Методическая разработка учителя географии ГБОУ СОШ №1234 Курбатовой Е.Е. "Развивающее обучение в школьном географическом образовании".
методическая разработка по географии на тему
Методическая система предлагается к использованию учитлям географии в средних общеобразовательных школах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Курбатова Елена Евгеньевна.
Методическая разработка.
«Развивающее обучение в географическом образовании».
Методическая система предлагается для использования в географическом образовании средних общеобразовательных школ.
Краткое содержание авторской методической разработки «Развивающее обучение в географическом образовании».
Методическая система предлагается к использованию в работе учителям географии основной школы, студентам и преподавателям методики на географических факультетах педагогических ВУЗов.
Цель методической системы – воспитание у учащихся значимого ценностного отношения к учёбе и активной жизненной позиции, формирование универсальных учебных умений, обеспечивающих развитие коммуникативных и познавательных качеств личности, как требуют Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения.
Методическая система состоит из трёх основных направлений.
Первое направление - это КОМПЛЕКСНОЕ изучение природы и хозяйства в курсе географии, обязательное изучение в 8-9 классах географии стран ближнего зарубежья для воспитания толерантности и уважения к народам стран-соседей, для формирования осознания российской идентичности.
Второе направление методической системы связано с использованием в работе приёмов развивающего обучения, которые учат детей учиться, формируют познавательный интерес к учению в целом и к географии в частности.
Третье направление связано с организацией в школе "Клуба любителей путешествий" культурологической направленности. Основная его идея - организация путешествий как средство развития интереса к предмету, расширения кругозора и формирования потребности в здоровом образе жизни.
Пояснительная записка.
Какой выпускник добивается успехов, социализирован и готов к самостоятельной жизни? Как правило, это выпускник, который за годы учёбы в школе НАУЧИЛСЯ УЧИТЬСЯ и имеет стремление развиваться и учиться всю жизнь.
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения установлено, что личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
В связи с этим цель развивающего обучения в географическом образовании формулирую так: формирование у учащихся значимого ценностного отношения к знаниям и активной жизненной позиции.
И решаю в системе работы следующие задачи:
- развитие интереса к предмету «география»;
- развитие патриотических чувств и хозяйского отношения к территории и ресурсам своей страны;
- воспитание толерантности, уважения к народам России и стран – соседей, коммуникативной культуры;
- развитие гибкости ума, активной мыслительной деятельности, памяти, умения слушать и концентрировать внимание.
В условиях резкого увеличения объема знаний необходимо большее внимание уделять развивающему обучению и формированию у учащихся универсальных общенаучных умений и навыков.
Учителям географии основной школы, студентам и преподавателям методики на географических факультетах педагогических ВУЗов предлагаю ознакомиться с продуктивной инновационной методической системой «Развивающее обучение в географическом образовании». Методическая система состоит из трёх равноценных направлений.
Первое направление - это КОМПЛЕКСНОЕ изучение природы и хозяйства в курсе географии России и стран ближнего зарубежья в 8-9 классах, где каждый экономический район изучается с позиции: ЧЕМ НАРОД ВЛАДЕЕТ НА ЭТОЙ ТЕРРИТОРИИ И КАК ХОЗЯЙСТВУЕТ? Такой метод позволяет формировать у учащихся ЦЕЛОСТНОЕ представление о природе, хозяйстве и этно-культурном богатстве региона. Для работы в этом направлении я разработала авторскую инновационную программу «География России и стран ближнего зарубежья с историко-этнографическими дополнениями» (утверждена 2002 году методической лабораторией географии МИОО).
Второе направление моей методической системы связано с использованием в работе приёмов развивающего обучения, которые учат детей учиться, формируют познавательный интерес к учению в целом и к географии в частности. Наиболее продуктивными приёмами считаю задания на сравнение, аналитическое чтение, анализ ответа одноклассника, политинформацию, накопительную систему оценок учащихся, деловые игры на уроках.
Задания на сравнения, связанные с анализом и синтезом информации, способствуют тренировке мыслительной деятельности учащихся, формируют логическое и креативное мышление школьников.
Аналитическое чтение формирует у учащихся навыки рациональной работы с текстовыми материалами. Для продуктивной учёбы в школе, в ВУЗе, в целом для жизни в цивилизованном обществе очень полезны те умения, которые развивает у учащихся аналитическое чтение: выделять в тексте цели и задачи, находить ответы на поставленные вопросы, делать выводы по тексту, в 2-3 предложениях составлять резюме.
