Рабочая программа по географии для 7 класса
рабочая программа по географии (7 класс) на тему
Рабочая программа по географии для 7 класса УМК Душина, Коринская, Щенев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_geo_7_kl_2015-16.docx | 80.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по географии для 7 класса
(2 часа в неделю, 68 часов за год)
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.
Цели и задачи курса:
Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации ( от планетарного до локального);
- создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
- усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
- способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;
- на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
- продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
- учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее — ФБУП-2004)
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников на 2014/2015 учебный год, рекомендованных, допущенных, к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
- Приказ об утверждении списка учебников в соответствии с утвержденным перечнем учебников, приложение к приказу № 15/1 от 13.02.2015
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»
- Устав ГБОУ СОШ №548
- Образовательная программа ГБОУ СОШ №548
- Учебный план ГБОУ СОШ №548 на 2015-2016 учебный год
- Положение о едином орфографическом режиме ГБОУ СОШ №548
- Положение о ведении тетрадей ГБОУ СОШ №548
- Положение о домашнем задании ГБОУ СОШ №548
- Примерные программы по географии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2012 г.
- Рабочие программы «География 6-11 классы», Е.М. Гаджиева, Н.В. Яковлева, Л.В.Ударникова, Волгоград, «Учитель» 2012г
Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся. Рабочая программа составлена в соответствии с Образовательной программой ГБОУ СОШ №548.
Сведения о программе
В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии. В Стандарте этот содержательный блок представлен разделом «Материки, океаны, народы и страны». В содержание программы включены элементы знаний из других разделов Стандарта – «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Природопользование и экология». Содержание программы опирается на традиции школьного страноведения, служит укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к географии. Основная цель курса — раскрыть закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды. Другая важная цель курса — создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура.
Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода изучения нашей планеты.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий:
Базовый учебник | Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. – М.: Дрофа, 2013 г. |
Методическое пособие для ученика | География материков и океанов, 7 класс. кл.: Атлас, - ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2015. |
Программа содержит новые направления географического образования:
- комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, все это делает его довольно насыщенным. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека. География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
- Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Годовой календарный график текущего контроля по географии
на 2015-2016 учебный год
№ | Раздел (тема) курса | Кол-во часов | Сроки изучения | Контрольная работа, дата проведения | Практическая работа, дата проведения |
1. | Введение | 3 | Пр/р № 1. «Обозначение на контурной карте материков, океанов, частей света» Пр/р № 2. «Составление систематизационной таблицы «Группы карт». | ||
2. | Главные особенности природы Земли | 10 | Пр/р № 3. «Сопоставление и наложение карт строения земной коры и физической карты мира» Пр/р № 4. «Описание климатических поясов по картам атласа». Пр/р № 5. «Обозначение на к/к климат. поясов Земли и их основных характеристик». Пр/р №6. «Обозначение на контурной карте крупнейших государств мира». | ||
3. | Океаны | 2 | |||
4. | Африка | 12 | Проверочная работа | Пр/р №7. «Обозначение на контурной карте особенностей ФГП Африки» Пр/р №8. «Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа, рек и озер». Пр/р №9. «Описание одной из стран Сев. Африки по типовому плану по картам атласа» | |
5. | Австралия и Океания | 4 | Пр/р №10. «Обозначение на контурной карте природных объектов Австралии» | ||
6. | Южная Америка | 8 | Проверочная работа | Пр/р №11. «Описание ФГП материка по типовому плану» Пр/р №12. «Составление характеристики рек по типовому плану» Пр/р №13. «Комплексная характеристика одной из стран». | |
7. | Антарктида | 2 | |||
8. | Северная Америка | 8 | Проверочная работа | Пр/р №14. «Сравнительная хар-ка климата отдельных территорий материка». | |
9. | Евразия | 16 | Проверочная работа | Пр/р №15. «Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки. Определение типов климата по климатическим диаграммам». Пр/р №16. «Сравнение прир. зон Сев. Америки и Евразии по 40° с. ш. Выявление причин сходства и различий в чередовании зон». Пр/р №17. «Составление описания Великобритании по типовому плану». Пр/р №18. «Описание одной стран Восточной Европы». | |
10. | Географическая оболочка – наш дом | 2 |
Структура курса
№ | Раздел (тема курса) | Количество часов |
1. | Введение | 3 |
2. | Главные особенности природы Земли | 10 |
3. | Океаны | 2 |
4. | Африка | 12 |
5. | Австралия и Океания | 4 |
6. | Южная Америка | 8 |
7. | Антарктида | 2 |
8. | Северная Америка | 8 |
9. | Евразия | 16 |
10. | Географическая оболочка – наш дом | 2 |
Всего | 67 + 3 часа резерв времени |
