элективный курс "Особенности экономики Зарубежных стран"
элективный курс по географии (10 класс) на тему

Ранич Елена Владимировна

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов гимназии в целях углубленного изучения курса географии.

Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с современной политической картой мира и основными этапами ее формирования, с типами стран современного мира, их многообразием и многоликостью, а также с основными экономическими понятиями, характеристиками экономики стран разных регионов мира, международными организациями. В ходе изучения курса, учащиеся также знакомятся мировыми глобальными проблемами.

Элективный курс демонстрирует применение исторического подхода к оценке развития населения и хозяйства мира.

Курс «Особенности экономики Зарубежных стран» представляется особо актуальным, так как расширяет и углубляет знания по курсу географии 10 класса, дополняет его, уделяет более широкое внимание наиболее значимым вопросам экономики на современном развитии Зарубежных стран.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов гимназии в целях углубленного изучения курса географии.

Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с современной политической картой мира и основными этапами ее формирования, с типами стран современного мира, их многообразием и многоликостью, а также с основными экономическими понятиями, характеристиками экономики стран разных регионов мира, международными организациями. В ходе изучения курса, учащиеся также знакомятся мировыми глобальными проблемами.

Элективный курс демонстрирует применение исторического подхода к оценке развития населения и хозяйства мира.

Курс «Особенности экономики Зарубежных стран» представляется особо актуальным, так как расширяет и углубляет знания по курсу географии 10 класса, дополняет его, уделяет более широкое внимание наиболее значимым вопросам экономики на современном развитии Зарубежных стран.

Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и нести общезначимую культурологическую направленность, способствовать всесторонне образованной личности.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Большое внимание уделяется работе с интерактивными картами, что благоприятно влияет на пространственное восприятие картографических источников информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу (индивидуальную или коллективную). При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

При изучении данного курса прослеживаются межпредметные связи с историей, обществознанием.

Последовательность тем элективного курса в целом соответствует программе курса: «Экономическая и социальная география стран мира», но в более глубоком их понимании.

Цель курса:  

Расширить объем знаний учащихся в  области экономики стран и регионов мира за счет углубления в предмет изучения. Сформировать необходимый уровень экономической и политической компетенции учащихся.

 Задачи курса:

1) продолжать формировать представления и знания об особенностях географии и экономики стран

2) познакомить учащихся с ролью и местом различных государств в мировой экономической системе, проанализировать факторы, определяющие особенности развития хозяйства, международную экономическую специализацию стран.

3) рассмотреть особенности современной экономики различных стран: уровень развития, структуру, географию, тенденции и направления развития государств

4) продолжать формирование умения работать с различными источниками информации

Формы подведения итогов:

- тесты;

- семинары;

- исследовательские работы.

Методические рекомендации по проведению вводного занятия.

Принимая во внимание, что география Зарубежных стран проводится в виде элективного курса, представляется целесообразным проведение вводного занятия, на котором учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, и, самое главное, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и творческих работ, которые им предстоит выполнить за данное время. На первом занятии целесообразно обсудить с учащимися возможные темы самостоятельных (или коллективных) выступлений на итоговом семинарском занятии, а также форму представления материалов и критерии их оценивания.

Одним из аспектов подготовки учителя к преподаванию данного курса является разработка критериев оценивания учебных работ учащихся, а также учет их участия в семинарских занятиях. Рекомендуется разработать своеобразный рейтинг, результаты которого должны быть известны учащимся по завершению изучения каждой темы, и по итогам изучения курса в целом.

 Ожидаемые результаты

Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира, для построения индивидуального самоопределения и успешного выбора обучения. Постоянная работа с источниками информации, работа и общение в группах позволит сформировать ответственность и самостоятельность. Повысится интерес к предмету и желание познавать мир.

