Рабочая программа и календарно - тематическое планирование в 8 классе
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Составленна на основе программы, составленной авторами учебника под редакцией А.И.Алексеева, В.А.Низовцева и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_pr._po_geo._8_kl.doc110 КБ
Microsoft Office document icon kalend-tem_plan._geo._8_kl.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Рассмотрена  и одобрена на заседании методического объединения

 Председатель МО

  _____________/Федосеева А.Г./

Протокол № ____от                                                                                                                                                

«____» _____________2015г.

          Утверждена руководителем                                            образовательного учреждения

____________/Сюваев Н.А./

                      Приказ №  _____

«____» _____________2015г.

 «БОЛЬШЕМАНАДЫШСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ШКОЛА»


Рабочая программа

по географии

в 8 классе


                                                                      Составитель: Сидорова Т. В.,

                                                                                                    учитель географии.


Принято на заседании

Педагогического совета школы

Протокол № ___от «____»_________2015г.

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного предмета являются:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • авторская программа по географии для 6-11 классов под редакцией Е.В. Овсяниковой. – М.: Дрофа, 2010
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Учебный план  МБОУ «Большеманадышская средняя школа» Атяшевского района РМ на 2015-2016 учебный год.
  • Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2014 г.  

N 1559, зарегистрирован в Минюсе России 31.12.2014 № 35502);

Рабочая программа учебного предмета «География России» рассчитана на 68 ч (из расчета 2  часа в неделю) для изучения в 8 классе общеобразовательной школы. Она составлена на основе  программы, составленной авторами учебника под редакцией А.И.Алексеева, В.А.Низовцева, Э.В.Ким, Г.Я.Лисенковой.

 Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Содержание программы:

            Учебный предмет «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого предмета полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Все это определяет особую роль данного предмета: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он  влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

   В географическом образовании школьников ведущее место принадлежит предмету «География России». Завершая географическую подготовку учащихся в основной школе, курс способствует становлению у школьников активной гражданской позиции, ответственного отношения к судьбе своей Родины, пониманию необходимости изучения географических проблем и личного участия в их решении. Данный предмет опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого предмета определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.

   Программа выполнена с опорой на сформированный у учащихся в предшествующих классах уровень и позволяет уделить приоритетное внимание особенностям проявления на территории России общих географических закономерностей, организации социоприродного пространства с учетом существующих проблем, прогнозирования и моделирования.
      Программа учебного предмета реализует комплексный подход, позволяющий рассматривать взаимосвязь территориально объединенных социоприродных процессов и явлений.
Учебный предмет «География России» включает две взаимосвязанные части: «География России: природа» (8-й класс) и «География России: человек и хозяйство» (9-й класс). Изучение проводится в течение двух лет, с недельной нагрузкой – два часа.
В 8-м классе в части «География России природа» учащиеся изучают разделы: «Общая характеристика природы», «Природные комплексы России», «Рациональное природопользование природных ресурсов и охрана природы». Об особенностях географического положения и обо  всём, что с этим связано рассказывается в разделе «Ведение».

Основные цели и задачи предмета:

-  сформировать целостный географический образ своей Родины;

- дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

- сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать  

  представление о роли России в мире;

- сформировать необходимые географические умения и навыки;

- воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;

- воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

        Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  • Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  • Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

        Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), Компьютерные технологии, мультимедийные программы, организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Формы организации работы учащихся:

  1. Индивидуальная.
  2. Коллективная: фронтальная, парная, групповая.

Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; мини-сочинения; работа с источниками; доклады; защита презентаций, рефлексия.  

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Срок реализации    рабочей программы рассчитан на 1 год. Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 8 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.

                  

Место предмета в базисном учебном плане

 В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «География России» отводится по 68 часов (2 учебных часа в неделю)  в 8  классе. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.

Факторы, учитываемые при составлении программы:

Целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения, характер учебной мотивации учащихся, качество учебных достижений и образовательные потребности учащихся, возможности педагога, состояние учебно- методического и материально-технического обеспечения кабинета, состояние здоровья учащихся.

Требования к уровню подготовки

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

                           

                                             

                                                   Учебно – тематический план.

№ п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов

Количество практических работ

1.

Введение

1

Раздел I.

«Пространства России»

6

2

Раздел II.

«Природа и человек»

41

6

2.

Рельеф и недра

5

1

3.

Климат

5

3

4.

Богатство внутренних вод России

4

1

5.

Почва – национальное достояние страны

4

-

6.