Перечень практических работ
№ | Тема |
1 | Практическая работа № 1. «Обозначение на контурной карте материков, океанов, частей света» |
2 | Практическая работа № 2. «Составление систематизационной таблицы «Группы карт». Измерение расстояний по карте различными способами». |
3 | Практическая работа № 3. «Сопоставление и наложение карт строения земной коры и физической карты мира» |
4 | Практическая работа № 4. «Описание климатических поясов по картам атласа». |
5 | Практическая работа № 5. «Обозначение на к/к климат. поясов Земли и их основных характеристик». |
6 | Практическая работа №6. «Обозначение на контурной карте крупнейших государств мира». |
7 | Практическая работа №7. «Обозначение на контурной карте особенностей ФГП Африки» |
8 | Практическая работа №8. «Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа, рек и озер». |
9 | Практическая работа №9. «Описание одной из стран Сев. Африки по типовому плану по картам атласа» |
10 | Практическая работа №10. «Обозначение на контурной карте природных объектов Австралии» |
11 | Практическая работа №11. «Описание ФГП материка по типовому плану» |
12 | Практическая работа №12. «Составление характеристики рек по типовому плану» |
13 | Практическая работа №13. «Комплексная характеристика одной из стран». |
14 | Практическая работа №14. «Сравнительная хар-ка климата отдельных территорий материка». |
15 | Практическая работа №15. «Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки. Определение типов климата по климатическим диаграммам». |
16 | Практическая работа №16. «Сравнение прир. зон Сев. Америки и Евразии по 40° с. ш. Выявление причин сходства и различий в чередовании зон». |
17 | Практическая работа №17. «Составление описания Великобритании по типовому плану». |
18 | Практическая работа №18. «Описание одной стран Восточной Европы». |
Перечень проверочных работ по разделам (темам курса)
№ | Тема | Вид проверки |
1 | Африка | Проверочная работа |
2 | Южная Америка | Проверочная работа |
3 | Северная Америка | Проверочная работа |
4 | Евразия | Проверочная работа |
Содержание программы
Название раздела | Кол-во часов | Содержание программы |
Введение | 3 | Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации. «Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли. Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли. Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. |
Главные особенности природы Земли | 10 | Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры. Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере. Полезные ископаемые. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере. Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества. Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон. Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии. Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам. |
Океаны | 2 | Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов. Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана. |
Африка | 12 | Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки. Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления. Народы и страны. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия. Основные виды хозяйственной деятельности. Изменение природы материка под влиянием человека. Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона. |
Австралия и Океания | 4 | Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии. Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте. Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города. Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании. |
Южная Америка | 8 | Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка. Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды. Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения. Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область. Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные. Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки. |
Антарктида | 2 | Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка. |
Северная Америка | 8 | Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка. Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки. Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности. Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки. Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы. |
Евразия | 16 | Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии. Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата. Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники. Народы и страны. Расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка. Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры. Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные. Крупные города, их географическое положение. Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия. Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия. Южная Европа. Италия, Испания, Греция. Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан. Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны. Восточная Азия. Китай, Япония. Южная Азия. Индия. Юго-Восточная Азия. Индонезия. |
Географическая оболочка – наш дом | 2 | Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование. Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране. Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы. |
Перечень обязательной географической номенклатуры
7 класс
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Моря: Средиземное, Черное, Аравийское, Баренцево, Карское, Охотское, Японское, Желтое, Черное, Красное, Каспийское, Аральское, Карибское, Арафурское, Тиморское.
