Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Шишкина Наталья Анатольевна

Рабочая программа по географии 6 класс составлена на основе  УМК «ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ».  Автор: И.В.Душина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_6_klass.docx125.39 КБ

Предварительный просмотр:


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка………………………………..

3

2.

Общая характеристика учебного предмета…………..

4

3.

 Описание места учебного предмета в учебном плане………….

5

4.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета…………………………………………………

5

5.

Содержание учебного предмета………………………

8

6.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности…………………………..

12

7.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности………………………………………………..

11

8.

Планируемые результаты изучения учебного предмета……………………………………………….

24-25

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Программа по географии для 6 класса составлена в качестве приложения к  к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СШ № 40» на основе:

             1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010г. №1897;

            2. Фундаментального ядра содержания общего образования;

            3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ № 40»;

             4. Примерной  программы по  учебному предмету География 5-9 классы (Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)  

Используемый УМК  «География. 5–9 классы» под ред. В. П. Дронова (Классическая линия учебников по географии для 5-9 классов) включает в себя учебник «География. Начальный курс. 6 класс» (авторы Т.П. Герасимова, П. Неклюкова).

Цели обучения:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, ее разнообразии и целостности; путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности, использовать географическую карту для поиска и демонстрации географических данных;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране;

- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

Задачи обучения:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;

- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;

- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

             Уровень познавательной активности и интеллектуальных способностей 6-х классов представлен в следующей характеристике:

    6А класс: % успеваемости – 100%, % качества – 92%, что соответствует достаточному уровню в обучении;

    6Б класс: % успеваемости – 100%, % качества – 38,5%, что соответствует допустимому уровню в обучении;

    6 В класс: % успеваемости – 100%, % качества – 35,7%, что соответствует допустимому уровню в обучении.

             При обучении географии в 6 классе основными формами работы являются: учебная исследовательская деятельность, работа в системе погружения, коллективная, групповая, индивидуальная. Использование игровых технологий, технологий личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, развивающее обучение; проблемное обучение; коммуникативное обучение; проектная технология игровые технологии; диалог культур; информационно-коммуникативные технологии способствует формированию основных компетенций обучающихся, развитию их познавательной активности. Используются методы словесно-наглядные, практические, иллюстративные.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Материал курса сгруппирован в 3 раздела. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей.

Первый  раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел «Население земли» призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о человечестве как о едином целом.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

3.  ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

      В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

 Программа рассчитана на 1 час в неделю. В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 35 учебных недель в 6-х классах, то на программу в 6 классе отводится1 час в неделю. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по географии.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные  результаты  курса  «География. Начальный курс»  основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД:

Предметными результатами освоения программы по географии являются:
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

   5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

             Введение (2 часа)

             География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками. Солнечная система. Планеты Солнечной системы.  Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли.

            Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.

             Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гамма, Ф. Магеллан, Эль Кано,  И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.

                      Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли. План местности.  (11 часов)

Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт,  в практической деятельности человека.

            Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

 Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки.(20 часов)

            Литосфера (5 часов)

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические.  Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод,  ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

             Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические,  метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

                Гидросфера (7 часов).

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования.  Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.  Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота,  ледники (горные и покровные). Природные памятники гидросферы.

                 Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

                 Атмосфера (6 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

 Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к  климатическим условиям.

                  Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

                    Биосфера (2 часа)

Взаимосвязи биосферы с другими геосферами. Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга .

        Основные понятия: биосфера, Красная книга.

        Персоналии: В.П.Вернадский

  Раздел 3. Население Земли. (1 час)

Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населённых пунктов.

         Основные понятия: Человеческие расы типы, населённых пунктов.

Географическая номенклатура:

 Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

 Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

 Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский. Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

 Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

 Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские.

Количество часов: всего - 35 часов, в неделю - 1 часа; практических работ - 10, из них оценочных - 7.

Оценочные практические работы

  1. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдения за погодой, фенологическими явлениями; измерению высоты над горизонтом, ориентированию по Солнцу.
  2. Топографический диктант.
  3. Ориентирование на местности.
  4. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
  5. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе на своей местности).
  6. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.
  7. Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, острова, полуострова.

Учебно-тематический план.    

