Урок-игра "Знатоки географии"
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Данная разработка может быть использована при проведении обобщающего урока по теме "Америка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_igra_znatoki_geografii.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Грекова Т.А., учитель географии МБОУ  «Верх-Суетская СОШ»

Тема:   Интеллектуально-познавательная игра «Знатоки географии».

Класс: 7

   Цель игры:

  • Расширение кругозора и развитие познавательных способностей школьников.
  • Развивать критическое мышление, память, воображение, творческие способности.
  • Воспитывать взаимовыручку, чувство товарищества, духовное здоровье, соперничество, смекалку.

Задачи игры:

*Активизация познавательных интересов детей по отдельным темам и проблемам содержания предметов, изучаемых в курсе общеобразовательной средней школы, а также развитие научно-культурной осведомлённости.

* Приобщение учащихся к углубленному изучению программных материалов, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, максимально использовать творческие способности учащихся, развивать географическое мышление школьников.

* Воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе, сопережевать другому,  взаимовыручку.

Оборудование:

2 игровых стола, 2 сигнальных флажка, ватман  с изображением контуров Африки и Австралии,  компьютер, интерактивная доска.

Участники:

В игре принимают участие 2 команды по 4 игрока. Команды должны иметь своё название, девиз, эмблему  и выбрать капитана.

Ход игры

Слайд№1

Ведущий: Друзья! Мы начинаем игру, содержание которой полностью отражено в её названии. Сегодня задача игроков блеснуть своей эрудицией, интеллектом. И тем, кому это удастся лучше всего, будет присвоено звание «Знатоки географии». Итак, слева от меня команда (…), справа-команда (…)         Пришло время представить жюри (4человека).  Игра состоит из 6 туров. До начала игры проводится жеребьёвка. Командам задаётся вопрос и предоставляется одна минута на обсуждение ответа. Если команда готова, то капитан поднимает флажок как сигнал о готовности  отвечать. Каждый правильный ответ оценивается 10 баллами. Если у первой команды нет ответа, в этом случае соперник имеет  в запасе только 10 секунд на обсуждение данного вопроса и ответ.

Представление команд.   Жеребьёвка

  1. Почему  у африканских слонов уши больше  чем у индийских?

(для охлаждения тела  т.к. в Африке жарче,  чем в Индии)

  1. Чем питаются жирафы и слоны?

(листвой деревьев).

1 тур. «Разминка».  Слайд№2

Вопросы первой команде  (за каждый правильный ответ - 2 балла) Слайд №3

  1. Самый  влажный материк? (Юж.Америка)
  2. Самые  малорослые люди Земли? (Пигмеи)
  3. Какое млекопитающее ближе всех подходит к человеку по умственному развитию? (Дельфин)
  4. Дать определение понятию «материк».
  5. Какое государство занимает целый материк

Вопросы  второй команде:  Слайд №4

Самый  сухой материк? (Австралия)

  1. Какой  континент не имеет рек? (Антарктида)
  2. Дать определение понятию «остров».
  3. Какой   южный континент был открыт позже других? (Антарктида)
  4. Может ли кит проглотить человека? (нет, у него очень узкая глотка)

2 тур. «Лица». Слайд№5

 Учащимся предлагается посмотреть лица путешественников, мореплавателей, космонавтов, учёных угадать и ответить на вопрос или рассказать о них.  На интерактивной доске появляются портреты путешественников.  (по 5 баллов за каждый правильный ответ)

Первой команде: Слайд №6

  1. Христофор Колумб

- Кто этот человек (итальянец, открыл новый материк, получивший название Америка)

Слайд№7

  1. П.П. Семёнов-Тяньшанский (1827-1914)

- За какие заслуги ему присвоена вторая фамилия? (один из первых исследовал Тянь –Шань. За значительный вклад в изучение Тянь-Шаня к фамилии учёного было доставлено название этой горной системы)

Второй команде:  Слайд №8

  1. Ф. Магеллан (1480-1521)

-Кто этот человек? Каковы его заслуги? (Португальский мореплаватель на парусных кораблях совершил первое  в истории кругосветное плавание, доказавшее, что Земля имеет форму шара).

Слайд№9

  1. Кто этот человек? Каковы его заслуги?  (Васко Да Гама (1469-1524)

Португальский  путешественник.  Открыл  морской путь в Индию).

3 тур.  «Реши логическую задачку».  Слайд№10

Команды получают  задания.  «Какое понятие в цепочке лишнее и объясните почему?»

 На обдумывание заданий отводится 1 минута.(по 1 баллу)

Первой команде.  Слайд№11

  1. Уголь, бокситы, нефть, природный газ, бензин.
  2. Волга, Печора, Лена, Ангара, Дрейка.
  3. Русские, татары, москвичи, казахи, коми.