Учащиеся должны уметь:

-понимать и объяснять причины изменений на политической карте Мира;

-разбираться в особенностях современной экономики стран;

-понимать место каждой страны в мировой экономике;

-работать с различными источниками информации;

-разбираться в вопросах экономической географии;

-работать по картам атласа и статистическим материалам.

Учащиеся будут иметь опыт:

 -сотрудничества, взаимопомощи;

  -общения в процессе учебной деятельности.

Учебно-тематический план.

Наименование

тем курса

Всего

часов

В том числе

Форма

контроля

Лек-

ции

семинар

Практ.

работа

Введение

1

1.

Политическая карта мира

3

1

1

1

Участие в семинаре

Проверка практ. работ

2.

Население мира

3

1

1

1

Участие в семинаре

Проверка практ. работ

3.

Природные ресурсы

2

1

1

Участие в семинаре

Проверка практ. работ

4.

Особенности экономики стран

7

2

3

2

Участие в семинаре

Проверка практ. работ

5.

Международные отношения

1

1

Участие в семинаре

Зачет по итогам 1 полугодия

1

тестирование

6.

Географический облик регионов мира

13

2

9

2

Участие в семинаре

Проверка практ. работ

7.

Глобальные проблемы современности

2

2

Участие в семинаре

Итоговое занятие

1

Отчет по творческим работам

Итого

34

6

18

7

Содержание программы.

Введение 1 час.

Тема 1. Политическая карта мира

Лекция «Изменения политической карты во времени».

Практическая работа: «Регионы мира»

Семинар: «Количественные и качественные изменения на политической карте мира»

Тема 2. Население мира

Семинар: Влияние естественного и механического движения населения на формирование трудовых ресурсов стран мира

Практическая работа: «Оценка трудовых ресурсов и экономически активного населения в разных регионах мира».

Лекция Особенности культурного наследия населения  стран и его влияние на формирование хозяйства.

Тема 3. Природные ресурсы

Семинар: Ресурсообеспеченность регионов мира

Практическая работа: «Главные «сырьевые» страны. Основные грузопотоки сырья»

Тема 4. Особенности экономики стран

Лекция: Отраслевая структура стран мира

Лекция: Территориальная структура стран мира.

Практическая работа: «Основные экономические показатели»

Практическая работа: «Типология стран по экономическому развитию».

Семинар: Особенности стран с доиндустриальной структурой хозяйства

Семинар: Особенности стран с индустриальной структурой хозяйства

Семинар: Особенности стран с постиндустриальной структурой хозяйства

Тема 5. Международные отношения.

Лекция: Формы международных отношений

Семинар: Международные организации

Тема 6. Географический облик регионов мира

Лекция: Исторические особенности формирования хозяйств регионов.

Семинар: Особенности экономики стран Западной Европы.

Семинар: Особенности экономики стран Восточной Европы.

Семинар: Особенности экономики стран Северной Америки.

Семинар: Особенности экономики стран Латинской Америки.

Семинар: Особенности экономики стран Африки.

Семинар: Особенности экономики стран Австралии и океании.

Семинар: Особенности экономики стран Восточной и Центральной  Азии.

Семинар: Особенности экономики стран Юго-Западной Азии.

Семинар: Особенности экономики стран Южной и Юго-восточной Азии.

Практическая работа: «Очаги политических конфликтов в разных регионах мира».

Лекция: Влияние политических конфликтов на экономику стран.

Практическая работа: «Экономическая интеграция стран мира».

Тема 7. Глобальные проблемы современности

Семинар: Причины  глобальных проблем человечества.

Семинар: Страны, в которых глобальные проблемы стоят особенно остро.

Итоговое занятие.

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

Тема 1. Политическая карта мира.

 Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН. Основные регионы мира. Политическая карта регионов мира (Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании). Территория и границы государств. Территориальные споры. Геополитика (традиционные геополитические теории и современные школы геополитики). Примеры количественных и качественных изменений на политической карте мира.

Тема 2.  Население.

