Рабочая программа Ф ГОС по географии для 5 класса
рабочая программа по географии (5 класс) по теме

Гилева Лариса Владимировна

Пояснительная записка.

 

Раздел I.  Нормативные документы. Документы, обеспечивающие реализацию программы.

-        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012 г. № 273-ФЗ

-        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897)

-        Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»

-        Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

-        Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» от 27.06.2013г. № 55-ЗАО

-        Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа  № 500 от 11.05.2006 г. “ Об утверждении регионального базисного учебного плана  для образовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями)

-        Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»

 

2.Цели изучения курса

Цель изучения курса– Главной целью географического образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности

 

3. Особенности в содержании и структуре предмета

 

Содержание программы включает теоретические знания по наиболее сложным темам курса географии (географические координаты, рельеф и тектоническое строение территории, ) и практическую часть.

 

Программа данного курса является актуальной, т.к. вооружает учащихся элементарными знаниями по физической географии, а в процессе проведения практических занятий у учащихся формируются и развиваются такие важные, необходимые каждому человеку умения, как ориентирование на незнакомой местности, наблюдение и объяснение изменений, происходящих в окружающей природе, использование плана местности.

 

Главная идея

4. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой. ·

       Познание характера, сущности и динамики  главных природных, экологических процессов, происходящих в России и в мире.

   Понимание главных особенностей взаимодействия природы и о.бщества на современном этапе его развития.

  Выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях.

  Формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fgos_geografiya5_kl_gileva.docx86.22 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации мо г. Салехард

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №3»

«Рассмотрено»

протокол № 1 от 28.08.2015 г.

заседания НМС  

«Согласовано»

29.08.2015 г.

«Утверждено»

приказ № 388-О от 31 августа 2015 г.

Председатель НМС

Зам.директора по УВР

Директор школы

Алдакаева Н.Г.

______________Костюкевич Е.Ф.

Ямполец Н.И.

_______________

_______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «География.» ФГОС

                                                                                        Учитель: Гилева Л.В.

Ступень:  2

Класс: 5класс

 Срок реализации: 1 год

Разработана на основе: примерной программы основного общего образования с использованием авторской программы, которая соответствует Федеральному Государственному образовательному стандарту основного общего образования. Программа разработана на основе примерной  авторской рабочей программе География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост.С.В.Курчина.-2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013 разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования.  География в основной школе изучается с 5 по 9 класс.

Учебник:  География. Землеведение.5-6 кл. : учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева.- М.,: Дрофа, 2012.

Салехард2015

Пояснительная записка.

Раздел I.  Нормативные документы. Документы, обеспечивающие реализацию программы.

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012 г. № 273-ФЗ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897)
  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»
  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  • Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» от 27.06.2013г. № 55-ЗАО
  • Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа  № 500 от 11.05.2006 г. “ Об утверждении регионального базисного учебного плана  для образовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями)
  • Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»

2.Цели изучения курса

Цель изучения курсаГлавной целью географического образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности

3. Особенности в содержании и структуре предмета

Содержание программы включает теоретические знания по наиболее сложным темам курса географии (географические координаты, рельеф и тектоническое строение территории, ) и практическую часть.

Программа данного курса является актуальной, т.к. вооружает учащихся элементарными знаниями по физической географии, а в процессе проведения практических занятий у учащихся формируются и развиваются такие важные, необходимые каждому человеку умения, как ориентирование на незнакомой местности, наблюдение и объяснение изменений, происходящих в окружающей природе, использование плана местности.

 

Главная идея

4. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой. ·

       Познание характера, сущности и динамики  главных природных, экологических процессов, происходящих в России и в мире.

   Понимание главных особенностей взаимодействия природы и о.бщества на современном этапе его развития.

  Выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях.

  Формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

5. Используемые технологии, методы и формы работы, обоснование целесообразности их использования.

Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. На занятиях предполагается использование различных видов учебно-познавательной деятельности (работа со статистическими материалами, построение и анализ графиков, диаграмм, профилей, составление плана местности и работа с ним, подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации – литературные источники, периодическую печать, информационные ресурсы ИНТЕРНЕТ

6. Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.

Разработана на основе: примерной программы основного общего образования с использованием авторской программы, которая соответствует Федеральному Государственному образовательному стандарту основного общего образования. Программа разработана на основе примерной  авторской рабочей программе География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост.С.В.Курчина.-2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013 разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования.  География в основной школе изучается с 5 по 9 класс.

