Рабочая программа по географии 5 класс III-IV вид
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Малютина Вероника Сергеевна
Рабочая программа по географии 5 класс III-IV вид

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии составлена на основе:

  • Фундаментального ядра содержания общего образования М., Просвещение, 2011 г. Стандарты второго поколения;
  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. М., Просвещение, 2011 г.;
  • Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса. М., Просвещение, 2013 г;
  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий. М., Просвещение, 2013;
  • Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности. М., Просвещение, 2013.

 Рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5-9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Целями изучения географии в основной школе являются:

  • Формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  • Формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона);
  • Понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
  • Познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • Формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
  • Формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
  • Формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
  • Формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
  • Формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, карты, проекты, компьютерные программы, презентации);
  • Понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  • Всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
  • Выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом для специальных (коррекционных) классов III-IV вида на изучение географии в основной школе в 5 классе отводится 1 час в неделю (35 часов в год).

В соответствии с учебным планом школы курсу географии в основном общем образовании предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

В программу А.И. Алексеева внесены следующие изменения:

Класс

  Тема

Кол-во часов

по авторской программе

Кол-во часов

по рабочей программе

5

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле

4

5

Тема 2. Земля – планета Солнечной системы

3

4

Тема 3. План и карта

10

11

Тема 4. Человек на Земле

3

4

Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли

10

11

ИТОГО:                

30

35

В 5  классе добавлено пять часов из резервного времени:

по одному часу в темы: «Развитие географических знаний о Земле», «Земля – планета Солнечной системы», «План и карта», «Человек на Земле», «Литосфера – твердая оболочка Земли»  для обобщения и закрепления знаний учащихся.

Так же содержание авторской программы было дополнено практическими работами.

ЦЕННОСТНЫЕ  ОРИЕНТИРЫ  СОДЕРЖАНИЯ  УЧЕБНОГО  КУРСА

В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

  • целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
  • комплексное представление о географической среде как среде обитания человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
  • социально-значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.  

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ГЕОГРАФИИ

Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

  • Комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
  • Целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующих и развивающихся по определённым законам;
  • Умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
  • Умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

  Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

   Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.

  Учебное содержание курса географии сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс – география планеты Земля, с 8 по 9 класс – география России.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИИ

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  1. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  2. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  3. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  4. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  5. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  6. формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
  7. осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
  8. развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

1)   умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  1. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  3. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  5. умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  7. смысловое чтение;
  8. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  9. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  10. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  1. формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

  1. формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  2. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
  3. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  4. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  5. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  6. формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «География»

Источники географической информации

Выпускник научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; 
  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  • читать планы местности и географические карты;
  • строить простые планы местности.

Природа Земли и человек

Выпускник научится:

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Население Земли

Выпускник научится:

  • различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
  • cравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира
  • использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
  • проводить расчеты демографических показателей;
  • объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

Материки, океаны и страны

Выпускник научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
  • сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
  • описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
  • оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

Особенности географического положения России

Выпускник научится:

  • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
  • оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
  • использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

Природа России

Выпускник научится:

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
  • сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
  • описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических объектов
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
  • создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата.

Население России

Выпускник научится:

  • различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;
  • анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
  • сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
  • объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на селения России и ее отдельных регионов;
  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
  • использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
  • оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.

Хозяйство России

Выпускник научится:

  • различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
  • анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
  • объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
  • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
  • обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

Районы России

Выпускник научится:

  • объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
  • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
  • оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять комплексные географические характеристик районов разного ранга;
  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;
  • создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов.

Россия в современном мире

Выпускник научится:

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
  • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
  • объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ

Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Содержание учебного предмета «География» включает темы, посвященные актуальной геополитической ситуации страны, в том числе воссоединение России и Крыма.

Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.

Развитие географических знаний о Земле.

Введение. Что изучает география.

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.

Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.

Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

Изображение земной поверхности.

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

 Природа Земли.

Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.

Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон.Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.

Примерные темы практических работ

  1. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.
  2. Определение координат географических объектов по карте.
  3. Определение направлений и расстояний по глобусу и карте.
  4. Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.
  5. Определение азимута.
  6. Ориентирование на местности.
  7. Составление плана местности.
  8. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.
  9. Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Тематический план 5 класс  на основе ФГОС

Класс

Раздел, тема

Кол-во часов

инвариант

Кол-во часов

вариатив

Всего часов

География Земли

1.

