Рабочая программа по географии для 6 класса
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Рабочая программа по географии. 6 класс. ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_6_klass.docx63.31 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Петровка

муниципального района Борский Самарской области

Приложение

к приказу

 от 31.08.2015г  

№ 128 - ОД

Рабочая программа

по Географии

для обучающихся 6 класса

на 2015-2016 учебный год

Составила: Зиновьева О.Н., учитель, стаж работы  21 год,

 высшая квалификационная категория

Принято с учетом мнения

методического объединения учителей

естественно-математического цикла  

Протокол № 1 от 31.08.2015г

Председатель методического объединения

_______________  Н.Н.Арискина

Принято с учетом мнения

педагогического совета

Протокол №1 от 31.08.2015г

Председатель педагогического совета

_______________ В.Н.Толстова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа полностью соответствует  «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.

Цели и задачи курса:

Основная цель курса «География.  Начальный курс. 6 класс»  развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, необходимых для усвоения географии в основной школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

-формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

-развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

-развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

-развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;

-развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимопонимания природы и человека;

-развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;

-развитие чувства уважения и любви в своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.

Общая характеристика предмета

В структуре  курса «География. Начальный курс»  - заложение преемственность между курсами , обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

Курс географии 6 класс – курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле – картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать  и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

 Курс «География. Начальный курс»  рассчитан на общее число учебных часов за год обучения - 34 (1 час в неделю).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы

Количество часов

Виды учебной деятельности обучающихся

общее

теория

практика

1

Виды изображения поверхности Земли

10

6

4

География как наука. Путешествия и географические открытия Основные методы и источники географической информации. Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусами, длиной меридианов и экватора.

   Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.

    Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схемы «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года в процессе решения практических и познавательных задач. Сравнивать планы местности и географические карты. определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью разных видов масштабов. Определять географические координаты объектов на карте. Систематизировать карты атласа по содержанию и масштабу.

Расчитывать расстояния с помощью масштаба. Выявлять на карте и глобусе элементы градусной сетки. Определять направления и географические координаты с помощью параллелей и меридианов.

Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составлять описание по топографической карте форм рельефа.

Определять направления по компасу, азимут на объекты, расстояния с помощью шагов и дальномера. Составлять описание маршрута.

2

Строение Земли. Земные оболочки

22

16

6

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

   Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа.

Устанавливать с помощью географических карт зависимость распространения крупнейших форм рельефа Земли - материков и впадин океанов — от строения земной коры.

   Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма.

 Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли.

   Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира, горных систем. 

Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека.

     Определять черты сходства и различия океанов Земли.

Определять по карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов, выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солености поверхностных вод Мирового океана.

Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана.

     Определять по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карты. Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану. Определять по карте крупнейшие водохранилища мира.

    Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озер мира. Решать познавательные задачи по выявлению причин образования ледников и многолетней мерзлоты. Описывать по карте районы распространения ледников и многолетней мерзлоты. Выявлять особенности воздействия многолетней мерзлоты на хозяйственную деятельность.    Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их.

 Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит.

Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли».

Выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера - «кухня погоды».

    Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам.

   Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра. Решать задачи по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных.

Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику. Анализировать диаграммы распределения осадков по месяцам.

   Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. Определять по картам направление ветров и причины их образования. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды.

Устанавливать причинно-следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами. Выявлять особенности погоды. Знакомиться с картами погоды, выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата. Выявлять главную причину разнообразия климатов и существования климатических поясов. 

Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными своей местности.

Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота. Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам. Высказывать мнения о воздействии человека на биосферу в своем крае.

    Проводить сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв.

3

Население Земли

2

2

-

Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Посещение краеведческих и этнографических музеев. Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее населенных стран, городов с населением более 10 млн человек.                                                Определение порядка действий приугрозах различных стихийных бедствий (пожара, урагана, наводнения, землетрясения, сильной жары, холода, града, грозы и т. д.)

ИТОГО:

34

24

10

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Виды изображения поверхности Земли (10 часов)

ПЛАН МЕСТНОСТИ (5 часов)

Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.

