Разработка урока географии в 7 классе: "Земля – наш общий дом"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Тема: Земля – наш общий дом.
Тип урока: урок конструирования познавательного конфликта.
Форма проведения урока: организация фронтальной, индивидуально - групповой деятельности учащихся.
Цель:
- образовательная: формирование у учащихся целостного восприятия мира; экологической культуры, определить место человека в природе,
- воспитательная: побуждение их к чуткому, бережному отношению к живой природе, привитие любви к родному краю; выделить основные положения философских представлений о роли и месте человека в природе.
- развивающая: развитие творческих способностей школьников, умении работать в группах, развитие памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления, расширение словарного запаса и кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_7_klass_geografiya.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!
(Е.Шкловский)
Тип урока: урок конструирования познавательного конфликта.
Форма проведения урока: организация фронтальной, индивидуально - групповой деятельности учащихся.
Цель:
- образовательная: формирование у учащихся целостного восприятия мира; экологической культуры, определить место человека в природе,
- воспитательная: побуждение их к чуткому, бережному отношению к живой природе, привитие любви к родному краю; выделить основные положения философских представлений о роли и месте человека в природе.
- развивающая: развитие творческих способностей школьников, умении работать в группах, развитие памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления, расширение словарного запаса и кругозора.
Задачи:
- Объяснить взаимосвязь человека и природы, иллюстрируя это конкретными примерами.
- Продолжить развитие у учащихся умений синтезировать и анализировать, обобщать и делать выводы – таким образом развивать у них основные составляющие логического, продуктивного мышления.
- Продолжить формирование экологической культуры учащихся.
Актуализация опорных знаний: Учащиеся рассаживаются в группы. Выбирается спикер группы. Выполнение работы (обсуждение домашних вопросов) Раздаются оценочные листы, обсуждаются критерии оценок.
I.Мотивация учебной деятельности учащихся - лейтмотив урока – «Письмо от белого медведя».
Я, медвежонок, сын белой медведицы. Я живу в Арктике, на Северном полюсе. Мои сородичи – большие и сильные медведи, но нас осталось очень мало. Мы страдаем от голода, потому что в океане не осталось рыбы, которой мы питаемся из-за того, что вы, люди, загрязнили воду. Моя мама тяжело больна от голода. От плохой воды её шерсть стала выпадать клочьями. Говорят, скоро растают льды и нам негде будет жить. Помогите нам, люди!
Какие чувства, мысли возникли у вас, когда вы слушали это письмо?
Примерные ответы детей:
- животным стало негде жить;
- им нечего есть;
- загрязнение земли, воды и воздуха несет угрозу жизни;
- потепление угрожает всем.
Какое грустное письмо! Сколько проблем у маленького медвежонка! Люди привыкли ощущать себя царями природы. И это породило множество проблем. Я начну, а вы продолжите. Например, озоновые дыры угрожают всем живущим на земле. А что еще?
Дети называют:
- загрязнение мирового океана, рек, озер;
- вырубка лесов;
- загрязнение воздуха;
- нехватка питьевой воды;
- исчезновение видов растений и животных с лица Земли.
Вы видите, сколько важных проблем стоит перед человечеством. Их еще называют глобальными, потому, что они касаются всех. Проблемы надо разрешать. Сегодня вместе с вами мы попытаемся наметить пути решения некоторых проблем. «Земля защиты просит у людей» – эта строка из стихотворения Сергея Островского как нельзя лучше отражает нашу тему.
Защита презентаций.
Предлагаю вам начать заполнение необычного календаря экологических дат:
22 марта – Всемирный день воды;
1 апреля – Международный день птиц;
22 апреля – Международный день ЗЕМЛИ;
5 июня – всемирный день охраны окружающей среды;
4 октября – Всемирный день животных.
А знаете ли вы, как и почему родился праздник 4 октября? (история возникновения праздника): решение празднования всемирного дня животных было принято в 1931 году на международной конференции сторонников движения защиты животных, проходивших во Флоренции. 4 октября было выбрано не случайно. Это день ангела и день смерти монаха Франциска Ассизского. Он основал орден, носящий его имя, и считается защитником и покровителем животных.
