конспект урока по теме "Природа Тихого и Индийского океана"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Латыпова  Зулия Лутфулловна

разработка урока по географии 7 класс к учебнику И.В. Душиной и Т.Л. Смоктунович "Материки, океаны, народы и страны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_ind_i_tih_okeanam.docx36.92 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - география

Класс  - 7б

Тема урока - Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф

Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

формирование основ экологической культуры;

Словарь урока: природная зона, широтная зональность, марикультура, тайфун

Ресурсы урока: компьютер, проектор, физическая карта полушарий, раздаточный материал, карта Мирового океана атласа, контурная карта Мирового океана

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ

1 этап. Орг. момент

Дорогие ребята, мы  начинаем изучение новой  темы. Давайте сыграем с вами в игру, которая называется “Сокровища ”. Кто всегда искал сокровища, бороздя просторы океанов? Конечно же, пираты. Давайте и мы ненадолго побудем в роли юнг на пиратских кораблях. Звучит музыка из к/ф “Пираты Карибского моря”. (В презентации слайд 1).

Класс делится на две команды (деление по рядам), выбираются капитаны для каждой команды.

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Деятельность учителя

Ребята мы с вами изучили ПЗ, распределение их по материкам и климатическим поясам, а теперь как вы думаете, что нам дальше нужно изучать?  Для этого задания капитанам:  необходимо по заданным географическим координатам определить название,  где зарыт  сундучок с сокровищами.( В сундучке имеется по 2 жемчужине за данный конкурс). Учитель предлагает координаты о. Пасхи- 27° ю.ш. и 109° з.д., о. Занзибар- 5°ю.ш. и 40° в.д. Где они находятся? Инд. и Тихий океаны.

Учитель предлагает  названия командам – “Пираты Индийского океана”, “Пираты  Тихого океана”, выбор осуществляют капитаны.

«пират»-с лат. , испытывать  счастье, джентльмен удачи.

Деятельность учащихся

-  Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – осознают и проговаривают его

Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний,

Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока.

3 этап. Актуализация знаний

 Деятельность учителя

  1. Какой океан самый большой по площади? (Тихий – 49% площади Мирового океана)
  2. В каком океане расположен остров Мадагаскар из одноименного мультфильма? (Индийский)
  3. Какой океан самый глубокий? (Тихий – Марианская впадина 11022м.)
  4. Какой океан имеет  самое соленое море?
  5. На дне какого океана имеется самое большое количество желобов? (Тихий)
  6. Вокруг какого океана образуется “огненное кольцо”? (Тихий)
  7. В каком океане течет течение Куросио? (Тихий)
  8. В каком океане расположен самый большой в мире Большой Барьерный риф? (Тихий)
  9. В каком океане расположен Зондский желоб, глубиной 7729м? (Индийский)
  10. Имя самого знаменитого пирата. (Фрэнсис Дрейк)

На сколько оцениваете свои знания на начальный этап урока, поставьте из 10 баллов.

Деятельность учащихся

Определяют цели урока:

  1. Научиться  определять ГП океана;
  2. Определить особенности природы океанов;
  3. Давать комплексную сравнительную характеристику двух океанов.

4 этап.

Целеполагание

и планирование

  • Цели урока
  •  сравнительная характеристика ГП Тихого и  Индийского океанов;
  • сравнительная характеристика климатических поясов и свойств океана;
  • сравнение частей океана и их использование;

Определить цели сравнения.

2. Отберите признаки сравнения.

3. Установите черты сходства и различия

4. Сделайте выводы

Нужны будут нам путеводители – атласы, учебники, карты, справочники.

Для оформления отчета – тетради, путевые листы.

5 этап. «Открытие» нового знания

(изучение новой темы)

Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

 Практическая работа

Задание 1. Используя физическую карту мира, карты атласа и дополнительные источники информации, заполните таблицу.

1 команда

1.ГП океана.

А)Указать  между какими материками расположен океан, с какими океанами связан, рельеф дна океана.

Б)Как расположен океан относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана?

2 команда

2. Климатические пояса и свойства океана?