Земля – планета солнечной системы. Вращение Земли. Луна.

Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.

Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.

Практикумы:  1. Изображение здания школы в масштабе. 2. Определение направлений и азимутов по плану местности. 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (5 часов)

Формы и размеры Земли. Форма Земли. Размер Земли. Глобус – модель земного шара.

Географическая карта – изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Современные географические карты.

Градусная сеть  на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.

Географическая широта. Определение географической широты.

Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин. Шкала высот и глубин.

Практикумы: 4. Определение географических координат объектов по их географическим координатам.

Строение Земли. Земные оболочки (22 часа)

ЛИТОСФЕРА (5 часов)

Земля и ее внутреннее строение. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Движение земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.

Рельеф суши. Горы. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.

Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин во времени. Человек в равнинах.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Практикумы: 5. Составление описания форм рельефа.

ГИДРОСФЕРА (6 часов)

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.

Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое  Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.

Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

Река. Что такое река? бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.

Практикумы: 6. Составление описания внутренних вод.

АТМОСФЕРА (7 часов)

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причины изменения температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Причины, влияющие на климат. Измерение освещенности и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Практикумы: 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. 8. Построение розы ветров. 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

БИОСФЕРА (4 часа)

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.

Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.

Практикумы: 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).

Население Земли (3 часа)

Население Земли. Человечество - единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.

                     ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

ПРЕДМЕТНЫЕ:

- называть методы изучения Земли;

-называть основные результаты выдающихся  географических открытий и путешествий;

-объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

-приводить примеры географических  следствий движения Земли;

- объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта;

-назвать масштаб глобуса и показывать и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;

-приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

- находить и называть сходство и различия в изображении и элементов градусной сети на глобусе и карте;

-читать план местности и карту;

-определять  (измерять ) направления, расстояния на плане, карте и на местности;

-производить простейшую съемку местности;

- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

-ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

-определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;

-называть (показывать) элементы градусной сети, географического полюса, объяснять их особенности;

-объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс»,  «природная зона»;

-называть и показывать основные географические объекты;

- работать с контурной картой;

-называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

- приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

-определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;

-классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению и строению;

-объяснять особенности движения вод в Мировом океане особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;

-измерять (определять) температуру воздуха, атмосферного давления, направление ветра, облачность, амплитуды температур, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;

- описывать погоду и климат своей местности;

- называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;

-называть меры по охране природы;

- рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;

-приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;

- составлять описание природного комплекса;

-приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях

ЛИЧНОСТНЫЕ:

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

- участвовать в совместной деятельности;

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

-оценивать работу одноклассников;

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

-сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-классифицировать информацию по заданным признакам;

-искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

-работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

-классифицировать информацию;

-создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-опыт участия  в социально значимом труде;

-осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

-понимание ценности здорового образа жизни;

-понимание основ экологической культуры

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Обучающийся  научиться:

- определять форму и размеры Земли;

- показывать полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

- называть части внутреннего строения Земли;

- перечислять основные формы рельефа;

- перечислять части Мирового океана;

- называть виды вод суши;

- приводить причины изменения погоды;

- определять типы климатов;

- называть виды ветров, причины их образования;

- перечислять виды движения воды в океане;

- называть пояса освещенности Земли;

- показывать географические объекты, предусмотренные программой.

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

- анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;

- использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

-находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе и инструментальных);

-объяснять особенности компонентов природы своей местности;

-описывать по карте взаимное расположение географических объектов;

-определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы, явления;

-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

-оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;

-приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений, примеры, показывающие роль географии;

-проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты;

-различать изученные географические объекты, процессы, явления;

-создавать простейшие географические карты различного содержания, письменные тексты и устные сообщения о географических объектах и явлениях;

-составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

-сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

- строить простые планы местности;

-формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе и инструментальных);

-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической  науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

                                                                                 

КОНТРОЛЬ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Промежуточная аттестация обучающихся Учреждения  осуществляется педагогическими работниками  по пятибалльной системе (минимальный балл-1, максимальный балл-5).   