Учебник:  География. Землеведение.5-6 кл. : учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева.- М.,: Дрофа, 2012.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

- актуализировать

знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учащиеся должны уметь:

Предметными результатами изучения курса «География» 5-х классов являются следующие умения:

 1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

3-я линия развития – использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

4-я линия развития –  использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

7. Межпредметные связи. 

Построение учебного содержания  курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.

Программа реализует интегративные  связи с курсами биологии,  природоведения, окружающим миром, экологией, историей, физикой.

Особенность проведения практических работ в 5 в классе заключается в том, что некоторые из них  выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения.     Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте   – это не одна, а несколько практических работ,  запись в журнал и оценивание которых  может проводиться по усмотрению учителя. Выполнение тренировочных   работ учителем оценивается выборочно и в школьный журнал выставляются только удовлетворительные оценки.

Итоговые практические работы по темам выполняются и оцениваются у всех обучающихся класса, записываются и выставляются в школьный журнал. 

Формы промежуточной и итоговой аттестации:

Контрольные работы, практические работы        

8. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 час  для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1  учебный  час  в неделю. По ШУП –35 ч. ( 1 ч в нед.).

География в 5 классе – первый этап географической подготовки учащихся – основной среди 5 – 10 классов. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущих курсов (1 – 4 кл).

9.Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.

 

Метапредметные  результаты  курса  «География. Начальный курс»  основаны на формировании универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в .

Предметные УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли.

10. Содержание учебного предмета, курса. (ФГОС) 35ч.

.  

 Раздел I.   Что изучает география (5ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

 

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

 Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический. Аэрокосмический метод. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы.  Использование инструментов и приборов.

Раздел 2. Как люди открывали Землю. (5)

Географические открытия древности и Средневековья.

Плавания финикийцев.

 Выдающиеся географические открытия древности. Географы средневековья.

Важнейшие географические открытия.

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.    

   Открытия русских путешественников

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. "Хождение за три моря". Освоение Сибири.

Практические работы №1, №2

Практическая работа. №1. Знакомство учащихся с учебником, рабочей тетрадью, глобусом и атласом.

Раздел №3 Земля во Вселенной. (9ч)

      Как древние люди представляли себе Вселенную.

Что такое Вселенная? Представление древних народов о Вселенной. Представление древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею

   Изучение Вселенной от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представление о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

    Соседи Солнца.

Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

    Планеты - гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

    Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

     Мир звезд.

Солнце. Многообразие Звезд. Созвездие.

     Уникальная планета - Земля. 

Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды, и воздуха, почвы.

       Современные исследования космоса.

 Вклад отечественных ученых: К.Э Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли- Ю.А. Гагарин.

       Раздел№4. Виды изображений поверхности Земли.

        Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

          Ориентирование.

Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

        План местности и Географическая карта.

Изображение земной поверхности в древности. План местности.

 Практические работы №3, Чтение плана местности. Ориентирование.

№4. Чтение карт. Определение координат.

 

         Раздел №5.Природа Земли. (10ч.)

        Как Возникла Земля.

Гипотезы Ж. Бюффона, И Канта, П. Лапласса, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современнве представления о возникновении Солнца.

       Внутреннее строение Земли.

 Что у Земли внутри? Горные породы. Движение земной коры

       Землетрясения и вулканы.

       Землетрясения и вулканы. В царстве беспокойной Земли и огнедышащих гор.

       Путешествия по материкам.

Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

       Вода на Земле.

Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

     Воздушная одежда Земли.

. Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

     Живая оболочка Земли.

 Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

     Почва. - особое природное тело.

Почва ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

     Человек и природа.

Взаимодействие человека на природу. Как сберечь природу.

 Практические работы. №5. Работа с коллекцией горных пород и минералов.

№6. Нахождение на физической карте объектов литосферы и гидросферы.

Проектная деятельность                  2 ч.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА, 5 класс.

Тема” План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема «Литосфера»: равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская; Среднесибирское, Бразильское плоскогорья.

 горы: Гималаи, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские,  Аппалачи;

вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Килиманджаро, Котопахи, Орисаба;

места распространения гейзеров: о-ва Исландия, Новая Зеландия, п -ов Камчатка.

