Рабочая программа по географии для 5 класса
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по географии
(5 класс)
- Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «География» разработана
в соответствии с:
- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 32, пункт 7)
- Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») от 26 августа 2010 г. № 761н.
на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
- Примерной основной образовательной программе основного общего образования»;
- Основной образовательной программе основного общего образования МКОУ «Кадновская СШ»;
- Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);
- Рабочих программ Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина « География» 5 – 9 классы
Москва « Просвещение» 2014г
соответствует:
- Федеральному перечню учебников по учебному предмету «География » на 2014-2015 учебный год.
- Учебному плану
ориентирована на:
УМК «География». 5-6 классы. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы основного общего образования (ФГОС). Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся класса.
Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения. Учитывая перечисленные особенности, при планировании учебного процесса значительное время отводится работе учащихся в парах и группах. Обучающихся в классе условно можно разделить на две группы: со средним уровнем способностей, высокой мотивацией к учению и уровнем способностей ниже среднего и пониженной мотивацией. Первая группа обучающихся проявляет желание и интерес к изучению предмета. С учётом этого в содержание уроков включён материал творческого характера, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки УУД, так и на этапе контроля. Обучающиеся второй группы отличаются медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются. Они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера.
В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их развитию.
Цель предмета:
систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа Земли и человек»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Рабочая программа Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина « География» 5 – 9 классы составлена из расчета 34 учебные недели в год. Соответственно в рабочей программе по географии для 5 класса на изучение предмета отведено 34 часа в год.
- Общая характеристика учебного предмета.
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
- комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природнообщественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.
Учебный предмет «География» в 5 классе - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курса "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Особенности УМК:
Всё необходимое для достижения планируемых результатов средствами предмета сосредоточено непосредственно в учебнике:
- Широкая система разноуровневых заданий, охватывающая все классы учебно-познавательных и практических задач, в том числе задачи на приобретение опыта проектной деятельности, развитие читательской компетенции, сотрудничество, работу с информацией.
- Система помощи в организации собственной учебной деятельности (модели действий, пошаговые инструкции, напоминания, полезные советы, ссылки на дополнительные ресурсы);
- Система подготовки к аттестации для ученика;
- Система деятельностных уроков «Учимся с «Полярной звездой», направленных на формирование универсальных учебных действий.
- Необходимый набор географических карт (краткий атлас).
Рабочая программа курса разработана авторским коллективом в соответствии с требованиями ФГОС. В программе имеются (помимо иного) описание личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, а также тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Электронное приложение к учебнику (DVD) — содержит систему интерактивных учебных заданий на формирование предметных и общеучебных умений и способов деятельности в медиасреде.
В пособии для учащихся «Мой тренажёр» представлены задания, направленные на отработку широкого спектра умений и компетенций, а также блок контурных карт. Структура тренажёра соответствует тематической структуре учебника.
«Конструктор» текущего контроля содержит задания и вопросы, которые дают возможность учителю организовывать самые различные формы проверки знаний учащихся.
«Поурочные разработки» содержат методические рекомендации по достижению планируемых результатов и по организации уроков.
Пособие «Проектные и творческие работы. 5-9 классы» содержит рекомендации для учителей по организации проектной деятельности в школьном курсе географии с 5 по 9 класс (подробное описание этапов проектной деятельности, примерные темы проектов и творческих работ, конкретные разработки проектов).
Общая характеристика организации учебного процесса: технологий, методов, форм, средств обучения и режим занятий.
Используемые технологии: интеграция традиционной, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
2. Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительной – обобщающей.
3.Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется: в организации метеорологических, фенологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.).
Формы организации работы учащихся:
- Индивидуальная, коллективная: фронтальная; парная; групповая.
Формы учебных занятий: мини – лекции; диалоги и беседы; практические работы;
проектные работы
Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; работа с источниками; доклады; рефлексия.
- Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «География» входит в область «Общественно – научные предметы» и является обязательным для изучения на уровне основного общего образования.
Учебный предмет «География» реализуется за счет часов обязательной части учебного плана, изучается в течение учебного года по 1 часу в неделю (34 учебные недели), 34 часа в год.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Важнейшие личностные результаты:
- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
Метапредметные результаты (УУД).
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты:
5-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
3-я линия развития – использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
- Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Источники географической информации -19 часов
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле – 4 часа.
Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Практические занятия:
- Составление схемы «Задачи и методы географической науки»
- Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях в виде таблицы.
Земля – планета Солнечной системы – 4 часа.
Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.
Практические занятия:
1. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной».
2. Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»
План и карта – 11 часов.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Практические занятия:
- Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута.