Тема

Количество

часов

1

Введение. География,  как наука.

2

2

Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли. План местности

11

3

Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки.

Литосфера

Гидросфера

Атмосфера

Биосфера

20

5

7

6

2

4

Раздел3. Население Земли.

2

5

итого

35

Формы контроля результатов образовательной деятельности

№ п/п

Форма контроля

№ урока

дата

1.

Практическая работа №1. Организация работы по составлению календаря погоды (наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра)

1

2.

Входной контрольный срез.

4

3.

Топографический диктант.

3

4.

Ориентирование на местности.

5

5.

Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними. 

6

6.

Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе на своей местности).

12

12н

7.

Промежуточный контрольный срез.

13

13н

8.

Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.

19

19н

9.

Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, острова, полуострова.

22

22н

10.

Итоговый контрольный срез.

32

32н

Региональный компонент осуществляется через программный материал в количестве 8 часов:

№ урока

Тема урока

1.

5

Стороны горизонта. Ориентирование.

2

7

Составление простейших планов местности

3.

11

Географическая широта

4.

12

Географическая долгота. Географические координаты.

5.

23

Реки

6.

24

Озера

7.

30

Погода и климат

8.

32

Разнообразие и распространение организмов на Земле

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ уро

ка

Дата урока

Тема урока

Тип урока

Формируемые

УУД

Форма контроля

Домашнее задание

план

факт

Элементы содержания

                                                                                                      Раздел 1.  Введение (2часа)

1.

1н.

1н.

Открытие, изучение и преобразование Земли.

Урок изучения нового материала.

№1. Организация работы по составлению календаря погоды (наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра)

Предметные: результаты выдающихся открытий и путешествий;

Метапредметные: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование. Сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств;

Личностные: осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.

Выборочный опрос. Самоконтроль, взаимоконтроль.

П.1

2.

2н.

2н.

Земля – планета Солнечной системы.

Урок усвоения новых знаний

Предметные:

 взаимосвязь частей Солнечной системы и их влияние на процессы, происходящие на Земле.

Метапредметные: географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и движения вокруг Солнца.

Личностные: понимание смены времен года, изменение длины дня и ночи.

Фронтальный опрос. Самоконтроль, взаимоконтроль.

П.2

Раздел 2.  Виды изображения поверхности Земли (11 часов)

План местности (5часов)

3.

3н.

3н.

Понятие о плане местности.

Урок формирования новых знаний

№2 Чтение условных знаков. Топографический диктант

Предметные:

1) способы изображения земной поверхности; 2) содержание понятий: план местности, масштаб.

Метапредметные: участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге; умение пользоваться масштабом, определять стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; определять расстояния, читать план местности, сравнивать полученные результаты с ожидаемым.

Личностные: чтение и анализ планов местности, практическое применение планов в различной хозяйственной деятельности.

Самоконтроль, взаимоконтроль.

П.3

4.

4н.

4н.

Масштаб.

Урок формирования новых знаний

Фронтальный опрос. Самоконтроль, взаимоконтроль.

П.4

5.

5н.

5н.

Стороны горизонта. Ориентирование

Практикум

№3 Работа с компасом по ориентированию. Определение направлений и расстояний.

Тест

П.5

6.

6н.

6н.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Урок формирования новых знаний

№4 Определение относительно и абсолютной высоты. Измерение объектов относительно высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями (построение холма)

Выборочный опрос. Самоконтроль, взаимоконтроль.

П.6

7.

7н.

7н.

Составление простейших планов местности.

Практикум

№5. Составление плана маршрутной съемки по описанию.

Фронтальный опрос. Самоконтроль, взаимоконтроль.

П.7

                                                                                             Географическая карта (6 часов)

8.

8н.

8н.

Форма и размеры Земли.

Урок формирования новых знаний

№6. Правила оформления к/к. Обозначение на к/к материков и океанов, элементов градусной сети.

Предметные:  стороны горизонта,  работать с планом местности и географической картой.

Метапредметные: уметь управлять своей познавательной деятельностью, организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, с предложенным планом.

Личностные: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях, использование разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Самоконтроль, взаимоконтроль. Фронтальный опрос.

П.8

9.

9н.

9н.