 

11.Учебно-тематический план (ФГОС)

Содержание

Кол-во часов

Что изучает география

5

Как люди открывали Землю

5

Земля во вселенной

9

Виды изображений поверхности Земли

4

Природа Земли.

10

Проектная деятельность

2

Итого

35


12. Циклограмма тематического контроля

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

контрольных

работ

1

1

1

1

1

практических работ

1

1

1

1

1

1

№ п/п

№ уро

ка

    Наимено-

вание разде-

лов, тем

      Содержание

          урока

                Планируемые результаты (УУД)

СОТ

 (техно-

логии)

 Формы контроля

Дата

Корректировка

Предметные

Метапред

метные

Личностные

                                                                                                         I  ЧЕТВЕРТЬ 9 ЧАСОВ  

Что изучает география   5 ЧАСОВ

1.

.

Мир, в котором мы живем.

Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

 

научиться определять понятия: география, живая и неживая природа

Поиск и выделение нужной информации

Определять проблему и цели урока

Раскрывать значение терминов география, век, исторический источник;

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать географию

Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней географии

ИКТ проблемная

Устный опрос

2

Науки о природе

. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

научиться определять понятия: Экология, биология, физика

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, уме-ние  определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение владение монологической речью

Определять проблему и цели урока

Раскрывать значение терминов география, век, исторический источник;

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать географию

Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о науках

ИКТ проблемная

Устный опрос   Работа с текстом учеб

ника по вопросам

3

География-наука о Земле

физическая и социальная два основных раздела.

научиться определять понятия: география,

физическая и социальная

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, уме-ние  определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение владение монологической речью

Определять проблему и цели урока

Раскрывать значение терминов география, век, исторический источник;

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать географию

Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о физической и социальной географии

ИКТ проблемная

Устный опрос   Работа с текстом учеб

ника по вопросам

4

Методы географических исследований

Методы географических исследований: Географическое описание.

научится характеризовать:

-основные методы географических исследований. Аэрокосмический, Картографический, статистический.

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, уме-ние определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение владение монологической речью

Определять проблему и цели урока

Раскрывать значение терминов география, век, исторический источник;

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать географию

Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о методах географических исследований

ИКТ проблемная

Устный опрос   Работа с текстом учеб

ника по вопросам

5

Аэрокосмический, Картографический, статистический.

Контрольная работа

Аэрокосмический, Картографический, статистический.

научиться определять понятия

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, уме-ние определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение владение монологической речью

Определять проблему и цели урока

Раскрывать значение терминов география, век, исторический источник;

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать географию

Называть и кратко характеризовать источники,

ИКТ проблемная

тест

Как люди открывали Землю 5 часов

6.

Географические открытия древности и Средневековья.

.

Плавания финикийцев.

 Выдающиеся географические открытия древности. Географы средневековья

научится характеризовать:

-основные методы географических исследований;

-время и место великих географических открытий;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, уме-ние  определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение владение монологической речью.

Определять тему и цель урока

Показывать на карте места великих географических открытий

Участвовать в обсуждении теорий представлений о мире. 

ИКТ проблемная

Устный опрос   Работа с текстом учеб-

ника по вопросам

7.

Важнейшие географические открытия.

Практ раб №1

" Великие географические открытия.

"

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.    

научится характеризовать:

-условия жизни первобытных людей;

- великие географические открытия.

Открытие Австралии и Антарктиды.

-умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью.

Определять тему и цель урока

Рассказывать об великих географических открытиях.

Участвовать в работе группы

Техно-

лог ИКТ проблемная ия группового обучения

Составить словарик темы

Письменные задания

8.

Открытие русских путешественников Практическая работа №2 Освоение Севера Сибири

 Открытие и освоение севера. Хождение за три моря.

научится:

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

характеризовать:

-особенности открытий;

- Освоение севера. Хождение за три моря. Освоение Сибири.

Поиск и выделение нужной информации, умение строить  логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью.

Определять тему и цель урока

Составлять план своей работы

Рассказывать о верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы

Характеризовать

Освоение севера. Хождение за три моря. Освоение Сибири.

Технология группового обучения

9.

.

Освоение Сибири Итоговый урок по разделу «Как люди открывали Землю».

.

Освоение Сибири

научится:

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

характеризовать:

-особенности открытий;

-. Освоение Сибири.

Поиск и выделение нужной информации, умение  строить  логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью.

