Урок "Строение атмосферы" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Антипова Ирина Анатольевна

Материал содержит технологическую карту урока, презентацию к уроку, дополнительный и раздаточный материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии.

№ урока: 13

Класс: 6

Тема: «Состав и значение атмосферы»

УМК: «Полярная звезда» География 5 – 6 класс, авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николин, Е.К. Липкина и др.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Дадут определение понятию «Атмосфера»; расскажут какое строение она имеет и  состав; определят состав воздуха и его значение для жизни на Земле.

Смогут находить достоверную информацию; анализировать; выдвигать версии,  выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения; излагать свое мнение; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность.

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей; осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий  выбор; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Решаемые учебные проблемы

На дне какого океана живет человечество? Сможем ли мы с вами подняться на воздушном шаре на высоту 20 км без  вреда здоровью?  Каково влияние газового состава атмосферы на разнообразие жизни на Земле?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Атмосфера, воздух, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, мезосфера, термосфера.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, проектор.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов.

1. Организационный момент

Проверка готовности учеников к уроку, психологический настрой.

Проверка готовности к уроку

-

Здравствуйте, садитесь. Начинаем наш урок. Пусть он пойдет всем нам впрок. Будем слушать, отвечать, работать с текстом и играть. Я вам желаю сегодня на уроке удачи, успеха, победы в труде. А что пожелаете вы друг другу?

1 ученик от группы высказывает свои пожелания.

-

2. Актуализация знаний (стадия вызова)

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения

-Ребята, какую оболочку мы с вами закончили изучать?

*Гидросферу.

-Что такое гидросфера?

*Водная оболочка Земли.

-Что составляет самую большую часть гидросферы?

*Мировой океан.

-Какие океаны вы знаете? Назовите их и покажите на карте.

*Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Я хотела бы обратить ваше внимание на эпиграф нашего урока: «Мы живем на дне большого океана». Как вы думаете о чем эти слова?

3. Сообщение темы и цели урока

Конкретизирует тему и цель урока.

Тема: «Состав и значение атмосферы».

Цель: сформировать понятие атмосфера; изучить состав и структуру атмосферы; выяснить значение атмосферы.

Формулируют тему и цели урока.

*Атмосфера.

Что?

Из чего? (как?)

Зачем?

4. Изучение нового материала

Побуждает обучающихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

См. ниже

-Итак, наша первая задача дать определение -  что такое атмосфера? И для этого я предлагаю вам игру «Ассоциации». Каждой группе в течение 2 минут необходимо написать по 3 ассоциации, которые возникают у вас при слове атмосфера.

*Ученики зачитывают свои записи, которые вывешиваются на доске, выделяется общее, формируется понятие атмосфера.

АТМОСФЕРА – ВОЗДУШНАЯ ОБЛОЧКА ЗЕМЛИ.

-Воздушная, значит состоит из воздуха. А что же такое воздух?

Для ответа на этот вопрос выполним следующее задание. Каждой группе необходимо заполнить  таблицу, которая лежит у каждой на столах. Для выполнения задания используйте учебник ст.126  и дополнительный материал (каждая группа заполняет информацию по одному газу).

Итоговая таблица записывается в тетрадь.

Состав воздуха

Количество

Значение

Азот

78%

Входит в состав белков, его соединения обеспечивают минеральное питание растений

Кислород

21%

Дыхание живых организмов

Углекислый газ,

озон

менее 1%

Предохраняет Землю от охлаждения («утеплитель Земли»)

Защищает Землю от ультрафиолетовых лучей

Молодцы! А скажите, можно ли нам с вами подняться на высоту 20 км. без вреда для здоровью?

*Нет. Потому что воздух с высотой становится разреженным.

- Итак, нам необходимо выяснить строение атмосферы и как меняются свойства воздуха, в зависимости от высоты.

Каждая группа получает карточку с вопросами, на которые вам необходимо найти ответы, используя учебник ст.126, атлас и дополнительный материал.

Слои атмосферы

Верхняя граница

Особенности воздуха

Наличие влаги и облаков

Особенности температуры

Тропосфера

8 – 10 или 16 – 18 км.