Заливы: Финский, Обская губа, Сиамский, Бенгальский, Карпентария, Персидский, Аденский, Большой Австралийский, Гвинейский, Мексиканский, Гудзонов, Бискайский.
Проливы: Панамский, Берингов, Гудзонов, Дрейка, Ла-Манш, Гибралтарский, Мозамбикский, Босфор, Баб-эль-Мандебский, Татарский.
Острова: Гренландия, Великобритания, Калимантан, Новая Гвинея, Мадагаскар, Суматра, Ява, Сахалин, Филиппинские, Хонсю, Шри-Ланка, Новая Земля, Северная Земля, Шпицберген, Исландия, Ирландия, Новая Зеландия, Тасмания, Баффинова Земля.
Полуострова: Индостан, Аравийский, Пиренейский, Апеннинский, Малая Азия, Индокитай, Корея, Камчатка, Таймыр, Скандинавский, Балканский, Лабрадор, Аляска, Юкатан, Калифорния.
Горы с вершинами: Кордильеры (Мак-Кинли), Аппалачи (Митчелл), Анды (Аконкагуа), Пиренеи (Ането), Альпы (Монблан), Карпаты, Кавказ (Эльбрус), Уральские (Народная), Алтай (Белуха), Саяны (Мунку-Сардык), Тянь-Шань (Пик Победы), Гималаи (Джомолунгма), Тибет, Куньлунь, Атлас (Тубкаль), Драконовы.
Вулканы: Орисаба, Попокатепель, Котопахи, Гекла, Везувий, Этна, Камерун, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Фудзияма, Кракатау, Килауэа
Нагорья и плоскогорья: Ахаггар, Гвианское, Бразильское, Среднесибирское, Декан, Эфиопское.
Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Амазонская, Прикаспийская, Великие.
Пустыни: Сахара, Ливийская, Калахари, Атакама, Такла-Макан, Гоби, Руб-эль-Хали.
Реки: Амазонка, Миссисипи, Ориноко, Парана, Нил, Конго, Оранжевая, Замбези, Нигер, Дунай, Днепр, Волга, Обь, Урал, Енисей, Лена, Амур, Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Инд, Ганг, Тигр, Евфрат.
Озера: Байкал, Балхаш, Ладожское, Онежское, Виктория, Чад, Виннипег, Верхнее, Гурон, Мичиган, Онтарио, Эри, Титикака.
МИНИМУМ ПО АФРИКЕ
1. Крайние точки
2. Береговая линия: Атлантический океан. Индийский океан, Средиземное море, Красное море, Гвинейский залив, Аденский залив, Гибралтарский пролив, Баб-эль-Мандебский пролив, Суэцкий канал, острова Мадейра, Канарские острова, Азорские острова, остров Биоко, остров Сан-Томе, остров Мадагаскар, Коморские острова, остров Сокотра, полуостров Сомали.
3. Рельеф: нагорье Ахаггар, нагорье Тибести, плато Дарфур, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье, горы Атлас (г. Тубкаль), Драконовы горы, Капские горы, вулканы: Килиманджаро, Камерун, Карисимби, гора Кения, впадина Ассаль (-116 м), впадина Катара (-133м).
4. Реки: Нил, Нигер, Оранжевая, Конго, Лимпопо, Замбези, Сенегал, водопады: Виктория, Лиьингртона.
5. Озера: Чад, Виктория, Рувензори, Танганьика, Ньяса.
6. Пустыни: Сахара, Ливийская, Нубийская, Намиб, Калахари.
7. Национальные парки: Крюгера, Этоша, Серенгети, Цаво, Селус.
