Рабочая программа по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Марьевская средняя общеобразовательная школа
Ольховатский муниципальный район
Воронежская область
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
на педагогическом совете директор школы: О.В. Моргун
Протокол № ___ от « » __________ 20__года
Рабочая программа
по географии 10 класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
учитель географии
Белик Елена Александровна
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 10 классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география мира» (X-XI классы), авторской программы: Домогацких Е. М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений (М.: ООО «ТИД «Русское слово – PC», 2012). Программа данного курса соответствует образовательному стандарту и полностью реализует федеральный компонент среднего образования по географии в 10 – 11 классах. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются по выбору на базовом или профильном уровне. На базовом уровне на изучение предмета отводиться 70 часов учебного времени в 10 и 11 классах. Этому требованию отвечает структура данного учебника: он состоит из двух частей, двух книг, каждая из которых рассчитана на 35 часов учебного времени.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Цель образовательной программы школы:
подготовка выпускника с развитой системой социокультурных ценностей, со сформированными компетентностями и освоившего программы учебных дисциплин в соответствии с индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья на основе системно-деятельностного подхода.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
1. Обеспечить соответствия образования обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
2. Организовать педагогические условия для реализации индивидуальных особенностей обучающихся на основе индивидуальных образовательных программ.
3. Внедрить разнообразные формы взаимодействия с обучающимися, обеспечивающие реализацию индивидуальных образовательных программ обучающихся.
4. Реализовать систему внеурочной деятельности и обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса.
5. Организовать интеллектуальные и творческие соревнования, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.
6.Организовать научно-практическую связь с учреждениями высшего образования.
7.Создать условия для осознанного выбора профессии обучающимися, в сотрудничестве с предприятиями города.
Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Цели и задачи курса:
- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
- развить пространственно-географическое мышление;
- воспитать уважение к культурам других народов и стран;
- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.
Особенности программы. Данная программа является новой версией классического курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным образовательным нормам. Кроме того, учебник, написанный на основании этой программы, опирается на самые свежие статистические данные.
Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части: «Общая характеристика мира» «Региональный обзор мира», несколько изменено распределение материала внутри разделов. Так в одну тему «Взаимоотношения природы и общества» объединены две ранее изучавшиеся раздельно темы, посвященные природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение этой темы должно происходить после темы «Население мира». Тема «Политическая карта мира» перенесена во вторую часть курса и изучается не в начале учебного года, а в его середине. Перемещение этой темы в региональный раздел позволяет разделить курс на две равноценные и вполне самостоятельные части. Это делает возможным гибкое использование данной программы. Курс может изучаться в течение одного года в 10 классе, из расчета по 2 часа в неделю, или в течение двух лет в 10 и 11 классе, по 1 часу в неделю. Перенос темы «Политическая карта мира», где речь идет о типологии стран современного мира, в середину курса привел к необходимости изучения классификации стран по уровню социально-экономического развития в самом начале первой части. Ведь говорить о населении и природных ресурсах мира, а также о проблемах, которые с ними связаны, без представления о двух полюсах современного мира просто невозможно. Спецификой этой программы также является и включение в региональный раздел темы, посвященной России. Эта тема не дублирует материал, изучаемый в 9 классе. Изучение России в курсе экономической географии мира – это следствие того, что наша страна всегда была и остается частью мирового хозяйства, причем ее место в этом мировом хозяйстве постоянно меняется. В остальном настоящая программа является достаточно традиционной. Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Современная география», в ней речь идет о сущности современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает географическая наука, а также используемые ею научные методы. Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика. Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложного клубка этно-религиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с историей, обществознанием. Следующая тема, которую для краткости можно назвать «Взаимоотношения природы и общества», также во многом посвящена именно проблемам, но это проблемы экологические, они – следствие современного производства. Однако, основная мысль темы такова: эти проблемы не являются неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с биологией и экологией. Далее рассмотрен общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция обусловлена рядом причин:
- статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;
- такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте, кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ.
В заключение темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика. Завершает первую часть курс тема, посвященная глобальным проблемам человечества. Материал представлен одним информационно-насыщенным параграфом. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, демографической, экологической) уже подробно говорилось в соответствующих темах, в этом параграфе показывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются возможности человечества в решении этих проблем.
Вторая часть открывается темой «Политическая карта мира», знакомящей с дифференциацией стран современного мира, с многообразием форм государственного устройства, а также с крупнейшими международными организациями. Важно отметить, что знакомство с политической картой мира дается не только в географическом, но и в историческом аспекте: учащимся рассказывается об этапах, которые прошла государственно-территориальная структура мира в ходе свого развития.
Далее следует обзор регионов и отдельных стран мира. Материал достаточно полно отражает хозяйственное и социальное своеобразие регионов: Европы, Азии, Англо-Америки, Латинской Америки, Африки, Австралии и Океании. Следует обратить внимание, что характеристики географического положения, населения и природных ресурсов даются для всего региона в целом, тогда как особенности хозяйственной жизни рассматриваются на уровне субрегионов. Для более подробной детальной характеристики в каждом регионе выбраны несколько стран, каждая из которых является либо типичной для этого региона, либо, наоборот, выделяющейся своим лидирующим положением в регионе.
