Практические работы по географии
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Донова Надежда Васильевна

География предмет практической направленности. Практические работы в 8 классе выполняются с атлосом и доплнительными статистическими материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Практические работы110.5 КБ

Предварительный просмотр:

8  КЛАСС – Практические работы по географии

 №1 Ознакомление с тематическими картами (атласами, картами республик, планами города и района, туристскими схемами, атласами дорог) и решение простейших задач (определение расстояний, направлений, абсолютных и относительных высот)

Цель работы: формирование умений отбирать нужные источники картографических знаний и использовать их для практических целей.

Данная практическая работа достаточно объемна по своему содержанию. При подготовке к ее проведению важно учесть все те умения учащихся, которые они приобрели, работая с различными тематическими картами атласа в 7 классе. Работа предусматривает разные варианты.

Учащиеся самостоятельно проводят анализ учебного атласа для 8 класса и называют те тематические карты, с которыми они встретились впервые (политико-административную, геологическую, карту растительности и др.). После этого учащиеся проводят анализ одной из тематических карт атласа в такой последовательности: название карты, масштаб, условные знаки, значение карты. Например, описание карты растительности может выглядеть таким образом:

Карта растительности имеет масштаб 1 : 25 ООО ООО (1 см — 250 км) и относится к мелкомасштабным картам. Условные знаки на картах дают возможность определить характер растительности на равнинных и горных территориях, расположение солонцов и солончаков, болот, песков, ледников, зимней границы плавучих льдов. Характеризуя растительность равнинных территорий, можно определить и характер растительности в различных природных зонах России.

Подобный краткий анализ можно провести и по имеющимся в  кабинете географии картам своей республики (края, области), по различным схемам и планам, отражающим особенности какой-либо территории. Большой интерес обычно вызывает у учащихся анализ крупномасштабных карт и планов своей области, рода, туристских схем, Атласа автомобильных дорог и т.д.

По физической карте учащиеся самостоятельно определяют состояние между географическими объектами, их расположение отношению друг к другу, абсолютную и относительную высоту  различных территорий нашей страны. Учащиеся выполняют следующие задания:

  1. В каком направлении от Москвы находятся города Краснодар, Нижний Новгород. Показать их расположение на контурной  карте, указать направление движения к этим городам от Москвы и примерное расстояние.
  1. Определить протяженность России с запада на восток по верному полярному кругу, если длина одного градуса равна 44 ,5 км.

3.        Определить абсолютную высоту самой высокой точки Среднерусской возвышенности и её превышение над Прикаспийской низменностью.

Более сильным ученикам можно предложить провести эту практическую работу самостоятельно. Учащимся предлагаются следующие задания:

  1. Назвать те карты, которые вам могут понадобиться в процессе подготовки комплексной характеристики нашей страны.
  2. Установить, какие из названных вами тематических карт отсутствуют в атласе для 8 класса, какие из них были в атласе 7 класса.

  3. Используя карту своей области (района) или план города, определить наиболее краткий путь между объектами, указанными учителем. Какое расстояние вам необходимо будет проехать (пройти), чтобы добраться из одного пункта в другой?

4.        Определить абсолютную высоту той территории, на которой расположен ваш населенный пункт, рассчитать превышение высоты по отношению к побережью ближайшего моря, долине ближайшей реки.

5. Пользуясь Атласом автомобильных дорог, определить оптимальный путь движения по направлению к ближайшему морю (крупному озеру).

№2 Определение по физической карте географических координат крайних точек России, нанесение их на контурную карту

Цель работы: формирование знаний об особенностях географического положения России.

При выполнении данной практической работы учащиеся не испытывают особых затруднений. У многих из них умение определять географические координаты уже отработано на уровне навыка.

Ниже приводятся варианты выполнения этой работы.

Работа проводится на контурной карте, при этом используется контурная и политико-административная карта из атласа. Последовательность выполнения работы может быть такой:

  1. По физической карте атласа учащиеся определяют крайние точки России, географические координаты и подписывают их на контурной карте.
  2. Учащиеся определяют широту крайней северной и крайней южной точек, долготу крайней западной и крайней восточной точек. Данные определений записывают на контурной карте.
  3. Наносят границу России, подписывают государства, с которыми граничит наша страна.

В дополнение к тем заданиям, которые учащиеся выполняли по первому варианту, им можно предложить следующее:

  1. Определить наибольшую протяженность материковой части России с севера на юг и с запада на восток, используя градусную сеть и масштаб карты или глобуса.
  2. Определить протяженность России по меридиану 600 в.д.

