Интеграция урочной и внеурочной деятельности по географии и экологии через социальное партнёрство с учреждениями дополнительного образования
статья по географии по теме
Статья рассказывает об интеграции учебной и внеучебной деятельности по географии и экологии в СОШ №89 Санкт-Петербурга через социальное партнерство организаций дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция урочной и внеурочной деятельности по географии и экологии
через социальное партнёрство с учреждениями дополнительного образования
Кулакова Наталья Викторовна,
учитель географии и экономики ГБОУ СОШ №89
Калининского района Санкт-Петербурга
В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную.
Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время.
Школа должна создать условия по организации целостного пространства духовно-нравственного воспитания и развития школьника, физически и психически здоровой личности, обладающей внутренней и внешней культурой, способной к активной творческой и полезной деятельности, к самоорганизации развития своих возможностей и самоопределению в жизни. Образовательный план ФГОС второго поколения открыл новые возможности развития познания, сознания и способностей ребенка. На занятиях внеурочной деятельностью должна осуществляться преемственность содержания урока и внеурочного занятия.
Какие же модели внеурочной деятельности существуют? Опираясь на базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:
а) модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
б) модель «школы полного дня»;
в) оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних
ресурсов образовательного учреждения);
г) инновационно-образовательная модель.
Следующие условия организации внеурочной деятельности должны учитываться в ОУ:
- Научно-методическое обеспечение
- Материально-техническое обеспечение (оснащенность учебных кабинетов, спортзала, досугового центра и т.д.)
- Информационное обеспечение (наличие современного мультимедийного оборудования и выхода в сеть Интернет)
- 4.Внешние связи и партнерство (сотрудничество с УДО, учреждениями культуры и спорта, родителями) В настоящий период, когда появляются новые формы, методы и модели обучения в школе, важно не допустить рассогласования преемственности с дополнительным образованием.
Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно- полезные практики и др.
В ГБОУ СОШ №89 внедрение ФГОС второго поколения началось в сентябре 2011года в 1-ых классах, с сентября 2013 года в рамках эксперимента началось в 5-ых классах. В 2016 году внеурочная деятельность осуществляется в параллели 5,6 и 7 классов. В школе реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности ( с преобладанием модели дополнительного образования, т.к. в школе работает отделение дополнительного образования- руководитель Лодина Елена Борисовна).Также недалеко от школы находятся Центр Внешкольной работы Калининского района (ЦВР), ДЮСШ, "Nova Arena"(частный физкультурно-оздоровительный комплекс) ,детская и взрослая библиотеки им. В.Маяковского и А.Белинского, Центр Эстетического Воспитания (ЦЭВ), ЦМПСС Калининского района; и на некотором удалении - ДДТ Калининского района, что всё вместе составляет социокультурный комплекс района Гражданки.
Социальные партнёры школы № 89 Калининского района
Работа, которая ведется в нашей школе уже на протяжении многих лет , позволяет закрепить партнерские отношения между школой и учреждениями дополнительного образования. Организации, входящие в социокультурный комплекс, сохранили свою самостоятельность, взаимоотношения со школой строятся на основе заключенных соглашений.
Остановлюсь на анализе организации внеурочной деятельности по географии, экологии через социальное партнёрство с Домом Детского Творчества Калининского района (ГБОУ ДОД ДДТ)- руководитель Марусенко Т.Н. Правильно организованная внеурочная среда даёт широкие личностно- ориентированные воспитательные возможности. Именно такие возможности предоставляет нам ДДТ Калининского района, с которым наша школа сотрудничает уже на протяжении многих лет: это и РОЦ БД ( руководитель Круглов С.А.),Эколого-биологический Отдел ( заведующая Кузнецова И.В ),Отдел краеведения( Чупряева А.С.),Туристско-спортивный отдел и др
Поделюсь опытом сотрудничества с Эколого-биологическом Отделом ГБОУ ДОД ДДТ Калининского района, которое продолжается уже на протяжении 15 лет. Разнообразные мероприятия отдела позволяют проявить учащимся свои знания по географии, биологии, экологии, краеведения. Мероприятия проводятся в разнообразных формах – в виде конференций, защите проектов, игровых проектов, олимпиад, экологических конкурсов.
