Рабочая программа по географии для 6 класса
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Мамешева Татьяна Ряхимжановна

Рабочая программа по географии для 6 класса с модулем ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_6_kl_geoobzh.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по географии (с модулем ОБЖ) для 6 класса

(2 час в неделю, 68 часов за год)

                                                  Пояснительная записка

Разработан интегрированный курс, включающий в себя два предмета землеведение и ОБЖ, с учетом наибольшего взаимопроникновения тем учебных предметов, входящих   в интегрированный курс.    Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. В настоящее   время  вопросы  обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г. отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующие новые угрозы и риски для развития личности , общества и государства Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности». Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности  жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни.

Целями изучения географии в основной школе являются:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
 безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; понимания каждого учащегося  важности сбережения и защиты личного здоровья как  индивидуальной  и общественной ценности; принятия учащимися ценностей гражданского общества : прав человека , правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;

антиэкстримистское   мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям , представляющим угрозу для жизни человека; отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных  веществ , в том числе наркотиков;  готовность  и способность учащихся  к нравственному самосовершенствованию.

Основные задачи данного курса

  • формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
  • формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
  • развитие специфических географических и общеучебных умений;
  • развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов),
  • выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.        
  • формирование географического образа своей страны,

представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

  • формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников-карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;
  • развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
  • создание образа своего родного края.
  • формирование у учащихся моделей безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного ,  техногенного и социального характера;
  • формирование индивидуальных систем здорового образа жизни;
  •  выработка у учащихся антиэкстремистской  и  антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

                                                  Нормативные документы

             Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее — ФБУП-2004)
  3. Федеральный  компонент  государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов)
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г.  № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников на 2014/2015 учебный год, рекомендованных, допущенных, к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
  5. Приказ об утверждении списка учебников в соответствии с утвержденным перечнем учебников, приложение к приказу № 15/1 от 13.02.2015
  6. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  7. Закон Санкт-Петербурга  от 17 июля 2013 №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»
  8. Устав ГБОУ СОШ №548
  9. Образовательная программа ГБОУ СОШ №548
  10. Учебный план ГБОУ СОШ №548 на 2015-2016 учебный год
  11. Положение о едином орфографическом режиме ГБОУ СОШ №548
  12. Положение о ведении тетрадей ГБОУ СОШ №548
  13. Положение о домашнем задании ГБОУ СОШ №548
  14. Примерной программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: Москва «Просвещение»  2012.  (Стандарты второго поколения).
  15.  Рабочей программы «Программы основного общего образования 5-9 классы по географии»   Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов,  И. В. Душина, Л. Е. Савельева, издательство «Дрофа» 2012 г. География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).
  16. Рабочие программы «Основы безопасности жизнедеятельности  5-9 классы» Авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, издательство «Просвещение».2012г. Учебник ОБЖ, 6 класс, Маслов А.Г., Марков В.В., Латчук В.Н., 2013 изд. «Дрофа»

Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся. Рабочая программа составлена в соответствии с Образовательной программой ГБОУ СОШ №548.

                               Общая характеристика учебного предмета

В блоке «География Земли», курс «География. Землеведение» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности предназначен для:

- формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человек                      

 -выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих ;- приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;        

- фрмирование у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения , отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.

                               Описание места предмета в учебном плане

Курс «География. Землеведение» в 6классе осуществляется 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Так как базисный план БОУ СОШ №548 рассчитан на 34 учебных недели, а в программе по предмету дано 68 часов, в рабочей программе спланировано   на курс «Землеведение»- 44 часа, на курс ОБЖ- 23 часа (1час – резерв)

       Личностные,  метапредметные   и  предметные результаты обучения

           Программа  содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение  личностных и метапредметных и предметных  результатов:

Личностные

  • воспитание российской гражданской идентичности;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры;
  • уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.

Метапредметные

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения,

            ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной    

            деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
  • умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

  Предметные

  • Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • Формирование представлений и основополагающих  теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  • Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  • Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае  природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  •  формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание  роли государства и действующего законодательства  в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера , в том числе от экстремизма и терроризма;

 знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера , включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

  • знания и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение оказать первую помощь пострадавшим ;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

                                         Объём домашнего задания

На основании СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" домашнее задание регламентируется следующим образом.

       В 5 – 6 классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни   и  каникулы,                                                                                                                                          Перегрузку   учащихся могут вызывать:

   · чрезмерно большое и трудное домашнее задание;

   · несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;

   · неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

 Основная причина перегрузки – объем домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.  Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные только на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта, а также задания, о приемах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.

             Суммарное время выполнения учащимся домашнего задания не должно превышать в 5 – 6 классах - 2,5 ч. Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать в 5-6 классах – 1 часа, в 7-8 классах – 1,5 часов, в 9-11 классах – 2 часа.

           Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.  Задания, помеченные звездочкой, на дом могут задаться только как дополнительные. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему.

           Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию

 Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.  Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.

 Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.

 Школьникам можно предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.  Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

         Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.  Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

Методика проверки домашней работы учащихся должна быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

 Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока.  Возможные формы проверки:

 ·       фронтальный контроль;

 ·       выборочный контроль;

 ·       взаимоконтроль учащихся при работе в парах;

 ·       самоконтроль учащихся.

