ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет - география | Класс - 7б |
|
Тема урока - Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения. | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике. | формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры;
|
Словарь урока: природная зона, широтная зональность, марикультура, тайфун |
Ресурсы урока: компьютер, проектор, физическая карта полушарий, раздаточный материал, карта Мирового океана атласа, контурная карта Мирового океана |
| ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ |
1 этап. Орг. момент | Дорогие ребята, мы начинаем изучение новой темы. Давайте сыграем с вами в игру, которая называется “Сокровища ”. Кто всегда искал сокровища, бороздя просторы океанов? Конечно же, пираты. Давайте и мы ненадолго побудем в роли юнг на пиратских кораблях. Звучит музыка из к/ф “Пираты Карибского моря”. (В презентации слайд 1). Класс делится на две команды (деление по рядам), выбираются капитаны для каждой команды. |
2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) | Деятельность учителя Ребята мы с вами изучили ПЗ, распределение их по материкам и климатическим поясам, а теперь как вы думаете, что нам дальше нужно изучать? Для этого задания капитанам: необходимо по заданным географическим координатам определить название, где зарыт сундучок с сокровищами.( В сундучке имеется по 2 жемчужине за данный конкурс). Учитель предлагает координаты о. Пасхи- 27° ю.ш. и 109° з.д., о. Занзибар- 5°ю.ш. и 40° в.д. Где они находятся? Инд. и Тихий океаны. Учитель предлагает названия командам – “Пираты Индийского океана”, “Пираты Тихого океана”, выбор осуществляют капитаны. «пират»-с лат. , испытывать счастье, джентльмен удачи.
| Деятельность учащихся - Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – осознают и проговаривают его
|
| Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока. |
3 этап. Актуализация знаний | Деятельность учителя - Какой океан самый большой по площади? (Тихий – 49% площади Мирового океана)
- В каком океане расположен остров Мадагаскар из одноименного мультфильма? (Индийский)
- Какой океан самый глубокий? (Тихий – Марианская впадина 11022м.)
- Какой океан имеет самое соленое море?
- На дне какого океана имеется самое большое количество желобов? (Тихий)
- Вокруг какого океана образуется “огненное кольцо”? (Тихий)
- В каком океане течет течение Куросио? (Тихий)
- В каком океане расположен самый большой в мире Большой Барьерный риф? (Тихий)
- В каком океане расположен Зондский желоб, глубиной 7729м? (Индийский)
- Имя самого знаменитого пирата. (Фрэнсис Дрейк)
На сколько оцениваете свои знания на начальный этап урока, поставьте из 10 баллов. | Деятельность учащихся
Определяют цели урока: - Научиться определять ГП океана;
- Определить особенности природы океанов;
- Давать комплексную сравнительную характеристику двух океанов.
|
4 этап. Целеполагание и планирование
| - Цели урока
- сравнительная характеристика ГП Тихого и Индийского океанов;
- сравнительная характеристика климатических поясов и свойств океана;
- сравнение частей океана и их использование;
Определить цели сравнения. 2. Отберите признаки сравнения. 3. Установите черты сходства и различия 4. Сделайте выводы Нужны будут нам путеводители – атласы, учебники, карты, справочники. Для оформления отчета – тетради, путевые листы. |
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)
| Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.
