Рабочая программы по географии для 10 класса
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

для учителей географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_10_kl.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Боградская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МБОУ «Боградская сош»

Краснов Д.А.

«____»            2015 г.


СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по

УМР Лопатина С.А.

«____»              2015 г.



Рабочая программа учебного предмета  география

для  10 класса

2015 – 2016 учебный год


РАССМОТРЕНО:

на заседании методического

объединения учителей

химии, биологии, географии

____________________

Протокол №______

от  «       »           2015 г.

Руководитель МО

________________________

Составитель:

учитель географии, вк,

МБОУ «Боградская сош»

Надешкина Н.Ф.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Примерной типовой программы основного общего образования по географии;
  2. Программа среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень: авторская программа по географии. 6 - 10 кл. / Под ред. Сиротина В.Н. – М.: Дрофа, 2008г.
  3. Государственного образовательного стандарта по географии
  4. Учебник: Максаковский В.П., «Экономическая и социальная география мира». - М.: «Просвещение», 2012.

Учебно-методический комплект:

  1. Географический атлас с набором контурных карт. 10 класс.- М.: Дрофа, 2012

Дополнительная литература:

  1. Морозова Л.П. Олимпиады по географии. – Волгоград.: НТД «Корифей», 2011 г.
  2. Толмачева Е.Н. География 10 класс. Поурочные планы. – Волгоград.: «Учитель», 2012 г.
  3. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии к учебному комплекту В.П. Максаковского. – М.: «Вако», 2013 г.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). В 10 классе изучается раздел «Общая характеристика мира», «Региональная характеристика мира» и «Глобальные проблемы человечества», согласно БУП-2004г., УП МБОУ « Боградская сош»

В 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю)

В 10 классе – практических работ – 23

Резервное время – 1 час

Зачеты - 4

Форма итоговой аттестации – зачет

Распределение часов по разделам программы:

  • Введение – 4 ч.
  • Природные ресурсы – 6 ч.
  • Население – 5 ч.
  • НТР и Мировое хозяйство – 7 ч.
  • Отрасли мирового хозяйства – 10 ч.
  • Современная политическая карта мира – 3 ч.
  • Региональная характеристика мира – 29 ч.
  • Глобальные проблемы человечества – 2 ч.
  • Обобщающее повторение – 1 ч.
  • Резервное время – 1 ч.

Общая характеристика учебного предмета

Структура  программы по географии для среднего (полного) общего образования на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию базовый курс географии сочетает в себе элементы обшей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, особенностей разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у них познавательный интерес к другим народам и странам.

Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни  разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
  • нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических   вопросов   международной   жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, а также тенденций их возможного развития;
  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение географии 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10 и 11 классах.

 Программа рассчитана на 70 учебных часов. Резервное время при этом составляет 2часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ, согласно образовательной программе МБОУ « Боградская сош»

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне к ним относятся:

  • работа с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный  выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках раз личного типа, в том числе в геоинформационных системах;
  • обоснование суждений, доказательств, объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
  • владение основными видами публичных выступлений, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

При разработке  программы учитывались межпредметные связи. Для курса географии особенно важны межпредметные связи с курсами физики (НТР), биологии (Мировые природные ресурсы), истории (Население мира)  и экологии (Глобальные проблемы человечества). Структура примерной программы по географии для среднего (полного) общего образования на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формировании общей культуры и мировоззрения школьников, а также на решении воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, особенностей разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у них познавательный интерес к другим народам и странам.

Результаты обучения  в соответствии с ФГОС:

Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний (сравнивать, оценивать, объяснять).

Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников географической информации: таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия при географической характеристике регионов и стран мира.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены практико-ориентированные умения, необходимые, например, для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Оценочные практические работы

  1. Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.
  2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).
  3. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
  4. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.
  5. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.

Виды деятельности при реализации учебной программы:

  • Развивающий аспект на уроках географии направлен на развитие интеллектуальных способностей обучающихся: логической памяти, всех видов мышления, речи, внимания, воображения, формирование пространственной ориентации.
  • Уроки: диспуты, зачеты, игры, КВН, путешествия, соревнования, лекции, семинары, работа с контурными картами, атласами.
  • Технологии: проектные, исследовательские, критического мышления.

        Анализ работы за курс 9 класса

Анализируя работу за прошлый учебный год можно сделать выводы:

9 «б» класс:

1.усвоили основные географические понятия, географические особенности природы России

2.овладели умениями работы с картами

3.познавательные интересы развиты, умеют самостоятельно приобретать новые знания

4.типы заданий- разнообразные

9 «а» класс:

1.недостаточно хорошо усвоили основные географические понятия, географические особенности природы России

2.овладели умениями работы с картами

3.познавательные интересы развиты у небольшой части класса

4.типы заданий- разнообразные

5.больше внимания уделять выполнению домашнего задания, в поурочных планах спланировать повторение

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Дата

Тема урока

Элементы обязательного минимума образования

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ (4 часа)

1

Положение географии в системе наук

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта - особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод - один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных

2

Статистический метод. Виды статистических материалов

3

Другие способы и формы получения географической информации.

Практическая работа №1. Анализ карт различной тематики. Обозначение на контурной карте основных географических объектов. Составление картосхем и простейших карт. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и

закономерностей развития географических явлений и процессов.