Содержание учебного предмета

География. Землеведение.

6-й класс  (2ч в неделю, всего 68 ч, из них 1 ч. – резервное время)

             ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом. Закрепление знаний о метеорологических приборах и приемах метеонаблюдений. Природа и человек (ОБЖ).

РАЗДЕЛ 1. Атмосфера (14ч)

Из чего состоит атмосфера и как она устроена.Что такое атмосфера. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.

Нагревание воздуха и его температура. Как нагреваются земная поверхность и атмосфера. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Показатели изменений температуры. Практическая работа №1.Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой.

Зависимость температуры воздуха от географической широты.  Географическое  распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.

Ориентирование на местности (ОБЖ).

Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во что превращается водяной пар. Как образуются облака.

Атмосферные осадки. Что такое атмосферные осадки. Как измеряют количество осадков. Как распределяются осадки. Определение своего местонахождения и направления движения на местности (ОБЖ).

Давление атмосферы. Почему атмосфера давит на земную поверхность. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется давление. Распределение давления на поверхности Земли. Подготовка к выходу на природу (ОБЖ).

Ветры. Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значение ветров.

Практическая работа №2. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой. Опасные погодные явления (ОБЖ).

Погода. Что такое погода. Почему погода разнообразна и изменчива. Как изучают и предсказывают погоду. Практическая работа №3.Сравнительное описание погоды двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды. Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе (ОБЖ).

Климат. Что такое климат. Как изображают климат на картах. Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности (ОБЖ).

Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека. Как человек воздействует на атмосферу. Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме (ОБЖ).

Итоговый урок по разделу «Атмосфера». Обобщение знаний по разделу «Атмосфера». Акклиматизация человека в различных климатических условиях (ОБЖ).

РАЗДЕЛ 2. Гидросфера (14ч)

Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Что такое гидросфера. Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли.

Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают Мировой океан. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта (ОБЖ).

Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость. Обеспечение личной безопасности на водном транспорте (ОБЖ).

Движения воды в океане. Волны. Что такое волны. Ветровые волны. Приливные волны (приливы).

Течения. Многообразие течений. Причины возникновения течений. Значения течений. Практическая работа №4. Обозначение на контурной карте объектов гидросферы, течений в Мировом океане. Практическая работа №5 Описание вод Мирового океана на основе анализа карт.

Реки. Что такое река. Что такое речная система и речной бассейн. Автономное существование человека в природе (ОБЖ).

Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (ОБЖ).

Озера и болота. Что такое озеро. Какими бывают озерные котловины. Какой бывает озерная вода. Болота.

Подземные воды. Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды.

Ледники. Многолетняя мерзлота. Где и как образуются ледники. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.

Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере. Как человек использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу.

РАЗДЕЛ 3. Биосфера (9ч)

Что такое биосфера и как она устроена. Что такое биосфера. Границы современной биосферы. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях (ОБЖ).

Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере.

Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде.

Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от климата. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов.

Жизнь на поверхности суши. Леса. Особенности распространения организмов на суше. Леса. Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях (ОБЖ).

Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, пустынь и полупустынь, тундры. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге (ОБЖ).

Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. От чего зависти плодородие почв. Строение почв.

Человек и биосфера. Человек – часть биосферы. Воздействие человека на биосферу. Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых (ОБЖ).  Практическая работа № 6 Характеристика компонентов природы и установление взаимосвязей между ними на примере своей местности

Итоговый урок по разделу «Биосфера». Обобщение знаний по разделу «Биосфера». Здоровый образ жизни и профилактика утомления (ОБЖ).

РАЗДЕЛ 4. Географическая оболочка (6ч)

Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки.

Особенности географической оболочки. Географическая оболочка – прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки.

Территориальные комплексы. Что такое территориальные комплексы. Разнообразие территориальных комплексов. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека (ОБЖ).

Так как на каждом уроке географии осуществляется практическая направленность, предложенные  авторами рабочих программ практические работы будут выполнены, но в КТП будет внесено 6 практических работ:

№ п/п

Тема практической работы

1.

Обобщение данных о температуре воздуха по результатам наблюдений

за погодой.

2.

 Построение розы ветров на основе данных наблюдений за погодой.

3.

Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды

4.

Обозначение на контурной карте объектов гидросферы, течений в Мировом океане

5.

Описание вод Мирового океана на основе анализа карт

6.

Характеристика компонентов природы и установление взаимосвязей между ними на примере своей местности

       Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5—6 классах содержит, кроме учебников, методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.

УМК «География. Землеведение. 5—6 классы»

1. География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).

2. География. Землеведение. 5—6 классы. Методическое пособие (авторы Л. Е. Савельева, В. П. Дронов).

3. География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).

5. География. Землеведение. 5—6 классы.

Электронное приложение. Смирнов А.Т

6. Основы безопасности жизнедеятельности :5 кл; учеб. для общеобразовательных  учреждений , А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под редакцией А.Т. Смирнова.- М,; Просвещение, 2012г.

7. Учебник ОБЖ, 6 класс, Маслов А.Г., Марков В.В., Латчук В.Н., 2013 изд. «Дрофа».

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...