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ:
Оценка "5" ставится, если ученик:

- показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

- умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

- самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

- хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

- показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

- умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- ответ самостоятельный;

- наличие неточностей в изложении географического материала;

- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

- связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

- наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

- понимание основных географических взаимосвязей;

- знание карты и умение ей пользоваться;

- при решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

- усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

- материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

- допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

- не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

- отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

- обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

- слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

- скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

- знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

- только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

- не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

- не делает выводов и обобщений.

- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

- имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

- при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

- имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

- не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

- отказался отвечать на поставленный вопрос.


Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:

- выполнил работу без ошибок и недочетов;

- допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

- не более двух грубых ошибок;

- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух-трех негрубых ошибок;

- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

- или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

- не приступал к выполнению работы;

- правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов, "1" - не приступал к выполнению работы, не выполнил ни одного задания.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов, "1" - не приступил к выполнению работы, не выполнил ни одного задания.

Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Оценка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Оценка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
 Оценка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Оценка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Оценка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Оценка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Оценка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Оценка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.                                      

Форма годовой промежуточной аттестации - итоговая работа. Источник: География: Диагностические работы. 6 кл.: учебно-методическое пособие к учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой "География. начальный курс. 6 класс"/ С.В.Кучменко, О.А.Панасенкова.- М.: Дрофа, 2015, стр. 86-99                                                                                                                 Критерии оценивания итоговой работы: Работа включает 22 задания. За выполнение различных по сложности заданий дается :задания 1-3, 5-  12,14,16,17 -  один балл, задания 4, 13, 15 - два балла, которые затем суммируются.  

"1" - обучающийся не выполнил ни одного задания, не приступил к работе

"2" - от 1 до 8 баллов

"3"- от 9 до 12 баллов

"4"- от 13 до 16 баллов

"5" - от 17 до 20 баллов

       


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Раздел

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Планируемые  результаты

Используемые ЭОР  и оборудование

Дата

проведения

Предметные

УУД

Раздел 1  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Виды изображения поверхности Земли

Введение.

Понятие о плане местности. Масштаб.

Стороны горизонта. Ориентирование.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Составление простейших планов местности.

Форма и размеры Земли. Географическая карта.

Градусная сеть на глобусе и картах.

Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин.

Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли».

Урок изучения нового материала

Урок обучения умениям и навыкам

Урок обучения умениям и навыкам

Урок обучения умениям и навыкам

Урок обучения умениям и навыкам

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Урок обучения умениям и навыкам

 

Комбинированный урок

Урок обобщения и повторения

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

- обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников;

- работа с планом местности;

-отработка умений, выбирать масштаб, переводить цифровой масштаб в именованный;

- определение сторон горизонта по компасу;

- определение направлений и азимутов по плану местности;

-определение по плану местности высот холмов и глубин впадин;

-определение по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма;

-изображение с помощью горизонталей холма и впадины

-составление плана местности методом маршрутной съемки

- работа с глобусом и картами различных масштабов;

-определение по глобусу и карте направление и расстояний

-определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов

- определение географических координат объектов

-определение по картам высот и глубин объектов

-работать в соответствии с предложенным планом, объяснять значение  географической номенклатуры

-работа с рисунками «Планеты солнечной системы», «вращение Земли вокруг Солнца»

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-уметь взаимодействовать с людьми, вырабатывая общее решение

-самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

-обладать коммуникативной компетентностью

-работать в соответствии с предложенным планом;

-искать и отбирать информацию

-самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

-обладать коммуникативной компетентностью

-работать в соответствии с предложенным планом;

-искать и отбирать информацию

-самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

-обладать коммуникативной компетентностью

-самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

-обладать коммуникативной компетентностью

 -работать в соответствии с предложенным планом;

-искать и отбирать информацию

-осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;

-оценивать свою работу и работу одноклассников

рисунки «Планеты солнечной системы», «вращение Земли вокруг Солнца», атлас, конт.карты

Электронное приложение к учебнику

атлас, конт.карты, презентация «План местности»

Электронное приложение к учебнику

Презентация «Ориентирование на местности», компасы

Электронное приложение к учебнику

Атлас,  электронное приложение к учебнику

 

Электронное приложение к учебнику

Атлас, оборудование для практикума

Глобус, атлас,

электронное приложение к учебнику

Глобус, атлас,  электронное приложение к учебнику

Глобус, атлас, физические карты,

электронное приложение к учебнику

Глобус, атлас, физические карты

Электронное приложение к учебнику

Раздел 2

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Строение Земли. Земные оболочки

Земля и ее внутренне строение.