А) Климатические пояса

Б) Свойства океана - температура, соленость;

1 и 2 команды:

3. Части океана, использование океана

А) Моря, заливы, проливы океана;

Б) Использование океана в хозяйственной деятельности людей;

План характеристики

Названия океанов

Тихий

Индийский

1. Площадь, млн км2

178620000 кв.км

75870000 кв.км

2. Положение относительно экватора и нулевого меридиана

Экватор пересекает посередине, нулевой меридиан –нет, пересекает 180 меридиан

Экватор пересекает в северной части, нулевой меридиан -нет

3. В каких климатических поясах расположен океан

Во всех, кроме арктического

 С тропического до антарктического

4. Наибольшие моря и заливы

 Моря:

  Берингово,

Охотское,

Японское,

Желтое,

Филиппинское,

Восточно-Китайское,

Южно-Китайское,

Яванское,

Сулавеси,

Банда,

Коралловое,

Фиджи,

Тасманово,

Росса,

Амундсена,

Беллинсгаузена,

Заливы:

 Аляска, Калифорнийский, Анадырский, Сиамский  

Моря:

Арафурское, Тиморское,

Андаманское,

Аравийское,

Красное,

Космонавтов,

Содружества,

Моусона

Заливы:

Большой Австралийский,

Карпентария,

Бенгальский, Персидский,

Аденский

5. Проливы, которые соединяют с другими океанами

Дрейка, Малаккский, Торресов, Басов,

Берингов

Панамский

Малаккский, Торресов, Басов,

Баб-эль-Мандебский

6. Особенности океанических течений

Теплые: Восточно-Австралийское, Куросио,

Восточно-Австралийское, Северо-Тихоокеанское, Аляскинское

Холодные:

Перуанское, Калифорнийское, Западных ветров

Теплые:

Мозамбикское, мыса Игольный,

Муссонное, Южное Пассатное

Холодные:

Сомалийское, Западных Ветров

7. Материки и наибольшие острова, которые омывает океан

Северная и Южная Америки, Австралия, Антарктида, Евразия

Острова:

Калимантан, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Суматра, Ява, Японские, Филиппинские,
Гавайские, Тасмания

Австралия, Антарктида, Евразия, Африка

Острова: Мадагаскар, Шри-Ланка, Суматра, Ява

8. Средняя глубина, м

3980 м

3736 м

9. Максимальная глубина, м

11022 м

7729 м

10. Температура воды в поверхностном слое, °С

25-29 гр.

25-27 гр

11. Солёность воды, ‰

35-36

40-42

12. Представители растительного и животного мира

Задание 2. Сделайте вывод. Укажите черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объясните, чем они вызваны.

Деятельность учителя

- Организует работу учащихся по поиску и обработке информации

- Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы 

- Формулирует обобщающие вопросы

- Демонстрирует готовый или организует составление алгоритма.

- Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

- Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах.

- Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок.

- Открытие осуществляется в несколько шагов (в соответствии с пунктами плана), каждый из которых завершается выводом по проблеме и первичным закреплением.

Деятельность учащихся

- Работают с разными источниками информации (учебник, рабочие тетради из УМК, специальные рабочие листы, объяснение учителя, карты, схемы и др.)

- Работают в парах, малых группах над решением учебной задачи.

- Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие».

- Проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.

- Оценивают правильность своих выводов, решений.

- Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

- Работают по алгоритму или составляют план действий – алгоритм и выполняют учебные действия

- Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике.

- Вступают в диалог

- Выполняют задания учителя  

- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

Физкультминутка

Встаньте, пожалуйста и покажите с помощью движений  слова большой, маленький, глубокий, высокий, опасный, соединяется и соленый.

Конкурс «Самый», если утверждение касается Тихого океана, то жестами показывают пираты ТО, а если Индийского океана, то пираты ИО.

1.Омывает самый большой материк Евразию – обе команды

2. Находится самая глубокая  Марианская впадина - ТО

3. Находится самое большое течение Западных ветров – обе команды

4. Находится самый большой   Бенгальский залив – ИО

5. Соединяется с другим океаном по Малаккскому проливу – обе команды

6. Омывает самый маленький материк Австралию – обе команды

7. Находится самый высокий подводный вулкан Гавайский островов  Мауна Лоа- ТО

8. Омывает самый опасный пиратский полуостров Сомали – ИО

9. Частью этого океана является самое соленое  Красное море – ИО

10. Этот океан соединяется с Атлантическим океаном по самому широкому проливу Дрейка - ТО

7 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

На данном этапе происходит

- повторение и закрепление учебного материала,

- тренировка навыков использования нового знания,

- установление связей между новым и ранее изученным материалом.

Таким образом, на данном этапе происходит присвоение нового знания и создание «нового продукта». Формат «нового продукта» задает учитель (ответ на проблемный вопрос, участие в обсуждении, мини-дискуссии, рисунок, мини-проект, мини-эссе и др.)

1)Геономенклатура Евразия, Марианская впадина, течение Западных ветров, Бенгальский Залив, Малаккский пролив, Австралия,  Мауна Лоа, Сомали, Красное море, пролив Дрейка на листочках прикрепляется к  соответствующим надписям на доске ТО и ИО.    Кластер-цветок  должен получиться.

1. Сообщения  учащихся   о ресурсах океана по презентации.

