Рабочая программа по географии 5 класс. Линия "Полярная звезда"
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
пояснительная записка , календарно-тематическое планирование
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 262
КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Рекомендована к использованию Педагогическим Советом Протокол № от
| «УТВЕРЖДАЮ» Приказ № - од от Директор ГБОУ СОШ № 262 ____________ / Ю.В.Некрасова « » августа 2015 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ______________ /И.В.Левчук « » августа 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «география»
____5____ класс
Срок реализации рабочей программы: 2015- 2016 учебный год
Ф. И.О. учителя Захарычева В.П.
Категория высшая
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2015
Предварительный просмотр:
Раздел I.
Пояснительная записка
Нормативно- правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа
Рабочая программа учебного предмета «География» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по географии для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторской программы по под редакцией Алексеева А.И.Рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 34…… учебных часов в неделю, что составляет 34…. учебных часов в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторской программы по географии под редакцией А.И. Алексеева, рекомендованной Министерством образования и науки РФ: ФГОС Рабочие программы Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина , А.И. Алексеев, Е.К. Липкина
« География» 5 – 9 классы Москва « Просвещение» 2011г
Общая характеристика учебного предмета
Общая характеристика курса географии.
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Цели и задачи географии:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях ( планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения ( карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов ( план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов ( схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также , формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве ( паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Содержание курса географии 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.
Место географии в базисном учебном плане.
География в основной школе изучается с 5 класса. Общее число учебных часов в 5 классе 34 часа ( 1 час в неделю).
В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс « Окружающий мир», включающий определенное географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь , содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Таким образом ,содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.
Описание места учебного предмета в учебном плане ОО
(информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование)
Например: филологический профиль ОО предполагает 5 часов в неделю английского языка и изучение французского языка. Если изменений нет, то общие фразы о предмете.
Количество учебных часов
Программа рассчитана на .1. час в неделю .При .34.. учебных неделях общее количество часов на изучение географии в ...5 классе составит .34.. часа.
1 четверть – ..9.час
2 четверть – ..7. часов
3 четверть – ..10. часов
4 четверть – ... 8 часов
Из них: контрольные уроки – ..3. часов,
Количество часов для контроля за выполнением практической части программы-3
Планируемые результаты изучения предмета ( в данном или в каждом классе)
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результами освоения географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения географии являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Учет особенностей обучающихся класса
Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся 5 класса:
Пятиклассник - переходный от младшего возраста к подростковому возраст. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерен негативизм - стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения – установление доверительно- дружеских отношений со сверстниками. Социальные нормы поведения установленные взрослыми отходят на второй план. 5-классник переходит на внутригрупповые нормы поведения (те, которые установил сам и сверстники). Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Начинают играть роли в школе, дома и пробуют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры). Характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. Повышенная критичность к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка, которая зависит от положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, насколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а так же педагогами, какое взаимоотношение в семье.
Возраст пятиклассников характеризуется начальным этапом полового созревания. А это не только физические изменения, но и психические – рывок к взрослению и переоценка всех ценностей. И именно этот период совпадает с изменением социального окружения и социальной роли ребенка. В связи с этим начинают проявляться такие признаки как: упрямство, внутренние переживания, стремление к самостоятельности, замкнутость (особенно когда родители не считаются с внутренними переживаниями ребенка), ранимость, обидчивость и отгороженость.
Особенно обостряется чувство собственного достоинства (и если его неосторожно затронуть, ребенок либо отвечает на обиду дерзостью, что ошеломляет, либо переживает обиду в себе и еще больше отгораживается от окружающих). Душевный мир ребенка полон противоречий и проблем: стремление быть и казаться взрослым, повышенная критичность к себе и окружающим.
Дети формируют себе идеал (не всегда положительный) и стремятся ему подражать. Важно, чтобы в этот момент ребенок мог откровенно общаться как с родителями, так и с учителями. Нельзя сказать, что у всех детей одинаково сложно будет проходить это время. Поэтому нужно заранее задуматься о перестройке своего отношения к ребенку, пришло время отказаться от роли всезнающего наставника и принять роль старшего друга и товарища. Так же нужно знать, что возраст характеризуется угасанием духа интеллектуального соперничества – равнодушием к учебе.
