Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Согласно Программе на изучение курса «География России: хозяйство и географические районы» в 9 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).
Программа включает два раздела, каждый из которых разделяется на отдельные темы. В курсе предусмотрено выполнение 21 практической работы. Для отслеживания результатов обучения помимо поурочного контроля предусмотрен промежуточный контроль (после изучения каждой темы) и итоговый рубежный контроль (по итогам года).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_9_klass.docx | 61.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Курс «География России» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников.
Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Согласно Программе на изучение курса «География России: хозяйство и географические районы» в 9 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю). Такое же количество учебного времени отводится для изучения предмета географии в 9 классе согласно Базисному учебному плану.
Программа включает два раздела, каждый из которых разделяется на отдельные темы. В курсе предусмотрено выполнение 21 практической работы. Для отслеживания результатов обучения помимо поурочного контроля предусмотрен промежуточный контроль (после изучения каждой темы) и итоговый рубежный контроль (по итогам года).
Согласно Программе, на относительно завершенном уровне учащиеся должны приобрести знания о географических особенностях своей местности (Ростовской области). В связи с этим 24% уроков по курсу включают в себя региональный компонент географических знаний.
Рабочая программа подготовлена для работы по следующему учебно-методическому комплекту:
Учебник: А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России. Москва, Просвещение, 2008
Методические пособия: С.А. Малиновская. География. 9 класс: Поурочные планы по учебнику А.И.Алексеева. Волгоград: Учитель, 2008;
О.В. Антушева. География. 9 класс: поурочные планы. Часть 1 и 2. Волгоград: Учитель, 2007.
Дидактические материалы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, В.Б. Пятунин. Дидактические материалы по географии России. Москва: Просвещение, 1996.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
2.Содержание учебного предмета, курса.
2.1Разделы учебной программы.
№ | наименование раздела | характеристика основных содержательных линий |
1 | Раздел I «Хозяйство России» Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование Тема 2. Главные отросли и межотраслевые комплексы. | Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства. Отличие сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство. Ведущая отрасль скотоводства. География основных отраслей животноводства; Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития АПК. Роль леса в жизни людей. Российские леса – важная часть национального богатства страны. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. Связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭС. ТЭК и охрана окружающей среды. Значение энергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Единая энергосистема России. Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения металлургических предприятий. Типы предприятий черной металлургии. Металлургические базы. Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его конверсии; ВПК, его состав место и роль в жизни современного общества. География российского ВПК. Города науки и технополисы. Состав и значение отрасли в экономике страны. Специфичность химической промышленности. Значение химизации. Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки. Преимущества и недостатки. Важнейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития. Состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике страны и проблемы его развития. Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения. География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в России. Районирование России, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Зоны России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы |
2 | Раздел II «Районы России» Тема 1. Европейская часть России Тема 2. Азиатская часть России | Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения Центральная Россия. Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в различное время. Столичное положение района. Изменение геополитического положения района после распада СССР. Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Центральная Россия – ядро формирования русского народа. Качество жизни населения, демографические проблемы Наукоемкая специализация района. Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в сельском хозяйстве. Проблемы и перспективы развития хозяйства. Москва – столица Российской Федерации, представитель России на мировой арене. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва – крупнейший транспортный узел России. Города Центрального района. Центрально-Черноземный район. Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в сельском хозяйстве. проблемы и перспективы развития Волго-Вятский район. Состав территории. преимущества географического положения, факторы формирования района в различное время. изменение геополитического положения района после распада СССР Северо-Западный район. Состав района. Особенности географического, экономико-географического положения и их влияние на формирование района на разных этапах развития. Специфика природы района. Действие оледенения. природные ресурсы, их размещение и использование Северо-Запад – район древнего заселения. Города, качество жизни населения Санкт-Петербург – северная столица России, история создания, радиально-дуговая структура города, функциональные зоны города. Санкт-Петербургская агломерация. Калининградская область. Город Калининград Европейский Север. Состав района. Специфика геополитического и эколого-географического положения и его влияние на формирование района Внутренние различия природы района: Кольско-Карельская и Двино-Печорская части, формирование их природы. Природные ресурсы и их использование. Европейский Север – лесной край. Моря Европейского севера Роль и место района в социально-экономическом развитии страны. Особенности территориальной организации: горнодобывающий, рыбоперерабатывающий и топливно-энергетический комплекс. Социальные, экономические и экологические проблемы. ЕС- важная база российского ВПК Поволжье. Состав района. основные историко-географические этапы формирования района. Специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы и природные зоны Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города, качество жизни Европейский Юг. Определение географического положения (ГП) территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использование. Этапы заселения, формирование культуры народов, современного хозяйства Характеристика внутренних различий районов и городов. Особенности развития АПК района Административный центр. Особенности ЭГП, экономики Социально-экономические проблемы и пути их решения Урал. Определение географического положения, основных этапов освоения. Оценка природных ресурсов и их использование Основные историко-географические этапы формирования района География важнейших отраслей хозяйства, особенности территориальной организации. Проблемы района Основные историко-географические этапы формирования региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения Сибирь. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Специфика природы гор Южной Сибири: рельеф, климат, природные зоны, ресурсы. Специфика природы Арктических морей: рельеф, климат, природные зоны, ресурсы. Системность, естественный прирост, миграции. Национальный состав, культура. основные историко-географические этапы формирования района Западная Сибирь. Состав района. Особенности ГП. Этапы формирования района. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации Восточная Сибирь. Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования района. Специфика природы: рельеф, геологическое строение, климат, природные зоны, природные ресурсы Особенности географического положения Байкала. Зависимость строения озерной котловины от строения земной коры География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. географические аспекты основных экономических проблем района Дальний Восток. Состав района. Особенности ЭГП и геополитического положения. Основные факторы формирования района Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы Специфика природы морей Тихого океана: геологическое строение, рельеф, климат, природные ресурсы Численность населения, естественный прирост и миграции, специфика расселения. Традиции и культура Роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства Основные историко-географические этапы формирования Азиатской части России. Население: численность населения, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. Численность населения, естественный прирост и миграции, специфика расселения Азиатской части России |
3 | Раздел III «Россия в мире» | Место России среди стран Основные историко-географические этапы формирования территории России. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения. Национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения России |
4 | Раздел IV «Хозяйство Ростовской области» | Определение географического положения Ростовской области, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использование. Выявление особенностей ЭГП, экономики Ростовской области. Характеристика внутренних различий районов и городов Ростовской области Особенности развития промышленности сельского хозяйства Ростовской области Города Ростовской области, их экологические проблемы и пути их решения |
2.2.Система оценки планируемых результатов.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, особенностей хозяйства разных территорий; о своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Ответ выпускника оценивается по пятибалльной шкале. При оценивании ответов и выставлении отметки можно руководствоваться следующими примерными критериями, которые носят рекомендательный характер.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
№ урока | Сроки (мес яц) | Тема | Практичес- кая работа | Содержание урока | Основные представления и понятия | Требования к уровню подготовки учащихся | примечания | ||