Необходимость анализировать по заданному плану ответы одноклассников развивает у учащихся «активное слушание» (умение максимально концентрировать внимание во время ответов других учащихся на уроках). Этот метод учит выделять в устной речи главное, видеть ошибки, не упускать из виду главную задачу. Этот приём стратегически влияет на формирование у учащихся очень полезной привычки – быть внимательным и активным слушателем в жизни, чтобы в любом услышанном материале сразу ухватить главное и не распыляться на ненужные детали.
География – школьный предмет, содержание которого меняется ежедневно! В связи с этим подготовка учащимися к урокам политинформации превращает наш предмет в ЖИВУЮ ГЕОГРАФИЮ, позволяет не упустить те события, которые меняют границы на политической карте, влияют на изменение экономическо-политической ситуации, создают угрозу экологии или связаны с мощными природными катастрофами! Использование на уроках информации о последних событиях в повседневной жизни наглядно иллюстрирует многие темы, которые изучаются на уроках теоретически. Такая тесная связь с жизнью воспитывает у учащихся потребность быть в курсе последних событий в стране и в мире, формирует гражданскую сознательность.
Накопительная система оценок развивает у учащихся потребность быть активными на уроках, стараться не упустить сути вопросов, чтобы успешно на них ответить. Этот приём должен использоваться систематически, только в этом случае у учащихся формируется активная жизненная позиция в целом.
Деловые игры на уроках развивают творческий потенциал учащихся, дают возможность проявить свои организаторские способности, блеснуть теми талантами, которые дети ещё не проявляли в своём коллективе; выявляют ребят с незаурядным мышлением, создают ситуацию успеха для ребёнка, что является мощным стимулом для развития интереса к предмету.
Третье направление связано с организацией в школе "Клуба любителей путешествий" по авторской модульной программе культурологической направленности. Основная его идея - организация путешествий как средство развития интереса к предмету и формирования потребности в здоровом образе жизни. Эти путешествия формируют зрительные образы географических объектов и явлений, расширяют кругозор, способствуют воспитанию коммуникативной культуры и толерантности.
Надеюсь, что мой педагогический опыт и авторская инновационная методическая система помогут в работе начинающим педагогам и опытным коллегам, которые понимают, что в условиях резкого увеличения объёма знаний приоритет необходимо отдавать НЕ СУММЕ ЗНАНИЙ, а ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ учебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов.
Авторская разработка.
Разработка и применение методической системы
«Развивающее обучение в географическом образовании».
Введение.
В условиях резкого увеличения объема знаний требуется научить учащихся учиться. Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на формирование универсальных общенаучных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
А это значит, что учащихся необходимо научить:
- основам организации собственной учебной деятельности;
- способам поиска, переработки и представления информации;
- приёмам и методам умственного труда;
- основам коммуникативной культуры.
Педагогическая общественность понимает, что современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни - необходимо вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.
Развивающее обучение (РО) выступает как новый, активно - деятельностный способ обучения, альтернативный традиционному. Основной целью традиционного обучения является получение знаний, формирование умений и навыков. Развитие ученика в таком обучении может быть «побочным» продуктом. В РО усвоение знаний является средством для достижения основной цели - всестороннего развития ученика.
Цель: формирование у учащихся значимого ценностного отношения к знаниям и активной жизненной позиции.
Задачи:
- развитие интереса к предмету «география»;
- развитие патриотических чувств и хозяйского отношения к территории и ресурсам своей страны;
- воспитание толерантности и уважения к народам России и стран-соседей, коммуникативной культуры;
- развитие гибкости ума, активной мыслительной деятельности, памяти, умения слушать и концентрировать внимание;
- создание системы максимальной активизации обучения на уроках.
- разработка и применение на практике авторской учебной программы «География России и стран ближнего зарубежья с историко-этнографическими дополнениями в 8-9 классах» (Приложение №1);
- разработка и применение на практике авторской модульной программы дополнительного обучения учащихся «Клуб любителей путешествий», 5-10 класс (Приложение №2).
Теоретические основы развивающего обучения.
Теория развивающего обучения берёт своё начало в работах Я.Коменского, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А. Дистервега, К.Д.Ушинского. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С.Выготского. Своё дальнейшее развитие она получила в экспериментальных работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и других. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признаётся ведущей движущей силой психического развития ребёнка, становления у него всей совокупности качеств личности.