Определять тему и цель урока

Составлять план своей работы

Рассказывать о верованиях перво-бытных людей, ис-пользуя текст учеб-ника и изобрази-тельные материалы

Характеризовать

Освоение Сибири.

ИКТ проб-лемная

Устный опрос   Работа с текстом учеб-

ника по вопросам

II ЧЕТВЕРТЬ  7 ЧАСОВ

10

Развитие современных представлений о мире. 

Роль современной географии.  Методы географических исследований

научится характеризовать:

-причины и обстоятельства возникновения географии, как науки;

- методы географических исследований;

- современные представления о мире

Поиск и выделение нужной информации, умение  строить  логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью.

Определять тему и цель урока

Составлять план своей работы

Объяснять методы географических исследований.

Участвовать в работе группы

                                                                                                                                           Земля во Вселенной.  9 ЧАСОВ

11

Как древние люди представляли Вселенную?

Что такое Вселенная? Представление древних народов о Вселенной. Представление древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею

научится характеризовать:

представление о Вселенной в древности.

Планеты гиганты и маленький Плутон.

Небесные тела

Мир звёзд.

формирование представлений о географических знаниях как компоненте научной картины мира, умение создавать рисунки и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Описывать Планеты гиганты и маленький Плутон.

Небесные тела.

Мир звёзд.

Вселенную. Устанавливать хронологическую последовательность событий  истории возникновения Вселенной. Определять планеты гиганты и карликовые планеты.

Составить словарик темы

Письменные задания

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Система мира по Николаю Копернику. Представление о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

научится характеризовать:

- Системы мира по Копернику. Джордано Бруно. Галилео Галилей..

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  

Описывать и сравнивать планеты различных групп.

Определять свое место  и роль работы  в группе

 

Технология группового обучения

13

Соседи Солнца

Планеты Земной группы Меркурий. Венера. Марс Влияние Космоса на Землю и жизнь людей

.

Научится ха-рактеризовать

понятия: космос;

Небесные тела: метеоры, метеориты, кометы, астероиды. Луна – спутник Земли. Форма, размеры и движение Земли, их географические следствия.

Смысловое чтение, анализировать географические следствия.

Раскрывать значение понятий и терминов космос;

Небесные тела: метеоры, метеориты, кометы, астероиды. Луна – спутник Земли. Характеризовать: основные группы планет;

Небесные тела: метеоры, метеориты, кометы, астероиды. Луну как спутник Земли.

ИКТ проб-лемная

Устный опрос   Работа с текстом учеб-

ника по вопросам

14

Планеты гиганты и маленький Плутон.

 Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.

Научится ха-рактеризовать:

- Форму, размеры и движение. планет гигантов( Юпитер, Сатурн, Уран,   

Поиск и выделение нужной информации, умение  строить  логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью.

Показывать на карте направления вращения Земли.

Раскрывать  причины вращения Земли.

Характеризовать источники, доказывающие планет гигантов( Юпитер, Сатурн, Уран)

ИКТ проб-лемная

Устный опрос   Работа с текстом учеб-

ника по вопросам

15

Астероиды Кометы. Метеориты.

Метеоры.

Строение Астероидов Комет, Метеоритов,

Метеоров.

Научится характе-ризовать: понятия-

. Астероиды Кометы. Метеориты.

Метеоры

Поиск и выделение нужной информации, умение  строить  логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью.

Объяснять, роль обращение Земли вокруг Солнца. Высказывать и обосновывать свои суждения

об особенностях форм и размеров Земли.

Описывать Астероиды Кометы. Метеориты.

Метеоры

ИКТ проблемная

Составить словарик темы.

Письменные задания.

16

Мир звезд

Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Научится сравнивать Созвездия по разным параметрам. Находить дополнительную информацию о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю;

представлять в различных формах необходимую географическую информацию о Солнце. Многообразие звезд.

Поиск и выделение нужной информации, умение  строить  логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью.

Формулировать в различных формах необходимую географическую информацию

Выделять существенные признаки планет Солнечной системы по разным параметрам.

Описывать. Солнце. Многообразие звезд.

Технология группового обучения

Работа с текстом учебника по вопросам.

                                                                                                                                            III ЧЕТВЕРТЬ  9 ЧАСОВ

17

Уникальная планета- Земля

Планета жизни. Наличие воды, воздуха, почвы.

научится характеризовать: Планету жизни.

