Технологическая карта урока «Мировой океан-главная часть гидросферы»
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»
Технологическая карта урока по географии в 7 классе
по теме «Мировой океан-главная часть гидросферы»
Учитель географии: Некрасова Ю.В.
2012
План-конспект урока
Тема урока: «Мировой океан-главная часть гидросферы».
- ФИО Некрасова Юлия Викторовна
- Место работы
МОУ «Гимназия с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области».
- Должность
учитель географии
- Предмет
География
- Класс
7 класс.
- Тема и номер урока в теме
Тема: Вода на Земле. Номер урока № 1. Тема урока: «Мировой океан-главная часть гидросферы».
- Базовый учебник
География Материки, океаны, народы и страны: страноведение:7класс/И.В.Душина, Т.Л.Смоктунович –М.:Вентана-Граф, 2011г.
- Цель:
- формировать знания о Мировом океане, его свойствах;
- Задачи:
Обучающие
- сформировать представления о Мировом океане; вспомнить важнейшие свойства вод Мирового океана; изучить особенности распределения температур, солености по поверхности океана
- формировать навыки работы в группах;
развивающие:
- продолжить формирования умения работать с географическими картами и другими источниками информации;
- формировать навыков использования электронных информационных ресурсов.
воспитательные:
- воспитывать информационную культуру;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
10. Тип урока:
Урок открытия новых знаний
11.Формы работы учащихся:
фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.
12. Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, карта океанов, атласы, учебники, ЭОРы
Технологическая карта урока
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | ФОУД, деятельность ученика | Формируемые УУД | ||||||
I.Организацион ный момент. | Мотивация обучающихся | Создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе, привлечь внимание учащихся к предстоящей работе. Вовлечь учащихся в урок, во взаимодействие с одноклассниками, и с учителем. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: умение организовывать себя. | ||||||
II. Постановка темы и цели занятия. | Подведение учащихся к формулированию темы и цели занятия. | Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с показа слайдов, во время просмотра подумайте, как связана тематика слайдов с темой нашего урока: «Это неотъемлемая часть существования человечества. По площади он занимает 3/4 площади Земли и примерно столько же людей на планете так или иначе связаны с ним. В современную эпоху все белые пятна более или менее изучены, но в прошлые века существовало немало загадок, легенд и мифов, связанных с ним. Впрочем, некоторые из них живут и по сей день .» | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого совместно определяется тема занятия. | Определяют тему занятия (Мировой океан –главная часть гидросферы) | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. | ||||||
III. Основная часть. | 1.Актуализация опорных знаний. 2. Изучение нового материала 3. Закрепление | Ребята, посмотрите на таблицу, которая состоит из нескольких разделов, и подумайте, что вы уже знаете , что вы умете и о чем хотели бы узнать по теме сегодняшнего урока
Пусть каждый из вас выберет то задание, выполнение которого будет интересным и успешным. Подойдите к столам с соответствующими заданиями (у каждой группы на столе лежат задания) После того, как третья группа выступит со своими ответами (о чем они хотели узнать), ставятся задачи урока. 1.Давайте поработаем с первым проблемным вопросом «Какова роль Мирового океана в жизни Земли?» Прокомментируйте пожалуйста выступление своей одноклассницы 2.Вы вспомнили, что площадь суши значительно меньше, чем океана. Откуда же взялась такая огромная масса воды? Версии учащихся можно записать на доске в виде схемы. А как узнать какая версия имеет право быть. Где мы можем найти подтверждение наших версий О гипотезах происхождения вод океана учащиеся читают в учебнике. Космическая гипотеза происхождения воды говорит о том, что вода попала на Землю с падающими метеоритами. А теория земного происхождения воды утверждает, что вода появилась из мантии. 3.Ребята, вспомните, что мы еще должны рассмотреть на уроке, чтобы решить все поставленные задачи? Рассматриваются свойства океанической воды: температура, соленость, образование льда; водные массы. Сейчас мы с вами совершим воображаемое путешествие по океанам с целью узнать о свойствах океанической воды, провести некоторые наблюдения. Вам необходимо разделиться на микрогруппы, каждая группа получит свой определенный маршрут., по заданию которого необходимо будет отчитаться. Задания выполняются за компьютером и с помощью атласов. 1) Работа с модулем «Температура вод мирового океана» - http://school- collection.edu.ru/catalog/res/6620c67c-9418-40fa-a7c8-38142163e917/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28. (Влияние географической широты на температуру вод в океане ). 2)Работа с модулем «Соленость вод мирового океана» - http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2d36685c-d356-453b-8f37-1c5d3c9a22d6/?from=d03970f6-7ee8-46a8-9711-91a11ce608f6&interface=pupil&class=48&subject=28. а) изменение солености на различной глубине, б) влияние географической широты на соленость вод в океане.).
