«Деятельностный подход в обучении географии как средство развития творческих способностей и одарённости учащихся»
статья по географии по теме

Сорокина Марина Владимировна

Из опыта работы Сорокиной Марины Владимировны, учителя географии МБОУ «СОШ им.В.Г.Шухова»  г.Грайворона Грайворонского района Белгородской области.

Современный мир предъявляет новые требования к выпускнику школы, а это ставит школу перед необходимостью создания новых образовательных структур и моделей. Педагогический коллектив МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. В.Г. Шухова» г. Грайворона, членом которого я являюсь, работает над проблемой «Построение модели самовыражения личности учащегося в условиях развивающей среды».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal_odaryonnye_deti.docx46.54 КБ

Предварительный просмотр:

Сорокина Марина Владимировна

«Деятельностный подход в обучении географии как средство развития творческих способностей и одарённости учащихся»

Из опыта работы Сорокиной Марины Владимировны, учителя географии МБОУ «СОШ им.В.Г.Шухова»  г.Грайворона Грайворонского района Белгородской области

            Современный мир предъявляет новые требования к выпускнику школы, а это ставит школу перед необходимостью создания новых образовательных структур и моделей. Педагогический коллектив МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. В.Г. Шухова» г. Грайворона, членом которого я являюсь, работает над проблемой «Построение модели самовыражения личности учащегося в условиях развивающей среды».

            Школа является опорной, имеет необходимую материальную составляющую для развития и поддержки талантливой молодежи.

            В числе особых стоят задачи выявления мотивированных и одаренных детей, создания условий для разностороннего развития каждой личности на основе ее включения в разнообразную познавательную, исследовательскую и творческую деятельность, для ее дальнейшей успешной социализации.

            Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог реализоваться в познании, учебной деятельности, поведении, то есть, как создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней?

            Я считаю целесообразным введение деятельностного подхода, позволяющего решить главное противоречие: между привычным репродуктивным воспроизведением изученного    материала школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности.

           При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. А это особенно актуально ещё и с точки зрения новой образовательной парадигмы, направленной на формирование универсальных учебных действий, применяемых в различных практических ситуациях. Развитие универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

            Указанные противоречия и обусловили выбор темы опыта: «Деятельностный подход в обучении географии как средство развития творческих способностей и одарённости учащихся».

Ведущая педагогическая идея опыта - создание условий для развития творческих способностей и одарённости учащихся посредством внедрения деятельностного подхода в обучении географии.

            Работа над опытом охватывает период с 2008 по 2011 год. Исследование  проводилось в течение трех лет в процессе урочной и внеурочной деятельности по предмету география. Методы обучения складывались постепенно, на протяжении  педагогической деятельности.

            Опыт исследовательской работы с одаренными детьми является единой системой работы, в которую входят следующие составляющие:урок географии; элективный курс; работа секции «Юный исследователь» школьного научного общества; подготовка и участие в конкурсных мероприятиях (олимпиады, научно-практические конференции учащихся, турниры, конкурсы, состязания, смотры); предметные недели; экскурсии, походы,  экологические десанты.

            Теоретической базой опыта выступает методология, разработанная ведущими отечественными психологами и педагогами: системно-деятельностный подход Л.С.Выготского [3], А.Н.Леонтьева [11], П.Я.Гальперина [4], А.Г.Асмолова [1], Д.Б. Эльконина [15], В.В. Давыдова [5];  идеи теории активизации учебно-познавательной деятельности Т.И. Шамовой [14], идеи развития индивидуальных познавательных способностей И.С.Якиманской [16]; идеи организации творческой деятельности учащихся Г.К. Селевко [13].

            При написании опыта использовались такие понятия как: «одарённость», «творческие способности», «деятельность», «деятельностный подход».

            Деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выготского [3], П. Я. Гальперина [4]., А. Н. Леонтьева [11] и развитый в трудах В. В. Давыдова [5], Д. Б. Эльконина [15], А.Г.Асмолова [1] , А. А. Карманова [9]  и др., является законченной теорией учения, признанной в мире.

         Основой работы с одарёнными учащимися и является совершенствование таких факторов, как развитие внутреннего деятельностного потенциала, способности быть творцом, созидателем своей жизни, уметь ставить цель и искать способы её достижения, т.е. по максимуму использовать свои собственные силы и способности, стремясь выйти за их пределы.

                Новизна опыта заключается в создании условий для освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении материала, обеспечивающих творческое развитие личности.

            Обучение географии ведётся  по  учебно-методическому комплекту, который позволяет создать условия для развития  индивидуальных способностей школьника, формирования творчески активной  личности.

Целью данного педагогического опыта является  обеспечение положительной динамики в развитии творческих способностей и одарённости учащихся посредством внедрения деятельностного подхода в обучении географии.

            Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- формирование у учащихся умения осуществлять деятельность;

- подбор оптимальных механизмов и правильных форм  работы с творческими и одарёнными детьми в условиях использования деятельностного подхода;

- выделение основных направлений, способствующих развитию творческих способностей и одарённости учащихся,  и наполнение  их содержанием.