№3 Решение задач на определение поясного времени

Цель работы: формирование умений определять поясное время

При подготовке к этой практической работе учащимся необходимо выполнить следующие тренировочные задания:

  1. Определить, на сколько градусов Земля поворачивается вокруг своей оси за 1 ч, за 4 мин.
  2. Определить, на сколько часовых поясов разделена поверхность всей Земли.
  3. Определить, сколько часовых поясов приходится на территорию нашей страны.

 4. Определить, в каком часовом поясе находится ваш населенный пункт.

Учитель проверяет знание учащимися карты часовых поясов, системы ее условных знаков, определения понятий «местное время», «поясное время», «летнее время», «линия перемены дат».

Рассмотрим два варианта выполнения этой практической работы.

I. Учащиеся работают по физической карте атласа и выполняют следующие задания:

1.        Рассчитать поясное время в городе Якутске при условии, что в Ярославле поясное время 10 ч.
            Последовательность выполнения этого задания может быть такой:

а)        определить долготу каждого из выбранных городов (Ярославль — 40° в.д., Якутск — 130° в.д.);

б)        вычислить разницу долготы и рассчитать количество часовых поясов, разъединяющих эти города (130° - 40° = 90°, 90°: 15° = 6 поясов);

в)        определить время в городе Якутске (10 + 6 = 16 ч).
Ответ. В Якутске 16 ч.

2.        На о. Вайгач 13 ч, определить поясное время на о. Врангеля,  в Санкт-Петербурге.

 3.Определить время во Владивостоке, если в Москве 12 ч.

 

II Практическая работа проводится по карте часовых поясов, имеющейся в  учебнике.      Последовательность выполнения работы:

   

  1. Определить часовые пояса, в которые входят территории, выбранные для определения поясного времени.

  1. Определить разницу во времени между некоторыми горо дами, обозначенными на карте часовых поясов (например, между городами Томском и Верхоянском, Магаданом и Иркутском).
  2. Решить задачи на определение поясного времени какой-либо территории, отдельного города (по отношению ко времени в своем населенном пункте, в другом городе).

Например, по карте часовых поясов определить, который час в городе Магадане, если в Екатеринбурге 5 ч утра. Достаточно прибавить количество часов, соответствующее количеству часовых поясов, разделяющих эти города (5 + 6 = 11 ч).

Для проверки правильности решения задачи по карте часовых поясов необходимо:

а)        определить разницу долготы (150° - 60° = 90°);

б)        определить количество часовых поясов, разделяющих эти
города (90°: 15° = 6 поясов);

в)        рассчитать время в Магадане (5 + 6=11 ч).

Часть I. ПРИРОДА РОССИИ

№4 Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий.

Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

С особенностями размещения основных, наиболее крупных форм рельефа учащиеся знакомились при выполнении практической работы в 7 классе, предусмотренной программой по курсу «География, 7». Данная практическая работа дает возможность расширить знания учащихся, сформировав у них понимание зависимости между тектоническим строением территории, рельефом этой территории, типом полезных ископаемых, преобладающих на ней.

Работа проводится с тектонической и физической картами атласа.

Учащиеся сравнивают содержание тектонической и физической карт. Устанавливают наличие взаимосвязи между тектоничским строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны и сопредельных государств. Фактический материал, доказывающий наличие такой связи, обобщается в форме таблицы:

Крупная тектоническая структура

Соответствующая ей форма рельефа

Наиболее распространенные полезные ископаемые

Восточно-Европейская платформа

Восточно-Европейская равнина

К   Каменный уголь, нефть, газ, соль, сланцы, железные руды

Сибирская платформа

Среднесибирское плоскогорье

К   Каменный уголь, нефть, газ, соль, сланцы, железные РУДЫ

Области кайнозойской складчатости

Карпаты, Крым, Кавказ

Полиметаллические и медные руды, марганец, железная руда, алюминиевые руды и др.

Области герцинской складчатости

Урал, Тянь-Шань

Полиметаллические и медные руды, золото, каменный уголь

Выводы об установленной зависимости:

Вывод учащиеся формулируют самостоятельно и записываются в тетради.

