Информационно- методический материал «Использование игровых технологий в учебно- воспитательном процессе дополнительного образования»
материал на тему

Игра как некоторое социальное явление, как средство воспитания и обучения всегда привлекала и привлекает сегодня внимание почти всех современных ученых, психологов, педагогов.

Использование игровых технологий в учебно- воспитательном процессе дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования дом детского творчества

 муниципального образования Ейский район

Информационно- методический материал

«Использование игровых технологий в учебно- воспитательном процессе дополнительного образования»

Подготовил:

методист

Е.В. Новикова

ст. Камышеватская

2017 г.

 «Использование игровых технологий в учебно- воспитательном процессе дополнительного образования»

Игра как некоторое социальное явление, как средство воспитания и обучения всегда привлекала и привлекает сегодня внимание почти всех современных ученых, психологов, педагогов.

Для того, чтобы понять детей, найти к ним подход, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения  развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует и они рассказывают о нем в игре. Сцециалисты указывают, что игра – это  единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Наиболее естественным способом проникновения в детство, для познания его и для воздействия на него, является, конечно игра. Игра нередко единственный путь помощи тем, кто еще не освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на взрослый мир снизу вверх, но в детском мире фантазий и образов является повелителем. З. Фрейд писал: «Нам следует искать в ребенке первые следы воображения. Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка – это игра. Возможно мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает своей мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает свои эмоции».

В отечественной психологии принята концепция игры, построенная Д.Б. Элькониным. В его работах выделяются этапы развития детской игры. Поскольку  по Эльконину сущность детской игры заключается в реализации стремления ребенка «быть как взрослый», основная единица игры – роль. Психологические и педагогические исследования, а также практика доказывают, что начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством.

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал ту легкость с которой дети усваивают задания, если их сопровождать игрой. Игра на занятиях может быть использована для обучения детей. С ее помощью решаются различные учебные задачи: формирование навыков умственной деятельности детей, умения использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно – волевых качеств. Специфика обучающей игры заключается в ее структуре, содержащей, наряду с игровыми, учебные задачи. Познавательная задача чаще всего не ставится перед ребенком прямо, в открытой форме, а заключается в игровой задаче, в содержании и в правилах игры, в игровых действиях. Ребенок играет и вместе с тем усваивает те или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания. В условиях игры дети запоминают  познавательный материал лучше, чем когда им предлагают просто запомнить. Цель игры – активизировать внимание, мышление, память.

Философия, центрированная   на ребенке, рассматривает игру как необходимую составляющую здорового развития ребенка. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннего мира ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто невообразимое в реальной жизни в поддающееся контролю ситуации.

Игра – это своего рода действие. Какое – либо действие всегда преследует определенные цели. Цели различные по своему содержанию, влекут за собой и различные виды действий. Всякая деятельность, связанная с условностями – это игра.

Виды игр по своему характеру могут быть самые разнообразные (сюжетно – ролевые, дидактические, деловые, имитационные и т.д.)

Игра – это такой вид человеческой деятельности (активности) в процессе которой создаются и развертываются условные формы взаимосвязи субъекта и объекта.

Опираясь на исследования ученных, представляется возможным выделить несколько уровней субъективно – объективного взаимодействия в процессе игровой деятельности.  На первом уровне игра выступает как субъективно – объектное отношение. Объектами здесь являются определенные явления  или процессы, которые подлежат игровой имитации. Реальный объект замещается мысленной или наглядной условной моделью. Это становится возможным потому, что объект в принципе заменяется другим объектом такого же рода или класса, так как он  имеет смысл и значение для действующего субъекта тем общим, типичным, что характерно для определенного рода, класса объектов. Например, «дерево», «птица», «волк» - звучание этих слов влечет в нашем сознании определенный образ, определенную форму качества этих объектов, по которым можно сделать и условные наглядные модели   этих образов.

Таким образом, первый уровень игровой рефлексии предполагает:

  1. Вычленение субъектом объекта игровой имитации.
  2. Замещение реального объектно – субъектного отношения условным, игровым отношениям.

На втором уровне происходит дальнейшее развитие и изменение гносеологической структуры игровой деятельности. Она выступает, прежде всего, как субъектно – объектное отношение. Рассматривая второй уровень субъектно – объектных отношений игровой имитации, следует подчеркнуть еще одно существенное обстоятельство. Участники игры одновременно выступают и в качестве ее самостоятельных субъектов, и в качестве объектов друг для друга. Игрок для партнера по игровой деятельности является в то же время своеобразным объектом познания, изучения, сравнения и т.д. Здесь проявляется одна из фундаментальных закономерностей познавательной деятельности, раскрывающая относительность противоположности субъекта и объекта. В этой связи уместно напомнить слова Л. Фейербаха о том, что далеко не безразлично являюсь ли я субъектом или только объектом, существом для себя самого или… существом для другого существа.

