Понятие "сакральная география"
статья по географии на тему

Окунева Ирина Вячеславовна

В статье рассматриваются вопросы сакральной географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okuneva-9.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Окунева И.В.

Понятие «сакральная география»

«Сакра» переводится с санскритского как «святая земля». Сакральным местом, то есть святой, священной землёй, может называться храм, постройка, город, страна, географический объект. Сакральная география – восприятие различных объектов окружающего мира как священных [4]. В тех местах, которые воспринимаются как сакральные, возникают культовые объекты, или места поклонения. Их ещё называют почитаемыми ландшафтными объектами.

Культурная сакрализация таких мест приобщала их к миру человека лишь отчасти, поскольку они оставались «во владении и ведении» сверхъестественных сил. Под «культовым» местом понимается целевое освоение природного объекта человеком, которое может маркироваться символами.

Побудительная (ведущая) цель возникновения почитаемых ландшафтных объектов, т.е. культовых мест, могла быть различной, например:

хозяйственно-промысловая, то есть это могло быть пастбище или богатые охотничьи и рыболовные угодья;

пограничная, связанная с освоением «чужого» пространства при поселении;

защитная, для ограждения себя от злых духов на чужой территории или от неугодных пришельцев [5].

Объекты, имеющие сакральный статус, как правило, обслуживают потребности той или иной социальной группы. Они объединяют людей, позволяют им совершать мистические и магические практики, общаться и т.п. Формирование сакрального пространства при этом обуславливается, во-первых, географическими, экономическими и историческими особенностями территории (наличием окультуренных или диких земель, дорог, происходящими здесь социальными процессами и др.), во-вторых, особенностями человеческого восприятия и мышления [2, с. 35].

В древности сакральных, культовых мест было гораздо больше. Археологически это могильники, святилища, петроглифы, культовые пещеры. Но сейчас эти места чаще не воспринимаются как сакральные. Однако есть объекты, которые до сих пор используются современными народами «по назначению». Зоны сакральной чистоты, непосредственного влияния святыни и запретная зона, окружающие объект поклонения, в совокупности могут рассматриваться как микробиосферные заповедники, своего рода эталоны типичной природной среды, способствующие сохранению биоразнообразия на местах» [1, с. 196].

Под сакральной географией также понимается описание реальных мест, где разворачивались события из древних эпосов и религий [3]. В сакральной географии прослеживаются те связи, которые не входят в рамки археологии, этнографии, религиоведения – привязка геологии и ландшафта к культовым объектам, возможные пути распространения и эволюции культовых памятников и самих культов.

Таким образом, сакральные места – это природные культовые объекты, которые воспринимаются как священные.

Литература

1. Огудин, В.П. К вопросу о регистрации и картировании земель традиционного природопользования Республики Хакасия [Текст] / В.П. Огудин, Н.И. Суханова // Материалы международного интернационального научно-практического симпозиума «Экология и традиционные религиозно-мистические знания». – Москва-Абакан-Кызыл, 2001. – С. 195-201.

2. Сакральная география. Энциклопедия мест силы [Текст]. – Екатеринбург, 2005. – 648 с.

3. gklimov.livejournal.com/97279.html

4. www.etnograf.ru/nodel/1120

5. www.kenozerje.by.ru/sinjagovskij.htm

Опубликовано:

Окунева И.В. Понятие «сакральная география» // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2015 г.: в 13 частях. Часть 6. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком». – 2015. – С. 111-112.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....