Рабочая программа по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему
Рабочая программа по географии 10 класс составлена на основе УМК «Экономическая и социальная география мира». Авторы: Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_10_klass.docx | 131.74 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка……………………………….. | 3 |
2. | Общая характеристика учебного предмета………….. | 3 |
3. | Место учебного предмета в учебном плане…………. | 4 |
4. | Результаты изучения учебного предмета………………………………………………… | 4 |
5. | Содержание учебного предмета……………………… | 10 |
6. | Тематическое планирование………………………….. | 17 |
7. | Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса……………………………………………….. | 40 |
8. | Планируемые результаты изучения учебного предмета………………………………………………. | 41 |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Экономическая и социальная география мира» составлена для 10 классов составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июня 2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312».
Программа по курсу «Экономическая и социальная география мира» (10 класс, 35 часов) Авторы: Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский.
Программа данного курса соответствует образовательному стандарту и полностью реализует федеральный компонент среднего образования по географии в 10 классах. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются по выбору на базовом или профильном уровне. На базовом уровне на изучение предмета отводиться 35часов учебного времени в 10 классах. Курс «География. Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у обучающихся представление и понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются на базовом или углубленном уровне. На базовом уровне на изучение предмета отводится 70 часов учебного времени в 10 классе или 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе
Используемый УМК «Экономическая и социальная география мира» включает в себя учебник для общеобразовательных учреждений (авторы Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский.).
Цель: сформировать у обучающихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
Развить пространственно-географическое мышление;
Воспитать уважение к культурам других народов и стран;
Сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
Научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
Воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.
Задача: обучить и воспитать географически грамотных граждан, готовых и к осознанному выбору профессии, и к будущей работе на благо своей страны.
Особенностью программы является классическая трактовка курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в ФГОС, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным требованиям. Кроме того, учебник, написанный на базе данной программы, опирается на современные статистические данные.Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части: «Общая характеристика мира» и «Региональная характеристика мира», несколько изменено распределение тематического материала в рамках разделов. Так в один раздел «Взаимоотношения природы и общества» объединены две темы, посвященные природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение темы должно происходить после раздела «Население мира».
Раздел «Политическая карта мира» включен во вторую часть курса и изучается не в начале учебного года, а в середине. Перемещение этого раздела в региональную часть курса позволяет разделить материал на две равноценные и вполне самостоятельные части. Это делает возможным гибкое использование данной программы.
Перенос темы «Политическая карта мира», где речь идет о типологии стран современного мира, в середину курса привел к необходимости изучения классификации стран по уровню социально-экономического развития в самом начале первой части. Ведь говорить о населении и природных ресурсах мира, а также о проблемах, которые с ними связаны, без представления о двух полюсах современного мира просто невозможно.
Спецификой этой программы также является и включение в региональный раздел темы, посвященной России. Эта тема не дублирует материал, изучаемый в 9 классе. Изучение России в курсе экономической географии мира – это следствие того, что наша страна всегда была и остается частью мирового хозяйства, причем ее место в этом мировом хозяйстве постоянно меняется. В остальном настоящая программа является достаточно традиционной. Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Современная география», в ней речь идет о сущности современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает географическая наука, а также используемые ею научные методы.
Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.
Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложного клубка этно-религиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с историей, обществознанием.
Следующая тема, которую для краткости можно назвать «Взаимоотношения природы и общества», также во многом посвящена именно проблемам, но это проблемы экологические, они – следствие современного производства. Однако, основная мысль темы такова: эти проблемы не являются неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с биологией и экологией. Далее рассмотрен общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция авторов обусловлена рядом причин:
- статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;
- такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте, кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ.
В заключение темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.
Завершает первую часть курс тема, посвященная глобальным проблемам человечества. Материал представлен одним информационно-насыщенным параграфом. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, демографической, экологической) уже подробно говорилось в соответствующих темах, в этом параграфе показывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются возможности человечества в решении этих проблем.
Вторая часть открывается темой «Политическая карта мира», знакомящей с дифференциацией стран современного мира, с многообразием форм государственного устройства, а также с крупнейшими международными организациями. Важно отметить, что знакомство с политической картой мира дается не только в географическом, но и в историческом аспекте: учащимся рассказывается об этапах, которые прошла государственно-территориальная структура мира в ходе своего развития.
