Рабочая программы по географии для 10 класса
рабочая программа по географии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боградская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ «Боградская сош»
Краснов Д.А.
«____» 2015 г.
СОГЛАСОВАНО:Зам. директора по
УМР Лопатина С.А.
«____» 2015 г.
Рабочая программа учебного предмета география
для 10 класса
2015 – 2016 учебный год
РАССМОТРЕНО:на заседании методического
объединения учителей
химии, биологии, географии
____________________
Протокол №______
от « » 2015 г.
Руководитель МО
________________________
Составитель:
учитель географии, вк,
МБОУ «Боградская сош»
Надешкина Н.Ф.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Примерной типовой программы основного общего образования по географии;
- Программа среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень: авторская программа по географии. 6 - 10 кл. / Под ред. Сиротина В.Н. – М.: Дрофа, 2008г.
- Государственного образовательного стандарта по географии
- Учебник: Максаковский В.П., «Экономическая и социальная география мира». - М.: «Просвещение», 2012.
Учебно-методический комплект:
- Географический атлас с набором контурных карт. 10 класс.- М.: Дрофа, 2012
Дополнительная литература:
- Морозова Л.П. Олимпиады по географии. – Волгоград.: НТД «Корифей», 2011 г.
- Толмачева Е.Н. География 10 класс. Поурочные планы. – Волгоград.: «Учитель», 2012 г.
- Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии к учебному комплекту В.П. Максаковского. – М.: «Вако», 2013 г.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). В 10 классе изучается раздел «Общая характеристика мира», «Региональная характеристика мира» и «Глобальные проблемы человечества», согласно БУП-2004г., УП МБОУ « Боградская сош»
В 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю)
В 10 классе – практических работ – 23
Резервное время – 1 час
Зачеты - 4
Форма итоговой аттестации – зачет
Распределение часов по разделам программы:
- Введение – 4 ч.
- Природные ресурсы – 6 ч.
- Население – 5 ч.
- НТР и Мировое хозяйство – 7 ч.
- Отрасли мирового хозяйства – 10 ч.
- Современная политическая карта мира – 3 ч.
- Региональная характеристика мира – 29 ч.
- Глобальные проблемы человечества – 2 ч.
- Обобщающее повторение – 1 ч.
- Резервное время – 1 ч.
Общая характеристика учебного предмета
Структура программы по географии для среднего (полного) общего образования на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию базовый курс географии сочетает в себе элементы обшей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, особенностей разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у них познавательный интерес к другим народам и странам.
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, а также тенденций их возможного развития;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение географии 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10 и 11 классах.
Программа рассчитана на 70 учебных часов. Резервное время при этом составляет 2часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ, согласно образовательной программе МБОУ « Боградская сош»
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне к ним относятся:
- работа с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках раз личного типа, в том числе в геоинформационных системах;
- обоснование суждений, доказательств, объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
- владение основными видами публичных выступлений, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса географии особенно важны межпредметные связи с курсами физики (НТР), биологии (Мировые природные ресурсы), истории (Население мира) и экологии (Глобальные проблемы человечества). Структура примерной программы по географии для среднего (полного) общего образования на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формировании общей культуры и мировоззрения школьников, а также на решении воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, особенностей разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у них познавательный интерес к другим народам и странам.
Результаты обучения в соответствии с ФГОС:
Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний (сравнивать, оценивать, объяснять).
Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников географической информации: таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия при географической характеристике регионов и стран мира.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены практико-ориентированные умения, необходимые, например, для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Оценочные практические работы
- Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.
- Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).
- Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
- Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.
- Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.
Виды деятельности при реализации учебной программы:
- Развивающий аспект на уроках географии направлен на развитие интеллектуальных способностей обучающихся: логической памяти, всех видов мышления, речи, внимания, воображения, формирование пространственной ориентации.
- Уроки: диспуты, зачеты, игры, КВН, путешествия, соревнования, лекции, семинары, работа с контурными картами, атласами.
- Технологии: проектные, исследовательские, критического мышления.