Второй команде. Слайд №12

  1. Алтай, Таймыр, Саяны, Кавказ, Памир.
  2. Кольский, Камчатка, Сахалин, Таймыр, Чукотский.
  3. Ладожское, Каспийское, Онежское, Белое, Баскунчак.

В это время болельщикам в зале можно занять,  задав им  вопросы.

  1. Какого цвета кровь у осьминога? (голубого)
  2. У какой рыбы рот на брюхе? (акулы)

4 тур.  «Географические анаграммы».   Слайд№13

В каждом из пяти приведённых географических названий или слов переставьте буквы так, чтобы получились географические названия. Слайд №14

1.ГАРАНИА, БИЛИРАЗЯ, РИКАФА, ТАЙКИ, ЛОГАВ.

(НИАГАРА, БРАЗИЛИЯ, АФРИКА, КИТАЙ, ВОЛГА)

2.ЛАМАИГИ, ЛИВАЗ, АНЕКО, ЛОТОБА, САЛТА

(ГИМАЛАИ, ЗАЛИВ, ОКЕАН, БОЛОТА, АТЛАС)

Музыкальный номер  (пока команды работают)

5 Тур.  Блиц - вопросы. Слайд№15

«Эй, товарищ, не ленись!

Отвечать поторопись!»

Каждой команде в течение 1,5  минуты задаётся по 15 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается 2 баллами.

 Вопросы первой команде:

  1. Крупная  морская  рыба? (акула)
  2. Верхний слой Земли,  на котором растут растения? (почва)
  3. Время года (осень)
  4. Природный водный поток? (река)
  5. Естественный спутник Земли? (луна)
  6. Столица  Казахстан? (Астана)
  7. Самая  полноводная река на планете? (Амазонка)
  8. Самое  глубокое  озеро в мире? (Байкал)
  9. Какое животное обладает самым громким голосом? (крокодил)
  10. Самый  холодный материк? (Антарктида)
  11. Крупнейшая пустыня в Африке? (Сахара)
  12. Самый  высокий водопад мира? (Анхель)
  13. Место, где впадает река в другую? (устье)
  14. Самая  большая птица? (страус)
  15. Прибор  для нахождения сторон горизонта? (компас)

вопросы второй команде:

  1. Главный стебель дерева? (ствол)
  2. Что бывает на небе после дождя? (радуга)
  3. Вид осадков? (иней)
  4. Водоём, расположенный в углублении суши? (озеро)
  5. Как называется наша планета? (Земля)
  6. Бывшая столица Казахстана? (Алма-Ата)
  7. Самая крупная змея в мире? (анаконда)
  8. Самое  большое озеро в мире? (Каспий)
  9. Какие ноги у жирафа длиннее:  передние или задние? (они одинаковые)
  10. Самый  жаркий материк? (Африка)
  11. Высочайшие  горы Земли? (Гималаи)
  12.  Кто открыл Америку? (Колумб)
  13. Начало реки? (исток)
  14. Самый  большой остров? (Гренландия)
  15. Движение воздуха в горизонтальном направлении? (ветер).

6 тур.  «Конкурс капитанов». Слайд№16

(каждый вопрос оценивается в 2 балла)

Слайд№17

  1. Назовите  родину кофе. (Африка)
  2. Моря есть – плавать нельзя,

    Дороги есть – ходить нельзя.

              Что это? (географическая карта)

             Слайд№18

  1. Самая  мутная река Казахстан? (Сырдария)
  2. Есть ли стран, где одновременно бывают яркий день и тёмная ночь? (Россия).

Ведущий:  Слайд №19

 И в заключении хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

                    Стремитесь вы его познать!.

Спасибо игрокам! А теперь слово предоставляется жюри.

 Подведение  итога  занятия. Награждение участников игры.

Сценарий познавательного внеклассного мероприятия для 7 класса

Конкурс знатоков географии для учащихся 7 класса «По страницам занимательной географии»

Описание материала: Предлагаю Вам сценарий внеклассного познавательного мероприятия для школьников 6 класса в рамках предметной недели!». Данный материал будет полезен для учителей географии.

Цель: приобретение умений работы с различными источниками информации, повышение общего уровня культуры школьников, развитие повышение интереса к занятиям в классе и внеурочное время, стимулировать географических знаний и умений школьников .

Методы и средства:   проблемно-поисковый, наглядный.

В конкурсе-игре участвуют 2 команды по 5 чел. Каждая команда занимает свой стол. Устанавливается большой экран, компьютер.