 Демографическая политика. Хозяйственное освоение и социальные конфликты. Трудовые миграции, центры трудовых миграций, миграционная нагрузка. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Территориальная концентрация населения. Различия в уровне социально- экономического развития и уровне жизни народов.  Культурное наследие- специфический ресурс территории- активное явление экономической жизни.  Использование историко-культурного наследия - реальная возможность экономического, социального и культурного подъема.

Тема 3. Природные ресурсы 

Состояние разведанных запасов разных видов минерального сырья в мире. Понятие ресурсообеспеченности. Рациональное природопользование.

Потоки минерального сырья из развивающихся стран-экспортеров в экономические развитые страны.

Тема 4. Особенности экономики стран

Территориальная и отраслевая структура мировой экономики. Динамика размещения хозяйства в историческом аспекте. Оптимальная территориальная структура: концепция поляризованного ландшафта.

 Геоэкономика, отраслевая структура мировой экономики (первичный, вторичный, третичный и четвертичный секторы), Модели размещения отраслей национального хозяйства. Показатели уровня экономического развития стран. Показатели уровня и качества жизни — относительные и абсолютные.

Типы стран, наименее развитые страны, страны с переходной экономикой, новые индустриальные страны, типологии и классификации, МВФ, Мировой банк (отчеты о мировом развитии), ЮНКТАД, показатели уровня и качества жизни – относительные и абсолютные, индекс развития человеческого потенциала, анаморфированное картографическое изображение. Источники статистических данных для межстрановых сопоставлений. Влияние политических событий на экономическое развитие.

Тема 5. Международные отношения.

Международное разделение труда. Международные финансовые институты (Мировой банк, Всемирная торговая организация), ТНК, экспортная квота, оптимальная территориальная структура, международная экономическая интеграция, стадии интеграционных процессов (преференциальная зона, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, полная интеграция), главные интеграционные группировки мира (ЕС, НАФТА, ОПЕК, МЕРКОСУР, МАГРИБ, АСЕАН, СНГ). Международные политические организации. ООН.

Тема 6. Географический облик регионов мира

Особенности экономики стран Западной Европы

 Основные этапы формирования политической карты. Изменения на политической карте Европы. Причины изменений, следствия, тенденции развития государств. Роль стран Европы в мировой цивилизации. Общая экономико-географическая характеристика стран Европы: географическое положение, природно-ресурсный потенциал, проблемы развития стран Европы.  Особенности современной экономики страны Зарубежной Европы.

Особенности экономики стран Восточной Европы

Распад социалистической системы хозяйства. Качественные и количественные изменения на политической карте Восточной Европы. Тенденции изменения международной специализации стран Европы в 21 веке. Роль и место стран Европы в мировом хозяйстве.

Северная Америка. 

Природно-ресурсный потенциал стран, отрасли специализации. Место государств в мировой экономике. Тенденции в экономическом развитии стран. Отраслевая структура региона, ее черты и особенности.  Главные промышленные районы и центры.

Страны Латинской Америки. Основные этапы формирования политической карты региона. Древние цивилизации Америки. Особенности формирования населения. Современная демографическая ситуация. Природно-ресурсный потенциал стран, отрасли специализации. Место государств в мировой экономике. Тенденции в экономическом развитии стран. Отраслевая структура региона.

Страны Африки. Колониальное прошлое материка. Распад колониальной системы, образование независимых государств. Современная демографическая ситуация. Природно-ресурсный потенциал стран, отрасли специализации. Место государств в мировой экономике. Тенденции в экономическом развитии стран.

Изменения на политической карте Азии. Основные этапы формирования политической карты. Типология стран Азии по формам правления и политико- административному устройству. Качественный и количественные изменения на политической карте Азии – причины, следствия, тенденции развития государств. Горячие точки. Причины изменений, следствия, тенденции развития государств. Роль стран Азии в мировой цивилизации. Особенности современной экономики страны Зарубежной Азии. Состав субрегиона, место на политической карте, ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, отрасли специализации. Тенденции в экономическом развитии стран субрегиона.

