ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФИТНЕС» возраст обучающихся 6.5 — 10.5 лет
рабочая программа по физкультуре на тему
Актуальность программы связана с популяризацией физической культуры и применением в обучении разнообразных средств физической культуры с лечебным эффектом. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики: ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг, калланетика, суставная и дыхательная гимнастика. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, возращение радости жизни и повышение функциональных возможностей человека.
В связи с вышесказанным, актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gsa_tants._fitnes_1ch.ned_.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
начальная школа – детский сад № 624
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО
на Педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ
29.08.2014 Протокол№1 ___________________
директор ГБОУ НШ-ДС № 624
Т.Н.Антоненкова
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФИТНЕС»
возраст обучающихся 6.5 — 10.5 лет
срок реализации 4 года
автор-составитель:
Грибанова С.А.
Санкт-Петербурга
2014
Пояснительная записка
Направление программы - спортивно-оздоровительное.
Программа разработана на основе программы по оздоровительному лечебно-профилактическому танцу для детей дошкольного и младшего школьного возраста («фитнес — данс»), авторами которой являются педагоги РГПУ им.А.И.Герцена Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина
Актуальность программы связана с популяризацией физической культуры и применением в обучении разнообразных средств физической культуры с лечебным эффектом. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики: ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг, калланетика, суставная и дыхательная гимнастика. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, возращение радости жизни и повышение функциональных возможностей человека.
В связи с вышесказанным, актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.
Цели и задачи.
К образовательным задачам относятся содействие развитию и совершенствованию жизненно необходимых свойств, функций и качеств человека: связаных с формированием двигательных умений и навыков, обогащением двигательного опыта, приобретением знаний о значении физических упражнений, двигательном режиме, личной гигиене, закаливании.
К воспитательным:
- привитию интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями как неотъемлемой, необходимой частью здорового образа жизни детей.
- сформировать навыки выполнений танцевальных упражнений.
- воспитать чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.
- формированию ответственности .
- развитие требовательности к себе и другим.
- воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
К развивающим:
росту и развитию опорно-двигательного аппарата(формирования правильной осанки, профилактика плоскостопия);
- развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной системы организма, а также коррекция зрения;
- совершенствованию физических качеств; развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных способностей, а также мелкой моторики рук и проприоцептивной чувствительности;
- формированию навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений, развития памяти на движение, внимания;
- укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем
- развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, координации движений, ритма. Формирование навыков пластичности, изящества.
- развивать и поддерживать гибкость своего тела.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
По окончании занятий по данной программе обучающиеся должны:
- понимать и пользоваться терминологией используемой при обучении
- выполнять комплекс гимнастических упражнений, направленный на развитие опорно-двигательного аппарата;
- уметь работать в коллективе и иметь опыт выступлений;
- знать способы самоконтроля за самочувствием и основы личной гигиены;
- знать правила техники безопасности на занятии по программе и контролировать свое поведение в соответствии с правилами.
По окончании занятий по данной программе у обучающихся должны быть развиты следующие физические качества: гибкость, выносливость выворотность стоп, правильная осанка, развернутые плечи, координация движений, необходимая для выполнения упражнений и танцевальных номеров.
Для диагностики успешности овладения обучающимися содержания программы ведется журнал, где отражаются выступления детей в открытых мероприятиях. Могут быть составлены сводные таблицы, где рост достижений обучающихся оценивается по трем уровня: высокий, средний, низкий. Критерий успешности овладения программой в соответствии с уровнем может быть следующим:
- может выполнить задание, ориентируясь на помощь педагога или друга – слабый уровень,
- может самостоятельно выполнить задание – средний уровень,
- может самостоятельно выполнить задание и оказать помощь при выполнении заданий другому учащемуся – высокий уровень.
Оздоровительная программа предназначена для детей 7-10лет, рассчитана на первый год обучения.
Занятия проводятся два раз в неделю в рамках внеурочной деятельности. Формами проведения занятий являются: учебно-тренирующая, игровая, контрольно-учётная.
Отличительная особенность.
Отличительной особенностью программы «Танцевальный фитнес)» является новая нестандартная методика, включающая упражнения, укрепляющие осанку, для профилактики плоскостопия, суставной, дыхательной гимнастики, а также для глаз, мелкой моторики рук, для растягивания и расслабления мышц и связок, самомассаж. Предполагается, что освоение данных программы поможет естественному развитию организма ребёнка, морфологическому и функциональному совершенствованию.
