рабочая программа по географии 11 класс
рабочая программа по географии (11 класс) на тему
Рабочая программа по географии 11 класс (учебник серии "Полярная звезда") составлена в соответствии с темой работы "Формирование исследовательских компетентностей на уроках географии" и содержит темы исследовательских работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_11_klass.docx | 54.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Азейская средняя общеобразовательная школа"
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ____________/В.В.Агнева/ Протокол заседания МО от ______201__ г. №______ | СОГЛАСОВАНО Руководитель МС ____________/О.Д. Белькович/ Протокол заседания МС от ______201__ г. №______ | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ "Азейская СОШ" _____________/Н.Н. Буянова/ Приказ №_____ от_______201__ г. |
Рабочая программа
по географии
11 класс
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель /Разработчик программы: Агнева Виктория Викторовна Должность: учитель географии, высшая квалификационная категория |
Азей, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая основа разработки программы
Рабочая программа по географии для 11 класса МОУ "Азейская средняя общеобразовательная школа" составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- авторской программы Алексеева А. И., Николина В.В., Липкина Е.П.: География. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы. 10 – 11 классы. - М.: Просвещение, 2010 г.);
- Учебного плана МОУ "Азейская средняя общеобразовательная школа" на 2015– 2016 учебный год.
Цели, задачи программы
Изучение географии в средней школе направлено на достижение следующих целей:
- усвоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебного плана МОУ "Азейская средняя общеобразовательная школа" на изучение географии в 11 классе отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю.
11 класс – 35 часов.
Отличительные особенности рабочей программы
В календарно тематическом планировании из резерва добавлено на тему «Регионы и страны» - 6 часов для проведения (защиты) учебно-исследовательских работ; на тему «Глобальные проблемы человечества» - 1 час для проведения (защиты) учебно-исследовательских работ; на обобщающий урок по темам года с целью обобщения и повторения изученного материала - 1 час для расширения объема и глубины изучения отдельных разделов и использования разнообразных форм организации учебного процесса.
Темы учебно-исследовательских работ:
- «Первые среди первых»
- «Интеграционные процессы в Латинской Америке»
- «Западная Европа: проблемы современности»
- «Предпосылки и перспективы развития экономики Китая в XXI веке»
- «Азиатские драконы»: секреты успеха»
- «Юго-Западная Азия: плюсы и минусы «нефтяной» экономики»
- «Глобальные проблемы: противостояние природы и человека»
Особенности организации учебного процесса
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Технологии, используемые учителем
- учебно-исследовательская деятельность
- технология проблемного обучения
- здоровьесберегающие технологии
- ИКТ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы | Название темы | Количество часов | Из них | |
контрольных работ | Исследовате-льских работ | |||
1 | Регионы и страны | 29 | ||
1.1. | Региональная география | 2 | ||
1.2. | Англоязычная Америка | 4 | 1 | |
1.3. | Латинская Америка | 3 | 1 | |
1.4. | Западная Европа | 6 | 1 | |
1.5. | Центрально-Восточная Европа | 1 | ||
1.6. | Постсоветский регион | 1 | ||
1.7. | Зарубежная Азия | 4 | 1 | |
1.8. | Юго-Восточная Азия | 2 | 1 | |
1.9. | Южная Азия | 1 | ||
1.10 | Юго-Западная Азия и Северная Африка | 2 | 1 | |
1.11 | Тропическая Африка и ЮАР | 1 | ||
1.12 | Австралия и Океания | 2 | 1 | |
2 | Глобальные проблемы человечества | 6 | 1 | 1 |
Итого | 35 | 2 | 7 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
11 класс
Тема 1. Регионы и страны
Регион и региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Принцип построения культурно-исторических регионов. Национальное богатство. Уровень экономического развития. Уровень социального развития. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.
Англоязычная Америка
Соединенные Штаты Америки. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. «Плавильный котел» и «лоскутное одеяло».
Экономика США — «витрина» рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Главные отрасли сельского хозяйства. Сельскохозяйственные пояса и их специализация. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад.
Канада.Особенности территории. Государственный строй. Природа. Природные ресурсы. Чем Канада напоминает Россию. Население. Коренное население. Национальные проблемы Канады. Особенности развития экономики. Значение транспорта. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории.
Латинская Америка. Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие. Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов. Угроза обезлесения. Население: этнический состав, темпы роста. Контрасты в размещении населения, их причина. Темпы и уровень урбанизации. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регион — крупнейший экспортер сырьевых товаров. Сельское хозяйство: значение «зеленой революции», главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Особенности транспортной сети. Панамериканское шоссе, Трансамазонская магистраль. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития.
Западная Европа. Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. Западная Европа — старейший центр мирового хозяйства, второй центр экономической мощи в мире. Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма.