Вычленение двух взаимосвязанных уровней субъектно – объектных отношений игровой имитации имеет, на мой взгляд, существенное значение, как для понимания рефлексивной природы игровой деятельности, так и для организационно – практической деятельности по созданию и отлаживанию конкретных игровых методик.

Если реальный познавательный процесс в его традиционной форме направлен на получение действительно значимых, теоретических и практических результатов, то структура игровой формы познавательной деятельности существенно иная. Вместе с тем она точно и продуктивно отражает структуру реальной познавательной деятельности, это выступает необходимой предпосылкой того, что приобретенные умения, приемы и навыки на основе игровой формы познания применялись в реальном познавательном процессе.

Игра – это не бездействие, а вид деятельности.

Если обратиться к специальной литературе, то мы узнаем, как трактуют игру ученые. Например, Скобеева Н.П. и Смирнов Е.Н. дают  объяснение игре в широком и в узком смысле слова. Игра в широком смысле понимается  как инструментально данный фрагмент реальности социума. В узком смысле игра понимается как особым образом организованная деятельность групп людей. Организованная деятельность достигается за счет наложения ограничений на 2естественные» групповые процессы, что позволяет рассматривать игру как искусственно – естественный объект, инструментально доступный через искусственную составляющую.

Таким образом, получается, что управление игрой понимается как особый вид деятельности, основанный на создании таких систем ограничений, которые порождают игровые процессы обеспечивающие достижение целей игры. Конечно, в игре предусматривается, как правило, не одна цель, а несколько. Игра может служить для достижения различных целей. Следовательно, игра – это многоплановое, многоцелевое образование и в каждом конкретном случае выбор ее основных целей и задач зависит от конкретных обстоятельств. Игра является целевым и, следовательно, организационно – аморфным образованием с ограниченным сроком «жизни». Она характеризуется в первую очередь специфичным игровым контекстом, который строится и поддерживается с применением специальных средств,  предлагает наличие набора позиций и ролей участников и, следовательно, управляет системой коммуникаций, а также особенных механизмов, позволяющих порождать «движение» игры. Любую игру нельзя повторить, потому что она отличается уникальностью каждого игрового взаимодействия. Кроме того, в игре существуют ограничения числа участников, в зависимости от целей и задач. Однако, если задаться целью найти в множестве различных способов описания игры наилучший, то выбор соответствующих критериев осуществим только в том случае, когда ставится задача практического применения игры как метода. Один из таких критериев известен: игра должна быть описана с использованием понятий, которые в совокупности образуют некоторую непротиворечивую с точки зрения основных задач практики целостность. Причем эта целостность должна исходно, генетически закладываться в описание игры. Наиболее предпочтительным представляется подход, который основан на выделении механизма порождения игры, что фактически означает описание всего многообразия конкретных игровых форм, они возникают на основе конкретных обстоятельств, целей с механизмом порождения игры. При этом механизм порождения игры должен быть соотнесен с представлением об игре как о системном образовании, которое в процессе своего развития проходит три этапа: этап открытой системы, то есть подготовка игры, подготовка участников и ввод их в контекст игры: этап закрытой системы, то есть непосредственно с игрой; этап открытой системы, то есть с выводом участников из игры и приведением необходимых после игровых действий         мероприятий.

Конечно. Игровых целей нельзя достичь в условиях естественн6ого стихийного социального образования. Необходимо обеспечить инструментальную доступность игрового материала. Достигается это не посредством создания игрового контекста, который возникает как следствие наложения специальных ограничений на игровой материал.  Проводником таких ограничений является ведущий игры. Он же обеспечивает и движение игры. Особенность игры заключается в том, что она строится на основе контраста игрового контекста с внешним. Это позволяет рассматривать игру в несколько ином плане. Так как создать  игровой контекст – это значит, определить, задать его специфичность по отношению к внешнему, то в основу конструирования игрового контекста может быть положено изменение внешнего контекста.

Таким образом, могут быть реализованы особые формы игры, основанные на своеобразии игрового контекста: если в обычном игровом контексте логика движения и позиция участников определяются внутренними обстоятельствами, то и «инвертированной» игре деформируется внешний контекст, который фактически становится игровым контекстом в обычном понимании, внутренний контекст есть реальная жизнь со всеми ее особенностями.

