Человек и почва. Почвенные ресурсы России
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока географии 8 класс Учитель: Яскилка Е. П., учитель географии МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области | |
Тема урока Цели урока Тип урока Методы обучения Виды учебной деятельности Оборудование УМК | « Человек и почва. Почвенные ресурсы России» - организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению информации о влиянии человека на почву и почвенных ресурсов; - содействовать осознанию обучающимися ценности совместной деятельности; - создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект; - содействовать развитию умений использовать научные методы познания. Урок «открытия» новых знаний Проблемное обучение, групповой, частично-поисковый, рефлексия. планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из текста; самостоятельная работа с учебником, анализ и синтез; практическая работа; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция; Компьютер, технологические карты.
|
Этапы урока | Формы работы, средства обучения, приемы обучения | УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | «По почве мы всю жизнь ходим, ездим, выращиваем урожай. С ней мы встречаемся очень часто: это поверхность дороги, грядки на огороде, тропинка в лесу, распаханное поле. А что же такое почва?» | Регулятивные: саморегуляция Личностные: действие смыслообразования Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация и пробное учебное действие | Чешский писатель Карелл Чапек писал «Человек совершенно не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится. Или самое большее взглянет, как прекрасны облака. И ни разу не похвалит, как прекрасна почва». - Почва – источник получения сельскохозяйственного сырья и сельскохозяйственной продукции. От чего зависит плодородие почв? Какие почвы считаются самыми плодородными, почему? (черноземы, в них много гумуса) – Кто был первым исследователем почв в России? | Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: планирование, прогнозирование Коммуникативные: умение работать в группах, формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. |
Выявление места и причины затруднения. | Работа с картами атласа: - Проанализируйте почвенную карту атласа (стр. 28-29). Определите, занимают ли эти почвы на территории России большую площадь? Где они расположены? Ответ: Плодородных почв мало, расположены в центральной и южной части Русской равнины, Предкавказье, юге Западной Сибири -Какие почвы более всего распаханы? (Плодородные: черноземы, серые лесные.) В характере использования почв существуют различия: почвы тундры - это оленьи пастбища, они не распаханы, на почвах полупустынь - пастбища верблюдов и овец. А почвы степей на 85% и более распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу. Обратите внимание на пословицы «Земля мать – подает клад», «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь» (пословицы). - Ребята, почему в пословицах русский народ сравнивает землю с тарелкой, сиротой, называет ее матерью? | Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Личностные: формирование интереса к окружающему миру. |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Какую поставим цель? Цель: изучить влияние человека на почву и понятие почвенные ресурсы . Как мы можем это сделать? | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Личностные: формирование желания выполнять учебные действия. |
Реализация построенного проекта | Работа в группах по технологическим картам (приложение) Развитие почвенной эрозии Вред оврагообразования для сельскохозяйственных земель Противоэрозионные мероприятия Мелиорация. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Личностные: эмоциональное осознание себя и окружающего мира. |
Первичное закрепление с комментированием | Ответы обучающихся по технологическим картам | Регулятивные: коррекция, оценка Личностные: формирование позитивного отношения к окружающему миру. Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
Этап применения знания и способов действий | Составьте схему причинно-следственной связи объясняющей роль лесной растительности в противоэрозионной защите почвенного покрова: Наличие деревьев растягивает во времени процесс таяния снега Ослабляется развитие ветровой эрозии Уменьшается скорость ветра Создание лесных полос Не образуются промоины и овраги Влага просачивается вглубь, а не стекает по поверхности | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка – оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Включение в систему знаний и повторение | 1. Наиболее интенсивно оврагообразование происходит вдоль склонов возвышенностей. 2. И водная, и ветровая эрозия более интенсивно развиваются в лесной зоне по сравнению со степной. 3. Возможности для существенного увеличения площадей пахотных земель в России почти исчерпаны. 4. Создание полезащитных лесных полос препятствует развитию водной, но не ослабляет развитие ветровой эрозии почв. 5. Орошение земель главным образом проводится в лесной зоне, а осушение – в степной. 6. В России орошаемые земли по своей площади существенно превосходят осушенные земли | Регулятивные: прогнозирование. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
Домашнее задание | п. 30,ответить на вопросы. | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (Итог урока). | Достигнута ли цель нашего урока? Удалось ли решить поставленные задачи? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать еще? Где можно применить новое знание? | Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, то уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Почвенные ресурсы России"
Конспект представлен для итогового повторительно-обощающего урока по теме "Почвенные ресурсы России". По ходу урока выполняются: практическая работа, кроссворд, викторина с использованием ИКТ, практик...
Конспект урока по географии 8 класс.Тема: Почвенные ресурсы России.
8 класс почвенные ресурсы россии.Конспект урока....
Контрольный срез "Почвы. Почвенные ресурсы России" 8 класс
Контрольный срез "Почвы. Почвенные ресурсы России" 8 класс...
разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России"
разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России" с применением сингапурской методики...
технологическая карта урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" 8 класс
Технологическая карта урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" для 8 класса (фгос) составлена по УМК А.А. Летягин....
урок "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" 8 класс
Конспект урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" 8 класс, составлен по УМК А.А. Летягин....
ЭОР Тестирование по теме "Почвы и почвенные ресурсы России" для 8 класса
Тестирование "Почвы и почвенные ресурсы России" для 8 класса может использоваться на уроке обобщения по теме "Почвы и почвенные ресурсы России"...