Проектирование современного урока биологии, географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО
материал по географии на тему
Проектирование современного урока биологии, географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я усваиваю.
Китайская мудрость
В основе Стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Важнейшая задача современной системы образования –
«научить учиться».
Задачи системно-деятельностного подхода:
- научить получать знания (учить учиться)
- научить работать и зарабатывать (учение для труда)
- научить жить (учение для бытия)
- научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Таким образом, реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
- Принцип деятельности
- Принцип непрерывности
- Принцип целостности
- Принцип минимакса
- Принцип психологической комфортности
- Принцип вариативности
- Принцип творчества
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Хочется вспомнить высказывание великого Г. Спенсера: «Великая цель образования - не знания, а действия».
Какие же требования предъявляются к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока - дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы проектирования урока:
- Определение темы учебного материала
- Тип дидактической цели темы
- Тип дидактической цели урока
- Определение типа урока
- Продумывание структуры урока
- Обеспеченность урока
- Отбор содержания учебного материала
- Выбор методов обучения
- Выбор форм организации педагогической деятельности
- Продумывание универсальных учебных действий
- Самоанализ учащихся
- Рефлексия урока
- Дифференцированное домашнее задание
Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода:
- Уроки «открытия» нового знания
- Уроки отработки умений и рефлексии
- Уроки общеметодологической направленности
- Уроки развивающего контроля
Урок «открытия» нового знания
- Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
- Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Структура урока "открытия» нового знания:
- Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности.
- Этап актуализации и пробного учебного действия.
- Этап выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания).
- Этап построения проекта выхода из затруднения.
- Этап реализации построенного проекта.
- Этап первичного закрепления с прговариванием во внешней речи.
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
- Этап включения в систему знаний и повторения.
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Урок отработки умений и рефлексии
- Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
- Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Урок общеметодологической направленности
- Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
- Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
Урок развивающего контроля
- Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
- Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени основного образования в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Структура технологической карты.
- Целевой блок
- Инструментальный блок
- Организационно-деятельностный блок
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Мы сегодня на семинаре представили своё видение урока «открытия» нового знания - интегрированный урок по теме «В сказочном царстве, в почвенном государстве…» с использованием УМК Пономаревой И.Н. (биология) и Бариновой И.И. (география) в соответствии с требование ФГОС.
Для достижения цели урока были использованы следующие методы и приемы:
- репродуктивный,
- наглядный,
- беседа,
- прием «мозгового штурма» (заполнение схемы «Состав почвы»),
- исследовательский,
- проблемно-поисковый.
Учитывая психологические и возрастные особенности учащихся были включены следующие здоровьесберегающие технологии: физкультурная минутка, разные виды деятельности.
На уроке были реализованы принципы наглядности, доступности и диффференциации.
В процессе урока побуждали учащихся к самостоятельности в решении поставленных задач. Все компоненты урока соответствуют поставленным задачам, время использовано рационально, все подготовленные средства обучения были задействованы. Обеспечена логическая связь между частями урока.
Этапы урока:
- Организационный момент: отмечена готовность учащихся к уроку. Дан положительный настрой на плодотворное сотрудничество.
- Мотивация к учебной деятельности, подготовка к осознанному восприятию нового материала.
- Создание проблемной ситуации и формулирование проблемного вопроса урока.
- Поиск решения проблемы. Организация работы в группах по заданиям в рабочих листах.
- Самоанализ – рефлексия.
- Дифференцированное домашнее задание.
На всех этапах урока учащиеся работали с рабочими листами, в которых пошагово были прописаны задания. Хочется представить только несколько фрагментов с урока.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков. Создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как обучать?. С помощью чего учить? Как проверить достижение новых образовательных результатов?