Содержит 4/5 всего воздуха

Содержится почти вся влага и много облаков

С высотой понижается, достигая – 55С

Стратосфера

55 км

Содержит разряженный воздух

Очень мало влаги, почти нет облаков

С высотой повышается до 0С

Верхние слои атмосферы

Примерно 1000 км

Воздуха почти нет

Влаги и облаков нет

Температура с высотой понижается до - 270С

- Молодцы! А, мы идет дальше. И пора бы нам отдохнуть.

Фикультминутка.

Сегодня в отдыхе нам поможет воздух. Все упражнения выполняются стоя.

 «Упрямая свеча». Наберём в грудь побольше воздуха и задуем воображаемую  свечу (на счёт 1, 2, 3, 4, 5). Не погасла, попробуем еще раз.

 « Лесной ландыш». Глубоко вдохнули аромат ландыша – выдохнули (повторить 2-3 раза).

 « Проколотый мяч». Надулись, как мячик, поднимая руки вверх через стороны, и выпустили воздух ш-ш-ш-ш-ш-ш, опуская руки и наклоняясь вперёд (повторить 2-3 раза).

- Атмосфера представляет собой одну из самых загадочных оболочек Земли. И о загадочных явлениях атмосферы нам расскажет Евсигнеева Анастасия, которая работает над проектом «Атмосферные явления».

Выступление ученицы. Показ презентации. ЛОМОНОСОВ.

Домашнее задание: п. 38, р.т. № 1- 4 ст. 61.

-А, сейчас я предлагаю вам вспомнить героев Цветочного города, которые путешествовали на своем воздушном шаре и делали вот такие записи.

Шар с коротышками поднимался вверх, стало так тепло, что Незнайка снял свою шляпу и закричал:

-Тепло то как, теплее, чем на Земле!

Вскоре показалась белая планета.

-Это овсяный кисель, мы сейчас поедим его, - обрадовался Сиропчик!

-Нет, это дым и мы задохнемся, - заворчал Ворчун.

-Нет, мы его пролетим и будет легко дышать, - успокаивал всех Смекайло.

-Ой, какие красивые перышки, я хочу взять такое перышко, но должно быть мягким и теплым, - решила Ромашка.

-Нет, вы все перепутали, - сказал Знайка.

Что же перепутали коротышки. Найдите ошибки и исправьте их.

-Молодцы!

5. Рефлексия

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы,  оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

-Давайте вернемся к теме нашего урока и вопросам, которые мы поставили в начале.

-Что такое атмосфера?

-Из каких газов состоит атмосфера?

-Из каких слоев состоит атмосфера?

Мы с вами выяснили, что атмосфера бесконечна. Так можно ли подтвердить, что мы живем на дне большого океана?

Теперь пришло время оценить вам свою работу. Как вы думаете, кто из вас сегодня особенно хорошо проявил себя, кому мы поставим оценки.



Предварительный просмотр:

Группа №_______

Шар с коротышками поднимался вверх, стало так тепло, что Незнайка снял свою шляпу и закричал:

1. -Тепло то как, теплее, чем на Земле!

2. Вскоре показалась белая планета.

3. -Это овсяный кисель, мы сейчас поедим его, - обрадовался Сиропчик!

4. -Нет, это дым и мы задохнемся, - заворчал Ворчун.

5. -Нет, мы его пролетим и будет легко дышать, - успокаивал всех Смекайло.

6. -Ой, какие красивые перышки, я хочу взять такое перышко, но должно быть мягким и теплым, - решила Ромашка.

-Нет, вы все перепутали, - сказал Знайка.

Укажите № предложения, в котором есть ошибка, исправьте ее.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АТМОСФЕРА, ЕЕ СОСТАВ, СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ 1

Слайд 2

2 СОСТАВ АТМОСФЕРЫ

Слайд 3

СОСТАВ АТМОСФЕРЫ 3 1% 78% КИСЛОРОД ДРУГИЕ ГАЗЫ АЗОТ 21%

Слайд 4

4 Состав воздуха Количество Значение Азот 78% Входит в состав белков, его соединения обеспечивают минеральное питание растений Кислород 21% Дыхание живых организмов Углекислый газ, озон менее 1% Предохраняет Землю от охлаждения («утеплитель Земли») Защищает Землю от ультрафиолетовых лучей