1 | 1 | 09 | Введение Роль экономической и социальной географии в жизни современного общества. | Вторичный сектор экономики | Экономическая география, географические районы | Знать состав вторичного сектора экономики | |||
2 | 1 | 09 | Понятие хозяйства и его структура. | Что такое хозяйство страны? Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. | Экономика, хозяйство, отрасли хоз-ва, отрасли промышленности, тяжёлая промышленность; 1-ый, 2-ый ит.д. секторы; МОК; структура хозяйства. | уметь: называть сферы хозяйства и главные отрасли в их составе; объяснять термины: структура хозяйства, отрасль, межотраслевые комплексы. | |||
3 | 2 | 09 | Этапы развития хозяйства | Как меняется структура промышленности? Какие этапы прошла экономика России | Аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны, рыночная экономика; циклы Н.Д. Кондратьева | уметь:- называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства | |||
4 | 3 | 09 | Географическое районирование. | Выделение границ природных, экономических и географических районов в западном и восточном регионах страны. Сравнение их | Географические и экономические районы России. Административно-территориальное деление России | Административно-территориальное деление; природное и экономическое районирование, географическое районирование | называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства уметь:- приводить примеры разных субъектов РФ, показывать их на карте; - выделять и показывать на карте географические районы страны | ||
5 | 4 | 09 | Обобщение по теме: "Общая характеристика хозяйства". | ||||||
6 | 1 | 09 | Сельское хозяйство. Растениеводство. | Анализ карт: «Зерновые культуры», «Технические культуры», Агроклиматические условия» | Отличие с/х от других хозяйственных отраслей. С/х угодия, их структура. Роль мелиорации в развитии с/х страны. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур. Садоводство и виноградарство. | С/х угодия, земледелие, технические культуры, зерновое хозяйство. | Понимать особенности с/х страны. Знать основные районы выращивания зерновых и технических культур, картофеля, районы садоводства и виноградарства. Уметь объяснять принципы их размещения | ||
7 | 2 | 09 | Сельское хозяйство. Животноводство. | Анализ карты «Животноводства», объяснение географии размещения и зональной специализации сельского хозяйства. | Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства | Товарное животноводство, продуктивность, себестоимость продукции, зональная специализация с/х, стойловое, пастбищное содержание скота. | Знать основные районы разведения крупного рогатого скота, свиней, овец и других видов домашних животных. Уметь объяснять принципы размещения. | ||
8 | 3 | 09 | Агропромышленный комплекс (АПК). Легкая и пищевая промышленность. | Выявление на примере своей местности особенностей взаимодействия трех звеньев АПК. | Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития АПК. | АПК, трудоёмкая отрасль, сырьевой и потребительский факторы размещения | уметь:- называть состав АПК, основные проблемы, связанные с развитием АПК; - объяснять влияние различных условий на развитие и размещение пищевой и легкой промышленности | ||
9 | 4 | 10 | Лесной комплекс. | Анализ карт «Растительность» и «Животный мир» | Роль леса в жизни человека. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины. | Лесопромышленный комплекс, водоёмкое, материалоёмкое и энергоёмкое производство, лесозаготовка, лесопиление, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность | уметь: показывать главные районы лесной промышленности, крупные лесопромышленные комплексы; - объяснять и приводить примеры связей между производствами лесной промышленности и особенностями их размещения; - объяснять значение района своего проживания в производстве или потреблении продукции лесного комплекса. | ||
10 | 5 | 10 | Топливно - энергетический комплекс. Угольная промышленность. | Чтение карты угольной промышленности | Состав и значение ТЭК, связь с другими комплексами. Топливно-энергитический баланс. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды. | ТЭК, топливно-энергитический баланс, угольная отрасль | уметь:- называть отрасли, входящие в состав ТЭК; - объяснять изменения структуры потребляемого топлива; - называть и показывать главные районы добычи угля. | ||
11 | 6 | 10 | Топливно - энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность. | Чтение карты нефтяной и газовой промышленности | Состав и значение ТЭК, связь с другими комплексами. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды. | Нефтяная, газовая отрасли. | уметь:-называть и показывать главные районы добычи нефти и газа; - объяснять значение нефти и газа для российской экономики. | ||
12 | 7 | 10 | Электроэнергетика. | Значение энергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии, энергосистемы, единая энергосистема России | Электроэнергетика, электростанции разных типов, единая энергосистема страны | уметь:- называть, показывать по карте и приводить примеры крупнейших электростанций; - объяснять особенности размещения электростанций на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды | |||