Движение земной коры. Вулканизм.

Рельеф суши. Горы.

Равнины суши.

Рельеф дна Мирового океана.

Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства Вод океана.

Движение воды в океане.

Подземные воды.

Реки.

Озера.

Ледники.

Атмосфера: строение, значение, изучение.

Температура воздуха.

Атмосферное давление.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

Погода.

Климат.

Причины влияющие на климат.

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

Распространение организмов в Мировом океане.

Природный комплекс.

Обобщение и контроль знаний по разделу ""Строение Земли. Земные оболочки".

Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Урок обобщения и повторения

Комбинированный урок

Урок изучения  нового материала

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Урок обобщения и повторения

Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Урок обобщения и повторения

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Урок обобщения и повторения

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-определение минералов и горных пород по отличительным признакам;

-сравнение горных пород, различающихся по происхождению

-подготовка сообщения о крупнейших землетрясениях и извержениях вулканов;

- определение по карте расположения на материках различных гор, их протяженности и высоты;

-определение по карте расположения на материках  наиболее крупных равнин, их протяженности;

-сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов

-определение по картам шельфов материковых островов, срединно-океанических хребтов океанов

-составление схемы мирового круговорота воды;

- обозначение на карте океанов, крупных внутренних и внешних морей

-составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны;

- обозначение на конт. картах теплых и холодных течений

-выполнение в тетради рисунка "Грунтовые воды", знакомство с подземными водами

-описание реки своей местности по плану;

-обозначение на конт.карте наиболее крупных рек России;

-выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов

-обозначение на конт. карте крупных озер и водохранилищ;

-сравнение озер тектонического и ледникового происхождения

-обозначение на карте крупных горных и покровных ледников, границы вечной мерзлоты на территории нашей страны;

-выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты

-доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем;

-выполнение рисунка "Строение атмосферы"

-выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории;

-расчет средней температуры;

-формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом

-измерение атмосферного давления с помощью барометра;

-сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью

-выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры;

-определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах

-заполнение календаря погоды;

-измерение среднесуточной температуры зимой и летом;

-сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности

- описание климата свое местности по плану;

-изображение положения Земли по отношению к Солнцу днем и ночью;

-положение земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом; областей для которых характерны полярный день и полярная ночь

-характеристика природных зон по плану;

-обозначение природных зон на карте;

-характеристика наиболее известных заповедников и национальных парков;

-изучение жизни и деятельности наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка презентаций

-изучение природных комплексов своей местности и их описание по плану

-работать в соответствии с предложенным планом, объяснять значение  географической номенклатуры

-составлять описание объектов, работать с текстом;

-оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях, работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

- участвовать в совместной деятельности

-составлять описание объектов, работать с текстом и картой;

- работать с текстом и картой;

-оценивать свою работу и работу одноклассников

-составлять описание объектов, работать с текстом и картой;

- работать с текстом и картой;

-оценивать свою работу и работу одноклассников

-составлять описание объектов, работать с текстом, дополнительной литературой

- работать с текстом и картой;

-составлять описание объектов, работать с текстом, дополнительной литературой и Интернетом

- работать с текстом и картой;

-составлять описание объектов, работать с текстом, дополнительной литературой и Интернетом

- работать с текстом и картой;

-оценивать свою работу и работу одноклассников

- работать с текстом и картой;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-искать и отбирать информацию

-работать в соответствии с предложенным планом;

-искать и отбирать информацию

-составлять описание объектов;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-искать и отбирать информацию;

-осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;

-составлять описание объектов;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-искать и отбирать информацию;

-составлять описание объектов;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-искать и отбирать информацию;

-составлять описание объектов;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-искать и отбирать информацию;

-оценивать свою работу и работу одноклассников

- работать с текстом и картой;

-находить информацию из дополнительных источников и Интернет

-работать в соответствии с предложенным планом;

-искать и отбирать информацию;

- работать в группе

-работать в соответствии с предложенным планом;

-искать и отбирать информацию;

-осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;

-оценивать свою работу;

Презентация «Строение Земли»

Электронное приложение к учебнику

Электронное приложение к учебнику

Глобус, атлас,  электронное приложение к учебнику

Глобус, атлас,  электронное приложение к учебнику

Глобус, атлас,  электронное приложение к учебнику

Глобус, атлас, конт.карты электронное приложение к учебнику

Глобус, атлас, конт.карты электронное приложение к учебнику

Электронное приложение к учебнику

Глобус, атлас, конт.карты электронное приложение к учебнику

Глобус, атлас, конт.карты электронное приложение к учебнику

Глобус, атлас, конт.карты электронное приложение к учебнику

Атлас, конт.карты электронное приложение к учебнику

Электронное приложение к учебнику, термометр,  система PROLog

Электронное приложение к учебнику, барометр,  система PROLog

Электронное приложение к учебнику, система PROLog

Электронное приложение к учебнику, календарь погоды

Электронное приложение к учебнику, календарь погоды, атлас

Электронное приложение к учебнику, конт.карты, атлас

Электронное приложение к учебнику, конт.карты, атлас

Электронное приложение к учебнику, ПК учащихся

Электронное приложение к учебнику

Раздел 3

33

34

Население Земли

Население Земли.

Человек и природа.

Итоговая работа.

Урок изучения нового материала

Урок обобщения и повторения

1

1

-изучение географических особенностей различных народов;

-описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников;

-численность населения каждого материка

-определение порядка действий при угрозах различных стихийных действий (пожара, урагана, наводнения, землетрясения, сильной жары, холода, града, грозы и т.д)

-работать в соответствии с предложенным планом;

-работать с текстом и картой;

-составлять описание объектов;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-искать и отбирать информацию;

-осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;

-оценивать свою работу;

Электронное приложение к учебнику, атлас, конт.карта

Электронное приложение к учебнику


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Герасимова Т.П, Неклюкова Н.П. География. Начальный курс: учебник  6 класс. М.:Дрофа, 2014.

2. Баринова И.И. Введение в географию. 6 класс: методическое пособие 3.

3. Карташова Т.А., Курчина С.В.: рабочая тетрадь с комплектом контурных карт.-М.Дрофа Дик, 2013.

4. География. Начальный курс. 6 класс: электронное мультимедийное издание.

За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2010.

6. Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6 – 10 класс. – М.: Дрофа, 2011.

7. Петрова Н.Н.  – Темы школьного  курса: Земля – планета Солнечной системы - М.: Дрофа, 2012.

8. Петрова Н.Н. – Темы школьного  курса: План и карта – М.: Дрофа. 2012.

9. Савельева Л.Е., Дронов В.П. – Землеведение. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кабинет географии является информационно-образовательной средой по предмету. В нем можно проводить урочные и внеурочные занятия, воспитательную работу с учащимися. Его оснащение соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и создает условия для достижения обучающимися результатов освоения основной образовательной программы по географии основного общего образования. Основа кабинета — рабочие места для учащихся и учителя.

Оснащение кабинета:

Учебно-методический комплект (УМК);

Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, копировально-множительная техника);

цифровые образовательные ресурсы;

учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

Лабораторное и демонстрационное оборудование;

Комплект географических карт;

Комплект тематических таблиц;

Комплект портретов выдающихся географов и путешественников;

Библиотека учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;

Медиатека (интерактивные карты, электронные наглядные пособия, видеофильмы);

Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации практических, самостоятельных, контрольных работ.

http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.unknowplanet.ru

http: //www.weather.com



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...