У ребенка проявляется тревога, которая может перерасти в состояние тревожности. Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью пятиклассника серьезно тормозит его обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности и как следствие возникают затруднения в усвоении учебного материала: не удерживают в памяти условие задачи (преобладает кратковременная память, рассеянность внимания), забывают слова, допускают нелепые ошибки в письменных работах, вместо решения механически манипулируют цифрами (нет сосредоточенности внимания), не способны оценить результат своих действий (ограничен словарный запас, богатство речи), ограничены представления об окружающем мире.
Учебная деятельность характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью. Они не умеют планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с одного на другое не завершив начатое. Все это связано с нервно-психическим состоянием.
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.К среднему школьному возрасту, дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов .Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире.
В этом возрасте у детей активно начинает развиваться логическая память .Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания.
.При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности...
При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности.
Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые технологии обучения, формы уроков , методы, средства обучения
Формы обучения:
- фронтальная (общеклассная)
- групповая (в том числе и работа в парах)
- индивидуальная
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.
Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, творческая игра «Диалог», «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, метод эвристических вопросов, метод исследовательского изучения, игровое проектирование, имитационный тренинг, организационно-деловые игры (ОДИ), организационно-мыслительные игры (ОМИ) и другие.
Средства обучения:
- для учащихся: учебники, рабочие тетради, карты, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты, веера с буквами и др.), технические средства обучения (компьютер и плазменная панель) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
- для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).
Используемые виды и формы контроля, периодичность контроля
Виды контроля:
- вводный,
- текущий,
- тематический,
- итоговый,
- комплексный
Формы контроля:
- диктант;
- тест;
- компьютерное тестирование;
- фронтальный опрос;
- индивидуальные разноуровневые задания;
Контроль успеваемости учащихся осуществляется. Основные формы контроля:
Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, , тест, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций, контрольные работы.
Используемый учебно-методический комплект:
Литература:
- А.И. Алексеев Академический школьный учебник « Полярная звезда»
География 5 – 6 класс Москва « Просвещение» 2014 г.
- В.В. Николина « Мой – тренажер» 5 – 6 класс Москва « Просвещение» 2014 г.
- В.В. Николина География Поурочные разработки 5 – 6 класс Москва « Просвещение» 2014 г.
- Программное обеспечение:
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, Москва Просвещение, 2011г.
2.Рабочие программы Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина , А.И. Алексеев, Е.К. Липкина
« География» 5 – 9 классы Москва « Просвещение» 2011г
Предварительный просмотр:
Раздел III. Содержание рабочей программы
География Земли.
Раздел 1. Источники географической информации.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек.
Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.
Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.
Предварительный просмотр:
Раздел IV.
Поурочно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока/ применяемые технологии | Виды деятельности (элементы содержания, формы контроля) | Задание на дом | Планируемые результаты обучения
| Планируемая дата проведения | ||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||||
I четверть | |||||||||
Развитие географических знаний о Земле – 5 ч. Географические методы изучения окружающей среды | 1 | урок «открытия» нового знания | Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией . Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды | П. 1 Стр. 4 - 7 | Определять понятие « география» Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Различать природные и антропогенные географически объекты. | Познавательные Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии Создание историко-географического образа объектов Земли Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником | -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; Формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-преобразующей деятельности человека | ||
Развитие географических знаний о Земле | 1 | урок рефлексии | Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей.