Анализ работы за курс 9 класса
Анализируя работу за прошлый учебный год можно сделать выводы:
9 «б» класс:
1.усвоили основные географические понятия, географические особенности природы России
2.овладели умениями работы с картами
3.познавательные интересы развиты, умеют самостоятельно приобретать новые знания
4.типы заданий- разнообразные
9 «а» класс:
1.недостаточно хорошо усвоили основные географические понятия, географические особенности природы России
2.овладели умениями работы с картами
3.познавательные интересы развиты у небольшой части класса
4.типы заданий- разнообразные
5.больше внимания уделять выполнению домашнего задания, в поурочных планах спланировать повторение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата | Тема урока | Элементы обязательного минимума образования | ||||
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ (4 часа) | |||||||
1 | Положение географии в системе наук | Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта - особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура. Статистический метод - один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных | |||||
2 | Статистический метод. Виды статистических материалов | ||||||
3 | Другие способы и формы получения географической информации. Практическая работа №1. Анализ карт различной тематики. Обозначение на контурной карте основных географических объектов. Составление картосхем и простейших карт. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. | ||||||
4 | Геоинформационные системы Практическая работа № 2. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме. | ||||||
Раздел II. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (6 часов) | |||||||
5 | Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем | Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. Особенности использования разных видов природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование. Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология | |||||
6 | Природные ресурсы Земли, их виды | ||||||
7 | Ресурсо-обеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий | ||||||
8 | Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли | ||||||
9 | Основные типы природопользования. Источники загрязнения | ||||||
10 | Практическая работа № 3 «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов» | ||||||
Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ (5 часов) | |||||||
11 | Численность, динамика и размещение населения мира. Воспроизводство и миграции населения | Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира | |||||
12 | Структура населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира Практическая работа № 4. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира. | ||||||
13 | Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира Практическая работа № 5. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами. | ||||||
14 | Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира Практическая работа № 6. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира | ||||||
15 | Обобщающее повторение | ||||||
Раздел IV. НТР И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (7 часов) | |||||||
16 | НТР и мировое хозяйство. Научно-техническая революция | Научно-техническая революция. Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством | |||||
17 | Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда, международная экономическая интеграция Практическая работа № 7. Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства, типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны. | ||||||
18 | Международная специализация и кооперирование - интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК) Практическая работа № 8. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил | ||||||
19 | Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы | ||||||
20 | Воздействие НТР на мировое хозяйство | ||||||
21 | Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах. Экономическое районирование | ||||||
22 | Обобщающее повторение | ||||||
Раздел V. ОТРАСЛИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (10 часов) | |||||||
23 | География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика | Мировое хозяйство и этапы его развития. Основные центры мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Экономическая интеграция. Интеграционные группировки. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике. | |||||
24 | Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии черной и цветной металлургии | ||||||
25 | Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленность. Главные страны и районы Практическая работа № 9. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира. Составление ЭГХ машиностроения мира | ||||||
26 | Промышленные районы мира. Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс (агробизнес), «зеленая революция» Практическая работа № 10. Определение стран экспортеров, основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг. | ||||||
27 | География транспорта. Мировая транспортная система | ||||||
28 | Внешние экономические связи | ||||||
29 | География мировых валютно-финансовых отношений | ||||||
30 | Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля: основные на правления и структура. Главные центры мировой торговли | ||||||
31 | Практическая работа №11«Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира» | ||||||
32 | Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время Практическая работа №12 . Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира», характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени | Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и место России в современном мире | |||||
33 | Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно- территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география | ||||||
34 | Экономическая дифференциация мира. Роль и место России в современном мире | ||||||
Раздел II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (29 часа) | |||||||
Тема 2. Зарубежная Европа (по отношению к странам СНГ) (5 часов) | |||||||
35 | Общая характеристика Зарубежной Европы. Население Зарубежной Европы | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран | |||||
36 | Хозяйство. Международные экономические связи | ||||||
37 | Восточная Европа, Средняя Европа, Северная Европа, Южная Европа Практическая работа № 13. Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы. Создание экономико-географического обоснования размещения двух-трех отраслей промышленности в одной из стран | ||||||
38 | Европейские страны «Большой семерки»: Франция, ФРГ, Великобритания, Италия Практическая работа № 14. Составление «Сравнительной экономико- географической характеристики двух стран «Большой семерки» | ||||||
39 | Итоговый урок по теме | ||||||
Тема 3. Зарубежная Азия (по отношению к странам СНГ) (5 часов) | |||||||
40 | Общая характеристика Зарубежной Азии | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран | |||||
41 | Субрегионы Зарубежной Азии. Китай. Практическая работа № 15. Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая, объяснение причин. | ||||||
42 | Япония Практическая работа № 16. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии. | ||||||
43 | Индия. Практическая работа № 17. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии | ||||||
44 | . Зачет по теме «Зарубежная Азия» | ||||||
Тема 4. Африка (4 часа) | |||||||
45 | «Визитная карточка» региона | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран | |||||
46 | Деление Африки на субрегионы Практическая работа №18. Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов. Страны, которые имеют наибольшие перспективы успешного развития | ||||||
47 | ЮАР | ||||||
48 | Обобщающее повторение по теме | ||||||
Тема 5. Северная Америка (4 часа) | |||||||
49 | «Визитная карточка» региона | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Северной Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран | |||||
50 | США. Хозяйство. Макрорегионы Практическая работа № 19. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнения. Объяснение влияния природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения | ||||||
51 | Канада | ||||||
52 | Итоговый урок по теме «Северная Америка» | ||||||
Тема 6. Латинская Америка (4 часа) | |||||||
53 | «Визитная карточка» региона Практическая работа № 20. Составление программы освоения новой территории с перспективой ее экономического развития в XXI веке | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры; современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран | |||||
54 | Бразилия | ||||||
55 | Аргентина, Мексика | ||||||
56 | Итоговый урок по теме «Латинская Америка» | ||||||
Тема 7. Австралия и Океания (1 час) | |||||||
57 | Комплексная характеристика региона Практическая работа № 21. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Австралии и Океании. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры; современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран | |||||
Тема 8. Россия в современном мире (6 часов) | |||||||
58 | Россия на политической карте мира | Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации. Характеристика современного этапа преобразования | |||||
59 | Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации Практическая работа № 22. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития. Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции | ||||||
60 | Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений | Преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии и структуры Международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества Независимых Государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и Геоэкологических проектах | |||||
61 | Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей | ||||||
62 | Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества Независимых Государств (СНГ). | ||||||
63 | Участие России в Международных социально-экономических и Геоэкологических проектах | ||||||
Раздел III. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (2 часа) | |||||||
Тема 9. Глобальные проблемы человечества (2 часа) | |||||||
64 | Понятие о глобальных проблемах | Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и продовольственная проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. Преодоление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества | |||||
65 | Взаимосвязь глобальных проблем. Практическая работа № 23. Разработка проекта решения одной из проблем | ||||||
66 | Обобщающее повторение по теме | ||||||
67 | Обобщающее повторение курса географии | ||||||
68 | Резерв времени |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...