Рабочая программа по географии для 9 класса
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень; авторской программы по географии. 6-10 классы/ Под редакцией И.В. Душиной. -М., Дрофа, 2011, программы основного общего образования по географии. 5-9 классы, авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин. -М., Дрофа, 2015 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.doc | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Коршуновская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель УМЦ Зам.директора по УВР Директор МКОУ
естественно- МКОУ «Коршуновская СОШ» «Коршуновская СОШ»
математического цикла _________/Баранникова И.М. _________/Маслобоева Н.М.
_______/Черемных Н.Ф. «____» __________ 20___г. Приказ №_____от « _____»
Протокол №____ от ____________ 20____г.
«____» __________20___г.
Рабочая программа
по предмету «География»
для 9 класса
Составитель :
Черемных Наталья Фёдоровна
учитель географии МКОУ
«Коршуновская СОШ»
высшая категория
п. Коршуновский
2015-2016 г.
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень; авторской программы по географии. 6-10 классы/ Под редакцией И.В. Душиной. -М., Дрофа, 2011, программы основного общего образования по географии. 5-9 классы, авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин. -М., Дрофа, 2015 г.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Изучение географии в 9 классе школы направлено на достижение следующих задач:
- приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
- изучение природно-ресурсного потенциала России;
- анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;
- изучение отраслевой структуры экономики России;
- знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.
- изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;
- анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.
В курсе “География России. Население и хозяйство» для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Содержание тем учебного курса
Требования к уровню подготовки учеников, обучающихся по данной программе
Тема 1. Введение (3 часа) Геополитическое положение России
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России. | Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия. |
Тема 2. Население России и новых независимых государств(6 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение стуктуры занятости населения. Проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. | Знать: численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны; Понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунктов, зоны расселения, трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица. Уметь: стоить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП. |
Тема 3. Экономика Российской Федерации(6 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства. | Знать границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем. |
Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география(25 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры. Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанцийций и факторы их размещения. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам. Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения. Значение АПК в хозяйстве, состав АПК. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пмщевой и легкой промышленности. Сфера услуг, здравоохронение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры. | Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства. |
Тема 5. Территориальная организация и районирование России (2часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования | Знать различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Объяснять проблемы экономического районирования. |
Тема 6. Западный макрорегион – Европейская Россия (13 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. | Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; |
Тема 7. Восточный макрорегион – Азиатская Россия (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток . Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. | Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; |
Тема 8. Россия и мир (2 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. | Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
Тема 9. Страны ближнего Зарубежья (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Особенности географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности, быта и культуры наиболее крупных стран. Различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям. | Уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
Оценочные практические работы
1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
2. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства
4. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России
5. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга
6. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья
7. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение пути решения экологических проблем
8. Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского района для жизни и быта человека.
9. Составление характеристики Норильского промышленного узла
10. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности одного из них
Перечень учебно-методического обеспечения
Используемый УМК:
1. Учебники:
В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2013.,
В. П. Дронов, И.И. Баринова, В. Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. – М.,: Дрофа, 2011
2. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа,2009.
3. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 9 класс. – М.: Дрофа, 2011
Методические пособия:
1. Е.А. Жижина. Универсальные поурочные разработки по географии: 9 класс– М.: «ВАКО», 2007.
2. М.Ю. Евдокимов. География России. 8-9 кл. : Методическое пособие. - М.: «Дрофа», 2004.
3.В.В. Барабанов. Тематический тестовый контроль по экономической и социальной географии России: 9 класс. М.: ТЦ Сфера, 2000.
4.Н.В. Болотникова. География. Интегрированные уроки. 6-10 классы. - Волгоград, издательство «Учитель», 2004.
5.Н.В Яковлева. География. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
6. Н.Н.Кондратюк. Дидактические материалы по географии: Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2003.
7. В.И.Сиротин. Сборник заданий и упражнений по географии.6-10 кла. –М.: Дрофа, 2003.
Список литературы
1. Р.К. Баландин. 100 опросов и ответов по географии: Материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров.-М.: ООО «Издательство АСТ: ООО «Издательство Астрель», 2003.
2. С.Г. Зубанова, ЮВ. Щербакова. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. Саратов, ООО «Глобус», 2007.
3. Н.В.Болотникова. География. Уроки-игры в средней школе. - Волгоград: Учитель, 2004.
4. М.В. Постникова. География. Тематические кроссворды для уроков и внеклассной работы. 6-10 классы. –М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2006.
5. С.В. Кунха. Как готовиться к олимпиаде по географии.-М.: ООО «Издательство Астрель», 2007.