13 | 8 | 10 | Металлургический комплекс. | Составить характеристику одной из металлургических баз по картам и стат. материалам. | Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения, типы предприятий черной металлургии, металлургические базы | Концентрация производства, материало- и энергоёмкие производства, предприятия полного цикла, передельная металлургия, малая металлургия | уметь:- приводить примеры и показывать на карте главные районы черной и цветной металлургии; - объяснять новые термины урока; влияние сырьевого и энергетического факторов на размещение металлургических производств | ||
14 | 9 | 10 | Машиностроение. | Определение главных районов размещения отраслей наукоёмкого и металлоемкого машиностроения | Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения, главные районы и центры, особенности географии машиностроения | Специализация, кооперирование, наукоёмкое, трудоёмкое, металлоёмкое машиностроение | Объяснить роль машиностроения в современной экономике страны, показывать главные районы и центры наукоёмкого, трудоёмкого и металлоемкого машиностроения, объяснять факторы их размещения. | ||
15 | 10 | 10 | Военно- промышленный комплекс | ВПК, его состав, место и роль в жизни современного общества, география российского ВПК, города науки и технополисы. | ВПК, технополис, наукоград | Показывать на карте России города науки и технополисы, приводить примеры наукоёмкостипроизводства в России. | |||
16 | 11 | 10 | Химическая промышленность | Составить характеристику одной из баз хим. пром. по картам и статистич. материалам | Состав и значение отрасли в экономике страны, специфичность химической промышленности значение химизации | Химизация, основная химия. Химия полимеров | Знать специфику химической промышленности, важнейшие центры, приводить примеры по сохранению природы. | ||
17 | 12 | 11 | Транспорт. | Характеристика одной из магистралей по типовому плану. | Роль транспорта в размещении населения и хозяйства, преимущества и недостатки, важнейшие транспортные магистрали и узлы, транспорт и окружающая среда, перспективы развития | Транспортная инфраструктура, транспортный узел | уметь:- приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения, показывать по карте; - объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды. | ||
18 | 13 | 11 | Информационная инфраструктура. | Составление картосхемы учреждений сферы услуг своего района (микрорайона). | Состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития. | Информационная инфраструктуры, телекоммуникационная сеть, интернет сотовая связь, геополитическое положение | Приводить примеры отраслей третичного сектора и называть проблемы его развития. | ||
19 | 14 | 11 | Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. | Сфера обслуживания как одна из отраслей определяющих качество жизни населения, география жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в России | Сфера обслуживания, рекреационные ресурсы, рекреационное хозяйство, экологический туризм. | уметь:- объяснять новые термины, территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы. | |||
20 | 15 | 11 | Территориальное (географическое) разделение труда. | Моделирование вариантов нового районирования | Районирование России, основные задачи, принципы, проблемы, виды районирования, зоны России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы | Территориальное разделение труда, натуральное и товарное хозяйство, отрасль специализации | Объяснять значение районирования и зонирования России, приводить примеры экономических районов, федеральных округов. | ||
21 | 16 | 11 | Обобщение и контроль по теме: "Главные отрасли и межотраслевые комплексы". | ||||||
22 | 1 | 11 | Восточно - Европейская равнина. | Нанесение на контурную карту основных объектов природы Восточно – Европейской равнины. | Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства, специфика природы и ресурсный потенциал, влияние природных условий ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения | Крупнейшая равнина земного шара, её границы и особенности природы, типичные ландшафты Восточно-Европейской равнины | уметь:- называть и показывать на карте основные формы рельефа, реки, озера, месторождения полезных ископаемых, природные памятники Восточно-Европейской равнины; - объяснять особенности географического положения Восточно-Европейской равнины. | ||
23 | 2 | 11 | Волга. | Экологические и водные проблемы Волги: оценка и решения пути | Волга – стержень единого водного пути, природные ландшафты, экологические проблемы. | Волга и Волжский бассейн. | уметь:- показывать на карте реки Волжской системы; - приводить примеры, подтверждающие значение и роль Волги в истории и культуре; - показывать на карте гидроэлектростанции Волжского каскада, крупнейшие города на Волге; - называть экологические проблемы. | ||