Далее следует обзор регионов и отдельных стран мира. Материал достаточно полно отражает хозяйственное и социальное своеобразие регионов: Европы, Азии, Англо-Америки, Латинской Америки, Африки, Австралии и Океании. Следует обратить внимание, что характеристики географического положения, населения и природных ресурсов даются для всего региона в целом, тогда как особенности хозяйственной жизни рассматриваются на уровне субрегионов. Для более подробной детальной характеристики в каждом регионе выбраны несколько стран, каждая из которых является либо типичной для этого региона, либо, наоборот, выделяющейся своим лидирующим положением в регионе.
Завершает курс тема посвященная Российской Федерации. Несмотря на то, что данный курс предполагает изучение, прежде всего, зарубежного мира, в образовательном стандарте на изучение России рекомендуется отводить до 10 часов учебного времени в 10 – 11 классах. Здесь не дается подробная характеристика, как для других стран, так как в 9 классе подобная характеристика уже давалась. В данном же курсе рассматриваются два блока вопросов: эволюция взаимоотношений России с мировым хозяйством и место страны в современном мире. Все темы второй части курса реализуют межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика, экология.
Количество часов: всего - 35 часов, в неделю - 1 час; практических работ - 10, из них оценочных -6
Оценочные практические работы
- Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
- Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.
- Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).
- Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
- Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.
6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору)
2.Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса:
- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
- развить пространственно-географическое мышление;
- воспитать уважение к культурам других народов и стран;
- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.
Особенности программы. Данная программа является новой версией классического курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным образовательным нормам. Кроме того, учебник, написанный на основании этой программы, опирается на самые свежие статистические данные.
Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Современная география», в ней речь идет о сущности современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает географическая наука, а также используемые ею научные методы.
Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.
Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложного клубка этнорелигиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с историей, обществознанием.
Следующая тема, которую для краткости можно назвать «Взаимоотношения природы и общества», также во многом посвящена именно проблемам, но это проблемы экологические, они – следствие современного производства. Однако, основная мысль темы такова: эти проблемы не являются неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с биологией и экологией.
Далее рассмотрен общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция авторов обусловлена рядом причин:
- статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;
- такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте, кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ.
В заключение темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.
Завершает первую часть курс тема, посвященная глобальным проблемам человечества. Материал представлен одним информационно-насыщенным параграфом. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, демографической, экологической) уже подробно говорилось в соответствующих темах, в этом параграфе показывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются возможности человечества в решении этих проблем. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Уровень познавательной активности и интеллектуальных способностей 9-х классов представлен в следующей характеристике:
10А класс: % успеваемости – 100%, % качества – 92%, что соответствует достаточному уровню в обучении;
10Б класс: % успеваемости – 100%, % качества – 33%, что соответствует допустимому уровню в обучении.
При обучении географии в 10 классе применяется исследовательская деятельность, работа в системе погружения, коллективная, групповая, индивидуальная. Используется проблемное обучение; коммуникативное обучение; проектная технология; диалог культур; информационно-коммуникативные технологии способствует формированию основных компетенций обучающихся, развитию их познавательной активности. Используются методы словесно-наглядные, практические, иллюстративные.
3.Место учебного предмета в учебном плане
Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
4.Результаты изучения учебного предмета
В ходе преподавании географии в 10 классе , работы над формированием у школьников перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, что бы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт осознания пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов, объектов; умело применяли знания и навыки в своей деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности; умели самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.
Обучающийся должен знать:
- основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
- численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей;
Уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира;
- оценивать демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.
- оценивать территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- составлять комплексную характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Количество |
часов | ||
1 | Введение. | 2 |
2 | Страны современного мира | 2 |
3 | География населения | 5 |
4 | Взаимоотношения природы и общества | 12 |
5 | Мировое хозяйство и МГРТ | 2 |
6 | Характеристика отраслей мирового хозяйства | 9 |
7 | Глобальные проблемы современности | 3 |
Итого | 35 |
Формы контроля результатов образовательной деятельности
№ п/п | Форма контроля | № урока | дата |
1. | Входной контрольный тест | 4 | 4 неделя |
2 | Тест по теме « Население мира» | 9 | 9 неделя |
3 | Промежуточный контрольный тест | 15 | 15 неделя |
4 | Тест по теме « Мировые природные ресурсы» | 21 | 21 неделя |
5 | Тест по теме « НТР и Мировое хозяйство» | 23 | 23 неделя |
6 | Тест по теме « География отраслей мирового хозяйства» | 33 | 33 неделя |
7 | Итоговый контрольный тест | 34 | 34 неделя |
5.Содержание программы
Часть 1. Общая характеристика мира
Современная география (2 часа)
География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.