| П.2 Стр. 10- 12 | Показывать по картам территории древних государств. Находить информацию ( В Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах. | Регулятивные Работа с картой, сравнение современной карты с древними Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях Познавательные Поиск информации по накоплению географических знаний Коммуникативные Самостоятельный анализ .умение слушать другого | гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования | ||
Выдающиеся географические открытия | 1 | урок «открытия» нового знания | Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. | П. 3 Стр.13 - 15 | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию( в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи ВГО Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи ВГО. | Познавательные Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте Поиск информации о путешественниках Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте коммуникативный Обсуждение значения открытий Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях | гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования | ||
Современный этап научных географических исследований. | 1 | урок «открытия» нового знания | Источники географической информации. Географические информационные системы Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей | П. 4 Стр. 16 - 18 | Выявлять особенности изучения географии на современном этапе | Познавательные Поиск информации о путешественниках Определение значения географических исследований для жизни общества Регулятивные Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт Работа с учебником, с атласом коммуникативный Обсуждение значения географической науки в парах, группах | осознание единств географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | ||
Контрольная работа « Развитие географических знаний о Земле» | 1 | урок общеметодологической направленности | Тестовая контрольная работа из заданий разного вида | Повтор. пройденн материал | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий | Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | ||
Земля – планета Солнечной системы – 5 ч Земля – планета Солнечной системы | 1 | урок «открытия» нового знания | Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса н Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки | П.5 Стр.20 – 21 | Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. | Регулятивные Познавательные Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы Описание уникальных особенностей Земли как планеты Коммуникативные Оценить действие партнеров | -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, | ||
Форма, размеры и движение Земли | 1 | урок «открытия» нового знания | Форма и размеры Земли. Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги. | П. 6 Стр. 22 – 24 | Наблюдать действующую модель движений Земли. Описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси Решать практические и познавательные задачи на определение разницы во времени часовых поясов. Составлять и анализировать схему «Географические следствия осевого вращения Земли вокруг своей оси» | Познавательные Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси Регулятивные Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» Анализ положения Земли в определённых точках орбиты и объяснение смены времён года ( Составление и анализ схемы «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца» Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное коммуникативные Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений | формирование личностных представлений о целостности природы Земли ее крупных районов и стран; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; | ||
Пояса освещённости. Часовые пояса. | 1 | Урок методологической направленности | Неравномерное распределение тепла на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещенности | П. 7 Стр. 25 - 26 | Наблюдать действующую модель движений Земли и описывать особенности вращения земли по орбите. Анализировать схему орбитального движения Земли и объяснять смену времен года. Показывать на схемах и картах тропики, Полярные круги, пояса освещенности | коммуникативные Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Регулятивные Умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Познавательные Умение устанавливать причинно-следственные связи | Осознание единств географического пространства как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб | ||
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли | 1 | Урок методологической направленности | Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры и метеориты. Кометы, их особенности. | П. 7 Стр. 26 – 27 | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | У коммуникативные мение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Регулятивные Умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Познавательные Умение устанавливать причинно-следственные связи | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | ||
II четверть | |||||||||
Контрольная работа «Земля – планета Солнечной системы» | урок развивающего контроля | Тестовая контрольная работа из заданий разного вида | Повтор. пройденн материал | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий | коммуникативные Умение осознанно использовать накопленные знания для выражения своих чувств и мыслей. Регулятивные Умение осознавать качество и уровень освоения Познавательные Умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | Формирование ответственного отношения к учению, осознанному выбору и построению дальнейшей ориентировки в мире профессий | |||
План и карта – 10 ч. Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности. | 1 | урок «открытия» нового знания | Ориентирование на местности. Стороны горизонта . Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде План местности. Особенности изображения местности на плане Условные знаки. | П. 8 Стр. 30- 32 | Распознавать условные знаки планов местности .Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Использовать оборудование для глазомерной съемки. Составлять простейшие планы местности небольшого участка. | Познавательные Иметь представления о понятиях Знать определение «Азимут» и уметь определять его Регулятивные Умение работать с измерительными приборами Научиться читать план местности с помощью условных знаков Коммуникативные Умение слушать товарища Соблюдать правила поведения в кабинете | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; | ||
Масштаб и его виды. | 1 | Урок методологической направленности | Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба Определять по топографической карте (или по плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именного масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот | П. 9 Стр. 33 - 34 | Определять по топографической карт расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. | Познавательные Иметь представления о понятиях Регулятивные Умение работать с измерительными приборами Коммуникативные Работа в группе | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; | ||
Практическая работа «Определение масштаба» | 1 | урок «открытия» нового знания | Определять по топографической карте (или по плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именного масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот | П. 9 Стр. 35 | Определять по топографической карте (или по плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именного масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот | коммуникативные Работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов Регулятивные Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Познавательные Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; | ||
