Материки и страны. Африка
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Конспект урока по географии 7 класс на тему:"Материки и страны. Африка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Африка | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
География. 7 класс
Тема 4. «Материки и страны. Африка»
Африка в мире
Цели урока:
▪сформировать представление об освоении Африки;
▪сформировать представление о месте Африки в мире;
▪сформировать знания о населении материка: его численности, быте, уровне жизни, занятиях и проблемах;
▪выявить особенности размещения населения;
▪познакомить с планом описания населения;
▪продолжить формирование умений работать с тематическими картами атласа и дополнительным материалом.
Планируемые результаты:
знать:
- должны иметь представление и основные знания об Африке: её социально-экономического развития, населении и его занятиях;
- должны знать политическую карту Африки;
уметь:
- должны уметь показывать на политической карте мира её крупнейшие страны;
- находить, использовать и презентовать географическую информацию об Африке;
- продолжать развивать умение обучающихся работать со схемами и картами атласа и учебника.
Оборудование:
- физическая карта Африки (или мира);
- политическая карта Африки (или мира);
- флаги стран Африки;
- карта "Народы и плотность населения мира";
- фотографии и слайды африканских народов и их занятия;
- предметы опережающего задания (финики, кофе, какао, арахис, х/б изделие, апельсин или т.д.).
Тип урока: комбинированный.
Методы и формы обучения: рассказ, беседа, работа с картой, работа с фотографиями и слайдами, анализ рисунков и текста учебника.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся.
Беседа по вопросам:
1.В чём особенности географического положения Африки?
Как оно влияет на природу материка?
2.Установите взаимосвязи между особенностями строения земной коры и
рельефом Африки.
Какие тематические карты атласа вы будете использовать?
3.Охарактеризуйте климат материка.
4.Дайте характеристику внутренних вод Африки.
5.Выберите верный ответ.
«Африка омывается водами океанов: а) Тихого и Индийского;
б) Индийского и Атлантического; в) Тихого и Атлантического».
6.Выберите верный ответ.
«Самой многоводной рекой Африки является: а) Нил; б) Замбези;
в) Конго; г) Нигер».
7.Назовите: самое влажное и самое сухое места Африки.
8.Работа с физической картой Африки.
Проверить друг у друга знания карты Африки.
III. Изучение нового материала.
Эпиграф к уроку:
Что до природы мне, до древности,
Когда я полон жгучей ревности.
Ведь ты во всём её убранстве
Увидел Музу Дальних Странствий.
(Н.С.Гумилёв «Отъезжающему»)
1) Что знают об Африке в мире?
Учитель предлагает послушать сообщения об исследователях Африки:
-Давид Ливингстон; -Генри Мортон Стенли; -Василий Юнкер; -Д.Спик;
-Дж.Грант; -Джой Адамсон; -Роже Эйм; -Бернгард Гржимек;
-Джералд Дарелл и др.
(Рассказы и презентации учеников)
Учитель предлагает ученикам рассказать, что они знают об Африке.
(На доске висит карта материка.)
(Ответы ребят.)
Работа с текстом учебника «Что знают об Африке в мире?».
Учитель обращает внимание ребят на то, что внутренние районы материка Африка стали известны европейцам лишь с середины XIX века. В то время, как север Африки и её побережье были известны европейцам давно.
Территории Африки стали колониями некоторых европейских государств
(см. учебник – рис. 72 на стр. 100).
Назовите европейские государства-колонизаторы:
- Англия; - Бельгия; - Испания; - Италия; - Португалия; - Франция.
Назовите причину колонизации материка.
(Ответы учеников)
Итак, главная причина – это богатства недр материка (железные, марганцевые, медные, урановые, кобальтовые, алюминиевые руды, золото, платина, алмазы, нефть, природный газ, каменный уголь), в лесах – ценные породы деревьев (сандаловое, красное, эбеновое, жёлтое, мускатное, хлебное, кофейное, какао, масличное дерево каритэ, финиковые пальмы). А из-за жаркого климата и при достаточном количестве воды можно собрать два и более урожаев в году, причём руками африканцев.
Африка обладает богатейшими природными ресурсами, но остаётся беднейшим регионом мира.
2) Кто живёт в Африке?
Рассказ учителя.
Слышали ли вы высказывание «Африка – родина человечества»? Почему так говорят? На это есть серьезные основания. На территории Восточной Африки обнаружены наиболее древние каменные орудия труда, которые были изготовлены приблизительно 2 млн. лет назад. Это первое свидетельство существования самого рода Homo – человека. С течением времени люди размножились и расселились – сначала на территории континента, а затем и за его пределами. Влияние природной среды и миграционные потоки обусловили формирование различных этнических групп и народов.
На современное расселение наиболее многочисленных народов Африки существенно повлияло вторжение арабов, завоевавших в VIIв. Египет, Алжир и другие страны. Однако арабы не были первыми азиатами, появившимися на континенте: еще в V тыс. до н.э. в Африке появились семиты. Они оказали большое влияние на человеческую цивилизацию: финикийцы первыми создали азбуку и научились изготавливать стекло.
