Урок 9 класс география "Металлургия Кузбасса"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Золотарева Ирина Геннадьевна

Можно использовать при изучении Сибирской металлургической базы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_9_klass_metallurgiya_kuzbassa.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока географии в 9-м классе по теме "Отрасли обрабатывающей промышленности Кемеровской области. Металлургический комплекс"


Цели и задачи урока:

- обобщить знания обучающихся о металлургическом комплексе;
- закрепить знания о металлургическом комплексе на примере своей области;
- сформировать дальнейшее представление о связях металлургического комплекса с другими отраслями народного хозяйства;
- закрепить умения и навыки при работе с контурными картами.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: экономическая и физическая карты Кемеровской области, карта металлургической промышленности России, географические атласы и контурные карты России и Кемеровской области, таблицы.

Оформление доски: тема урока, цели и задачи урока, настенные карты: металлургическая промышленность России, экономическая и физическая Кемеровской области.

Структура урока: 

1. Организационный момент.
2. Повторение ранее изученного материала.
3. Изучение нового материала:

а) История развития металлургии в Кузбассе;
б) Краткая характеристика предприятий черной металлургии Кемеровской области;
в) Центры цветной металлургии Кузбасса;
г) Работа с контурной картой Кемеровской области.
д) Металлургия области и окружающая среда.

4. Закрепление.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание.

Эпиграф к уроку: «Пусть полученные знания о своей малой Родине станут залогом достойной и счастливой жизни нынешнего и будущего поколений кузбассовцев». (А.Г. Тулеев, Губернатор Кемеровской области.)

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учителя. Проверка отсутствующих. Знакомство ребят с целями и задачами урока, которые записаны на доске.

2. Повторение ранее изученного материала на основе фронтальных вопросов

- На какие отрасли подразделяется металлургический комплекс?

- Охарактеризовать главные металлургические базы России.

- Дать определение понятий: комбинат полного цикла, передельный завод, концентрация производства.

- Какие есть предпосылки для развития металлургического комплекса в нашей области?

3. Изучение нового материала

Учитель: Выплавка железа из руды была известна народам Сибири с древних времен. Коренные жители наших мест – шорцы, хакасы – добывали руду, плавили железо и ковали разнообразные изделия домашней утвари, охотничьи принадлежности, передавая это искусство из поколения в поколение.

Первым крупным металлургическим предприятием в нашей области был Томский чугуноплавильный и железоделательный завод, построенный в 1771 году на юге Кузбасса.

В 1795 году начал действовать Гавриловский, а в 1816 году – Гурьевский сереброплавильные заводы. В 1842 году выдающийся русский геолог и географ, историк и этнограф, давший нашему краю название «земля Кузнецкя», Петр Александрович Чихачев посетил Томский завод. Он писал: «Я любовался законченностью и точностью, с которыми были изготовлены пилы, лопаты, топоры, винты и т. п. Трудно было поверить, что все эти полированные поверхности, как меня заверили, изготовлены вручную, без помощи вспомогательных машин. Но вскоре я сам убедился, осматривая мастерские и присутствуя лично при работе». Однако просуществовали заводы недолго. В 1864 году был закрыт Томский завод, а в 1897 году – Гавриловский. В настоящее время в состав металлургического комплекса входят такие крупнейшие предприятия черной металлурги как КМК и Запсиб полного цикла, Гурьевский передельный завод, Кузнецкий
ферросплавный и Кемеровский коксохимический заводы.

Цветная металлургия представлена Новокузнецким алюминиевым заводом и Беловским цинковым заводом.

Ученик (дано опережающее задание) рассказывает о истории строительства КМК о его роли в годы Великой Отечественной войны, о сегодняшней работе комбината.

Учитель: поэт Владимир Маяковский посвятил такие строки строителям Кузнецкстроя:

http://festival.1september.ru/articles/549184/img1.gif

Ученик: Второй центр черной металлургии области – это Западно-Сибирский металлургический комбинат. Продукция его отправляется многим потребителям России, СНГ и в 30 стран мира. Интересную анкету составили журналисты в честь первой доменной печи Запсиба: «Имя: Домна. Отчество: Запсибовна. Фамилия: Комсомольская. Год рождения: город Новокузнецк, Антоновская площадка. Рост: гигантский (76 метров). Вес: богатырский (18 тысяч тонн). Аппетит: отличный. Суточный рацион – тысячи тонн руды, кокса, известняка. Пьет воду, почти столько же, сколько весь Новокузнецк. Характер: покладистый. Семейное положение: есть сестра в Магнитогорске. Особые приметы: крупнейшая в мире».