Географическая карта.

Урок формирования новых знаний

Самоконтроль, взаимоконтроль. Фронтальный опрос.

П.9

10.

10н.

10н.

Градусная сеть на глобусах и картах.

Урок формирования новых знаний

Тестирование

П.10

11.

11н.

11н.

Географическая широта.

Урок формирования новых знаний

№8. Обозначение на к/к местоположения своего населенного пункта, направления и расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря, озера, реки. Р.т. с.2, 22

Самоконтроль, взаимоконтроль. Фронтальный опрос.

П.11

12.

12н.

12н.

Географическая долгота. Географические координаты.

Урок формирования новых знаний

№7. Определение географических координат точек и точек по географическим координатам.

Самоконтроль, взаимоконтроль. Фронтальный опрос.

П.12

13.

13н.

13н.

Изображение на физических картах высот и глубин.

Урок формирования новых знаний

№9. Определение по карте высот и глубин объектов.

Самоконтроль, взаимоконтроль. Фронтальный опрос.

П.13

                                                                                 Раздел 3. Строение Земли. Земные оболочки.

14.

14н.

14н.

Земля и ее внутреннее строение.

Урок формирования новых знаний

№ 10. Характеристика карты своей местности.

Предметные:

называть и показывать основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, объяснять понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые.

Метапредметные: работать с контурной картой, описание по типовому плану гор и равнин земного шара.

Личностные: образование гор и равнин, влияние рельефа на жизнь человека, обеспечение личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.

Самоконтроль, взаимоконтроль. Фронтальный опрос.

П.14

15.

15н.

15н.

Движение земной коры. Вулканизм.

Урок формирования новых знаний

к/к – обозначение вулканов – р.т. с.44-45

Самоконтроль, взаимоконтроль. Фронтальный опрос.

П.15

16.

16н.

16н.

Рельеф суши. Горы.

Урок формирования новых знаний

№12. Описание горной страны по типовому плану. – р т с. 16-17, к/к – горы, отдельные вершины –р т с. 46-47

Контрольный тест по теме.

П.16

17.

17н.

17н.

Равнины суши.

Урок формирования новых знаний

№ 13. Описание равнины по типовому плану. Р.т. с. 16-17, к/к – крупные равнины – р.т. с. 46-47.

Самоконтроль, взаимоконтроль. Фронтальный опрос.

П.17

18.

18н.

18н.

Рельеф дна Мирового океана.

Урок формирования новых знаний

№14. Описание рельефа дна по типовому плану – р.т. с. 24.

Контрольный тест по теме.

П.18

Гидросфера (7 часов)

19.

19н.

19н.

Вода на Земле.

Урок формирования новых знаний

№ 15. Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта (сочинение, отдельный лист)

Предметные: 1)  состав гидросферы, 2)составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, 3)состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, 4)меры по их бережному использованию и охране.

Метапредметные: приобретение практических умений: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубин океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождение.

Личностные: знание роли гидросферы в природе, практическое значение вод в жизни человека, необходимость охраны вод от загрязнений.

Самоконтроль, взаимоконтроль. Фронтальный опрос.

П.19

20.

20н.

20н.

Части Мирового океана. Свойства вод океана.

Урок формирования новых знаний

№ 16. Определение по карте расстояния от своего населенного пункта до  ближайшего моря. На к/к – океаны, моря, острова, полуострова, проливы, заливы – р.т. с. 26-27, с. 48-49.

Самоконтроль, взаимоконтроль. Фронтальный опрос.

П.20

21.

21н.

21н.

Движение воды в океане.

Урок формирования новых знаний

Самоконтроль, взаимоконтроль. Фронтальный опрос.

П.21

22.

22н.

22н.

Подземные воды.

Урок формирования новых знаний

Самоконтроль, взаимоконтроль. Фронтальный опрос.

П.22

23.

23н.

23н.

Реки.

Урок формирования новых знаний

№ 18. Характеристика реки по типовому плану. к/к – основные речные системы – р.т. с. 50-51

Самоконтроль, взаимоконтроль. Фронтальный опрос.

П.23

24.

24н.

24н.

Озера.