После формулировки основного вывода учителю необходимо отметить, что и в кристаллическом фундаменте платформ встречаются месторождения рудных полезных ископаемых. Полезные ископаемые осадочного типа характерны, как правило, я складчатых областей, краевых и межгорных прогибов.

  1. Сопоставить физическую и тектоническую карты и определить, какие крупные формы рельефа соответствуют платформам и их частям — плитам и щитам.
  2. Определить по тектонической карте, какие полезные ископаемые характерны для щитов и плит древних и молодых платформ.

3. Изучая и анализируя карты атласа, составить таблицу:

Географическая

территория

Тектоническая структура

Форма рельефа

Полезные ископаемые

Западно - Сибирская равнина

Плита молодой платформы, осадочный чехол

Равнина

Осадочные нефть, газ

  После заполнения таблицы учитель предлагает учащимся объяснить, с чем связан именно такой состав полезных ископаемых на выбранной территории.

№5 Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны и определение состояния погоды по синоптической карте

Цель работы: формирование умений работать с различны ми типами климатических карт и синоптической картой.

Проведению практической работы предшествует предвари тельное овладение учащимися навыком работы с климатическими картами. Они должны уметь определять суммарную радиацию, среднюю, максимальную и минимальную температуру, годовое количество осадков и испаряемость. Учащиеся должны хорошо понимать сущность таких понятий, как «суммарная радиация», «испарение», «испаряемость», «коэффициент увлажнения» . Для выполнения работы необходимо уметь соотносить между собой температуру воздуха, давление и силу ветра.

      1. Определить суммарную радиацию и коэффициент увлажнения в районе городов Архангельска и Оренбурга, сравнить полученные результаты и сделать вывод о причинах различия. Работу можно оформить, как показано в таблице:

Район (город)

Суммарная радиация, ккал/см2

Годовое количество осадков, мм

Испаряемость, мм

Коэффициент увлажнения

К=_   О (осадки)

  И(испаряемость)

Архангельск

70

600

400

600= 1,5

400

Оренбург

110

200

800

200  =0,25

800

Выводы о причинах отличия:

2. Учащимся предлагается выполнить соответствующую практическую работу в рабочей тетради, 8 кл.(можно использовать города своей местности)

План анализа синоптической карты:

  1. Географическое положение территории.
  2. Давление в центре и на периферии.
  3. Температура воздуха.
  4. Направление и сила ветра.
  5. Состояние погоды на данный момент времени.

Работа проводится по климатической и синоптической картам.

1. Определить по климатической карте суммарную радиацию, коэффициент увлажнения для отдельных пунктов Российской Федерации.

Учащиеся анализируют карты атласа и результаты заносят  в таблицу:

Пункты

(территория)

Суммарная радиация,

ккал/см2

Годовое количество осадков, мм

Испаряемость, мм

Коэффициент увлажнения

Увлажнение

Москва

Архангельск

Оренбург

90

70

110

600

600

200

600

400

800

1

1,5

0,25

Достаточное

Избыточное

Недостаточные

     Пункты подобрать так, чтобы они были расположены на разных широтах. Выводы записать в тетрадь. Сопоставление первой и второй граф приводит к выводу, что распределение солнечной радиации зависит от географической широты места. Анализ третьей графы показывает, что к югу, особенно к юго-востоку, годовое количество осадков уменьшается вследствие усиления континентальности климата. С увеличением солнечной радиации увеличивается испаряемость. Отсюда ясно, почему на юге начинаются районы с недостаточным увлажнением.

    2. Определить состояние погоды по синоптической карте. Учащиеся сравнивают состояние погоды на Урале и в Центральной части Восточно-Европейской равнины по предложенному плану:

  1. Температура воздуха.
  2. Направление и сила ветра.
  3. Облачность. Осадки: если есть осадки, то какие.
  1. Какой атмосферный фронт оказывает воздействие на состояние погоды.

         5. Какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время.

№6 Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования

Цель работы: формирование умений составлять развернутую характеристику реки, используя различные источники информации.

Название реки

Бассейн

Падение реки

Питание реки

Режим

Биологические

ресурсы

Годовой  сток

Хозяйственное использование

Ледостав

Половодье

Межень

Паводки

   

     На основании анализа карт атласа и учебника учащимся предлагается вычислить падение реки, определить ее питание, режим и годовой сток. Заполнить таблицу, выбрав несколько крупных рек России.

     На основании данных таблицы учащиеся делают вывод, что падение реки определяется рельефом территории, по которой она протекает; питание и режим реки обусловлены климатом; хозяйственное использование зависит от уровня развития производительных сил в бассейне реки.

