Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

              Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089 Закона «Об образовании РФ» в ред.  Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ), закона «Об образовании РБ» и примерной программой по географии для общеобразовательных учреждений 9 классов под редакцией В.П.Дронова, В.Я. Рома. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2004 год. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_9_klass.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

        

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

____________/___________/

Протокол № ___   от

«__»_____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР «МКОУ Кондинская СОШ»: Кузьмина Э.В.  /__________/

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Кондинская СОШ»:

Носова Н.Ф. /____________/

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по ГЕОГРАФИИ для 9 класса

предмет, класс и т.п.

2015 - 2016  учебный год

Составил: Корзан Е.С.

I-кв. категория

п. Кондинское, 2015.

Пояснительная записка

              Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089 Закона «Об образовании РФ» в ред.  Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ), закона «Об образовании РБ» и примерной программой по географии для общеобразовательных учреждений 9 классов под редакцией В.П.Дронова, В.Я. Рома. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2004 год. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Курс «География России. Население и хозяйство»  – это четвертый по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор населения и хозяйства России. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 9 класса формируются представления о характере экономической и социальной географии России, стран СНГ и Балтии. География России формирует в основном представления учащихся о целостности дифференцированности региона и связях между ее отдельными компонентами.

Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов», «Географии России. Природа». Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В.П. Дронова, В.Я. Рома «География России. Население и хозяйство» (70 часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Цель программы:

   Изучение географии России направлено на:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

При изучении географии в 9 классе решаются задачи:

Образовательные:

- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Валеологические:

- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;

- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;

- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.

Характеристика предмета:

          География России. Население и хозяйство  – общественная географическая наука.   Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России.  Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.

 Организация образовательного процесса:

           В данной программе используются следующие педагогические технологии:

1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.

2. Технология проектной деятельности.

3. Технология личностно-ориентированного обучения.

4. Новые информационные технологии.

5. Нетрадиционные формы организации уроков. 

6. Различные источники географической информации.

Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

   Данная программа рассчитана на один учебный год – 68 часов, 2 часа в неделю. В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями.

 Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами:

        При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов» и «География России. Природа». Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой внутрепредметные и межпредметные связи. Внутрепредметные связи наиболее четко прослеживаются в постепенном усложнении сведений на основе сформированных понятий. Межпредметные связи прослеживаются в интеграции с курсом истории, алгебры, культурологи, экологии, зоологии и ботаники.  

           Формы текущего и итогового контроля (поурочный,  промежуточный, тематический, итоговый).

            Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной  деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.

- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.

- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.

Введение. Раздел 1. Общая часть курса

Тема 1. Место России в мире – 3 часа.

Место России в мире. Политико-государственное устройство РФ. Географическое положение и границы России. ЭГП и ПГП России. Государственная территория России.

Тема 2. Население Российской Федерации – 5 часов

Население РФ. Исторические особенности заселения и освоения территории. Численность и естественный прирост населения РФ. Национальный состав населения России. Городское и сельское население. Миграции населения.

Тема 3. Географические особенности экономики Российской Федерации – 3 часа.

Географические особенности экономики РФ.  География основных типов экономики на территории России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики. Россия в мировой экономике. Перспективы развития.

Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география – 23 часа.

Научный комплекс

Тема 5. Машиностроительный комплекс (МСК) – 4 часа.

Машиностроительный комплекс: роль, значение Факторы размещения МСК. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс.

Практическая работа №1. Определение главных районов    размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.

Тема 6. Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) – 3 часа.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Роль, значение, проблемы. Топливная промышленность. Электроэнергетика

Практическая работа №2.  Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов,  по картам и статистическим материалам.

Тема 7. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества – 7 часов.

Комплексы конструкционных материалов и химических веществ. Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс. Факторы размещения предприятий МК.  Черная металлургия. Цветная металлургия. Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы размещения химических предприятий. Лесная промышленность

Практическая работа № 3. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

Тема 8. Агропромышленный комплекс (АПК) – 3 часа.

Агропромышленный  комплекс. Состав и значение АПК.

