курсовая работа на тему применение ИКТ на уроках географии
учебно-методический материал по географии на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Воронежский государственный педагогический университет
Кафедра экономической и социальной географии
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему «Применение ИКТ технологий на уроках географии»
Выполнила: студентка 4 к.
Отд. География
Малеванная Е. Б.
Воронеж 2013
Оглавление
Введение
Глава 1 . Средства обучения
1.1.Средства обучения географии в школе
1.2. Информационные и коммуникационные технологии
Глава 2.Методика применения информационных и коммуникационных технологий
2.1.Применение информационных и коммуникационных технологий
на уроках географии
2.2. Применение информационных и коммуникационных технологий
во внеурочной деятельности
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Тема применение ИКТ технологии на уроках географии является актуальной.
В современном мире особенное значение для развития цивилизации, для обеспечения благосостояния людей приобретает образование. Только высоко и всесторонне образованные специалисты смогут обеспечить дальнейший прогресс науки, техники, технологии и обратить их достижения на пользу общества.
Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Инновационные педагогические технологии, основанные на применении информационных, коммуникативных методов обучения, позволяют решить задачу модернизации Российского образования
Цели: раскрыть роль и место информационных и коммуникационных технологий в обучении географии
Задачи:
1.Выявить варианты применения ИКТ на уроке
2.Рассмотреть использование ИКТ во вне урочной деятельности
В соответствии с целями и задачами план исследования соответствует целям и задачам.
Глава 1.Средства обучения
1.1.Средства обучения географии в школе
Средства обучения - это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации. В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, производство, сооружения. Дидактические средства, как и методы, являются частью педагогической системы и выполняют в ней свое назначение. Выбор средств обучения зависит от дидактической концепции, целей, содержания, методов и условий учебного процесса.
Средства обучения географии в школе.
В школьной географии средства обучения являются учебные программы, учебники, карты, книги, научно-популярные журналы, таблицы, схемы, диаграммы, макеты, модели, диафильмы, диапозитивы(слайды), кинофильмы и телепередачи, компьютерные программы и т.д. К средствам обучения относятся учебные загородные базы, географические площадки и специально выделенные на местности ландшафты (полигоны), на которых проводятся исследования каких –либо географических объектов и ведутся наблюдения за различными природными явлениями. Средствами обучения могут быть промышленные и сельскохозяйственные предприятия во время экскурсий.
Средства обучения представляют собой функционирующую системы, определяемую существующей системой школьного образования. Важнейшим ведущим средством обучения географии является учебник, содержание которого должно соответствовать требованиям программы и возрастным особенностям учащихся. Одно из центральных в системе средств обучения географии занимаются карты. Все остальные по их функциям особенностям разделяют на три большие группы: вербально – информационные, несущие информацию через слово; наглядные средства, создающие зрительные образы изучаемых географических объектов, и технические, отражающие современные достижения науки и техники.
Вербально-информационная группа средств обучения разделяются на две подгруппы: учебно-методические пособия для учителей (словари и справочники, инструктивные материалы) и учебные пособия для учащихся: книги для чтения, тетради, словари, раздаточный дидактический материал и др.
Наглядные средства обучения разделяются на натуральные объекты(гербарий, коллекции, чучела животных, образцы горных пород) и искусственные средства, воспроизводящие объекты и явления картины, таблицы, фотографии, кинофильмы, видео и звукозаписи, презентации.)
Общая дидактическая роль средств обучения
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (что в пеpеводе с английского означает «многосpедность») опpеделяется инфоpмационная технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации (звука, текста и гpафики, живого видео).
Средства обучения выполняют следующие функции:
1) познавательная (средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте или явлении; позволяют наблюдать объекты и явления, не доступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств. Например, школьный микроскоп и телескоп позволяют увидеть объекты, не доступные невооруженному глазу);
2)формирующая (средства обучения формируют или развивают познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу);
3)дидактическая (средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность, интенсифицируют учебную деятельность).
Все эти функции взаимно переплетены и выступают в учебном процессе в органическом единстве, дополняя друг друга.
1.2. Классификация средств обучения
В науке нет единой классификации средств обучения
Классификации средств обучения, которую предложил Пидкасистый П.И. Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения.
Классификация средств обучения польского дидакта В.Оконя, в которой средства расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика.
Простые средства:
- Словесные: учебники и другие тексты.
- Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр.
Сложные средства:
- Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.
- Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио.
- Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео.
- Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.
- К техническим средствам обучения относится как сама аппаратура (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы, телеприемники, магнитофоны, электропроигрыватели, электрофоны), так и специально созданные дидактические материалы и пособия: диафильмы, диапозитивные серии, грампластинки, магнитные записи, видеозаписи, кинофильмы, т. е. экранно-звуковые средства.
Современная классификация подразделяет средства обучения на следующие виды:
- Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)
- Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
- Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)
- Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
- Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.