Урок формирования новых знаний

№ 19. Характеристика озера по типовому плану. к/к – основные озера, каналы – р.т. с. 52-53

Самоконтроль, взаимоконтроль. Фронтальный опрос.

П.24

25.

25н.

25н.

Ледники.

Урок формирования новых знаний

Предметные: 1)  состав гидросферы, 2)составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, 3)состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, 4)меры по их бережному использованию и охране.

Метапредметные: приобретение практических умений: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубин океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождение.

Личностные: знание роли гидросферы в природе, практическое значение вод в жизни человека, необходимость охраны вод от загрязнений.

Контрольный тест по теме.

П.25

Атмосфера (6 часов)

26.

26н.

26н.

Атмосфера: строение, значение, изучение.

Урок формирования новых знаний

Предметные: пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы), объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.

Личностные:

наблюдена за погодой и климатом: определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур. Сравнение и анализ данных наблюдений. Влияние погоды и климата на человека.

Фронтальный опрос. Самоконтроль, взаимоконтроль.

П.26

27.

27н.

27н.

Температура воздуха.

Урок формирования новых знаний

№ 20. Составление графика температур. Определение средних температур. – р.т. с. 29.

Фронтальный опрос. Самоконтроль, взаимоконтроль.

П.27

28.

28н.

28н.

Атмосферное давление. Ветер.

Урок формирования новых знаний

№ 21. Построение графика « розы ветров» - р.т. с. 33

Самоконтроль, взаимоконтроль. Фронтальный опрос.

П.28

29.

29н.

29н.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

Урок формирования новых знаний

Определение степени облачности, формы облаков.

№22. Построение диаграммы осадков.

Фронтальный опрос. Самоконтроль, взаимоконтроль.

П.29

30.

30н.

30н.

Погода и климат.

Урок формирования новых знаний

№ 23. Построение диаграммы типов погод.

 № 24. Описание наблюдаемой погоды и климата своей местности. – р. Т. с. 34.

Самоконтроль, взаимоконтроль. Фронтальный опрос.

П.30

31.

31н.

31н.

Причины, влияющие на климат.

Урок закрепления изученного

Контрольный тест по теме.

П.31

Биосфера (3 часа)

32.

32н.

32н.

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

Урок формирования новых знаний

Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

№ 25. Наблюдение за погодой: установление сроков начала времен года (устно).

Предметные: использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию.

Метапредметные: по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты

Личностные: осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования, осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях

Самоконтроль, взаимоконтроль. Фронтальный опрос.

П.32

33.

33н.

33н.

Природный комплекс.

Урок формирования новых знаний

№ 26. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком

 ( устно).

№ 27. Наблюдение и описание отдельных природных объектов. Выявление взаимосвязей природных компонентов. – р. Т. с. 37

Самоконтроль, взаимоконтроль. Фронтальный опрос.

П.33

34.

34н.

34н.

Население Земли.

Урок формирования новых знаний

Фронтальный опрос. Самоконтроль, взаимоконтроль.

П.34, доп. материал

35.

35н.

35н.

Закрепление и обобщение изученного.

Урок обобщения изученного

Контрольный тест по теме.

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности:

    1 Т.М.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс . М.: Дрофа, 2007

    2.Начальный курс географии. 6 класс.: атлас .  Дрофа.

      3 Начальный курс географии. 6 класс.: комплект контурных карт. Дрофа

      4.Начальный курс географии. 6 класс. рабочая тетрадь к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой /А.В. Шатных.   Дрофа.

     5. Физическая карта полушарий; физическая карта мира; физическая карта России.

      6. Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

  аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации,

  • компьютер,
  • мультимедиапроектор,
  • медиатека,

        - комплект географических карт и тематических таблиц по всем разделам   школьного курса географии;  

       - комплект портретов выдающихся географов и путешественников;

   библиотека учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;

   - картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации 'самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ и т. д.;

стенды для экспозиционных материалов.

Рабочая программа разработана к УМК:

Базовый учебник

  Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2013.

Методическое пособие для ученика

  • Сиротин В.И. География: Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2013.
  • География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2013.

Дополнительная литература:

1.В.П.Дронов. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2012

2. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обучающийся научится:

  1.  использовать основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...