Доклад "Планирование современного урока математики в условиях реализации ФГОС ООО"
статья на тему

Караулова Марина Сергеевна

Доклад "Планирование современного урока математики в условиях реализации ФГОС ООО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД: «Планирование современного урока в свете реализации ФГОС ООО»

Выполнил: учитель математики Караулова М.С.

Елец 2016

«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Дж. Дьюи

Переход на ФГОС предъявляет повышенные требования к математической и методической подготовке учителя математики. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике зависит в большей степени от методики ее преподавания, от выбранного стиля общения с учениками и от того, насколько умело будет построена учебная работа

“Современный урок – это понятный для детей урок.

“Современный урок – это разнообразный урок”.

“Современный урок - это урок, на котором решаются задачи, которые готовят детей к жизни”

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

      Теперь  же, в соответствии с новыми стандартами,  нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Пример 1: Так в 5 классе при изучении темы «Прикидка результата действий», учащимся дается решить следующую задачу:  «Цена тетради 8р. Маше надо купить для всего класса 28 тетрадей. Она заглянула в кошелек и убедилась. Что денег хватит на покупку. Как по вашему мнению считала Маша»?  В результате чего дети давали разные ответы:

1 способ. Маша выполнила следующее действие : 8●28=224 рублей. (Маша хорошо учится в школе, но если Маша учится в школе не очень хорошо, какими еще способами она могла посчитать?)  

2 способ. Число 8 округлим до десятков.

  8≈10, а затем 10●28=280 рублей. Возможно, у неё было около 300 рублей.

3 способ. До десятков округляем число 28≈30. Далее, 8●30=240 рублей.

Делаем вывод, что в кошельке было не менее 240 рублей.

Этой задачей показывается детям связь математики с реальной жизнью. Аналогичная задача  Хватит ли нам 500 рублей для покупки 13 кг капусты по цене 32 рубля 87 копеек?

Пример2: При  изучении темы «Деление с остатком» детям предлагается решить такую задачу: «Вы идете в гости в первый раз к другу. Вы знаете, что он живет в квартире № 51 пятиэтажного дома, по 4 квартиры на этаже. Определите в какой подъезд и на какой этаж вам стоит подняться?»

В ходе решения этой задачи дети приходят к выводу, что для ответа на поставленный вопрос необходимо узнать сколько же квартир в одном подъезде, для этого мы 4*5=20, а затем разделить 51:20 = 2 остаток 11. Значит Друг живет в 3 подъезде, а чтобы узнать этаж, мы должны оставшиеся квартиры разделить на число квартир на этаже. т.е. 11:4=2 ост3. Значит он живет в 3 подъезде на 3 этаже

Системно - деятельностный подход в обучении — необходимое условие овладения знанием. Для организации деятельности учащегося учитель переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности.

Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от “прослушанного”, как известно, через две недели в памяти остается только 20 %. Важно сделать учащихся 5 класса участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения — детскую любознательность. При изучении темы Прямоугольника, его площади и периметра,  мною предлагаются такие задачи:

-Дан план комнаты прямоугольной комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.

- Огород имеет форму прямоугольника со сторонами 10 м и  15 м. Нам его нужно обложить проволокой. Сколько метров проволоки нам нужно купить?

Например, в 5-ом классе начиная изучать дроби, я применяю работу с разрезание «пирога» на отдельные части. Ученики готовят дома «пироги» из цветной бумаги и пластилина разрезают его на 8 равных частей и на уроке, мы учимся составлять дроби.

При изучении темы Упрощение выражений детям было дано задание найти значение выражение 5х+3х+10х, если х=15. Многие ученики стали сразу подставлять вместо х  - 15 и считать. Я же предложила им подумать как быстрее вычислить значение данного выражения. До этого мы с ними изучили законы арифметических действий в том числе и распределительный закон умножения, мы научились выносить общий множитель за скобку, но только в том случае, если это число. В результате сильные учащиеся увидели, что здесь тоже есть общий множитель, только в виде неизвестной, что его мы тоже можем вынести за скобку и в скобке тогда останется (5+3+10)х=18х. И уже в это упрощенное выражение мы можем подставить х=15 и подситать.

Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем. Например, можно использовать карточки на этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в паре под условным названием «Ученик - учитель». Каждый играет то роль учителя, то роль ученика в определенный момент времени. На работу отводится до 10 минут урока. Так же учащимся предлагалось придумать пример на действия с многозначными числами и дать его решить соседу по парте, а затем проверить правильность решения. Часто мною используются задания – найди ошибку.

В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Ведь каждому надо дать такую возможность высказать своё мнение и быть услышанным.

При изучении темы законы арифметических действия, дети сами опытным путем записывают эти законы. Я стараюсь, что бы на каждом уроке дети сами формулировали тему урока. Так при изучении темы уравнения, даю задания, распределить по столбикам буквенные, числовые выражения и уравнения. А затем спрашиваю, что в 5 классе мы уже изучили, а что осталось изучать? Так какая тема сегодняшнего урока?  

Нельзя забывать, что основным из методов обучения в 5 классе является игра. Так на уроках у нас проводилась математическая эстафета по рядам, с взаимопроверкой – выигрывал тот ряд, у которого меньше всего ошибок в сумме.

Проблемы, которые предстоит решить в процессе введения ФГОС:

 В части материально-технического обеспечения:

  1. недостаточное финансирования не позволяет приобрести необходимые электронные учебные пособия для эффективной организации УВП в классах в соответствии с требованиями нового ФГОС.

         В части оценочной деятельности и диагностики:

  1. отдать приоритеты парным и групповым формам работы, что обеспечит навыки работы в команде, развитие коммуникативной компетенции ребенка, снижение уровня тревожности, развивает рефлексивные способности;
  2. внедрить технологии, которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС
  3. сменить позицию учителя с ведущего на сопровождающего

Ну и хотелось бы закончить свое выступление притчей: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках". 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Современные подходы на уроках математики в условиях реализации ФГОС"

Доклад "Современные подходы на уроках математики в условиях реализации ФГОС"...

Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС

    Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестанд...

«Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС» -доклад

В данной статье отражены все основные понятия построения урока математики в рамках ФГОС...

«Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС»

laquo;Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС»...

Статья "Современный урок математики в условиях реализации ФГОС".

Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни (Л. Карно)....

«Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС»

Для учителя и для школы актуальными являются вопросы: Как обучать?, С помощью чего обучать?, Как проверить достижение новых образовательных результатов?...