4

Геоинформационные системы

Практическая работа № 2. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

Раздел II. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (6 часов)

5

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем

Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. Особенности использования разных видов природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование.

Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология

6

Природные ресурсы Земли, их виды

7

Ресурсо-обеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий

8

Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли

9

Основные типы природопользования. Источники загрязнения

10

Практическая работа № 3 «Оценка обеспеченности разных регионов и

стран основными видами природных ресурсов»

Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ (5 часов)

11

Численность, динамика и размещение населения мира. Воспроизводство и миграции населения

Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения.

Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население.

Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших

стран и регионов мира

12

Структура населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира

Практическая работа № 4. Определение демографической ситуации и

особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

13

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира

Практическая работа № 5. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

14

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений.

Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира

Практическая работа № 6. Оценка особенностей уровня и качества

жизни населения в разных странах и регионах мира

15

Обобщающее повторение

Раздел IV. НТР И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (7 часов)

16

НТР и мировое хозяйство. Научно-техническая революция

Научно-техническая революция. Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов,

изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством

17

Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда, международная экономическая интеграция

Практическая работа № 7. Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства, типологической

схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны.

18

Международная специализация и кооперирование - интеграционные

зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК)

Практическая работа №  8. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил

19

Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы

20

Воздействие НТР на мировое хозяйство

21

Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах. Экономическое районирование

22

Обобщающее повторение

Раздел V. ОТРАСЛИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (10 часов)

23

География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика

Мировое хозяйство и этапы его развития. Основные центры мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Экономическая интеграция. Интеграционные группировки. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы

в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике.

24

Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии черной и цветной металлургии

25

Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленность. Главные страны и районы

Практическая работа № 9. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира. Составление ЭГХ машиностроения мира

26

Промышленные районы мира. Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс (агробизнес), «зеленая революция»

Практическая работа №  10. Определение стран экспортеров, основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

27

География транспорта. Мировая транспортная система

28

Внешние экономические связи

29

География мировых валютно-финансовых отношений

30

Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Международная торговля: основные на правления и структура.

Главные центры мировой торговли

31

Практическая работа №11«Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира»

32

Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время

Практическая работа №12 . Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира», характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени

Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и место России в современном мире

33

Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно-

территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география

34

Экономическая дифференциация мира. Роль и место России в современном мире

Раздел II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (29 часа)

Тема 2. Зарубежная Европа (по отношению к странам СНГ) (5 часов)

35

Общая характеристика Зарубежной Европы. Население Зарубежной Европы

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения,

хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран

36

Хозяйство. Международные экономические связи

37

Восточная Европа, Средняя Европа, Северная Европа, Южная Европа

Практическая работа № 13. Изучение проблемы природных и трудовых

ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы. Создание

экономико-географического обоснования размещения двух-трех отраслей промышленности в одной из стран

38

Европейские страны «Большой семерки»: Франция, ФРГ, Великобритания, Италия

Практическая работа № 14. Составление «Сравнительной экономико-

географической характеристики двух стран «Большой семерки»

39

Итоговый урок по теме

Тема 3. Зарубежная Азия (по отношению к странам СНГ) (5 часов)

40

Общая характеристика Зарубежной Азии

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран

41

Субрегионы Зарубежной Азии. Китай.

Практическая работа № 15. Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая, объяснение причин.

42

Япония

Практическая работа №  16. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

43

Индия.

Практическая работа №  17. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии

44

. Зачет по теме «Зарубежная Азия»

Тема 4. Африка (4 часа)

45

«Визитная карточка» региона

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние

географические различия стран

46

Деление Африки на субрегионы

Практическая работа №18. Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов. Страны, которые имеют наибольшие перспективы

успешного развития

47

ЮАР

48

Обобщающее повторение по теме

Тема 5. Северная Америка (4 часа)

49

«Визитная карточка» региона

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Северной Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы

развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран

50

США. Хозяйство. Макрорегионы

Практическая работа № 19. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнения. Объяснение влияния природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения

51

Канада

52

Итоговый урок по теме «Северная Америка»

Тема 6. Латинская Америка (4 часа)

53

«Визитная карточка» региона

Практическая работа № 20. Составление программы освоения новой

территории с перспективой ее экономического развития в XXI веке

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства,  культуры; современные проблемы

развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран

54

Бразилия

55

Аргентина, Мексика

56

Итоговый урок по теме «Латинская Америка»

Тема 7. Австралия и Океания (1 час)

57

Комплексная характеристика региона

Практическая работа № 21. Составление картосхемы, отражающей

международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Австралии и Океании. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры; современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран

Тема 8. Россия в современном мире (6 часов)

58

Россия на политической карте мира

Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации. Характеристика современного этапа преобразования

59

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации

Практическая работа № 22. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития. Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции

60

Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений

Преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии и структуры Международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества Независимых Государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и

Геоэкологических проектах

61

Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей

62

Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества Независимых Государств (СНГ).

63

Участие России в Международных социально-экономических и

Геоэкологических проектах

Раздел III. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (2 часа)

Тема 9. Глобальные проблемы человечества (2 часа)

64

Понятие о глобальных проблемах

Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и продовольственная проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. Преодоление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества

65

Взаимосвязь глобальных проблем.

Практическая работа № 23. Разработка проекта решения одной из проблем

66

Обобщающее повторение по теме

67

Обобщающее повторение курса географии

68

Резерв времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...