Находить дополнительную информацию о процессах и явлениях,

Поиск и выделение нужной информации, умение  строить  логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью.

Формулировать в различных формах необходимую географическую информацию

Выделять существенные признаки планет Солнечной системы по разным параметрам.

Описывать.. Планету жизни.

Технология группового обучения

Работа с текстом учебника по вопросам.

18

Современные исследования космоса

Вклад К.Э.Циолковского, С.П. Королева,.

научится характеризовать:. Вклад К.Э.Циолковского, С.П. Королева, Первый космонавт Ю. Гагарин

Находить дополнительную информацию о вкладе К.Э.Циолковского, С.П. Королева, Первый космонавт Ю. Гагарин

Поиск и выделение нужной информации, умение  строить  логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью.

Формулировать в различных формах необходимую географическую информацию

Выделять существенные признаки планет Солнечной системы по разным параметрам.

Описывать... Вклад К.Э.Циолковского, С.П. Королева, Первый космонавт Ю. Гагарин.

Технология группового обучения

Работа с текстом учебника по вопросам.

19

Первый космонавт Ю. Гагарин Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной».

Первый космонавт Ю. Гагарин Обобщить и систематизировать знания о развитии Земли во Вселенной.

Тестирование, вопросы и задания, практические задания, терминологический диктант.

научится характеризовать:

-особенности развития Земли.

Поиск и выделение нужной информации, умение  строить  логическое рассуждение, умозаключение, владение монологической речью.

Раскрывать значение понятий и терминов по теме.

Выстраивать причинно-следственные связи.

Тестовые задания.

Самостоя-тельная работа.

Виды изображений поверхности Земли(4 часа)

20

Стороны горизонта

Определять стороны горизонта и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания.

Научиться представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

В процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них необходимую информацию.

Раскрывать значение понятий и терминов по теме.

Выстраивать причинно-следственные связи.

ИКТ проблемная

Письменные задания.

Работа с текстом учебника по вопросам.

21

Ориентирование на земной поверхности. Пр.Р.№3 Изображение земной поверхности

Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания.

Научиться представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

В процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них необходимую информацию.

Раскрывать значение понятий и терминов по теме.

Выстраивать причинно-следственные связи.

ИКТ проблемная

Письменные задания.

Работа с текстом учебника по вопросам.

22

План местности. Пр.Р. №4"План местности"

. Глазомерная     съёмка.     Определение расстояний  на местности.   Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану.  Определение азимутов на плане. Глазомерная     съёмка.     Определение расстояний  на местности.   Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану.  Определение азимутов на плане.

Научится

использовать    оборудование    для глазомерной съёмки.

Составлять   простейший   план  небольшого участка местности.

Работать над умением выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов;

решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

Определять топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.

Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок

Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

 Исследовательская

Составить словарик по теме.

Письмен-

ные зада-

ния.

23

Географическая карта.

Понятие о ГИС. Возможности современных ГИС и их практическое применение. Географическая карта.

Виды географических карт.

Научится характеризовать:

- виды географических карт.

-особенности природных и климатических условий Древней Индии;

-основные занятия и условия жизни индийцев;

-особенности религиозных верований индийцев

Работать над умением устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение,

владение монологической речью.

Определять топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.

 Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

Выявлять подробность изображения объектов на карте разных масштабов.

Распознавать условные знаки планов местности и карт.

 Находить на плане местности и топографической     карте     условные знаки  разных  видов,   пояснительные подписи.

Исследова-тельская

Дополнить словарик по теме.

Письмен-

ные зада-

ния.

Природа Земли (10 часов)

24

Как возникла Земля?

Гипотезы Ж.Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, О.Ю. Шмидта. Возникновение Солнца и планет

Научится: ориентироваться  и знать Гипотезы Ж.Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, О.Ю. Шмидта. Возникновение Солнца и планет

Работать над умением устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение,

владение монологической речью.

Анализировать карты   различных   видов на основе анализа легенды.

.

Работать в группе, возлагая  на себя роль лидера

ИКТ проб-лемная

Устный опрос.   Работа с текстом учеб

ника по вопросам.

25

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры.

Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных и метаморфических горных пород, их свойства. Полезные ископаемые.

Строение континентальной и океанической земной коры. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодействие.

Научиться характеризовать:

- модель строения Земли;

 особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций;

 сравнивать оболочки между собой.

