Латинская Америка - настоящий карнавал, зажигательные ритмы танго...
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Литвинова Светлана Витальевна

Урок-презентация, на котором учащиеся знакомятся с культурными и экономическими особенностями стран Латинской Америки. Представлены разные приемы, формы и методы работы на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл latinskaya_amerika.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

              ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА – НАСТОЯЩИЙ КАРНАВАЛ,

                           ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ РИТМЫ ТАНГО…

                                                  10 класс                                     

                                         Урок –презентация          

Цели урока:    Сформировать общие представления о культурных и  экономических особенностях стран Латинской Америки.

Развивать умения самостоятельно осваивать различные источники информации.

Воспитывать толерантное отношение к культуре и обычаям других народов и стран.

Оборудование:  политическая карта мира, атласы, таблицы, иллюстрации, компьютерные презентации.

Девиз урока:    Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.

                                           ХОД УРОКА

І. Организационная часть

- Презентация учителя (тема, цели, девиз урока, пожелание ученикам)

ІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Латинская Америка – один из интереснейших историко-географических регионов мира. Моряки-первопроходцы, увидев берег, сразу поняли, что это новые для них земли. Особенно обратил на себя внимание растительный мир.

- Данный регион имеет множество рекордов природы, как по географии, так и среди жителей стран.

- Это дерзкий, свободолюбивый характер, умноженный на экспансивность или, если хотите, особый дух, который воплощают для всего мира люди этого региона.        

- Когда Колумб ступил на землю Кубы, он был поражен красотой местности. Которая окружала его.  И он сказал знаменитые слова: «Ничего прекрасней я в своей жизни не видел!»

- И, действительно, тем, кто хочет изучать исчезнувшие цивилизации майя и инков, путешественникам с активной жизненной позицией, гурманам, ценителям уникальных заповедников и самых живописных уголков планеты – именно в Латинскую Америку.

                               - Ты вся, Америка Латина,

                                 В движенье, в музыке, в огне.

                                 Живешь, как новая картина

                                 На очень древнем полотне!

ІІІ. Изучение нового материала

     1. Прием «Ассоциации»

- Латинская Америка – настоящий карнавал, зажигательные ритмы танго...

- С чем еще ассоциируется этот регион?

- На доске написаны слова «Латинская Америка», запишите все, с чем ассоциируется в ваших мыслях данный регион.

         Кофе          карнавалы      танго      сомбреро    сальса    

         \                 \                  \                /              /

                               

      пиранья      --        Латинская Америка       --      футбол

                  /                 /                   /                \              \

           сельва       кактусы         ацтеки         текила         инки

    2. Презентация ученика «Достопримечательности Латинской Америки»

    3. Презентация ученика «Визитная карточка. ЭГП Латинской Америки»

- Каждый регион мира имеет свои особенности, которые приносят ему широкую известность и популярность. Все это отображается в визитной карточке.    / презентация /

     4.  Конкурс «Знатоки карты»

- Есть высказывание, что «География начинается у родного порога, а заканчивается во Вселенной».

- Поэтому необходимо свободно ориентироваться по картам разных стран.

- К каждой букве названия «Латинская Америка» подберите название географического объекта данного региона.

Л – има                                    А - руба

А – ргентина                           М - ехико

Т – итикака                              Е- рмосильо

И – гуасу                                  Р - есефи

Н – икарагуа                            И - кике

С – уринам                               К- олумбия

К – каракас                              А - сунсьон

А – мазонка

Я – майка

     5. Творческое задание «Ассоциации»

- Латинская Америка обладает поистине огромными природными ресурсами и разнообразными условиями.

- Иногда встречаются высказывания, что у каждого региона мира, у каждой страны – свои цвета. Какая цветовая гамма природы стран Латинской Америки возникают в вашем воображении? Почему?

- Синий – небо, море.

- Бирюзовый – море, океан.

- Белый – ледники, снег в горах.

- Белоснежный – песок на пляжах.

- Зеленый – леса.

- Коричневый – горы.

- Красный – лава вулканов.

- Желтый, золотой – солнце, песок.

     6. Презентация ученика «Природные условия и ресурсы Латинской Америки»

- Совпадут ли ваши ассоциации с действительностью?

     7. Презентация ученика «Мировые рекорды природы Латинской Америки»

     8. Презентация ученика «Население Латинской Америки»

- Латинская Америка – регион с быстро растущей численностью населения.

- Латинская Америка – это гигантское географическое образование, населенное многочисленными народами и народностями, которые находятся в тесном контакте друг с другом, давая ростки новым этническим образованиям.   / презентация /

     9. Географическая минутка «Что такое? Кто такой?»

- сельва                                              - ацтеки

- Мачу – Пикчу                                 - маракасы

- серфинг                                           - гаучо

- Маракайбо                                      - пампа

- метисы                                             - кечуа

- лама                                                 - самба

- сомбреро                                         - Атакама

     10.  Презентация ученика «Промышленность Латинской Америки»

- Латинская Америка, будучи, в буквальном смысле слова, на другом краю света, в нашем понимании выглядит как экзотический континент, где растут бананы и до сих пор, наверное, существуют аборигены.