Живая природа

6

-

7.

В природе всё взаимосвязано

4

-

8.

Природно-хозяйственные зоны России

9

1

9.

Природопользование  и охрана природы.

4

Раздел III.

Население России

17

2

10.

Сколько нас – россиян?

2

11.

Кто мы?

2

12.

Куда и зачем едут люди?

3

13.

Человек и труд

1

14.

Народы и религии России

3

1

15.

Где и как живут люди?

6

1

Резерв

5

ИТОГО

68

10

     Количество часов: 68;  в неделю: 2   по четвертям:  1 четверть:  18

                                                                                             2 четверть:  14

                                                                                             3 четверть:  22

                                                       4 четверть:  14                          

Содержание учебного предмета

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА И НАСЕЛЕНИЕ

Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса.

Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.

Природа России. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.

Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы.

Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения.. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.

Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.

География своей республики (края, области). Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.

Творческие работы

  1. Описание народных помыслов Центральной России.
  2. Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.
  3. Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.
  4. Описание и оценка условий жизни, труда, отдыха в районе.
  5. Анализ экологического состояния Волги.
  6. Народные промыслы Урала.
  7. Современные проблемы коренных народов Севера.
  8. Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УВП:

Данная программа имеет проектно-практическую направленность обучения. Практические и творческие работы составляют более 1/4 объёма содержания.

Предлагаемые практические работы позволяют организовать как индивидуальный, так и групповой рубежный контроль.

В начале учебного года до сведения восьмиклассников доводятся требования к подготовке учащихся по курсу. В соответствии со своими интересами школьники выбирают темы творческих работ. При разработке проектов им предоставляется возможность использования дистанционных методов получения информации через сеть Интернет. С учётом загруженности компьютерного класса это может осуществляться как в урочное, так и во внеурочное время. Выполненные работы оформляются в папку «Проектные работы учащихся».

География своего региона изучается в течение двух лет: в 8 классе - ГП, природные условия и ресурсы; в 9 классе - характеристика хозяйственного комплекса области, проблемы и перспективы развития, население. Реализация краеведческого компонента так же носит практический характер. Используются возможности исследовательского и проектного методов обучения.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ КУРСА:

Агроклиматические ресурсы, агротехнические мероприятия, амплитуда температуры, атмосферный фронт, балка, бедленд, внешние силы Земли, внутренние силы Земли, водоносность реки, воспроизводство населения, главная полоса расселения, глыбовые горы, складчато-глыбовые горы, город, городская агломерация, государственная территория, декретное время, естественное движение населения, закон географической зональности, западный перенос воздушных масс, земельные ресурсы, испаряемость, карст, колки, комфортность климата, коэффициент увлажнения, криволесье, курумы, лесистость, летнее время, линия перемены дат, международный статус, межень, месторождения, многолетняя мерзлота, морена, наветренный склон, образ жизни, овраг, паводок, падение реки, плотность населения, покровные ледники, полигональный рельеф, почвенный горизонт, почвенный профиль, поясное время, природопользование, присваивающий тип хозяйства, производящий тип хозяйства, промышленные ландшафты, расселение, редколесье, рекультивация, сельскохозяйственные ландшафты, сила Кориолиса, старица, термокарстовое озеро, террасы, тип почвы, урбанизация, экономически активное население, этнический состав, этнос, эрозия, эстуарий.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

 Технические средства обучения:

  1. Телевизор  «SAMSUNG»
  2. Компьютер
  3. Доска для проецирования
  4. Мультимедийный проектор
  5. Видеомагнитофон

Перечень наглядных и дидактических материалов

КАРТЫ ПО ГЕОГРАФИИ 8 КЛАСС

  • Европейская часть России - Физическая
  • Восточная Сибирь и Дальний Восток - Экономическая
  • Урал - Физическая
  • Республика Мордовия - Политико-административная
  • Евразия - Политическая
  • Карта океанов - Физическая
  • Россия - Тектоническая, Физическая, Климатическая
  • Географические пояса. Природные зоны мира - Климатическая
  • Строение земной коры и полезные ископаемые мира - Тектоническая
  • Карта мира - Физическая
  • Охрана природы России - Тематическая

КАРТИНЫ ПО ГЕОГРАФИИ 8 КЛАСС

  • Давление воздуха. Пути циклонов и антициклонов. Июль (8 кл.).
  • Агроклиматические ресурсы (8 кл.).
  • Направление движения преобладающих воздушных масс над Россией летом (8 кл.).
  • Направление движения преобладающих воздушных масс над Россией зимой (8 кл.).
  • Тёплый фронт (8 кл.).
  • Холодный фронт (8 кл.).
  • Закономерности распределения осадков и испаряемости (8 кл.).
  • Давление воздуха. Пути циклонов и антициклонов. Январь (8 кл.).'
  • Схема образования циклона (8 кл.).