Изображение земной поверхности на плоскости. | 1 | Урок методологической направленности | Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. | П. 10 Стр. 36 - 37 | Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать высоты ( глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины. | Познавательные Знакомство с условными знаками, изображающими неровности земной поверхности Регулятивные решение задач по определению абсолютной и относительной высоты Уметь составлять план местности простейшим способом коммуникативный работа в группах | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; | ||
Практическая работа «Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности» | 1 | Урок методологической направленности | Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности Топографическая карта Способы глазомерной съемки местности. | П.11 Стр.38 | Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины, суши и их вершины. Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины. Решать практические задачи по определению относительной и абсолютной высоты, превышение точек относительно друг друга. | коммуникативные Умение работать индивидуально, аргументировать и отстаивать своё мнение Регулятивные Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | Овладение основными навыками нахождения, использования географической информации | ||
Географическая карта – особый источник информации. | 1 | урок «открытия» нового знания | Глобус – объемная модель Земли. Географическая карта , ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенды карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. | П.12 Стр.40-43 | Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимки. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые Читать карты различных вдов на основе анализа легенды. Определять зависимость подробности карт от ее масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территории. Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений объектов. географические объекты. Анализировать атласы и различать его карты по охвату территории и тематике | Познавательные Регулятивные Овладение умением читать карты различных видов, находить черты их сходства и отличия. коммуникативные Формировать компетентности в общении. | Формирование личностных представлений о целостности природы Земли ее крупных районов и стран | ||
III четверть | |||||||||
Градусная сетка. | 1 | урок «открытия» нового знания | Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте | П. 13 Стр.44 – 47 | Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы. Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки параллелей и меридианов. | Познавательные Регулятивные Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте коммуникативные Самостоятельный анализ .умение слушать другого | Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора | ||
Географическая широта. | 1 | Урок методологической направленности | Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса. | П. 14 Стр.48 - 5 | Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Определять расстояние с помощью градусной сетки | Познавательные Отработка навыков по определению географических координат Регулятивные Определение расстояний с помощью градусной сети | Осознание нравственных чувств и нравственного поведения | ||
Географическая долгота. Географические координаты. | 1 | Урок методологической направленности | Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса. | П. 15 Стр.51 - 53 | Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Определять расстояние с помощью градусной сетки | Познавательные Отработка навыков по определению географических координат Регулятивные Определение расстояний с помощью градусной сети | Осознание нравственных чувств и нравственного поведения | ||
Решение практических задач по плану и карте. | 1 | Урок методологической направленности | Географическая широта и долгота, способы их определения. | П.16 Стр. 54 - 56 | Определять по картам географическую широту и долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Определять расстояние с помощью градусной сетки | коммуникативные Умение использовать накопленные знания в соответствии с задачей коммуникации и с целью выражения своих мыслей Регулятивные Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | Формирование личностных представлений о целостности природы Земли ее крупных районов и стран; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества | ||
Контрольная работа « План и карта» | 1 | урок развивающего контроля | Тестовая контрольная работа из заданий разного вида | Повтор. пройденн материал | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий | коммуникативные Умение осознанно использовать накопленные знания для выражения своих чувств и мыслей. Регулятивные Умение осознавать качество и уровень усвоения Познавательные Умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | Формирование личностных представлений о целостности природы Земли ее крупных районов и стран; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества | ||
Человек на Земле – 3 ч. Заселение человеком Земли | 1 | урок «открытия» нового знания | Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. | П. 17 Стр.58 - 60 | Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. | коммуникативные Организовывать работу в паре Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником | -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; | ||
Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. | 1 | урок «открытия» нового знания | Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. | П. 18 Стр. 61 - 63 | Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира | коммуникативные Умение слушать товарища Соблюдать правила поведения в кабинете Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником | – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования | ||
Практическая работа «Многообразие стран мира.» | 1 | Урок методологической направленности | П. 19 Стр. 64 - 66 | Находить в тексте учебника и картах географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий | Коммуникативные Позитивная самооценка Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником | Формирование коммуникативной компетентности в общении в процессе учебно-исследовательской деятельности | |||
Литосфера – твердая оболочка Земли – 11 ч. Земная кора и литосфера | 1 | урок «открытия» нового знания | Внешние и внутренние силы Земли Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора Типы земной коры, ее строение под материками и океанами | П. 20 Стр. 67-70 | Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Анализировать схему «Типы земной коры » Анализировать схемы строения земной коры и литосферы. | Познавательные Регулятивные Уметь выделять внутренние оболочки Земли и выявлять их особенности. коммуникативные Оценить действия партнеров | - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ; | ||
Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | 1 | урок «открытия» нового знания | Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр. | П.21 Стр.71 - 73 | Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород и их свойствами. Анализировать схему преобразования горных пород. | Познавательные Сравнивать свойства горных пород различного происхождения, определять горные породы по их свойствам коммуникативный работа в группах Регулятивные Сравнивать горные породы различного происхождения, определять горные породы по их свойствам | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | ||
IY четверть | |||||||||
Литосферные плиты, их движение и взаимодействие | 1 | Урок методологической направленности | Движение земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения. Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеаническое огненное кольцо. | П.22 Стр.74 - 76 | Анализировать схемы строения земной коры и литосферы. Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит. Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит | Познавательные Регулятивные Уметь подбирать критерии для составления сравнения типов земной коры , сравнивать и анализировать модели строения земной коры и литосферы. Формировать умения работать с тематической картой (устанавливать соответствия границ и столкновения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействия литосферных плит) коммуникативные Работа в группе | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | ||
Землетрясение и вулканизм. | 1 | урок «открытия» нового знания | Образование гор. Вулканизм и землетрясения, их последствия. | П. 23 Стр.77 - 79 | Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений на Земле. Наносить на контурную карту области распространения землетрясений. Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения вулканизма Устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле. Наносить на контурную карту области распространения суши. Горы и равнины, особенности их образования. | Познавательные Регулятивные Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма. Участвовать в обсуждении чрезвычайных ситуаций, приводить примеры коммуникативные Организовывать работу в паре | Формирование коммуникативной компетенции в общении в процессе учебно-исследовательской деятельности | ||
Рельеф Земли. Равнины | 1 | Урок методологической направленности | Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины особенности их образования. Различие равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнины по карте. | П. 24 Стр.80 - 83 | Распознавать на физических картах и планах разные формы рельефа. Выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты. Выявлять расположение крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных пли | Познавательные Распознавать на физических картах разные формы рельефа, определять количественные и качественные характеристики Регулятивные Уметь распознавать на физических картах горы и равнины с разной абсолютной высотой. Выполнять практические задания по карте и плану. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит коммуникативные Оценить действие партнеров | Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде | ||
Рельеф Земли. Горы | 1 | Урок методологической направленности | Различие гор по высоте, возрасту и размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. | П. 25 Стр. 84 - 87 | Распознавать на физических картах и планах разные формы рельефа. Выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа. Анализировать иллюстрации и выявлять процессы действующие на разрушения горРаспознавать на физических картах и планах разные формы рельефа. Выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа. Анализировать иллюстрации и выявлять процессы действующие на разрушения гор | коммуникативные Владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью Регулятивные Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Познавательные Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде | ||
31-32 | Выполнение проекта«Скульптурный портрет планеты» | 2 | урок рефлексии | Разработка проекта « Скульптурный портрет планеты» Правила работы с контурной карто | П. 26 Стр. 88 - 89 | Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах на континентах Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию( в Интернете и других источниках) | коммуникативные Самостоятельный анализ .умение слушать другого | Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде | |
33 | Человек и литосфера | 1 | урок развивающего контроля | Значение литосферы для человека Воздействие хозяйств. деятельности человека на литосферу. | П. 27 Стр. 90 - 92 | Обобщение по теме «Литосфера – каменная оболочка Земли» | Репродуктивные Готовить информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору коммуникативные Формировать компетентности в общении. | Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде | |
34 | Повторение курса географии 5 класса | 1 | урок рефлексии | Обобщение по теме «Литосфера – каменная оболочка Земли» подготовленное обсуждение проблем из рубрики «Подведем итоги» | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий | Репродуктивные Готовить информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору коммуникативные Формировать компетентности в общении. | Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде |
Предварительный просмотр:
Раздел V.Основные требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса «География. Природа и люди» ученик должен:
1) знать / понимать:
значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей;
результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий;
основные источники географической информации, методы изучения Земли;
географические следствия движений Земли вокруг своей оси, Солнца;
различия между планом местности, картой, глобусом, современные способы создания карт;
как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы; состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием человеческой деятельности;
географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом;
2) уметь:
показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте океанов, глобусу географические объекты, обозначать и надписывать географические объекты на контурной карте; давать описание существенных признаков географических объектов и явлений;
находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, статистических материалов, справочников, научно-популярной литературы, Интернета;
приводить примеры: развития представлений человека о Земле; крупнейших по площади и населению стран; крупнейших рас и народов мира; крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности; адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды; влияния природы на формирование культуры людей; источников загрязнения сфер Земли; использования и охраны природных ресурсов; составлять: простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи; описание образа природных объектов; описание природных объектов по типовому плану; описание природных явлений и процессов (погода, климат, течение, природные зоны, тепловые пояса, ветры, природно-культурные и социально-экономические явления) по картам, наблюдениям, статистическим показателям; определять: на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в коллекции);
применять: приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения простейших наблюдений за отдельными географическими объектами; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы, горных пород в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: статистических, картографических, геоинформационных;
3) оценивать:
роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично;
универсальное значение природы
Предварительный просмотр:
Раздел VI.