Практическая работа Задание 1. Используя физическую карту мира, карты атласа и дополнительные источники информации, заполните таблицу. 1 команда 1.ГП океана. А)Указать между какими материками расположен океан, с какими океанами связан, рельеф дна океана. Б)Как расположен океан относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана? 2 команда 2. Климатические пояса и свойства океана? А) Климатические пояса Б) Свойства океана - температура, соленость; 1 и 2 команды: 3. Части океана, использование океана А) Моря, заливы, проливы океана; Б) Использование океана в хозяйственной деятельности людей;
План характеристики
| Названия океанов
| Тихий | Индийский | 1. Площадь, млн км2 | 178620000 кв.км | 75870000 кв.км | 2. Положение относительно экватора и нулевого меридиана | Экватор пересекает посередине, нулевой меридиан –нет, пересекает 180 меридиан | Экватор пересекает в северной части, нулевой меридиан -нет | 3. В каких климатических поясах расположен океан | Во всех, кроме арктического | С тропического до антарктического | 4. Наибольшие моря и заливы | Моря: Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Филиппинское, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Яванское, Сулавеси, Банда, Коралловое, Фиджи, Тасманово, Росса, Амундсена, Беллинсгаузена, Заливы: Аляска, Калифорнийский, Анадырский, Сиамский | Моря: Арафурское, Тиморское, Андаманское, Аравийское, Красное, Космонавтов, Содружества, Моусона Заливы: Большой Австралийский, Карпентария, Бенгальский, Персидский, Аденский | 5. Проливы, которые соединяют с другими океанами | Дрейка, Малаккский, Торресов, Басов, Берингов Панамский | Малаккский, Торресов, Басов, Баб-эль-Мандебский | 6. Особенности океанических течений | Теплые: Восточно-Австралийское, Куросио, Восточно-Австралийское, Северо-Тихоокеанское, Аляскинское Холодные: Перуанское, Калифорнийское, Западных ветров | Теплые: Мозамбикское, мыса Игольный, Муссонное, Южное Пассатное Холодные: Сомалийское, Западных Ветров | 7. Материки и наибольшие острова, которые омывает океан | Северная и Южная Америки, Австралия, Антарктида, Евразия Острова: Калимантан, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Суматра, Ява, Японские, Филиппинские, Гавайские, Тасмания | Австралия, Антарктида, Евразия, Африка Острова: Мадагаскар, Шри-Ланка, Суматра, Ява | 8. Средняя глубина, м | 3980 м | 3736 м | 9. Максимальная глубина, м | 11022 м | 7729 м | 10. Температура воды в поверхностном слое, °С | 25-29 гр. | 25-27 гр | 11. Солёность воды, ‰ | 35-36 | 40-42 | 12. Представители растительного и животного мира |
|
|
Задание 2. Сделайте вывод. Укажите черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объясните, чем они вызваны.
|
| Деятельность учителя - Организует работу учащихся по поиску и обработке информации - Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы - Формулирует обобщающие вопросы - Демонстрирует готовый или организует составление алгоритма. - Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. - Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. - Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок. - Открытие осуществляется в несколько шагов (в соответствии с пунктами плана), каждый из которых завершается выводом по проблеме и первичным закреплением.
| Деятельность учащихся - Работают с разными источниками информации (учебник, рабочие тетради из УМК, специальные рабочие листы, объяснение учителя, карты, схемы и др.) - Работают в парах, малых группах над решением учебной задачи. - Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие». - Проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы. - Оценивают правильность своих выводов, решений. - Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. - Работают по алгоритму или составляют план действий – алгоритм и выполняют учебные действия - Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают с изложенным в учебнике. - Вступают в диалог - Выполняют задания учителя - Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. |
Физкультминутка Встаньте, пожалуйста и покажите с помощью движений слова большой, маленький, глубокий, высокий, опасный, соединяется и соленый. Конкурс «Самый», если утверждение касается Тихого океана, то жестами показывают пираты ТО, а если Индийского океана, то пираты ИО. 1.Омывает самый большой материк Евразию – обе команды 2. Находится самая глубокая Марианская впадина - ТО 3. Находится самое большое течение Западных ветров – обе команды 4. Находится самый большой Бенгальский залив – ИО 5. Соединяется с другим океаном по Малаккскому проливу – обе команды 6. Омывает самый маленький материк Австралию – обе команды 7. Находится самый высокий подводный вулкан Гавайский островов Мауна Лоа- ТО 8. Омывает самый опасный пиратский полуостров Сомали – ИО 9. Частью этого океана является самое соленое Красное море – ИО 10. Этот океан соединяется с Атлантическим океаном по самому широкому проливу Дрейка - ТО