Приведенные классификации являются достаточно условными. Применение той или иной классификации необходимо с точки зрения дидактического описания процесса обучения.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Как отмечают Е. И. Виштынецкий и А. О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:
- поддержка и развитие системности мышления обучаемого
- поддержка всех видов познавательной деятельности ученика в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений
- реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ
- Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
- Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
- Индивидуализация работы самого учителя;
- Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
- Усиление мотивации к обучению;
- Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
- Обеспечение гибкости процесса обучения.
Классификации ИКТ
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
По решаемым педагогическим задачам:
- средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний)
- средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры)
- вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия)
- комплексные средства (дистанционные учебные курсы)
По функциям в организации образовательного процесса:
- информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы)
- интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции)
- поисковые (каталоги, поисковые системы)
По типу информации:
- электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы)
- электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели;символьные объекты: схемы, диаграммы)
- электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты)
- электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии)
- электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания)
По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
- урочные
- внеурочные
По форме взаимодействия с обучаемым:
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:
Приведенные классификации информационных и коммуникационных технологий являются условными.
Глава 2. Методика применения информационных и коммуникационных технологий
2.1.Применение ИКТ технологий на уроках географии
Варианты проведения урока с ИКТ-поддержкой Место проведения: учебный класс. Тип урока: изучение нового материала. Карта «Физическая карта Африки». Учитель задает учащимся вопросы по карте: 1.Как расположен материк относительно линии экватора? (экватор пересекает материк в центре) 2.Как расположен материк относительно линии тропиков? (северный тропик пересекает материк на севере, южный тропик – на юге) 3. Назовите крайние точки материка. Учебное занятие компьютерного тестирования (предполагают индивидуальную работу за компьютером); Тип урока: комбинированный Проверка домашнего задания. На мониторах учащихся контурная карта Африки и перечень географических объектов для нанесения . 1.Географические объекты: Мыс. Расхафун, мыс Альмади, мыс Игольный, Гибралтарский пролив, остров Мадагаскар, Средиземное море, Красное море, Суэцкий канал, Гвинейский залив. 2.Установить соответствие между путешественником и его открытием. 1.Васко да Гама а)возглавил экспедицию для изучения культурных растений (1926-1927 г.) 2.Вавилов Н. И. б)в 1498г. Обогнул Южную Африку, прошел вдоль восточных берегов материка III.Вариант. Традиционное учебное занятие с использованием Интернет-ресурсов. В Восточной Африке находится самый крупный на суше разлом земной коры. Найдите информацию используя интернет-ресурсы о данном разломе . IV. Вариант. Нетрадиционные формы учебных занятий. |
Заключение
Урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога.
Использование ИКТ в преподавании значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность школьников в глубоком изучении программного материала.
Список используемой литературы
1. Крылова Т.И «Использование средств информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе» журнал « География в школе» 2010 год № 1.
2. Кугут И. А., Елисеева Л. И. и др .Уроки географии с использованием информационных технологий . 6-9 классы. Методическое пособие электронным приложением/ М. : Глобус, 2008. – 244с. – (Современная школа)
2.Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе : учеб. Пособие для студентов вузов – М.: АСТ: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 382, (2) с.: ил. – (Высшая школа)
Интернет ресурсы
1.www.physics. herzen.spb.ru/teaching/materials/goseam/b25.html - информационные технологии в образовании.
2.www.kgpi.ru/mediawiki/index.php. – технические средства обучения.
3.www.mazahaket _ncux.narod.ru/lekcii/pedagogika/19.html – средства обучения и их характеристика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа по теме "Применение творческих проектов как средство развития познавательной активности на уроках иностранного языка".
Курсовая работа посвящена теме использования метода проектов. Данная тема очень важна на современном этапе, так как проектная деятельность основана на развитие самомтоятельности учащихся, гибкой орган...
Курсовая работа "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках географии"
Выпускная курсовая работа курсов повышения квалификации ИПК ПРО г. Ульяновска по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках географии"...
Опыт работы по теме «Развитие самоконтроля на уроках географии»
Одной из форм организации контроля учебной деятельности учащихся является самоконтроль учащихся. Самоконтроль обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения, получение инф...
Курсовая работа по теме "Формирование УУД на уроках математики в рамках ФГОС"
На примере урока геометрии в 11 классе по теме "Конус" показано формирование всех групп универсальных учебных действий на каждом этапе урока....
Дипломная работа на тему:"Проектная деятельность на уроках географии"
Диплоная работа " Проектная деятельность на уроках географии" отражает все пункты для использования этой технологии в учебном процессе и внеурочной деятельности....
Дипломная работа на тему:"Проектная деятельность на уроках географии"
В дипломной работе отражены все пункты, необходимые для использования технологии проектная деятельность.Этот материал пригодится для использования на уроках и во внеурочной деятельности....
Курсовая работа на тему: «Конфликтные ситуации на уроках физической культуры, пути и средства их решения»
Курсовая работа на тему: «Конфликтные ситуации на уроках физической культуры, пути и средства их решения»...