Формы и виды контроля усвоения учебного материала
Основные формы контроля:
Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, , тест, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций.
Контрольные работы
1. Контрольная работа
« Развитие географических знаний о Земле»
Вопрос № 1
Создатель первого в мире глобуса:
Геродот
Птолемей
Вальдземюллер
Бехайм
Вопрос № 2
В экспедиции Христофора Колумба участвовало:
5 кораблей
3 корабля
8 кораблей
4 корабля
Вопрос № 3
впервые измерил и наиболее точно указал размеры Земли:
Пифагор
Птолемей
Эратосфен
Бехайм
Вопрос № 4
В первом кругосветном путешествии был открыт:
мыс Доброй Надежды
архипелаг Огненная Земля
Берингов пролив
остров Мадагаскар
Вопрос № 5
Какой географический объект назван в честь Христофора Колумба:
остров
пролив
государство
залив
Вопрос № 6
Прибор, изобретенный китайцами и способствовавший развитию мореплавания:
Гномон
Компас
Солнечные часы
Штурвал
Вопрос № 7
Морской путь в Индию был открыт экспедицией:
Марко Поло
Христофора Колумба
Васко да Гама
Фернана Магеллана
Вопрос № 8
Новый Свет включает:
Европу, Азию, Африку
Африку, Австралию, Антарктиду
Северную Америку, Южную Америку, Антарктиду
Европу, Азию, Австралию
2. Контрольная работа
«Земля – планета Солнечной системы»
Вопрос № 1
Что означает слово "география"?
Описание планет.
Описание Земли.
Описание природных условий
Описание природных богатств.
Описание человеческого общества и окружающей среды.
Вопрос № 2
География как наука зародилась в:
Греции.
Египте.
Китае.
Италии.
Германии.
Вопрос № 3
Кто автор географического слова "география"?
Тарагаи.
Эратосфен.
Бехайм.
Армстронг.
Птолемей.
Вопрос № 4
Кто автор первой географической карты с градусной сеткой?
Тарагай.
Эратосфен.
Бехайм.
Армстронг.
Птолемей.
Вопрос № 5
Первый глобус в 1490 году создал:
Тарагай.
Эратосфен.
Бехайм.
Армстронг.
Птолемей.
Вопрос № 6
Первым кругосветным путешествием руководил:
X. Колумб.
Ф. Магеллан.
Ш. Уалиханов.
Н.М. Пржевальский.
Ф.Ф. Беллинсгаузен.
Вопрос № 7
Кто первый из ученых-географов прошел Среднюю и Центральную Азию?
X. Колумб.
Ф. Магеллан
Ш. Уалиханов.
Н.М. Пржевальский.
Ф.Ф. Беллинсгаузен.
Вопрос № 8
"Эпохой великих географических открытий" называют период:
Х-ХП века.
XII-XV века.
ХV-ХVII века.
XVI-XVIII века.
XVI-XIX века.
Вопрос № 9
Какой материк был открыт последним?
Америка.
Австралия.
Африка.
Антарктида.
Азия.
Вопрос № 10
Какую форму имеет Земля?
Плоскую.
Круглую.
Выпуклую.
Шарообразную.
Дискообразную.
Вопрос № 11
Полярный радиус Земли короче экваториального:
На 15 км.
На 20 км.
На 21 км.
На 26 км
На40 км.
Вопрос № 12
Время, за которое Земля делает один оборот вокруг своей оси:
Час.
Сутки.
Месяц.
Год.
Все ответы верны.
Вопрос № 13
За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?
365 дней 6 часов.
666 дней 6 часов.
360 дней 6 часов.
365 дней 7 часов.
365 дней 8 часов.
Вопрос № 14
Полярная звезда показывает направление на ...
Юг.
Север.
Восток.
Запад.
Вопрос № 15
В каком направлении Земля вращается вокруг своей оси?
С запада на восток.
С востока на запад.
С севера на юг.
С юга на север.
3. Контрольная работа« План и карта»
Контрольная работа.
«План и карта».
Выбрать правильный ответ
1.На плане местности голубые чёрточки, проведённые точно с запада на восток, ограниченные маленькими точками, изображают…
а)пески;
б)пашни (поля);
в)болото;
г)огороды.
