Урок по географии "Города-герои на карте"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Фомина Наталья Викторовна

70-летию ВОВ посвящается

Урок для учащихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx66.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по географии в 6 классе «Города-Герои ВОВ на географической карте»

70-летию Победы – посвящается

Цели урока:        

Повторить географические объекты, которые являются памятными в ВОВ; познакомить учащихся с краткой историей городов-героев ВОВ; закрепить навыки работы с картами, литературой. Воспитывать патриотические качества у учащихся, любовь к своей стране, своему народу.

Оборудование:        

Настенная политическая карта Евразии, атласы, презентация «Города-герои»(Приложение5); символы-звезды из красной бумаги. Аудиозапись песни Леонида Утёсова – «С боем взяли город Брест!», сообщения учащихся о городах-героях.

Тип урока:        

систематизация и обобщения знаний и умений

Структура урока:        

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

  5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

План:        

1.Вводное слово учителя, постановка целей и задач

2.Актуализация знаний

3.Учащиеся выполняют задание на знание географических объектов, работа с картами, озвучивают опережающее задание.

4.Учащиеся выполняют задания, используя аудиозапись песни.

5. Обсуждение результатов работы, исправление ошибок.

6. Подведение итогов

1. Вводное слово учителя, постановка целей и задач

Учитель:        

Объявляет тему, цели и задачи урока. Озвучивает план урока.

2. Вводное слово учителя. Актуализация знаний

Учитель         

70 лет прошло с весны 1945 года. С того времени как 30 апреля 1945 года над разгромленным логовом фашизма берлинским Рейхстагом взвился советский кумачовый флаг. Так орудийные залпы праздничного салюта в Москве известили о том, что самая жестокая и кровавая война в истории человечества завершилась нашей победой. Почти 4 года бушевало пламя Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Долог и труден был путь к победе. 1418 дней и ночей ковал ее советский народ на фронте и в тылу. Высокой оказалась цена победы, ради которой более 20 млн. советских воинов и мирных жителей сложили головы. Все дальше удаляются от нас военные годы, их трагедии и победные всплески. Но не стирается память о тех, кто отдал жизнь, здоровье, все свои силы для великой Победы. О героях войны мы вспоминаем на митингах 9 мая, а сегодня на уроке географии мы вспомним о тех героических местах, которые остались на картах. Конечно стали эти объекты героическими благодаря людям, жителям этих мест.

Учитель зачитывает отрывок из стих-е С.Михалкова «Нет – сказали мы фашистам»        

И от моря и до моря

Встали русские полки

Встали с русскими едины

Белорусы, латыши

Люди вольной Украины,

И армяне и грузины,

Молдаване, чуваши –

Все советские народы

Против общего врага

Задание: Назовите страны, которые граничат с Россией. (называют с помощью атласа)

Опережающее задание

Учитель рассказывает о городах – героях

1. За годы ВОВ стали героями не только люди разных национальностей, но и города. 13 городов героев насчитывает бывший СССР. Ленинград (Санкт-Петербург) - 1945 год; Сталинград (Волгоград) – 1945 год; Севастополь -1945 год; Одесса – 1945 год; Киев -1965 год; Москва -1965 год; Брест (крепость-герой) -1965 год; Керчь – 1973 год; Новороссийск -1973 год; Минск -1974 год; Тула -1976 год; Мурманск -1985 год;Смоленск -1985 год.

Карточки- Перечислите города, которые являются Российскими(Приложение 1)

Краткие сообщения по городам – героям с показом слайдов

Задание: все перечисленные города каждый выступающий ученик, отмечает на настенной карте бумажной звездочкой, все остальные уч-ся на контурной карте у себя. (Приложение 3)

2. Определение географических координат (задание 1 в рабочем листе)(Приложение 4)

3.Задания по теме «Климат»

Большим испытанием для страны  и Ленинграда было ещё то, что одной из самых холодных зим на территории России в 20 веке была зима 1941-1942 гг., когда в течение трёх зимних месяцев температура воздуха оказалась на 5-7 градусов ниже нормы.

В 1942 г.в  Ленинграде температура января была ниже нормы, морозы достигали 32 градусов.

Задания 2,3,4,6 в рабочем листе

4. Какие ещё звания присуждались городам?