6. Н.А. Марченко, В.А. Низовцев. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы.-М.: Айрис-пресс, 2008.
7. Л.Е.Перлов. География в литературных произведениях. – М.: Дрофа, 2005.
8. О.А. Климанова, А.С.Наумова. Школьные олимпиады. География. 6-11 классы.–М.: Дрофа, 2003.
Календарно-тематическое планирование по географии. 9 класс.
№ п/п | Название раздела, темы урока | Сроки | Вид урока | Практические работы | Формы контроля | |||||||||||||||||||||||
План | Факт | |||||||||||||||||||||||||||
Раздел I. Новое политико-государственное устройство на территории бывшего СССР (15 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
Геополитическое положение России (3часа) | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | Введение. Что изучает социально-экономическая география России | Урок изучения нового материала | Работа с картой, определение особенностей ЭГП, ПГП, России и направлений изменения ГП во времени и пространстве | Фронтальный устный опрос | ||||||||||||||||||||||||
2 | Политико-административное устройство России | Практикум | Работа с контурной картой | |||||||||||||||||||||||||
3 | Географическое положение России. ЭГП и транспортно-географическое положение | Урок изучения нового материала | Фронтальный контроль | |||||||||||||||||||||||||
Население России и новых независимых государств (6 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | Исторические особенности заселения и освоения территории России | Практикум | Обозначение на контурной карте республик, автономных областей, входящих в состав РФ. Определение плотности населения, доли городского и сельского населения своего региона. Сопоставление со средними показателями по стране | Фронтальный устный опрос | ||||||||||||||||||||||||
5 | Численность и естественный прирост населения. | Формирование новых знаний | Устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
6 | РФ – многонациональная страна | Практикум | Практическая работа | |||||||||||||||||||||||||
7 | Миграции населения. | Семинар | Анализ карт, фронтальный устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
8 | Городское и сельское население. Расселение населения | Практикум | Фронтальный письменный опрос | |||||||||||||||||||||||||
9 | Рынок труда, занятость населения России | Семинар | Индивидуальный устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
Экономика Российской Федерации (6 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
10 | Хозяйство России. Роль и место России в международной экономике. | Урок изучения нового материала | Фронтальный устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
11 | Экономические системы в развитии России | Формирование новых знаний | Индивидуальный устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
12 | Социально-экономические реформы в России | Урок изучения нового материала | Фронтальный письменный опрос | |||||||||||||||||||||||||
13 | Структура экономики России | Урок актуализации знаний и умений | Работа с контурной картой | |||||||||||||||||||||||||
14 | Проблемы ресурсной основы экономики России | Урок актуализации знаний и умений | Работа с контурной картой, фронтальный устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
15 | Экономический кризис в России. Пути экономических реформ. | Урок актуализации знаний и умений | Индивидуальный, фронтальный устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
Раздел II. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (25 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
16 | Научный комплекс – вершина экономики России | Практикум | Работа с контурной картой, индивидуальный опрос | |||||||||||||||||||||||||
17 | Машиностроительный комплекс – ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России | Урок изучения нового материала | Фронтальный устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
18 | Факторы размещение отраслей машиностроения | Практикум | 1.Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||||||
19 | География машиностроения | Практикум | Фронтальный устный опрос | |||||||||||||||||||||||||
20 | Военно-промышленный комплекс | Урок актуализации знаний и умений | Работа с контурной картой | |||||||||||||||||||||||||
21 | Роль и особенности ТЭКа | Семинар | Фронтальный опрос | |||||||||||||||||||||||||
22 | Топливная промышленность | Практикум | 2.Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт, атласа, учебника, статистических материалов. | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||||||
23 | Электроэнергетика России. | Семинар | Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России | Заполнение таблицы | ||||||||||||||||||||||||
24 | Топливно-энергетический комплекс России. | Урок повторения и обобщения | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||||||||||||||||||||||||
25 | Состав и значение металлургического комплекса | Урок изучения нового материала | Составление характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам. Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам | Фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||||||
26 | Металлургический комплекс | Урок изучения нового материала | Индивидуальный опрос | |||||||||||||||||||||||||
27 | География металлургического комплекса. Чёрная металлургия. | Практикум | Работа с контурной картой, фронтальный опрос | |||||||||||||||||||||||||
28 | Цветная металлургия | Практикум | Индивидуальный опрос | |||||||||||||||||||||||||
29 | Химико-лесной комплекс | Урок актуализации знаний и умений | Фронтальный опрос | |||||||||||||||||||||||||
30 | География химико-лесного комплекса | Практикум | Анализ карт | |||||||||||||||||||||||||
31 | Лесная промышленность | Практикум | Индивидуальный опрос | |||||||||||||||||||||||||