    Для проведения работы учащиеся должны овладеть понятиями «режим реки», «годовой сток», «уклон реки», «падение реки», знать различные виды питания реки и зависимость между климатическими особенностями территории, питанием и режимом реки. Практическая работа проводится по группам. Каждая группа получает задание: дать характеристику какой-либо крупной реки Российской Федерации. Учитель пишет на доске типовой план характеристики реки, а учащиеся переносят его в тетрадь.

План характеристики реки

1. Название реки.

2.Исток, направление течения, устье.

 3. К бассейну какого океана принадлежит.

4. Источники питания.

5. Тип водного режима.

6.Падение и уклон реки

7.Характеристика течения.

8. Хозяйственное использование реки и ее охрана

Для примера дадим характеристику одной из рек:

               

              1.Река Волга.

              2.Протекает по Восточно-Европейской равнине. Исток — ключ на Валдайской возвышенности, устье — Каспийское море.

               3.Впадает в Каспийское море.

               4.Основное питание — дождевое, снеговое.

     5.Течение спокойное, плавное. Паводок — весна, межень —осень

  6.Падение реки: Н истока — Н устья.  Уклон реки = падение реки/длина = см/км.

    7. Годовой сток Волги составляет 254 км3.

           8.Волга является крупным источником пресной воды, расходуемой на бытовые нужды и орошение. Широко используются гидроэнергетические ресурсы, рыбные запасы. Транспортная магистраль. С целью охраны реки приняты меры, регулирующие экологический баланс в бассейне.

№7 Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон

Цель работы: формирование умений на конкретных примеpax показывать взаимосвязи, существующие между природными компонентами в природной зоне.

Данная практическая работа может быть проведена в форме анализа профиля, показывающего изменение почвенно- растительного покрова при движении с севера на юг.

Профиль может быть выполнен на отдельном листе, который вывешивается на доске; учащиеся могут изобразить профиль и в своих тетрадях. Затем учащиеся отвечают на вопросы, подтвердив свои ответы фактическими данными, полученными при анализе профиля:

  1. Как изменяются основные виды почв при движении с севера на юг по Восточно-Европейской равнине?

 2.Как изменяется плодородность почв и от чего она зависит?

 3.Как и почему изменяется характер растительности?
После ответа на вопросы учащиеся сами формулируют вывод о зависимости, существующей между почвой и типом растительного покрова.

     Для доказательства взаимосвязи между характером расти тельного покрова и животным миром учащиеся сравнивают видовой состав животных, населяющих тайгу и смешанные леса, с видовым составом животных пустынь и полупустынь. Это сравнение дает возможность учащимся правильно обосновать взаимосвязь растительного и животного мира.

    Практическая работа может быть проведена на основе анализа различных карт атласа. Учитель предлагает несколько районов, входящих в различные природные зоны. Используя карты (почв, растительности и животного мира), учащиеся заполняют таблицу и делают вывод о взаимосвязи этих природных компонентов:

Территория

Природная зона

Почва

Растительность

Животный мир

Полуостров

Ямал

Тундра

Тундрово-глеевая

Мхи, лишайники, кустарники, ягодники

Олень, песец,

лемминг,

куропатка

Сибирские

Увалы

Тайга

Подзолистые и дерново-подзолистые

Ель, лиственница, кедр

Медведь, лось, соболь, белка

Кулундинская степь

Степь

Черноземы

Травянистая (ковыль, типчак, полынь)

Суслик, хомяк, сайгаки

Каракумы

Пустыня

Пески

Полынь, верблюжья колючка

Змеи, ящерицы, суслики

        Учитель предлагает рассмотреть одну из природных зон (по выбору)

   Анализируя карты атласа, учащиеся заполняют предложенную учителем таблицу и делают вывод о зависимости между компонентами природы в зоне тундры (табл. 1.9).

 В заключение учащиеся на конкретных примерах делают вывод о зависимости почв, растительности и животного мира тундры.

№8 Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов

Цель работы: формирование умений оценивать условия жизни и деятельности человека в любом из природных районов.

Возможные формы выполнения работы: заполнение таблицы, составление письменной характеристики в форме репортажа, дневника исследователя-путешественника.

