Рабочая программа по географии для 6 класса
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень; авторской программы по географии. 6-10 классы/ Под редакцией И.В. Душиной.-М., Дрофа, 2011; программы основного общего образования по географии. 5-9 классы, авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин. -М., Дрофа, 2015.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass.docx | 51.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Коршуновская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель УМЦ Зам.директора по УВР Директор МКОУ
естественно- МКОУ «Коршуновская СОШ» «Коршуновская СОШ»
математического цикла _________/Баранникова И.М. _________/Маслобоева Н.М.
_______/Черемных Н.Ф. «____» __________ 20___г. Приказ №_____от « _____»
Протокол №____ от ____________ 20____г.
«____» __________20___г.
Рабочая программа
по предмету «География»
для 6 класса
Составитель:
Черемных Наталья Фёдоровна
учитель географии МКОУ
«Коршуновская СОШ»
высшая категория
п. Коршуновский
2015-2016 г.
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень; авторской программы по географии. 6-10 классы/ Под редакцией И.В. Душиной.-М., Дрофа, 2011; программы основного общего образования по географии. 5-9 классы, авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин. -М., Дрофа, 2015.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Изучение географии в 6 классе школы направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи, решаемые в начальном курсе физической географии можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;
А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х учебных часов в неделю. Резервное время, при этом, составляет 4 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Содержание тем учебного курса
Требования к уровню подготовки учеников, обучающихся по данной программе
Тема 1. Введение (3 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования. | Предмет изучения географии. | Называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности. |
Тема 2. План местности (6 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности. | Содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности. | Определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности. |
Тема 3. Географическая карта (8 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки Обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Изображения поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности. | Форму и размеры Земли. Определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт. | Определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор. Определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; определять географические координаты, абсолютные высоты и глубины. |
Тема 4. Литосфера (10 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки Обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора. | Основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, Основные понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые. | Объяснять образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека. Описывать горы, равнины земного шара по типовому плану. Работать с контурной картой. |
Тема 5. Гидросфера (12 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки Обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли. | Состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю олееность Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране. | Определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождение. Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера. |
Тема 6. Атмосфера (12 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. | Пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы) | Объяснять распределение солнечного света и тепла на Земле, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков. Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки, месяц, годовые амплитуды температуры. |
Тема 7. Биосфера (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. | Разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле. | Объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры. Объяснять воздействие организмов на земные оболочки. |
Тема 8. Взаимосвязи земных оболочек (1 час)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. | Понятие «природный комплекс». | Составлять описание природного комплекса. Объяснять взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах. |
Тема 9. Население Земли (4 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы. | Численность населения Земли, основные расы. | Приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности населения стран мира. |
Тема 10. Влияние природы на жизнь и здоровье людей (3 часа)
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы. | Меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений | Рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий. Приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли |
Оценочные практические работы
1. Наблюдение за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоёмов.
2. Топографический диктант.
3. Ориентирование на местности.
4. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
5. Определение географических координат точек.
6. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.
7. Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору)
Перечень учебно-методического обеспечения
Используемый УМК:
1. Учебник: Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2009.
2. Географический атлас. 6 класс. – М.: Дрофа,2008.
3. Шатных А. В. Рабочая тетрадь по географии, 6 класс. – М.:Дрофа, 2007.
Методические пособия:
1. Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии: 6 класс. - М.: «ВАКО», 2007.
2.О.В. Крылова. Методика организации и проведения контрольных работ по географии в 6-7 классах.-М.: «Проматур», Изд. Дом «Новый учебник», 2002г.
3.Н.Н.Кондратюк. Дидактические материалы по географии: Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2003.
4. Г.Н.Элькин. Физическая география. 6 класс: методическое пособие. Поурочное планирование. С – Петербург «Паритет», 2002.
5. Е.В. Датская. География: 6-й кл.: Контрольные и проверочные работы по географии к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии, 6 класс». М.: издательство «Экзамен», 2003.
6. Н.Н.Петрова. Школьный практикум. Начальный курс географии. 6 класс. - М.: «Дрофа», 1999
7. Л.Е.Перлов. Дидактические карточки-задания по географии: 6 класс. К учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии, 6 класс».-М.: издательство «Экзамен», 2005.
8. В.И.Сиротин. Сборник заданий и упражнений по географии.6-10 классы. –М.: Дрофа, 2003.
9. Н.В.Болотникова. География. Интегрированные уроки. 6-10 классы.- Волгоград: Учитель, 2004.
10.А.Б.Филатова, С.Н. Коваленко, Г.А. Манух. География в проектных заданиях. 6 класс. Издательство Томского гос. университета, 2002.
