Рабочая программа по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Пояснительная записка, календарно-  тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx24.54 КБ
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx51.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Липовская средняя школа имени Героя Советского Союза

                                      И. Т. Гришина»

     «Рассмотрено»

Руководитель МО

_______/Муравьёва Г.А./

                   ФИО

Протокол №____

от «___»__________2015 г.

    «Согласовано»

Зам. директора по УВР

______/Штучкина Н.И./

                    ФИО

«___»__________2015г.

      «Утверждаю»

Директор школы

______/Амелина В.А./

                    ФИО

Приказ №_____

от «___»__________2015 г.

             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

          по географии 10 класс

Штучкиной Натальи Ивановны

высшая квалификационная категория

 

                          2015/2016 учебный год

                                Пояснительная записка

Основу программы курса « Экономическая и социальная география мира» составляют:

  • федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 14 мая 2012 г. № 413);
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования в части географии – базовый документ при создании учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий (разработан Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию (в ред. 2011 г.));
  • федерального базисного учебного плана, примерного учебного плана и программы по географии 10-11 классы: базовый уровень; Бахчиева О.А. - М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.

Цель курса: формирование у школьников законченных широких представлений о социально- экономической составляющей географической картины мира.

Задачи:

- сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

- научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

- развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

- формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

- вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.

В базисном плане на изучение курса « Экономическая и социальная география мира» в 10 классе отведено 34 ч. из федерального компонента.

Рабочая программа ориентирована на 34 часа из расчета 1 час в неделю.

Практических работ – 13.

Требования к результатам освоения учебного предмета

Представленная программа обеспечивает реализацию личностной, метапредметной, предметной компетенций.

Раздел      Компетенции

Введение

Экономическая и социальная география в системе географических наук

Предметная компетенция:

Ученик научится:

- понимать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

Ученик получит возможность научиться:

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.

Личностная компетенция:

- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;

- формирование уважительного отношения к истории и культуре другого народа.

Метапредметная компетенция:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- использование знаково-символических средств представления информации, схем решения учебных и практических задач.

Общий обзор современного мира

Предметная компетенция:

Ученик научится:

-определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития социально-экономических процессов и явлений;

- понимать особенности размещения основных видов минеральных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира,

-понимать и объяснять динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

-понимать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;

Ученик получит возможность научиться:

-оценивать и объяснять территориальной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Личностная компетенция:

- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметная компетенция:

- вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу;

- организовывать свою жизнь в соответствии с общественно - значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия.

Региональная характеристика мира

Предметная компетенция:

Ученик научится:

-оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии, Океании, Африки, России их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства;

Ученик получит возможность научиться:

- составлять комплексную географическую характеристику стран и регионов; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Личностная компетенция:

- осознание причастности себя к жителю крупного региона и страны мира в условиях глобализации, стремительного развития деловых и образовательных программ, различных видов человеческого;

- прогнозировать основные направления антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

- находить и применять географическую информацию в целях правильной оценки важнейших социально-экономических событий и международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития.

Метапредметная компетенция:

-формирование способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- организовывать свою жизнь в соответствии с общественно-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

Тематическое планирование

                                            Тема

Количество часов

Введение

1

Раздел 1. Общий обзор современного мира

33

Политическое устройство мира

                   3

Природа и человек в современном мире

                 7

Население мира

                 7

Мировое хозяйство и география основных отраслей

                 15

Россия в современном мире

                  1

Всего часов

                34

         

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебник «Экономическая и социальная география мира» 10 класс, О. А. Бахчиева, М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015

Географический атлас 10 класс, М. Дрофа 2015,

Дополнительная литература:

Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. 6 – 10 классы. – М.: Школа-Пресс,

Кузнецов А.П. «Население и хозяйство мира» М. Дрофа 2003г.

В. П. Максаковский «Географическая картина мира» в 2-х томах М. Дрофа 2004г.  

В. Н. Холина «География человеческой деятельности» С-П- «Спец-Лит» 2001г.

В. И. Сиротин «Тематический тестовый контроль» 10-11 классы М. Дрофа 2003г. Интернет – ресурсы.

Материально-техническое обеспечение:

ПК;

мультимедийный проектор;

общегеографические и тематические карты;

мультимедийные приложения к урокам;


             



Предварительный просмотр:

                                           Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока / форма урока

         Содержание

Основные виды
деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

    Дата

план

факт

Введение – 1 час

1

Экономическая и социальная география в системе географических наук.