Земледелие и животноводство. Пищевая и легкая промышленность.

Практическая работа № 4. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Тема 9. Инфраструктурный комплекс – 5 часов.

Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта. Железнодорожный и автомобильный транспорт. Водный и другие виды транспорта. Связь. Сфера обслуживания.

Раздел 2. Региональная часть курса – 29 часов.

Тема 1. Районирование России. Общественная география крупных  регионов -1 час.

Районирование России. Общественная география крупных регионов России. Территориальная организация и районирование России.

Тема 2. Западный макрорегион – Европейская Россия – 1 час.

Западный макрорегион – европейская Россия. Общая характеристика.

Тема 3.Центральная Россия (1 час). 

Районы Центральной России. Центральная Россия – очаг русской национальной культуры. Центральная Россия. Состав, историческое изменение ГП. Общие проблемы. Волго-Вятский и Центрально – Чернозёмный районы. Северо-Западный район.

Особенности ЭГП и население. Население и главные черты хозяйства. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального региона.

Практическая работа № 5.  Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

Практическая работа № 6.  Сопоставление географического положения и планировки Москвы и Калуги.

Тема 4. География своего региона – 5 часов).

Характеристика ЭГП Калужской области. Промышленность и сельское хозяйство региона. Транспорт. Внешние экономические связи. Уровень жизни населения и социальная сфера.

Историко-культурные объекты и рекреационное хозяйство.

Практическая работа № 7. Характеристика ЭГП Калужской области.

Практическая работа № 8.  Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов  Калужской области.

Тема 5. Европейский Север – 3 часа.

Европейский Север. ЭГП и особенности природно-ресурсного потенциала. Население и хозяйство.

Тема 6. Европейский Юг – Северный Кавказ – 3 часа. 

Особенности географического  и геополитического  положения. Европейский Север. ЭГП и особенности природно-ресурсного потенциала. Население и хозяйство.

Тема 7. Поволжье – 3 часа.

 ЭГП и особенности природно-ресурсного потенциала. Население и хозяйство. Поволжье – место исторического взаимодействия этносов. Экологические и водные проблемы.

Практическая работа № 9.  Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

Тема 8. Урал – 4 часа. 

География и проблемы современного хозяйства. ЭГП и особенности природно-ресурсного потенциала. Население и хозяйство.

Практическая работа № 10. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

Тема 9. Восточный макрорегион – Азиатская Россия – 8 часов.

Общая характеристика. Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Восточный макрорегион. Проблемы и перспективы развития экономики региона. Западная Сибирь – нефтегазовый комплекс – основа хозяйства района. Восточная Сибирь – ТЭК -  основа хозяйства  территории. Дальний Восток. Особенности географического и геополитического района. Несоответствие площади территории и численности населения.

Практическая работа № 11. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека.

Практическая работа № 12. Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  • географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать): 

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

          Описывать: 

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять: 

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать: 

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Учебно-методический комплекс по географии

9 класс

(по учебнику В.П. Дронов, В.Я. Ром)

Основная литература:

1. В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население  и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2007.

2. Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: Природа России. Население и хозяйство: 9 класс.- М. : «ВАКО», 2007

3. Методическое пособие по географии населения  и хозяйства России. 9 класс. М.: Просвещение, 1997.

4. В.Я. Ром, В.П. Дронов. Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 класс. – М.: «Дрофа», 2001.

Дополнительная литература:

1. И.М. Чередов. Формы учебной работы в средней школе.

2. В.И. Сиротин. Самостоятельные и практические работы по географии (6-10 классы). –  

    М.: Просвещение, 1991.

3. Э. Гирчис. «Дорогами дружбы» – М.: Детская литература, 1928.

4. В.А. Кошевой, А.А. Лобжанидзе. Тесты. География 8-9. – М.: Дрофа, 2002.

5. Сто народов – сто языков (этнографические очерки). – М.: Просвещение, 1992.

