Рабочая программа 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Рабочая программа по георафии для 5 класса к учебнику под редакцией А. И. Алексеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.docx | 88.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы «Школы с углублённым изучением отдельных предметов № 879» на 2015-2016 учебный год по курсу «География» для 5 класса к учебнику под ред. А. И. Алексеева «География. 5-6 классы» учителя географии Мищенко Валерии Олеговны |
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения;
- Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
- Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
- предпрофильной ориентации.
В программе для основной школы в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.
Общая характеристика курса
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Цели образования:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях;
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения ( карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов ( план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов ( схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также , формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Содержание курса географии 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.
Место раздела в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. В 5 классе общее число учебных часов 35 (1 ч в неделю).
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Требования к результатам обучения
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях;
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
- использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами являются следующие умения:
- осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
- понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Источники географической информации
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта — особый источник информации.
Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.
Раздел 2. Природа Земли и человек
Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Примерное тематическое планирование 5 класс
Темы, раскрывающие данный раздел программы и число часов, отводимых на данный раздел | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности |
Развитие географических знаний о Земле (4 ч). Географические методы изучения окружающей среды | Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды | Определять понятие «география», определять значения географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Регулятивные умения: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Устанавливать основные приемы работы с учебником |
Развитие географических знаний о Земле | Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. | Показывать по картам территории древних государств. Находить информацию о накоплении географических знаниях в древних государствах. Регулятивные: Работа с картой, сравнение современной карты с древними Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях. Познавательные: Поиск информации по накоплению географических знаний Коммуникативные Умение слушать другого. |
Выдающиеся географические открытия | Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама, Х. Колумб, Ф. Магеллан, Ф. Дрейк, А.Тасман, Дж. Кук, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Ермак, И. Москвин, С. Дежнев, Р. Амундсен, Р. Пири. | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи ВГО. Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях. |
Современный этап научных географических исследований. | Источники географической информации. Географические информационные системы. Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей | Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Выявлять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии. |
Земля – планета Солнечной Системы (3 ч). Земля – планета Солнечной системы | Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса н Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма и размеры Земли. | Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной Системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен на основе анализа схемы орбитального движения Земли. |
Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги | ||
Солнечный свет на Земле | Неравномерное распределение тепла на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещенности | Наблюдать схему «Орбитальное движение Земли» и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года. |
План и карта (10 ч) Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности | Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде. План местности. Особенности изображения местности на плане. | Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде. Определять азимут. Выявлять особенности плана местности. |
Изображение земной поверхности на плоскости | Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. | Определять по топографической карте расстояние между географическими объектами. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. Определять с помощью условных знаков изображенные на плане объекты. Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейший план местности. |
Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. | ||
Топографическая карта. Способы глазомерной съемки местности. | ||
Определение относительной высоты точек и форм рельефа. | ||
Географическая карта – особый источник информации. | Глобус – объемная модель Земли. Географическая карта, ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенды карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. | Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления на глобусе. Выделять основные свойства карты. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу и содержанию. |
Градусная сетка | Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. | Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния по карте. |
Географические координаты | Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов. | Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. |
Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса. | ||
Решение практических задач по плану и карте | Чтение карты. Определение направлений и расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. Составление описания местности по планам и картам. | Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Определять абсолютные и относительные высоты точек. Составлять описание маршрута по топографической карте. Находить объект по его координатам. |
Человек на Земле (3 ч). Заселение человеком Земли | Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. | Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни. |
Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. | Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. | Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас. Определять наиболее и наименее заселенные территории суши. |
Многообразие стран мира. | Сравнение стран мира по политической карте. | Находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте страны-соседи. Сравнивать страны по величине территории, расположению. Систематизировать новую информацию. |
Литосфера – твердая оболочка Земли (10 ч). Земная кора и литосфера. | Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты. | Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. |
Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр. | Классифицировать горные породы. Описывать оп плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. |
Движения земной коры | Движение земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения. | Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма. |
Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеаническое огненное кольцо. | ||
Рельеф Земли. Равнины. | Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины особенности их образования. Различие равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнины по карте. | Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. |
Рельеф Земли. Горы. | Различие гор по высоте, возрасту и размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор и равнин под действием внешних сил. | Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор мира и России, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на контурную карту крупнейшие горы мира и России. Описывать горы по карте. |
Решение практических задач по карте. | Разработка проекта «Скульптурный портрет планеты». Правила работы с контурной картой. | Находить географические объекты на карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров. Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить на нее. Выполнять задание в сотрудничестве. |
Человек и литосфера. | Значение литосферы для человека Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу. | Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности. |
Планирование курса «География»
к учебнику «География. 5-6 классы» под ред. А.И. Алексеева на 2015-2016 учебный год.