Учитель: Важное место среди предприятий черной металлургии принадлежит Кузнецкому заводу ферросплавов, выпускающему ферросилиций и ферросиликованадий, который повышает ударную вязкость стального литья.

Задание № 1. Объяснить принцип размещения черной металлургии в нашем крае.

Задание № 2. На контурной карте области обозначить центры черной металлургии и районы откуда поступает сырье и топливо.

Учитель: В металлургической промышленности Кузбасса важное место принадлежит цветной металлургии. Цветная металлургия области развивается благодаря топливно-энергетическому фактору и запасам местных полиметаллических и цинковых руд.

Задание № 3. По экономической карте Кемеровской области определите центры цветной металлургии области и нанесите их на контурную карту.

Учитель: Металлургия относится к основным источникам загрязнения окружающей среды. Наибольшие загрязнения в нашей области вносят города: Новокузнецк – 47%, Кемерово – 10,9%, Белово – 3 -10%.

Задание №4. Проанализируйте данную таблицу. Какое место среди отраслей промышленности занимает металлургия по выбросам вредных веществ в атмосферу?

Вывод записать в тетради.

Таблица 1

Отрасли промышленности

Выбросы вредных веществ в атмосферу

Промышленность в целом:
в том числе:

100%

Электроэнергетика
Топливная отрасль
Черная металлургия
Цветная металлургия
Химия и нефтехимия
Машиностроение
Лесная промышленность
Прочие

29%
21%
15%
22%
3%
3%
3%
4%

Вывод: ТЭК дает 50% выбросов в атмосферу, металлургия – 37% и стоит на 2 месте по выбросам вредных веществ в атмосферу (это доменное производство, сталеплавильное). Здесь не учитывается нарушение ландшафтов при добыче руды.

4. Закрепление

Обучающимся предлагается тест:

Ответ: 1в; 2а; 3в; 4б; 5в; 6в; 7в.

Учитель с ребятами подводит итог работы на уроке.

5. Домашнее задание

Параграф № 27, учебник под редакцией Дронова В. П. Подготовить сообщения о проблемах в металлургическом комплексе.

1. Найдите ошибку в перечне тяжелых цветных металлов:

а) медь;
в) серебро;
б) никель;
г) олово.

2. Если на металлургическом предприятии производят чугун, сталь и прокат, то это:

а) завод полного цикла;
в) предприятие малой металлургии;
б) передельный завод;
г) завод ферросплавов.

3. Найдите ошибку в перечне центров черной металлургии полного цикла:

а) Череповец;
в) Самара;
б) Магнитогорск;
г) Новокузнецк.

4. Найдите ошибку в перечне легких цветных металлов:

а) алюминий;
в) магний;
б) олово;
г) титан.

5. Выберите регион России, в котором добываются и железная руда, и коксующийся уголь, и марганец:

а) Свердловская область;
в) Кемеровская область;
б) Челябинская область;
г) Белгородская область.

6. Первый железоделательный завод в нашей области был построен:

а) в Мариинском районе;
в) в Прокопьевском районе;
б) в Беловском районе;
г) в Кемеровском районе.

7. Выберите город, в котором находится единственный в России электрометаллургический комбинат:

а) Электросталь;
в) Старый Оскол;
б) Новокузнецк;
г) Красноярск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Зеленая Аптека Кузбасса» по теме «Проценты», 5 класс.

Урок «Зеленая Аптека Кузбасса» по теме «Проценты», 5 класс. На уроке происходит закрепление практических умений и навыков вычисления процентов, расширение познавательного интереса к изучению процентов...

Обобщающие уроки "Класс Птицы", "Класс Млекопитающие"

В презентации основной целью является - закрепить и углубить знания учащихся 7 класса по теме "Класс Птицы". Я предлагаю выполнить тестовые задания, ответить на фотовопросы викторины, к вопросу подобр...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.

Цель  урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...

Тесты по биологии к урокам "Класс Птицы" , "Класс Млекопитающие".

Тесты  содержат  задания с выбором одного правильного  ответа , задания  на  соответствии. Задания соответствуют  программным  требованиям. Материал  можно...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...