Интеграция урочной и внеурочной деятельности по географии и экологии через социальное партнёрство с учреждениями дополнительного образования
статья по географии по теме

Статья рассказывает об интеграции учебной и внеучебной деятельности по географии и экологии в СОШ №89 Санкт-Петербурга через социальное партнерство организаций дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция урочной и внеурочной деятельности по географии и экологии

через социальное партнёрство с учреждениями дополнительного образования

Кулакова Наталья Викторовна,

учитель географии и экономики ГБОУ СОШ №89

Калининского района Санкт-Петербурга

В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную.

Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время.

 Школа должна создать условия по организации целостного пространства  духовно-нравственного воспитания и развития  школьника, физически и психически здоровой личности, обладающей внутренней и внешней культурой, способной к активной творческой и полезной деятельности, к самоорганизации развития своих возможностей и самоопределению в жизни. Образовательный план ФГОС второго поколения  открыл новые возможности развития познания, сознания и  способностей ребенка. На занятиях внеурочной деятельностью должна осуществляться преемственность содержания урока и внеурочного занятия.

Какие же модели внеурочной деятельности существуют? Опираясь на базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

а) модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

б) модель «школы полного дня»;

в) оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних

ресурсов образовательного учреждения);

г) инновационно-образовательная модель.

Следующие условия организации внеурочной деятельности должны учитываться в ОУ:

  • Научно-методическое обеспечение 
  • Материально-техническое обеспечение (оснащенность учебных кабинетов, спортзала, досугового центра и т.д.)
  • Информационное обеспечение (наличие современного мультимедийного оборудования и выхода в сеть Интернет)
  • 4.Внешние связи и партнерство (сотрудничество с УДО, учреждениями культуры и спорта, родителями) В настоящий период, когда появляются новые формы, методы  и модели обучения в школе, важно не допустить рассогласования  преемственности с дополнительным образованием.

Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно- полезные практики и др.

В ГБОУ СОШ №89 внедрение ФГОС второго поколения началось в сентябре 2011года в 1-ых классах, с сентября 2013 года в рамках эксперимента началось в 5-ых классах. В 2016 году внеурочная деятельность осуществляется в параллели  5,6 и 7 классов. В школе реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности ( с преобладанием модели дополнительного образования, т.к. в школе работает отделение дополнительного образования- руководитель Лодина Елена Борисовна).Также недалеко от  школы находятся Центр Внешкольной работы Калининского района (ЦВР), ДЮСШ, "Nova Arena"(частный физкультурно-оздоровительный комплекс) ,детская  и взрослая библиотеки им. В.Маяковского и А.Белинского, Центр Эстетического Воспитания (ЦЭВ), ЦМПСС Калининского района; и на некотором удалении - ДДТ Калининского района, что всё вместе составляет социокультурный комплекс района Гражданки.  

Социальные партнёры школы № 89 Калининского района

     

 Работа, которая ведется в нашей школе уже на протяжении многих лет , позволяет закрепить партнерские отношения между школой и учреждениями дополнительного образования. Организации, входящие в социокультурный комплекс,  сохранили свою самостоятельность, взаимоотношения со школой строятся на основе заключенных соглашений.

     Остановлюсь на анализе организации внеурочной деятельности по географии, экологии  через социальное партнёрство с Домом Детского Творчества Калининского района (ГБОУ ДОД ДДТ)- руководитель Марусенко Т.Н. Правильно организованная внеурочная среда даёт широкие личностно- ориентированные воспитательные возможности. Именно такие возможности предоставляет нам ДДТ Калининского района, с которым наша школа сотрудничает уже на протяжении многих лет: это и  РОЦ БД ( руководитель Круглов С.А.),Эколого-биологический Отдел ( заведующая      Кузнецова И.В ),Отдел краеведения( Чупряева А.С.),Туристско-спортивный  отдел и др

      Поделюсь опытом сотрудничества с Эколого-биологическом Отделом  ГБОУ ДОД ДДТ Калининского района, которое  продолжается уже на протяжении  15 лет. Разнообразные мероприятия отдела позволяют проявить учащимся свои знания по географии, биологии, экологии, краеведения. Мероприятия проводятся  в разнообразных формах – в виде конференций, защите проектов, игровых проектов, олимпиад, экологических конкурсов.