5 класс 1 час в неделю
№ п/темы | Темы уроков | П/р | Мониторинг | Применение ИКТ на уроке | Подготовка к ОГЭ | Экскурсии | |
1 | 1 | Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (4 часа) Что изучает география. Методы географической науки. | 1.1 | ||||
2 | 2 | Развитие географических знаний о Земле. | Составление таблицы путешественников и их открытий | Использование DVD-диска к учебнику | 1.2 | ||
3 | 3 | Выдающиеся географические открытия. | 1.2 | ||||
4 | 4 | Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). | 1.2 | ||||
5 | 1 | Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (4 часа) Земля – планета Солнечной системы | Презентация | 2.1 | |||
6 | 2 | Движения Земли. Экватор, тропики и полярные круги. | Использование ресурсов fcior.edu.ru | 2.1 | |||
7 | 3 | Распределение тепла и света на Земле. Географические следствия движения Земли. Пояса освещенности. | Использование ресурсов fcior.edu.ru | 2.1 | |||
8 | 4 | Урок общения и контроля знаний по теме «Земля – планета Солнечной системы». | 2.1 | ||||
9 | 1 | Тема 3. План и карта (11 часов) Ориентирование на местности. План местности | Презентация | 1.1 | |||
10 | 2 | Масштаб и его виды. | 1.1 | ||||
11 | 3 | Практическая работа «Определение масштаба» | Определение масштаба, расстояний с помощью масштаба | 1.1 | |||
12 | 4 | Изображение неровностей земной поверхности на плане. | Использование DVD-диска к учебнику | 1.1 | |||
13 | 5 | Определение относительной высоты точек и форм рельефа. Способы глазомерной съемки местности. | Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности | Мониторинг | 1.1 | ||
14 | 6 | Географическая карта – особый источник информации | 1.1 | ||||
15 | 7 | Градусная сетка. | 1.1 | ||||
16 | 8 | Географические координаты. Географическая широта. | Определение географической широты | Использование ресурсов http://www.school-collection.edu.ru/ | 1.1 | ||
17 | 9 | Географическая долгота. Часовые пояса. | Определение географической долготы | 1.1 | |||
18 | 10 | Решение практических задач по плану и карте. | Решение практических задач по плану и карте. | 1.1 | |||
19 | 11 | Контрольная работа «План и карта» | 1.1 | ||||
20 | 1 | Тема 4. Человек на Земле (3 часа). Заселение человеком Земли | Презентация | 3.2 | |||
21 | 2 | Расы и народы мира. | 3.2 | ||||
22 | 3 | Практическая работа «Многообразие стран мира» | Сравнение стран мира, создание проектного продукта в форме открытки другу | 3.2 | |||
23 | 1 | Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли (10 часов). Земная кора и литосфера | 2.2 | ||||
24 | 2 | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | Определение горных пород по образцам | 2.2 | Музей № 3 | ||
25 | 3 | Движения земной коры. Землетрясения. | Использование DVD-диска к учебнику | 2.2 | |||
26 | 4 | Вулканизм. Тихоокеанское огненное кольцо. | Использование DVD-диска к учебнику | 2.2 | |||
27 | 5 | Рельеф Земли. Равнины. | Презентация | 2.2 | |||
28 | 6 | Практическая работа «Описание равнины по плану». | Описание равнин по плану. Нанесение крупных равнин на к/карту | 2.2 | |||
29 | 7 | Рельеф Земли. Горы. | Презентация | 2.2 | |||
30 | 8 | Практическая работа «Описание гор по плану». | Описание гор по плану. Нанесение крупных гор на к/карту | 2.2 | |||
31 | 9 | Выполнение проекта «Скульптурный портрет планеты» | Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет планеты» | 2.2 | |||
32 | 10 | Выполнение проекта «Скульптурный портрет планеты» | 2.2 | ||||
33 | 11 | Человек и литосфера. | 2.2 | ||||
34 | 12 | Повторение курса географии 5 класса | 1.1 2.2 |
Формы и методы контроля:
Урок общения и контроля знаний по теме «Земля – планета Солнечной системы».
Контрольная работа по теме «План и карта»
Топографический диктант по условным знакам.
Работа с контурными картами
Практические работы:
Составление плана местности
Чтение карты. Определение направлений, расстояний. Местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. Составление описания местности по планам и картам
Учебно-методическое сопровождение:
- Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. География. Рабочие программы. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
- География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А.И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2014. – 192 С. (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
- DVD диск к учебнику А. И. Алексеева География 5-6 классы.
- Атласы и контурные карты 5 класс.
- Николина В.В. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
- Николина В.В. География 5-6 класс. Мой тренажер. – М.: Просвещение, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...