-Города воинской славы

Почётное звание Российской Федерации, присваиваемое отдельным городам Российской Федерации «за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества».

На данный момент насчитывается 45 городов воинской славы. Среди них г.Луга и г.Тихвин Ленинградской области.

(задание 5 на рабочем листе)

5.Задание с использование аудиозаписи песни.

Учитель дает прослушать запись песни         

Много песен сложено о войне, есть песня, в которой шаг за шагом прослеживается путь наших войск. Слушают песню Леонида Утёсова – «С боем взяли город Брест!»

 Задание: Во время прослушивания песни, в тетради записать название городов, которые звучат в песни, после прокладываю маршрут на карте.

Я: 30 апреля 1945 года советские воины Михаил Егоров и Милитон Кантария водрузили над Рейхстагом в Берлине Знамя Победы.

 День Победы 9 Мая –

Праздник мира в стране и весны.

В этот день мы солдат вспоминаем,

Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,

Защитивших родную страну,

Подарившим народам Победу

И вернувшим нам мир и весну!

5. Обсуждение результатов работы, исправление ошибок.

Учитель предлагает учащимся обсудить результаты работы        

Завершая урок, я хочу вас попросить написать на голубках слова, олицетворяющие мир, свободу, героев.(прикрепляем на доску)(Приложение2)

7.Подведение итогов

Учитель анализирует деятельность учащихся на занятии (сбор рабочих листов)        

Приложение 1

Города-герои Великой Отечественной войны:

1)Ленинград (Санкт-Петербург) - 1945 год;                  7)  Брест(крепость-герой)- 1965 год;

2)Сталинград (Волгоград) - 1945 год;                             8)  Керчь-1973 год;

3)Севастополь - 1945 год;                                                  9)  Новороссийск – 1973 год;

4)Одесса  – 1945 год;                                                          10) Минск  – 1974 год;

5)Киев  – 1965 год;                                                              11) Тула  – 1976 год;

6)Москва  – 1965;                                                                12)Мурманск – 1985 год.

                                                                                                 13) Смоленск - 1985 год

Приложение 2

C:\Documents and Settings\Наташа\Рабочий стол\666.GIF

Приложение 3

Сообщения о городах-героях

Ленинград

Оля: Среди 13 городов-героев Советского Союза, Ленинград стоит на особом месте - он единственный город, переживший почти 3-х летнюю блокаду (872 дня), но так и не сдавшийся врагам. Жители города и защитники заплатили страшную цену за удержание города: по разным оценкам, число погибших оценивается от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек. Несмотря на колоссальную смертность, суровые морозы, крайнюю истощённость войск и населения - город всё-таки выстоял.

(прикрепить звезду)

Уч-ся: Отметить на карте!!!

Я: Много трагических судеб было в блокадном Ленинграде. И вот одна из многих.

Таня Савичева жила в ленинградской семье. Началась война, затем блокада. На глазах Тани погибли её бабушка, два дяди, мама, брат и сестра. Когда началась эвакуация детей, девочку удалось вывезти по «Дороге Жизни» на «Большую землю». Врачи боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня Савичева умерла от истощения и болезни.

(Читает стихотворение)

Москва

Среди 13 городов-героев Советского Союза, город-герой Москва занимает особое место. Именно в битве под советской столицей мир весь мир увидел первое в истории поражение безупречно-отлаженной военной машины III Рейха. Именно здесь состоялась битва колоссального масштаба, равной которой всемирная история не знала ни до, ни после, и именно здесь советский народ продемонстрировал высшую степень мужества и героизма, которая потрясла мир.

(Прикрепить звезду, отметить в атласах)

Сталинград

Название города, именем которого названо самое эпохальное сражение XX века, известно далеко за пределами бывшего Советского Союза. События, происходившие здесь , изменили ход всемирной истории. Именно здесь, на берегах красавицы Волги, был сломлен хребет немецко-фашистской военной машины.

Самым известным памятником, посвященным событиям той героической эпохи, является Мамаев курган.