МИНИМУМ ПО АВСТРАЛИИ.
1. Крайние точки.
2. Океаны: Тихий, Индийский.
3. Моря: Арафурское, Коралловое, Фиджи, Тиморское, Тасманово.
4. Заливы: Большой Австралийский, Карпентария, Спенсер.
5. Проливы: Торресов, Бассов.
6. Острова: Новая Гвинея, Тимор, Соломоновы, Санта-Крус, Новые Гебриды, Новая Каледония, Тасмания, Новая Зеландия, Кенгуру.
7. Полуострова: Кейп-Йорк, Арнемленд, Эйр.
8. Рельеф: Большой Водораздельный хребет, Австралийские Альпы (г.Косцюшко), хребет Хамерсли (г.Брус), Центральная низменность, плато Баркли, Кимберли, равнина Наллорбор, хребет Макдонелл (г.Либиг), Большой артезианский бассейн, хребет Флиндерс.
9. Реки: Муррей с притоком Дарлинг, Купер-Крик.
10. Озера: Эйр, Фром, Торренс.
11. Пустыни: Большая Песчаная, Виктория.
МИНИМУМ ПО ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ 7 КЛАСС.
1. Крайние точки.
2. Острова: Большие Антильские, Малые Антильские, Гаити, Ямайка, Пуэрто-Рико, Куба, Гваделупа, Мартиника, Тринидад, Атолл Рокас, Тринидади, Фолклендские, Огненная Земля, Галапагос, Кокос.
3. Заливы: Ла-Плата, Байя-Гранде.
4. Проливы: Панамский канал, Магелланов, Дрейка.
5. Рельеф: Анды (вершины: Чимборасо, Уаскаран, Ильямпу, Аконкагуа), Оринокская низм., Гвианское плск. (г. Рорайма), Амазонская низм., Бразильское плск. (г. Бандейра), Ла- Платская низм.
6. Вулканы: Котопахи, Сан-Педро, Руис.
7. Реки: Ориноко, Амазонка (Мараньон, Укаяли, Риу-Негру, Мадейра, Тапажос), Токантинс, Сан-Франсиску, Парана (Парагвай, Игуасу), Уругвай.
8. Водопады: Анхель, Игуасу.
9. Озера: Титикака, Маракайбо.
10. Пустыни: Атакама.
МИНИМУМ ПО СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ
1. Крайние точки
2. Острова и полуострова: Банкс, Элсмир, Виктория, Баффинова Земля, Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Кокос, Ванкувер, Гренландия; Лабрадор, Аляска, Флорида, Юкатан, Калифорния.
3. Заливы и проливы: Гудзонов, Святого Лаврентия, Мексиканский, Калифорнийский, Аляска; Берингов, Девисов, Гудзонов, Панамский.
4. Моря: Баффина, Саргассово, Карибское, Берингово, Бофорта.
5. Горы: Кордильеры, Каскадные, Скалистые, Аппалачи; Береговой хребет, Береговые хребты.
6. Вершины и вулканы: Мак-Кинли, Робсон, Уитни, Митчелл; Рейнир, Колим. Орисаба, Тахумулько, Попокатепель, Шаста.
7. Равнины и низменности: Центральные, Великие; Приатлантическая, Примексиканская, Миссисипская.
8. Озера: Большое Медвежье, Большое Невольничье, Атабаска, Виннипег, Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио, Большое Соленое.
9. Реки: Юкон, Маккензи, Нельсон, Святого Лаврентия, Гудзон, Миссисипи (Миссури, Арканзас, Огайо), Рио-Гранде, Колорадо.
10. Заповедник «Долина Смерти»; Национальные парки: «Йеллоустонский», «Глейшер», «Джаспер», «Вуд-Баффало», «Катмай».
МИНИМУМ ПО ЕВРАЗИИ
1. Горы: Скандинавские, Пиренеи, Альпы, Апеннины, Карпаты, Балканские Кавказ, Уральские, Гиндукуш, Памир, Тянь-Шань, Гималаи, Тибет, Куньлунь, Алтай, Саяны.