Методическая литература:

1.Школьные олимпиады (под редакцией О.А. Климановой, А.С. Наумова). География 6-11    

   классы. – М.: Дрофа, 2003.

2. Задачи по географии. Под редакцией А.С. Наумова. – М.: МИРОС, 1993.

3. Журналы «География в школе». 2003-2010 гг.

 


Календарно-тематическое планирование

по географии в 9 классе

      (по программе – 68 часов)

                                                  В.П. Дронов, В.Я. Ром «География России. Население и хозяйство».

п/п

Тема урока

Кол -во часов

   Дата

  проведения

Корректировка

Элементы   обязательного   минимума  

  образования

Примечание

1

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации.

1

02.09.

Государственная территория России. Географическое положение России и его виды

Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы.

2

Географическое положение и границы России.  

1

08.09.

3

Экономико-и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России.

1

09.09.

Работа с контурной картой

  4

Государственная территория России.

1

15.09.

Фронтальный устный опрос

  5

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

1

16.09.

Численность населения России. Особенности  воспроизводства российского населения  в20-21 вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий

Этнический состав населения России. Языковый состав населения. География религий.

Направления и типы миграции. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах  развития страны.

Географические особенности размещения населения. Основная полоса Расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские  агломерации, их роль в жизни страны.

6

Численность и естественный прирост населения.

1

22.09.

Фронтальный устный опрос

7

Национальный состав населения. Практическая работа

1

23.09.

Анализ карт, фронтальный устный опрос, практическая работа №2

   8

Миграции населения.

1

29.09.

Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос.

   9

Городское и сельское население.

Расселение населения.

1

30.09.

Индивидуальный устный опрос

  10

География основных типов экономики на территории России.

1

06.10.

 Основные этапы развития Российской экономики. Особенности отраслевой и функциональной структур экономики. Отличие добывающей промышленности от других промышленных отраслей. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов.

Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами

Фронтальный устный опрос

  11

12.

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.

Россия в современном мире

1

1

07.10.

13.10.

Фронтальный устный опрос

   13.

Научный комплекс.

1

14.10.

Состав и география научного комплекса.

Значение научного комплекса в экономике России. Влияние технополисов на географию науки.

Фронтальный устный опрос.

   14.

Роль, значение и проблемы развития машиностроения.

1

20.10.

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды

   15.

Факторы размещения отраслей машиностроения. Практическая работа «Выявление факторов размещения развития машиностроения»

1

21.10.

Фронтальный устный опрос.

Работа  с контурной картой, практическая работа №3.

   16.

   

География машиностроения.

Военно-промышленный комплекс.

1

27.10.

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

    17.

Роль, значение и проблемы ТЭК.

1

28.10.

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения.

Роль нефти и газа во внешней торговле. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды

Фронтальный опрос

   18.

Топливная промышленность.

1

10.11.

Нефтяная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи нефти, систем нефтепроводов, нефтепереработки.

Газовая промышленность: география  основных и перспективных районов добычи нефти, систем  газопроводов.

Угольная промышленность: значение угля в хозяйстве России. Технико-экономические показатели добычи угля, его стоимость. География угольной промышленности.

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, практическая работа №4

   19.

Электроэнергетика России

1

11.11.

Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Проблемы электроэнергетики.

Работа с атласом, заполнение таблицы., практическая работа №5

20.

Состав и значение  комплексов, производящих конструкционные материалы.

1

17.11.

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения

Фронтальный опрос

   21.

Металлургичес-

кий комплекс.

1

18.11.

Состав, место и значение в хозяйства

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

  22-23.

Факторы размещения предприятий  металлургического комплекса. Черная металлургия. Практическая работа  « Анализ факторов размещения предприятий черной металлургии»

2

24.11.

25.11.

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География металлургии черных металлов: основные районы и центры. Черная металлургия и охрана окружающей среды.

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, Практическая работа №6

  24.

Цветная металлургия.

1

01.12.

Факторы размещения предприятий. География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры.

Цветная металлургия и охрана окружающей среды.

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

  25.

Химико-лесной комплекс.