Формирование представлений о географических знаниях как компоненте научной картины мира, умение создавать рисунки и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы.

Сравнивать океанический и континентальный типы земной коры.

 Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит, выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит.

 Исследовательская

Дополнительный материал, текст учебника, составление сравнительной таблицы

                                                                                                         ЧЕТВЕРТЬ (10 часов)

26

1

Землетрясения. Вулканизм.

Землетрясения. Вулканизм. Образование гор. Вулканизм и землетрясения, их последствия.

Научится устанавливать с помощью географических  карт  главные  пояса землетрясений и вулканизма Земли.

Формирование представлений о географических знаниях как компоненте научной картины мира, умение создавать рисунки и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Выявлять при сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма.

Устанавливать с помощью географических  карт  главные  пояса землетрясений и вулканизма Земли.

Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений

 Проблемная

 Дополнительный материал, текст учебника, составление сравнительной таблицы

27

2

Путешествие по материкам

Острова и материки Евразия.Африка.Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида

Научится устанавливать с помощью географическиериких  карт Острова  и маЕвразия.Африка.Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида

Формирование представлений о географических знаниях как компоненте научной картины мира, умение создавать рисунки и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Выявлять при сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма.

Устанавливать с помощью географических  карт  Острова Евразия.Африка.Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида Наносить на контурную карту Острова  и материки Евразия. Африка.Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида

 Проблемная

 Дополнительный материал, текст учебника, составление сравнительной таблицы

28

3

Вода на Земле

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра.

Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф.

Научится составлять и анализировать схему,
демонстрирующую соотношение
внешних сил и формирующихся под
их воздействием форм рельефа.

Самоконтроль,

смысловое чтение, знаковосимво

лическое моделирование, работать над умением выделять главное, давать характеристику внешним силам, изменяющим рельеф.

Составлять и анализировать схему,
демонстрирующую        соотношение
внешних сил и формирующихся под
их воздействием форм рельефа.
Сравнивать   антропогенные   и   природные формы рельефа по размерам и внешнему виду.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о влиянии оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием.

Проблемная

Дополнительный материал, текст учебника, составление сравнительной таблицы.

29

4

Воздушная одежда Земли

Состав и атмосферы. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. значение

научится

выявлять   особенности понятий и Состав и атмосферы. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. значение

Самоконтроль,

смысловое чтение, знаковосимво

лическое моделирование, работать над умением выделять главное, давать характеристику внешним силам, изменяющим рельеф.

Составлять и анализировать схему демонстрирующую
, Состав и атмосферы. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. значение
Сравнивать   антропогенные   и   природные формы рельефа по размерам и внешнему виду.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках о Составе и атмосфере. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. значение

Проблемная

Дополнительный материал, текст учебника, составление сравнительной таблицы.

30

5

Живая оболочка Земли

Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

научится

выявлять   особенности Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Самоконтроль,

смысловое чтение, знаковосимво

лическое моделирование, работать над умением выделять главное, давать характеристику внешним силам, изменяющим рельеф.

Составлять и анализировать схему,о развитие жизни на Земле.
Сравнивать   этапы развития

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках

Проблемная

Дополнительный материал, текст учебника, составление сравнительной таблицы.

31

6

Почва

Классификация горных почв по происхождению. Образование почв

научится характеризовать:

- сравнивать свойства почвы различного происхождения;

- схему строения почв

Формирование представлений о географических знаниях как компоненте научной картины мира, умение создавать рисунки и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Овладевать простейшими навыками определения виды почв анализировать схему преобразования почв

 Проблемная

Дополнительный материал, текст учебника, составление сравнительной таблицы.

32

7

Итоговый урок по разделу «Земная кора».

Проверка терминов, событий.

Обобщить и систематизировать знания по разделу «Земная кора».

Научиться характеризовать

Особенности земной коры.

 

Умение адекватно принимать оценки.

Осуществлять знаково-символическое моделирование;

Контролировать правильность записи дат.

Актуализировать и обобщать знания по

разделу «Земная кора». Соотносить события истории изменения облика Земли. Характеризовать условия движения земной коры.

 Тестовые задания.

Самостоятельная работа.

33

9

. Итоговая контрольная работа

Проверка дат, терминов, личностей. Установление причинно-следственных связей

Задания на умение выделять главные признаки.

Научится характеризовать:

-ключевые понятия и термины по курсу.