    Примером интеграции учебной и внеучебной деятельности  при  обучении географии  является  проектная деятельность( для учащихся 9-11 классов). Интеграция способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной программе как системе взаимосвязанных предметов, одновременно помогая классифицировать спонтанно полученную информацию по различным областям знаний. Исследовательский проект - составная часть современных педагогических технологий. Проектный метод становится средством активизации познавательной деятельности, формирования определенных личностных качеств (компетенций) и ориентируется на применение накопленных знаний и приобретение. Свои работы наши учащиеся ежегодно представляют на  районном этапе конкурса исследовательских проектов  «Современный взгляд на вопросы экологии» в рамках городских олимпиад естественнонаучного направления.    

      Второе направление сотрудничества это участие в игровых программах  отдела: «Наша чистая планета» (для 5-ых классов), экологический квест-турнир "В лабиринтах природы"( изучение природных объектов Петербурга и Ленинградской области) . Хорошую подготовку к этим конкурсам получают те учащиеся, которые посещают занятия внеурочной деятельности  «Занимательное естествознание»(5класс).Именно здесь можно  проследить интеграцию урочной и внеурочной деятельности. Занятия позволяют  привить любовь к природе и желание общаться с ней, научить наблюдать и исследовать законы природы, расширить теоретические знания учащихся. Программа «Занимательное естествознание» расширяет, углубляет, систематизирует знания, полученные учениками в школе на уроках географии и биологии (по новым ФГОС это всего 1 час в неделю), устраняет пробелы в знаниях, используя более гибкую систему проведения занятий, большое количество игрового материала, существенно меняя соотношение между теорией и практикой, включая детей в экспериментальную и исследовательскую деятельность. На занятиях «Занимательным естествознанием» учащиеся изучают темы, являющиеся продолжением тем, изученных на уроках: Какой остров самый большой в мире? Жили-были динозавры... и не только они. Тайны камней ..Загадки растений .Эти удивительные животные...Планета насекомых..Загадки под водой и под землей...  Программа курса «Занимательное естествознание» предлагает интересный биологический  и географический материал, позволяющий проникнуть в тайны природы и рассмотреть знакомые явления природы с разных точек зрения. Основу содержания курса составляет система понятий, которая несет научно-целостную нагрузку, и через которую раскрываются законы развития природы. Курс дает новые знания о живой и неживой природе, о взаимосвязях, существующих между отдельными природными компонентами, знакомит с представлениями о единстве природы, ее ценности и уникальности.  Также учащиеся 5-6 классов активно участвуют в экологических акциях ДДТ Калининского района, таких как - "Помоги перезимовать", "Пробуждение", районном этапе городского конкурса "Чистый город ,чистая улица, чистый двор" .Посещая ДДТ, беседуя с учащимися, я отмечаю, что каждая минута, проведённая в ДДТ, даёт ребёнку положительный опыт общения, расширяет его знания по предмету , позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем его мире.

        Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности педагогов и школьников позволяет успешно интегрировать различные виды и формы нормативных и самодеятельных занятий, изобретаемых участниками педагогического процесса (как в содружестве, так и индивидуально)." Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом -осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования"
[Кристинина Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы) [Текст] / Е. И. Кристинина // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.).  — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 100-104.]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

В распоряжении современного педагога  имеется широкий арсенал педагогических подходов, технологий, методов, средств, форм, а с введением ФГОС НОО ещё и организационных и материальных возможностей...

Физическое воспитание обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

Интеграция в образовании - создание единого педагогического пространства, в котором происходит нравственное развитие, образование и оздоровление школьников через различные формы деятельности. ...

Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"

В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....

Формирование целостной картины мира на уроках географии через интеграцию урочной и внеурочной деятельности

      Какой выпускник добивается успехов, социализирован и готов к самостоятельной жизни? Как правило, это выпускник, который за годы учёбы в школе научился учиться и имеет стрем...