 5

Раздел 1. Источники географической информации

10

6

16

2.

Раздел 2. Природа Земли и человек 

Тема: Земля – планета солнечной системы

4

-

4

Тема: Земная кора и литосфера. Рельеф Земли

6

4

10

3.

Раздел 3. Население Земли

4

-

4

ИТОГО:

34

5 КЛАСС.  ГЕОГРАФИЯ. ПРИРОДА И ЛЮДИ

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (5 ч)

Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей — ученые, стоявшие у истоков географии. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков.

X. Колумба, Ф. Магеллан. А. Тасман, Дж.Кук, Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев. Русские землепроходцы – исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И.Москвитин, С.Дежнёв. Покорение Северного полюса. Р. Амудсен, Р. Пири. Современные географические открытия. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.

 Практикум. 1. Анализ источников географической информации. 2. Составление таблицы «Путешественники и учёные». 3. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».

Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (4 ч)

 Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле.  Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещённости.

Практикум. 1. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». 2. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.  3.  Составление схемы  «Тепловые пояса Земли».

Тема 3. План и карта (10 ч)

 Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирования по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения Земли на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Чтение плана местности. Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности.

Глобус — объёмная модель Земли. Географическая карта и её отличие от плана. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Глобус и географическая карта — достижения человечества.

Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способны создания карт. Часовые пояса.

Практикум. 1. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. 2. Топографический диктант. 3. Ориентирование по плану города. 4. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. 5. Составление описания местности по планам и картам, чтение космических снимков и аэрофотоснимков.

Тема 4. Человек на Земле (4 ч)

Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Сравнение стран мира по политической карте.

Практикум. 1. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. 2. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

Тема 5. Литосфера – твёрдая оболочка Земли (11 ч)

Литосфера — каменная оболочка Земли. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека.   Охрана земных недр.

Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения. Вулканизм.  Строение вулкана. Типы вулканов. Горячие источники. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо.

Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Особенности их образования. Различия равнин по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте.

Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их происхождение. Овраги, сели. Барханы. Описание гор по карте.

Исследование и охрана литосферы. Описание рельефа своей местности.

Значение литосферы для жизни на Земле. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.

Практикум. 1. Изучение свойств горных пород и минералов. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. 3. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений. 4. Описание по карте равнин и гор по плану. 5. Описание рельефа своей местности.


Тематическое планирование по географии, 5 класс (35 часов)

№ п/п

Раздел

Тема урока

Основное содержание

программы

Виды

деятельности

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД:

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

учащихся Тема 1. Развитие географических знаний о Земле. (5 часов)

1

Введение. Что изучает география.

-Познакомить обучающихся с новым предметом – географией;

-Раскрыть особенности

содержания курса;

-Показать практическое

значение географии на разных этапах развития общества;

-Выяснить, какие задачи

решает география;

- Ознакомить с методами

географической науки;

-Познакомить обучающихся с новым учебником и требованиями учителя.

Устанавливают этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций

Определяют понятие «география»

В ходе урока учащиеся получают представление

о географии, как науке, о значении географических

знаний в современной жизни и роли географии в жизни общества; усваивают  понятия «география», «информация».

П: Самостоятельно формулируют тему и цели урока;

учатся  работать в группах.

Р: Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету.

К: Сотрудничество

с одноклассниками при обсуждении.

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В ходе урока учащиеся осознают идеи о том, что география наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.

Формируется умение слушать в соответствии с целевой

установкой. Готовность к самообразованию, самовоспитанию

2

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

-Выяснить, как изменялись представления людей об облике Земли;

- Показать значимость открытий великих мореплавателей и путешественников.

Прослеживают и описывают по картам маршруты путешествий Х. Колумба.

Приобретают навыки подбора, интерпретации и представления информации о последствиях открытия Америки для ее народов

Определять  понятие «география»

Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Различать природные и антропогенные географически объекты.

Познавательные

Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии

Создание историко-географического образа объектов Земли

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Устанавливать основные приемы работы с учебником

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

3

География в эпоху Средневековья. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий. Значение Великих географических открытий.

Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации: Марко Поло, А. Никитин, Васко  да Гама,  Х. Колумб, Ф. Магеллан, Ф. Дрейк, А. Тасман, Дж. Кук,

Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Ермак, И. Москвин, С. Дежнев

Р. Амундсен, Р. Пири

.