Германия.Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй, федеративное устройство. Особенности населения. Крупнейшая по численности населения страна Западной Европы. Высокий уровень урбанизации. Германия — страна постиндустриальной экономики, экономически самая мощная страна Европы. Отрасли международной специализации. Внутренние различия.
Великобритания. Географическое положение: влияние островного положения на развитие страны. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Культурные традиции. Особенности развития экономики. Отрасли специализации. Продуктивное сельское хозяйство. Внутренние различия.
Франция.Географическое положение. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Экономика Франции. Отрасли специализации. Крупнейшие промышленные центры. Агропромышленный комплекс. Транспортная сеть. Франция — мировой центр туризма. Внутренние различия. Парижская агломерация.
Италия.Географическое положение. Территория. Государственный строй. Население. Особенности экономики. Отрасли промышленности. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Сельское хозяйство. Транспорт. Мировой центр туризма. Внутренние различия: индустриальный Север и аграрный Юг.
Центрально-Восточная Европа. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Формирование рыночных отношений. Специализация экономики. Внутренние различия.
Постсоветский регион (без России и стран Балтии). Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Другие межгосударственные объединения. Население. Экономика. Развитие рыночных отношений. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства.
Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона). Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Китайская Народная Республика.Географическое положение. Территория. Разнообразие природных условий и ресурсов. Государственный строй. Крупнейшее по численности населения государство мира. Демографическая политика. Стремительное развитие экономики. Экономические реформы. Отрасли специализации промышленности. Крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Внутренние различия.
Япония.Особенности географического положения. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Однонациональная страна. Высокоурбанизированная страна мира. Крупнейшие мегалополисы. Японское «экономическое чудо». Особенности развития экономики. Отрасли промышленности, крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Транспорт. Внутренние различия.
Юго-Восточная Азия. Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства.
Южная Азия. Формирование политической карты региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава — почва для сепаратизма и экстремизма. Стремительный неконтролируемый рост населения — главная демографическая проблема региона. Резкие контрасты в размещении населения. Уровень экономического развития. Доминирующая роль сельского хозяйства. Проблемы развития промышленности. Внутренние различия. Индия — наиболее развитая страна региона.
Юго-Западная Азия и Северная Африка. Состав региона. Исламская цивилизация — общий связующий элемент, позволяющий объединить государства этих территорий в один регион. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Другие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Национальные ремесла. Транспорт. Регион — мировой центр туризма. Внутренние различия.
Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Тропическая Африка — регион с самым низким качеством жизни населения. Преобладающие религии. Тропическая Африка — экологически наиболее отсталый регион мира. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР — единственное экономически развитое государство Африки.
Австралия и Океания. Особенности географического положения. Состав региона. Природные условия и ресурсы Австралии. Население, особенности его размещения. Крупные города. Особенности развития экономики. Ключевые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Транспорт. Внутренние различия.
Океания: обособленный мир островов — Меланезии, Полинезии, Микронезии. Государственное устройство стран региона. Население. Экономика: сельское хозяйство — главная сфера деятельности населения. Внутренние различия Океании. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Практикум.1. Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека. 2. Экономико-географическая характеристика одной из стран (по выбору). 3. Сравнительная характеристика двух стран (по выбору).
Тема 2. Глобальные проблемы человечества
Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем. Геоглобалистика. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости стран. Причины отсталости стран. Продовольственная проблема: голод, недоедание, неполноценное питание. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблемы, пути их решения. Экологические проблемы — кризис взаимоотношения общества и природы. Пути решения экологических проблем. Экологическая культура общества — одно из условий решения экологических проблем. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.
Практикум.1. На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения. 2. На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества.
ОЖИДАЕМЫЕ (ПЛАНИРУЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:
знать /понимать:
- этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;
- важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
- необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;
- особенности научно-технической революции;
- крупнейшие города и агломерации мира;
- культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
- этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;
- понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;
- крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;
- географическую номенклатуру, указанную в учебнике;
уметь:
- анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;
- определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;
- определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
- определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения;
- определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;
- характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
- определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;
- составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран;
- уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
- выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
- устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;
- составлять развернутый план доклада, сообщения, учебно-исследовательской работы;
- составлять картосхемы связей географических процессов и явлений;
- строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;
- составлять и презентовать реферат, учебно-исследовательскую работу;
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;
- работать с различными источниками, содержащими географическую информацию;
оценивать:
- современное геополитическое положение стран и регионов;
- положение России в современном мире;
- влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
- экологические ситуации в отдельных странах и регионах;
- тенденции и пути развития современного мира.