Структура и содержание курса «Экономическая и социальная география мира». Особенности работы с учебником и атласом.
Предмет изучения экономической и социальной географии.
Развитие экономической географии.
Методы (общегеографические: традиционные и современные, частные), подходы и концепции экономической и социальной географии. Использование традиционных и современных методов для поиска, обработки и представления географической информации.

Примеры моделирования в географии.

Геоинформационные системы — их роль в решении теоретических и практических задач.

Анализировать учебник, повторять приёмы работы с учебной книгой, атласом.
Определять структуру курса по разделу учебника «Содержание».
Называть структуру экономической и социальной географии.
Выяснять роль географической науки в решении практических социально-экономических задач страны и мира.
Выделять методы географических исследований, оптимальные для конкретных целей науки, соответствующие определённым периодам становления географии как науки.
Приводить примеры использования частных методов экономической и социальной географии для решения конкретных задач.

Определять принципы работы с ГИС.

2

Многообразие стран современного мира (урок-практикум). П. р № 1. Составление классификаций стран мира по различным признакам.

Классификация стран мира. Примеры группировки стран (по численности населения, по величине территории, по национальному составу, по особенностям географического положения).
Типология стран мира, её отличие от классификации.

Формы правления (республика и монархия), формы административно-территориального устройства (унитарное и федеративное государство).

Группировать страны мира по различным признакам.
Приводить примеры крупнейших стран мира по численности населения и величине территории.
Сравнивать географическое положение стран мира, устанавливать сходство и различия.
Выделять страны по уровню социально-экономического развития.
Объяснять критерии, на основе которых проводится типология стран.
Находить на политической карте мира страны с различными формами правления и административно-территориального устройства.
Отличать признаки монархии, республики, федерации, унитарного государства.
Выделять основные признаки различия развитых и развивающихся стран, принципы классификации и группировки, типологии основных стран мира.
Называть крупные по численности населения и площади государства мира, страны с монархической формой правления и государства-федерации.

Приводить примеры стран, имеющих различное географическое положение.

3

Этапы формирования современной политической карты мира (лекция).

Изменения на политической карте до ХХ века.

Этапы формирования современной политической карты мира.

Колониальные державы мира.

Обобщать материал на основе рассказа учителя.
Выявлять по тексту учебника и описывать в историческом времени периоды формирования политической карты (от Древнего мира до Новейшего времени).

Обобщать содержание в краткой форме в виде итоговой таблицы «Формирование политической карты мира».

4

Особенности современной политической карты мира (семинар).

Современная политическая карта мира.
Государства, территории, колонии и другие несамоуправляющиеся территории.

Примеры изменений на политической карте в начале ХХI века.

Читать политическую карту мира.
Определять сущностные признаки понятий: «политическая карта», «страна», «государство», «унитарное государство», «федеративное государство», «монархия», «республика», «валовой внутренний продукт».
Выявлять закономерности развития политической карты мира.
Обсуждать последствия колониального периода для отдельных стран мира.

Проводить самостоятельный поиск информации об основных процессах, происходящих на современной политической карте мира, в разных источниках.

Тема: «Природа и человек в современном мире»  -  7 часов

5

Географическая среда и человек (лекция)

Географическая среда — место обитания человека.
Взаимодействие природы и человека в различные исторические эпохи. Результаты взаимодействия, изучение с позиций географии, биологии, экологии и других наук. Природная среда, расселение человечества и размещение хозяйства.
Природные условия, районы с экстремальными природными условиями.

Изменения географической среды. Загрязнение окружающей среды. Классификация антропогенных загрязнений окружающей среды.

Определять сущностные признаки понятий: «географическая среда», «загрязнение окружающей среды».
Называть различия между географической оболочкой и географической средой.
Приводить примеры различных видов загрязнений окружающей среды по источникам загрязнения, по территориальному охвату.

Приводить примеры различных видов загрязнений сфер географической оболочки.

6

Природно-ресурсный потенциал и ресурсообеспеченность (практикум). П. р. № 2. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран мира

Природные ресурсы. Классификация природных ресурсов.
Понятие о природно-ресурсном потенциале и его экономическая оценка. Сочетание различных видов природных ресурсов.

Понятие о ресурсообеспеченности. Природопользование рациональное и нерациональное.

Определять сущностные признаки понятий: «природные ресурсы», «природные условия», «природно-ресурсный потенциал», «ресурсообеспеченность», «природопользование».
Классифицировать природные ресурсы по различным критериям.
Объяснять отличительные характеристики рационального природопользования.
Характеризовать меры коллективной экологической безопасности.
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран.