Во многих странах в этот день проходят мероприятия в защиту домашних животных. Вспомните слова Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Они должны иметь право на хорошую жизнь.
Круг - это символ солнца, а значит - тепла, света, жизни.
Круг - это символ единства, сплоченности, взаимовыручки.
Круг - это общество людей, среди которых мы живем. В природе все связано и развивается по кругу, стоит вспомнить хотя бы круговорот воды.
Все важные, волнующие людей вопросы принято решать за "круглым столом".
Вспомним слова поэта: "Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке". Круг - это символ дружбы и того, что только сообща, все вместе мы сможем выстоять.
Круг - это наша планета, наша Земля, и именно ее проблемы становятся сегодня предметом нашего пристального внимания.
Как вы думаете, чем характеризуется современный этап развития взаимоотношений человека и природы - усилением или ослаблением его зависимости от окружающей среды?
Что необходимо сделать для сохранения природы?
Сегодня и вы окажетесь в роли ученых - специалистов : ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету.
Задания для групп.
1.Ботаники - что угрожает «легким нашей планеты » - растениям.
2.Зоологи - о состоянии «братьев наших меньших» - животных.
3.Географы - что угрожает «крови», т.е. почве, воде и воздуху.
4. 1 точка зрения «Человек – царь природы»
5. 2 точка зрения «Человек – звено в долгой цепи эволюции»
Существует две противоположные точки зрения на проблему взаимодействия человека и природы:
Правила проведения дискуссии:
- критикуй не оппонентов, а идеи;
- вовлечение всех учащихся в дискуссию;
- каждый имеет право высказывать свою точку зрения;
- обсуждению подлежат все позиции;
- обязательное подведение промежуточных и конечных результатов дискуссии.
Выступление групп.
Ребята, а вы помните, что белый медвежонок ждет нашего ответа? Что мы ему напишем? Сейчас каждый получит возможность написать ответ.
Дети пишут письмо.
Как это страшно – умирание рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползет проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды,
И птицы вымрут. И падут растения.
И зверь не обойдет своей беды.
И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует, защиты,
Она спасенья просит у людей.
Для того чтобы защитить Землю, не нужно быть бедным или богатым, высоким или низким, даже не нужно быть очень ученым. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца.
Помните о нашем разговоре. Сохраните природу для будущих поколений! Охраняйте ее богатства, берегите наших близких домашних животных и не обижайте, а защищайте тех, кто по какой-то причине оказался на улице.
Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник?
«Будьте активными защитниками природной среды»
Соблюдайте правила поведения в лесу, | Соблюдайте правила сбора даров леса (грибов, лекарственных растений…) |
| Украшайте |
III. Домашнее задание:
Параграф 62, подготовить сообщения об экологических катастрофах XX века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока для 6 класса:"Земля-уникальная планета."
Урок об уникальности планеты Земля,природы и жизни на Земле....
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ И ЭОР НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно, учитель должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня.Полноценная познавательная деяте...
Разработка урока географии в 5 классе "Земля - планета Солнечной системы"
В материале представлены конспект и презентация урока "Земля - планета солнечной системы" в соответствии с ФГОС....
Конспект урока по ФГОС по географии 5 класс Земля - часть Солнечной системы
Данный урок идет 6 по счету, и 1 в теме раздела Земля – планета Солнечной системы...
Контрольный тест по географии 5 класс "Земля и ее изображение"
Тест по географии "Земля и ее изображение"...
Конспект урока географии в 11 классе. Тема: «Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы». Тип урока: изучение нового материала.
Материал адресован практикующим учителям географии ОУ. На уроке изучаются типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, основные промышленные районы региона и их структура; предполагается...
Разработка урока географии в 7 классе "Общая характеристика России"
Урок географии в 7 классе разработан по УМК – О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. Цель: Изучить основные черты географического положения, природу России и выявить их в...