Урок географии «Горные породы и минералы, слагающие земную кору»
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Урок выстроен в соответствии с системно - деятельностным подходом к обучению. В процессе изучения новой темы формируются такие универсальные учебные действия как регулятивные ( целеполагание, контроль, оценка успешности усвоения), познавательные (поиск информации), коммуникативные (сотрудничество в группе), личностные (понимание смысла собственной деятельности).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografija.docx | 40.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Шумакова Людмила Степановна
МБОУ Абанская СОШ №4
Учитель географии
6 класс
Учебник « Начальный курс географии», Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Издательство «Дрофа», Москва, 2013
Урок выстроен в соответствии с системно - деятельностным подходом к обучению. В процессе изучения новой темы формируются такие универсальные учебные действия как регулятивные ( целеполагание, контроль, оценка успешности усвоения), познавательные (поиск информации), коммуникативные (сотрудничество в группе), личностные (понимание смысла собственной деятельности).
Тема « Горные породы и минералы, слагающие земную кору»
Цель урока: Познакомить учащихся с классификацией горных пород и минералов, слагающих земную кору.
Задачи: Сформировать представление о минералах и горных породах, основных группах горных пород и их происхождении.
Научить различать основные виды горных пород по внешним признакам.
Научить устанавливать причинно-следственные связи при изучении образования разных групп горных пород.
Результаты:
Предметные: понятия « минералы», « магматические, осадочные, метаморфические горные породы».
Метапредметные: умение определять понятия, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Личностные: Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование урока: коллекция “Горные породы и минералы”, презентация.
Ход урока.
Актуализация опорных знаний.
Мы продолжаем изучать особенности строения Земли. Что вам уже известно о ее строении?
Проверим наши знания по теме, выполнив тест.
А1. Что такое литосфера?
- верхняя твердая оболочка Земли
- водная оболочка Земли
- воздушная оболочка Земли
- оболочка, заселенная живыми организмами
А 2. Выберите правильное утверждение.
- литосфера состоит из земной коры и мантии
- земная кора –это часть мантии Земли
- литосфера-это часть земной коры
- литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии
А3. Какой слой не выделяют в материковой коре?
- Гранитный
- Осадочный
- Песчаный
- Базальтовый
А 4.Какой способ позволяет изучать строение земной коры?
- Бурение скважин
- Подземный
- Сейсмический
- Космический
А 5. Укажите верное утверждение.
- Толщина земной коры везде одинакова
- Океаническая земная кора толще материковой
- Материковая земная кора толще океанической
- Толщина материковой земной коры везде одинакова
А 6.Какой слой, кроме осадочного, содержит океаническая земная кора?
- Гранитный
- Торфяной
- Базальтовый
- Песчаный
Проверьте свой уровень знаний по данным ответам.
(Ответы на доске или в презентации)
А1-1
А2-4
А3-3
А4-3
А5-3
А6-1
Проверьте свой уровень знаний по данным ответам. Выполните самооценку.
Работа с листом «Самоконтроль» Приложение 1).
Алгоритм самооценки деятельности по этапам урока.
6 правильных ответов – высокий уровень знаний-5 баллов.
5-4 правильных ответа – средний уровень знаний – 4 балла
3 правильных ответа – низкий уровень знаний – 3 балла
2 и менее правильных ответа – очень низкий уровень знаний – 2 балла
Рефлексия: Проанализируйте ошибки.
Новая тема.
Проблема. Из чего состоит земная кора? Почему в природе такое разнообразие горных пород?
«Мозговой штурм». (Высказывание версий учащихся)
Целеполагание. Тема сегодняшнего урока » Горные породы и минералы, слагающие земную кору».
Какой результат вы планируете получить после изучения данной темы? Что бы вы хотели узнать о горных породах?
( Примерные ответы учащихся)
-закрепить понятие »горная порода»
-узнать какие породы слагают земную кору
-выяснить как образовались горные породы
-научиться различать горные породы по внешним признакам
Просмотр презентации, беседа
Итак, земная кора состоит из разнообразных горных пород и минералов. Со многими из них мы встречаемся в повседневной жизни. Приведите примеры, с какими вы уже знакомы.