Применение технологии РО в школьной географии еще не получило широкого распространения. Большой вклад в РО в школьной географии внёс В.П.Сухов, который разработал теоретические основы методической системы РО географии, включающей системно-деятельностный подход. В своих трудах В.П.Сухов пишет, что основу развития школьников должна составлять познавательная потребность, которая влияет на формирование мотивации к учению. Важным рычагом развития положительной мотивации учащихся В.П.Сухов считает эмоциональный настрой учащихся, «радость познания», положительные эмоции на уроке. Движущей силой активности в обучении В.П.Сухов считает осознание учащимися недостаточности собственных знаний и желание их обогатить. По его мнению, в учебной деятельности учитель должен системно использовать 3 правила познания:
- начинать любую тему необходимо с общей характеристики (например, общая характеристика Земли в целом, как планеты Солнечной системы);
- обязательно применять анализ (разделение на части - выделение оболочек Земли) и синтез (соединение – все оболочки Земли образуют одну, более крупную – географическую оболочку);
- обязательно применять правило историзма – все объекты и явления в географии должны изучаться в последовательности их образования, а так же по схеме: условия образования – изменение во времени – современный облик.
В своей методической системе В.П. Сухов большое значение уделяет элементам занимательности, познавательным играм, организации коллективной деятельности детей; использует на уроках элементы юмора, стихотворных строк, цитаты из песен, готовит эпиграфы к урокам; считает эффективными работу в группах и рефлексию.
Вопросам РО в географическом образовании школьников посвятил своё исследование преподаватель географии в Лондоне Стив Сиблей. Стив Сиблей считает наиболее эффективными методами обучения активные формы работы с учащимися: практические задания, моделирование, деловые игры на уроках, решение учебных задач. Наряду с учебником Стив Сиблей считает необходимым использовать при изучении новых тем свежие сведения из газет, журналов, интернета и телевизионных программ. Стив Сиблей применяет в своей работе групповые и парные формы выполнения учебных заданий, дети в группах должны быть с разными способностями (и сильные, и слабые!); по его мнению, дети со слабыми способностями обучаются в вмешанных группах и парах быстрее и эффективнее. По мнению Стива Сиблея учитель должен готовить инструкции для детей с разными способностями, инструкции для слабых учащихся должны быть написаны кратко и простыми предложениями, размер заданий для слабых учащихся должен быть существенно меньше. Для сильных учащихся задания должны быть связаны с решением учебных задач с применением анализа и синтеза. Обучение географии необходимо связывать с реальными событиями и явлениями каждодневной жизни.
Основные направления развивающего обучения.
Я преподаю географию школьникам почти 22 года. География – единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
В связи с этим значение географического образования расширяется и определяется:
- огромным воспитательным и развивающим потенциалами, способствующими развитию личности;
- формированием географического мышления, которое даёт возможность видеть объекты и явления в тесной связи и взаимозависимости во времени и в пространстве, позволяет понимать современную ситуацию;
- реализацией идей гуманизации, проявляющихся в «очеловечивании» географического содержания, рассматривающего природу и хозяйство через человека.
География и история в значительной мере решают основную задачу российской школы: формирование у учащихся российской идентичности как главного условия укрепления российской государственности. Эта задача ставится в качестве приоритетной в разрабатываемых образовательных стандартах второго поколения.
Следовательно, развитие в процессе географического образования у учащихся патриотических чувств, хозяйского отношения к территории и ресурсам России, воспитания толерантности, необходимой в многонациональном государстве, воспитание уважения к народам России и стран - соседей, воспитание думающей и активной личности – задачи актуальные и первостепенные в условиях быстро меняющейся образовательной среды.
Причина, по которой я решила создать авторскую методическую систему, следующая: за годы работы в школе я поняла, что главное предназначение учителя - формирование у учащихся универсальных учебных навыков и умений и воспитание в детях активной жизненной позиции.
Я считаю необходимым развивать у учащихся умения, большая часть которых относится к универсальным учебным умениям:
- отбирать необходимые источники информации, уметь работать с ними, в том числе с текстом учебника, географическими картами и различной информацией на цифровых носителях;
- систематизировать, анализировать, обобщать и синтезировать информацию;
- оценивать территориальные аспекты природных и общественных процессов;
- искать решения географических задач и проблем;
- выражать свою точку зрения, принимать участие в обсуждении проблем развития различных территорий.
В системе моей работы представлены 3 главные направления.
Первое направление - это КОМПЛЕКСНОЕ изучение природы и хозяйства в курсе географии России и стран ближнего зарубежья в 8-9 классах, где каждый экономический район изучается с позиции: ЧЕМ НАРОД ВЛАДЕЕТ НА ЭТОЙ ТЕРРИТОРИИ И КАК ХОЗЯЙСТВУЕТ? Такой метод позволяет формировать у учащихся ЦЕЛОСТНОЕ представление о природе, хозяйстве и этно-культурном богатстве региона. Для работы в этом направлении я разработала авторскую инновационную программу «География России и стран ближнего зарубежья с историко-этнографическими дополнениями». Эта программа в 2002 году была утверждена и рекомендована к использованию методической лабораторией географии МИОО.