Работа с картой атласа «Расы».
Вспомните, как называется раса, проживающая на материке Африка? (негроидная или экваториальная)
А кроме негроидной расы кто ещё проживает? (европеоидная, монголоидная)
Работа с текстом учебника «Кто живёт в Африке?».
Рассказ учителя.
На материке Африка проживало в 1980-х гг. – 469 млн.чел, в 1990-х гг. – 748 млн.чел.
А сейчас проживает более 900 млн.человек разных народов. А народов насчитывается примерно 3 тысячи!
Рассказ учителя.
Население материка размещено неравномерно. В пустынях Сахара, Калахари, Намиб и в бассейне реки Конго плотность населения менее 1 чел./кв.км. (Демонстрация слайдов или фотографий географических объектов: пустынь Сахара, Калахари, Намиб, долины реки Конго). Здесь находятся участки не заселенные вовсе. Однако на континенте есть территории, где плотность населения очень высока – более 100 чел/кв.км. Причем около 40% населения материка живет на территориях, высота которых над уровнем моря составляет от 500 до 2000 м и выше.
Работа с картой атласа «Народы и плотность населения мира».
Какие народы сейчас проживают на материке?
В каких районах Африки наблюдается наибольшая и наименьшая плотность населения? Почему? Что это за районы?
Что вы знаете об этих народах?
Работа с текстом учебника.
Рассмотрите рис.73 и 74 на стр.101. Вы видите, что и арабы проживают на материке Африка.
Работа в тетрадях.
Учитель заполняет таблицу «Представители народов Африки» на доске, а ученики – в тетрадях:
Раса | ||
Европеоидная | Экваториальная | Монголоидная |
Арабы, берберы, туареги | Нилоты, бушмены, банту, пигмеи, готтентоты | Малагасийцы |
Эфиопы – это народ, имеющий черты негроидной и европеоидной рас |
(Демонстрация фотографий или слайдов с представителями народов Африки).
Работа с текстом учебника.
Учитель знакомит с планом описания населения материка, приведенном в рубрике «Шаг за шагом» на стр.102.А чем занимаются народы Африки?
3) Чем заняты африканцы?
Работа с текстом учебника «Чем заняты африканцы?».
Рассказ учителя.
Учитель начинает свой рассказ с того, что большинство всеми любимые лакомства – из Африки: финики, шоколад (какао), апельсины.
Прочтите в учебнике (рис.75 на стр.102) и найдите на политической карте те страны, в которых производят продукцию, используемую во всем мире (товары-символы).
(Работа с политической картой мира или «Политическая карта Африки»):
КОФЕ = Кения, КАКАО = Кот-д´Ивуар, АПЕЛЬСИНЫ = Марокко,
АЛМАЗЫ = Ботсвана, ХЛОПОК = Египет, ЗОЛОТО = ЮАР
Опережающее задание:
Можно предложить ученикам устроить выставку африканских товаров «Африканские товары в моем доме». Каждый из учеников должен принести чуть-чуть каждого из африканского товара на урок и рассказать, где он производится (финики, кофе, какао, хлопчатобумажное изделие, апельсин, арахис и т.д.).
Такая экспозиция не только поможет узнать, что любят в доме школьников, но продемонстрирует наличие африканских товаров на российских рынках.
IV. Закрепление изученного материала.
Беседа учителя по вопросам и заданиям:
1.Почему Африку называют прародиной человечества?
2.Назовите характерные черты Африки с точки зрения её места в мире.
3.Как размещено население Африки? Чем оно занято?
4.Назовите исследователей Африки и главные результаты их исследований на материке.
5.Назовите и покажите на карте крупнейшие страны Африки.
V. Домашнее задание.
1.Изучить §26 на стр.100-103.
2.Ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физическая география материков и океанов. Африка. Часть 2. (Для учащихся с применением ДОТ)
В работе представлены материалы для узучения физической географии материков и океанов, раздел "Африка". В данной части представлена информация по описанию физико-географических особенностей континента...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА игры по предмету: «География» «МАТЕРИКИ И СТРАНЫ»
Игра по географии "Брейн-ринг". Представлены методическая разработка игры и презентация. Игра проходит по раундам, в каждом раунде участвует по 2 команды. В каждом раунде максимально задается 5 в...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА игры по предмету: «География» «МАТЕРИКИ И СТРАНЫ»
Игра по географии "Брейн-ринг". Представлены методическая разработка игры и презентация. Игра проходит по раундам, в каждом раунде участвует по 2 команды. В каждом раунде максимально задается 5 в...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА игры по предмету: «География» «МАТЕРИКИ И СТРАНЫ»
Игра по географии "Брейн-ринг". Представлены методическая разработка игры и презентация. Игра проходит по раундам, в каждом раунде участвует по 2 команды. В каждом раунде максимально задается 5 в...
Урок обобщающего повторения по теме "По материкам и странам"
Закрепление заний по материкам...
факультатив по материкам и странам 7 класс
факультатив по материкам и странам 7 класс...