При разработке программы авторы опирались на теорию и методику физического воспитания, практику оздоровительной физической культуры, детского фитнеса, врачебно-физического контроля. Логика построения предлагаемых программ , их взаимосвязь – соответствует педагогическим принципам дидактика и специальным требованиям в обучении ( непрерывность, целостность, личностно ориентированный процесс обучения и др. ) Содержание программы связано с программой по физическому воспитанию в дошкольных и школьных (образовательных) учреждениях, учитываются возрастные особенности детей, развитие их основных движений, возможности восприятия.
Программа построена на педагогических принципах:
- Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства необходимо соблюдение системности, непрерывности всего материала и повторение его на последующих занятиях.
- Оздоровительной направленности. При проведении занятий необходимо учитывать возраст детей, их физическую подготовку и обеспечить рациональную двигательную нагрузку совместно со старшей медицинской сестрой.
- Доступности и индивидуализации. Планируя занятия, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
- Гуманизации. Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения с взрослым и сверстниками.
- Творческой направленности, результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
- Наглядности. Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
Условия реализации программы
Оздоровительная программа предназначена для детей 7-10лет, рассчитана на первый год обучения.
Занятия проводятся один раз в неделю, 34 часа в год.
Формами проведения занятий являются: учебно-тренирующая, игровая, контрольно-учётная.
Группа состоит из 10-15 человек.
Учебный план
Первый год обучения
(сетка часов при одном занятие в неделю, 34 часа в год).
№ | Наименование раздела | Количество часов | ||
теория | практика | |||
1 | Теоретический раздел | 2 | ||
2 | Строевые упражнения | 2 | ||
3 | Общеразвивающие упражнения | 2 | ||
4 | Стретчинг; суставная гимнастика | 4 | ||
5 | Упр. в беге и прыжках | 2 | ||
6 | Упр. на расслабление мышц и самомассаж | 2 | ||
7 | Подвижные игры | 2 | ||
8 | Формирование и укрепление правильной осанки в фитнес танце
| 6 | ||
9 | Профилактика плоскостопия | 2 | ||
10 | Дыхательная гимнастика | 2 | ||
11 | Пальчиковая гимнастика | 2 | ||
12 | Фитбол гимнастика | 6 | ||
Итого | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ
Разделы плана | Содержание |
1.Теоретический (основы занятий) |
|
2.Строевые упражнения |
|
3.Общеразвивающие упражнения |
|
4.Стречинг,суставная гимнастика |
|
5.Упражнения в беге и прыжках |
|
6.Упр.на расслабление мышц и самомассаж |
|
7.Подвижные игры |
|
8.Формирование и укрепление осанки в фитнес танце |
|
9.Профилактика плоскостопия |
|
10.Дыхательная гимнастика |
|
11.Пальчиковая гимнастика |
|
12.Фитбол-гимнастика |
|
- В теоретическом разделе программы «Танцевальный фитнес» входят темы, без знаний которых овладение учебно-практическим материалом будет затруднено.Тематика раздела включает в себя правила поведения я спортивном зале и предупреждение травматизма; правила безопасности при занятиях упражнениями без предмета, с предметами; назначение и направленность упражнений в танце для оздоровления занимающихся; правила личной гигиены и здорового образа жизни.
- Строевые упражнения в танце являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения на площадке. Они способствуют формированию правильной осанки, развитию глазомера, чувства ритма и темпа, формируют навыки коллективных действий, могут служить средством снижения физической нагрузки.
- Общеразвивающие упражнения оказывают разностороннее и избирательное воздействие на организм занимающихся, развивают двигательные способности, формируют правильную осанку, регулируют физическую нагрузку.
- Стретчинг и суставная гимнастика оказывает положительное влияние не только на морфологию суставов, но и на ближайшие мышцы и связки, увеличивая их подвижность и эластичность. Происходит хорошее разогревание организма, и даёт повышенный оздоровительный эффект.
- Упражнения в беге и прыжках являются жизненно необходимыми естественными и прикладными упражнениями. Воздействуют на мышцы всего тела и усиливают деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой, нервно-мышечной системы организма ребёнка, повышают обмен веществ, воспитывают настойчивость и выдержку, способствуют развитию быстроты и выносливости, дают возможность регулировать физическую нагрузку.
- Упражнения не расслабление мышц и самомассаж способствуют формированию свободного движения, что улучшает качество двигательного навыка; применяются при снижении физической нагрузки, содействуют хорошему кровоснабжению в мышцах и их питанию, улучшают самочувствие, стабилизируют сон, нормализуют физиологические процессы в организме. Такие упражнения способствуют формированию сознательного умения быть здоровым.