Календарно-тематическое планирование по географии
11 класс
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание | |
План | Факт | ||||
Регионы и страны | 29 часа | ||||
Как поделить земное пространство? | 1 | 1 нед. сент. | § 31 | ||
Центры экономической мощи и «полюсы» бедности | 1 | 2 нед. сент. | § 32 | ||
Соединенные Штаты Америки | 1 | 3 нед. сент. | § 33 | ||
Экономика США — «витрина» рыночной экономики | 1 | 4 нед. сент. | § 33 | ||
Учебно-исследовательская работа «Первые среди первых» | 1 | 5 нед. сент. | |||
Канада | 1 | 1 нед. окт. | § 34 | ||
Латинская Америка | 1 | 2 нед. окт. | § 35 | ||
Регионы Латинской Америки | 1 | 3 нед. окт. | § 36 | ||
Учебно-исследовательская работа «Интеграционные процессы в Латинской Америке» | 1 | 4 нед. окт. | |||
Западная Европа | 1 | 2 нед. нояб. | § 37 | ||
Германия | 1 | 3 нед. нояб. | § 38 | ||
Великобритания | 1 | 4 нед. нояб. | § 39 | ||
Франция | 1 | 1 нед. дек. | § 40 | ||
Италия | 1 | 2 нед. дек. | § 41 | ||
Учебно-исследовательская работа «Западная Европа: проблемы современности» | 1 | 3 нед. дек. | |||
Центрально – Восточная Европа | 1 | 4 нед. дек. | § 42 | ||
Постсоветский регион (без России и стран Балтии) | 1 | 2 нед. янв. | § 43 | ||
Зарубежная Азия (без Центрально-азиатского региона) | 1 | 3 нед. янв. | § 44 | ||
Китайская Народная Республика | 1 | 4 нед. янв. | § 45 | ||
Учебно-исследовательская работа «Предпосылки и перспективы развития экономики Китая в XXI веке» | 1 | 1 нед. февр. | |||
Япония | 1 | 2 нед. февр. | § 46 | ||
Юго – Восточная Азия | 1 | 3 нед. февр. | § 47 | ||
Учебно-исследовательская работа «Азиатские драконы»: секреты успеха» | 1 | 4 нед. февр. | |||
Южная Азия | 1 | 1 нед. март | § 48 | ||
Юго–Западная Азия и Северная Африка | 1 | 2 нед. март | § 49 | ||
Учебно-исследовательская работа «Юго-Западная Азия: плюсы и минусы «нефтяной» экономики» | 1 | 3 нед. март | |||
Тропическая Африка и ЮАР | 1 | 4 нед. март | § 50 | ||
Австралия и Океания | 1 | 1 нед. апр. | § 51 | ||
Регионы и страны | 1 | 2 нед. апр. | |||
Глобальные проблемы человечества | 6 часов | ||||
Глобальные проблемы | 1 | 3 нед. апр. | § 52 | ||
Отсталость, голод, болезни | 1 | 4 нед. апр. | § 53 | ||
Энергетическая и сырьевая проблемы | 1 | 1 нед. мая | § 54 | ||
Экологическая проблема | 1 | 2 нед. мая | § 55 | ||
Защита учебно-исследовательских работ «Глобальные проблемы: противостояние природы и человека» | 1 | 3 нед. мая | |||
Обобщающий урок по темам года. | 1 | 4 нед. мая |
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплекс
Алексеев А. И., Липкина Е. К., Николина В. В.«Программа общеобразовательных учреждений ГЕОГРАФИЯ 6 – 9 классы, 10 – 11 классы". М.:Просвещение, 2010.
11 класс
- География. Современный мир. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений / Ю.Н.Гладкий, В.В. Николина. - М.: Просвещение, 2012.
- Николина В.В. География.10-11 класс. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
Литература для учителя
- Верещагина Н.О., Сухоруков В.Д. География. Поурочные разработки. 10-11 класс:пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
- Гдалин Д.А., Гладкий Ю.Н., Махов С.И. География. 10-11 класс. "Конструктор" текущего контроля. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2009.
- Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. – М., «Просвещение», 2004 г.
Литература, рекомендованная для обучающихся
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. – М., «Просвещение», 2007 г.
- Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса. – М., «Дрофа», 2004 г.
Интернет-ресурсы
www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"
Печатные пособия
- Барабанов В.В. Справочник школьника. – Москва, АСТ, 2003
- Садчикова О.Г. Занимательная география. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007
Технические средства обучения (средства ИКТ)
Компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, Интернет, принтер.
Цифровые образовательные ресурсы
- Большая Советская Энциклопедия. – М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2003
- География 10 класс. Интерактивный курс для школьников. – М.: ЗАО «Образование - МЕДИА», 2008
- Живая География 2.0 Школьная геоинформационная система.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Комплект портретов для кабинета географии
- Глобусы (7 шт)
- Компасы (5 шт)
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...