(Прикрепить звезду, отметить в атласах)

Севастополь

Одним из самых стойких городов времён Великой Отечественной войны по праву считается город-герой Севастополь, который выдерживал ожесточённые атаки и осаду врага на протяжении 250 дней. Благодаря мужеству и непоколебимой стойкости защитников, Севастополь стал поистине народным городом-героем - первые книги с употреблением таких характеристик появились уже в 1941-42 гг. (Прикрепить звезду, отметить в атласах)

Новороссийск

Одной из самых выдающихся страниц Великой Отечественной войны была оборона Новороссийска, длившаяся 393 дня (дольше в той войне оборонялся только Ленинград). Врагу так и не удалось полностью взять город - крошечный участок Новороссийска в р-не цементных заводов перед стратегически важным Сухумийским шоссе оставался в руках советских солдат.

(Прикрепить звезду, отметить в атласах)

Мурманск

Город-герой Мурманск в годы Великой Отечественной войны так и не был взят гитлеровским войсками, несмотря на усилия 150-тысячной немецкой армии и постоянные бомбардировки (по суммарному количеству сброшенных на город бомб и снарядов Мурманск уступает лишь Сталинграду).

(Прикрепить звезду, отметить в атласах)

Смоленск

Город-герой Смоленск оказался на острие атаки немецких войск, рвавшихся к Москве. Яростная битва за город, продолжавшаяся с 15 по 28 июля, оказалась одной из самых яростных на начальном этапе Великой Отечественной войны. Сражению за город предшествовали непрекращающиеся бомбардировки с воздуха, начавшиеся с первых дней войны (только за один день 24 июня гитлеровским лётчиками было сброшено более 100 крупных фугасных и более 2 тысяч зажигательных бомб, в результате чего был полностью разрушен центр города, сгорело более 600 жилых домов).

(Прикрепить звезду, отметить в атласах)

Тула

Тула - один из немногих городов-героев Великой Отечественной войны, который отбил все атаки противника и остался непокорённым. В течение 45 дней Тульской операции, длившейся с октября по декабрь 1941 года, находясь практически в полном окружении, защитники города не только выдержали массированные бомбардировки и яростные атаки противника, но и при практически полном отсутствии производственных мощностей (почти все основные предприятия были эвакуированы вглубь страны), умудрились отремонтировать 90 танков, более сотни артиллерийских орудий, а также наладить массовый выпуск минометов и стрелкового оружия (автоматов и винтовок).

(Прикрепить звезду, отметить в атласах)

Приложение 4

Рабочий лист урока по географии

Ученика (цы) 6 «А» класса _________________________________

«Города – Герои на географической карте».

1) Определение географических координат

Г. Санкт-Петербург - ……………………………………….                Г. Севастополь - ………………………………………………

Г. Москва - ………………………………………………………               48°с.ш. 44°в.д. - ……………………………………………….

Г. Тула - ……………………………………………………………               68°с.ш. 33°в.д. - ……………………………………………….

Определите самый северный, южный, западный и восточный города

2) График годового хода t° воздуха в Ленинграде за 1942 год.

Месяц

t° ср

Январь

-20

Февраль

-13

Март

-12

Апрель

2

Май

10

Июнь

13

Июль

17

Август

16

Сентябрь

10

Октябрь

6

Ноябрь

-2

Декабрь

-7

     

3) Определить Аг за 1942 год (г.Ленинград)

Аг =  —  =…………….

4) Определить t° ср за 1942 год (г.Ленинград)

t° ср =………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5) Определите расстояние от г. Санкт-Петербурга до г. Луга и до г. Тихвин.

Вычисление S  между г. СПБ и г. Луга                      Вычисление S  между г.СПБ и г. Тихвин

В каком направлении от г. Санкт-Петербург находятся города ?

6) Постройте розу ветров и сделайте вывод

Направление ветра

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

штиль

Кол-во дней

9

4

5

1

1

2

5

3

1

В январе преобладал ___________ ветер.

Как ветер в Санкт-Петербурге влияет на климат ?

___________________________________________

___________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку

технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

Конспект урока для 6 «А» класса по предмету: Русский язык Тема урока: «Глагол. Составление рассказа по картинке».

Урок разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида в соответствии ФГОС...

Конспект урока-лекции по литературе (технологическая карта урока) по теме "Серебряный век" для 11 класса.

Материал может быть использовн учителем при подготовке к уроку литературы в 11 классе по теме "Серебряный век русской поэзии", в нем представлены этапы урока . деятельность учителя и учеников....