Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе
статья по географии по теме
Данная статья содержит теоретический материал об использовании информационных технологий в образовательном процессе и обобщение опыта работы на уроках географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_informatsionnyh_tehnologiy.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационных технологий
в учебно-воспитательном процессе
Тот факт, что информатизация различных сфер общественной жизни из сюжета научной фантастики превратилась в обычное явление, давно уже ни у кого сомнений не вызывает. Компьютеры перестали быть экзотикой, а компьютерная грамотность - достоянием посвященных.
Информационная революция означает переход общества на использование принципиально новых средств информатики и на качественно новый уровень развития процессов информационного взаимодействия. За время своего существования общество претерпело шесть информационных революций:
- появление языка и членораздельной человеческой речи
- изобретение письменности
- изобретение книгопечатания – одна из первых информационных технологий
- изобретение средств информационной коммуникации (радио, телефон, телевидение)
- распространение средств вычислительной и информационной техники
- формирование глобальных информационных сетей
В конце 20 века человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, которое характеризуется тем, что в нем главным продуктом производства являются знания.
Созданные отнюдь не для нужд системы образования, современные информационные технологии ведут к подлинной революции в образовании, в частности в учебном процессе школы.
Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Информационные процессы оказывают влияние на все стороны жизнедеятельности образовательной системы: на содержание образования и воспитания, на деятельность педагогических и вспомогательных кадров, на решение финансово-хозяйственных вопросов, а также определяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом. Это связано в первую очередь с тем, что образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников является также информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации. В силу этого обстоятельства среду, в которой он протекает, можно рассматривать в качестве Информационной Среды.
Необходимо создавать в нашей школе ЕИС, которая позволит решать ряд задач и ее структура может быть представлена следующим образом:
Данным видам деятельности должны соответствовать информационные ресурсы и сервисы, обеспечивающиеся соответствующим программным обеспечением, предназначенным для использования участниками образовательного процесса:
1. Учебно-воспитательная работа: обучающие программы тренажеры, тестовые системы), медиатеки и электронные энциклопедии, ресурсы ЛВС и Интернет, операционные системы и прикладные программы иного назначения.
2. Управление образовательным процессом: системы учета успеваемости и личных достижений обучающихся, программы составления и редактирования учебной нагрузки, расписания занятий, базы данных по работникам образовательного учреждения и обучающимся.
3. Управление контингентом обучающихся: базы данных по обучающимся, содержащие полные персональные данные, включая сведения по успеваемости и достижениям.
4. Управление кадрами образовательного учреждения: базы данных по работникам, содержащие персональные данные, с возможностью получения сведений о результативности профессиональной деятельности, повышении квалификации, программы подсчета стажа, составления тарификации и т.д.
5. Управление ресурсами: базы данных по обучающимся и кадрам, фондам библиотеки, помещениям, оборудованию, УМК и т.д.
6. Обеспечение коммуникации: e-mail, ICQ, Internet, LAN.
Структура ЕИС должна быть также представлена с точки зрения применяемых программно-аппаратных комплексов, предназначенных для решения образовательных и управленческих задач:
- компьютерные классы, предназначенные для осуществления образовательного процесса в условиях групповой работы обучающихся с рабочими станциями под руководством учителя;
- Малые Информационные Комплексы учебных кабинетов, обеспечивающие применение информационных технологий при организации фронтальной работы с классом (демонстрационный режим) и индивидуальной работы с 1 – 2 обучающимися;
- Информационно-Методический Центр, обеспечивающий подготовку и самоподготовку педагогических работников, производство электронных и печатных дидактических средств, ввод данных в базы учителями и классными руководителями;
- технический комплекс библиотеки, обеспечивающий автоматизацию учета библиотечного фонда, ведения абонемента и анализ пользования библиотечно-информационными ресурсами;
- демонстрационный комплекс Лекционного Зала, обеспечивающий возможность проведения лекций, внеклассных мероприятий, заседаний педагогического совета, родительских собраний и других мероприятий, связанных с использованием информационных ресурсов;
- Мильтимедийные Рабочие Места сотрудников администрации образовательного учреждения;
- коммуникационный узел, обеспечивающий доступ к ресурсам сети Интернет.
Созданная единая информационная среда в школе позволит:
Администрации
- Вести управление по результатам деятельности.
- Принимать эффективные управленческие решения.
- Четко видеть динамику происходящих в школе изменений.
- Объективно оценивать деятельность педагогических работников.
- Повысить уровень организации управленческого труда.
Педагогическим работникам
- Управлять познавательной деятельностью обучаемых.
- Отслеживать результаты обучения и воспитания учащихся.
- Принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и эффективности системы качеств знаний учащихся.
- Целенаправленно совершенствовать методическое мастерство.
- Получить доступ к педагогической информации школы.
Методическим службам
- Иметь информацию о деятельности школы и ее развитии.
- Корректировать и консультировать администрацию и педагогических работников по конкретным объективным данным итогов образовательного процесса и принимать оперативные управленческие решения.