32 | Комплексы конструкционных материалов | Урок повторения и обобщения | Тестирование | |||||||||||||||||||||||||
33 | Состав и значение АПК. | Уроки изучения нового материала | 3.Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства | Работа с контурной картой, фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||||||
34 | Земледелие и животноводство | |||||||||||||||||||||||||||
35 | Пищевая и легкая промышленность. | Семинар | Анализ карт, фронтальный опрос | |||||||||||||||||||||||||
36 | Территориальная организация АПК | Практикум | Анализ карт, фронтальный опрос | |||||||||||||||||||||||||
37 | Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта | Урок изучения нового материала | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||||||||||||||||||||||||
38 | Виды транспорта. Сухопутный транспорт | Семинар | Заполнение таблицы «Виды транспорта» | Фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||||||
39 | Водный и другие виды транспорта | Практикум | Анализ карт, фронтальный опрос | |||||||||||||||||||||||||
40 | Связь. Сфера обслуживания | Практикум | Тестирование | |||||||||||||||||||||||||
Раздел III. Регионы России (20 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
Территориальная организация и районирование России (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||
41 | Районирование территорий России | Урок изучения нового материала | Работа с контурной картой, фронтальный опрос | |||||||||||||||||||||||||
42 | Проблемы экономического районирования | Семинар | Индивидуальный опрос | |||||||||||||||||||||||||
Западный макрорегион – Европейская Россия (13 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
43 | Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы | Урок изучения нового материала | 4.Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, | ||||||||||||||||||||||||
44 | Экономика Центральной России. | Практикум | Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России | Работа с контурной картой фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||||||
45 | Узловые районы Центральной России. | Практикум | ||||||||||||||||||||||||||
46 | Народные промыслы Центральной России | Урок-игра | Работа с контурной картой, тест | |||||||||||||||||||||||||
47 | Общая характеристика Северо-Западной России | Урок-путешествие | 5. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга | Индивидуальный, фронтальный опрос, | ||||||||||||||||||||||||
48 | Европейский Север: ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения | Практикум | Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||||||
49 | Хозяйство Европейского Севера | Семинар | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||||||||||||||||||||||||
50 | Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы | Урок изучения нового материала | Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, | ||||||||||||||||||||||||
51 | Население и хозяйство Северного Кавказа | Семинар | Индивидуальный, фронтальный опрос, тест | |||||||||||||||||||||||||
52 | Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы | Урок изучения нового материала | 6.Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||||||
53 | Население и хозяйство Поволжья | Практикум | Анализ карт, индивидуальный опрос | |||||||||||||||||||||||||
54 | Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы | Урок изучения нового материала | Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала (составление картосхемы) | Работа с контурной картой, тест | ||||||||||||||||||||||||
55 | Население и хозяйство Урала | Практикум | 7.Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение пути решения экологических проблем | Учебное исследование по картам, решение географических задач | ||||||||||||||||||||||||
Восточный макрорегион – Азиатская Россия (5 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
56 | Восточный макрорегион – азиатская Россия | Урок изучения нового материала | Работа с контурной картой | |||||||||||||||||||||||||
57 | Западная Сибирь | Урок актуализации знаний и умений | 8. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||||||
58 | Восточная Сибирь | Урок актуализации знаний и умений | 9. Составление характеристики Норильского промышленного узла | Анализ карт, индивидуальный опрос | ||||||||||||||||||||||||
59 | Дальний Восток: особенности развития | Семинар | Работа с контурной картой, фронтальный опрос | |||||||||||||||||||||||||
60 | Восточная зона | Урок повторения и обобщения | 10. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них (Восточная экономическая зона) | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тест | ||||||||||||||||||||||||
Раздел IV. Россия и мир (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||
61 | Место России среди стран мира | Уроки актуализации знаний и умений | Эвристическая беседа по результатам групповой работы | |||||||||||||||||||||||||
РазделV Страны ближнего Зарубежья ( 5часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
62 | Страны нового Зарубежья. СНГ. Белоруссия. | Урок изучения нового | Работа с картами | |||||||||||||||||||||||||
63 | Страны Балтии | Урок изучения нового | Индивидуальный | |||||||||||||||||||||||||
64 | Европейский Юго-Запад | Формирование новых знаний | Фронтальный опрос | |||||||||||||||||||||||||
65 | Закавказье | Урок изучения нового | Работа с картами | |||||||||||||||||||||||||
66 | Азиатский Юго-Восток. Место России в экономике стран СНГ и Балтии | Семинар | Сообщения учащихся | |||||||||||||||||||||||||
67 68 | Уроки обобщающего повторения по изученному курсу | Уроки систематизации и обобщения знаний | Географический диктант, тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...