|
7 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) | На данном этапе происходит - повторение и закрепление учебного материала, - тренировка навыков использования нового знания, - установление связей между новым и ранее изученным материалом. Таким образом, на данном этапе происходит присвоение нового знания и создание «нового продукта». Формат «нового продукта» задает учитель (ответ на проблемный вопрос, участие в обсуждении, мини-дискуссии, рисунок, мини-проект, мини-эссе и др.) 1)Геономенклатура Евразия, Марианская впадина, течение Западных ветров, Бенгальский Залив, Малаккский пролив, Австралия, Мауна Лоа, Сомали, Красное море, пролив Дрейка на листочках прикрепляется к соответствующим надписям на доске ТО и ИО. Кластер-цветок должен получиться. 1. Сообщения учащихся о ресурсах океана по презентации. 1)-Шаяхметов Вадим – синий кит 2)Карабаев Вагиз – жемчужина Аллаха 3)Идрисов Ильяс – морская капуста 4) Даутова Залифа – нефть и газ, угля 5)Ильбаев Фанур – метал.п)и 6)Абдулгужина Айгиза – энергетические ресурсы океана 7)Казангулов Ильгиз – морские пути 8)Кильдиярова Заря – рекреационные ресурсы Идрисов Ильяс отмечает на настенной карте места добычи нефти, газа и угля
2)выполнить практику по эл. Учебнику по Индийскому океану. Двое по эл.учебнику: один по ноутбуку, другой по экрану объекты ставят по местам Двое по очереди тоже самое показывают на настенной карте. Остальные отмечают на контурных картах. |
8 этап. Рефлексия и оценивание | Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Электронное тестирование ВОТУМ. Тесты НОВЫЙПРИРОДА. Звучит тихая музыка Тесты по теме «Природа Тихого и Индийского океанов» 1.Площадь какого океана составляет 178,6 млн. кв.км? А) Атлантический; Б) Тихий В) Северный Ледовитый; Г) Индийский. 2.Какой океан омывает берега 5 материков? А) Атлантический; Б) Индийский В) Тихий. 3. В Индийском океане находится течение: А) Куросио; Б ) Гольфстрим; В) Сомалийское. 4. В Тихом океане находится самая глубочайшая впадина на планете (11022м): А) Зондский желоб; Б ) Марианский желоб. 5. Теплое Мозамбикское течение является частью: А) Северного Ледовитого океана; Б ) Атлантического океана; В) Индийского океана. 6. Какой океан омывает берега самого большого в мире Аравийского полуострова А) Тихий; Б ) Атлантический; В) Индийский. 7. Какой океан не имеет связи с Северным Ледовитым океаном? А) Тихий; Б ) Атлантический; В) Индийский. 8. Про Тихий океан можно сказать: А) Он самый глубокий, самый древний, имеет множество вулканов, огромный запас тепла; Б) самый мелководный, занимает пространство Северного полюса. 9. В бассейн какого океана входит самое соленое море мира (Красное море 42‰)? А) Атлантический; Б ) Индийский; В) Тихий. 10. Климат этого океана разнообразен, так как он лежит почти во всех климатических поясах кроме арктического: А) Атлантический; Б ) Тихий; В) Индийский. 11. Самая высокая степень загрязнения нефтепродуктами приходится на: А) Тихий; Б) Индийский; 12. В каком океане находится остров Мадагаскар? А) Тихий; Б) Индийский; В) Атлантический. Г) Северный Ледовитый. 13. Какого океана первым из европейцев достиг Ф. Магеллан и дал ему название? А) Тихий; Б) Индийский; В) Атлантический. Г) Северный Ледовитый. 14. По какому океану совершал свое путешествие в Индию, а открыл Новый Свет Х. Колумб? А) Тихий; Б) Индийский; В) Атлантический. Г) Северный Ледовитый. Вызывать сопереживание в связи с успехом или неудачей товарищей. |
| Деятельность учителя - Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. - Выставляет и комментирует отметки.
| Деятельность учащихся - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). - Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка). Заполняют лестницу Успеха на уроке. Жемчужины команды и личные подсчитывают. Определяют победителей. |
9 этап. Домашнее задание | Домашнее задание предполагает - инвариантную часть (соответствует базовому уровню), - вариативную часть (учащиеся могут выбирать задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей) – повышенный и высокий уровень. ОТКРЫВАЕМ ДНЕВНИК,РУ - Параграф № 22. Читать страницы 85-90
- Задание ОГЭ
|
| Спасибо за внимание. Досвидание. |