Завершает курс тема посвященная Российской Федерации. Несмотря на то, что данный курс предполагает изучение, прежде всего, зарубежного мира, в образовательном стандарте на изучение России рекомендуется отводить до 10 часов учебного времени в 10 – 11 классах. Здесь не дается подробная характеристика, как для других стран, так как в 9 классе подобная характеристика уже давалась. В данном же курсе рассматриваются два блока вопросов: эволюция взаимоотношений России с мировым хозяйством и место страны в современном мире. Все темы второй части курса реализуют межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика, экология. Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования. В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 35 часов (1 час в неделю)
Содержание программы
Часть 1. Общая характеристика мира
Современная география
География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.
Основные понятия: геоинформационные системы.
Тема 1. Страны современного мира
Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.
Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».
Тема 2. География населения мира
Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.
Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этно-религиозные конфликты.
Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.
Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.
Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».
Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.
Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.
Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы
Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.
Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.
Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.
Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.
Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.
Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.
Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.
Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.
Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция
Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий..
Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.
Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства (10 часов)
Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.
Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.
Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.
Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.
Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.
Основные понятия: «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.
Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь
Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Основные понятия: глобальные проблемы, глобализация.
Тематическое планирование.
№ раздела | Наименование разделов | Всего часов |
10 класс | ||
1. | Введение. Современная география | 2 |
2. | Страны современного мира | 4 |
3. | География населения мира | 6 |
4. | Мировые природные ресурсы и экологические проблемы | 8 |
5. | НТР и мировое хозяйство | 5 |
6. | Характеристика отраслей мирового хозяйства | 9 |
7. | Глобальные проблемы современности | 1 |
ИТОГО: | 35 | |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Цели | Количество часов | ДАТА | Форма урока | ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||
Введение. Современная география. ( 2 часа) | ||||||||||
1 | Введение. | 1 | 01.09 | Вводный урок |
| |||||
2 | Географическая наука. Современные методы географических исследований. | Дать учащимся представление об экономической и социальной географии мира, определить ее задачи на современном этапе. Познакомить с методами географических исследований. | 1 | 08.09 | Изучение нового материала | §1 вопр. | ||||
Страны современного мира(4 часа) | ||||||||||
3 | Типы стран современного мира. | сформировать знания и представления о современной политической карте мира, сформировать представление о ведущих критериях современной типологизации стран мира, о разных формах административно – территориального устройства стран мира и их государственным строем. | 1 | 15.09 | Лекция с элементами беседы | §2 вопр. | ||||
4 | Развитые и развивающиеся страны. | 1 | 22.09 | Урок актуализации знаний и умений. | §3 вопр. | |||||
5 | Практическая работа № 1 «Характеристика политико-географического положения страны» | Уметь составить характеристику политико-географического положения страны по образцу. | 1 | 29.09 | Практикум | §1-3 вопр. | ||||
6 | Обобщающий урок по теме «Страны современного мира». | Проверить уровень знаний по теме; закрепить знание основных терминов и понятий темы. | 1 | 06.10 | Урок-зачет. | |||||
География населения мира (6 часов) | ||||||||||
7 | Численность и динамика населения мира. | Сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным темпом воспроизводства населения, о продолжительности жизни. | 1 | 13.10 | Лекция. | §4 вопр. | ||||
8 | Расовый и половозрастной состав населения. | Выявить географические особенности полового и возрастного состава населения мира, сформировать представление об этническом составе населения мира. | 1 | 20.10 | Лекция с элементами беседы. | §5 вопр. | ||||
9 | Этнический и религиозный состав населения мира. | Сформировать представление о мировых религиях, распространении народов проповедывающих различные религии. | 1 | 27.10 | Лекция с элементами беседы. | §6 вопр. | ||||
10 | Размещение и миграции населения. Практическая работа №2 «Объяснение причин миграционных потоков в мире». | Сформировать представление об особенностях размещения населения по планете; ознакомить с основными миграционными явлениями | 1 | 10.11 | Практикум | §7 вопр. | ||||
11 | Городское и сельское население. | Сформировать представление об особенностях размещения населения по планете; ознакомить с основными миграционными явлениями | 1 | 17.11 | Лекция с элементами беседы. | §8 вопр. | ||||