Несколько слов о программе. Во-первых, обращает на себя внимание явная несправедливость: с распадом СССР из школьного курса географии (в частности, из большинства учебников) исчезла информация о государствах, связанных с Россией общностью исторических судеб. Мы подробно изучаем Китай, Бразилию, страны Северной Африки, Западной и Центральной Европы, а вот государства, являющиеся Родиной для многих учеников наших школ, государства, давшие временный и даже постоянный приют многим нашим соотечественникам, учащиеся теперь не изучают. В наших школах сейчас учатся дети почти всех национальностей бывших союзных республик. Следовательно, сама жизнь диктует необходимость познакомить учеников с географией стран-соседей, в том числе, и ради воспитания национальной толерантности.
Очевидно, что все больше и больше загружать память учащихся возрастающими объемами информации неэффективно и непродуктивно. Поэтому в своей программе я не стала увеличивать количество часов для усвоения нового содержания, а изменила структуру подачи материала за счет комплексного изучения физической и экономической географии со следующей позиции:
- чем богат изучаемый народ от природы;
- как сумел этим распорядиться;
- что имеет и как этим владеет?
Преимущество комплексного изучения физической и экономической географии заключается в том, что у учащихся формируется целостное представление о природе, хозяйстве и этно-культурном богатстве регионов России и стран соседей.
Второе направление моей методической системы связано с использованием в работе приёмов развивающего обучения, которые учат детей учиться, формируют познавательный интерес к учению в целом и к географии в частности. Наиболее продуктивными приёмами считаю задания на сравнение, аналитическое чтение, анализ ответа одноклассника, политинформацию, накопительную систему оценок учащихся, деловые игры на уроках.
Задания на сравнения, связанные с анализом и синтезом информации, способствуют тренировке мыслительной деятельности учащихся, формируют логическое и креативное мышление школьников; поэтому вместо репродуктивных заданий (пересказать) необходимо включать в работу на уроках задания аналитического характера (сравнить, разделить на части, выделить из разных источников информации ответы на определённые несколько вопросов, выстроить материал в логической последовательности, выделить только положительные или только отрицательные последствия, определить перспективы...).
Аналитическое чтение формирует у учащихся навыки рациональной работы с текстовыми материалами. Для продуктивной учёбы в школе, в ВУЗе, в целом для жизни в цивилизованном обществе очень полезны те умения, которые развивает у учащихся аналитическое чтение: выделять в тексте цели и задачи, находить ответы на поставленные вопросы, делать выводы по тексту, в 2-3 предложениях составлять резюме.
Необходимость анализировать по заданному плану ответы одноклассников развивает у учащихся «активное слушание» (умение максимально концентрировать внимание во время ответов других учащихся на уроках). Этот метод учит выделять в устной речи главное, разделять нужное и ненужное, видеть ошибки, не упускать из виду главную задачу отвечающего. Этот приём стратегически влияет на формирование у учащихся очень полезной привычки – быть внимательным и активным слушателем в жизни, чтобы в любом услышанном материале сразу ухватить главное и не распыляться на ненужные детали.
География – школьный предмет, содержание которого меняется ежедневно! В связи с этим подготовка учащимися к урокам политинформации превращает наш предмет в ЖИВУЮ ГЕОГРАФИЮ, позволяет не упустить те события, которые меняют границы на политико-административной карте, влияют на изменение экономической и политической ситуации в мире и в регионах РФ, создают угрозу экологии или связаны с мощными природными катастрофами! Использование на уроках информации о последних событиях в повседневной жизни наглядно иллюстрирует многие темы, которые изучаются на уроках теоретически. Такая тесная связь с жизнью воспитывает у учащихся потребность быть в курсе последних событий в стране и в мире, формирует сознание неаполитичного человека.
Накопительная система оценок развивает у учащихся потребность быть активными на уроках, принимать участие в беседах, организованных учителем, стараться не упустить сути вопросов, чтобы успешно на них ответить. Этот приём должен использоваться с первых дней учёбы и до самого выпуска учащихся, только при систематическом «подстёгивании» осознания учащимися необходимости, а затем и своей выгоды в активной работе на уроках у них формируется активная жизненная позиция в целом.
