Рабочая программа по географии. 6 класс.
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Солдатова Лариса Владимировна

Планирование  курса по географии для 6 класса составлено на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы  Алексеева А.И., Липкина Е.К., Николиной В.В. «Программа по географии для 6-9,10-11 классов общеобразовательных учреждени». - М.: ОАО Издательство «Просвещение», 2009.

Рабочая программа составлена для классов коррекции и рассчитана на 70 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Пояснительная записка.

Планирование  курса по географии для 6 класса составлено на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы  Алексеева А.И., Липкина Е.К., Николиной В.В. «Программа по географии для 6-9,10-11 классов общеобразовательных учреждени». - М.: ОАО Издательство «Просвещение», 2009.

Рабочая программа составлена для классов коррекции и рассчитана на 70 часов.

Значение  « Начального курса географии» в преподавании огромно. Учащиеся не только впервые знакомятся  с географией как наукой, но и приступают к изучению Земли  как естественного природного образования,  состоящего из оболочек или сфер. Школьники, получая географическое образование,  должны овладеть основами географической науки, включая знания, умения и навыки. Они  потребуются им  для самообразования в будущем и для  ориентирования в жизни по вопросам экономики, экологии и политики. Цель обучения,  как заранее запланированный конечный результат – это не только расширение и углубление знаний теории предмета,  но и всестороннее развитие личности,  нравственное её формирование,  воспитание достойного гражданина России.  На уроках  географии усваивается не только обширный информационный материал, но и формируются навыки работы  с географическими источниками информации -  учебниками, научными книгами, картами, таблицами, графиками, схемами. Кроме того, посредством системы знаний  и умений  целенаправленно воспитывается   глубоко порядочный человек, искренне любящий Россию. У учащихся формируется  познавательный интерес к географии  как науке,  развиваются  творческие способности.  Учитель обязан  заложить основы   бережного  отношения   к  природе, её  эстетическому восприятию, а также  способствовать  формированию экологической   культуры детей.

  Богатое содержание  материала 6 класса  позволяет учителю  реализовать главные цели курса:

образовательную – сформировать знания  основ предмета, познакомив  учащихся с  геосферами  Земли, а также,  раскрыть  роль  физической географии,  отметить  её значение в решении экологических проблем.  Познакомить учащихся с основами  бережного отношения   к   природе, подготовив их к  её  эстетическому восприятию, а также формировать   экологическую культуру  детей

воспитательную – способствовать формированию личности, обладающей системой географических знаний.  Систематизировать диалектико–материалистические  взгляды на   природу и взаимосвязи человека с окружающей средой. Формировать навыки  природоохранного  поведения.

развивающую –  вызвать у учащихся  интерес к географии  как науке.  Научить   их устанавливать причинно - следственные связи  между   компонентами в  природных комплексах.  При изучении  географии формируются не только  общеучебные умения и навыки; но развиваются разнообразные способы деятельности -  познавательные, информационно - коммуникативные,  а также  формируются первые социально – трудовые привычки. Всё это требует развития  познавательных  способностей   учащихся – их памяти,  воображения, логики,  пространственного  восприятия  мира, расширения   кругозора и формирования мышления  учащихся благодаря  анализу,  синтезу,  сравнению. К  основным  задачам курса относятся:

а) формирование знаний, понятий и представлений о природе  нашей   планеты;

б) развивать умения учащихся в  составлении  комплексных   характеристик  отдельных географических объектов;

в) выработать приёмы учебной работы, умения  в работе  с учебником, географическими  картами   и  другими источниками  географической информации;  

г) обучить способам самостоятельной деятельности, то есть приёмам  творческой работы;

д) развивать умение работать не только индивидуально, но  и   в группах;

е) формировать познавательный интерес и творческие способности   учащихся;

ё) применять полученные знания и умения для решения практических   задач в повседневной жизни.

ж) формировать высокую географическую и экологическую культуру,  а  также выработать навыки разумного поведения в природе.  