Химическая промышленность

1

02.12.

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

  26-27.

Факторы размещения химических предприятий. Практическая работа №7 « Выявление факторов , влияющих на размещение предприятий химической промышленности»

2

08.12.

09.12.

Фронтальный опрос, практическая работа №7

   28.

Лесная промышленность

1

15.12.

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды

  29.

Состав и значение АПК. Практическая работа №8 « Определение по карте размещения отраслей АПК»

1

16.12.

Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды.

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос, практическая работа №8

  30.

Земледелие и животноводство.

1

22.12.

География основных отраслей земледелия и животноводства.

Фронтальный опрос

  31.

Пищевая и легкая промышленность

1

23.12.

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Предприятия пищевой промышленности и охрана окружающей среды

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

  32.

Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта.

1

12.01.

Состав, место и значение в хозяйстве. Универсальные и специализированные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Оценивание работы транспорта. Влияние на географию населения и хозяйства, состояние окружающей среды.

Фронтальный опрос

  33.

Железнодорожный автомобильный транспорт

1

13.01.

Железнодорожный и автомобильный виды транспорта: место и значение в хозяйстве. Протяженность железных и автомобильных дорог, основные черты их географии.

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

  34.

Водный и другие виды транспорта.

1

19.01.

Морской и речной транспорт: место и значение в хозяйстве, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей.

Фронтальный опрос

35.

Связь. Сфера обслуживания.

1

20.01.

Роль, значение связи  в жизни страны.

Сфера обслуживания, ее роль в жизни населения, Проблемы.

36.

Межотраслевые комплексы

1

26.01.

37.

Районирование

территории

России

1

27.01.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования

Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос

   38.

Общая характеристика

Европейской России.

1

02.02.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Определение географического положения территории, основных

этапов ее освоения

   39.

Центральная Россия. Состав, историческое изменение географического положения.

Общие проблемы

1

03.02.

Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в разное время. Столичное положение района

Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района.

40.

Население и главные черты хозяйства

1

09.02.

Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Качество жизни населения, демографические проблемы.

Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его.

Знать причины роста городов, демографические проблемы

41

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион

1

10.02.

Моска – столица Российской Федерации. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва - крупнейший транспортный узел.

 42  

Географические особенности областей Центрального района.

1

16.02.

43

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы

1

17.02.

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу.

Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства. Место и роль района в социально-экономическом пространстве.

Оценивать влияние природы  на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства. Составлять  описания и характеристики. положительное и отрицательное влияние географического положения.

 44

Северо-Западный район

1

24.02.

45

Центральная Россия

1

01.03.

46

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1

02.03.

Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения,

формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

47

Население Европейского Севера

1

09.03.

48

 Хозяйство  Европейского Севера

1

15.03.

49

Европейский Юг. Географическое  положение, природные условия и ресурсы.

1

16.03.

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу,  хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.

 50

Население Северного Кавказа.

1

29.03.

51.

Хозяйство Северного Кавказа

1

30.03.

52

Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы

1

05.04.

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу,  хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер

воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.

53

Население  Поволжья

1

06.04.

 54

Хозяйство Поволжья

1

12.04.

55

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы

1

13.04.

Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения,

формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

56

Население  Урала

1

19.04.

 57

Хозяйство Урала

1

20.04.

58

Западный макрорегион.

1

26.04.

59

Общая характеристика

1

27.04.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и

60

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики.

1

03.05.

 

61

Западная Сибирь

1

04.05.

Особенности ГП .Природный и хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.

62

Восточная Сибирь

1

10.05.

63

Дальний Восток

1

11.05

64-65

Экономические районы России. Практическая работа №9 « Сравнительная характеристика двух районов по плану»

2

17.05.

18.05.

66

Россия в современном мире

1

24.05.

Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

67

Объекты мирового и культурного наследия  России

1

25.05

68

Экологические проблемы

1

     27.05.

69-70

Итоговое тестирование за курс 9 класса

2

  30.05.

  31.05.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...