Урок по географии "Города-герои на карте"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по географии в 6 классе «Города-Герои ВОВ на географической карте»
70-летию Победы – посвящается
Цели урока:
Повторить географические объекты, которые являются памятными в ВОВ; познакомить учащихся с краткой историей городов-героев ВОВ; закрепить навыки работы с картами, литературой. Воспитывать патриотические качества у учащихся, любовь к своей стране, своему народу.
Оборудование:
Настенная политическая карта Евразии, атласы, презентация «Города-герои»(Приложение5); символы-звезды из красной бумаги. Аудиозапись песни Леонида Утёсова – «С боем взяли город Брест!», сообщения учащихся о городах-героях.
Тип урока:
систематизация и обобщения знаний и умений
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
План:
1.Вводное слово учителя, постановка целей и задач
2.Актуализация знаний
3.Учащиеся выполняют задание на знание географических объектов, работа с картами, озвучивают опережающее задание.
4.Учащиеся выполняют задания, используя аудиозапись песни.
5. Обсуждение результатов работы, исправление ошибок.
6. Подведение итогов
1. Вводное слово учителя, постановка целей и задач
Учитель:
Объявляет тему, цели и задачи урока. Озвучивает план урока.
2. Вводное слово учителя. Актуализация знаний
Учитель
70 лет прошло с весны 1945 года. С того времени как 30 апреля 1945 года над разгромленным логовом фашизма берлинским Рейхстагом взвился советский кумачовый флаг. Так орудийные залпы праздничного салюта в Москве известили о том, что самая жестокая и кровавая война в истории человечества завершилась нашей победой. Почти 4 года бушевало пламя Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Долог и труден был путь к победе. 1418 дней и ночей ковал ее советский народ на фронте и в тылу. Высокой оказалась цена победы, ради которой более 20 млн. советских воинов и мирных жителей сложили головы. Все дальше удаляются от нас военные годы, их трагедии и победные всплески. Но не стирается память о тех, кто отдал жизнь, здоровье, все свои силы для великой Победы. О героях войны мы вспоминаем на митингах 9 мая, а сегодня на уроке географии мы вспомним о тех героических местах, которые остались на картах. Конечно стали эти объекты героическими благодаря людям, жителям этих мест.
Учитель зачитывает отрывок из стих-е С.Михалкова «Нет – сказали мы фашистам»
И от моря и до моря
Встали русские полки
Встали с русскими едины
Белорусы, латыши
Люди вольной Украины,
И армяне и грузины,
Молдаване, чуваши –
Все советские народы
Против общего врага
Задание: Назовите страны, которые граничат с Россией. (называют с помощью атласа)
Опережающее задание
Учитель рассказывает о городах – героях
1. За годы ВОВ стали героями не только люди разных национальностей, но и города. 13 городов героев насчитывает бывший СССР. Ленинград (Санкт-Петербург) - 1945 год; Сталинград (Волгоград) – 1945 год; Севастополь -1945 год; Одесса – 1945 год; Киев -1965 год; Москва -1965 год; Брест (крепость-герой) -1965 год; Керчь – 1973 год; Новороссийск -1973 год; Минск -1974 год; Тула -1976 год; Мурманск -1985 год;Смоленск -1985 год.
Карточки- Перечислите города, которые являются Российскими(Приложение 1)
Краткие сообщения по городам – героям с показом слайдов
Задание: все перечисленные города каждый выступающий ученик, отмечает на настенной карте бумажной звездочкой, все остальные уч-ся на контурной карте у себя. (Приложение 3)
2. Определение географических координат (задание 1 в рабочем листе)(Приложение 4)
3.Задания по теме «Климат»
Большим испытанием для страны и Ленинграда было ещё то, что одной из самых холодных зим на территории России в 20 веке была зима 1941-1942 гг., когда в течение трёх зимних месяцев температура воздуха оказалась на 5-7 градусов ниже нормы.
В 1942 г.в Ленинграде температура января была ниже нормы, морозы достигали 32 градусов.
Задания 2,3,4,6 в рабочем листе
4. Какие ещё звания присуждались городам?
-Города воинской славы
Почётное звание Российской Федерации, присваиваемое отдельным городам Российской Федерации «за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества».