- Но, на самом деле, в крупных городах процветает бизнес. Латинская Америка занимает промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами, т.к. она занимает І место по объему обрабатывающей промышленности среди развивающихся стран, причем обрабатывающая  промышленность обгоняет горнодобывающую.

/ презентация /

      11. Черный ящик.

- По описанию определите, что в ящике.

- У народов Америки это растение пользовалось особым уважением, ему посвящали стихи, песни, легенды. Бога дождя изображали с этим растением. Из него готовят муку, масло, крахмал, консервы. Индейцы готовят мамалыгу и называют это растение – маис. Что это?            / кукуруза /

- Это растение знают все и его называют «вторым хлебом». Завез его в Европу Христофор Колумб. В Испании его называли  - «папа», в Италии – «трюфель», а  во Франции – «земляное яблько».

 Цветами этого растения английская королева украшала корону.

 В России людей сначала силой заставляли разводить его.

 Сегодня же это растение растет на каждом огороде.Что это?     / картофель /

- Латинская Америка – родина перца чили, картофеля, томатов, ананасов, тыквы.

      12.  Презентация ученика «Сельское хозяйство Латинской Америки»

-  В большинстве стран Латинской Америки важной сферой материального производства является сельское хозяйство.

-  В последние годы отрасль сравнительно быстро развивается в Бразилии, Мексике, Аргентине, Уругвае, Колумбии.

 - Используя достижения «зеленой революции», крупные специализированные хозяйства этих стран обеспечивают стабильные возрастания объемов продукции сельского хозяйства.

- Многие страны Латинской Америки играют важную роль в мировом эксопрте сельскохозяйственной продукции.   / презентация /

      13.  Презентация ученика «Транспорт Латинской Америки»

- Дороги – зеркало любой страны.

- Экономическое развитие региона и связи между латиноамериканскими странами сдерживаются из-за недостаточного развития транспорта, и прежде всего сухопутного.   / презентация /

      14.  Сообщение учащегося «Зона Карибского бассейна – страны налогового рая»

- Специализация – офшорные зоны:

           - льготный характер нологообложения;

           - упрощенная процедура регистрации;

           - высокий уровень коммерческой тайны;

           - свободный вывоз доходов.

- Это «налоговые оазисы», которые обслуживают международные финансовые операции.

- Факторы формирования офшоров -  выгодное ЭГП:

           - на пересечении морских и воздушных путей;

           - вблизи крупных торгово-экономических центров;

           - хорошее обеспечение телекоммуникациями.

- Офшоры размещаются на маленьких островных государствах с большой политической стабильностью.

- Сейчас в мире – 60 устойчивых офшорных зон.

- В Латинской Америке – Панама, Коста – Рика, Бермуды, Каймановы, Виргинские, Багамские острова, Барбадас, Антигуа и Барбуда, острова Теркс и Кайкос.

- Благодаря гарантиям финансовой секретности, одним из наибольших налоговых приютов мира стали Каймановы острова. Здесь зарегистрировано 18000 корпораций, что превышает количество местных жителей.

      15. Презентация учащегося «Кухня Латинской Америки»

- Народы Латинской Америки – труженики, но они любят и умеют отдыхать. Жители региона имеют свои традиции, праздники и, конечно же, кухню.     /презентация /

      16. Презентация учащегося «Карнавалы Латинской Америки»

- Временем карнавалов в Латинской Америке традиционно считается февраль. Во многих странах на протяжении целого месяца проводятся карнавальные шествия. И каждое имеет свою изюминку.

- Карнавалы Латинской Америки – это настоящее буйство красок, это загорелые тела, это феерия цвета, звука и веселого настроения. Это настоящая фантазия, выливающаяся в красочные шествия по городам различных латиноамериканских государств.   / презентация /

      17. Презентация учащегося «Праздники Латинской Америки»

- Какие еще праздники Латинской Америки известны?

      18. Презентация учащегося «Музыка Латинской Америки»

- Праздники, конечно же, сопровождаются музыкой. С чем у людей обычно ассоциируется латиноамериканская музыка? Естественно, это настоящий латиноамериканский карнавал, бурное веселье, радостные лица и загорелые красавицы. В мире даже появилось целое музыкальное направление, которое носит название «латинос». И поклонников у этого направления все больше и больше.  

      19. Презентация учащегося «Великие люди Латинской Америки»

- Люди региона - дерзкие, свободолюбивые, экспансивные. Кто из них известны всему миру?

     20. Презентация учащегося « Советы туристам»

- В последние годы разрабатывается множество разных экскурсионных маршрутов в различные страны мира. Предложите свой экскурсионный маршрут по странам Латинской Америки.