Называть и показывать на карте районы с экстремальными природными условиями; территории, подвергшиеся экологическим катастрофам.

7

География минеральных природных ресурсов (практикум). П. р. № 3. Составление картосхемы размещения крупнейших бассейнов и месторождений минеральных ресурсов и районов их наиболее выгодного территориального сочетания.

Минеральные природные ресурсы, их классификация. Перспективы разработки отдельных видов минеральных ресурсов. Размещение отдельных видов минеральных ресурсов: топливные (уголь, нефть, газ); рудные, нерудные.

Территориальное сочетание минеральных ресурсов — значение для хозяйственной деятельности человека.

Называть закономерности и характеризовать особенности размещения основных видов минеральных ресурсов, основные направления грузопотоков.
Выявлять проблемы и перспективы использования, меры по сохранению мировых минеральных ресурсов.
Показывать на карте главные месторождения минеральных ресурсов.
Рассчитывать основные показатели, характеризующие природно-ресурсный потенциал отдельных регионов и стран мира (страны-лидеры по запасам и добыче отдельных видов минеральных ресурсов).

Показывать по картам и статистическим материалам особенности размещения основных видов природных ресурсов, основные месторождения и ресурсные базы.

8

Земельные и лесные ресурсы мира (практикум). П. р. № 4. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов (стран) пахотными землями и лесными ресурсами.

Земельные ресурсы. Земельный фонд и обеспеченность земельными ресурсами регионов мира. Обеспеченность стран мира пахотными землями. Деградация почвы.

Лесные ресурсы. Количественная оценка лесных ресурсов. Показатели: лесопокрытая площадь, лесистость, запасы древесины на корню. Два главных лесных пояса. География лесных ресурсов, рациональное использование лесных ресурсов.

Называть закономерности и характеризовать особенности размещения земельных и лесных ресурсов.
Называть и показывать южный и северный лесной пояса.
Выявлять проблемы и перспективы использования, меры по сохранению лесных и земельных ресурсов.

Рассчитывать основные показатели, характеризующие природно-ресурсный потенциал отдельных регионов и стран мира (обеспеченность стран мира пахотными землями, страны-лидеры по лесопокрытой площади, лесистости,  запасам древесины на корню).

9

Мировые водные ресурсы (практикум). П. р. № 5. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран мира водными ресурсами.

Структура водных запасов Земли. Ресурсы пресной воды. Водообеспеченность и мировое водопотребление. Рациональное использование пресных вод. Варианты решения проблемы нехватки водных ресурсов.

Ресурсы Мирового океана: минеральные, биологические. Рациональное природопользование.

Обсуждать в процессе беседы значение водных ресурсов для человека.
Называть закономерности и характеризовать особенности размещения водных запасов Земли.
Выявлять проблемы и перспективы использования пресной воды, меры по решению проблемы нехватки водных ресурсов.
Характеризовать основные виды ресурсов Мирового океана.

Обсуждать вопросы рационального использования водных запасов Земли

10

География неисчерпаемых природных ресурсов (семинар).

Рекреационные ресурсы, их классификация и география.

Климатические ресурсы. Агроклиматические ресурсы и агроклиматическая карта. Агроклиматическое районирование мира.

Называть закономерности и характеризовать особенности размещения неисчерпаемых природных ресурсов.
Оценивать агроклиматические условия отдельных регионов и стран мира, формулировать выводы.
Работать с агроклиматической картой мира.

Выявлять на основе работы с дополнительными источниками информации рекреационные объекты, в том числе объекты Всемирного культурного наследия, находить их на карте.

11

Экологическая проблема — глобальная проблема человечества (семинар)

Современное состояние освоения планеты. От региональных к мировым (глобальным) проблемам человечества. Понятие «глобальные проблемы человечества».
Концепция устойчивого развития. Экологическая ёмкость территории. Отдельные экологические проблемы и варианты их решения.

Экологические проблемы мира. Объекты и регионы экологических катастроф. Экологическое картирование. Возможные пути решения экологических проблем.

Характеризовать и объяснять отличительные характеристики рационального природопользования, меры коллективной экологической безопасности.
Оценивать и выделять районы с экстремальными природными условиями, территории, подвергшиеся экологическим катастрофам, наносить их на контурную карту.
Объяснять основные принципы Концепции устойчивого развития.