Страны Восточной и Центральной Азии. Состав субрегиона, место на политической карте, ЭГП, природно- ресурсный потенциал, особенности населения, отрасли специализации. Тенденции в экономическом развитии стран субрегиона.

Страны Юго- Западной Азии. Состав субрегиона, место на политической карте, ЭГП, природно- ресурсный потенциал, особенности населения, отрасли специализации. Тенденции в экономическом развитии стран субрегиона.

Страны Южной и Юго-Восточной Азии. Состав субрегиона, место на политической карте, ЭГП, природно- ресурсный потенциал, особенности населения, отрасли специализации. Тенденции в экономическом развитии стран субрегиона.

Тема 7. Глобальные проблемы современности.

 Истоки глобальных проблем современности, их острота и взаимосвязь. Причины возникновения и обострения экологических проблем. Региональные географические особенности проявления, возможности решения (или смягчения); перечень мировых проблем и пути их решения.

СПИСОК ТЕМАТИКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ: 

1) Современные изменения на политической карте мира. Причины и следствия.

2) Денежная единица – как результат исторического развития страны.

3) Роль стран Европы в мировой экономике.

4) Роль стран Европы в мировой цивилизации.

5) Тенденции изменения специализации стран Европы.

6) Экономический феномен Китая.

7) Культурное наследие Индии и Китая.

8) Горячие точки планеты: причины возникновения.

9) Культурное наследие стран Африки.

10) Азиатско-Тихоокеанский регион, его роль в современной мировой экономике.

11) Мегаполисы и мегалополисы Северной Америки.

12) Древние цивилизации Латинской Америки.

Список литературы:

  1. О.А. Бахчиева «География. 10-11 класс» - М.: «Вентана-Граф», 2013 (Раздел 2 «Региональная характеристика мира»)
  2.  Максаковский В.П. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений: «Экономическая и социальная география мира». М.: Просвещение, 2013
  3.   Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство. Учебник для 10 класса, Москва, издательский дом «Дрофа»
  4.  Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. «Экономическая и социальная география. Пособие для поступающих в ВУЗы» - М.: Просвещение, 2005 г.
  5.  Курашева Е. М.«Экономическая и социальная география мира. 10 класс: В схемах и таблицах» - М.: Экзамен, 2011.
  6.  География. 10 класс. Цифровая аудиокнига. Издательство: ИДДК Серия: Audioкурсы
  7.  Энциклопедический справочник «Весь мир»: города мира.- М.: ООО «издательство АСТ», 2013 г.
  8.  Ежегодный справочник «Страны мира»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"

Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....

Элективный курс "Права и оязанности детей в англо - язычных странах"

Данный курс не ограничивается только тем, чтобы обучающиеся выучили свои права, главное – он предлагает организовать общение обучающихся так, чтобы в их жизнь вошли понятия толерантности, равенс...

элективный курс "английский язык и культуроведение англоговорящих стран"

Курс нацелен на воспитание у учащихся чувства уважения к истории, культуре, традициям и обычаям других народов, готовности к достижению взаимоотношения, нахождению взаимных интересов в межкультурном о...

Программа элективного курса "Путешествие по стране Грамматика"для 10-11 классов

Данная программа элективного курса «Путешествие по стране Грамматика» предназначена для учащихся 10-х классов, изучающих английский язык в филологическом, социально-гуманитарном или универсальном проф...

Программа элективного курса "По странам и континентам"

Программа элективного курса «По странам и континентам» предназначена для обучающихся 9 классов.Содержание элективного курса состоит в том, чтоб побудить познавательный интерес к географической науке, ...

Занятие элективного курса "Основы правовых знаний" по теме "Страна, в которой мы живем. Символы страны"

Представлен конспект занятия элективного курса  "Основы правовых знаний" для предпрофильной подготовки  обучающихся 9 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида...