных промыслов Центральной России».

Урбанизация, агломерация, радиально-кольцевая структура, Москва, «Золотое кольцо России». Народные промыслы: вологодское кружево, поэтический мир Гжели, Хохлома, сказочный мир Палеха, узоры на подносах.

28

Центрально-Черноземный район

Называть отрасли специализации, объяснять внутрирайонные различия.

29

Волго-Вятский район

Называть отрасли специализации, объяснять внутрирайонные различия.

Северо-Западный район (3 часа)

30

Северо-Западная Россия. Географическое положение и природа.

Приморское положение, «окно в Европу», путь «Из варяг в греки», свободная экономическая зона.

31

Санкт-Петербург.

Практическая работа 12 (творческая). «Изучение географического положения С-Петербурга, планировки и облика»

ЭГП города, его хозяйственная специализация, культурно-исторические достопримечательности.

32

Калининградская область.

Анклав, портовое хозяйство.

Европейский Север (3 часа)

33

Европейский Север. Географическое положение и природа.

Практическая работа 13 (тренировочная). «Оценка природно-ресурсного потенциала района».

Северный флот, республики (Коми, Карелия), природные ресурсы.

34

Европейский Север. Этапы развития хозяйства.

ТЭК, ВПК, лесной комплекс, целлюлозно-бумажный комбинат.

35

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры.

Практическая работа 14 (творческая). «Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района»

Монастырская колонизация.

Поволжье (2 часа)

36

Поволжье. Состав. Географическое положение. Природные ресурсы.

ЭГП, главная ось, периферия района,      сельскохозяйственные угодья, засуха.

37

Поволжье. Население и хозяйство.

ТЭК, ВПК, агропромышленный комплекс, «автомобильный цех страны», каскад Волжских ГЭС.

Европейский Юг (Северный Кавказ) (4 часа)

38

Европейский Юг. Состав. Географическое положение. Природные ресурсы.

Практическая работа 15

(тренировочная). «Оценка природно-ресурсного потенциала района».

Геополитическое положение, международный транспортный коридор, природные рубежи, рекреационные ресурсы, минеральные источники.

39

Хозяйство Европейского Юга.

Практическая работа 16

 (творческая).

«Прогнозирование перспектив развития рекреационного хозяйства»

Агропромышленный комплекс, курортное хозяйство, многонациональность,  этнические конфликты.

40

Народы Северного Кавказа.

Народы Северного Кавказа, обычаи, традиции, культура и религия.

41

Южные моря России.

Урал (4 часа)

42

Уральский экономический район. Географическое положение и природа.

«Опорный регион России», Каменный пояс, «Минеральная кладовая».

43

Этапы развития и современное хозяйство.

Практическая работа 17 (итоговая). «Сравнение западной и восточной частей Урала по природным условиям и особенностям хозяйственного различия».

Горнодобывающая промышленность, металлургическая база, машиностроительный комплекс, специализация района.

44

Города Урала. Проблемы района.

Практическая работа 18 (творческая). «Оценка экологической ситуации в различных частях Урала. Определение путей решения экологических проблем».

Города: Екатеринбург, Пермь, Челябинск, экологические проблемы.

45

Обобщение знаний по теме «Европейская часть России»

Определить степень знания учащимися значительных экономико-географических объектов в европейской части России, определить уровень умения показывать на картах объекты.

Тема 4. «Азиатская часть России» (4 часа)

46

Природа Сибири.

Рельеф, климат, природные зоны, сибирские реки, Широтная зональность, высотная поясность.

47

Природа и ресурсы гор Южной Сибири

Складчато-глыбовые горы, горст, грабен, межгорные котловины, эрозионный рельеф, оледенение, температурная инверсия.

48

Арктические моря.

Моря Северного Ледовитого океана, северный морской путь, его значение.

49

Хозяйственное освоение Сибири. Население Сибири

Первая Камчатская экспедиция, Вторая Камчатская экспедиция, Великая северная экспедиция. Первые города в Сибири. Транссибирская магистраль, «закрытые города».