Оценка природных условий в районе города Норильска для работы и быта человека

Особенности климата: субарктический. Суровая продолжительная зима, прохладное лето; средняя температура лета +8,+9 0С, зимы -40 0С, сильный ветер, избыточное увлажнение, полярная ночь.

  Особенности воды: в твердом состоянии большую часть года; многолетняя мерзлота.

  Особенности почв: мерзлотно-таежные и тундрово-глеевые.

  Особенности рельефа: горный.

Таблица 1.9

Природная зона – тундра

Географи

ческое

положение

Климат

Почва

Раститель

ность

Животный мир

Внешний облик

Деятельность населения

Вдоль побережья Северного Ледовитого океана

Субарктический: суровая зима, долгая и холодная, со средней температурой

-320С, короткое лето со средней температурой

+40С на севере,

+100С на юге. Осадков мало, 200-300 мм в год, но увлажнение избыточное, коэффициент увлажнения более1,5. Многолетняя мерзлота и заболоченность

Тундрово-глеевые, маломощные

Карликовые деревья, кустарнички, мхи

Олени, песцы, лисицы и т.д.

Безопасная зона, большое количество озер и болот

Пастбища оленей, рыболовство

Особенности природных зон: тундра, лесотундра с низкими среднегодовыми температурами и высоким увлажнением.

 Река Пясина, озеро Лама; достаточное количество воды.

 Выводы: условия суровые для жизни человека, экстремальные зимой. Сельское хозяйство в открытом грунте практически невозможно. Минеральные богатства освоены, создана специальная техника для этих мест, дома — на сваях из-за многолетней мерзлоты, созданы искусственные сады, теплицы и др.

  Работа выполняется при изучении Восточной Сибири (или других районов с экстремальными климатическими условиями).

При этом используются имеющиеся у учащихся навыки работы агроклиматической и почвенной картами. Для проведения работы целесообразно использовать карту плотности населения России.

1.        Сравнить по плотности населения Центр Европейской части и Якутию, сделать выводы о причинах различия в плотности населения и хозяйственной деятельности.

2.        Привести примеры, характеризующие различия в бытовых условиях жизни населения.

    Учитель знакомит учащихся с основными причинами, влияющими на размещение населения. Важно показать основную роль социально-экономических причин и подчиненную роль природных факторов. Для этого можно привести пример условий роста населения в районах нового освоения. Улучшение социальных условий жизни населения, высокая оплата труда могут способствовать притоку населения и его закреплению в районах Сибири, несмотря на экстремальность природных условий для жизни и хозяйственной деятельности человека. Затем учащиеся заполняют таблицу:

Территория

Плотность населения

Средняя

температура

Тип

почвы

Обеспеченность ресурсами и условия жизни населения

Центр Европейской части России

Республика Якутия (Саха)

>50чел/км2  

2чел/км2

Январь –I0 0C, июль +15°С

Январь -36 °С, июль +20 °С

Дерново-подзолистые Серые лесные

Мерзлот-но-

таежные

Благоприятные условия для развития хозяйства. Комфортные условия жизни населения

Наличие энергетических и рудных полезных ископаемых. Дискомфортные условия жизни и работы населения. Распространение вечной мерзлоты

Сравнение дает возможность установить, что характер работы и быта населения определяется особенностями природных условий ( в основном климатическими) в сочетании с социально-экономическими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы по географии.

Готовые  практические работы по географии. Тема, цель и сама работа в готовом виде. Классы: 7,8,9 кл....

Практические работы по географии 7 класс

Всего - 23: устных -     17письменных: - 6 Практические работы по географии7 класс....

Практические работы по географии для 9 классов.

Предлагаю практические работы №1 и №2. В работе используются  таблицы, диаграммы....

Практическая работа по географии Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали»

Практическая работа по географии. Тема: «География мирового транспорта: железнодорожные магистрали». С применением контурной карты транспорта мира или политическая карта мира...

Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии

Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции углубленного географического образования учащихся как одно из составляющих модели учебно-воспитательног...

Практическая работа по географии по теме "География отраслей ТЭК мира"

Задание практической работы составлено на 3 варианта и дают возможность изучить особенности трех ведущих отраслей ТЭКа: нефтяной, газовой и угольной. Задание составлено на основе карт атласа и учебник...

Практические работы по географии для 8 класса (Классическая линия учебников по географии)

Содержание практических работ по курсу "География России. Пирода. 8 класс" составлено с учетом методических рекомендаций "География России. 8-9 классы. Методическое пособие авторы И..И....