Основные знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончании изучения курса

В результате изучения курса 6 класса ученик должен знать: 

  1. Значение  географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей;
  2. Результаты и значение выдающихся географических открытий  и путешествий;
  3. Основные источники географической информации, методы изучения Земли;
  4. Географические следствия движения Земли вокруг собственной оси, вокруг Солнца;
  5. Различия между планом местности картой, глобусом, современные способы создания карт;
  6. Как происходило освоение территории Земли, росла численность населения, произошли основные расы;
  7. Состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них;
  8. Изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием человеческой деятельности;
  9. Географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом;

       

       В результате изучения курса 6 класса ученик должен уметь:

  1. Показывать на физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте океанов, глобусу географические объекты, обозначать и надписывать географические объекты на контурной карте;
  2. Давать описание существенных признаков географических объектов и явлений;
  3. Находить  и анализировать географическую информацию, полученную из карт, планов, статистических материалов, справочников, научно-популярной литературы, Интернета;
  4. Приводить примеры: развития представлений человека о Земле; крупнейших по площади и населению стран; крупнейших рас и народов мира ; крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности; адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды; влияние природы на формирование культуры людей; источников загрязнения сфер Земли; использование и охрана природных ресурсов;
  5. Составлять: простейшие схемы, природных процессов и их взаимосвязи; описание образа природных объектов; описание природных объектов по типовому плану;  описание природных процессов и явлений по картам, наблюдениям, статистическим показателям;
  6. Определять: на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в коллекции);
  7. Применять: приборы и инструменты для определения количественных  и качественных характеристик компонентов природы ; представлять результаты измерений в разной форме;
  8. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности   для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений природы своей местности; проведения простейших наблюдений за отдельными географическими объектами; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы, горных пород в своей местности; определения комфортных  и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений; решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению  и улучшению, принятию необходимых мер в случае стихийных природных стихийных бедствий и техногенных катастроф ; самостоятельного поиска географической информации из различных источников: статистических, картографических, геоинформационных;

 В результате изучения курса 6 класса ученик должен       оценивать: 

  1. Роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично;
  2. Универсальное значение природы.

В результате изучения курса 6 класса ученик должен уметь использовать приобретённые знания и умения  в практической деятельности и  повседневной жизни:

1. Ориентирования на местности и проведения съемок ее участков.

2. Обозначения  на контурной карте программных географических объектов.

3. Учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.

4. Наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы  своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов.

5. Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

6. Проведения самостоятельного поиска географической информации о местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Учебно-тематический план.

Содержание

Количество часов

Количество практических работ

 Тема 1. На какой Земле мы живем      

3

2

Тема 2. Земля как планета

4

3

 

 Тема 3. План и карта                                                      

         9

5

 Тема 4. Человек на Земле

4

2

Тема 5.  Литосфера

9

5

 Тема 6.  Гидросфера

11

4

Тема 7.   Атмосфера

8

5

Тема 8.  Биосфера

4

2

Тема 9.  Географическая оболочка

4

2

Итого

56

30

Повторение

7

Резерв времени

7

 

Календарно-тематическое планирование.

n\n

№ урока

                      Тема урока

Тип урока

Форма  

проведения

Методическое обеспечение

Основные понятия

Практические работы

Домаш.

Задание

Дата

Тема 1.

На какой Земле мы живём

3ч.

1

1

Значение географических

знаний в современной жизни.

Урок изучения нового материала

в форме беседы.

Географические карты, атласы, контурные карты, изображения природных объектов

Презентация

География, географическая номенклатура

1 стр.8 зад 1-4

2

2

Развитие географической науки от древности до наших дней.

Комбинир-ый урок

Беседа

Глобус, Физическая карта полушарий. Презентация

«Из истории географических открытий

Географическое открытие

1.Анализ источников географической информации.      ( ОБ)

 2.

Стр. 15 зад 8

3

3

Современные географические открытия

Комбинир-ый урок

Беседа

Физическая карта полушарий.

Географическое открытие

2.Составление схемы

«Источники географической

информации в нашей жизни ».(ТР)

3 стр.19 зад 1-7

Стр20 зад 1,2.

Тема 2.

 Земля как планета.

4ч.

4

1

Земля – одна из планет Солнечной системы.

Комбинирован.