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Состав УМК:

  1. Учебник: Природа и население России. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. А.И.Алексеева.  – М. : Дрофа, 2009. – 304 с.
  2. Рабочая тетрадь: Э. В. Ким, Н. А. Марченко, В. А. Низовцев. География. Природа и население России 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику под ред. Э.В.Ким.- М.: Дрофа, 2009.- 144 с.
  3. Атлас: География. 8 кл.: атлас. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2009. – 56 с.
  4. Контурные карты. География 8 кл. Рук. В.И.Сиротин. – М.: Дрофа; Издательство ДИК.

Дополнительная литература:

  1. Е.А. Жижина Контрольно-измерительные материалы 8 класс М.:ВАКО,2012
  2. И.И. Баринова География России. Методическое пособие М, Дрофа 2000
  3. А,Д,Ступникова, Л.В.Бражникова Справочник учителя географии Волгоград:Учитель,2012

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Интернет – ресурсы:

  1. school-collection.edu.ru – Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  2. fcior.edu.ru - Каталог электронных образовательных ресурсов
  3. ru.wikipedia.org - раздел "География" в энциклопедии Википедия (свободная энциклопедия).
  4. geo.1september.ru  - сайт "Я иду на урок географии"
  5.  rgo.ru - "RGO.ru" географический портал Планета Земля.
  6.  geoport.ru - "GeoPort.ru"  Страноведческий портал.
  7.  bookz.ru - электронная библиотека



Предварительный просмотр:

                                                    Календарно-тематическое  планирование

по курсу «География России. Природа и население» 8 класс    (68 часов)

№ п/п

Наименование тем и разделов

Тип

 урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

Практические работы

Вид

конт-роля

Прим.

Дата

проведения  

План.

Факт.

Введение (1 ч)

1

Что изучает география России.

ИНМ

1

География как наука. Источники географических знаний. Предмет географии России, методы географических исследований.

ФО

Раздел I. Пространства России. (6 ч)

2

Россия на карте мира

ИНМ

1

Россия на карте мира, виды и уровни географического положения.

Работа с картами атласа

Текущий

§1

3

Границы России.

УПР

1

Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона Российской федерации.

Пр. раб. №1 «Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран».

ПР

§2

4

Россия на карте часовых поясов.

УПР

1

Местное, поясное и декретное время, их определение.

Пр.раб.№ 2 «Определение поясного времени для различных пунктов России».

ПР

§3

5

Формирование территории России.

КУ

1

Первооткрыватели, путешественники

Сообщения об исследователях России.

Текущий

§4

6

Географическое изучение территории России.

КУ

1

Географическое изучение территории России.

Текущий

§5

7

Обобщение и контроль знаний по разделу «Пространства России»

ОУ

1

Материал раздела

Контроль-ные тесты

Раздел II. Природа и человек (41 ч)

                                                                                                      Тема 1. Рельеф и недра (5 ч)

8

Строение земной коры на территории России.

ИНМ

1

Особенности  геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории, формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Работа с картами.

Текущий

§6

9

Важнейшие особенности рельефа России.

КУ

1

Распространение крупных форм рельефа.

Работа с картами.

Карта

§7

10

Современное развитие рельефа.

КУ

1

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма.

Работа с картами.

Текущий

§8

11

Использование недр.

УПР

1

Морены, эоловые, терриконы, стихийные, оползни, лавины, сели, оледенение, дюны, эрозия, эндогенные и экзогенные факторы.

Пр.раб.№3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа  и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».

ПР

§9

12

Итоговый урок темы «Рельеф и недра»

ОУ

1

Материал раздела

Тесты

Тема 2. Климат (5 ч)

13

Общая характеристика климата России.

ИНМ

1

Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны.

Работа с климатической картой.

Текущий

§10

14

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

УПР

1

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средняя t января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения)

Пр.раб.№ 4 «Определение по картам закономер-ностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

ПР

§11

15

Распределение температур и осадков.

КУ

1

Сезонность климата. Чем она обусловлена.

Текущий

§12

16

Типы климатов нашей страны.