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию( в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи ВГО

 Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи ВГО.

Показывать по картам территории древних государств.

Находить информацию (В Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах.

Р: ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

-оценивать работу одноклассников.

П: высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-выявлять причинно-следственные связи;

-решать проблемные задачи;

-анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

К: Формируется умение полно и точно выражать свои мысли, планировать  свою учебную деятельности

4

Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

- Выяснить, как и какими способами изучают Землю;

- Выявить значение географии для практической деятельности человека;

- Выяснить, где можно получить информацию о любой точке Земли.

Определяют значение современных географических  исследований для жизни общества.

Выделяют и анализируют

Источники географической информации.

Оценивают

роль космических  исследований и геоинформационных систем для развития географии.

Выявлять особенности изучения географии на современном этапе.

Регулятивные

Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт. Работа с учебником, с атласом.  

Познавательные:  высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-выявлять причин-но-следственные связи;

-решать проблемные задачи;

-анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

Коммуникативные

Формируется умение планировать самостоятельную работу. Обсуждение значения географической науки в парах, группах.

5

Обобщение по теме:

«Развитие географических знаний о Земле»

- Обобщение и систематизация сведений по теме, включать учащихся в различные виды деятельности.

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.

Учащиеся имеют представление о развитии географических знаний о Земле, называют имена путешественников, работают по карте.

Р: Работать по плану,

по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки;

Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев:

Осознавать  причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха

П: подводить итоги работы, формулировать выводы.

Коммуникативные

 Работать в группе в разных ролях; влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий.

Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (4 часа)

6

Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей.

- Выяснить, как устроена Солнечная система;

- Формировать знания о Земле как планете Солнечной системы;

-Объяснять движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Анализируют       иллюстративно- справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.

Составляют и анализируют схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси».

 Находят информацию (в Интерне те и других источниках) и подготавливают     сообщение     на     тему «Представления о форме и размерах Земли в древности»

Формирование представлений и основополагающих  теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени.

Познавательные

Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы

Описание уникальных особенностей Земли как планеты

Регулятивные Работать в соответствии с предложенным планом

Коммуникативные

Оценить действие партнеров

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

7

 Формы, размеры и движения Земли, их географические следствия. Смена времен года. Тропики и полярные круги.

- объяснить движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

- составить и проанализировать схемы «Следствия вращения Земли вокруг своей оси»,

«Следствия вращения Земли вокруг Солнца»

Наблюдают   действующую   модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси.

Выявляют зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Решают познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов. Составляют и анализируют схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов

Познавательные

Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси

Регулятивные

Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»

Анализ положения Земли в определённых точках орбиты и объяснение смены времён года.

Составление и анализ схемы «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца»

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное

Коммуникативные

Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений

8

Неравномерное распределение солнечного свети и  тепла на поверхности Земли. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

- выяснить, какие явления происходят на Земле во время движения по орбите;

Раскрыть, как распределяются свет и тепло Солнца на поверхности Земли.

Наблюдают действующую модель движения Земли вокруг Солнца ( схема «Орбитальное движение Земли»), описывают особенности движения Земли по орбите. Анализируют схему орбитального движения Земли и объясняют смену времён года.

Показывают на схемах и картах тропики, полярные круги

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов

9

Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени. Смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года.

- Обобщить и систематизировать сведения по теме, включать учащихся в различные виды деятельности.

Подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», учебник, с. 28;

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий

Познавательные

Поиск информации по накоплению географических знаний

Регулятивные: Умение работать с различными источниками информации.

Коммуникативные Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;

Тема 3. План. (4 часа)

10

Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе.

-показать значение умения ориентироваться на местности;

- раскрыть роль плана местности;

- формировать умение определять азимут;

- раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве.

Определяют

направление  по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам» .

Определяют  азимут. 

Составляют и читают простейшие планы местности.

Распознавать условные знаки планов  местности

.Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Использовать

оборудование для глазомерной съемки.

Составлять

простейшие планы местности небольшого участка.

 Познавательные

Иметь представления о понятиях

Знать определение «Азимут» и уметь определять его

Регулятивные

Умение работать с измерительными приборами

Научиться читать план местности с помощью условных знаков

Коммуникативные

Умение слушать товарища

Соблюдать правила поведения в кабинете.

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

11

Масштаб. Условные знаки.

- показать значение условных знаков;

- сформировать знание о масштабе и его видах;

- познакомить с видами изображения неровностей на плане местности;

- формировать умение определять объекты местности с помощью условных знаков.

Распознают условные знаки планов местности и карт.

Определяют топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.

Решают практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

 Находят на плане местности и топографической     карте     условные знаки  разных  видов,   пояснительные подписи.

Наносят условные знаки на контурную карту и подписывают объекты. Описывают маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков

Познавательные

Иметь представления о понятиях

Знать определение «Азимут» и уметь определять его

Регулятивные

Умение работать с измерительными приборами.

Научиться читать план местности с помощью условных знаков

Коммуникативные

Умение слушать товарища.

Соблюдать правила поведения в кабинете.

12

Способы изображения рельефа земной поверхности

- выяснить, как на плане и карте изображают неровности земной поверхности;

- раскрыть понятия «абсолютная высота», «относительная высота»;

- определять относительную и абсолютную высоты.

Показывают на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

Распознают     высоты     (глубины) на  физических  картах  с  помощью шкалы высот и глубин.

Показывают на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывают на контурной карте самые     высокие     точки     материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины.

Решают

практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга

Распознавать условные знаки планов  местности

Сравнивать    планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Использовать

оборудование для глазомерной съемки.

Составлять

простейшие планы местности небольшого участка.

Познавательные

Иметь представления о понятиях

Знать определение «Азимут» и уметь определять его.

Регулятивные

Умение работать с измерительными приборами.

Научиться читать план местности с помощью условных знаков.

Коммуникативные

Умение слушать товарища.

Соблюдать правила поведения в кабинете.

-осознание себя как члена общества  осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

13

Практическая работа  «Составление плана  местности»

- составить и читать план местности;

- определять стороны горизонта по Солнцу и звёздам, ориентироваться на местности.

Определяют

Направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов.

Используют    оборудование    для глазомерной съёмки.

Составляют   простейший   план  небольшого участка местности.

Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

Познавательные

Иметь представления о понятиях

Регулятивные

Умение работать с измерительными приборами

Коммуникативные

Работа в группе

формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

Тема 4. Географическая карта – особый источник информации. (6 часов)

14

Географическая карта. Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки.

- сформировать понятия «географическая карта», «глобус»;

- определить свойства географической карты;

- показать различие карт по масштабам;

- выявить отличие географической карты от плана местности;

- показать роль географических карт как источников информации;

- рассказать о роли известных ученых – картографов в развитии картографии;

- показать роль географической карты в развитии пространственного мышления людей.

Читают карты   различных   видов на основе анализа легенды.

Определяют  зависимость    подробности карты от её масштаба. Сопоставляют карты разного содержания, находят на них географические объекты.

Сравнивают  глобус  и  карту  полушарий для выявления искажений в изображении объектов

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

Познавательные

Знакомство с условными знаками, изображающими неровности земной поверхности

Регулятивные

решение задач по определению абсолютной и относительной высоты

Уметь составлять план местности простейшим способом

Коммуникативные

работа в группах

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

15

 Градусная сеть: параллели и меридианы

- сформировать понятия «экватор», «параллель», «меридиан», «градусная сетка»;

- сформировать умение определять направление по карте и глобусу;

- раскрыть социокультурное и личностное значение знаний и умений определять направление и измерять расстояние по глобусу и карте.

Сравнивают глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.

Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы.

Определяют по картам стороны горизонта и направления движения, объясняют

назначение сетки параллелей и меридианов

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

Познавательные

Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте

Регулятивные

решение задач по определению абсолютной и относительной высоты

Уметь составлять план местности простейшим способом

Коммуникативные

работа в группах, умение слушать другого

16

Географические    координаты.  Определение географической широты.

 

- показать значение знаний о географических координатах и умений их определять;

- сформировать умение определять географическую широту.

Определяют по картам географическую широту объектов.

Находят объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивают местоположение объектов с разными географическими координатами.

Определяют расстояния с помощью градусной сетки

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

Познавательные

Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте

Регулятивные

решение задач по определению абсолютной и относительной высоты

Уметь составлять план местности простейшим способом

Коммуникативные

работа в группах, умение слушать другого

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

17

Географические     координаты. Определение  географической долготы.

- сформировать умение определять географическую долготу;

- дать представление о часовых поясах.

Определяют по картам географическую широту и географическую долготу объектов.

Находят объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивают местоположение объектов с разными географическими координатами.

Определяют расстояния с помощью градусной сетки

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

Познавательные

Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте

Регулятивные

решение задач по определению абсолютной и относительной высоты

Уметь составлять план местности простейшим способом

Коммуникативные

работа в группах, умение слушать другого

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

18

Практическая работа   «Определение координат по глобусу и географической   карте»

- развитие умений работы с картой.

Определяют координаты точек,

Находят географические объекты на карте по координатам.

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

Познавательные

 Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте.

Регулятивные

Овладение умением читать карты различных видов, находить черты их сходства и отличия.

Коммуникативные Формировать компетентности в общении.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

19

Обобщение по теме:

 «Географическая карта – особый источник информации»

- Обобщить и систематизировать сведения по теме, включать учащихся в различные виды деятельности

Определяют по картам географическую широту и географическую долготу объектов.

Находят объекты на карте и глобусе по географическим координатам.

 Определяют

расстояние  с помощью градусной сетки.

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

Познавательные

Отработка навыков по определению географических координат

Регулятивные

Определение расстояний с помощью градусной сети

Коммуникативные Формировать компетентности в общении.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

Тема 5. Человек на Земле. (4 часа)

20

Основные пути расселения древнего человека. Численность населения Земли.

 -Сформировать представление о том, как и почему люди осваивали поверхность Земли;

- выяснить, как возникло земледелие и животноводство;

- выяснить, как люди приспосабливались к различным условиям окружающей среды.

Определяют по карте гипотетические места происхождения человека и пути

его расселения по материкам.

Систематизируют  информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни.

Формирование представлений и основополагающих  теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

Познавательные

Иметь представление о том, как и почему люди осваивали поверхность Земли.

Коммуникативные Организовывать работу в паре

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Устанавливать основные приемы работы с учебником

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

21

Расы и народы.

- сформировать  представление о расах и многообразии народов на планете, их внешних  отличия;

- сформировать представление о численности населения Земли, причинах, влияющих на ее изменение;

- сформировать понятие о плотности населения.

Выявлять

внешние признаки людей различных рас.

Анализируют различные источники  информации  с целью выявления

регионов проживания представителей различных рас. Приводят доказательства о равноценности рас и аргументированно  отстаивать свою точку зрения.

Познавательная: Иметь представление о расах и многообразии народов на планете, их внешних отличиях

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Устанавливать основные приемы работы с учебником

Коммуникативные

Умение слушать товарища

Соблюдать правила поведения в кабинете

22

Практическая работа «Сравниваем страны  мира»

- проводить сравнение стран мира на политической карте по величине территории, расположению;

- проводить систематизацию изучаемой информации;

- составлять на основе анализа и систематизации преобразующие схемы;

- включаться в систему беседу, уметь доносить свою точку зрения до других.

Находят и показывают

на карте свою страну.

Находят на политической карте страны-

соседи, наиболее крупные и известные страны мира.

Сравнивают страны по величине территории, расположению.

Систематизируют новую информацию.

Формирование представлений и основополагающих  теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

Познавательная: Иметь представление о государствах и крупнейших городах мира

Коммуникативные

Позитивная  самооценка

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Устанавливать основные приемы работы с учебником

формирование целостного мировоззрения с ответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;

23

Столицы и крупные города

- Обобщить и систематизировать сведения по теме, включать учащихся в различные виды деятельности

Находить и показывать на карте свою страну, на политической карте страны – соседи, наиболее крупные и известные страны.

Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации

Познавательная: Систематизация изучаемой информации по теме

Коммуникативные

Позитивная  самооценка

Регулятивные

 умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета);

формирование целостного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;

Тема 6.  Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. (11 часов)

24

Земная кора и  литосфера. Внутреннее строение Земли. Земная кора.

- познакомить учащихся с оболочкой Земли – литосферой;

- сформировать представления о внешних и внутренних  силах Земли;

- сформировать представление о внутреннем строении земли;

- начать формировать представление о литосферных плитах.

Описывают модель строения Земли. Выявляют особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивают оболочки между собой.

Устанавливают по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит,

 Выявляют процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит

Формирование представлений и основополагающих  теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени

Познавательные знакомство с оболочкой Земли – литосферой, представления о внешних и внутренних силах Земли.

Регулятивные

Уметь выделять внутренние оболочки Земли и выявлять их особенности.

Коммуникативные Оценить действия партнеров

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

25

Горные породы,     минералы и полезные ископаемые. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества.

