Урок "Строение атмосферы" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Материал содержит технологическую карту урока, презентацию к уроку, дополнительный и раздаточный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока "Строение атмосферы" | 25.37 КБ |
Проверка изученного материала | 12.42 КБ |
Эпиграф | 10.5 КБ |
Презентация | 815.95 КБ |
Проект | 275.25 КБ |
Раздаточный материал | 11.93 КБ |
Дополнительный материал | 12.39 КБ |
Портрет Ломоносова М.В. | 30.42 КБ |
Дополнительный материал | 10.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии.
№ урока: 13
Класс: 6
Тема: «Состав и значение атмосферы»
УМК: «Полярная звезда» География 5 – 6 класс, авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николин, Е.К. Липкина и др.
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Дадут определение понятию «Атмосфера»; расскажут какое строение она имеет и состав; определят состав воздуха и его значение для жизни на Земле. | Смогут находить достоверную информацию; анализировать; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения; излагать свое мнение; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность. | Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей; осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. |
Решаемые учебные проблемы | На дне какого океана живет человечество? Сможем ли мы с вами подняться на воздушном шаре на высоту 20 км без вреда здоровью? Каково влияние газового состава атмосферы на разнообразие жизни на Земле? | |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Атмосфера, воздух, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, мезосфера, термосфера. | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютер, проектор. |
Предварительный просмотр:
Группа №_______
Шар с коротышками поднимался вверх, стало так тепло, что Незнайка снял свою шляпу и закричал:
1. -Тепло то как, теплее, чем на Земле!
2. Вскоре показалась белая планета.
3. -Это овсяный кисель, мы сейчас поедим его, - обрадовался Сиропчик!
4. -Нет, это дым и мы задохнемся, - заворчал Ворчун.
5. -Нет, мы его пролетим и будет легко дышать, - успокаивал всех Смекайло.
6. -Ой, какие красивые перышки, я хочу взять такое перышко, но должно быть мягким и теплым, - решила Ромашка.
-Нет, вы все перепутали, - сказал Знайка.
Укажите № предложения, в котором есть ошибка, исправьте ее.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 СОСТАВ АТМОСФЕРЫ
СОСТАВ АТМОСФЕРЫ 3 1% 78% КИСЛОРОД ДРУГИЕ ГАЗЫ АЗОТ 21%
4 Состав воздуха Количество Значение Азот 78% Входит в состав белков, его соединения обеспечивают минеральное питание растений Кислород 21% Дыхание живых организмов Углекислый газ, озон менее 1% Предохраняет Землю от охлаждения («утеплитель Земли») Защищает Землю от ультрафиолетовых лучей
СТРОЕНИЕ АТМОСФЕРЫ 5 Т Р О П О С Ф Е Р А С Т Р А Т О С Ф Е Р А В Е Р Х Н И Е С Л О И А Т М О С Ф Е Р Ы
СТРОЕНИЕ АТМОСФЕРЫ Слои атмосферы Верхняя граница (км) Особенности воздуха Наличие влаги и облаков Особеннос-ти температу-ры Тропосфера Стратосфера Верхние слои атмосферы 6 Слои атмосферы Верхняя граница (км) Особенности воздуха Наличие влаги и облаков Особенности температуры Тропосфера 8-10 или 16-18 км Содержит 4/5 всего воздуха Содержится почти вся влага и много облаков С высотой понижается, достигая - 55 0 С Стратосфера 55 км Содержит разрежен-ный воздух Очень мало влаги, почти нет облаков С высотой повышается, достигая 0 0 С Верхние слои атмосферы Примерно 1000 км Воздуха почти нет Влаги и облаков нет Температура с высотой понижается до -270 0 С
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 38, рабочая тетрадь на печатной основе № 1 – 4 ст. 61. 7
8 Шар с коротышками поднимался вверх, стало так тепло, что Незнайка снял свою шляпу и закричал: 1. -Тепло то как, теплее, чем на Земле! 2. Вскоре показалась белая планета. 3. -Это овсяный кисель, мы сейчас поедим его, - обрадовался Сиропчик ! 4. -Нет, это дым и мы задохнемся, - заворчал Ворчун. 5.-Нет, мы его пролетим и будет легко дышать, - успокаивал всех Смекайло . 6.-Ой, какие красивые перышки, я хочу взять такое перышко, но должно быть мягким и теплым, - решила Ромашка. -Нет, вы все перепутали, - сказал Знайка .
9 Достигнуты ли цели урока? На все ли основные вопросы вы теперь можете ответить? СОСТАВ АТМОСФЕРЫ ПОНЯТИЕ «АТМОСФЕРА» СТРОЕНИЕ АТМОСФЕРЫ ЗНАЧЕНИЕ АТМОСФЕРЫ
10 СПАСИБО ЗА РАБОТУ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Атмосферные явления — видимое проявление сложных физико-химических процессов, происходящих в воздушной оболочке Земли — атмосфере.
Лунная радуга Обычная радуга возникает в результате преломления солнечных лучей в атмосфере, наполненной капельками воды. Лунная радуга возникает намного реже, в ясную ночь, когда луна находится низко над горизонтом и полнолуние .
Миражи Миражи возникают, когда отраженный свет формирует образ предмета далеко от своего первоисточника. Чаще всего миражи можно видеть на горячих и ровных поверхностях.
Гало Как и радуга, Гало возникают в результате преломления лучей в атмосфере, только гало возникают благодаря кристалликам льда.