УПР

1

Типы климатов нашей страны. Факторы их формирования, климатические пояса.

Пр.раб.№ 5 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов».

ПР

§13

17

Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления.

УПР

1

Смог. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России.

Пр.раб.№ 6 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения».

ПР

§14

Тема 3. Богатство внутренних вод России (4 ч)

18

 Реки России.

УПР

1

Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Расход, годовой сток, ледовый режим рек, падение и уклон реки.

Определять падение и уклон реки, работа с картой.

Текущий

§15

19

Озёра России. Болота, подземные воды, ледники и многолетняя мерзлота

УПР

1

Крупнейшие озёра России, их виды. Водохранилища.

Пр.раб.№ 7 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей их хозяйственного использования».

ПР

§16

20

Человек и вода.

КУ

1

Водные ресурсы. Возможность их использования.

Текущий

§17

21

Итоговый урок темы «Богатство внутренних вод России»

ОУ

1

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Сообщения об охране вод.

Тесты

Тема 4. Почва – национальное достояние страны (4 ч)

22

Почвы – «особое природное тело».

ИНМ

1

 Состав, строение и структура почвы, факторы почвообразования, почвенный профиль.

Сообщение о Докучаеве В.В.

Текущий

§18

23

География почв России.

КУ

1

Закономерности размещения почв. Характерные черты главных типов почв России.

Работа с картами.

ФО

§19

24

Почвы и урожай.

КУ

1

Почвенные ресурсы, земельные ресурсы России и их охрана. Мелиорация.

Текущий

§20

25

Рациональное использование и охрана почв.

КУ

1

Мелиорация.

Тесты

§21

Тема 5. В природе всё взаимосвязано (4 ч)

26

Природно-территориальный комплекс. (ПТК)

ИНМ

1

Понятие  природно-территориального  комплекса.

Работа с картами.

Текущий

§22

27

Свойства природно-территориальных комплексов.

КУ

1

Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК.  Физико-географическое районировании России.

Работа с картами.

ФО

§23

28

Человек в ландшафте.

УПР

1

Природные и антропогенные ПТК.

Работа с картами.

ПР

§24

29

Итоговый урок темы «В природе всё взаимосвязано»

ОУ

1

Памятники природы России. Памятники всемирного наследия.

Тесты

Тема 6. Природно-хозяйственные зоны России (15 ч)

30

Учение о природной зоне.

ИНМ

1

Природная зона как ПК: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов. Роль В.В.Докучаева и Л.С Берга в создании учения о природной зоне.

Текущий

§25

31

«Безмолвная» Арктика.

КУ

1

Характеристика арктических пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Работа с картами.

Текущий

§26

32

Чуткая Субарктика. Тундра.

КУ

1

Характеристика тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

Работа с картами.

Текущий

§27

33

Таёжная зона.

КУ

1

Характеристика лесов. Природные ресурсы, их использование, экологические проблемы.

Работа с картами.

Текущий

§28

34

Болота

КУ

1

Характеристика болот, их использование, экологические проблемы.

Работа с картами

Текущий

§29

35

Зона смешанных и широколиственных лесов.

КУ

1

Характеристика лесов. Природные ресурсы, их использование, экологические проблемы.

Работа с картами.

Текущий

  §30

36

Лесостепи и степи.

КУ

1

Характеристика лесостепей, степей. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Работа с картами.

Текущий

§31

37

Полупустыни, пустыни, субтропики.

УПР

1

Характеристика полупустынь, пустынь, субтропиков. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Пр.раб. №8 «Оценка

природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт».

ПР

§32

38

«Многоэтажность» природы гор.

КУ

1

Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.

Текущий

§33

39

Человек и горы.

КУ

1

Тесты

§34

40

Итоговый урок темы «Природно-хозяйственные зоны».

ОУ

1

Проверить знания уч-ся о природных зонах и наборе природных компонентов.

Контрольная работа

Тема 7. Природопользование  и охрана природы. (4 ч)

41

Природная среда, природные условия, природные ресурсы.

ИНМ

1

Природно-территориальный комплекс. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК.  Физико-географическое районировании России.

Работа с картами.

Текущий

§35

42

Рациональное использование природных ресурсов.

КУ

1

Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственное различие морей России.

Текущий

§36

43

Охрана природы и охраняемые территории.

КУ

1

ООТ: заповедники, заказники. Национальные и природные парки, памятники природы.

Сообщения, работа с атласом.

Текущий

§37

44

Итоговый урок темы «Природопользование  и охрана природы».

