Биопочвенная среда. Основные типы экосистем области и их антропогенные изменения
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Шебалкина Елена Ивановна

Конспект урока по геоэкологии Тамбовской области в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_geoekologii_po_teme.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  геоэкологии по теме «Биопочвенная среда. Основные типы экосистем области и их антропогенные изменения»

                                                                                                     Эпиграф урока

        Всё меньше окружающей природы – всё больше окружающей среды…

 Цель: Дать понятие «Биопочвенная среда»; сформировать знания об основных типах экосистем Тамбовской области. Показать антропогенное воздействие на естественные экосистемы и выяснить геоэкологические проблемы, возникающие в связи с этим.

Задачи урока:

  • Продолжить формировать навыки самостоятельной работы; развивать творческий подход к выполнению задания.
  • Формировать умения работать с дополнительными источниками информации.
  • Формировать навыки экологического исследования.
  • Развивать эколого-географическую компетентность обучающихся.
  • На краеведческом материале формировать ценностное отношение к природе; вырабатывать навыки природосберегающего поведения в повседневной жизни.

Тип урока

  • По дидактической цели – урок формирования новых знаний;
  • По форме проведения –

Планируемые результаты обучения

  1. Знать, какими типами экосистем образована биопочвенная среда Тамбовской области.
  2. Знать условия формирования этих экосистем и их экологическое значение.
  3. Объяснять, с чем связана замена природных экосистем на антропогенные, и какие геоэкологические проблемы это порождает.
  4. Прогнозировать пути решения возникших геоэкологических проблем.

 

Оборудование к уроку: компьютер, мультимедиапроектор, экран, эпиграф урока, музыкальное оформление, слайды, презентация, термины, напечатанные на карточках.

                               Индивидуальные задания учащихся:

  1. Изучить типичные почвы Тамбовской области и своей местности.
  2. Изучить условия формирования и экологическое значение леса.
  3. Условия формирования экосистемы степи и её экологическое значение.
  4. Луг, как природная экосистема.
  5. Ивовые кусты – азональная экосистема.
  6. Болота.
  7. Агроландшафты и главные условия их формирования в нашей области.
  8. Техногенная нагрузка на биопочвенную среду.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя, название темы урока.

Здравствуйте ребята! Мы продолжаем изучать природные факторы и процессы на территории нашей области. Тема сегодняшнего урока «Биопочвенная среда Тамбовской области. Основные типы экосистем области и их антропогенные изменения».( Тема записана на доске)

Запишите, пожалуйста, тему в свои тетради.

2. Цель нашего урока:

узнать, что такое биопочвенная среда;  выяснить, какими экосистемами она  сформирована в нашей области; познакомиться с техногенным воздействием на биопочвенную среду  и определить  геоэкологические проблемы, возникающие в связи с этим.

 

К нашему уроку я взяла эпиграф: «Всё меньше окружающей природы – всё больше окружающей среды…»

Мне бы очень хотелось,  чтобы в конце урока вы бы сказали мне,  как слова Роберта Рождественского связаны с нашим сегодняшним уроком.

 3.  План урока

Итак, для достижения цели  сегодня на уроке мы:

  1. вспомним некоторые геоэкологические понятия, которые будем использовать;
  2. изучим новый материал;
  3. сделаем выводы;
  4. подтвердим или опровергнем  эпиграф нашего урока.

4.   Работа с изученными понятиями

на доске карточки с терминами, а учащиеся объясняют их значение)

- Биосфера;

- Экосистема;

- Окружающая среда;

- Биопочвенная среда;

Ребята, на доске вы видите карточку с термином «биопочвенная среда». Что же это такое?  Биопочвенная – это сложное слово, из каких двух слов оно состоит?    Вы правы.  «Био» - жизнь и почва. Дословно – жизненно-почвенная среда.

5.Учитель формирует новое понятие  Академик Розанов определил биопочвенную среду как – почву, растения и животные, представляющие собой совокупность естественных и созданных людьми образований, которые, испытывая воздействие экологических и техногенных сил, влияют на человека и его хозяйственную деятельность, а также на природные тела и явления.

6.( учитель  раздаёт детям  напечатанные на листе бумаги определения этого понятия)

Прочитайте внимательно определение этого понятия.

 Можно сказать, что биопочвенная среда это совокупность естественных и антропогенных экосистем, одним из основных компонентов которых является почва.

7.Выступления учащихся со своими сообщениями.

-Ученическая презентация «Чернозём – царь почв»  Косникова Даша

 

Наша область находится в лесостепной зоне, поэтому основными типами экосистем будут  леса и степи.

