Человек и почва. Почвенные ресурсы России
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Яскилка Елена Петровна

конспект урока 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochvennye_resursy_8_klass.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока географии

8 класс

                                                                                                    Учитель: Яскилка Е. П., 

                                                                                                 учитель географии

                                                                                                    МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

                                                                                          Белгородской области

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы обучения

Виды учебной деятельности

Оборудование

УМК

« Человек и почва. Почвенные ресурсы России»

- организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению информации о влиянии человека на почву и почвенных ресурсов;

- содействовать осознанию обучающимися ценности совместной деятельности;

- создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект;

- содействовать развитию умений использовать научные методы познания.

Урок «открытия» новых знаний

Проблемное обучение, групповой, частично-поисковый,  рефлексия.

планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из текста; самостоятельная работа с учебником, анализ и синтез; практическая работа; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция;

Компьютер, технологические карты.

  1. Учебник: География. Материки, океаны, народы и страны: 7 класс: / И. В. Душина, Т. Л. Смоктунович под общ. ред. Дронова В.П. – М.: Вентана-Граф,2014.

Этапы урока

Формы работы, средства обучения, приемы обучения

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

«По почве мы всю жизнь ходим, ездим, выращиваем урожай. С ней мы встречаемся очень часто: это поверхность дороги, грядки на огороде, тропинка в лесу, распаханное поле. А что же такое почва?»

Регулятивные: саморегуляция

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

Чешский писатель Карелл Чапек писал «Человек совершенно не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится. Или самое большее взглянет, как прекрасны облака. И ни разу не похвалит, как прекрасна почва».
Мы ходим по ней, топчем её, но не задумываемся, что значит почва для нас, как она живет, каковы наши земельные богатства.

- Почва – источник получения сельскохозяйственного сырья и сельскохозяйственной продукции.  От чего зависит плодородие почв? Какие почвы считаются самыми плодородными, почему? (черноземы, в них много гумуса)
«Тысячи лет человек пахал землю, засевал её, собирал урожаи. А что знали о почве земледельцы? Что знали ученые? Человек, прежде всего, исходил из своего собственного опыта. В России изучение почв началось в XV веке с описания всех земель и велось в течение 200 лет. Результаты описания сохранились в «Писцовых книгах».

– Кто был первым исследователем почв в России?
– Кто из ученых положил весь свой опыт на алтарь Отечества? Этот человек по праву считается основателем новой науки – почвоведения? Какую работу он написал?
– Кто из крупнейших российских ученых опубликовал труд, отвечающий нынешним, современным проблемам окружающей среды?

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Коммуникативные: умение работать в группах, формирование умения отвечать на поставленный вопрос,

аргументировать.

Выявление места и причины затруднения.

Работа с картами атласа:

- Проанализируйте почвенную карту атласа (стр. 28-29). Определите, занимают ли эти почвы на территории России большую площадь? Где они расположены?

Ответ: Плодородных почв мало, расположены в центральной и южной части Русской равнины, Предкавказье, юге Западной Сибири

   -Какие почвы более всего распаханы? (Плодородные: черноземы, серые лесные.)

В характере использования почв существуют различия: почвы тундры - это оленьи пастбища, они не распаханы, на почвах полупустынь - пастбища верблюдов и овец. А почвы степей на 85% и более распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу. 

      Обратите внимание на пословицы «Земля мать – подает клад», «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь» (пословицы).

- Ребята, почему в пословицах русский народ сравнивает землю с тарелкой, сиротой, называет ее матерью?

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: формирование интереса к окружающему миру.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Какую поставим цель?

Цель: изучить влияние человека на почву и понятие почвенные ресурсы .

Как мы можем это сделать?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.

Реализация построенного проекта

Работа в группах по технологическим картам

(приложение)

Развитие почвенной эрозии

Вред оврагообразования для сельскохозяйственных земель

Противоэрозионные мероприятия

Мелиорация.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Личностные: эмоциональное осознание себя и окружающего мира.

Первичное закрепление с комментированием

Ответы обучающихся по технологическим картам

Регулятивные: коррекция, оценка

Личностные: формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Этап применения знания и способов действий

Составьте схему причинно-следственной связи объясняющей роль лесной растительности в противоэрозионной защите почвенного покрова:

Наличие деревьев растягивает во времени процесс таяния снега

Ослабляется развитие ветровой эрозии

Уменьшается скорость ветра

Создание лесных полос

Не образуются промоины и овраги

Влага просачивается вглубь, а не стекает по поверхности

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение

1. Наиболее интенсивно оврагообразование происходит вдоль склонов возвышенностей.

2. И водная,  и ветровая эрозия более интенсивно развиваются в лесной зоне по сравнению со степной.

3. Возможности для существенного увеличения площадей пахотных земель в России почти исчерпаны.

4. Создание полезащитных лесных полос препятствует развитию водной, но не ослабляет развитие ветровой эрозии почв.

5. Орошение земель главным образом проводится в лесной зоне, а осушение – в степной.

6. В России орошаемые земли по своей площади существенно превосходят осушенные земли

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Домашнее задание

п. 30,ответить на вопросы.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(Итог урока).

Достигнута ли цель нашего урока?

Удалось ли решить поставленные задачи?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать еще?

Где можно применить новое знание?

Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, то уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Почвенные ресурсы России"

Конспект представлен для итогового повторительно-обощающего урока по теме "Почвенные ресурсы России". По ходу урока выполняются: практическая работа, кроссворд, викторина с использованием ИКТ, практик...

Конспект урока по географии 8 класс.Тема: Почвенные ресурсы России.

8 класс почвенные ресурсы россии.Конспект урока....

Контрольный срез "Почвы. Почвенные ресурсы России" 8 класс

Контрольный срез "Почвы. Почвенные ресурсы России" 8 класс...

разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России"

разработка урока по теме "Человек и почвы.Почвенные ресурсы России" с применением сингапурской методики...

технологическая карта урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" 8 класс

Технологическая карта урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" для 8 класса  (фгос) составлена по УМК А.А. Летягин....

урок "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" 8 класс

Конспект урока "Почвенные ресурсы России. Почвы и человек" 8 класс, составлен по УМК А.А. Летягин....

ЭОР Тестирование по теме "Почвы и почвенные ресурсы России" для 8 класса

Тестирование "Почвы и почвенные ресурсы России" для 8 класса  может использоваться на уроке обобщения по теме "Почвы и почвенные ресурсы России"...