На данный момент насчитывается 45 городов воинской славы. Среди них г.Луга и г.Тихвин Ленинградской области.
(задание 5 на рабочем листе)
5.Задание с использование аудиозаписи песни.
Учитель дает прослушать запись песни
Много песен сложено о войне, есть песня, в которой шаг за шагом прослеживается путь наших войск. Слушают песню Леонида Утёсова – «С боем взяли город Брест!»
Задание: Во время прослушивания песни, в тетради записать название городов, которые звучат в песни, после прокладываю маршрут на карте.
Я: 30 апреля 1945 года советские воины Михаил Егоров и Милитон Кантария водрузили над Рейхстагом в Берлине Знамя Победы.
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
5. Обсуждение результатов работы, исправление ошибок.
Учитель предлагает учащимся обсудить результаты работы
Завершая урок, я хочу вас попросить написать на голубках слова, олицетворяющие мир, свободу, героев.(прикрепляем на доску)(Приложение2)
7.Подведение итогов
Учитель анализирует деятельность учащихся на занятии (сбор рабочих листов)
Приложение 1
Города-герои Великой Отечественной войны:
1)Ленинград (Санкт-Петербург) - 1945 год; 7) Брест(крепость-герой)- 1965 год;
2)Сталинград (Волгоград) - 1945 год; 8) Керчь-1973 год;
3)Севастополь - 1945 год; 9) Новороссийск – 1973 год;
4)Одесса – 1945 год; 10) Минск – 1974 год;
5)Киев – 1965 год; 11) Тула – 1976 год;
6)Москва – 1965; 12)Мурманск – 1985 год.
13) Смоленск - 1985 год
Приложение 2
Приложение 3
Сообщения о городах-героях
Ленинград
Оля: Среди 13 городов-героев Советского Союза, Ленинград стоит на особом месте - он единственный город, переживший почти 3-х летнюю блокаду (872 дня), но так и не сдавшийся врагам. Жители города и защитники заплатили страшную цену за удержание города: по разным оценкам, число погибших оценивается от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек. Несмотря на колоссальную смертность, суровые морозы, крайнюю истощённость войск и населения - город всё-таки выстоял.
(прикрепить звезду)
Уч-ся: Отметить на карте!!!
Я: Много трагических судеб было в блокадном Ленинграде. И вот одна из многих.
Таня Савичева жила в ленинградской семье. Началась война, затем блокада. На глазах Тани погибли её бабушка, два дяди, мама, брат и сестра. Когда началась эвакуация детей, девочку удалось вывезти по «Дороге Жизни» на «Большую землю». Врачи боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня Савичева умерла от истощения и болезни.
(Читает стихотворение)
Москва
Среди 13 городов-героев Советского Союза, город-герой Москва занимает особое место. Именно в битве под советской столицей мир весь мир увидел первое в истории поражение безупречно-отлаженной военной машины III Рейха. Именно здесь состоялась битва колоссального масштаба, равной которой всемирная история не знала ни до, ни после, и именно здесь советский народ продемонстрировал высшую степень мужества и героизма, которая потрясла мир.
(Прикрепить звезду, отметить в атласах)
Сталинград
Название города, именем которого названо самое эпохальное сражение XX века, известно далеко за пределами бывшего Советского Союза. События, происходившие здесь , изменили ход всемирной истории. Именно здесь, на берегах красавицы Волги, был сломлен хребет немецко-фашистской военной машины.
Самым известным памятником, посвященным событиям той героической эпохи, является Мамаев курган.
(Прикрепить звезду, отметить в атласах)
Севастополь
Одним из самых стойких городов времён Великой Отечественной войны по праву считается город-герой Севастополь, который выдерживал ожесточённые атаки и осаду врага на протяжении 250 дней. Благодаря мужеству и непоколебимой стойкости защитников, Севастополь стал поистине народным городом-героем - первые книги с употреблением таких характеристик появились уже в 1941-42 гг. (Прикрепить звезду, отметить в атласах)
Новороссийск
Одной из самых выдающихся страниц Великой Отечественной войны была оборона Новороссийска, длившаяся 393 дня (дольше в той войне оборонялся только Ленинград). Врагу так и не удалось полностью взять город - крошечный участок Новороссийска в р-не цементных заводов перед стратегически важным Сухумийским шоссе оставался в руках советских солдат.