Основные понятия: геоинформационные системы.
Тема 1. Страны современного мира (2 часа)
Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.
Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».
Тема 2. География населения мира (5часов)
Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.
Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этнорелигиозные конфликты.
Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.
Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.
Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».
Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.
Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.
Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (12 часов)
Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.
Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.
Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.
Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.
Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2 часа)
Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.
Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.
Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (9часов)
Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.
Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.
Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.
Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.
Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.
Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.
Основные понятия: «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.
Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь (3 часа)
Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Основные понятия: глобальные проблемы, глобализация.
Региональный компонент осуществляется через программный материал в количестве 9 часов:
№ | № урока | Тема урока |
1. | 3 | Типы стран современного мира |
2 | 11 | Природопользование и экологические проблемы |
3. | 12 | Природные ресурсы |
4. | 15 | Земельные ресурсы |
5. | 16 | Лесные ресурсы |
6. | 17 | Водные ресурсы |
7 | 20 | Загрязнение окружающей среды. Пути решения экологических проблем |
8. | 24 | ТЭК мира |
9 | 28 | Химическая и лесная промышленность |
6.Календарно- тематическое планирование 10 класс
№ уро ка | Дата урока | Тема урока | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Форма контроля | Домашнее задание | |||
план | факт | Элементы содержания | |||||||
Современная география (2ч) | |||||||||
1. | 1н. | 1н. | Введение. Положение географии в системе наук. | Вводная лекция. Положение географии в системе наук. | Знать: традиционные и новые методы географических исследований; Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; | Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа. Практическая работа №1. Анализ статистической информации в графической и картографической форм. | П.1 | ||
2. | 2н. | 2н. | Методы географических исследований. | Лекция с элементами беседы. Традиционные и новые методы географических исследований. Другие способы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. | Фронтальный опрос. | П.2 | |||
Страны современного мира (2ч) | |||||||||
3. | 3н. | 3н. | Типы стран современного мира | Лекция с элементами беседы. Страны переселенческого Капитализма, переходный тип экономики | Знать: основные географические понятия и термины; различия стран по уровню социально-экономического развития Уметь: составлять географическую характеристику ПГП стран мира | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт. | П.3 | ||
4. | 4н. | Развитые и развивающиеся страны | Урок актуализации знаний и умений | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт. | П.4 | ||||
География населения (5ч) | |||||||||
5. | 5н. | Численность и динамика населения мира. | Вводная лекция. Демографический кризис и демографический взрыв. Демографическая политика | Знать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития социально-экономических объектов; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства. | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, работа по заполнению таблицы | П.5 | |||
6. | 6н. | Расовый и половозрастной состав населения. | Лекция с элементами беседы. Крупнейшие народы мира. | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения | П.6 | ||||
7. | 7н. | Этнический и религиозный состав населения. | Лекция с элементами беседы. Мировые и этнические религии. Этнорелигиозные конфликты. | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения | П.7 | ||||
8. | 8н. | Размещение населения и его миграции. | Практикум | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения | П.8 | ||||
9. | 9н. | Городское и сельское население. | Семинар. Урбанизация, агломерация, мегалополис. | Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения | П.9 | ||||
Взаимоотношение природы и общества (12ч) | |||||||||
10. | 10н. | История взаимоотношений общества и природы. | Лекция с элементами беседы | Знать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания Уметь: оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа | П.10 | |||
11. | 11н. | Природопользование и экологические проблемы | Урок актуализации знаний и умений. Рациональное и нерациональное природопользование. | Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт | П.11 | ||||
12. | 12н. | Природные ресурсы. | Урок актуализации знаний и умений. Основные виды природных ресурсов и масштабы их использования. | Тестирование, работа с картами . Составление таблицы | П.12 | ||||
13. | 13н. | Минеральные ресурсы | Урок актуализации знаний и умений | Учебное исследование по картам, решение географических задач | П.13 | ||||
14. | 14н. | Рудные и нерудные полезные ископаемые. | Урок актуализации знаний и умений | Знать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания Уметь: оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа | П.14 | |||
15. | 15н. | Земельные ресурсы | Урок актуализации знаний и умений | Знать: особенности размещения земельных ресурсов. Уметь: оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа | П.15 | |||