ОУ

1

Тесты

Раздел III. Население России (17 ч).

Тема 8. Сколько нас – россиян? (2 ч)

45

Численность населения.

КУ

1

Население России. Численность населения.

Работа с картами.

Текущий

§38

46

Воспроизводство населения.

УПР

1

Естественное движение, типы воспроизводства.

Работа с картами.

Текущий

§39

Тема 9. Кто мы? (2 ч)

47

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)

КУ

1

Половой состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы.

Работа с картами

Текущий

§40

48

Возрастной состав населения.

КУ

1

Возрастной состав населения. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Работа с картами

Текущий

§41

Тема 10. Куда и зачем едут люди? (3 ч)

49

Миграции населения России.

ИНМ

1

Направления и типы миграций.

Работа с картами.

Текущий

§42

50

Внешние и внутренние миграции – в Россию и из неё.

КУ

1

Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их.

Работа с картами.

Текущий

§43

51

Территориальная подвижность населения.

КУ

1

Основные направления миграций на разных этапах развития страны.

Работа с картами.

Текущий

§44

Тема 11. Человек и труд (1 ч)

52

География рынка труда.

ИНМ

1

Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность размещения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Работа с картами

ФО

§45

Тема 12. Народы и религии России (3 ч)

53

Этнический состав населения.

ИНМ

1

Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России.

Работа с картами

Текущий

§46

54

Этническая мозаика России.

УПР

1

Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы.

Пр.раб. №9 Изучение таблицы Приложения «Народы России» и схемы «Дерево языков» для ознакомления кл-цией народов России по родству языков

ПР

§47

55

Религии народов России.

КУ

1

Многоконфессиональ-ность. География религий.

Работа с картами

Текущий

§48

Тема 13. Где и как живут люди? (6 ч)

56

Плотность населения.

ИНМ

1

Географические особенности размещения населения, их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Работа с картами

Текущий

§49

57

Расселение и урбанизация.

КУ

1

Работа с картами

Текущий

§50

58

Города России.

КУ

1

Работа с картами

Текущий

§51

59

Сельская Россия.

УПР

1

Пр.раб №10 «Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства».

ПР

§52

60

Итоговый урок по теме «Население России».

ОУ

1

Тесты

61

Республика Мордовия – мой край родной

КУ

1

Пр.раб №11

«Определение по картам ГП территории»

ПР

62

Тектоника, геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые.

КУ

1

Работа с картами

Текущий

63

Климат, внутренние воды

КУ

1

Работа с картами

Текущий

64.

Почва, животный и растительный мир.

КУ

1

Работа с картами

Текущий

65.

Природные зоны. Охрана природы.

КУ

1

Работа с картами

Текущий

66.

Население.

ПР

1

Пр.раб №12

«Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своей местности»

ПР

67

Зачет по теме: «География Республики Мордовия».

ОУ

1

Тесты

68

Обобщающее повторение курса.

ОУ

1

ИТОГО

68

12

  Виды уроков: ИНМ - урок Изучения Нового Материала                    Количество часов: 68;  в неделю: 2   по четвертям:       1 четверть:  18

                           КУ – Комбинированный Урок                                                                                                                                    2 четверть:  14                                                                                                       

                            УПР – Урок Практическая Работа                                                                                                                             3 четверть:  22                      

                             ОУ -   Обобщающий Урок                                                                                                                                         4 четверть:  16

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 9 класс к УМК "Новый курс английского языка" Афанасьевой О.М.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 9 класс к УМК "Новый курс английского языка" Афанасьевой О.М....

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование, 1 класс

Данная рабочая программа разработана в со­ответствии с основными положениями Федераль­ного государственного образовательного стандарта начального общего образовании и ориентирована на использование уч...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование, 2 класс.

Данная рабочая программа разработана в со­ответствии с основными положениями Федераль­ного государственного образовательного стандарта начального общего образовании и ориентирована на использование уч...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование, 3 класс.

Данная рабочая программа разработана в со­ответствии с основными положениями Федераль­ного государственного образовательного стандарта начального общего образовании и ориентирована на использование уч...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование, 4 класс.

Данная рабочая программа разработана в со­ответствии с основными положениями Федераль­ного государственного образовательного стандарта начального общего образовании и ориентирована на использование уч...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование 10 класс

Составлена к учебнику В.П.Максаковского "Экономическая и социальная география мира"...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 7 класс по УМК В.П.Кузовлев

Рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (второго поколения),...