- Показ слайдов о лесе; Черкасова Юля  читает стихотворение И.Шамова «Русский лес»; сообщение Строковой Оли.

- Показ слайдов; сообщение Кашнова Саши о степи на фоне музыки «Степь, да степь кругом…»

В нашей местности кроме лесных и степных экосистем незначительные  площади занимают азональные экосистемы, размещение которых не зависит от широтного изменения количества тепла и влаги. Это луга, ивовые кусты и болота.

- Сообщение о лугах  Черкасовой Юли; показ слайдов.

- Ивовые кусты; слайды, сообщение Платоновой Наташи.

- Болота; слайды, сообщение Просвирина Алёши.

- Агроландшафты; Показ слайдов: пашня, поле, деревня, яблоневый сад, огород) сообщение Бычковой Насти.

- Техногенная нагрузка на биопочвенную среду – сообщение Богомолова Жени.                          

5.Выводы

Итак, ребята напомните мне, какую цель мы ставили с вами в начале урока?

Какие выводы мы можем сделать, подводя итоги?

(Выводы вывешиваются учителем на листах на доску, проговариваются учителем,  учащиеся пишут в свои тетради)

1. Биопочвенная среда Тамбовской области образована природными и антропогенными экосистемами.

2.Основными типами экосистем в Тамбовской области являются леса и луговые степи.

3.В результате своей деятельности человек уничтожает природные экосистемы, заменяя их антропогенными, что приводит к :

- изменению кормовой базы многих животных;

- Изменению среды обитания животных и растений;

- Сокращению и исчезновению видов растений и животных, т.е. к сокращению биологического разнообразия. ( исчезли бурый медведь, степной сурок, стрепет, снизилась численность дрофы и т.д)

 Ребята, подходят ли слова эпиграфа к нашему уроку?

Учащиеся выдвигают свои версии, учитель их выслушивает.

Я должна с вами согласиться. Вырубка лесов, распашка степей, превращение лугов в пастбища, осушение заболоченных участков привели к замене природных экологических систем антропогенными, природной среды с каждым годом становится всё меньше и меньше.

 Ребята, очень важно, чтобы каждый из нас овладел навыками экологической культуры. Чем раньше мы осознаем себя частью природы, тем важнее для нас станут вопросы состояния окружающей среды, в которой мы постоянно находимся, которую преобразуем своей деятельностью.

Запишите, пожалуйста, домашнее задание: параграф 4.; переписать в тетрадь определение понятия «биопочвенная среда» и выучить, а также выучить выводы, которые мы сделали на уроке.

Если останется время, то учитель предлагает записать детям в тетради определение « биопочвенная среда», если нет, то сказать, что они перепишут его дома.

 

Ребята, вы все большие молодцы! Приготовили хорошие сообщения , я всем вам поставлю хорошие и отличные оценки, но только на следующем уроке. Спасибо, все свободны.

План урока

  1. Название темы урока

  1. Цель урока и эпиграф

  1. План урока  

               

  1. Понятия на доске

  1. Формирование понятия «Биопочвенная среда»

  1. Раздаёт листы с определением

  1. Выступление учащихся с сообщениями.

  1. Вывод учителем после каждого выступления.

  1. Выводы по уроку

  1. Эпиграф

  1. Домашнее задание

  1. Итог урока

                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока "Основные типы химических реакций"(закрепление) 8 класс

Данная презентация может быть использована для закрепления темы....

Выступление на семинаре учителей " Основные типы и структуры современного урока"

Современный урок -это далеко не однообразная и  едитная структурная схема.Хороший урок дело не простое.Каждый урок своеобразен,отличается конкретными задачами и содержанием....

Краткая характеристика основных типов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий. Основные причины техногенных аварий и катастроф.

Любая авария, прежде чем разрастись до масштабов катастрофы или ЧС, проходит несколько стадий вызревания под воздействием неблагоприятных социальных, технических или прир...

Практическая работа №3 по теме Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Предназначена для учителей и учащихся работающих по программе Н.И. Сонина к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова Общая Биология 10-11 кл, базовый уровень....

Соответствие типов заданий ЕГЭ по английскому языку. Изменения в ОГЭ 2016 года.

Соответствия типов заданий ЕГЭ по английскому языку для 2014,2015,2016 года.Привожу для вас удобную таблицу соответствия типов заданий ЕГЭ по английскому для 2014, 2015 и 2016 года. Такая таблица помо...

Анализ и оценка антропогенных изменений в биосфере

Лабораторная работа для учащихся 11 классов...

Основные типы эволюционных изменений. Проверочная работа. Биология 11 класс

Презентацию можно использовать для текущего контроля при изучении теории эволюции....