- Измерение расстояний с помощью масштаба.
- Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности
- Топографический диктант.
- Определение географических координат объектов на карте
- Решение практических задач по плану и карте. Определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте.
- Составление описания местности по планам и картам.
Раздел 2. Природа Земли и человек- 15 часов
Человек на Земле – 3 часа.
Заселение человеком Земли. Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. Сравнение стран мира по политической карте.
Практические занятия:
Сравнение стран мира по политической карте.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли – 12 часов.
Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.
Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.
Практические занятия:
1. Изучение свойств горных пород и минералов
2. Нанесение на контурную карту крупных равнин мира и России.
3. Нанесение на контурную карту крупнейших горных систем мира и России.
4. Описание рельефа своей местности.
5. Решение практических задач по карте. Разработка проекта «Скульптурный портрет планеты»
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ п/п | Раздел, тема | Основные виды учебной деятельности |
1 | Раздел 1. Источники географической информации -19 часов Тема 1 Развитие географических знаний о Земле – 4 часа. | Формировать и развивать практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географических задач; Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе; Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдениями за погодой, фенологическими явлениями, высотой Солнца. Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географических задач; Сформировать представления о зарождении географии, об исследовательском подходе в развитии наук о Земле; Развитие этических и моральных чувств понимания страданий и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России. Оценивать вклад отечественных ученых. |
2 | Тема 2 Земля – планета Солнечной системы – 4 часа. | Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации; Сформировать представления о Вселенной и Солнечной системе; Формировать умения ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной учебной задачей под руководством учителя; |
Тема 3 План и карта – 11 часов. | Формировать способности практического применения знаний о плане местности и географической карты; Развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников; Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. | |
Раздел 2. Природа Земли и человек- 15 часов Тема 4 Человек на Земле – 3 часа. | Организовывать и планировать учебное взаимодействие в группе. Проектировать маршрут преодоления затруднений через включение в новые виды деятельности. Извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий, делать выводы, сравнивать; формировать интерес к дальнейшему расширению и углублению географических знаний. | |
Тема 5 Земная кора и литосфера. Рельеф Земли – 12 часов. | Осознавать ценность полученных знаний об основных оболочках Земли; Формировать и развивать творческие способности учащихся; Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации. |
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1.Оборудование и приборы:
- Географические карты: климатические пояса, природные зоны, тепловые пояса, физическая карта.
- Глобус.
- Гербарии растений, иллюстрации животных, предметов древнего мира; портреты князей, первопроходцев.
- Таблицы: «Природные сообщества», «Растения и животный мир степи, поля, леса».
- Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
- Плакаты по основным темам естествознания (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)
- Тематические презентации к урокам.
Технические средства обучения.
Персональный компьютер.
Учебно-практическое оборудование.
Интерактивная доска
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Для практических работ:
Термометр, барометр, спиртовка, образцы почв, схемы, образцы полезных ископаемых, компасы.
2. Дидактический материал:
- Индивидуальные карточки
- Наглядный материал для работы в паре и группе.
- Цифровые образовательные ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
- КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. www.km-school.ra
- Диск «География 5-6 классы»
3.Интернет-ресурсы:
- http://www.mirgeografii.ru/glavnye-osobennosti-prirody-zemli-kontrolnaya-rabota-po-geografii-7-klassa.html
- http://bongeo.ru/p75aa1.html
- http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/itogovaya-kontrolnaya-rabota-po-geografii-za-pervoe-polugodie-7-klass
- Сайт «ИнтернетУрок» http://interneturok.ru/ru/school/geografy/10-klass/zarubezhnaja-azija/juzhnaja-azija
- http://nastya-golyudova.jimdo.com/география/подготовка-к-урокам-географии/11-класс/
- http://www.prosv.ru/ebooks/nikolina_geografia_6metod/index.html
- Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Предметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь:
- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
- объяснять особенности строения рельефа суши;
- описывать погоду своей местности.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- составлять описания объектов;
- составлять простой план;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
- оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учебе;
- опытом участия в социально значимом труде;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- основами экологической культуры.