Неоспоримо одно: урок должен быть одушевлённым личностью учителя.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идёшь за кем- то в след,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_vystupleniyu.pptx | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость
В основе Стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Важнейшая задача современной системы образования – «научить учиться»
Задачи системно-деятельностного подхода: научить получать знания (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Система дидактических принципов: Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества
Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. К.Д. Ушинский
Великая цель образования - не знания, а действия. Г. Спенсер
Требования к современному уроку хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение и здоровьесбережение; в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым. Требования к современному уроку
Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Этапы проектирования урока: Определение темы учебного материала Тип дидактической цели темы Тип дидактической цели урока Определение типа урока Продумывание структуры урока Обеспеченность урока Отбор содержания учебного материала
8. Выбор методов обучения 9. Выбор форм организации педагогической деятельности 10. Продумывание универсальных учебных действий 11. Самоанализ учащихся 12. Рефлексия урока 13. Дифференцированное домашнее задание Этапы проектирования урока:
Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода Уроки «открытия» нового знания Уроки отработки умений и рефлексии Уроки общеметодологической направленности Уроки развивающего контроля
Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель : формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Структура урока «открытия» нового знания Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности. Этап актуализации и пробного учебного действия . Этап выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания). Этап построения проекта выхода из затруднения . Этап реализации построенного проекта . Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Этап включения в систему знаний и повторения . Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Урок отработки умений и рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Технологическая карта урока Тема «В сказочном царстве, в почвенном государстве…» Цель Создание условий для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания животных через смысловое чтение и восприятие информации по результатам проведения простейших исследований. УУД Личностные УУД: интерес к изучению новой среды обитания; проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к научному познанию. Регулятивные УУД: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; работать в паре и в группе. Познавательные УУД: развитие умения извлекать информацию из незнакомого текста; выявлять сущность, особенности изучаемых объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам. Планируемые результаты Предметные : учащиеся знакомятся с составом почвы и её особенностями как среды обитания; Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с тестом; описывать биологические объекты; делать выводы. Личностные: интерес к изучению новой темы. Целевой блок
Инструментальный блок Задачи Образовательная: определить составные части почвы, обеспечивающие жизнь этих существ; выявить особенности почвы как среды жизни и основные адаптации организмов к ней; выяснить признаки живых организмов - обитателей почвы. Развивающая: способствовать развитию мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач; способствовать развитию грамотной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывающая: воспитание культуры общения через работу в группах; воспитание взаимной ответственности; воспитание бережного отношения к природе. Тип урока Урок «открытия» новых знаний Технология построения урока Проблемный метод, работа в группах Учебно-методический комплекс, ресурсы УМК Пономаревой И.Н. (биология) и Бариновой И.И. (география); медиаприложение, документ – камера, электронный микроскоп
Организационно-деятельностный блок Основные понятия Среда обитания, почва, органические и неорганические вещества, жители, приспособления Межпредметные связи Биология, география, экология, химия Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы, технологии Планируемые результаты Предметные УУД
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
В сказочном царстве, почвенном государстве…
Этапы урока: Организационный момент: отмечена готовность учащихся к уроку. Дан положительный настрой на плодотворное сотрудничество . Мотивация к учебной деятельности, подготовка к осознанному восприятию нового материала. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемного вопроса урока. Поиск решения проблемы. Организация работы в группах по заданиям в рабочих листах. Самоанализ – рефлексия. Дифференцированное домашнее задание.
Символ хорошего настроения Символ доброжелательного отношения друг к другу
Государства – это среды обитания сказочного царства Почвенная Наземно-воздушная Водная
Проблемный вопрос Может ли быть почва средой обитания?
Почва Состав почвы Условия жизни в почве Обитатели Приспособления к жизни в почве
Работа с текстом и заполнение таблицы Название животного Условия необходимые для жизни Приспособления к этим условиям Задания группам 1 группа – работа с текстом «Крот – подземный житель» 2 группа - работа с текстом «Слепыш – грызун без глаз» 3 группа – работа с текстом «Медведка обыкновенная или сверчок-крот»
Решение проблемного вопроса Может ли быть почва средой обитания? Почва является средой обитания для животных, растений, грибов, бактерий. 2. В почве имеются условия для жизни: воздух, вода, пища. 3. Живые организмы приспособились к жизни в почве.
Система оценивания на уроке «В сказочном царстве, почвенном государстве…» Фамилия, имя Оценка учащихся в фокус - группе Самооценка Оценка учителя
Выбери и создай свою мини-сказку: «Почва - кормилица» «Подземные жители» «Почва – особое природное тело»
Как проверить достижение новых образовательных результатов? Как обучать? С помощью чего учить? Наиболее актуальные вопросы для любого учителя и школы:
Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей,- Пока идёшь за кем- то в след, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Моделирование современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС"
Моделирование современного урока английского языкав соответствии с требованиями ФГОС...
Проектирование современного урока иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС
Подборка интересных материало по теме: "Проектирование современного урока иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС"...
Моделирование современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Моделирование современного урока английского языкав соответствии с требованиями ФГОС...
Моделирование современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Моделирование современного урока английского языкав соответствии с требованиями ФГОС...
Современный урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока; при отборе эле...
Проектирование современного урока биологии в соответствии с требованиями ФГОС ООО
в чем же новизна современного урока биологии в условиях введения ФГОС? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира, продемонс...
Современный урок английского языка в соответствии с требованиям ФГОС.
Изменения,которые происходят в системе школьного образования вызваны необходимостью обеспечить новые образовательные потребности XXI века....