Полярные мезосферные облака Эти облака находятся высоко в атмосфере, и отражают солнечный свет, когда Солнце уже зашло .
Северное сияние вызывается столкновением заряженных частиц, попадающих в земную атмосферу, с молекулами газов ее составляющими . Северное сияние
Огненные облака Огненные облака возникают в результате интенсивного нагревания участка земной поверхности . Вулканы, лесные пожары, и ядерные взрывы могут являться причинами возникновения таких облаков.
Огненная радуга Огненная радуга – очень редкое явление, возникающее когда лучи высоко стоящего солнца проходят сквозь высотные перистые облака с достаточным содержанием льда.
Предварительный просмотр:
Строение атмосферы.
Строение атмосферы ярусное. Выделяют несколько ее слоев, отличающихся друг от друга такими характеристиками, как температура, плотность и т.д. Нижний слой называется тропосферой. Он нагревается от Земли, которая в свою очередь нагревается от Солнца. Наиболее прогретый слой атмосферы прилегает к Земле. С высотой нагрев уменьшается, и это понижает температуру воздуха до - 55⁰ С. Толщина тропосферы различна: над экватором до 18 км, а над полярными широтами 8 – 10 км. Значение тропосферы велико: здесь содержится 4\5 всего воздуха, почти вся влага происходят горизонтальные и вертикальные движения воздуха, образуются облака, формируются воздушные массы и атмосферные фронты, проходят грозы и другие природные явления.
Следующий слой атмосферы называется стратосфера, расположенный до 55 км. Стратосфера сходна по газовому составу с тропосферой, но содержит меньше водяного пара и больше озона. Средняя температура в нижних частях стратосферы от - 40⁰ С до - 80⁰ С (она меняется от широты места и времени года), с высотой повышается до 0⁰ С. Это вызвано, по – видимому, тем, что слой озона поглощает и рассеивает солнечное излучение, мешая ему пройти к поверхности Земли. В стратосфере мало облаков, т. к. почти отсутствует водяной пар. Воздух здесь разряжен.
Выше стратосферы расположены мезосфера и термосфера, образующие верхние слои атмосферы, простирающиеся приблизительно до 1000 км. Температура здесь изменяется до 250 - 270⁰ С. Воздух сильно разряжен. Верхние слои атмосферы – высоко электропроводимая среда, она отражает короткие волны. Постепенно атмосфера переходит в межпланетное пространство.
Предварительный просмотр:
Состав воздуха.
Ничто другое не является столь важным для жизни на Земле и в то же время так редко замечается, как окружающий нас атмосферный воздух. Жизнь человека и большинства других живых существ невозможна без дыхания. Прекращение дыхания даже на несколько минут влечет за собой прекращение жизнедеятельности. Что же такое воздух, которым мы дышим? Воздух представляет собой смесь разных газов: азота, кислорода, водяного пара, аргона, двуокиси углерода и многих других. Из 100% воздуха 78% приходится на азот, и 21% - на кислород и оставшийся 1 % - на все прочие газы. Азот – незаменимый биогенный элемент, поскольку он входит в состав белков, его соединения обеспечивают минеральное питание растений. Важнейшая составляющая атмосферного воздуха - кислород. Именно он поглощается в легких человека из вдыхаемого воздуха. Взамен выделяется углекислый газ (двуокись углерода). Другая очень важная часть - это озон. Хотя его содержание очень мало (одна часть на сто тысяч частей воздуха), он выполняет жизненно важную роль, являясь преградой губительному для жизни ультрафиолетовому излучению Солнца. Без озона жизнь на Земле была бы совершенно иной, чем она есть сейчас. В его отсутствие до поверхности Земли доходило бы гораздо более сильное ультрафиолетовое излучение. А последствия воздействия даже его малой части хорошо знают те, кто получал солнечные ожоги. Благодаря присутствию в воздухе углекислого газа и водяного пара температура воздуха у земли оказывается существенно выше, чем если бы их не было. Углекислый газ не дает теплу покидать Землю, так же как стекло сохраняет высокую температуру внутри парника. Поскольку углекислого газа в воздухе становится все больше, все больше тепла задерживается в атмосфере. Даже небольшое потепление вызывает повышение уровня Мирового океана, перемену ветров и таяние части льда у полюсов. Ученые считают, что если содержание углекислого газа будет расти так же быстро, то за 50 лет средняя температура может возрасти на величину от 1,5°С до 4°С. Кроме естественных составляющих в воздухе всегда присутствуют в большей или меньшей степени всевозможные загрязняющие вещества, которые делают его засоренным, нечистым. В городах этих веществ больше (воздух грязнее) , на удалении от городов их меньше (воздух чище, прозрачнее) . Источником загрязняющих веществ являются выхлопные газы автомобилей, продукты сгорания угля, нефти, дров, вулканические выбросы, поднимаемая ветром пыль.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Ломоносов и атмосфера Венеры
История открытия Ломоносовым атмосферы Венеры довольно широко известна и многократно описана. Это произошло 26 мая 1761 года (по старому стилю). Этот день был просто уникальным для астрономических наблюдений: Венера проходила между Землей и Солнцем — соответственно, многие могли наблюдать за ней. Маленький темный кружок был хорошо виден на фоне Солнца.
Ломоносов наблюдал это событие в телескоп у себя дома и был единственным, кто не только увидел свечение (нимб) вокруг Венеры в моменты входа и выхода планеты на солнечный диск, но и понял, что это свечение вызвано плотной атмосферой Венеры, которая преломляет солнечные лучи и создает ободок вокруг ее темного диска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....