Водные массы: в океане различают поверхностные, промежуточные, глубинные и придонные водные массы. Поверхностные водные массы –самые изменчивые. В зависимости от мест формирования выделяют: экваториальные, тропические, умеренные, полярные. Выполнение работы по сравнению температуры и солености поверхностных водных масс Итогом работы в микрогруппах будет таблица, которую составят учащиеся 5 микрогруппы, выслушав отчеты предыдущих 4 групп. Чтобы оценить вашу работу на уроке, я вам предлагаю выполнить небольшой тест 1. При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана: а) понижается, б) не изменяется, в) повышается 2. Где соленость выше: А)около Антарктиды Б) в Северном Ледовитом океане? 3. Самый теплый из океанов: а) Тихий, б) Атлантический в) Индийский, г) Северный Ледовитый. 4. Наибольшая соленость воды наблюдается: а) у экватора, б) в тропиках, в) в умеренных широтах, г) в полярных широтах.
| Организует беседу по таблице Организует работу над вопросом Просит других учеников прокомментировать выступление ученика с опережающим заданием Проводит инструктаж учащихся. Микрогруппа 1. Провести наблюдение за изменениями температуры поверхностных вод с помощью модуля «Температура вод Мирового океана» в следующих широтах: 90' с.ш 60'с.ш 30'с.ш 0'с.ш Микрогруппа 2. Внимание! Начинается погружение, следи за показателями термометров, фиксирующими изменения температуры с глубиной: О м.-+16 200м +15,5 1000м +3,8 5000м +2,5 Учитель поясняет, Как можно использовать данное явление в хозяйственной деятельности человека – получение электроэнергии(Абиджан, Берег Слоновой кости) Экспедиция 3. Наша экспедиция, совершая плавание, проводила наблюдения не только за температурой, но и за соленостью морских вод. Предлагает вспомнить, от чего зависит соленость воды и в чем она выражается? Объясните следующую закономерность изменения солености вод в промилле: Экваториальные широты -… Тропические широты- … Умеренные широты-… Микрогруппа 4. В некоторых широтах мы не имели возможности всплыть из-за постоянного ледяного покрова, бывали случаи, когда мы чуть не сталкивались с айсбергами. Но в сильной спешке и панике мы не записали широты, где с нами происходили эти неприятные вещи. Восстановите события. Микрогруппа 5. Наша лодка быстро шла вперед, рассекая водные массы. Что такое водные массы, узнайте в учебнике на с.56, а с помощью рисунка 48 выясните, какие бывают водные массы, какие из водных масс самые изменчивые по своим свойствам. Составьте таблицу, где необходимо будет сравнить поверхностные водные массы по их температуре и солености. | Делятся на группы, выполняют задания, опираясь на ранее изученный материал и с помощью карты и атласов, показывают океаны на карте. 1.Водная оболочка Земли. Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере 2.Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый 3. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида
Выступление учащегося с опережающим заданием Работают с учебником на стр.56 , находят информацию о происхождении вод океана. Отвечают, что должны рассмотреть особенности вод Мирового океана Поисковая работа в ЭОР по заданиям Выступление учащихся от каждой микрогруппы 1. температура поверхностных вод зависит от географической широты 90' с.ш -1.7'C 60'с.ш +4.8'C 30'с.ш +21'C 0'с.ш +27'C
2) Работают с данными на слайде и делают вывод, что с глубиной температура вод понижается. Один из учеников ищет информацию в интернете о названии и месторасположении электростанции, которая работает на разности поверхностных и глубинных температур.
3) Вспоминают, что соленость вод зависит интенсивности испарения, количества атмосферных осадков, таяния полярных льдов и айсбергов, стока пресных вод с материков. Работают с модулем «Соленость вод мирового океана» и делают вывод в каких широтах соленость вод оказалась выше (в тропических) 4) Учащиеся обсуждают в группах, в каких широтах образуется ледяной покров и что такое айсберги, используя текст учебника с 56-57 5) Выписывают определение «водная масса» в тетрадь (большие объемы воды, приобретающие сходные свойства в тех или иных частях океана). По рис.48 определяют типы водных масс. Самые изменчивые – поверхностные водные массы, так как постоянно находятся под влиянием атмосферы Сравнивают водные массы. Выполняют работу, затем делают взаимопроверку по « шкале оценок» на слайде | Личностные: Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. . Познавательные Поиск и выделение информации Установление причинно-следственных связей Коммуникативные вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Регулятивные Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Развитие волевой само регуляции как способности к волевому усилию. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно | ||||||
IV. Рефлексия | Соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом | - Насколько удачно мы решили поставленные задачи на сегодняшнем уроке? | Делают выводы. Подводят итоги занятия. Высказывают свои впечатления от занятия. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. | |||||||
Домашнее задание | - Прочитать параграф 14 (для всех) - ответить на вопросы в конце параграфа 14 - подготовить сообщения о поверхностных течениях в океане |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Маршрутный лист для микрогруппы № 1
Прочтите и выполните задания!
Провести наблюдение за изменениями температуры поверхностных вод с помощью презентации « Температура вод Мирового океана»и карты атласа в следующих широтах:
90' с.ш
60'с.ш
30'с.ш
0'с.ш
Проанализируй данные и запиши вывод.
Маршрутный лист для микрогруппы № 2
Прочтите и выполните задания!