            Организация учебно-воспитательного процесса строится таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в овладении учебным материалом, в осуществлении творческого преобразования обстоятельств в соответствии с поставленными перед собой целями.

            Признаками одарённости является доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательской творческой активности, возможность достижений нестандартных решений, возможность прогнозирования.  

            Мотивация – решающее звено учебной деятельности. Я полностью разделяю мнение А.Н. Леонтьева [11], который считает что мотивация  «… это то, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности». Я считаю, что для  осуществления этих позиций на  практике необходимо создать условия,  которые бы позволили мотивированному ребёнку свободно проявлять свои способности, развиваясь в силу своего дарования как уникальной личности.

Условия я  подразделяю на три группы:

- содержательные  условия (содержание учебного материала);

-организационные условия (организация учебной деятельности);

- социально-психологические условия (отношения учащихся с учителем).

            К содержательным условиям относится особый подход к освещению учебного материала, реализуется принцип новизны. Этот принцип осуществляется через опору на субъектный опыт учащихся, т.к. личный опыт детей необходимо включать в общую структуру содержания урока и использовать как фактор изучения нового материала.

Мной широко используются приёмы технологии развития критического мышления («чтение с пометками», «мудрые совы», «верно, неверно, спорно», «толстые, тонкие вопросы»),  цель которых — научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. Критическое мышление позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка, побуждает детей самих задавать вопросы и активизирует к поиску ответа.

             Осмысление учебного материала будет только в том случае, если у учащегося есть определённый набор представлений, фактов, данных и т.д. Учить и развивать одарённых детей необходимо на уроке, так как именно здесь идёт формирование интереса к предмету через творческую деятельность.

            Где, как не на уроке, одарённые дети могут отличиться от других учащихся, способностью придумывать что-то новое, необычное, быстрее и оригинальнее других решать поставленные задачи. Конечно же,  они требуют к себе огромного внимания, и не обходится без индивидуальных дополнительных занятий во внеурочное время  в виде спецкурса.

            Одним из самых надежных и традиционно проверенных способов мотивации творческой деятельности являются познавательные задачи (задача-прогноз, задача-противоречие, задача-размышление).

            Немаловажную роль играет организация деятельности учащихся, ее характер, смена видов и форм с целью усвоения основного материала на учебном занятии. Я применяю различные формы и методы организации и осуществления учебной деятельности: заочные путешествия, интеллектуальные игры и конкурсы, конференции, учебные дискуссии, семинары, исследовательскую деятельность, работу с учебной литературой, экскурсии, походы.

            Мыслительная, творческая деятельность во время проведения учебного исследования требует усилий, обсуждений, аналитических рассуждений, поэтому на своих уроках мной используются групповые, парные формы работы, в рамках которых можно организовать конструктивное общение и сотрудничество.

            Я полностью согласен с метким выражением методиста А. А. Вагина, что таблицы и схемы - это «синтетический образ» изучаемой темы. Поэтому во всех классах  применяю этот преобразующий вид деятельности: составление таблиц (тематических, сравнительных, обобщающих) и схем (структурно-логических, в виде графиков и диаграмм и т.д.).

            Смысловые связи находят своё внешнее выражение в кластерах. Он является важным приёмом технологии развития критического мышления (ТРКМ), служит графической формой систематизации знаний, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

            Многообразие самостоятельной и практической работы, главными из которого являются работа с картами и контурными картами, также является одним из путей мотивации активности школьников на уроке.

               Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений - от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых. Например, проведение экологических десантов, посадка деревьев, благотворительные акции.

            Одной из форм деятельностного подхода в обучении является организация географической секции «Юный исследователь» школьного научного общества, образованной в 2006 учебном году. Ребята расширяют свой научный кругозор, приобретают навыки научно-исследовательской деятельности, выступают на конференциях, участвуют в экологических и географических олимпиадах, конкурсах. В настоящее время идёт работа над темой: «Изменение метеорологических характеристик на территории Грайворона». Исследования учащиеся проводят с использованием современной электронной метеостанции, в состав которой входят: термо и гигродатчики, радиодатчик количества выпавших осадков; радиодатчик скорости и направления ветра. Информация с датчиков передается на дисплей компьютера, её можно архивировать и таким образом проводить мониторинг погоды, окружающей среды.

            Организуются экскурсии как по особо охраняемым природным территориям Грайворонского  района (болото Моховатое, урочище «Чехова дача», «Земной рай»), а так же и на предприятия района (Дорогощанский кирпичный завод и т.д).  Материалы этой работы использованы в книге «Грайворон. Сквозь свет веков».

            Сегодня урок географии не может быть эффективным без применения новых средств обучения. Я стараюсь широко использовать материальную базу своего кабинета: интерактивную доску совместно с мультимедийным проектором и компьютером, интернет, электронные учебники, электронную метеостанцию, слайд-проектор, теллурий, модель «Строения Земли», компасы, глобусы, карты, гербарии, а также современные комплекты диапозитивов, таблиц и схем.