12 | Обобщающий урок по теме «Население». | Проверить знания и умения учащихся по разделу «Население» | 1 | 24.11 | Урок-зачет | |||||
Мировые природные ресурсы и экологические проблемы.(8часов) | ||||||||||
13 | Взаимодействие природы и общества. | Сформировать понятия «географическая среда», «природопользование». Определить степень воздействия общества на географическую среду, показать антропогенные ландшафты разных типов. | 11 | 01.12 | Лекция | §9-10 вопр. | ||||
14 | Классификация ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности. Практическая работа № 3 «Оценка ресурсообеспеченности мировых запасов полезных ископаемых». | Дать понятие «ресурсообеспеченность». Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре. Формировать умение давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов. | 1 | 08.12 | Практикум | §11 вопр. | ||||
15 | Минеральные ресурсы. | 1 | 15.12 | Практикум | §12-13вопр. | |||||
16 | Земельные и лесные ресурсы. | 1 | 22.12 | Практикум | §14-15 вопр. | |||||
17 | Водные и ресурсы Мирового океана. | Рассмотреть классификацию ресурсов Мирового океана и рекреационных ресурсов. Оценить перспективы использования альтернативных ресурсов Мирового океана, климатических и космических. | 1 | 12.01 | Урок актуализации знаний и умений. | §16-17 вопр. индивид. сообщения | ||||
18 | Рекреационные ресурсы. | 1 | 19.01 | Урок-экскурсия | §18 вопр. сообщения | |||||
19 | Загрязнение окружающей среды. Пути решения экологических задач. | Рассмотреть антропогенное загрязнение окружающей среды, причины и последствия. Показать главные источники загрязнения почвенного покрова, гидросферы и атмосферы. Рассмотреть три главных пути решения природоохранных проблем. | 1 | 26.01 | Семинар | §19-20 вопр. | ||||
20 | Обобщающий урок по теме «Природные ресурсы мира» | Проверить знания и умения учащихся по разделу «Природные ресурсы мира» | 1 | 02.02 | Урок контроля знаний | |||||
НТР и мировое хозяйство(5 часов) | ||||||||||
21 | МГРТ и мировое хозяйство. | Сформировать понятия «мировое хозяйство», «международное географическое разделение труда» и его формах. | 1 | 09.02 | Урок-лекция. | §21 вопр. | ||||
22 | Международная экономическая интеграция. | Сформировать «международная экономическая интеграция»; ознакомить с причинами специализации стран мира. | 1 | 16.02 | Урок-лекция. | Конспект | ||||
23 | Современная эпоха НТР. | Дать понятие «научно-техническая революция», ее основные черты и составные части. | 1 | 01.03 | Урок лекция с элементами беседы. | §22 вопр. | ||||
24 | Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. | Сформировать представление о типах структуры хозяйства и географических моделях мирового хозяйства; дать знания о влиянии НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. | 1 | 15.03 | Урок-лекция | §22 вопр. | ||||
25 | Факторы размещения. | Сформировать представление о факторах размещения производительных сил | 1 | 22.03 | Практикум | конспект | ||||
Характеристика отраслей мирового хозяйства.. (9 часов) | ||||||||||
26 | Топливно-энергетическая промышленность | Сформировать представление о топливном балансе мира; рассмотреть рост производства различных видов топлива; дать характеристику газовой, нефтяной, угольной промышленности мира. | 1 | 05.04 | Урок актуализации знаний и умений | §23 вопр. | ||||
27 | Горнодобывающая промышленность. Металлургия. | Сформировать представление о современном развитии черной и цветной металлургии мира; ознакомиться с основными металлургическими базами мира. | 1 | 12.04 | Урок актуализации знаний и умений | §24 вопр. | ||||
28 | Машиностроение. | Сформировать представление о развитии машиностроения в мире, главных центрах машиностроения. | 1 | 19.04 | Урок актуализации знаний и умений | §25 вопр. | ||||
29 | Химическая, лесная и легкая промышленность. | Сформировать представление о мировой химической, лесной и легкой промышленности. | 1 | 26.04 | Урок актуализации знаний и умений | §26 вопр. | ||||
30 | ПР№ 4 «Характеристика отрасли мирового хозяйства». | Составление комплексной характеристики одной из отраслей мирового хозяйства. | 1 | 03.05 | Практикум | |||||
31 | Сельское хозяйство. | Сформировать представление о структуре сельского хозяйства мира; ознакомиться с понятием «Зеленя революция», главными сельскохозяйственными районами мира. | 1 | 10.05 | Лекция с элементами беседы. | §27-28 вопр. | ||||
32 | География транспорта. | Сформировать представление о структуре транспорта мира. | 1 | 17.05 | Лекция с элементами беседы. | §29-30 вопр. | ||||
33 | Международные экономические отношения. | Сформировать представление о международных экономических отношениях. | 1 | 24.05 | Лекция | §31 вопр. | ||||
34 | Обобщающий урок по теме «География отраслей мирового хозяйства». | Закрепить знания по теме «Мировое хозяйство»; проверить уровень знаний и умений по теме. | 1 | 31.05 | Урок-зачет | |||||
Глобальные проблемы современности (1 час) | ||||||||||
35 | Глобальные проблемы современности | Выявить географические аспекты глобальных проблем человечества. Уяснить специфику экологических проблем | 1 | Урок конференция | §32 вопр. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Перечень методического обеспечения.
1.Домогацких, Е. М. География : Экономическая и социальная география мира : в 2 ч. Ч. 2 Общая характеристика мира:учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
Домогацких, Е. М.
- Атлас. География. 10 класс. – М.: Дрофа, 2012.
- Экономическая и социальная география мира. 10 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Максаковского - Волгоград: Учитель, 2011.
- Поурочные разработки по географии 10 класс. – М.: ВАКО, 2007
- География. 6-10 классы: уроки-исследования, дискуссии, пресс – конференции / А.Г. Стадник. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...