Ход  мероприятия (ведущий – учитель географии)

Приветствие Условия игры:

Каждое задание или вопрос оценивается  баллами.

Распределение заданий по двум группам учащихся.

Просим выйти на сцену команды – участников игры.  Мы рады приветствовать команды участников.

Приветствие команд: название, девиз, представление капитанов. (5 мин.)

Вашему вниманию представлены команды 7-х классов (6А и 6Б).

Слово для приветствия предоставляется команде  7 класса.

(Эмблему формата А-4 сдать жюри).

Итак, начинаем нашу игру.  Первый конкурс – разминка для команд.  

И он называется  - конкурс «Самое,самое».

-Самый большой материк - Евразия - 54,4 млн. кв. км

-Самый большой океан - Тихий - 179,7 млн. кв. км

-Самое большое море - Коралловое - 4,8 млн. кв. км

-Самое большое озеро - Каспийское море - 371,8 тыс. кв. км

-Самое большое болото - Васюганское болото, в России

-Наибольший остров - Гренландия - 2,2 млн. кв. км

-Длиннейшая река в мире - Нил с Кагерой - 6450 км

-Длиннейшая река в России - Обь с Иртышом - 5570 км

-Высочайший водопад в мире - Анхель (Венесуэла) - 979 м

-Высочайшая вершина на Земле - гора Джомолунгма (Эверест) - 8848 м

Конкурс «Что это ?»

-Это самая большая птица на ЗемлеВысота птицы 2,5м, а вес около 250кг.-(африканский страус)

-Это крупная летающая птица в мире .Длина птицы до 1,35м, вес до 12кг, а размах крыльев равен 3,25м.-(андский кондр)

-Самая тяжелая летающая птица . Её вес доходит до 19кг. Длина птицы 1м, размах крыльев – 2,3м.-(дрофа)

-Это птица в Новой Зеландии, у которой нет хвоста и крыльев -(киви.)

-Самый длинный шаг при беге у этой  птицы - 7 метров -(страус)

-Это самая холодостойкая птица ,выдерживает морозы при температуре ниже 40 градусов-(императорский пингвин)

Конкурс»По страницам занимательной географии»

Здесь солнце не заходить со дня осеннего дня до дня весеннего равноденствия и полгода не восходит над горизонтом, но до середины мая и с начала августа наблюдается астрономические сумерки, когда на небосклоне появляется заря. Где это бывает?(На южном полюсе Земли)

Эта единственная точка северного полушария не участвует в суточном вращении Земли вокруг ее оси. Здесь нет суточной смены дня и ночи, нет долготы, нет восточного, западного и северного направления, а любая тока на поверхности Земли всегда расположена по отношению к ней только в одном направлении. Что это за точка?(Северный полюс. По отношению к нему любая точка нашей планеты расположена на юге)

Конкурс »Самый умный»

2 играющие встают друг к другу спиной .По команде «Кругом» они меняют местами, перечисляют географические объекты в мире по теме озеро

Музыкальная пауза:песенный конкурс для болельщиков.Например назвать песню и пропеть из нее куплет и т.п.

 Продолжаем нашу игру. Игра»Ты -капитан».

Учитель назначает капитанов судов и дает задание из одного порта в другой(например,из Владвостока в Одессу).Лучшим капитаном признается тот,кто выбрал самый короткий и удобный путь и наиболее подробно его описал.

Конкурс »По страницам и континентам»

-Этот материк примерно в семь раз меньше другого.Какого?А как называется первый?Каковы площади этих материков?(Австралия-самый маленький материк,площадь 9 млн.км кв.;самый большой материк-Евразия,площадь 52 млн.км.кв.)

-У каких материков самая восточная точка расположена в западном полушарии?(У Евразии,Северной Америки и Южной Америки)

-Назовите материки,у каторых самая северная точка лежит в южном полушарии,и материки,у которых самая южная-в северном(Антарктида и Австралия.Евразия и Северная Америка)

-Эта точка Земли интересна тем,что ее географические координаты равны нулю.Где находится это точка?Найдите ее на карте(в Атлантическом океане,при пересечении нулевого меридиана с экватором)

Игра»Знаешь ли ты эту страну?»

Учитель называет какую то-страну,участники должны ответить на ряд вопросов:столица,река,представители растительного и животного мира.

Выигравшим считается та команда,давший наиболее полный ответ

Вот и закончилась наша встреча. Надеемся, что эта игра оставила у вас массу добрых и веселых впечатлений.

Настало время подведения итогов. Слово предоставляется жюри. Капитаны команд приготовились для  вручения грамот.

Выводы: Данное мероприятие апробировалось в актовом зале школы ,получало огромное удовлетворение у участвующих в конкурсе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....