Урок географии в 5 классе на тему "Ориентирование на местности".
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Цель урока:
- сформировать представление о способах ориентирования на местности;
- учиться с учащимися определять азимут.
Задачи урока:
ü образовательные: ввести новые понятия план местности, ориентирование, азимут, топографические карты, аэрофотоснимки, космические снимки, компас.
ü развивающие: развитие познавательных интересов учащихся; развивать умения работать в группе с учебником, ресурсами ЭОР; способствовать формированию географической культуры; развитие памяти, логики и интеллекта.
ü воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах; осознание себя как части природы;
Планируемые результаты:
Ø личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Ø метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Ø предметные: расширение знаний о рельефе земной коры, формирование понятий ориентирование, компас, азимут.
Универсальные учебные действия:
Ø личностные: осознать необходимость изучения ориентирования на местности, определения азимута;
Ø регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;
Ø познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, добывать новые знания из источников ЭОР.
Ø коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.
Учебник: под редакцией А.И. Алексеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_orientirovanie_na_mestnosti.doc | 893.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Красновская средняя общеобразовательная школа
Тарасовского района Ростовской области
Конспект урока по географии
в 5 классе
«Ориентирование на местности»
подготовила
учитель географии и биологии
Аганян Татьяна Александровна
Тарасовский район
2015
Цель урока:
- сформировать представление о способах ориентирования на местности;
- учиться с учащимися определять азимут.
Задачи урока:
- образовательные: ввести новые понятия план местности, ориентирование, азимут, топографические карты, аэрофотоснимки, космические снимки, компас.
- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся; развивать умения работать в группе с учебником, ресурсами ЭОР; способствовать формированию географической культуры; развитие памяти, логики и интеллекта.
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах; осознание себя как части природы;
Планируемые результаты:
- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
- метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
- предметные: расширение знаний о рельефе земной коры, формирование понятий ориентирование, компас, азимут.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения ориентирования на местности, определения азимута;
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;
- познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, добывать новые знания из источников ЭОР.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.
Учебник: под редакцией А.И. Алексеева
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Настраиваемся на урок. | |
| Учитель представляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала. - Обратите ваше внимание на фрагмент картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье» на титульном листе темы. У каждого человека бывают такие ситуации, когда необходимо определить свое местоположение, найти верную дорогу. И что же делать? (варианты ответов детей) - Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой не мало интересной темы «План и карта». Географическая карта начнет раскрывать нам свои секреты. Вы знаете, в чем заключается еще один секрет? - Тогда давайте вместе попробуем его открыть. - Каждому человеку необходимо научиться ориентироваться, т. е определять своё местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов. - В глубокой древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь на незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная карта знакомой вам территории. Благодаря этой карте вы легко сможете найти дорогу и возвращаться домой. Чем больше вы в жизни путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве. - Так попробуйте теперь назвать тему нашего урока. (учащиеся называют тему урока). - А каковы цели нашего сегодняшнего урока?(цели на слайд) - Умение ориентироваться в пространстве – одно из самых важных умений человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья. - А теперь, вы, ребята, вспомните каким образом можно сориентироваться на местности, если вы потеряли дорогу к лучшему другу в городе? | Вспоминают…(П) Определяют…(Р) Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) |
| - Молодцы! Своими хорошими знаниями мы способствовали тому, что, чтобы географическая карта продолжала раскрывать свои секреты. | |
| Создает проблемную ситуацию. - Что такое горизонт? - Для ориентирования в Древнем Китае был изобретен простейший прибор? - Как называется этот прибор для ориентирования на местности? - Конечно, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой урока. (записываем тему в тетрадь, на слайде - тему урока). | Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) |