Список литературы
1. В. П. Дронов. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2007.
2.Н.А. Максимов За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.
3. Р.К. Баландин. 100 опросов и ответов по географии: Материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров.-М.: ООО «Издательство АСТ: ООО «Издательство Астрель», 2003.
4. С.Г. Зубанова, ЮВ. Щербакова. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. Саратов, ООО «Глобус», 2007.
5. Н.В.Болотникова. География. Уроки-игры в средней школе. - Волгоград: Учитель, 2004.
6. М.В. Постникова. География. Тематические кроссворды для уроков и внеклассной работы. 6-10 классы. –М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2006.
7. С.В. Кунха. Как готовиться к олимпиаде по географии.-М.: ООО «Издательство Астрель», 2007.
8. Н.А. Марченко, В.А. Низовцев. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы.-М.: Айрис-пресс, 2008.
9. Л.Е.Перлов. География в литературных произведениях. – М.: Дрофа, 2005.
10. О.А. Климанова, А.С.Наумова. Школьные олимпиады. География. 6-11 классы. . –М.: Дрофа, 2003.
11. .Н.А.Касаткина. География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах.- Волгоград: Учитель, 2004.
Календарно-тематическое планирование по географии.6 класс
№ п/п | Название раздела, темы урока | Сроки | Вид урока | Практические работы | Формы контроля | |||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||
Раздел I. Введение (3 часа) | ||||||||||||||||||
1 | География как наука. | Урок изучения нового материала | 1. Наблюдения за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоемов. | Фронтальный опрос | ||||||||||||||
2 | Развитие географических знаний о Земле. | Урок изучения нового материала | Нанести на контурную карту маршруты путешествий Ф. Магеллана, Х. Колумба. Подписать названия материков и океанов | Выборочный опрос | ||||||||||||||
3 | Земля – планета Солнечной системы | Урок изучения нового материала | Выборочный опрос | |||||||||||||||
Раздел II. От плана местности к географической карте (14 часов) | План местности (6 часов) | |||||||||||||||||
План местности (6 часов) | 16.09 | |||||||||||||||||
4 | Понятие о плане местности | Урок изучения нового материала | 2.Топографический диктант | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||||||||||
5 | Масштаб | Урок изучения нового материала | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||||||||||||||
6 | Стороны горизонта. Ориентирование. | Практикум | 3.Ориентирование на местности. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||||||||||
7 | Изображение на плане неровностей земной поверхности | Урок изучения нового материала | Определение абсолютной и относительной высоты. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||||||||||
8 | Составление простейших планов местности | Практикум | 4. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||||||||||
9 | Составление планов школьного двора | Практикум | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||||||||||||||
Географическая карта (8 часов) | 7.10 | |||||||||||||||||
10 | Форма и размеры Земли | Урок изучения нового материала | Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов. Обучение определению направлений по картам. Проведение на контурной карте параллелей и меридианов, в том числе проходящих через свой населенный пункт. | Индивидуальный, фронтальный опрос | ||||||||||||||
11 | Географическая карта | Урок актуализации новых знаний | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||||||||||||||
12 | Градусная сеть на глобусе и картах | Исследование | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||||||||||||||
13 | Географические координаты | Практикум | Индивидуальный, фронтальный опрос | |||||||||||||||
14 | Географические координаты | Итоговый практикум | 5.Определение по картам географических координат точек и обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам. Характеристика карты. Разнообразие карт и их использование. | Индивидуальный опрос | ||||||||||||||
15 | Изображение на физических картах высот и глубин | Урок актуализации новых знаний | Выборочный контроль | |||||||||||||||
16 | Значение планов местности и географических карт | Практикум | Выборочный контроль | |||||||||||||||
17 | Обобщение знаний и умений по теме | Урок контроля | Тестирование | |||||||||||||||
Раздел III. Строение Земли. Земные оболочки (40 часов) | 11.11 | |||||||||||||||||
Литосфера (10 часов) | 14.11 | |||||||||||||||||
18 | Строение Земли | Урок изучения нового материала | Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. Изучение рельефа своей местности. | Выборочный | ||||||||||||||
19 | Горные породы и минералы | Исследование | Групповой | |||||||||||||||
20 | Движение земной коры | Урок изучения нового материала | Индивидуальный | |||||||||||||||