Проанализируйте данные показателей термометров, зафиксированные на различной глубине:
О м.-+16
200м +15,5
1000м +3,8
5000м +2,5
Подумайте над этими цифрами и сделайте вывод.
Разность температур между глубинными и поверхностными слоями воды можно использовать для производства электроэнергии. Найдите в интернете название и месторасположение такой электростанции.
Маршрутный лист для микрогруппы № 3
Прочтите и выполните задания!
Наша экспедиция, совершая плавание, проводила наблюдения не только за температурой, но и за соленостью морских вод.
Вспомните от чего зависит соленость воды и в чем она выражается?
Объясните следующую закономерность изменения солености вод в промилле:
Экваториальные широты -…
Тропические широты- …
Умеренные широты-…
В каких водах соленость оказалась выше? __________________
Маршрутный лист для микрогруппы № 4
Прочтите и выполните задания!
В некоторых широтах мы не имели возможности всплыть из-за постоянного ледяного покрова, бывали случаи, когда мы чуть не сталкивались с айсбергами. Но в сильной спешке и панике мы не записали широты, где с нами происходили эти неприятные вещи. Восстановите события.(используйте текст учебника с 56-57, карту аталаса)
Сделайте соответствующие записи.
Маршрутный лист для микрогруппы № 5
Прочтите и выполните задания!
Наша лодка быстро шла вперед, рассекая водные массы. Что такое водные массы, узнайте в учебнике на с.56, а с помощью рисунка 48 выясните, какие бывают водные массы, какие из водных масс самые изменчивые по своим свойствам. Составьте таблицу, где необходимо будет сравнить поверхностные водные массы по их температуре и солености.
Типы водных масс | Температура | Соленость |
Экваториальные | Высокая | Низкая |
Тропические | ||
Умеренные | ||
Полярные |
Выступите перед остальными учащимися с полученной информацией
Я знаю… | Я умею… | Хочу узнать… |
1.Что такое гидросфера? Какие объекты входят в её состав? 2.Какова самая важная черта вод океана? | 1.Покажите на карте океаны Земли. 2. Покажите на карте материки Земли и океаны, их омывающие | Познакомьтесь с материалом на с.55 учебника перед параграфом 14 |
Я знаю…
Я умею…
Хочу знать…
Закрепление материала 1. При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана: а) понижается, б) не изменяется, в) повышается 2. Где соленость выше: А)около Антарктиды Б) в Северном Ледовитом океане? 3. Самый теплый из океанов: а) Тихий, б) Атлантический в) Индийский, г) Северный Ледовитый. 4. Наибольшая соленость воды наблюдается: а) у экватора, б) в тропиках, в) в умеренных широтах, г) в полярных широтах. | Закрепление материала 1. При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана: а) понижается, б) не изменяется, в) повышается 2. Где соленость выше: А)около Антарктиды Б) в Северном Ледовитом океане? 3. Самый теплый из океанов: а) Тихий, б) Атлантический в) Индийский, г) Северный Ледовитый. 4. Наибольшая соленость воды наблюдается: а) у экватора, б) в тропиках, в) в умеренных широтах, г) в полярных широтах. |
Закрепление материала 1. При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана: а) понижается, б) не изменяется, в) повышается 2. Где соленость выше: А)около Антарктиды Б) в Северном Ледовитом океане? 3. Самый теплый из океанов: а) Тихий, б) Атлантический в) Индийский, г) Северный Ледовитый. 4. Наибольшая соленость воды наблюдается: а) у экватора, б) в тропиках, в) в умеренных широтах, г) в полярных широтах. | Закрепление материала 1. При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана: а) понижается, б) не изменяется, в) повышается 2. Где соленость выше: А)около Антарктиды Б) в Северном Ледовитом океане? 3. Самый теплый из океанов: а) Тихий, б) Атлантический в) Индийский, г) Северный Ледовитый. 4. Наибольшая соленость воды наблюдается: а) у экватора, б) в тропиках, в) в умеренных широтах, г) в полярных широтах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока иностранного языка «Основные части автомобиля. Настоящее простое время в вопросительных и утвердительных предложениях»
Технологическая карта урока раскрывает этапы занятия, их цели, виды деятельности преподавателя и студентов, формы организации познавательной деятельности....
Технологическая карта урока "Мировой океан и его части"
Технологическая картаурока географии Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.Тема урока_ «Мировой океан и его части»Тип урока_ изучение и перви...
Конспект урока «Мировой океан – главная часть гидросферы»
для учителей географии...
Технологическая карта урока "Самостоятельные и служебные части речи"
Технологичекая карта соответствует требованиям ФГОС....
Технологическая карта урока «Мировой океан-главная часть гидросферы»
Урок по структуре ФГОС. Расписаны УУД учеников по каждому этапу урока....
Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"
Теннологическая карта урока по химии в 8 классе "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...
Технологическая карта урока "Мировой океан и его части"
Метод обучения: диалогическийФормы организации познавательной деятельности: групповая и индивидуальнаяЦель урока: Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана.Задачи:Образовательная: соз...