Западная Сибирь. (2 часа)

50

Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы.

Практическая

работа 19 (творческая)   «Разработка туристического маршрута по территории Западной Сибири».

ЭГП Западной Сибири, заболоченность, низменность, природные зоны.

51

Западная Сибирь. Хозяйство района.

Западно-Сибирский и Кузнецко-Алтайский комплекс, нефтегазоносная провинция, угольный бассейн, ТЭК, район  экологического бедствия.

Восточная Сибирь. (3 часа)

52

Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы.

Практическая работа 20 (тренировочная). «Составление характеристики гидроэнергетических ресурсов Восточной Сибири».

ЭГП Восточной Сибири, субъекты  в составе района, природные условия и ресурсы.

53

Байкал – жемчужина России. Проблемы Байкала

Рифтовая зона, сарма, баргузин, верховик, эндемичные виды, гидрохимические свойства воды, бумажные комбинаты.

54

Восточная Сибирь. Хозяйство района.

Практическая работа 21  (итоговая). «Сравнение природных условий, хозяйства Западной и Восточной Сибири».

Территориально-производственные комплексы (ТПК), ТЭК, гидроэнергетические ресурсы, угольный бассейн, полюс холода.

Хакасия (7 час)

55

Хакасия. Экономико-географическое положение Хакасии.

ЭГП Хакасии, соседи Хакасии (Красноярский край, Республика Алтай, республика Тыва, Кемеровская область).

56

Население и трудовые ресурсы Хакасии.

Многонациональная Хакасия, коренные жители, традиции и обычаи. Занятость населения.

57

Города Хакасии. Абакан – столица Хакасии.

Города Хакасии – Абакан, Саяногорск, Черногорск, Абаза, Сорск.

58

Природно-ресурсный потенциал Хакасии.

Природные ресурсы и условия Хакасии – потенциал развития экономики.

59

Общая характеристика хозяйства Хакасии. Промышленность РХ.

Хакасия высокоразвитый промышленный регион РФ. Главные отрасли промышленности РХ, крупные промышленные центры.

60

АПК Хакасии. Сфера услуг и производство товаров народного потребления. Транспорт.

Агропромышленный комплекс РХ – традиционная отрасль,

Транспорт РХ. Торговля, сфера услуг.

61

Внешние связи и проблемы развития Хакасии. Проблемы охраны  природы.

Экономические, исторические, культурные, политические связи РХ с другими регионами России.

Дальний Восток.  (6 часов)

62

Дальний Восток.

Формирование территории.

Практическая  работа 22 (итоговая). «Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияние на хозяйство региона»

Состав территории, его границы, географическое положение.

63

Природные ресурсы и условия Дальнего Востока.

Уссурийская тайга, эндемики, вулканы, гейзеры, вулканология, гидротермальные источники.

64

Моря Тихого океана.

Практическая работа 23 (итоговая). «Сравнительная характеристика морей Тихого океана»

Сравнительная характеристика морей Тихого океана – заполнение таблицы.

65

Население и хозяйство Дальневосточного  района

Состав района, характер расселения коренных народов и всего населения Дальнего Востока, влияние природных условий на жизнь народов района, отрасли специализации, промышленные центры.

66

Обобщение знаний по теме «Азиатская часть России»

Определить степень знания учащимися значительных экономико-географических объектов в азиатской  части России, определить уровень умения показывать на картах объекты.

67

Обобщение по теме «Районы России».

Определить степень знания учащимися значительных экономико-географических объектов на территории России, определить уровень умения показывать на картах объекты.

Заключение. «Россия в современном мире». (3 часа)

68

Роль и место России в международном географическом разделении труда. Связи России. Россия и сопредельные страны.

Практическая работа 24 (творческая). «Прогнозирование развития хозяйства России. Каков ваш прогноз?»

Международное географическое разделение труда, отрасли специализации России. Страны партнеры. Экспорт и импорт России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...