Определять экологическую ёмкость территории и качество природной среды.
Приводить примеры и обсуждать отдельные экологические проблемы и варианты их решения.
На основе дополнительных источников информации готовить короткие сообщения об основных экологических проблемах
и основных направлениях их решения.
Формулировать выводы о современном состоянии освоения планеты, о региональных и мировых (глобальных) проблемах человечества.

Обсуждать вопросы и задания учебника.

Тема: «Население мира» - 7 часов

12

Изменение численности населения мира и воспроизводство населения (лекция). П. р. № 6. Построение схемы-графика «Изменение численности населения».

Изменение численности населения мира. Естественное движение населения. Рождаемость, смертность, коэффициент естественного прироста. Динамика численности населения мира. Воспроизводство населения: традиционный, современный тип. Депопуляция. Теория демографического перехода.

Демографическая политика государств мира.

Определять сущностные признаки понятий: «воспроизводство населения», «демографический взрыв», «теория демографического перехода», «демографическая политика», «депопуляция».
Определять численность и динамику изменения численности населения мира, отдельных регионов и стран на основе анализа текстов, статистических материалов.
Называть основные показатели, характеризующие население мира, отдельных стран: общую численность населения, естественный прирост.
Выявлять изменения естественного прироста в отдельных странах мира на основе статистических материалов.
Обсуждать примеры реализации демографической политики отдельных стран мира.
Читать, анализировать, сравнивать, делать выводы и прогнозировать при работе со статистическими показателями, представленными в виде графиков, таблиц, диаграмм.
Пользоваться различными источниками и анализировать информацию, необходимую для изучения населения.

Формулировать прогноз динамики изменения численности населения мира и отдельных стран.

13

Состав населения (практикум). П. р. № 7. Характеристика половозрастного состава населения одной из стран мира (по выбору).

Возрастной состав населения, соотношение населения разных возрастов в мире и в России.
Половой состав, география населения.

Социальная структура народонаселения. Отраслевая структура занятости. Экономически активное население. Трудовые ресурсы.

Называть основные
показатели, характеризующие население мира, отдельных стран: соотношение мужчин и женщин, среднюю (прогнозную) продолжительность жизни.
Определять соотношение мужчин и женщин в отдельных странах мира на основе анализа иллюстративных материалов учебника.
Определять и сравнивать по статистическим данным и картам территории стран с максимальными и минимальными показателями, характеризующими население.
Выполнять задания на чтение, сравнение и анализ половозрастных пирамид стран мира.
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для объяснения средней ожидаемой продолжительности жизни.
Обсуждать факторы, влияющие на среднюю продолжительность жизни, занятость населения, старение населения, факторы, влияющие на безработицу.
Определять тенденции изменения числа занятых в сфере современного хозяйства по статистическим материалам учебника.
Выявлять страны с высокими и низкими показателями обеспеченности трудовыми ресурсами и безработицы.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности: для чтения карт различного содержания, определения показателей, характеризующих качество населения.

14

Этнический состав населения мира (семинар). П. р. № 8. Составление таблицы «Основные языковые семьи и группы».

Расовый состав населения. Этнический состав населения. Этнос. Народы. Крупнейшие языковые семьи и группы. Группировка стран по национальному составу. Равноценность национальных культур. Историко-культурное районирование мира. Цивилизация. Список ЮНЕСКО.

Называть основные показатели, характеризующие население мира, отдельных стран: «нация», «народ», «народность».
Объяснять этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, области их распространения.
Выявлять основные показатели, характеризующие население мира, отдельных стран: крупнейшие по численности народы, языковые группы. Определять крупнейшие по численности народы на основе анализа текста и иллюстративных материалов учебника.
Читать, анализировать, сравнивать, делать выводы и прогнозировать при работе со статистическими показателями, представленными в виде графиков, таблиц, диаграмм и др.

Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения населения.

15

Религиозный состав населения мира (семинар).

Понятие «мировые религии». Численность верующих. География мировых религий — буддизма, христианства, ислама. Национальные религии.

Выделять мировые и национальные религии.
Показывать по картам мировые центры основных религий, объекты Всемирного культурного наследия.
Подготавливать краткие сообщения о религиозных центрах буддизма, христианства, ислама по дополнительным источникам информации.

Обсуждать межнациональные проблемы и выявлять их географию на основе дополнительных источников информации, подбирать примеры, иллюстрирующие возможные варианты решения межнациональных и межрелигиозных конфликтов в мире.