24 | 3 | 12 | Центральная Россия. Состав. ЭГП. | Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России. | Состав территории. Преимущества ГП, факторы формирования района в различное время. Столичное положение района, изменение геополитического положения района после распада СССР | Экономико- и политико-географическое положение | объяснять понятия: физико-, экономико- и политико-географическое положение. Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района | ||
25 | 4 | 12 | Центральная Россия. Население. | Народные промыслы ЦР как фокус природных особенностей (описание одного из центров народных художественных промыслов). | Особенности природных ресурсов ЦР, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. ЦР – ядро формирования русского народа | Трудовой, интеллектуальный капитал, человеческий капитал | уметь: перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы Центрального района. Называть и показывать главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы | ||
26 | 5 | 12 | Центральный район. Хозяйство района. | Наукоёмкая специализация района, ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в с/х, проблемы и перспективы развития хозяйства. | База индустриализации | уметь:- называть ведущие отрасли хозяйства Центрального района, показывать на карте главные центры производств; - объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории района. | |||
27 | 6 | 12 | Москва - столица России. | Сравнение ГП и планировки двух столиц Москвы и Санкт _ Петербурга | Москва – столица РФ, радиально-кольцевая структура Москвы. Москва – крупнейший транспортный узел России. | Инновационный центр | уметь: называть главные направления хозяйственного развития города; объяснять влияние Москвы на политическую, экономическую, культурную жизнь страны. | ||
28 | 7 | 12 | Внутрирегиональные различия Москвы и МСР. | Контрасты природных особенностей, расселения и географии хозяйства. | Агломерация | уметь:называть различия в природе, населении и специализации хозяйства ближнего и дальнего Подмосковья. | |||
29 | 8 | 12 | Города Центрального района. | Составление географических маршрутов по городам Центрального района с указанием их достопримечательностей. | Города Центрального района, разнообразие их типов, их многофункциональное значение. | Типы городов ЦР, города-крепости, исторические древние города, промышленные и культурные центры. | уметь:- приводить примеры разных городов Центрального района, показывать по карте, называть характерные особенности | ||
30 | 9 | 12 | Центрально - Черноземный район. Хозяйство района. | Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в с/х, проблемы и перспективы развития хозяйства | уметь: показывать состав территории, ее границы, основные природные объекты, определяющие своеобразие района; называть основные отрасли специализации хозяйства Черноземья. | ||||
31 | 10 | 01 | Волго-Вятский район. Хозяйство района. | Состав территории. Преимущества ГП, факторы формирования района в различное время. Столичное положение района | Показывать на карте состав и границы района, главные природные объекты, определяющие своеобразие района; - называть народы, проживающие в районе; - объяснять хозяйственные различия внутри района | ||||
32 | 11 | 01 | Северо - Западный район. Географическое положение и природа. | Составление географического описания «путешествия» от Финского залива до Рыбинска водным путем. | Состав района, особенности ГП и ЭГП, специфика природы района, природные ресурсы, их размещение и использование | уметь: показывать состав и границы территории, основные природные объекты; называть и объяснять факторы, определяющие выгодное ЭГП. | |||
33 | 12 | 01 | Города на старых водных торговых путях. | Составление маршрута по древним городам СЗР с указанием их достопримечательностей. | Северо-Западный район древнего заселения, города, качества жизни населения | Составлять характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления | |||
34 | 13 | 01 | Санкт - Петербург - новый "хозяйственный узел" России | С-П – северная столица России, история создания, функциональные зоны города, С-П агломирация. | Объяснять влияние ЭГП города на формирование его хозяйственной специализации; называть отрасли специализации, называть культурно-исторические достопримечательности Санкт-Петербурга, определяющие своеобразие города. | ||||
35 | 14 | 01 | Калининградская область. ЭГП. Хозяйство. | Особое ЭГП, его изменение во времени. Природные особенности. Отрасли хозяйства. “Янтарный край”. Рекреационное хозяйство. Проблемы. | Анклав, полуанклав, портовое хозяйство | уметь:показывать на карте Калининградскую область, города Калининград и Балтийск; оценивать ЭГП Калининградской области. | |||
36 | 15 | 01 | Европейский Север. Географическое положение и природа. | Состав района. Специфика геополитического положения и его влияние на формирования района | уметь: называть состав территории, показывать субъекты РФ; объяснять на примере региона влияние природных условий на хозяйственную деятельность; показывать на картах природные объекты, определяющие своеобразие района; давать оценку ЭГП района. | ||||
37 | 16 | 01 | Европейский Север. Этапы развития хозяйства | Сравнение двух районов: Кольско-Карельского и Двинско-Печорского по плану | Внутренние различия природы района. Формирование их природы, природные ресурсы и их использование, ЕС – лесной край. Моря ЕС | уметь: Объяснять различия в природной и хозяйственной неоднородности разных районов Европейского Севера. | |||