2.Масштаб- это…
а)способ измерения расстояний на плане
б)указание, во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности
в)измерение размеров объектов на плане
г)расстояния на плане, соответствующее 1 см местности.
3.Азимут- это…
а) угол между направлением на какой- нибудь предмет местности
б)угол между направлением на предмет местности и на дальнюю от него сторону горизонта
в)угол между плоскостью экватора и направлением на предмет местности
г)угол между направлением на север и на какой-нибудь предмет местности.
4.Превышение точки земной поверхности над уровнем моря по отвесной линии называется
а)абсолютная высота
б)горизонталь
в)нивелир
г)относительная высота.
5.Если численный масштаб плана составляет1: 5000000, то именованный будет:
а)в 1 см 500 км
б)в 1 см 50 км
в)в 1 см 50000км
г)в 1 см 5 км.
6.Определите масштаб плана, если на нём мост длиной 100метров изображён в виде 1 см:
а)1: 1000
б)1: 10000
в)1: 100
г) 1:100000.
7.Карта, на которой обозначены границы государств, их столицы и крупные города, называются:
а)физическая
б)контурная
в) экономическая
г)политическая.
8.Точки пересечения воображаемой оси с земной поверхностью, называются:
а)меридианами
б)полюсами
в)экватором
г)параллелями.
9.Для определения кокого места на Земле нужно знать только широту
а)экватор
б)Южный полюс
в)Северный полюс
г)нулевой меридиан.
10.Нулевой меридиан проходит через:
а)Париж
б)Лондон
в)Берлин
г)Москва
11.Какую широту имеет Северный полюс
а)90с.ш.
б)180 з.д.
в)0 ш.
г)50ю.ш.
12.Величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданного места – это:
а)меридиан
б)географическая долгота
в)географическая широта
г)полярный круг
13.База китобойной флотилии расположилась на 60ю.ш.,160з.д. По распоряжению начальника флотилии судно должно отправиться на промысел за китами на запад до 180з.д. Вычислите расстояние между ними в градусах и километрах, если длина градуса на широте 60 равна55,8км.
14.Научная экспедиция была высажена с самолёта на 60 с.ш.,140в.д. Отсюда отряд отправился на юг и достиг 10ю.ш. Определите протяженность этого пути. Напомним, что 1 градус по меридиану равен 111км.
15.Определите, какие города имеют приблизительные координаты:
1.Каир а)62с.ш.;130в.д.;
2.Якутск б)39с.ш.; 77з.д.;
3.Сантьяго в)30с.ш.; 31в.д.;
4.Вашингтон г)33ю.ш.; 71з.д.;
Ответы. Контрольная работа. План и карта.
1.в
2.б
3.г
4.а
5.б
6.б
7.г
8.б
9.г
10.б
11.а
12.в
13. 180-160=20 20*55,8=1116км
14. 60+10=70 70*111 =7770км
15. 1в;2а;3д;4б.
7-9 баллов – 3
10-12 баллов- 4
13-15 баллов-5
Практические работы
1. Практическая работа
«Определение масштаба»
2. Практическая работа
«Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности»
3. Практическая работа
«Многообразие стран мира.»
Предварительный просмотр:
VII. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
по _____________географии 5 класс_____________________________________________
Критерии и нормы оценки обучающихся
Оценка устных ответов учащихся:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы
В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»
Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов
Оценка письменных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме ,самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов
Оценка «1» ставится, если учащийся не выполнил работу
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков.но правильно указаны основные географические объекты
Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю
Предварительный просмотр:
VIII. Ресурсное обеспечение программы
Литература:
- А.И. Алексеев Академический школьный учебник « Полярная звезда»
География 5 – 6 класс Москва « Просвещение» 2014 г.
- В.В. Николина « Мой – тренажер» 5 – 6 класс Москва « Просвещение» 2014 г.
- В.В. Николина География Поурочные разработки 5 – 6 класс Москва « Просвещение» 2014 г.
- Программное обеспечение:
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, Москва Просвещение, 2011г.
2.Рабочие программы Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина , А.И. Алексеев, Е.К. Липкина
« География» 5 – 9 классы Москва « Просвещение» 2011г
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое ство
http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочие программы по географии УМК "Полярная звезда"
Рабочие программа погеографии для 5-6 классов УМК "Полярная звезда"...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
рабочая программа по географии 9класс, Полярная звезда
рабочая программа по географии 9 класс, Полярная звезда...