Горные вершины: г. Монблан /Альпы/, г. Эльбрус /Кавказ/, г. Эверест /Гималаи/, г. Пик Коммунизма /Памир/, г. Пик Победы /Тянь-Шань/, г. Белух; /Алтай/.
Вулканы: Везувий, Этна, Кракатау.
2. Равнины: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Иранское нагорье, плоскогорье Декан, Великая Китайская равнина, Прикаспийская низменность, Туранская низменность.
3. Пустыни: Руб-Эль-Хали, Такла-Макан, Гоби, Тар.
4. Реки: Висла, Одер, Рейн, Сена, Дунай, Днепр, Дон, Волга, Урал, Тигр Евфрат, Амударья, Сырдарья, Инд, Ганг, Брахмапутра, Иравади, Салуин Меконг, Янцзы, Хуанхэ, Амур /Шилка, Аргунь, Сунгари/, Колыма, Лена /Вилюй, Алдан/, Енисей /Нижняя Тунгуска, Ангара/, Обь /Иртыш/, Печора.
5. Озера: Онежское, Ладожское, Балхаш, Байкал, Лобнор.
6. Моря: Балтийское, Северное, Средиземное, Черное, Каспийское, Аральское, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Охотское, Берингово, Восточно-Сибирское, Лаптевых, Карское Баренцево, Норвежское.
7. Проливы: Ла-Манш, Баб-Эль-Мандебский, Босфор, Малаккский, Берингов, Карские ворота, Дарданеллы, Гибралтарский.
8. Заливы: Ботнический, Финский, Персидский, Бенгальский.
9. Полуострова: Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Крымский, Индостан, Малакка, Индокитай, Корея, Камчатка, Чукотский, Таймыр.
10. Острова: Исландия, Ирландия, Великобритания, Корсика, Сардиния, Сицилия, Крит, Кипр, Шри-Ланка, Суматра, Ява, Калимантан, Филиппинские, Хайнань, Тайвань, Японские, Сахалин, Врангеля, Новосибирские, Северная Земля, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Шпицберген.
11. Крайние точки: северная - мыс Челюскин; южная - мыс Пиай; западная - мыс Рока; восточная - мыс Дежнева
Планируемые результаты обучения
Владеть компетенциями:
• коммуникативной,
• учебно-познавательной,
• рефлексивной,
• личностного саморазвития,
• ценностно-ориентационной,
• смыслопоисковой.
Оценивать и прогнозировать:
- по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;
- природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
- основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.
Объяснять:
- особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;
- различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;
- особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность», уметь применять их в процессе учебного познания.
Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и крупнейших стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.
Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.);
- вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.
Называть и (или) показывать:
- важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;
- типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;
крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;
- ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- чтения карт различного содержания;
- проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;
- принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;
- понимания географической специфики регионов и стран мира.
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Исходя из поставленных целей, учитывается:
- Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
- Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
- Самостоятельность ответа.
- Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
- хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении географического материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
- Понимание основных географических взаимосвязей;
- Знание карты и умение ей пользоваться;
- При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
- Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
- Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
- Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
- Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Информационно-методическое обеспечение
Основная литература:
1. Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2013 г.
2. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. – М.: Дрофа, 2013 г.
3. География материков и океанов, 7 класс. кл.: Атлас, - ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2015
Дополнительная литература:
1. Гусева Е.Е. – «Конструктор» текущего контроля, 7 класс. – М.: Просвещение, 2012.
2. Дюкова С. Е. - Тематический тестовый контроль по географии материков и океанов, 7 кл.-М.: ТЦ Сфера, 2009.
3. Дюкова С. Е. -Тематический контроль знаний по географии, 7 класс. М.: Интеллект - центр, 2011.
4. Дюкова С.Е. – Тематический контроль, 7 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2011.