38 | 17 | 02 | Роль Европейского Севера в развитии русской культуры | (на выбор) 2) Составление туристического маршрута по Карелии, Мурманской, Вологодской, Архангельской областям | Роль и место района в социально-экономическом развитии страны, особенности территориальной организации. | уметь: называть и показывать культурно-исторические объекты, определяющие своеобразие Европейского Севера; объяснять влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей. | |||
39 | 18 | 02 | Поволжье. Географическое положение и природа | Состав района, основные историко-географические этапы формирования района, специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы. | Знать: состав района, этапы и факторы формирования района. Уметь: составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья, определять по картам природные ресурсы района | ||||
40 | 19 | 02 | Поволжье. Население и хозяйство | Нанесение на к/к крупных городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно – географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны. | Численность, естественный прирост население, миграция, специфика расселения, города, качество жизни. | уметь: показывать на карте города Поволжья, объяснять особенности и причины их возникновения, роста и хозяйственного развития; называть отрасли специализации района по статистическим данным; называть и показывать по карте субъекты Федерации в составе района. | |||
41 | 20 | 02 | Северный Кавказ. Природные условия. | Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям. | Состав района, его ГП, внутренняя неоднородность природы, ПРП СК. | уметь: называть и показывать субъекты РФ; показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района; определять ГП и ЭГП района; объяснять особенности ГП района и природные различия его западной и восточной частей. | |||
42 | 21 | 02 | Северный Кавказ. Хозяйство района. | АПК СК, его структура, зоны реализации, Ростов-на-Дону – самый крупный город СК | уметь:- называть и показывать по карте крупные города СК; - определять показатель специализации по статистическим данным; - объяснять хозяйственное различие западной и восточной частей Европейского Юга | ||||
43 | 22 | 02 | Народы Северного Кавказа. | Этническое, религиозное, культурное разнообразие района, культура народов. | уметь: показывать на карте субъекты РФ в составе СК и их столицы; приводить примеры объектов и предметов культурного наследия народов Северного Кавказа. | ||||
44 | 23 | 02 | Южные моря России | Чёрное море, экологические проблемы Азовского моря, Каспийское море. | уметь: показывать моря на карте; называть природные особенности морей; показывать пограничные государства; объяснять значение морей для хозяйственной жизни. | ||||
45 | 24 | 03 | Урал. Географическое положение и природа. | Географическое описание Среднего Урала по картам (начало работы). | Определение ГП Урала, основных этапов его освоения, оценка природных ресурсов и их использование | уметь: показывать и называть субъекты РФ в составе района; показывать по карте объекты, определяющие природное своеобразие Урала; объяснять особенности природы Урала, своеобразие его отдельных территорий; давать оценку ЭГП района. | |||
46 | 25 | 03 | Урал. Этапы развития и современное хозяйство. | Основные историко-географические этапы формирования района | Знать этапы формирования, уметь по картам определять этапы развития района, географическую и экономическую.специфику района | ||||
47 | 26 | 03 | Города Урала. Проблемы района. | (окончание) | География важнейших отраслей хозяйства, проблемы района | Старопромышленный район | Знать географию городов Урала, особенности важнейших отраслей хозяйства, уметь объяснять проблемы развития хозяйства района | . | |
48 | 27 | 03 | Обобщение и повтор знаний по теме: "Европейская часть России". | Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки Европейской части России; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения Европейской части России, её обеспеченности природными ресурсами, хозяйственного потенциала,экологических проблем, ит.д | |||||
49 | 1 | 03 | Природа Сибири. | Составление хар-ки нефтяного (газового) комплекса по плану. | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения | уметь:- называть общие особенности природы, населения и хозяйства азиатской части России; - объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории. Знать особенности ГП Азиатской России. Уметь: показывать по карте районы Азиатской России. | |||
50 | 2 | 03 | Природа и ресурсы гор Южной Сибири | Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные зоны, ресурсы | Высотная поясность | уметь:- показывать на карте объекты, определяющие своеобразие природы района; - объяснять важность сохранения хрупкого природного равновесия горных ландшафтов, их природного разнообразия | |||
51 | 3 | 03 | Арктические моря. | Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные зоны, ресурсы | Шельфовые моря, Северный морской путь | уметь:- показывать моря СЛ океана, порты, обслуживающие Северный морской путь; - называть отличительные особенности природы морей СЛ океана; - объяснять значение Северного морского пути | |||