Деловые игры на уроках развивают творческий потенциал учащихся, дают возможность проявить свои организаторские способности, блеснуть теми талантами, которые дети ещё не проявляли в своём коллективе; выявляют ребят с незаурядным мышлением, создают ситуацию успеха для ребёнка, что является мощным стимулом для развития интереса к предмету.
Третье направление моей работы связано с внеклассной работой и организацией в школе "Клуба любителей путешествий".
"Клуб" работает в школе уже 9 лет по авторской модульной программе культурологической направленности. Основная его идея - организация путешествий как средство развития интереса к предмету и формирования потребности в здоровом образе жизни. За 9 лет работы "Клуба" более 2200 учащихся побывали более чем в 70 экскурсиях, походах и экспедициях. Эти путешествия формируют зрительные образы географических объектов и явлений, расширяют кругозор, способствуют воспитанию коммуникативной культуры и толерантности.
Результаты использования методики «Развивающее обучение в географическом образовании».
О результативности использования в работе системы развивающего обучения свидетельствует положительная динамика качества обученности.
Однако самым главным результатом своей работы считаю тот факт, что большинство моих учеников любят географию и с удовольствием изучают предмет. На уроках все учащиеся с интересом и ответственностью решают учебные задачи.
В заключении своей работы хотелось бы подчеркнуть, что в связи с громадным ростом объёма фактических знаний сегодня, развивающее обучение является наиболее продуктивным и востребованным, так как учит детей учиться, формирует в них активную жизненную позицию, что позволяет ребятам при необходимости мобилизовать свои усилия и освоить любой необходимый учебный материал или при необходимости – гибко модернизировать приобретённые ранее знания и умения.
Список литературы.
1. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. - М, 1939. -228с.
2. Селевко Г.Х.Современные образовательные технологии. – М., 1998.-256 с.
3. 3анков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 1990.- 608 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. – 560 с.
- Сухов В.П. Системно - деятельностный подход в развивающем обучении школьников. - СПб.: РГПУ им, А.И.Герцена, 2004.- 225с.
- Сухов В.П. Системно - деятельностный подход в развивающем обучении в курсах географии.// География и регион. - Материалы Международной научно-практической конференции. - Пермь, 2002.- 67с.
- Сухов В.П. Формирование творческого мышления учащихся в курсе географии. (Логико-методическая разработка для учителя). - Уфа, 1987.-54с.
- S.Sibley . Teaching and Estimation of Pupils Skulls in Geography. – Cambridge University, 2003. -107 p.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система учителя географии ГБОУ СОШ№335 Санкт- Петербург, Пушкин Смирновой Раисы Владимировны
Создание совокупных психолого-педагогических условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/19/picture-704566-1584612878.jpg)
Методическая разработка проведения практического занятия по информатике на основе технологии развивающего обучения
АНОТАЦИЯ:Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения всех специальностей на базе основного общего образования содержат теоретическую часть, которая поможет студент...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/17/picture-1030413-1605644034.jpg)
Методическая разработка урока географии ГБОУ СОШ 91 Чернышов Д.В.
Методическая разработка урока географиидля 6 класса по теме: «Мировой океан и его части» Автор: Д.В. Чернышов, учитель географии ГБОУ СОШ № 91 Петроградского района Санкт-Петерб...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/04/picture-1285944-1604496944.jpg)
Методическая разработка учителя географии и биологии
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениегимназия No66 Приморского района Санкт-Петербурга Методическая разработка учителя географии и биологии Михайловой Светланы Олеговны...
Методическая разработка учителя математики ГБОУ школа № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации по анализу и самоанализу урока»
Существует много методик проведения анализа и самоанализа урока. Все существующие подходы к этому вопросу, пожалуй, невозможно перечислить. В этой методическо...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/01/picture-1398450-1648840034.jpg)
Методическая разработка учителя математики ГБОУ CОШ №28 Калининского района Санкт-Петербурга Бурлаковой Е.А. "Свойства,их свойства"
Свойства степени: 1) при умножении степеней с равными основаниями -основание остаётся прежним,а показатели складываются; 2)при делении степеней с равными основаниями-основание остаётся прежним,а показ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/01/picture-1398450-1648840034.jpg)
Методическая разработка учителя математики ГБОУ CОШ №28 Калининского района Санкт-Петербурга Бурлаковой Е.А. "Эффективные формы и методы работы с обучающимися ОВЗ и инофонами на уроках математики""
Формы работы на уроках математики с обучающимися ОВЗ и инофонами Математический диктант;•Эстафета;• Найди ошибку;•Расшифруй;•Математическое лото;•Цепочки;•Уста...