16. | 16н. | Лесные ресурсы. | Урок актуализации знаний и умений | Знать: особенности размещения лесных ресурсов. Уметь: оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа | П.16 | |||
17. | 17н. | Водные ресурсы | Урок актуализации знаний и умений | Знать: особенности размещения водных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания Уметь: оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа | П.17 | |||
18. | 18н. | Ресурсы Мирового океана. | Урок актуализации знаний и умений. Аквакультура и марикультура. | Знать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания Уметь: оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа | П.18 | |||
19. | 19н. | Другие виды природных ресурсов. | Урок актуализации знаний и умений. Гелиоэнергетика. | Знать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания Уметь: оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт атласа | П.19-20 | |||
20. | 20н. | Загрязнение окружающей среды. Пути решения экологических проблем. | Практикум. Неизбежность экологических проблем. Возможные пути их решения. Парниковый эффект. | Учебное исследование по картам, решение географических задач | С.134-135 | ||||
21. | 21н. | Итоговый урок по темам «Население мира», «Природа и человек в современном мире» | Урок обобщения и закрепления изученного | Тестирование | П.21 | ||||
Мировое хозяйство и НТР (2ч) | |||||||||
22. | 22н. | МГРТ и мировое хозяйство. | Вводная лекция. Мировое хозяйство и этапы его развития. Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. | Знать: географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства. Уметь: оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; применять разнообразные источники географической информации; составлять комплексную географическую характеристику явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. | Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы | П.21 | |||
23. | 23н. | Современная эпоха НТР и мировое хозяйство | Лекция с элементами беседы. Научно-техническая революция. | П.22 | |||||
Характеристика отраслей мирового хозяйства (9ч) | |||||||||
24. | 24н. | ТЭК мира. | Урок актуализации знаний и умений | Знать: размещения его основных отраслей; Уметь: сопоставлять географические карты различной тематики; составлять географическую характеристику отраслей производства. | Групповая работа, исследование по картам, работа по заполнению контурных карт | П.23 | |||
25. | 25н. | Металлургия | Урок актуализации знаний и умений | Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы | П.24 | ||||
26. | 26н. | Металлургия | Урок актуализации знаний и умений | Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы | П.25 | ||||
27. | 27н. | Машиностроение | Урок актуализации знаний и умений | Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы | П.26 | ||||
28. | 28н. | Химическая, лесная и лёгкая промышленность | Урок актуализации знаний и умений | Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы | П.27 | ||||
29. | 29н. | Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство. | Урок актуализации знаний и умений | Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы | П.28 | ||||
30. | 30н. | Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран | Урок актуализации знаний и умений | Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы | П.29 | ||||
31. | 31н. | Виды транспорта | Урок актуализации знаний и умений | Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы | П.30 | ||||
32. | 32н. | Транспорт и мировое хозяйство | Урок актуализации знаний и умений | Знать: размещения его основных отраслей; Уметь: сопоставлять географические карты различной тематики; составлять географическую характеристику отраслей производства. | Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы | П.31 | |||
33. | 33н. | Международные экономические отношения | Урок актуализации знаний и умений | ЛОК | Вопросы на с.211-214 | ||||
Глобальные проблемы современности (2ч) | |||||||||
34. | 34н. | Глобальные проблемы и их взаимосвязи. | Вводная лекция. Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем. | Знать: географические аспекты глобальных проблем человечества; Уметь: оценивать и объяснять степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; | Эвристическая беседа с использованием и сопоставлением карт | П.32 | |||
35. | 35н. | Повторение и обобщение знаний по курсу | Урок обобщения и закрепления изученного | Тестирование. |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Использование информационных технологий, прежде всего, связано с интерактивными средствами обучения.
По географии имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения:
- Учебные электронные мультимедиаиздания на компакт-дисках, предназначенные для использования в преподавании конкретного курса географии: «География. 10 класс»
- Карты, иллюстрированные материалы
- Образовательные ресурсы сети Интернет
Учебно-методический комплект учителя:
- Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира, 10 класс Ч1. и Ч.2. –М.: Русское слово, 2012.
- Географический атлас. 10 класс. –М.: Дрофа, 2012.
- Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского «География. Экономическая и социальная география мира». 10-11 классы: в 2 ч. Ч.1 /Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких. -3-е изд. –М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011.
Учебно-методический комплект ученика:
1.Учебник для 10 классов общеобразоват.учреждений/ Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. I ч. - М.: Русское слово, 2008.
2.Атлас «Дрофа»
8. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса географии 10 класс обучающиеся должны:
знать/понимать
- особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
- смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;
уметь
- применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
- характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
- проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
- решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
- описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
- геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;
- понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...