(Прикрепить звезду, отметить в атласах)
Мурманск
Город-герой Мурманск в годы Великой Отечественной войны так и не был взят гитлеровским войсками, несмотря на усилия 150-тысячной немецкой армии и постоянные бомбардировки (по суммарному количеству сброшенных на город бомб и снарядов Мурманск уступает лишь Сталинграду).
(Прикрепить звезду, отметить в атласах)
Смоленск
Город-герой Смоленск оказался на острие атаки немецких войск, рвавшихся к Москве. Яростная битва за город, продолжавшаяся с 15 по 28 июля, оказалась одной из самых яростных на начальном этапе Великой Отечественной войны. Сражению за город предшествовали непрекращающиеся бомбардировки с воздуха, начавшиеся с первых дней войны (только за один день 24 июня гитлеровским лётчиками было сброшено более 100 крупных фугасных и более 2 тысяч зажигательных бомб, в результате чего был полностью разрушен центр города, сгорело более 600 жилых домов).
(Прикрепить звезду, отметить в атласах)
Тула
Тула - один из немногих городов-героев Великой Отечественной войны, который отбил все атаки противника и остался непокорённым. В течение 45 дней Тульской операции, длившейся с октября по декабрь 1941 года, находясь практически в полном окружении, защитники города не только выдержали массированные бомбардировки и яростные атаки противника, но и при практически полном отсутствии производственных мощностей (почти все основные предприятия были эвакуированы вглубь страны), умудрились отремонтировать 90 танков, более сотни артиллерийских орудий, а также наладить массовый выпуск минометов и стрелкового оружия (автоматов и винтовок).
(Прикрепить звезду, отметить в атласах)
Приложение 4
Рабочий лист урока по географии
Ученика (цы) 6 «А» класса _________________________________
«Города – Герои на географической карте».
1) Определение географических координат
Г. Санкт-Петербург - ………………………………………. Г. Севастополь - ………………………………………………
Г. Москва - ……………………………………………………… 48°с.ш. 44°в.д. - ……………………………………………….
Г. Тула - …………………………………………………………… 68°с.ш. 33°в.д. - ……………………………………………….
Определите самый северный, южный, западный и восточный города
2) График годового хода t° воздуха в Ленинграде за 1942 год.
Месяц | t° ср |
Январь | -20 |
Февраль | -13 |
Март | -12 |
Апрель | 2 |
Май | 10 |
Июнь | 13 |
Июль | 17 |
Август | 16 |
Сентябрь | 10 |
Октябрь | 6 |
Ноябрь | -2 |
Декабрь | -7 |
3) Определить Аг за 1942 год (г.Ленинград)
Аг = — =…………….
4) Определить t° ср за 1942 год (г.Ленинград)
t° ср =………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
5) Определите расстояние от г. Санкт-Петербурга до г. Луга и до г. Тихвин.
Вычисление S между г. СПБ и г. Луга Вычисление S между г.СПБ и г. Тихвин
В каком направлении от г. Санкт-Петербург находятся города ?
6) Постройте розу ветров и сделайте вывод
Направление ветра | С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ | штиль |
Кол-во дней | 9 | 4 | 5 | 1 | 1 | 2 | 5 | 3 | 1 |
В январе преобладал ___________ ветер.
Как ветер в Санкт-Петербурге влияет на климат ?
___________________________________________
___________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 5 класс.Технологическая карта к уроку
технологическая карта урока математики 5 класс. Тема: Делимостьь чисел.Свойства делимости.(в соответствии с ФГОС)...
Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.
Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...
Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.
Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...
Конспект урока для 6 «А» класса по предмету: Русский язык Тема урока: «Глагол. Составление рассказа по картинке».
Урок разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида в соответствии ФГОС...
Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС. Урок в современной школе. Технологическая карта современного урока
Материал предназначе для учителей, работающих в условиях введения новых ФГОС....
Конспект урока-лекции по литературе (технологическая карта урока) по теме "Серебряный век" для 11 класса.
Материал может быть использовн учителем при подготовке к уроку литературы в 11 классе по теме "Серебряный век русской поэзии", в нем представлены этапы урока . деятельность учителя и учеников....