урок

в форме беседы, практикума

Презентация «Солнечная система»

Солнечная система

3.Поготовка сообщения

«Земля во Вселенной».(ТВ)

 4 стр.22-24зад 1-9

5

2

Движение Земли вокруг своей оси. Вращение Земли

 Вокруг Солнца.

Комбиниров. урок

Презентация

Эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус

4. Обозначение на к/к материков и океанов. (ИТОГ)

4стр.24-27

Зад.1-7

6

3

Распределение тепла и света на Земле.

Комбиниров. урок

Тропики, полярные круги

5. Составление схемы

«Тепловые пояса Земли». (ТР)

5, работа на к.к.

7

4

Повторение темы: «Земля как планета».

Контроль знаний

Тема 3.

План и карта.

9ч.

8

1

Ориентирование человека

в пространстве.

Урок изучения нового материала

в форме беседы, практикума

Топографическая карта; рисунки атласа с.6, компасы

Стороны света, румбы

6. Ориентирование  на

местности при помощи

компаса. Определение

азимута. (ОБ)

6 стр.37 зад.4-11

9

2

План местности.

Комбинированный

Урок - практикум

Глобус, компас, карточки с заданиями. Рисунки атласа, рисунки учебника

План местности

10. Чтение карт, космических

и аэрофотоснимков. (ТР)

7 стр.44 зад 8-11

10

3

Условные знаки.

Комбинированный

Урок - практикум

Атлас

Условные знаки

8. Ориентирование по плану города. (ОБ)

11

4

Географическая карта.

Комбинир-ый урок

в форме беседы, практической работы на местности

компасы, карточки для проверки домашнего задания

Географическая карта

7. Топографический диктант. (ИТОГ) 

8 стр. 49 зад 7-11

12

5

Градусная сетка.

Урок - практикум

 Презентация

Экватор, полюс, меридиан, параллель

9 стр. 54 зад 1,4-11

13

6

Географическая широта.

Урок - практикум

Карты атласа, тесты на два варианта, интерактивные тесты

Географическая широта, географические координаты

10 стр. 59 зад 5-11

14

7

Географическая долгота.

Урок - практикум

Физическая карта полушарий

Географическая  долгота

10 стр. 60 зад 12-13

15

8

Географические координаты.

Урок - практикум

Карты атласа

Задания в тетради

16

9

Повторение темы: «План и карта».

Контроль знаний

Карты атласа

9. Определение по карте и

глобусу  географических

координат. (ИТОГ)

Тема 4.

Человек на Земле.

4ч.

17

1

Расселение людей по Земле.

Комбинированный урок

Беседа, практикум

Физическая карта полушарий

11. Нахождение  на политической карте

крупнейших государств

 мира, их столиц. (ТР)

11 стр. 66 зад 1-7

18

2

Расы и народы мира.

Комбинированный

Беседа, практикум

Презентация

Расы, расовые признаки

12. Определение  по карте ареалов распространения

основных рас, народов, языков. (ТР)

12 стр.67-70, стр.71 зад 1-8

19

3

Государства на Земном шаре.

Комбинированный

Презентация

12 стр.70-71

20

4

Повторение темы: «Человек на Земле».

Комбинированный

Тема5. Литосфера.

9ч.

21

1

Строение литосферы.

Урок изучения нового материала

Беседа

Презентация, Физическая карта полушарий

Земное ядро, мантия, земная кора, литосфера

13 стр.77 зад 6-10

22

2

Горные породы и минералы.

Урок изучения нового материала с элементами практики.

Физическая карта мира,  образцы горных пород и минералов, встречающиеся в нашей местности.

Горные породы (магматические, осадочные химические, биологические, метаморфические)

13. Изучение свойств горных пород и минералов. (ОБ)

14 стр.78-80стр. 82 зад 8-11

23

3

Полезные ископаемые.

Урок изучения нового материала с элементами практики.

Физическая карта мира

Полезные ископаемые

14 стр.80-81

24

3

Движения земной коры:

вертикальные, горизонтальные

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Презентация

Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движение земной коры

15 стр83-85 зад1,6,9 стр88

25

4

Вулканы, причины их образования.

