Круговорот воды в природе
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Разработка урока по учебнику О.А.Климановой в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugovorot_vody_v_prirode_6_kl.rar16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Круговорот воды в природе.

Цель деятельности учителя: - Способствовать формированию представлений об объеме и частях  гидросферы, ее значении для Земли, мировом круговороте воды, крупнейших частях Мирового океана;

- создать условия для формирования умения сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме, объяснить взамосвязи между ними, определять по карте ГП.

Образовательные ресурсы: электронное приложение к учебнику

Оборудование: карта полушарий, глобус, учебник, атлас, компьютер, презентация, чайник.

Методы и формы обучения: методы: наглядный, частично- поисковый, практический, контроля.

                                                 формы: индивидуальные, фронтальные

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: Гидросфера, конденсация, Мировой круговорот воды.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся называть и показывать составные части гидросферы, крупнейшие части Мирового океана.

Получат возможность научиться сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме, определять взаимосвязи между ними по схеме «Круговорот воды в природе, особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Организационная структура урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач. Эмоциональная и мотивационная подготовка к усвоению знаний.

II. Повторение пройденного. Тест по теме «Атмосфера». (приложение1)

 Ответы

    Вариант 1: 1- б, 2-а, 3-б, 4-а, 5-в, 6-в.

    Вариант 2: 1-в, 2-г, 3-в, 4-а, 5-в, 6-в.

 

  III. Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, сегодня мы познакомимся с новым разделом «Вода – кровеносная система Земли», вспомним знания о гидросфере.  Тема нашего урока «Круговорот воды в природе».

IV. Актуализация знаний.

-Что такое гидросфера?

(Гидросфера – водная оболочка Земли.)  (Слайд 2 )

- Из каких частей состоит гидросфера?  (Слайд 3-4)

(Воды Мирового океана: моря, заливы, проливы. Воды суши: реки, озера, болота, ледники, подземные воды, многолетняя мерзлота. Вода в атмосфере: облака, дождь, снег, град, туман.)

-Что такое вода? (слайд 5)

(Вода-минерал )

-Из чего состоит вода?

(вода - Н2О)

V.  Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя.

- У нашей планеты есть своя кровеносная система.  Кровь Земли – это вода, а кровеносные сосуды – реки, речушки, ручьи озера. Недавно ученые заметили, что структура речной сети очень похожа на структуру кровеносной системы человека. Именно вода переходя из почвы в растения, из растений в атмосферу, стекая по рекам с материков в океаны и возвращаясь обратно с воздушными потоками, соединяя друг с другом различные компоненты природы, превращая их в единую географическую систему. (слайд 6)

2. Работа с картой полушарий и глобусом.

- Воды на Земле очень много. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы восполнить этот удивительный минерал. Вода занимает около ¾ поверхности Земли.  (Слайд 7)

-Удивителен этот минерал еще и тем, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. (слайд 8)

- В воздухе тоже есть вода. Как она туда попадает?

3. Демонстрационный опыт.

  ( Учитель включает чайник с водой)

Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния переходит в…(отвечают дети - …газообразное состояние, т.е. становится паром)

Тёплый воздух легче холодного, поэтому поднимается куда?… (вверх).  Достигая холодной крышки, он охлаждается, образуя капли. Этот процесс получил название конденсация  - превращение водяного пара в воду.

Condense – уплотняю, сгущаю, переход вещества в жидкое или твердое состояние из газообразного.

Мелкие капли стекаются в более крупные и что же с ними происходит? (слайд 10)

- Также происходит и в природе, только за более длительный промежуток времени.

                                                                                                              (слайд 11)

-Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озёр, рек, из почвы. Воду испаряют все растения.

В атмосфере пар охлаждается и превращается в капельки воды (конденсируется). Капельки воды образуют целое облако. Часть воды в виде осадков возвращается в океан, а другая часть благодаря ветрам оказывается над сушей. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных  вод, а частично стекают в реки и другие водоемы. Реки собирают воду и возвращают ее обратно в мировой океан.

С поверхности океана вода вновь испаряется и круг океан – атмосфера- суша – океан замыкается.

Этот процесс называется круговорот воды в природе. Он происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.

Перемещение воды с океана на сушу и с суши в океан через атмосферу называют Мировым круговоротом воды .

  1. Круговорот воды в природе  - один из основополагающих процессов на планете Земля.
  2. Основными этапами круговорота воды в природе являются испарение, конденсация и осадки.

- Как вы думаете, что случилось бы с Землей если вода бы исчезла? (слайд 12)

- Так может ли вода исчезнуть навсегда? Почему? ( Вода никуда не исчезает, и, значит, если где-то ее  стало меньше, то в другом месте - больше.)

4. Работа с рисунком в учебнике. (рис.131. с.180)

  1. Перечислите основные источники воды на Земле.
  2. Как вода попадает в атмосферу?
  3. Что происходит с водяным паром в атмосфере? Каким образом вода вновь попадает на Землю?
  4. Вся ли вода сразу попадает в реки, озера, моря?
  5. В каких звеньях круговорота вода хранится «про запас»?
  6. Каким образом возвращаются в Мировой океан: а) подземные воды; б) вода заключенная в ледниках?
  7. Как вода с материков попадает в Мировой океан?
  8. Может ли какой-либо из известных вам водных объектов существовать вне круговорота воды?
  9. Имеет ли круговорот воды начало и окончание?

  1. Первичное осмысление и закрепление изученного.

-Нарисуйте по памяти схему Мирового круговорота воды.

       Беседа о бережном отношении к воде

-  Завершить урок я хочу словами французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери  «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь…». Поэтому все люди должны бережно к ней относиться, не загрязнять, не расходовать попусту, помнить, что вода – самый ценный минерал нашей планеты. (слайд 13)

  1. Итог урока. Рефлексия.
  2. Домашнее задание

          §40 с. 179-181 , ответить на вопросы с. 181. (слайд 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Круговорот воды в природе"

Показать, какую роль играет вода в природе....

Урок-КВН по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе» 6 класс

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не може...

Урок-КВН по теме «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе» 6 класс

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не може...

презентация к уроку"Окружающий мир"на тему:"Круговорот воды в природе"

Презентация к уроку"Окружающий мир"на тему :"Круговорот воды в природе"...

Урок географии в 6 классе "Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Мировой океан и его части"

Цель: сформировать понятие «гидросфера», её основные части.1)      обобщить знания учащихся о значении воды в природе и жизни человека; природных явлениях, происходящих в гидр...

Конспект "Беседа о волшебнице воде. Круговорот воды в природе"

Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды....

Вода на Земле. Круговорот воды в природе

География, 6 класс, раздел "Гидросфера"...