пояснительная записка
методическая разработка по географии ( класс) на тему

Куулар Долаана Сергеевна

пояснительная записка к методическому семинару

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках географии 

Игровые технологии относятся к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. [4]

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

      Игровая деятельность выполняет функции:

1.развлекательную;

2.коммуникативную;

3.самореализации через практику деятельности;

4.игротерапевтическую -  преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

5.диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

6.функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

7.межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

8.социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

1.в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

2.как элементы более обширной технологии;

3.в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

4.как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

     Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

1.дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

2.учебная деятельность подчиняется правилам игры;

3.учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

4.успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.    [2]

География как школьный предмет  открывает учителю широкие возможности для применения игр в процессе обучения. Специфика предмета позволяет использовать практически все виды игр, в любом школьном курсе начиная от 6 класса и заканчивая 11 классом профильного уровня.  

Приведем некоторые примеры  чаще всего используемых географических игр:

  1. «Занимательная география» - кроссворды, чайнворды, загадки, шарады… – это игры, которые, несмотря на свою простоту и массовое использование, кажутся наивными некоторым взрослым, но очень нравятся своей доступностью и легкостью всем детям, их не боятся ученики любого уровня и темпа работы и с удовольствием выполняют задания. [1]
  2.  «Географический бой» - хорошо применяется при проверке домашнего задания, когда ученик, правильно ответивший на вопрос учителя, сам начинает задавать вопрос другому ученику, то следующему и т.д. Побеждает тот, кто набрал больше карточек-баллов за правильные ответы.
  3.  «Географическая эстафета» - игра применяется при проверке домашнего задания, когда учитель задает вопросы, а ребята, отвечая, передают глобус или указку следующему для ответа ученику в своем ряду. [5]
  4. «Кто быстрее». Игра может проводиться при работе с картой, когда учащиеся показывают указанные на карточке объекты,  а «хронометрист»- другой учащийся по секундомеру определяет время окончательного показа объектов в группе учащихся [5].
  5.  «Третий лишний» -  игра предусматривает тренировку умения учащихся выделять лишнее в группе слов слово и объяснять причины такого выделения.
  6. «Найди географическую ошибку» - учитель составляет подборку географических объектов, у которых неправильно указывает их географическое значение, которое должны определить дети, написав затем правильную версию объекта.
  7. «Географическая почта» - игра на распределение объектов, написанных на карточках            (или на листе интерактивной доски, передвигаемых световым пером) по материкам, странам и т.д.
  8. «Логическая цепочка» - игра на определение логики в продолжение предложенного ряда. Пример: Лондон – Темза, Санкт- Петербург – Нева, Рим – Тибр, Берлин -…?
  9. «Что не принадлежит России (Европе, Океану и т.д.)» - игра тренирует память и зрительное восприятие карты, позволяет выделить объекты, не находящиеся в данном географическом регионе, может легко проводиться в соревновании между группами.
  10. «Продолжи фразу» - игра, которая хорошо подходит для работы с терминами и определениями, когда учащиеся видя их расшифровку продолжают фразы  указанием термина.
  11. «Угадай контур» - игра, тренирующая умение работать с контурными картами и запоминать формы объектов. Хорошо подходит для интерактивной доски.
  12. «Собери карту» - игра, позволяющая проводить соревнования между группами в классе и одновременно тренировать умение работы с географической номенклатурой.

Литература:

  1. Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках. –М.:  ТЦ Сфера, 2005. -240с.
  2. Душина И.В., Таможня Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. -М.: Астрель-АСТ, 2002. -204 с.
  3. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях. –М.: Дрофа, 2007. -512 с.
  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816с.
  5. Семина Г.В. Игровые технологии на уроках географии. /Учительский портал/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-1589


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...

Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД

Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...

Пояснительная записка

Программа по русскому языку для 9, 10 классов...

Презентация Healthy living guide.Пояснительная записка. Конспект урока.Тесты по теме урока

1.Презентация «HealthyLivingGuide» («Путеводитель по здоровому образу жизни») составлен по основам УМК  для 9 класса, автор Кузовлев В.П, Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. – М.,Просвещение . Матер...

Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс

Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....

Пояснительная записка и рабочая программа по русскому языек. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами  расширением по русскомй языку...