Биопочвенная среда. Основные типы экосистем области и их антропогенные изменения
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Конспект урока по геоэкологии Тамбовской области в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_geoekologii_po_teme.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока геоэкологии по теме «Биопочвенная среда. Основные типы экосистем области и их антропогенные изменения»
Эпиграф урока
Всё меньше окружающей природы – всё больше окружающей среды…
Цель: Дать понятие «Биопочвенная среда»; сформировать знания об основных типах экосистем Тамбовской области. Показать антропогенное воздействие на естественные экосистемы и выяснить геоэкологические проблемы, возникающие в связи с этим.
Задачи урока:
- Продолжить формировать навыки самостоятельной работы; развивать творческий подход к выполнению задания.
- Формировать умения работать с дополнительными источниками информации.
- Формировать навыки экологического исследования.
- Развивать эколого-географическую компетентность обучающихся.
- На краеведческом материале формировать ценностное отношение к природе; вырабатывать навыки природосберегающего поведения в повседневной жизни.
Тип урока
- По дидактической цели – урок формирования новых знаний;
- По форме проведения –
Планируемые результаты обучения
- Знать, какими типами экосистем образована биопочвенная среда Тамбовской области.
- Знать условия формирования этих экосистем и их экологическое значение.
- Объяснять, с чем связана замена природных экосистем на антропогенные, и какие геоэкологические проблемы это порождает.
- Прогнозировать пути решения возникших геоэкологических проблем.
Оборудование к уроку: компьютер, мультимедиапроектор, экран, эпиграф урока, музыкальное оформление, слайды, презентация, термины, напечатанные на карточках.
Индивидуальные задания учащихся:
- Изучить типичные почвы Тамбовской области и своей местности.
- Изучить условия формирования и экологическое значение леса.
- Условия формирования экосистемы степи и её экологическое значение.
- Луг, как природная экосистема.
- Ивовые кусты – азональная экосистема.
- Болота.
- Агроландшафты и главные условия их формирования в нашей области.
- Техногенная нагрузка на биопочвенную среду.
Ход урока
- Вступительное слово учителя, название темы урока.
Здравствуйте ребята! Мы продолжаем изучать природные факторы и процессы на территории нашей области. Тема сегодняшнего урока «Биопочвенная среда Тамбовской области. Основные типы экосистем области и их антропогенные изменения».( Тема записана на доске)
Запишите, пожалуйста, тему в свои тетради.
2. Цель нашего урока:
узнать, что такое биопочвенная среда; выяснить, какими экосистемами она сформирована в нашей области; познакомиться с техногенным воздействием на биопочвенную среду и определить геоэкологические проблемы, возникающие в связи с этим.
К нашему уроку я взяла эпиграф: «Всё меньше окружающей природы – всё больше окружающей среды…»
Мне бы очень хотелось, чтобы в конце урока вы бы сказали мне, как слова Роберта Рождественского связаны с нашим сегодняшним уроком.
3. План урока
Итак, для достижения цели сегодня на уроке мы:
- вспомним некоторые геоэкологические понятия, которые будем использовать;
- изучим новый материал;
- сделаем выводы;
- подтвердим или опровергнем эпиграф нашего урока.
4. Работа с изученными понятиями
на доске карточки с терминами, а учащиеся объясняют их значение)
- Биосфера;
- Экосистема;
- Окружающая среда;
- Биопочвенная среда;
Ребята, на доске вы видите карточку с термином «биопочвенная среда». Что же это такое? Биопочвенная – это сложное слово, из каких двух слов оно состоит? Вы правы. «Био» - жизнь и почва. Дословно – жизненно-почвенная среда.
5.Учитель формирует новое понятие Академик Розанов определил биопочвенную среду как – почву, растения и животные, представляющие собой совокупность естественных и созданных людьми образований, которые, испытывая воздействие экологических и техногенных сил, влияют на человека и его хозяйственную деятельность, а также на природные тела и явления.
6.( учитель раздаёт детям напечатанные на листе бумаги определения этого понятия)
Прочитайте внимательно определение этого понятия.
Можно сказать, что биопочвенная среда это совокупность естественных и антропогенных экосистем, одним из основных компонентов которых является почва.
7.Выступления учащихся со своими сообщениями.
-Ученическая презентация «Чернозём – царь почв» Косникова Даша
Наша область находится в лесостепной зоне, поэтому основными типами экосистем будут леса и степи.
- Показ слайдов о лесе; Черкасова Юля читает стихотворение И.Шамова «Русский лес»; сообщение Строковой Оли.
- Показ слайдов; сообщение Кашнова Саши о степи на фоне музыки «Степь, да степь кругом…»
В нашей местности кроме лесных и степных экосистем незначительные площади занимают азональные экосистемы, размещение которых не зависит от широтного изменения количества тепла и влаги. Это луга, ивовые кусты и болота.
- Сообщение о лугах Черкасовой Юли; показ слайдов.
- Ивовые кусты; слайды, сообщение Платоновой Наташи.
- Болота; слайды, сообщение Просвирина Алёши.
- Агроландшафты; Показ слайдов: пашня, поле, деревня, яблоневый сад, огород) сообщение Бычковой Насти.
- Техногенная нагрузка на биопочвенную среду – сообщение Богомолова Жени.
5.Выводы
Итак, ребята напомните мне, какую цель мы ставили с вами в начале урока?
Какие выводы мы можем сделать, подводя итоги?
(Выводы вывешиваются учителем на листах на доску, проговариваются учителем, учащиеся пишут в свои тетради)
1. Биопочвенная среда Тамбовской области образована природными и антропогенными экосистемами.
2.Основными типами экосистем в Тамбовской области являются леса и луговые степи.
3.В результате своей деятельности человек уничтожает природные экосистемы, заменяя их антропогенными, что приводит к :
- изменению кормовой базы многих животных;
- Изменению среды обитания животных и растений;
- Сокращению и исчезновению видов растений и животных, т.е. к сокращению биологического разнообразия. ( исчезли бурый медведь, степной сурок, стрепет, снизилась численность дрофы и т.д)
Ребята, подходят ли слова эпиграфа к нашему уроку?
Учащиеся выдвигают свои версии, учитель их выслушивает.
Я должна с вами согласиться. Вырубка лесов, распашка степей, превращение лугов в пастбища, осушение заболоченных участков привели к замене природных экологических систем антропогенными, природной среды с каждым годом становится всё меньше и меньше.
Ребята, очень важно, чтобы каждый из нас овладел навыками экологической культуры. Чем раньше мы осознаем себя частью природы, тем важнее для нас станут вопросы состояния окружающей среды, в которой мы постоянно находимся, которую преобразуем своей деятельностью.
Запишите, пожалуйста, домашнее задание: параграф 4.; переписать в тетрадь определение понятия «биопочвенная среда» и выучить, а также выучить выводы, которые мы сделали на уроке.
Если останется время, то учитель предлагает записать детям в тетради определение « биопочвенная среда», если нет, то сказать, что они перепишут его дома.
Ребята, вы все большие молодцы! Приготовили хорошие сообщения , я всем вам поставлю хорошие и отличные оценки, но только на следующем уроке. Спасибо, все свободны.
План урока
- Название темы урока
- Цель урока и эпиграф
- План урока
- Понятия на доске
- Формирование понятия «Биопочвенная среда»
- Раздаёт листы с определением
- Выступление учащихся с сообщениями.
- Вывод учителем после каждого выступления.
- Выводы по уроку
- Эпиграф
- Домашнее задание
- Итог урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока "Основные типы химических реакций"(закрепление) 8 класс
Данная презентация может быть использована для закрепления темы....
Выступление на семинаре учителей " Основные типы и структуры современного урока"
Современный урок -это далеко не однообразная и едитная структурная схема.Хороший урок дело не простое.Каждый урок своеобразен,отличается конкретными задачами и содержанием....
Краткая характеристика основных типов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий. Основные причины техногенных аварий и катастроф.
Любая авария, прежде чем разрастись до масштабов катастрофы или ЧС, проходит несколько стадий вызревания под воздействием неблагоприятных социальных, технических или прир...
Практическая работа №3 по теме Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
Предназначена для учителей и учащихся работающих по программе Н.И. Сонина к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова Общая Биология 10-11 кл, базовый уровень....
Соответствие типов заданий ЕГЭ по английскому языку. Изменения в ОГЭ 2016 года.
Соответствия типов заданий ЕГЭ по английскому языку для 2014,2015,2016 года.Привожу для вас удобную таблицу соответствия типов заданий ЕГЭ по английскому для 2014, 2015 и 2016 года. Такая таблица помо...
Анализ и оценка антропогенных изменений в биосфере
Лабораторная работа для учащихся 11 классов...
Основные типы эволюционных изменений. Проверочная работа. Биология 11 класс
Презентацию можно использовать для текущего контроля при изучении теории эволюции....