| Представляет «конфликтный» материал, создает готовность к предстоящей деятельности. -Что вы сегодня будете изучать? -Что, по-вашему, мнению, побудило людей уметь ориентироваться? Подвести к выводу: для чего необходимо изучать ориентирование, определять азимут? (Организует обсуждение возникших затруднений). | Проявляют познавательную инициативу. Осознание цели предстоящей деятельности. Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем |
| Представляет материал, побуждающий к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предлагает учащимся самим составить план. - Откройте учебник на стр.30 и прочитайте название параграфа 8 название еще одного секрета географической карты. | Работа в группах. (К) Обобщают результаты извлечения информации из учебника (П), составляют план деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия «нового» знания. |
| Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы. Демонстрирует коллективно составленный алгоритм. - Как же устроен компас? - Людям каких профессий он необходим? (дети работают самостоятельно с учебником рассматривают рисунок 19 и называют основные составные части компаса) - По компасу определяют азимут. А что такое азимут, вы найдете в учебнике. (учащиеся работаю с учебником) - Прочитайте в учебнике параграф 8 и расскажите, как правильно определить азимут. (работа с учебником стр. 30, абзац №3) - Как же определить азимут на местности? Практические задания по определению азимута на предметы (рис. 19 учебника). - Разбейтесь на группы и найдите азимуты на предметы в кабинете географии, а также выполните задание в конце параграфа №4, 8, 9. | Обсуждают… Обосновывают… Оценивают… Осуществляют… Обнаруживают… Представляют… (работа в группах) |
| Мы шагаем, мы шагаем. Руки выше поднимаем, голову не опускаем, дышим ровно, глубоко. Вдруг мы видим: из куста Выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берем и назад в дупло кладем. Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса. Мы лисицу обхитрим, на носочках пробежим. На поляну мы заходим, много ягод там находим. Земляника так душиста, что не лень и наклониться. В окошко мы увидели и речку, и цветы. Узнали много нового и я, и ты, и мы. | |
| - А теперь вспомните, по каким еще приметам народным можно ориентироваться на местности, если у вас с собой не оказалось компаса? - Вот и раскрыла географическая карта нам еще один секрет. - А теперь давайте посмотрим в учебник на стр. 31 и попробуем сформулировать определение понятия «план местности». (работа с атласом, с условными знаками) (Выясняем значение плана местности в повседневной жизни, хозяйственной деятельности. Приходилось ли кому нибудь встречаться в жизни в планами местности?) - Работаем с рисунком 20 на странице 31 учебника: выясните, какие объекты нанесены на план и как вы об этом узнали? - А теперь создайте свой мини-проект в группе, нарисуйте воображаемый участок местности, укажите на нем условными знаками изображения на местности.. (Включить тихо музыку) Защита проектов. - Вот мы с вами познакомились с планом местности, скажите, чем же он отличается от аэрофотоснимков? | Демонстрируют знания (П), понимание (Р). Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р). |
| Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. - Достигли мы той цели, которую ставили в начале урока? (информационные листы у каждого на столах: Что нового узнали на уроке? Чему научились? Какие были трудности? Что хотели бы узнать дополнительно? Объясняет домашнее задание: §8 рабочая тетрадь №1-4 |
Список использованной литературы
1. Алексеев А.И., Петров В.И. Литература. 10-11 класс. Ч.2.- М.: ООО «Обучение», 2006.
2. Григорьев М.И. Анализ стихотворного текста – М.: «Ученик», 2003.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Видеокассета «Культура России. Серебряный век», 2006 г.
2. Иванов И.С. «Великая Россия», CD, 2007 г.
3. Песня «Россия» (сл. И.Морковкина, муз. А.Зайкиной)
4. http://sitename.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.
Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата....
Урок географии 8 класс . Тема: Обь – главная река Алтайского края Тип урока – урок исследование Форма работы – проблемная задача.
Пояснительная...
Интегрированный урок географии и истории "Условные знаки плана местности"
Цель: Способствовать обогащению знаний детей о плане, рисунке, карте и условных знаках.Задачи:1. Формировать знания у детей об условных знаках плана местности, умения сравниват...
урок географии 5 класс по теме "План местности"
Тема урокаПлан местностиАвтор учебникаИ.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. СонинЦели урокаСоздание условий для усвоение темы «план местности»; для формирования понятий: «план местности», «условные...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...
открытый урок в 8 классе Природная зона нашей местности - лесостепь
Урок в 8 классе на основе краеведческого материала нашей местности - села Палатово Красногвардейского района Белгородской области....
Презентация к уроку географии 6 класс "География в загадках".
Предлагаю красочную презентацию к уроку географии по теме "География в загадках" для 6 класса. В ней представлены загадки с ответами-картинками. Можно использовать на уроках повторения в кон...