Задача ведущего заключается в деформировании внешнего контекста так, чтобы в отражении участников игры являлся игровой реальностью, а игровая реальность была реальностью в собственном смысле этого слова. Результат такой игры оказывается непосредственно в реальной жизни.

Первый вывод, который мы можем сделать, говорит о том, что игра рассматривается как социокультурная система с ограниченным сроком существования, включая в себя в качестве причины, обуславливающей ее существование, ведущего, соотнесенного и с игровым контекстом. Игра проходит последовательно, три этапа в своем движении, от момента зарождения до момента «растворения» во внешнем социокультурном контексте.

Еще один очень важный момент, который необходимо рассмотреть, это вопрос о времени игры. Время должно рассматриваться в качестве некоторого универсального понятия по отношению к игре. Действительно, чтобы уберечь игру от развала и сознательно определить ее ход, ведущий должен располагать средствами конструирования временных структур игры, то есть он должен управлять ее временем.

Объекты реального мира существуют на пересечениях временных неоднородностей. Снятых человеком через их соотнесение с собой. Исходя из такого понятия времени, в игровом контексте можно сконструировать специфический «мир» для игры ее участников в соответствии с целями игры. Игра при таком подходе должна представляться как конструируемая ведущим хроноструктура,  являющаяся следствием соотнесения игроками совокупностей игровых событий и обстоятельств, возникающих под его управлением. Варьируя сложностью и значимостью для игроков различных совокупностей обстоятельств, ведущий может реализовать создание нужной хроноструктуры. Таким образом, в результате все участники погружаются в управляемый мир игры, они в нем живут. Игра разворачивается в своем времени, порождает особый мир.

Подытоживая все сказанное, важно остановиться на нескольких положениях:

  1. Для достижения целей игры ведущий должен определить свои собственные цели и задать игрокам (явно или в скрытой форме).
  2. Движение игры в соотнесении содержания взаимодействий часто строится на так называемом механизме «зеркало». Суть его заключается в том, что в контексте игры в рамках какой – либо проблемной ситуации соотносится два представления: одно – как сумма исходных  представлений участников, другое – как сумма представлений, полученных через игровое (управляемое) действие. Таким образом, «зеркало» - средство как бы тренировки в решении участниками проблем в отношении к тем или иным моментам, как в реальной, так и в игровой жизни.
  3. Ведение повторной игры с одним составом участников и вход в нее требуют применения каких – то дополнительных средств. Опыт показывает, что повторные игры должны строится с меньшей опорой ведущего на «примитивные» психологические средства по поддержанию игрового контекста в инструментальном состоянии. Игра – это постоянный выход, «сшиваемые» ведущим в целостное представление, в конкретную игровую систему на уровне, соотносимом с целями игры.
  4. Время игры позволяет оперировать пространством игрового контекста, поскольку время – производная хроноструктуры, а пространство – результат соотнесения субъективного времени игры с управляемым игровым временем.
  5. Игра – мир условного, это форма условной деятельности человека и поэтому может существовать только в деятельности и не может объектироваться в ее реальных результатах, продуктах.

Являясь формой условной деятельности людей, игра выступает как идеальный феномен человеческой культуре. Таким образом, игра – насущная объективная потребность процесса познания мира, человеческой культуры в целом. В игре дети прибегают к условному моделированию окружающей среды, в которой они находятся и решают сложные для себя проблемы, которые , в силу незнания, возникают у них. Ребенок в играх не только отражает действительность, но и моделирует этот мир под себя, то есть он творит, он видит мир таким, каким хочет, то есть добрым, красивым… Педагог, пользуясь игрой как средством обучения и воспитания, сам моделирует различные условные ситуации, которые дети должны сами решить в процессе игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе Педагог дополнительного образования- Курицина Елена Константиновна

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности детей, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения пр...

ВКЛЮЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС УЧЕНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ.

Игровая деятельность для ребенка с умственным недоразвитием, обучающимся на дому, значительно отстает в своем становлении и развитии, а сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекцион...

Игровые технологии в учебно- воспитательном процессе

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд др...

Использование игровых технологий в учебно-воспитательной работе с подростками в учреждении дополнительного образования

Статья об огранизации работы  с подростками в учреждении дополнительного образования ...

Информационный сборник "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

   Информационный сборник включает в себя: тезаурус, классификатор описание здоровьесберегающих технологий, список литературы. Представленные материалы могут быть использованы в практ...

Семинар для педагогов дополнительного образования "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Целью даного семинара является определениезначений игровых технологий, раскрытие методики организации игровой деятельности на занятиях и ознакомление педагогов с различными типами занятий, проводимых ...