№ п/п | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Универсальные учебные действия | Приме чания | ||||||
личностные | предметные | метапредметные | |||||||||
Развитие географических знаний о Земле – 5 ч. | |||||||||||
1 | Географиче ские методы изучения окружающей среды | Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией . Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды | -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; | Определять понятие « география» Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Различать природные и антропогенные географически объекты. | Познавательные Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии Создание историко-географического образа объектов Земли Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником | П. 1 Стр. 4 - 7 | |||||
2 | Развитие представле ний человека о мире. | Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей.
| Показывать по картам территории древних государств. Находить информацию ( В Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах. | Регулятивные Работа с картой, сравнение современной карты с древними Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях Познавательные Поиск информации по накоплению географических знаний Коммуникативные Самостоятельный анализ .умение слушать другого | П.2 Стр. 10- 12 | ||||||
3 | Выдающиеся географи ческие открытия | Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизациА.и. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама Х. Колумб Ф Магеллан, Ф. ДрейкА. Тасман, Дж. Кук Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев Ермак, И. Москвин, С. Дежнев Р. Амундсен Р. Пири | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию( в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи ВГО Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи ВГО. | Познавательные Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте Поиск информации о путешественниках Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте коммуникативный Обсуждение значения открытий Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях
| П. 3 Стр.13 - 15 | ||||||
4 | Современный этап научных географи ческих исследований | Источники географической информации. Географические информационные системы Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей | Выявлять особенности изучения географии на современном этапе. | Познавательные Поиск информации о путешественниках Определение значения географических исследований для жизни общества Регулятивные Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт Работа с учебником, с атласом коммуникативный Обсуждение значения географической науки в парах, группах | П. 4 Стр. 16 - 18 | ||||||
Земля – планета Солнечной системы – 5 ч | |||||||||||
5 | Земля – планета Солнечной системы | Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса н Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. | -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; | Регулятивные Познавательные Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы Описание уникальных особенностей Земли как планеты Коммуникативные Оценить действие партнеров | П.5 Стр.20 – 21 | ||||||
6 | Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. | Форма и размеры Земли. Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги. | Познавательные Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси Регулятивные Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» Анализ положения Земли в определённых точках орбиты и объяснение смены времён года ( Составление и анализ схемы «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца» Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное коммуникативные Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений | П. 6 Стр. 22 – 24 | |||||||
7 | Пояса освещённости. Часовые пояса. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли Влияние космоса на Землю и на жизнь людей. | Неравномерное распределение тепла на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещенности | П. 7 | ||||||||
8 | Контрольная работа «Земля – планета Солнечной системы» | Тестовая контрольная работа из заданий разного вида | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий | Повтор. пройденн материал | |||||||
План и карта – 10 ч. | |||||||||||
11 | Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности. | Ориентирование на местности. Стороны горизонта . Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде План местности. Особенности изображения местности на плане Условные знаки. | -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; | Распознавать условные знаки планов местности .Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Использовать оборудование для глазомерной съемки. Составлять простейшие планы местности небольшого участка. | Познавательные Иметь представления о понятиях Знать определение «Азимут» и уметь определять его Регулятивные Умение работать с измерительными приборами Научиться читать план местности с помощью условных знаков Коммуникативные Умение слушать товарища Соблюдать правила поведения в кабинете | П. 8 Стр. 30- 32 | |||||
12 | Масштаб и его виды. | Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. | Определять по топографической карт расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. | Познавательные Иметь представления о понятиях Регулятивные Умение работать с измерительными приборами Коммуникативные Работа в группе | П. 9 Стр. 33 - 34 | ||||||
13 | Практическая работа «Определение масштаба» | П. 9 Стр. 35 | |||||||||
14 | Изображение земной поверхности на плоскости. | Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. | Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать высоты ( глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины. | Познавательные Знакомство с условными знаками, изображающими неровности земной поверхности Регулятивные решение задач по определению абсолютной и относительной высоты Уметь составлять план местности простейшим способом коммуникативный работа в группах | П. 10 Стр. 36 - 37 | ||||||
15 | Практическая работа «Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности» | Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности Топографическая карта Способы глазомерной съемки местности. | П.11 Стр.38 - 39 | ||||||||
16 | Географическая карта – особый источник информации. | Глобус – объемная модель Земли. Географическая карта , ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенды карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. | Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимки. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые Читать карты различных вдов на основе анализа легенды. Определять зависимость подробности карт от ее масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территории. Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений объектов. географические объекты. Анализировать атласы и различать его карты по охвату территории и тематике. | Познавательные Регулятивные Овладение умением читать карты различных видов, находить черты их сходства и отличия. коммуникативные Формировать компетентности в общении. | П.12 Стр.40 - 43 | ||||||
17 | Градусная сетка. | Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте | Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы. Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки параллелей и меридианов. | Познавательные Регулятивные Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте коммуникативные Самостоятельный анализ .умение слушать другого | П. 13 Стр.44 – 47 | ||||||
18 | Географическая широта. | Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса. | П. 14 Стр.48 - 50 | ||||||||