            Один из существенных недостатков практики преподавания, который пытаюсь исправить на своих уроках, - это создание эмоционального настроя, ведь очень часто интерес к предмету отсутствует, и дети равнодушны, т.е. социально-психологические условия так же важны для успешной деятельности.

 Важным моментом является рефлексия, побуждающая собственную активность и самостоятельность ученика, обеспечивающая его субъектную позицию в образовательном процессе. Это очень интересный методический прием, требующий определенной системы, анализа с целью вовлечения учащихся в управление образовательным процессом.

В своей практике я применяю такие элементы как:

- рефлексия учащимися своего учебного опыта («Карта мыследеятельности», «Незаконченные предложения»);

-рефлексия учащимися своей деятельности («Светофор», «Птичий двор»);

-рефлексия на осознание и эмоциональное восприятие   изученного
материала («синквейн»);

- рефлексия    общения    и    совместной    деятельности    («Барометр
настроения», «Роза ветров»).

        Это позволяет каждому ученику в процессе урока фиксировать свои достижения или пробелы, стимулирует к учению, к самоанализу учебной деятельности. Главное, чтобы все поняли принцип: каждый ученик способен успешно учиться и достигать хороших результатов.

    Результативность педагогического опыта определяется следующими критериями:

  • диагностика уровня умственного развития обучающихся;
  • участие в олимпиадах различного уровня;
  • участие в конкурсах, конференциях, чемпионатах.

            Для диагностики умственного развития обучающихся мной использовался школьный тест умственного развития (ШТУР),  авторами которого являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Результаты показали, что преобладает  относительно высокий уровень умственного развития (70-80 баллов).

            Что касается   показателя – участие обучающихся в предметных олимпиадах – количество школьников, занимающих призовые места в олимпиадах, возросло с 2 учащихся в  2007 учебном году до 10 учащихся в последующие годы. За три года подготовлено 8 победителей на муниципальном уровне, 3 призёра регионального уровня, 2 победителя вузовских олимпиад, 2 призёра Всероссийского уровня, 10 дипломантов заочных олимпиад международного уровня.

По третьему показателю – участие в конкурсах, конференциях, чемпионатах – можно отметить значительные позитивные результаты. Количество занятых учащихся возросло с 1 человека в 2007 году до 10 в последующие годы. Среди них 8 победителей на муниципальном  уровне, 2 победителя на региональном уровне, 7 победителей на Всероссийском уровне.

            Таким образом, использование мной  деятельностного подхода для развития творческого потенциала и одарённости учащихся дало положительные результаты по всем показателям.

            Кроме того хочется отметить, что ежегодно мои воспитанники становятся студентами геолого-географического отделения НИУ «БелГУ», поступая на бюджетную основу.

Библиографический список:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник- М.:Изд-во МГУ, 1990-367с.
  2. Асмолов А.Г., Бурменская И.А и др. /Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова – М.: Просвещение, 2008-151 с.
  3. Выготский Л.С.Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика - Пресс, 1999 – 536 с.
  4. Гальперин П.Я. / Лекции по психологии  : учебное пособие / П. Я. Гальперин –М.: КДУ, 2007– 400 с.
  5. Давыдов В.В. Проблемы  развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
  6. Заир-бек С. И., Муштавинская И.В.  Развитие критического мышления на уроке/ С. И. Заир-бек, Муштавинская И.В.   – М.: Просвещение,  2004 – 204 с.
  7. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании географии в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» /Департамент     образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2011.
  8. Kalitva.ru > 151214 – struktura intellekta. htm/
  9. Караманов А.А. Ключевые компетенции //Образование. Карьера. Общество. №3 (9), 2005.
  10.  Концепция профильного образования.
  11. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции/ Леонтьев А.Н.- М.: изд-во МГУ, 1971- 130 с.
  12. Разумовский В.Г., Майер В.В. //Физика в школе. Новый метод познания и обучения. – М., 2004- 226 с.
  13.  Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с.
  14.  Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 203 с.

     14.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б.  

          Эльконин - М.: Знание, 1974. – 64 с.

     15.Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы // Директор школы № 3, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. "Реализация деятельностного подхода на уроках литературы с целью развития творческих способностей учащихся"

Опыт работы по данной проблеме был представлен на республиканский конкурс "Учитель года 2014". (Республика Крым)...

Итоговая работа «Интегрированное обучение на уроках технологии, как средство развития творческих способностей учащихся 5 класса»

В данной работе представлена разработка интегрированного урока: «Знакомство с разнообразными видами вышивки. Выбор рисунка салфетки». Данная разработка урока поможет наиболее широко раскрыть творчески...

Метод проектов как средство развития творческих способностей глухих учащихся на уроках трудового обучения

Творческая проектная деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл....

Итоговая аттестационная работа. Индивидуализация и дифференциация в обучении математике как средство развития творческих способностей обучающихся. март 2017 год

Цель работы — раскрыть сущность понятия дифференциации обучения, рассмотреть  дифференцированный  подход  к  проведению уроков математики. Для  создания условий диф...