-сформировать представление о минералах и горных породах;

- раскрыть особенности происхождения горных пород ;

- начать формировать умение различать горные породы и минералы по внешним признакам;

- сформировать понятие – «полезные ископаемые».

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

 Овладевать

простейшими навыками определения горных пород и их свойствами.

Анализировать схему преобразования горных пород.

Формирование представлений и основополагающих  теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени

Познавательные

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения, определять горные породы по их свойствам

коммуникативный

работа в группах

Регулятивные

Сравнивать  горные породы различного происхождения, определять горные породы по их свойствам

26

Движения земной коры. Землетрясения.  

-сформировать представление о движениях земной коры;

- сформировать знания о землетрясениях, закономерностях их распространения.

Выявляют при сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма.

Устанавливают с помощью географических  карт  главные  пояса землетрясений и вулканизма Земли.

Наносят на контурную карту вулканы, пояса землетрясений

Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

Познавательные

Иметь представление о движениях земной коры, землетрясениях, и закономерностях их распространении

Регулятивные

Уметь подбирать критерии для составления сравнения типов земной коры, сравнивать и  анализировать модели строения земной коры и литосферы. Формировать умения работать с тематической картой (устанавливать  соответствия границ и столкновения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействия литосферных плит)

Коммуникативные Работа в группе

27

Движения земной коры.    Вулканы.

- сформировать понятие «вулкан»;

- выявить закономерности распространения вулканизма;

- нанести на контурную карту районы вулканизма;

- объяснить необходимость обеспечения безопасности населения.

Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений.

 Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений на Земле.

 Наносить на контурную карту области распространения землетрясений.

 Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения вулканизма

 Устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле.

 Наносить на контурную карту области распространения   суши. Горы и равнины, особенности их образования.

Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

Познавательные

Иметь представление о движениях земной коры, землетрясениях, вулканизме и закономерностях их распространении

Регулятивные

Уметь подбирать критерии для составления сравнения типов земной коры, сравнивать и  анализировать модели строения земной коры и литосферы. Формировать умения работать с тематической картой (устанавливать  соответствия границ и столкновения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействия литосферных плит)

Коммуникативные Работа в группе

28

Рельеф Земли. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Способы изображение рельефа на планах и картах. Классификация равнин по абсолютной высоте.

-сформировать общее представление о рельефе и формах рельефа;

- сформировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени;

- сформировать знания о видах равнин на высоте;

- развить умение давать описание равнины по плану, создавать образ равнин с помощью различных средств наглядности.

Определяют по

географическим

картам количественные и качественные характеристики крупнейших  равнин мира и России, особенности их географического положения.

Выявляют

Черты сходства и различия крупных равнин мира.

Наносят на контурную карту крупнейшие равнины мира и России.

Описывают равнину по карте.

Представляют

Информацию в письменной форме в виде плана- конспекта.

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

Познавательные

Распознавать на физических картах разные формы рельефа, определять количественные и качественные характеристики

Регулятивные

Уметь распознавать на физических картах равнины с разной абсолютной высотой.

Выполнять  практические задания по карте и плану.

Выявлять  особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставлять расположение крупных  форм  рельефа дна океана с границами литосферных  плит

коммуникативные Оценить действие партнеров

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов

29

Рельеф Земли. Горы. Разнообразие гор по возрасту и строению. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Исследователи подводных глубин и их открытия.

- сформировать понятие «горы»;

- выяснить, как различаются горы по высоте, размерам;

- сформировать представление об условиях жизни и хозяйственной деятельности людей в горах;

- дать представление о формах рельефа и стихийных явлениях в горах и на равнинах.

Определяют

по географическим картам количественные и качественные характеристики

крупнейших гор Земли, особенности их географического положения.

Сравнивают

по плану.

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

Познавательные

Распознавать на физических картах разные формы рельефа, определять количественные и качественные характеристики

Регулятивные

Уметь распознавать на физических картах горы с разной абсолютной высотой.

Выполнять  практические задания по карте и плану.

Коммуникативные Оценить действие партнеров

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов

30

Разнообразие форм рельефа в горах и на равнинах

- сформировать понятие «Стихийные явления»,

- выяснить причины образования оврагов

- выяснить, почему овраги осложняют хозяйственное использование земель.

- дать представление о дюнах и барханах

- выяснить, как животные участвуют в создании неровностей поверхности.

