Круговорот воды в природе
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Разработка урока по учебнику О.А.Климановой в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krugovorot_vody_v_prirode_6_kl.rar | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Круговорот воды в природе.
Цель деятельности учителя: - Способствовать формированию представлений об объеме и частях гидросферы, ее значении для Земли, мировом круговороте воды, крупнейших частях Мирового океана;
- создать условия для формирования умения сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме, объяснить взамосвязи между ними, определять по карте ГП.
Образовательные ресурсы: электронное приложение к учебнику
Оборудование: карта полушарий, глобус, учебник, атлас, компьютер, презентация, чайник.
Методы и формы обучения: методы: наглядный, частично- поисковый, практический, контроля.
формы: индивидуальные, фронтальные
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: Гидросфера, конденсация, Мировой круговорот воды.
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся называть и показывать составные части гидросферы, крупнейшие части Мирового океана. Получат возможность научиться сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме, определять взаимосвязи между ними по схеме «Круговорот воды в природе, особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. |
Организационная структура урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач. Эмоциональная и мотивационная подготовка к усвоению знаний.
II. Повторение пройденного. Тест по теме «Атмосфера». (приложение1)
Ответы
Вариант 1: 1- б, 2-а, 3-б, 4-а, 5-в, 6-в.
Вариант 2: 1-в, 2-г, 3-в, 4-а, 5-в, 6-в.
III. Сообщение темы и цели урока.
-Ребята, сегодня мы познакомимся с новым разделом «Вода – кровеносная система Земли», вспомним знания о гидросфере. Тема нашего урока «Круговорот воды в природе».
IV. Актуализация знаний.
-Что такое гидросфера?
(Гидросфера – водная оболочка Земли.) (Слайд 2 )
- Из каких частей состоит гидросфера? (Слайд 3-4)
(Воды Мирового океана: моря, заливы, проливы. Воды суши: реки, озера, болота, ледники, подземные воды, многолетняя мерзлота. Вода в атмосфере: облака, дождь, снег, град, туман.)
-Что такое вода? (слайд 5)
(Вода-минерал )
-Из чего состоит вода?
(вода - Н2О)
V. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя.
- У нашей планеты есть своя кровеносная система. Кровь Земли – это вода, а кровеносные сосуды – реки, речушки, ручьи озера. Недавно ученые заметили, что структура речной сети очень похожа на структуру кровеносной системы человека. Именно вода переходя из почвы в растения, из растений в атмосферу, стекая по рекам с материков в океаны и возвращаясь обратно с воздушными потоками, соединяя друг с другом различные компоненты природы, превращая их в единую географическую систему. (слайд 6)
2. Работа с картой полушарий и глобусом.
- Воды на Земле очень много. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы восполнить этот удивительный минерал. Вода занимает около ¾ поверхности Земли. (Слайд 7)
-Удивителен этот минерал еще и тем, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. (слайд 8)
- В воздухе тоже есть вода. Как она туда попадает?
3. Демонстрационный опыт.
( Учитель включает чайник с водой)
Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния переходит в…(отвечают дети - …газообразное состояние, т.е. становится паром)
Тёплый воздух легче холодного, поэтому поднимается куда?… (вверх). Достигая холодной крышки, он охлаждается, образуя капли. Этот процесс получил название конденсация - превращение водяного пара в воду.
Condense – уплотняю, сгущаю, переход вещества в жидкое или твердое состояние из газообразного.
Мелкие капли стекаются в более крупные и что же с ними происходит? (слайд 10)
- Также происходит и в природе, только за более длительный промежуток времени.
(слайд 11)
-Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озёр, рек, из почвы. Воду испаряют все растения.
В атмосфере пар охлаждается и превращается в капельки воды (конденсируется). Капельки воды образуют целое облако. Часть воды в виде осадков возвращается в океан, а другая часть благодаря ветрам оказывается над сушей. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, а частично стекают в реки и другие водоемы. Реки собирают воду и возвращают ее обратно в мировой океан.
С поверхности океана вода вновь испаряется и круг океан – атмосфера- суша – океан замыкается.
Этот процесс называется круговорот воды в природе. Он происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.
Перемещение воды с океана на сушу и с суши в океан через атмосферу называют Мировым круговоротом воды .
- Круговорот воды в природе - один из основополагающих процессов на планете Земля.
- Основными этапами круговорота воды в природе являются испарение, конденсация и осадки.
- Как вы думаете, что случилось бы с Землей если вода бы исчезла? (слайд 12)
- Так может ли вода исчезнуть навсегда? Почему? ( Вода никуда не исчезает, и, значит, если где-то ее стало меньше, то в другом месте - больше.)
4. Работа с рисунком в учебнике. (рис.131. с.180)
- Перечислите основные источники воды на Земле.
- Как вода попадает в атмосферу?
- Что происходит с водяным паром в атмосфере? Каким образом вода вновь попадает на Землю?
- Вся ли вода сразу попадает в реки, озера, моря?
- В каких звеньях круговорота вода хранится «про запас»?
- Каким образом возвращаются в Мировой океан: а) подземные воды; б) вода заключенная в ледниках?
- Как вода с материков попадает в Мировой океан?
- Может ли какой-либо из известных вам водных объектов существовать вне круговорота воды?
- Имеет ли круговорот воды начало и окончание?
- Первичное осмысление и закрепление изученного.
-Нарисуйте по памяти схему Мирового круговорота воды.
Беседа о бережном отношении к воде
- Завершить урок я хочу словами французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь…». Поэтому все люди должны бережно к ней относиться, не загрязнять, не расходовать попусту, помнить, что вода – самый ценный минерал нашей планеты. (слайд 13)
- Итог урока. Рефлексия.
- Домашнее задание
§40 с. 179-181 , ответить на вопросы с. 181. (слайд 14)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Круговорот воды в природе"
Показать, какую роль играет вода в природе....
Урок-КВН по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе» 6 класс
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не може...
Урок-КВН по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе» 6 класс
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не може...
презентация к уроку"Окружающий мир"на тему:"Круговорот воды в природе"
Презентация к уроку"Окружающий мир"на тему :"Круговорот воды в природе"...
Урок географии в 6 классе "Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Мировой океан и его части"
Цель: сформировать понятие «гидросфера», её основные части.1) обобщить знания учащихся о значении воды в природе и жизни человека; природных явлениях, происходящих в гидр...
Конспект "Беседа о волшебнице воде. Круговорот воды в природе"
Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды....
Вода на Земле. Круговорот воды в природе
География, 6 класс, раздел "Гидросфера"...