Слайд 5

СТРОЕНИЕ АТМОСФЕРЫ 5 Т Р О П О С Ф Е Р А С Т Р А Т О С Ф Е Р А В Е Р Х Н И Е С Л О И А Т М О С Ф Е Р Ы

Слайд 6

СТРОЕНИЕ АТМОСФЕРЫ Слои атмосферы Верхняя граница (км) Особенности воздуха Наличие влаги и облаков Особеннос-ти температу-ры Тропосфера Стратосфера Верхние слои атмосферы 6 Слои атмосферы Верхняя граница (км) Особенности воздуха Наличие влаги и облаков Особенности температуры Тропосфера 8-10 или 16-18 км Содержит 4/5 всего воздуха Содержится почти вся влага и много облаков С высотой понижается, достигая - 55 0 С Стратосфера 55 км Содержит разрежен-ный воздух Очень мало влаги, почти нет облаков С высотой повышается, достигая 0 0 С Верхние слои атмосферы Примерно 1000 км Воздуха почти нет Влаги и облаков нет Температура с высотой понижается до -270 0 С

Слайд 7

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 38, рабочая тетрадь на печатной основе № 1 – 4 ст. 61. 7

Слайд 8

8 Шар с коротышками поднимался вверх, стало так тепло, что Незнайка снял свою шляпу и закричал: 1. -Тепло то как, теплее, чем на Земле! 2. Вскоре показалась белая планета. 3. -Это овсяный кисель, мы сейчас поедим его, - обрадовался Сиропчик ! 4. -Нет, это дым и мы задохнемся, - заворчал Ворчун. 5.-Нет, мы его пролетим и будет легко дышать, - успокаивал всех Смекайло . 6.-Ой, какие красивые перышки, я хочу взять такое перышко, но должно быть мягким и теплым, - решила Ромашка. -Нет, вы все перепутали, - сказал Знайка .

Слайд 9

9 Достигнуты ли цели урока? На все ли основные вопросы вы теперь можете ответить? СОСТАВ АТМОСФЕРЫ ПОНЯТИЕ «АТМОСФЕРА» СТРОЕНИЕ АТМОСФЕРЫ ЗНАЧЕНИЕ АТМОСФЕРЫ

Слайд 10

10 СПАСИБО ЗА РАБОТУ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Атмосферные явления

Слайд 2

Атмосферные явления — видимое проявление сложных физико-химических процессов, происходящих в воздушной оболочке Земли — атмосфере.

Слайд 3

Лунная радуга Обычная радуга возникает в результате преломления солнечных лучей в атмосфере, наполненной капельками воды. Лунная радуга возникает намного реже, в ясную ночь, когда луна находится низко над горизонтом и полнолуние .

Слайд 4

Миражи Миражи возникают, когда отраженный свет формирует образ предмета далеко от своего первоисточника. Чаще всего миражи можно видеть на горячих и ровных поверхностях.

Слайд 5

Гало Как и радуга, Гало возникают в результате преломления лучей в атмосфере, только гало возникают благодаря кристалликам льда.

Слайд 6

Полярные мезосферные облака Эти облака находятся высоко в атмосфере, и отражают солнечный свет, когда Солнце уже зашло .

Слайд 7

Северное сияние вызывается столкновением заряженных частиц, попадающих в земную атмосферу, с молекулами газов ее составляющими . Северное сияние

Слайд 8

Огненные облака Огненные облака возникают в результате интенсивного нагревания участка земной поверхности . Вулканы, лесные пожары, и ядерные взрывы могут являться причинами возникновения таких облаков.

Слайд 9

Огненная радуга Огненная радуга – очень редкое явление, возникающее когда лучи высоко стоящего солнца проходят сквозь высотные перистые облака с достаточным содержанием льда.



Предварительный просмотр:

Строение атмосферы.

Строение атмосферы ярусное. Выделяют несколько ее слоев, отличающихся друг от друга такими характеристиками, как температура, плотность и т.д. Нижний слой называется тропосферой. Он нагревается от Земли, которая в свою очередь нагревается от Солнца. Наиболее прогретый слой атмосферы прилегает к Земле. С высотой нагрев уменьшается, и это понижает температуру воздуха до - 55 С. Толщина тропосферы различна: над экватором до 18 км, а над полярными широтами 8 – 10 км. Значение тропосферы велико: здесь содержится 4\5 всего воздуха, почти вся влага происходят горизонтальные и вертикальные движения воздуха, образуются облака, формируются воздушные массы и атмосферные фронты, проходят грозы и другие природные явления.

Следующий слой атмосферы называется стратосфера, расположенный до 55 км. Стратосфера сходна по газовому составу с тропосферой, но содержит меньше водяного пара и больше озона. Средняя температура в нижних частях стратосферы от - 40 С до - 80 С (она меняется от широты места и времени года), с высотой повышается до 0 С. Это вызвано, по – видимому, тем, что слой озона поглощает и рассеивает солнечное излучение, мешая ему пройти к поверхности Земли. В стратосфере мало облаков, т. к. почти отсутствует водяной пар. Воздух здесь разряжен.

Выше стратосферы расположены мезосфера и термосфера, образующие верхние слои атмосферы, простирающиеся приблизительно до 1000 км. Температура здесь изменяется до 250 - 270 С. Воздух сильно разряжен. Верхние слои атмосферы – высоко электропроводимая среда, она отражает короткие волны. Постепенно атмосфера переходит в межпланетное пространство.



Предварительный просмотр:

Состав воздуха.

Ничто другое не является столь важным для жизни на Земле и в то же время так редко замечается, как окружающий нас атмосферный воздух. Жизнь человека и большинства других живых существ невозможна без дыхания. Прекращение дыхания даже на несколько минут влечет за собой прекращение жизнедеятельности. Что же такое воздух, которым мы дышим? Воздух представляет собой смесь разных газов: азота, кислорода, водяного пара, аргона, двуокиси углерода и многих других. Из  100% воздуха 78% приходится на азот, и 21% - на кислород и оставшийся 1 % - на все прочие газы. Азот – незаменимый биогенный элемент, поскольку он входит в состав белков, его соединения обеспечивают минеральное питание растений. Важнейшая составляющая атмосферного воздуха - кислород. Именно он поглощается в легких человека из вдыхаемого воздуха. Взамен выделяется углекислый газ (двуокись углерода). Другая очень важная часть - это озон. Хотя его содержание очень мало (одна часть на сто тысяч частей воздуха), он выполняет жизненно важную роль, являясь преградой губительному для жизни ультрафиолетовому излучению Солнца. Без озона жизнь на Земле была бы совершенно иной, чем она есть сейчас. В его отсутствие до поверхности Земли доходило бы гораздо более сильное ультрафиолетовое излучение. А последствия воздействия даже его малой части хорошо знают те, кто получал солнечные ожоги. Благодаря присутствию в воздухе углекислого газа и водяного пара температура воздуха у земли оказывается существенно выше, чем если бы их не было. Углекислый газ не дает теплу покидать Землю, так же как стекло сохраняет высокую температуру внутри парника. Поскольку углекислого газа в воздухе становится все больше, все больше тепла задерживается в атмосфере. Даже небольшое потепление вызывает повышение уровня Мирового океана, перемену ветров и таяние части льда у полюсов. Ученые считают, что если содержание углекислого газа будет расти так же быстро, то за 50 лет средняя температура может возрасти на величину от 1,5°С до 4°С. Кроме естественных составляющих в воздухе всегда присутствуют в большей или меньшей степени всевозможные загрязняющие вещества, которые делают его засоренным, нечистым. В городах этих веществ больше (воздух грязнее) , на удалении от городов их меньше (воздух чище, прозрачнее) . Источником загрязняющих веществ являются выхлопные газы автомобилей, продукты сгорания угля, нефти, дров, вулканические выбросы, поднимаемая ветром пыль.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Ломоносов и атмосфера Венеры

История открытия Ломоносовым атмосферы Венеры довольно широко известна и многократно описана. Это произошло 26 мая 1761 года (по старому стилю). Этот день был просто уникальным для астрономических наблюдений: Венера проходила между Землей и Солнцем — соответственно, многие могли наблюдать за ней. Маленький темный кружок был хорошо виден на фоне Солнца.

Ломоносов наблюдал это событие в телескоп у себя дома и был единственным, кто не только увидел свечение (нимб) вокруг Венеры в моменты входа и выхода планеты на солнечный диск, но и понял, что это свечение вызвано плотной атмосферой Венеры, которая преломляет солнечные лучи и создает ободок вокруг ее темного диска.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....