- Подвижные игры – развивают лидерство, инициативу, раскрепощённость, активность. Здесь используются приёмы имитации, подражания, ролевые ситуации, соревнования.
- Формирование и укрепление осанки в танце. Практически все упражнения в программе
«Танцевальный фитнес» являются средствами для формирования правильной осанки. Все упражнения,движения: на создание представления и формирование правильной осанки; на укрепление мышц и формирование «мышечного корсета» и развитие силы; закрепление и совершенствование навыков правильной осанки; коррекционные упражнения. - Профилактика плоскостопия- упражнения в фитнесе направлены на воспитание стереотипа правильного положения тела и нижних конечностей при стоянии и ходьбе. Применяются специальные упражнения для укрепления сводов стопы и различных исходных положениях (лёжа, сидя, стоя у опоры и без неё) . Они сочитаются с общеразвивающими упражнениями и с упражнениями в расслаблении мышц.
- Дыхательная гимнастика. Дыхание имеет большое общеукрепляющее значение и лечебное воздействие на человека. При разработке упражнений дыхательной гимнастики использованы специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Эти упражнения в разной степени связаны с общеразвивающими упражнениями. Особое внимание уделялось образным дыхательным упражнениям для детей, а также сочетание их с расслабляющими движениями.
- Пальчиковая гимнастика в программе «Танцевальная гимнастика» предоставлена упражнениями для развития мелкой моторики и координации движений рук, особенно пальцев, что способствует ручной умелости ребёнка в игровой и учебной деятельности. Упражнения обогащают внутренний мир ребёнка, оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию детей и превышают учебный процесс а увлекательную игру.
- Фитбол-гимнастика – это упражнения сидя на мяче. Они способствуют лечению многих заболеваний – таких, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астео-неврастенический синдром и др. (Т.С.Овчинникова, А.А.Потапчук 2003) Лёгкое покачивание на фитболе благотворно влияет на работу внутренних органов : улучшает отток лимфы и венозной крови, лёгочное кровообращение, способствует откашливанию (при заболевании лёгких) нормализует перистальтику кишечника, стимулирует функцию коры надпочечников, обладает обезболивающим действием (А.А.Потапчук,М.Д.Дидур,2001) В программе «Танцевальный фитнес» большое внимание уделяется фитболу и и его использованию как опоры, предмета массажёра, препятствия, отягощения, ориентира, амортизатора.
Календарно-тематическое планирование
| дата | Тема |
1 | Теория | |
2 | Строевые упражнения | |
3 | Общеразвивающие упражнения | |
4 | Стретчинг; суставная гимнастика | |
5 | Упр. в беге и прыжках | |
6 | Упр. на расслабление мышц и самомассаж | |
7 | Формирование и укрепление правильной осанки в фитнес танце | |
8 | Профилактика плоскостопия | |
9 | Фитбол гимнастика | |
10 | Стретчинг; суставная гимнастика | |
11 | Дыхательная гимнастика | |
12 | Подвижные игры | |
13 | Формирование и укрепление правильной осанки в фитнес танце | |
14 | Пальчиковая гимнастика | |
15 | Фитбол гимнастика | |
16 | Общеразвивающие упражнения | |
17 | Дыхательная гимнастика | |
18 | Формирование и укрепление правильной осанки в фитнес танце | |
19 | Строевые упражнения | |
20 | Стретчинг; суставная гимнастика | |
21 | Упр. в беге и прыжках | |
22 | Упр. на расслабление мышц и самомассаж | |
23 | Фитбол гимнастика | |
24 | Формирование и укрепление правильной осанки в фитнес танце | |
25 | Теория | |
26 | Пальчиковая гимнастика | |
27 | Фитбол гимнастика | |
28 | Формирование и укрепление правильной осанки в фитнес танце | |
29 | Подвижные игры | |
30 | Фитбол гимнастика | |
31 | Профилактика плоскостопия | |
32 | Стретчинг; суставная гимнастика | |
33 | Фитбол гимнастика | |
34 | Формирование и укрепление правильной осанки в фитнес танце |
Методическое обеспечение.
Учитывая, что в кружок часто принимаются дети без специального отбора, одной из задач учителя является исправление дефектов осанки. Следует обращать внимание на положение всей ноги и стопы, в полной и неполной выворотность, чтобы не было наклона в голеностопном суставе ни снаружи, ни внутри.
Учащиеся во время обучения должны получать представление о выразительности танцевальных движений, отражающих внутренний мир человека, стремиться к совершенствованию своих движений – выразительности, легкости, стиле, грации.