Комбинированный

Беседа, практикум

Физическая карта мира

Презентация

Вулкан ы его составные части,

15. Разработка правил

безопасного поведения

во время стихийных

явлений.  (ТВ)

15 стр86-88

Зад1,7,8,9 стр88

26-27

5-6

Рельеф Земли. Равнины.

Урок изучения нового материала с элементами практики.

Физическая карта мира

Рельеф, равнины

16. Описание по карте равнин и гор. (ИТОГ)

17. Описание рельефа своей местности. (ТР)

16 зад 1-4 стр93

28-29

7-8

Рельеф Земли. Горы суши.

Комбинированный

Беседа, практикум

Презентация

Горы

14. Обозначение на  к/к

крупнейших гор и равнин,

районов размещения

землетрясений и вулканов. (ИТОГ)

17 зад 1-10 стр98

30

9

Повторение темы: «Литосфера».

Комбинированный

Тема 6. Гидросфера.

11ч.

 

31

1

Состав и строение гидросферы.

Комбинированный

Беседа.

Презентация

Гидросфера, круговорот воды

21. Анализ интересных фактов о  гидросфере,

собранных в различных

источниках (газеты, журналы, Интернет). (ТВ)

18 зад 1,5,6,8,9

Стр104

Тренажёр стр48 зад 2,3.

32

2

Мировой океан.

Комбинир-ый урок

Беседа, практикум

Физическая карта мира

Презентация

Мировой океан

19 стр.105 стр110

Зад 1,4,5,6,8,11

Тренажёр зад 9

Стр50

33

3

Части Мирового океана.

Комбинир-ый урок

Беседа, практикум

Физическая карта мира

Презентация

Внутренние и окраинные моря, заливы

19 стр.106-108

34

4

Рельеф дна Мирового океана.

Комбинир-ый урок

Беседа, практикум

Физическая карта мира

Презентация

Шельф, материковый склон, срединно-океанический хребет

19 стр.108-109

35

5

Воды океана. Температура и солёность.

Комбинир-ый урок

Беседа.

Физическая карта мира

Солёность

20  стр.111-113стр116 з.1-4

36

6

Движение вод в Океане.

Комбинир-ый урок

Беседа.

Физическая карта мира

Океанические течения, приливы и отливы

20 стр.113-115

37

7

Реки - артерии Земли.

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Карты атласа, физическая карта полушарий, Физическая карта России

Речная система, исток, устье, русло, бассейн реки

20. На примере местной реки установите связи гидросферы с другими

оболочками Земли. (ОБ)

21 стр.117-120

38

8

Крупнейшие реки мира и России.

Беседа, практикум

Карты атласа, физическая карта полушарий, Физическая карта России

18. Описание реки по плану. (ИТОГ)

21 стр.120-122

39

9

Озёра.

Урок – практикум

Беседа

Физическая карта России, полушарий.

19. Обозначение на к/к рек и озёр мира.        ( ИТОГ)

22 стр.123-125

40

10

Подземные воды.

Ледники.

Комбинированный урок

Физическая карта России, полушарий. Стакан, воронка, песок, глина

Грунтовые, межпластовые и артезианские воды, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота

22 стр.125-127

41

11

Повторение темы: «Гидросфера».

Комбинированный урок

Тема 7. Атмосфера.

8ч.

42

1

Состав и строение

атмосферы.

Урок изучения нового материала. Урок – исследование

Презентация

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы

22. Наблюдение за погодой.

Составление и анализ

календаря погоды. (ОБ)

23  зад 1-7 стр133

43

2

Тепло в атмосфере.

Комбинированный

Презентация

23. Определение

среднесуточной  температуры воздуха на

основании показаний

термометра. (ТР)

24 стр137 зад1-5

Стр138 зад1,5,6,10, 11

44

3

Атмосферное давление.

Урок изучения нового материала

Презентация

Атмосферное давление

25 стр 139-140

Зад 1-5 стр144

Зад 4-9

45

4

Ветер.

Урок изучения нового материала

Презентация

Ветер

24. Построение и анализ

розы ветров. (ТР)

25 стр.141-143

46

5

Атмосферные осадки,

их виды.