52 | 4 | 03 | Население Сибири. | Системность, естественный прирост, миграции, национальный состав, культура | уметь:- показывать на карте географические районы на территории Сибири; - называть народы Сибири, читать и анализировать карту народов России, плотности заселения, миграций, религий | ||||
53 | 5 | 04 | Хозяйственное освоение Сибири. | Выделить на карте и дать комплексное ФГ и ЭГ описание района Крайнего Севера Сибири. | Основные историко-географические этапы формирования района | уметь:- объяснять причины освоения Сибири; - называть природные особенности, затруднявшие освоение территории; - называть основные направления хозяйственного развития Сибири | |||
54 | 6 | 04 | Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы. | Состав района. Особенности ГП. Этапы формирования района | уметь:- показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района; - давать оценку ЭГП района; - называть и объяснять природные особенности Западной Сибири, называть природные ресурсы и показывать крупнейшие месторождения полезных ископаемых | ||||
55 | 7 | 04 | Западная Сибирь. Хозяйство района. | География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации | уметь:- показывать на карте месторождения нефти, газа, угля, крупные центры нефтепереработки, трубопроводы; - объяснять развитие черной металлургии; - называть и объяснять отрасли специализации ЗС | ||||
56 | 8 | 04 | Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы. | Состав района. Особенности ГП, факторы формирования района, специфика природы | уметь:- показывать на карте состав территории; - называть и показывать субъекты РФ; - называть природные ресурсы и показывать районы их распространения; - определять и оценивать ЭГП района; - показывать объекты, определяющие природную специфику района | ||||
57 | 9 | 04 | Байкал. | Особенности ГП Байкала, зависимость строения озерной котловины от строения земной коры | уметь:- показывать на карте, называть и объяснять уникальные особенности озера | ||||
58 | 10 | 04 | Восточная Сибирь. Хозяйство района . | составление характеристики Норильского промышленного узла | География важнейших отраслей хозяйства, основные экономические проблемы района | уметь:- называть отрасли специализации; - объяснять внутренние различия в хозяйственном развитии района; - показывать на карте промышленные центры; - объяснять возникновение экологических проблем региона; | |||
59 | 11 | 04 | Дальний Восток. Формирование территории. | Состав района, особенности ЭГП, основные факторы формирования района | уметь:- показывать на карте состав территории ДВ, его границы; - объяснять своеобразие географического положения Дальнего Востока | . | |||
60 | 12 | 05 | Дальний Восток. Природные условия и ресурсы. | Специфика природы: географическое строение, рельеф, климат, ПЗ и природные ресурсы | уметь:- называть и показывать на карте природные объекты определяющие своеобразие района; - объяснять специфику природных условий ДВ; - называть и показывать на карте месторождения полезных ископаемых | ||||
61 | 13 | 05 | Моря Тихого океана. | (начало) Сравнительная характеристика морей Дальнего Востока. | Специфика природы: строение, рельеф, климат и природные ресурсы | уметь:- показывать на карте моря Тихого океана, пограничные страны, острова, полуострова; - объяснять особенности природы морей | . | ||
62 | 14 | 05 | Население района. | Численность, ЕП, миграция, специфика расселения. Традиции и культура | уметь:- показывать субъекты РФ на карте; - объяснять характер расселения коренных народов и всего населения ДВ, - приводить примеры влияния природных условий на жизнь, быт и традиции народов ДВ. | ||||
63 | 15 | 05 | Хозяйственное освоение Дальнего Востока. | (окончание) Сравнительнаяхар-ка хозяйственного использования морей Тихого океана. | Роль района в социально-экономическом развитии страны, география важнейших отраслей хозяйства | уметь:- показывать на карте крупные города Дальнего Востока; - определять показатель специализации района по статистическим данным; -объяснять сложившуюся специализацию ДВ. | |||
64 | 16 | 05 | Обобщение и контроль по теме: "Азиатская часть России.". | (начало) Составление сравнительной таблицы, отражающей различие районов России | |||||
65 | 17 | 05 | Типы районов России. Обобщение знаний по разделу "Районы России". | (окончание) Составление сравнительной таблицы, отражающей различие районов России. | |||||
66 | 1 | 05 | Россия в современном мире | Работа с материалами СМИ с целью характеристики изменений в экономической и политической жизни России. | Изменение места и роли России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Место и роль России в мировой политике. | Внешнеэкономические партнеры, политика | Знать: место России в мире по уровню экономического развития, главных внешнекономических партнёров страны, уметь: находить в разных источникам и анализировать информацию для изучения географии России. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...