19 | Географическая долгота. Географические координаты. | Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Определять расстояние с помощью градусной сетки. | Познавательные Отработка навыков по определению географических координат Регулятивные Определение расстояний с помощью градусной сети | П. 15 Стр.51 - 53 | |||||||
20 | Решение практических задач по плану и карте. | П.16 Стр. 54 - 56 | |||||||||
21 | Контрольная работа « План и карта» | Тестовая контрольная работа из заданий разного вида | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий | Повтор. пройденн материал | |||||||
Человек на Земле – 3 ч. | |||||||||||
22 | Заселение человеком Земли | Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. | -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; | коммуникативные Организовывать работу в паре Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником | П. 17 Стр.58 - 60 | ||||||
23 | Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. | Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. | коммуникативные Умение слушать товарища Соблюдать правила поведения в кабинете | П. 18 Стр. 61 - 63 | |||||||
24 | Практическая работа «Многообразие стран мира.» | Коммуникативные Позитивная самооценка Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником | П. 19 Стр. 64 - 66 | ||||||||
Литосфера – твердая оболочка Земли – 11 ч. | |||||||||||
25 | Земная кора и литосфера. | Внешние и внутренние силы Земли Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора Типы земной коры, ее строение под материками и океанами | -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Анализировать схему «Типы земной коры » Анализировать схемы строения земной коры и литосферы. | Познавательные Регулятивные Уметь выделять внутренние оболочки Земли и выявлять их особенности. коммуникативные Оценить действия партнеров | П.20 Стр.68 - 70 | |||||
26 | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр. | Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород и их свойствами. Анализировать схему преобразования горных пород. | Познавательные Сравнивать свойства горных пород различного происхождения, определять горные породы по их свойствам коммуникативный работа в группах Регулятивные Сравнивать горные породы различного происхождения, определять горные породы по их свойствам | П.21 Стр.71 - 73 | ||||||
27 | Литосферные плиты, их движение и взаимодействие | Движение земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения. Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеаническое огненное кольцо. | Анализировать схемы строения земной коры и литосферы. Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит. Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит | Познавательные Регулятивные Уметь подбирать критерии для составления сравнения типов земной коры , сравнивать и анализировать модели строения земной коры и литосферы. Формировать умения работать с тематической картой (устанавливать соответствия границ и столкновения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействия литосферных плит) коммуникативные Работа в группе | П.22 Стр.74 - 76 | ||||||
28 | Землетрясение и вулканизм. | Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений на Земле. Наносить на контурную карту области распространения землетрясений. Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения вулканизма Устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле. Наносить на контурную карту области распространения суши. Горы и равнины, особенности их образования. | Познавательные Регулятивные Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма. Участвовать в обсуждении чрезвычайных ситуаций, приводить примеры коммуникативные Организовывать работу в паре | П. 23 Стр.77 - 79 | |||||||
29 | Рельеф Земли. Равнины. | Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины особенности их образования. Различие равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнины по карте. | Распознавать на физических картах и планах разные формы рельефа. Выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты. Выявлять расположение крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. | Познавательные Распознавать на физических картах разные формы рельефа, определять количественные и качественные характеристики Регулятивные Уметь распознавать на физических картах горы и равнины с разной абсолютной высотой. Выполнять практические задания по карте и плану. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит коммуникативные Оценить действие партнеров | П. 24 Стр.80 - 83 | ||||||
30 | Рельеф Земли. Горы. | Различие гор по высоте, возрасту и размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. | Распознавать на физических картах и планах разные формы рельефа. Выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа. Анализировать иллюстрации и выявлять процессы действующие на разрушения гор. | П. 25 Стр. 84 - 87 | |||||||
31 - 33 | Выполнение проекта « Скульптурный портрет планеты» | Разработка проекта « Скульптурный портрет планеты» Правила работы с контурной картой | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах на континентах Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию( в Интернете и других источниках) | коммуникативные Самостоятельный анализ .умение слушать другого | П. 26 Стр. 88 - 89 | ||||||
34 | Человек и литосфера. | Значение литосферы для человека Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу. | Репродуктивные Готовить информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору коммуникативные Формировать компетентности в общении. | П. 27 Стр. 90 - 92 |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
- хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении географического материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
- Понимание основных географических взаимосвязей;
- Знание карты и умение ей пользоваться;
- При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
- Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
- Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
- Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
- Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 2. Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка проверочных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов; § допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета; § или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не приступал к выполнению работы;
- Правильно выполнил не более 10 % всех заданий. Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд
недостатков. но правильно указаны основные географические объекты
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
- Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
- При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
- Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
- Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
- Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
- Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов). Правила работы с контурной картой.
1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.
- Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.
- Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой.
- Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.
- Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.
- На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.
- Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно).
5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.
6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.
7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.
8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом.
Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.
9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.
Примечание.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...