Работа с коллекцией.
Рассмотрите образцы горных пород и минералов в коллекции. Прочитайте название каждого вещества. Одинаковы ли они по внешним признакам? Как вы думаете, почему они различаются по составу, внешнему виду, цвету и так далее? Чем отличаются горные породы от минералов?
Вывод: Горные породы состоят из минералов.
Сформулируйте определение минералы, горные породы, используя слова» что это ?, какие признаки?
Предполагаемые ответы: Горные породы – это природные соединения из одного или нескольких минералов.
Минералы – это однородные по составу и строению части горных пород.
Поэтапное закрепление ( ответы учащихся с коррекцией учителя).
Земная кора сложена разнообразными горными породами. Горными породами называют скопление природных минеральных масс, которые покрывают поверхность Земли и принимают участие в строении ее коры. Горные породы состоят из более мелких частиц, природных веществ – минералов. Минерал — от лат. “руда”, это природное тело, относительно однородное по химическому составу и физическим свойства.
Каждая горная порода образовалась в результате определенных геологических процессов. Породы разные, потому что образовались в разных условиях.
Групповая работа.
Самостоятельная работа с текстом учебника ( параграф стр.) Схематизация.
Учитель: По условиям происхождения все горные породы делятся на магматические, осадочные, метаморфические.
Работа в по группе. Работаем текстом, обсуждаем, выполняем схему, защищаем работу.
1 группа - магматические породы, 2-осадочные, 3-метаморфические.
Внимательно слушаем выступления товарищей.
1 группа : отчет- магматические породы, 2-осадочные, 3-метаморфические.
Отчет 1 группы.
К магматическим относятся породы, образовавшиеся из изверженной магмы, которая после охлаждения в земной коре или на поверхности превратилась в массивную, твердую, так называемую кристаллическую породу. Образование кристаллических пород происходит и в наши дни. Магма представляет собой темную тестоподобную массу, которая состоит из разных химических соединений и находится под влиянием высокой температуры и высокого давления, при этом много соединений в ней находятся в газообразном состоянии. Благодаря высокой температуре и давлению магма выходит на поверхность Земли или подходит близко к ней, теряет тепло и постепенно или быстро кристаллизуется.
В зависимости от того, где кристаллизуется магма — на поверхности или на некоторой глубине земной коры — и с какой скоростью она охлаждается, магматические кристаллические породы разделяют на две основные группы: эффузивные, или излившиеся (базальт, пемза и др.), и интрузивные, или глубинные ( габбро, гранит и др.). Излившиеся кристаллизуются на поверхности Земли, а глубинные — на некоторой глубине от поверхности.
Учитель:
(Проблемная ситуация) А могут ли разрушаться магматические горные породы? Какие природные процессы могут повлиять на их разрушение?
Какие горные породы в результате образуются расскажет 2 группа.
Отчет 2 группы.
Осадочные горные породы образуются при механическом и химическом разрушении магматических пород под действием воды, воздуха и органического вещества. Они горные образовывались на поверхности Земли в результате осаждения минералов, частичек и обломков пород в водной среде (морях, реках, океане) и на суше.
По признаку происхождения их делят на три группы: обломочные, химические и органические.
Обломочные породы. Под влиянием ветра, колебаний температуры, текучих вод разрушаются скалы. Обломки горных пород оседают во впадинах и низинах. Со временем они уплотняются и цементируются под давлением вышележащих слоев. Так образуются песчаник, известняк и другие породы.
Осадочные породы химического происхождения – соли и отложения, образующиеся из насыщенных водных растворов. Например, это гипс, поваренная соль.
Горные породы органического происхождения широко распространены в природе – это останки животных и растений: кораллы, известняки, ракушечники, торф, каменные и бурые угли, нефть.
Поэтапное закрепление:
Чем отличаются магматические горные породы от осадочных?
Как образовался в нашей местности бурый уголь?
Проблема: Предположим, что осадочные горные породы окажутся на большой глубине. Они тоже будут изменяться?