     21. Сообщение и презентация учащегося «РекордыЛатинской Америки – «Самое – самое…»

     22. Конкурс «Знатоки Латинской Америки»

- Анекдот из французской газеты «Экип»: потерпев аварию корабля и оказавшись на необитаемом острове, два англичанина делят территорию пополам и планируют, как выгодно продать свои части. Два француза в аналогичной ситуации сидят на берегу и ждут русалок. А вот два бразильца мечтают, чтобы случилась еще одна авария корабля, и спаслось… Сколько человек?   (двадцать, чтобы играть в футбол)

- Около ста лет назад мир облетело известие о войне между тремя соседними государствами: Боливией, Перу и Чили. «Война за богатства пустыни Атакама! – выкрикивали газетники. – Пустыня Атакама в огне!» Войну выиграла маленькая республика Чили. Она и начала экспортировать «богатство» пустыни в другие страны мира. Что это?     (селитра – нитратное удобрение)

- В городе Ресифи в феврале 2005 г. на улицу вышли одновременно 1,5 млн. жителей. Этот факт внесен в Книгу рекордов Гиннесса как наиболее массовый уличный праздник. Назовите страну и событие, которое произошло в ней.   (Бразилия – карнавал)

- В 1499 г. испанцы увидели на берегу лагуны небольшое индейское поселение на сваях, что им напомнило Венецию. Как они его назвали?    (Венесуэла, на испанском означает «маленькая Венеция»)

- В 1970-х гг. перуанский летчик построил дельтоплан, на котором налетал без посадки 1,5 часов. Казалось бы – ничего странного, если бы не происхождение проекта. По каким чертежам был создан летательный аппарат?   (по чертежам, скопированным с рисунков в пустыне Наска)

- Колумбийцы говорят, что их страна известна тремя «к»: камнями (изумрудами), кофе и … Назовите третью составную их «славы».    (кока)

- В Бразилии в рождественские дни 2000 г. была проведена своеобразная репетиция карнавала: участники, надев маски известных людей, соревновались в беге с тачками. Как вы считаете, какя маска победила?            (никто не посмел обогнать Пеле)

- Какой круглый предмет впервые привез в 1898 г. в Бразилию Ч. Миллер?      (футбольный мяч)

- После того, как легендарный Пеле издал свою книгу «Я – Пеле», он получил золотую медаль от Министерства образования. За что?    (многие научились грамоте специально для того, чтобы прочитать эту книгу)

- Мешки с этим продуктом принято высыпать прямо на улице, потому что нет лучшего места для его сушки, чем асфальт. Поэтому в Эквадоре транспорт вынужден уступить и отдать половину дороги этому «наглецу». Назовите напиток, который из него готовят.   (кофе)

- Вблизи г. Сантьяго-де-Куба, аж возле входа в бухту, с ХVІІ ст. возвышается  величественная мощная крепость Кастильо-дель-Моро. Сейчас ее преобразовали в единственный в мире музей… Какой?    (пиратства)

- Во время трансляции чемпионата мира по футболу улицы Бразилии абсолютно пустынные. В соседней Венесуэле такую картину можно наблюдать ежегодно. Какой «вид спорта» имеет в этой стране такой же успех?   (конкурсы красоты)

- Почему в Аргентине один и тот же продукт – говядина, но жаренная или варенная, символизируют богатство или бедность?    ( для ее жарки необходимо дорогое масло)

- Какие три архитектурные стили представлены на центральной площади Мехико, которая называется Площадью трех культур?    (ацтекской, испанской колонизаторской и современной)

- Пятая часть венесуэльцев живет в Долине Певчих птиц. Переведите это название на местный язык.   (Каракас)

ІV. Итог урока

- И в заключение скажем словами Христофора Колумба: «Ничего прекрасней Латинской Америки я в своей жизни не видел!»

- Действительно, страны Латинской Америки – богатство красок и разнообразие культур!

                       (Материалы для урока-пары)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Латинская Америка в XIX веке. Урок истории в 8 классе

Разработка урока истории в 8 классе по теме "Латинская Америка в XIX веке"  включает конспект урока, раздаточный материал для учащихся, электронную презентацию, самоанализ урока....

"Страны Латинской Америки"

Данную разработку можно использовать при изучении темы "Страны Латинской Америки" в 11 класса. Представленный урок является уроком открытия новых знаний. Урок сопровождается презентацией подготовленно...

Презентация к уроку георафии в 11 классе по теме "Формирование политической карты стран Латинской Америки"

Презентация к уроку георафии в 11 классе естественно-математического направления  по теме "Формирование политической карты стран Латинской Америки", автор А.Бейсенова...

«Влияние танцев народов Латинской Америки на современные бальные танцы».

Влияние танцев народов Латинской Америки на современные бальные танцы....

Тесты по теме Латинская Америка.

Используется при проведение зачета в 11 классе после изучения темы "Латинская Америка"....

Контрольная работа "Северная Америка" и "Латинская Америка"

Контрольная работа с ответами по темам: Северная Америка и Латинская Америка, для учащихся 11 класса....

Контрольная работа "Северная Америка" и "Латинская Америка"

Контрольная работа с ответами по темам: Северная Америка и Латинская Америка, для учащихся 11 класса....