21 | Вулканы, гейзеры, источники | Урок актуализации новых знаний | Индивидуальный | |||||||||||||||
22 | Обобщение знаний и умений по теме «Строение земной коры» | Практикум | Тестирование | |||||||||||||||
23 | Рельеф суши. Горы | Урок изучения нового материала | Групповой | |||||||||||||||
24 | Равнины суши | Урок изучения нового материала | Групповой | |||||||||||||||
25 | Практическая работа «Описание форм рельефа» | Практикум | 6.Обозначение на контурной карте объектов рельефа | Индивидуальный | ||||||||||||||
26 | Рельеф дна Мирового океана | Урок изучения нового материала | Групповой | |||||||||||||||
27 | Обобщение знаний и умений по теме «Формы рельефа земной коры» | Урок контроля | Индивидуальный | |||||||||||||||
Гидросфера (12 часов) | ||||||||||||||||||
28 | Вода на Земле | Урок изучения нового материала | Характеристика карты океанов. | Выборочный | ||||||||||||||
29 | Части Мирового океана | Урок изучения нового материала | 7.Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на карте. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе. | Выборочный | ||||||||||||||
30 | Свойства океанических вод | Урок актуализации новых знаний | Выборочный | |||||||||||||||
31 | Волны в океане | Урок изучения нового материала | Фронтальный | |||||||||||||||
32 | Океанические течения | Урок актуализации новых знаний | Фронтальный | |||||||||||||||
33 | Обобщение темы «Мировой океан» | Практикум | Тестирование | |||||||||||||||
34 | Подземные воды | Урок изучения нового материала | Выборочный | |||||||||||||||
35 | Реки | Исследование | Выборочный | |||||||||||||||
36 | Реки | Практикум | Групповой | |||||||||||||||
37 | Озера. Ледники | Исследование | Индивидуальный | |||||||||||||||
38 | Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы | Практикум | Индивидуальный | |||||||||||||||
39 | Обобщение темы «Воды суши» | Практикум | Тестирование | |||||||||||||||
Атмосфера (12 часов) | ||||||||||||||||||
40 | Атмосфера. Строение, значение, изучение. | Урок изучения нового материала | Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). Описание климата своей местности. Описание атмосферы. | Фронтальный | ||||||||||||||
41 | Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха. | Практикум | Индивидуальный | |||||||||||||||
42 | Атмосферное давление | Урок изучения нового материала | Фронтальный | |||||||||||||||
43 | Ветер | Исследование | Групповой | |||||||||||||||
44 | Водяной пар в атмосфере. Относительная и абсолютная влажность. Туман. Облака. | Диалог | Фронтальный | |||||||||||||||
45 | Атмосферные осадки | Диалог | Индивидуальный | |||||||||||||||
46 | Погода | Исследование | Фронтальный | |||||||||||||||
47 | Климат | Практикум | Групповой | |||||||||||||||
48 | Климатообразующие факторы | Практикум | Групповой | |||||||||||||||
49 | Распределение света и тепла на Земле | Практикум | Групповой | |||||||||||||||
50 | Причины, влияющие на климат | Практикум | Групповой | |||||||||||||||
51 | Обобщение темы «Атмосфера» | Подведение итогов | Индивидуальный | |||||||||||||||
Биосфера (5 часов) | ||||||||||||||||||
52 | Разнообразие и распространение организмов на Земле | Беседа | Наблюдение за природой: установление сроков начала времен года. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком | Фронтальный | ||||||||||||||
53 | Природные зоны Земли | Урок изучения нового материала | Выборочный | |||||||||||||||
54 | Организмы в Мировом океане | Урок изучения нового материала | Фронтальный | |||||||||||||||
55 | Воздействие организмов на земные оболочки | Практикум | Выборочный | |||||||||||||||
56 | Обобщение темы «Биосфера» | Подведение итогов | Тестирование | |||||||||||||||
Взаимосвязи земных оболочек (1 час) | ||||||||||||||||||
57 | Природные комплексы | Урок изучения нового материала | Наблюдение и описание отдельных природных объектов. Выявление взаимосвязей природных компонентов | Выборочный | ||||||||||||||
Раздел IV. Население Земли (4 часа) | ||||||||||||||||||
58 | Человечество – единый биологический вид | Урок изучения нового материала | Составление полного описания географического комплекса своей местности | Выборочный | ||||||||||||||
59 | Численность населения Земли | Беседа | Фронтальный | |||||||||||||||
60 | Основные типы населенных пунктов | Урок изучения нового материала | Выборочный | |||||||||||||||
61 | Человек – часть биосферы | Практикум | Выборочный | |||||||||||||||
Раздел V. Влияние природы на жизнь и здоровье людей (3 часа) | ||||||||||||||||||
62 | Стихийные природные явления | Беседа | Выборочный | |||||||||||||||
63-64 | Итоговые уроки по всему курсу «Физическая география» | Урок-игра | Тестирование | |||||||||||||||
Резерв времени – 4 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...