Актуализировать и обобщать знания по географии.  

Контрольная работа.    

Тесты.

34-35

10

Проектная деятельность

Проверка терминов, событий.

Обобщить и систематизировать знания по разделу «Земная кора».

Научиться характеризовать

Особенности земной коры.

 

Умение адекватно принимать оценки.

Осуществлять знаково-символическое моделирование;

Контролировать правильность записи дат.

Актуализировать и обобщать знания по

разделу «Земная кора». Соотносить события истории изменения облика Земли. Характеризовать условия движения земной коры.

 Тестовые задания.

Самостоятельная работа.

13. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.      География,  5 класс

Материально-техническое, учебно-методическое, информационное обеспечение

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Ученик научится (базовый уровень):

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень):

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической  науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

  • Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний

учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность

в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к

организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное

понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные

положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно

и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе

ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в

незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный

материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;

делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий,

законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным

языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно

и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную

литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей,

сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на

творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию

учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками,

сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ

на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного

материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных

терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной

логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов

и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в

основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на

дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и

примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные

знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и

сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения,

небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются

сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических

явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не

препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения

аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал

недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или

допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при

объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров

практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста

учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника

(записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые

ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области

географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах

поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных

вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при

помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется

мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ,

предложение оценки.

Оценка проверочных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена
  • оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не приступал к выполнению работы;

Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если

учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,

предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

2.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.:

Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой

последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для

выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность

конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или

стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения

к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического

материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных

и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени

(можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала,

но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами,

географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы.

Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной

целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой

подготовки учащегося.

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все

географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но

есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны

основные географические объекты

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в

определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических

территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической

деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в

использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в

формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются

существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт

атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их

пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки,

речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для

правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет

оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте

нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным

заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть

снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.

2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.

3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой.

4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.

5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта

должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.

6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в

поле карты.

7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться

на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название

географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более

аккуратно).

5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те

из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной

карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.

6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены

внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.

7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.

8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно

оформлять шариковой ручкой.

9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.

Примечание.

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только

правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное

выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5класс содержит, кроме учебников,  методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.

1.    География. Начальный курс. 5 класс. Баринов, Плешаков, Сонин, Дрофа 2012г

2.География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).

3. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание

4.  Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.

5. Атлас. Физическая география, начальный курс. 5  класс,  изд.Дрофа. 2005- 2010гг

6. Герасимова Т.П. «Методические пособия по физической географии». М. «Просвещение»,1991

7.  Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя, - М.: Просвещение 2000.

8.    Петрова Н.Н «Тесты по географии 6-10 класс». М. «Дрофа» 1998 г.

9.  Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии, 6-10 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997

10. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

 

К техническим средствам обучения, которые  эффективно используются на уроках географии, относятся компьютер, цифровой фотоаппарат,  интерактивная доска и др.

 И могут использоваться для:

– поиска дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы;

– создание текста сообщения;

– фотографирование географических объектов и явлений;

– обработка данных проведённых наблюдений и географических исследований;

– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.

Демонстрационное оборудование:   Таблицы, муляжи вулкана, гор, реки,  глобус,

Карты – физическая карта полушарий, политическая, план местности

Коллекции горных пород.

10. Перечень обязательной географической номенклатуры

Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема ”Литосфера”

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

Тема ”Гидросфера”

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно- Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по географии 5 класс"Моделирование на уроках географии

Основа стандарта : каждый урок - деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя -организовать деятельность ученика на уроке «научить- учиться». Умения предметные (географическ...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Программа по географии 5 класс (ФГОС) «География. Введение в географию»

МАОУ Нижнеманайская ООШ Составила учитель географии Михайлова Маргарита АлександровнаПрограмма по географии 5 класс (ФГОС) «География. Введение в географию»...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию»

·         Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 ...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии. 6 класс (VIII вид) по учебнику М.Лифанова, Е.Н.Соломина. "География 6 класс", Москва "Просвещение" 2018г. 68 часов.

Включает пояснительную записку, тематическое планирование (характеристика основных видов учебной деятельности, формы организации учебных занятий, формы контроля), календарно-тематическое планирование ...