Учащимся и их родителям
- Иметь доступ к информации о деятельности школы и результатах образовательного процесса.
- Оказывать влияние на формирование образовательного спроса, развитие школы и качество обучения и воспитания.
Освоение ЕИС позволит на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создаст резервы для работы в режиме развития.
В любой сфере деятельности профессионалы стремятся достичь максимально возможного ее качества. Естественно, это мы наблюдаем и в системе образования. И поскольку нельзя двигаться вперед, смотря назад, недопустимо в школе 21 века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качества образования. И здесь на помощь учителю приходит понятие «новая информационная технология», основанная на широком внедрении компьютеров в образовании.
Применяя новейшие информационные технологии, учитель решает свои профессиональные задачи на качественно более высоком уровне.
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, на любом уроке должно быть много наглядности. Как правило же, большинство картин, схем и таблиц к урокам давно физически и морально устарели. Кроме того, в условиях меняющихся возможностей серьезным недостатком является статичность бумажных носителей. Поэтому наличие компьютерных технологий, которые могут заменить целый шкаф учебных таблиц, создать динамичные модели, увести ученика в яркий и красочный мир, вызвать заинтересованность к изучению предмета - это очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современного урока.
Мультимедийное сопровождение уроков позволяет учителю и ученику использовать возможности, предоставляемые современными информационными технологиями для систематической работы по предмету. Эта работа будет способствовать формированию у учащихся организованных, информационных, интеллектуальных и коммуникативных умений, даст импульсы дальнейшей самостоятельной работы учащихся с информационными технологиями.
В зависимости от дидактических целей и специфики учебного предмета можно выделить следующие виды компьютерных программ:
1. Учебные программы - ориентированные преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой.
2. Программы-тренажеры — предназначенные для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен.
3. Контролирующие программы — предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.
4. Демонстрационные программы — предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты которых можно использовать не только в качестве наглядности, но и «накладывать» друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. К этому типу можно отнести также и презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования и используемые для творческой работы учащихся.
5. Информационно-справочные программы — предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
6. Мультимедиа-учебники — комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.
Уже из вышеназванного видно, насколько широки возможности использования современных компьютерных технологий как при подготовке к урокам, так и при проведении этих уроков, а также организации самостоятельной работы учащихся по предмету.
В своей работе я уделяю большое внимание использованию современных технологий при обучении географии. Их составной частью являются сетевые и дистнционные технологии, представленные регулярным использованием сети Интернет, обучающих программ, электронных учебников, продуктов мультимедиа.
Используя информационные технологии на уроках, в работе с одаренными детьми, при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, я решаю следующие образовательные задачи:
-внедрение информационных технологий в образовании;
-индивидуальные занятия;
-повышение эффективности (качества) обучения;
-формирование у учащихся навыков использования современных информационных ресурсов.
Я использую в работе такие элементы инфокоммуникационных занятий:
-слай-лекции;
-видиофильмы;
-практические занятия (решение задач, тестов, демоверсий ОГЭ, ЕГЭ);
-индивидуальные компьютерные тренинги;
-тест-тренинги;
-работа с информационной базой знаний в сети Интернет.
При просмотре слайд-лекции, наряду с изложением учебного материала, я провожу проверочные тесты, входящие в презентацию и состоящие из 1-2 вопросов по содержанию просмотренного отрезка лекции.
Тест-тренинг- вид тренингового учебного занятия, целью которого является закрепление учебного материала, а также проверка знаний учащихся как по всему разделу дисциплины, так и по отдельным темам. Он представляет собой набор вопросов с вариантами ответов, один(или несколько) из которых является правильным. В процессе тренировочного тестирования ученик может оценить свой уровень подготовки и принять для себя решение о необходимости восполнить пробел в знаниях. Такие тесты я разрабатываю и в своих презентациях к уроку.
Работа учащихся и учителя в сети Интернет предполагает поиск и отображение на занятиях необходимой информации, а также имеет большое значение для подготовки выпускников к ОГЭ и ЕГЭ. Для организации этой работы используется школьный компьютерный кабинет и персональные домашние компьютеры учителя и учащихся.
Внедрение современных цифровых образовательных ресурсов создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Информационные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. Что же касается результативности их использования, то они способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению географии, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Учащиеся начинают проявлять интерес к изучению географии, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»
Использование основных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе...
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы
Данное практическое пособие поможет учителю проанализировать урок с точки зрения создания здоровьесберегающих условий. Указана продолжительность домашних занятий для каждого класса. Даны практические ...
"Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы"
У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи, используя компьютерные ...
Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе
Статья о Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе...
Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе
Статья отражает опыт применения новых информационных технологий в процессе обучения химии, а также созданию научно-исследовательских проектов в области естественных наук в ГБОУ СОШ №1413. Интегр...
Информационно- методический материал «Использование игровых технологий в учебно- воспитательном процессе дополнительного образования»
Игра как некоторое социальное явление, как средство воспитания и обучения всегда привлекала и привлекает сегодня внимание почти всех современных ученых, психологов, педагогов.Использование игровых тех...