Определяют

по географическим картам количественные и качественные характеристики

крупнейших форм рельефа.

Описывают

рельеф своей местности.

Научиться называть признаки изучаемых понятий,

Научиться извлекать информацию из различных источников.

Познавательные

Уметь характеризовать разнообразные формы рельефа.

Регулятивные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

31

 Решение практических задач по карте. Проектное задание «Скульптурный портрет планеты»

- включать учащихся в создание проекта;

- на основе проектного задания разработать туристический маршрут  «Скульптурный проект  планеты»

- оформить проект в форме  контурной карты и письменного обоснования.

Включение учащихся в создание проекта,.

Самостоятельная разработка туристического маршрута.

Подготовка презентации.

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах  на континентах

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию (в Интернете и других источниках)

 Познавательные

Выполнять проектное задание в сотрудничестве

Регулятивные

Уметь разрабатывать туристический маршрут, оформлять проект

Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого

Формирование основ экологической культуры

32

Литосфера и человек

- показать значение литосферы для человека;

- показать влияние человека на литосферу;

- раскрыть значение охраны литосферы.

Составляют и анализируют схему, демонстрирующую соотношение
внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа.
Сравнивают   антропогенные   и   природные формы рельефа по размерам и внешнему виду.

Находят дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о влиянии оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае  природных стихийных бедствий и техногенных катастроф

Познавательные Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности

Регулятивные

Готовить  информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору

Коммуникативные Формировать компетентности в общении.

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

формирование основ экологической культуры;

33

 Литосфера – «каменная» оболочка Земли

- Обобщить и систематизировать сведения по теме, включать учащихся в различные виды деятельности

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий

34

Обобщение  по теме: «Преобразование рельефа»

- Воздействие человека на рельеф;

 -антропогенные формы рельефа.

Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае  природных стихийных бедствий и техногенных катастроф

Познавательные

Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности

Регулятивные

Готовить  информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору

Коммуникативные Формировать компетентности в общении.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

35

Итоговое тестирование за курс географии 5 класса


ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

а) учебно-методическая литература

Учебно – методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева с 5 по 9 классы:

  1.  География. «Конструктор»  текущего контроля. 5 – 6 классы: пособие для учащихся  общеобразоват. учреждений/ В.В. Николина, Е.К. Липкина  –  М.: Просвещение, 2013.
  2.  География. 5 – 6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина – М.: Просвещение, 2013.
  3. География. Мой тренажер. 5 – 6 классы пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/  В.В. Николина. –  М.: Просвещение, 2013.
  4.  География. Поурочные разработки. 5 – 6 классы:  пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ В.В. Николина. –  М.: Просвещение, 2013.
  5.  География. Проекты и творческие работы. 5 – 9 классы пособие для учителей  общеобразоват. учреждений/  В.В. Николина, Е.К. Липкина –  М.: Просвещение, 2013.
  6. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. – М.: Просвещение, 2013.
  7. Николина В.В. География. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина – М.: Просвещение, 2013.
  8. Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).

б) Список электронных образовательных ресурсов

Ресурс

Адрес

Интернет - урок

http://interneturok.ru/ru

ГлобалЛаб

http://globallab.ru/ru.htm

Российская Электронная библиотека

http://elibrary.rsl.ru/

Мировая цифровая библиотека

http://www.wdl.org/ru/

Единая коллекция образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/

Федеральный центр электронных образовательных ресурсов

http://eor.edu.ru/

Архив учебных программ и презентаций.

http://www.rusedu.ru/

Популярная география

http://www.geosite.com.ru/

География

http://www.geografia.ru/

Сайт редких карт

http://www.karty.narod.ru/

Сайт учителя географии Фромберга А.Э.

http://afromberg.narod.ru/

Сайт презентаций

http://geoppt.ru/

Мир путешествий и приключений

http://www.outdoors.ru/general/index.php

Природные катастрофы

http://katastroffi.narod.ru/

Сибирь – страна чудес

http://library.thinkquest.org/27130/ru/startr.htm

География

http://www.geoman.ru/

Русское географическое общество

http://www.rgo.ru/

География мира.

http://geo2000.nm.ru/

Гео-тур

http://gturs.com/

Географический справочник

http://geo.historic.ru/

Все о минералах

http://www.catalogmineralov.ru/#

NG

http://www.nat-geo.ru/

Все для учителя географии

http://geo.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...