Урок изучения нового материала, беседа.

Карты атласа, физическая карта полушарий

Конденсация водяного пара, атмосферные осадки

26 стр149 зад 1-6

47

6

Погода.

Комбинированный

Беседа, практикум

Физическая карта мира, климатическая карта мира; календарь погоды

Погода, воздушные массы

26. Анализ погоды за ближайшие два-три дня. (ОБ)

27 стр.150-152

48

7

Климат.

Комбинированный

Беседа, практикум

Физическая карта мира, климатическая карта мира; на столах учащихся тексты описания разных типов климата

Климат , тепловые пояса

25. Характеристика

климата своей местности.

(ИТОГ)

27 стр.153-155

49

8

Повторение темы: «Атмосфера».

Комбинированный

Тема 8. Биосфера.

4ч.

50

1

Биосфера. Состав биосферы, связь с

другими сферами Земли

Комбинированный

Беседа.

Презентация

Биосфера

27. Составление схемы

взаимодействия оболочек

Земли. (ТР)

28 стр.158-160

51

2

Почва как особое природное образование.

Комбинированный

Презентация

28 стр.160-163

52

3

Разнообразие растений и

животных и их

распространение на  Земле

 

Комбинированный

Беседа.

Презентация

Красная книга

28. Описание одного растения или животного

своей местности. (ТР)

29 зад 12 стр163

Зад 1-5 стр167

53

4

Повторение темы: «Биосфера».

Комбинированный

Тема9.

Географическая

оболочка Земли.

54

1

Понятие «географическая

оболочка».

Комбинированный

Беседа.

Презентация

Природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера

29. Подготовка сообщения

На тему «Приспособленность людей

к жизни в  различных

природных  зонах». (ТВ)

30 стр.170-171

55

2

Состав, строение и свойства Г.О.

Комбинированный

Беседа.

Закон географической зональности

30 стр.171-172

56

3

Природные зоны Земли.

Комбинированный

Беседа.

Презентация

Природная зона

31 зад 1-7 стр177

57

4

Культурные ландшафты.

Комбинированный

Беседа.

Презентация

30. Моделирование

возможных преобразований на участке

культурного ландшафта

своей местности с целью

повышения качества

жизни населения. (ТР)

32

58

Повторение изученного в 6 классе

59

Повторение темы: «План местности».

Урок-практикум

60

Повторение темы: «Литосфера».

Урок-практикум

61

Повторение темы: «Гидросфера».

Урок-практикум

62

Повторение темы: «Атмосфера».

Урок-практикум

63

Повторение темы: «Биосфера».

Урок-практикум

Резерв времени.

    7ч.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Понимание основных географических взаимосвязей;

Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированное, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

не приступал к выполнению работы;

или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов. Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем  или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Учебно-методическое обеспечение.

Учебник.

География. Природа и люди. 6 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/под ред. А.И .Алексеева ; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования  -М. : «Просвещение», 2009.

Методическая литература.

Для учащихся

1   Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.

    Начальный   курс географии.  6 класс. – М.:

     Дрофа, 2007.- 174с.

2.  Географический атлас. 6  класс. -  М.: Дрофа, 2012.

3..  Контурные карты

Для учителя

  1. Сиротин  И.В.Рабочая тетрадь по географии

 6 класс. - М.: Дрофа,  2007.

2. Дронов В.П. География. Землеведение. -  М.:  

   Дрофа, 2007.

3. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.

4. Элькин Г.Н.- Поурочное планирование,  6кл. – Санкт- Петербург: «Паритет», 2001.

 5. Воробцова П.М. – Тематическое и  поурочное планирование с  методическими  указаниями. 6 класс -  М.: Дрофа. 2008.

6.   Кугут  И. А  и другие. Уроки географии с использованием информационных технологий.  6 - 9 классы. – М.: Глобус, 2010 . – 244с.

7.  Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные  разработки по географии. 6кл. – М. ВАКО,    2010. – 304с.

8.  Журнал  « География в школе», Интернет – ресурсы,  еженедельная газета « География»

9.  «Тесты по географии» - М.: Дрофа. 2008.

Цифровые образовательные ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...