Отчеты кружка могут проходить как концертное выступление и как открытое занятие. Вместе с тем выступления на сценической площадке можно сочетать с выступлениями на школьных праздниках.
В мероприятиях воспитательного характера входит подготовка и проведение отчетных концертов, выступлений детей в школе, клубах, на избирательных участках, помощь товарищам по коллективу в различных танцев, замена заболевших, самостоятельная работа по созданию, исполняемых в своей школе, в лагерях.
На занятия дети должны приходить в специальной форме, это их дисциплинирует. Девочки и мальчики надевают шорты и майки. Обувь тапочки на мягкой подошве и для мальчиков, и для девочек.
Преподаватель должен иметь раздаточный материал: эскизы костюмов. Также в классе должна быть своя фонотека и видеотека. Для выступлений необходимо иметь костюмы и танцевальную обувь, а также реквизит: зонтики, шляпки, мячи и т.д.
Результаты контроля учебной деятельности служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями, навыками. Программа предусматривает связь с программой общеобразовательной школы: физкультурой, фитболом.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение занятий.
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально – технического обеспечения:
· наличие специального зала, оснащенного зеркалами;
· качественное освещение в дневное и вечернее время;
· музыкальная аппаратура, аудиозаписи;
· специальная форма и обувь для занятий (для занятий партером – коврик, фитбольные мячи);
· костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов осуществляется совместно с родителями).
Литература
для педагогов:
1. Богданов А. Г. Урок русского народного танца. - Уфа, 1978.
2. Барышникова Т. И. Азбука хореографии. - М., 2000.
3. Васильева Е. К. Танец. – М.: Искусство, 1968.
4. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца – экзерсис на середине зала.
5. Захаров Р. П. Радуга русского танца. – М.: Искусство, 1999.
6. Кауль Н. Н. Как научить танцевать. - Ростов, 2004.
7. Красовская В. М. История русского балета. - Л.,1978.
8. Климов А. А. Основы русского народного танца. - М., 1994.
9. Устинова Т. П. Русский народный танец. - М., 1976.
10. Остапенко С. В. Русский народный танец. - Ставрополь, 2006.
11. Учебно-методическое пособие. СГПИ. 2006.
12. Учебное издание. Программы для внешкольных учреждений. – М., Просвещение,1998.
13. Плетнев Л. Павлова Т. Линия танца. Книга 1 и 2 –М., 1995.
14. Программы для внешкольных учреждений. Просвещение, М., 1981.
15. Ритмика + пластика. Учебное пособие. Липецк. 1986.
16. Эльяш Н. Образы танца. - М., Знание. 1979.
для детей:
1. Блок Л. Б. Классический танец. История и современность. - М., 1987.
2. Бекина С. И. Музыка и движения. - М.: Просвещение,1983.
3.Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца – упр. у станка.
4. Годенко М. Мастер танца. - Красноярск, 1997.
5. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. - М., 2003.
6. Заикин И. И. Областные особенности русского народного танца. Орёл, 1999.
7. Климов А. А. Русский народный танец. Учебное пособие. - М., 1996.
8. Лисицкая Т. Пластика. Ритм. Физкультура и спорт.- М., 1987.
9. Лихеев Л Музыкальный словарь в рассказах. М.,1986.
10. Основы русского народного танца. – М.: МГУКИ.1998.
11. Ткаченко Т. Народный танец. - М.: Искусство, 1967.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Лоскутная пластика" для обучающихся 5-7 классов
Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Лоскутная пластика" для обучающихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений. Срок реализации 3 года. Рецензирована кандидатом педагогиче...
Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Дизайн костюма" для обучающихся 1-4 классов
Авторская образовательная программа внеурочной деятельности "Дизайн костюма" для обучающихся 1-4 классов апробирована в МБОУ "Яйская СОШ №2". Включает такие темы, как "Обработка материалов для костюма...
Рабочие программы внеурочной деятельности танцевальных кружков2,3, 5,6,7 классов
Рабочие программы на 2014-2015 учебный год....
Программа внеурочной деятельности по географии для обучающихся 5 класса "Занимательная география"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная география" расчитана на обучающихся 5 класса. Программа составлена в соответствии с ФГОС. Содержание программы: Введение. 1. Географическое познание на...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный английский" для обучающихся 1класса
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием и приложениями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Увлекательный волейбол» для обучающихся 9-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для обучающихся 9 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым. Представ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Лыжная подготовка» для обучающихся 6а,7а,7в классов
Цели и задачи стоящие перед учебной группой на текущий учебный год: Цели:- Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся - Воспитание спортивного резерва для занятия л...