1)-Шаяхметов Вадим – синий кит

2)Карабаев Вагиз – жемчужина Аллаха

3)Идрисов Ильяс – морская капуста

4) Даутова Залифа – нефть и газ, угля

5)Ильбаев Фанур – метал.п)и

6)Абдулгужина Айгиза – энергетические ресурсы океана

7)Казангулов Ильгиз – морские пути

8)Кильдиярова Заря – рекреационные ресурсы

Идрисов Ильяс отмечает на настенной карте места добычи нефти, газа и угля

2)выполнить практику по эл. Учебнику по Индийскому океану.

Двое по эл.учебнику: один по ноутбуку, другой по экрану объекты ставят по местам

Двое по очереди тоже самое показывают на настенной карте. Остальные отмечают на контурных картах.

8 этап. Рефлексия и оценивание

Основные задачи учителя:

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Электронное тестирование ВОТУМ. Тесты НОВЫЙПРИРОДА. Звучит тихая музыка

Тесты по теме «Природа Тихого и Индийского океанов»

1.Площадь какого океана составляет 178,6 млн. кв.км? 
      А) Атлантический; Б) Тихий В) Северный Ледовитый;  Г) Индийский. 

2.Какой океан омывает берега 5 материков? 
      А) Атлантический;  Б) Индийский  В) Тихий. 
3. В  Индийском океане находится течение: 
      А) Куросио; Б ) Гольфстрим; В) Сомалийское. 
4. В Тихом океане находится самая глубочайшая впадина на планете (11022м): 
       А) Зондский желоб; Б ) Марианский желоб. 
5. Теплое Мозамбикское течение является частью: 
       А) Северного Ледовитого океана; Б ) Атлантического океана; В) Индийского океана. 

6. Какой океан омывает берега самого большого в мире Аравийского  полуострова

А) Тихий; Б ) Атлантический; В) Индийский. 

7. Какой океан не имеет связи с Северным Ледовитым океаном? 
       А) Тихий; Б ) Атлантический; В) Индийский. 

8. Про Тихий океан можно сказать: 
       А) Он самый глубокий, самый древний, имеет множество вулканов, огромный запас тепла; 
       Б) самый мелководный, занимает пространство Северного полюса. 
9. В бассейн какого океана входит самое соленое море мира (Красное море 42‰)? 
       А) Атлантический; Б ) Индийский; В) Тихий. 
10. Климат этого океана разнообразен, так как он лежит  почти во всех климатических поясах кроме арктического: 
       А) Атлантический; Б ) Тихий; В) Индийский. 
11. Самая высокая степень загрязнения нефтепродуктами приходится на: 
        А) Тихий; Б) Индийский; 
       
12. В каком океане находится остров Мадагаскар? 
        А) Тихий; Б) Индийский; В) Атлантический. Г) Северный Ледовитый. 
13. Какого океана первым из европейцев достиг Ф. Магеллан и дал ему название? 
        А) Тихий; Б) Индийский; В) Атлантический. Г) Северный Ледовитый. 
14. По какому океану совершал свое путешествие в Индию, а открыл Новый Свет Х. Колумб? 
         А) Тихий; Б) Индийский; В) Атлантический. Г) Северный Ледовитый.

Вызывать сопереживание в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

- Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

- Выставляет и комментирует отметки.

Деятельность учащихся

- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

Заполняют лестницу Успеха на уроке.

 Жемчужины  команды и личные подсчитывают.  Определяют победителей.

9 этап. Домашнее задание

Домашнее задание предполагает

- инвариантную часть (соответствует базовому уровню),

- вариативную часть  (учащиеся могут выбирать задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей) – повышенный и высокий уровень.

ОТКРЫВАЕМ ДНЕВНИК,РУ

  1. Параграф № 22. Читать страницы 85-90
  2. Задание ОГЭ 

Спасибо за внимание. Досвидание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспект урока по теме: " Тихий и Индийский океаны"

конспект урока изучение нового материала по теме: "Тихий и Индийский океаны"...

план конспект урока по теме: " Тихий и Индийский океаны"

конспект урока изучение нового материала по теме: "Тихий и Индийский океаны"...

План-конспект урока географии на тему: « Воды Мирового океана»

Аннотация работы Цель работы: Разработать серию уроков в 7 классе по географии с применением элементов сингапурской методики по разделу «Гидросфера». Серия уроков построена на основе бло...

Урок географии "Тихий и Индийский океаны"

Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме "Тихий и Индийский океаны"...

Тихий и Индийский океаны.

Презентация к уроку географии в 7 классе по теме "Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах"....

Конспект урока по истории 5 класс "Индийские касты"

Конспект урока по истории 5 класс "Индийские касты"...

Конспект урока истории в 5 классе "Индийские касты"

Тема: Индийские касты.Тип урока: Комбинированный.Форма урока: Урок взаимного обучения.Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Задачи урока:А) Обучающая: об...