Метаморфические горные породы – это магматические и осадочные горные породы, измененные температурой, давлением и химически активными веществами. Метаморфоза горных пород происходит под влиянием следующих факторов:
- давления, возникающего при горообразовательных процессах;
- повышения температуры, вызванного внедряющейся в литосферу магмой, горячих водных растворов и газов;
- давления вышележащих горных пород.
Так, например, известняк превращается в мрамор, песчаник в кварцит.
Поэтапное закрепление:
В чем особенность метаморфических горных пород?
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Оцените свою работу по алгоритму в листе самоконтроля.
Итоговое закрепление:
Сегодня на уроке мы узнали о горных породах, которые слагают земную кору. Вернемся к целям, которые вы поставили перед изучением темы. Каких результатов вы достигли?
Работа в парах. Практическая работа
Тема: «Определение горных пород по образцам».
Последовательность выполнения работы
- Определите горные породы по предложенным образцам.
- Названия горных пород запишите в таблицу соответственно их происхождению.
Магматические | Осадочные | |||
Глубинные | Излившиеся | Неорганические | Органические | |
Обломочные | Химические | |||
3.Опишите горную породу по плану.
План | Описание горной породы |
|
Взаимоконтроль практической работы.
Работа в листе самоконтроля по алгоритму.
Проверьте свои ответы по алгоритму и посчитайте количество неверных ответов.
«5» - ни одной ошибки
«4» - одна, две ошибки
«3» - три, четыре ошибки
Домашнее задание: параграф
На выбор: сообщение или презентация« Горные породы нашей местности», кроссворд по данной теме.
Итоговая рефлексия.
Достигли ли вы заданных целей? В какой степени? Что мешало достижению цели?
Оцените свою работу на уроке
(Рефлексия « Аргументация своего ответа» ) Приложение 2.
Приложение 1.
Алгоритм оценки деятельности по этапам урока.(тест. схема, пр/работа)
6 правильных ответов – высокий уровень знаний-5 баллов.
5-4 правильных ответа – средний уровень знаний – 4 балла
3 правильных ответа – низкий уровень знаний – 3 балла
2 и менее правильных ответа – очень низкий уровень знаний – 2 балла
Удовлетворенность уроком
Выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают твое состояние на уроке:
- Раздражение
- Злость
- Радость
- Равнодушие.
- Удовлетворение
- Вдохновение
- Скука.
- Тревога.
- Покой.
- Уверенность
- Неуверенность.
Наслаждение.
Фамилия, имя | баллы | Итоговая оценка | |||
тест | схема | практическая работа | Удовлетворенность уроком | ||
Приложение 2.
Рефлексия « Аргументация своего ответа»
1.На уроке я работал……..потому что………
2.Своей работой на уроке я………
3.Урок для меня показался…….
4.За урок я…..
5.Мое настроение……..
6.Материал урока мне был………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока географии "Горные породы и минералы"презентация
Разнообразие горных пород и минералов, свойства, происхождение...
Разработка урока географии Горные породы и минералы
Разнообразие горных пород, свойства, происхождение...
Конспект урока по географии "Горные породы и минералы"
Материал данного урока географии в 6 классе при изучении темы " Горные породы и минералы". Использование разнообразных методов работы на уроке, коллекции горных пород позволяют развивать рече-мы...
Урок-проект Горные породы и минералы.
Урок географии 6 класс Технология – метод проектов (учебный проект)Раздел: ЛитосфераТема урока: Горные породы и минералы. Использование в хозяйственной деятельности людей...
урок географии "Горные породы и минералы"
Урок географии спланирован с учетом содержания программы и входит в серию уроков раздела «Оболочки Земли. Литосфера»....
Методические пояснения к уроку природоведения "Горные породы и минералы"
Добиваться поставленной цели помогают знания, приобретенные учащимися в школе и в повседневной жизни, навыки, полученные при выполнении практических работ и творческих заданий, а также любознательност...
Открытый урок по географии "Горные породы и минералы" 5 класс
Разработка открытого урока по географии для 5 класса на тему "Горные породы и минералы".В материале указываются планируемые результаты учащихся на каждом этапе урока, также есть элементы игр...