5. Постникова М. В. – Контрольные вопросы, занимательные задания, тесты: 7 класс. – М.: НЦ ЭНАС, 2012.
6. Пятунин В.Б. - Контрольные и проверочные работы по географии, 6-7 кл.-М.: Дрофа, 2012.
7. Сиротин В. И. - Задания и упражнения для работы с к/к, 7 кл. - М.: Дрофа, 2011.
8. Элькин Г.Н. – Тесты, 6-7 кл. – М.: Экзамен, 2010.
9. Баринова И.И. - Современный урок географии, Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны. - М.: Школьная Пресса, 2013.
10.Баринова И.И., Суслов В.Г. – Рабочая тетрадь с комплектом к/к, 7 класс. - М.: Экзамен.
11. Бенькович Т.М., Бенькович Д. Л. - Опорные конспекты в обучении географии: Кн. для учителя: 7 кл.: Из опыта работы. - М.: Просвещение.
12. Душина И.В. - Школьный практикум. География материков и океанов. - М.: Дрофа
13. Душина И.В., Коринская В.А., Щенёв В.А. - География. Наш дом - Земля: Материки, океаны, народы и страны, 7 кл.: Методич. пособие. -М.: Дрофа
14. Петрова Н.Н. – Настольная книга учителя географии.6-11 кл. – М.: Эксмо
15. Румянцев А.В. и др. – География. Страноведение. 7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику под ред. О.А. Климановой – М.: Дрофа.
16. Тарасова Н.В. – Поурочное тематическое планирование. 7 класс: пособие для учителей ОУ – М.: Просвещение
17. Элькин Г.Н. – Твой справочник. Материалы к урокам , 7 класс. – СПб.: Паритет.
18. Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение
19. Вагнер Б.Б. - По океанам и континентам, Хрестоматия - М.: Московский Лицей.
20. Гвоздецкий И.А. и др. - Хрест. по физической географии (Афр., Амер., Австр., Ант.) -М.: Просвещение
21. Губарев В.К. – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер
22. Емельянов А.С. 300 вопросов по странам и континентам – Ярославль: Академия развития,.
23. Смирнова Т.А. -Хрестоматия по географии материков и океанов: Пособие для учителя
24. Соколова Д.Ю. - Сборник кроссвордов по географии материков и океанов - М.: Новая
школа.
25. Шибанова А.А., Смирнова Н.П. - По материкам и океанам (Южн. и Северн. Америка, Евразия) Книга для чтения - М.: Просвещение
Австралия, Океания, Арктика, Антарктида (электронные уроки и тесты, «Новый диск»)
Азия (электронные уроки и тесты, «Новый диск»)
Африка (электронные уроки и тесты, «Новый диск»)
Географическая энциклопедия: Страны мира.
География, 7 класс: аудикурсы («ИДДК»)
Дидактический и раздаточный материал: География 7-8 кл. («Учитель»)
Европа (электронные уроки и тесты, «Новый диск»)
Занимательная география («Новый диск»)
Интерактивный 3D – атлас Земли
Карта океанов
Карта: Антарктида
Карта: Арктика
Карта: Африка (политическая карта)
Карта: Африка (физическая карта)
Карта: Великие географические открытия
Карта: Евразия (физическая карта)
Карта: Зоогеографическая карта мира
Карта: Климатическая карта мира
Карта: Климатические пояса и области мира
Карта: Природные зоны мира
Карта: Политическая карта мира
Карта: Северная Америка (физическая карта)
Карта: Строение з.к. и полезные ископаемые мира
Карта: Физическая карта мира
Карта: Физическая карта полушарий
Карта: Южная Америка (политическая карта)
Карта: Южная Америка (физическая карта)
Путеводитель: Вокруг света
Северная и Южная Америка (электронные уроки и тесты, «Новый диск»)
Современные чудеса света («Новый диск»)
Страны мира (справочные сведения + таблицы)
Уроки географии Кирилла и Мефодия – 7 класс
Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...