Примером интеграции учебной и внеучебной деятельности при обучении географии является проектная деятельность( для учащихся 9-11 классов). Интеграция способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной программе как системе взаимосвязанных предметов, одновременно помогая классифицировать спонтанно полученную информацию по различным областям знаний. Исследовательский проект - составная часть современных педагогических технологий. Проектный метод становится средством активизации познавательной деятельности, формирования определенных личностных качеств (компетенций) и ориентируется на применение накопленных знаний и приобретение. Свои работы наши учащиеся ежегодно представляют на районном этапе конкурса исследовательских проектов «Современный взгляд на вопросы экологии» в рамках городских олимпиад естественнонаучного направления.
Второе направление сотрудничества это участие в игровых программах отдела: «Наша чистая планета» (для 5-ых классов), экологический квест-турнир "В лабиринтах природы"( изучение природных объектов Петербурга и Ленинградской области) . Хорошую подготовку к этим конкурсам получают те учащиеся, которые посещают занятия внеурочной деятельности «Занимательное естествознание»(5класс).Именно здесь можно проследить интеграцию урочной и внеурочной деятельности. Занятия позволяют привить любовь к природе и желание общаться с ней, научить наблюдать и исследовать законы природы, расширить теоретические знания учащихся. Программа «Занимательное естествознание» расширяет, углубляет, систематизирует знания, полученные учениками в школе на уроках географии и биологии (по новым ФГОС это всего 1 час в неделю), устраняет пробелы в знаниях, используя более гибкую систему проведения занятий, большое количество игрового материала, существенно меняя соотношение между теорией и практикой, включая детей в экспериментальную и исследовательскую деятельность. На занятиях «Занимательным естествознанием» учащиеся изучают темы, являющиеся продолжением тем, изученных на уроках: Какой остров самый большой в мире? Жили-были динозавры... и не только они. Тайны камней ..Загадки растений .Эти удивительные животные...Планета насекомых..Загадки под водой и под землей... Программа курса «Занимательное естествознание» предлагает интересный биологический и географический материал, позволяющий проникнуть в тайны природы и рассмотреть знакомые явления природы с разных точек зрения. Основу содержания курса составляет система понятий, которая несет научно-целостную нагрузку, и через которую раскрываются законы развития природы. Курс дает новые знания о живой и неживой природе, о взаимосвязях, существующих между отдельными природными компонентами, знакомит с представлениями о единстве природы, ее ценности и уникальности. Также учащиеся 5-6 классов активно участвуют в экологических акциях ДДТ Калининского района, таких как - "Помоги перезимовать", "Пробуждение", районном этапе городского конкурса "Чистый город ,чистая улица, чистый двор" .Посещая ДДТ, беседуя с учащимися, я отмечаю, что каждая минута, проведённая в ДДТ, даёт ребёнку положительный опыт общения, расширяет его знания по предмету , позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем его мире.
Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности педагогов и школьников позволяет успешно интегрировать различные виды и формы нормативных и самодеятельных занятий, изобретаемых участниками педагогического процесса (как в содружестве, так и индивидуально)." Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом -осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования"
[Кристинина Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы) [Текст] / Е. И. Кристинина // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 100-104.]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".
В распоряжении современного педагога имеется широкий арсенал педагогических подходов, технологий, методов, средств, форм, а с введением ФГОС НОО ещё и организационных и материальных возможностей...
ОПЫТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ
Опыт экологического образования в школе № 262...
Физическое воспитание обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
Интеграция в образовании - создание единого педагогического пространства, в котором происходит нравственное развитие, образование и оздоровление школьников через различные формы деятельности. ...
Проблемы интеграции урочной и внеурочной деятельности в современном образовательном учреждении
Методы работы с обучающимися в рамках внеурочной деятельности...
Проблемы интеграции урочной и внеурочной деятельности в современном образовательном учреждении
Методы работы с обучающимися в рамках внеурочной деятельности...
Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"
В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....
Формирование целостной картины мира на уроках географии через интеграцию урочной и внеурочной деятельности
Какой выпускник добивается успехов, социализирован и готов к самостоятельной жизни? Как правило, это выпускник, который за годы учёбы в школе научился учиться и имеет стрем...