16

Размещение и миграции населения (практикум). П. р. № 9. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран и объяснение причин различий

Особенности заселения Земли. Плотность населения отдельных регионов и стран мира. Миграционные процессы. Понятие «миграция населения». Виды миграционных процессов.

Называть основные признаки географического понятия «миграции населения». Выявлять сущностные признаки.

Называть виды и причины миграций.
Объяснять основные направления внешних и внутренних миграций.

Обсуждать результаты миграционного прироста населения в отдельных странах мира.

Показывать по картам направления миграционных потоков

17

Городское и сельское население (практикум). П. р. № 10. 1. Сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира.

2. Обозначение на карте крупнейших агломераций
и мегалополисов

Городские и сельские поселения. Первые города. Изменения доли городского населения мира. Урбанизация. Субурбанизация и рурурбанизация. Городская агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации с численностью жителей более 10 млн человек. Сельское население мира.

Выявлять сущностные признаки понятий и терминов: «урбанизация», «субурбанизация», «агломерация», «мегалополис».

Объяснять проблемы современной урбанизации.
Анализировать по статистическим материалам и тексту учебника, картам атласа соотношение городского и сельского населения, среднюю плотность населения.
Оценивать и объяснять уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства.

Обсуждать виды и функции городов, виды сельских поселений.
Показывать на картах города с численностью населения свыше 10 млн человек.

Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим материалам, делать выводы о закономерностях в размещении населения мира.

18

Проблемы населения современного мира (семинар).

Демографическая проблема. Проблема разоружения и сохранения мира.

Крупнейшие экспортёры оружия, конверсия и стратегия мирного урегулирования.

Обсуждать, оценивать и объяснять демографическую ситуацию
в мире, регионах, странах.

Характеризовать глобальную проблему разоружения и сохранения мира.
Называть и показывать районы локальных вооружённых конфликтов.

Обсуждать основные характеристики населения мира.

Тема: «Мировое хозяйство и география основных отраслей» - 15 часов

19

Мировое хозяйство, этапы его развития (лекция).

Становление мирового хозяйства. Мировое хозяйство. Стадии развития мирового хозяйства.

Структура мирового хозяйства: макроструктура, мезоструктура, микроструктура. Международное географическое разделение труда, отрасли международной специализации. Транснациональные корпорации. НИОКР.

Обсуждать сущностные признаки понятий: «мировое хозяйство», «экономика (хозяйство)», «отраслевая структура хозяйства», «отрасль хозяйства».
Определять отраслевой состав хозяйства на основе анализа иллюстративного материала и статистических материалов.
Обсуждать исторические этапы формирования мирового хозяйства, выявлять примеры отраслей, относящихся к разным секторам экономики, на основе работы с материалами учебника.
Составлять типовой план для характеристики отрасли экономики.
Называть новейшие отрасли экономики.
Выделять характерные черты ТНК и МГРТ.

Называть страны-лидеры по НИОКР на основе работы с материалами учебника.

20

Научно-техническая революция (НТР) и мировое хозяйство (лекция).

Научно-технический прогресс. Характерные черты научно-технической революции. Основные направления, характеристики. Следствия НТР.
Наноиндустрия.

Основные направления развития наноиндустрии.

Обсуждать сущностные признаки, направления, характеристики, следствия НТР и её роли в развитии мировой экономики.

Определять основные направления развития наноиндустрии на основе работы с материалами учебника.

21

Факторы размещения и территориальная структура мирового хозяйства (семинар). П. р. № 11. Установление взаимосвязей между размещением населения,
хозяйства и природными
ресурсами

Факторы размещения мирового хозяйства: естественные и социально-экономические. Понятие «региональная политика».

Основные модели территориальной структуры мирового хозяйства. Двучленная, трёхчленная и многочленная модель мирового хозяйства. Среднедушевой внутренний продукт стран мира.

Главные центры мирового хозяйства.

Определять условия и факторы размещения предприятий на основе анализа иллюстративного и статистического материала учебника.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для наблюдения и оценивания изменений в структуре хозяйства, для самостоятельного поиска географической и социально-экономической информации, проведения мониторинга объектов и процессов в своём регионе (местности), оценки этих изменений, чтения карт экономико-географического содержания.

22

Топливная промышленность (практикум). П. р. № 12. Анализ экономических карт мира. Определение основных направлений грузопотоков угля, нефти, природного газа.

Первичные энергоносители. Изменение в мировом потреблении первичных энергоносителей. Энергоресурсы прошлого и будущего. Топливная промышленность: нефтедобывающая, газовая, угольная. География. Страны-лидеры. Транспортировка.

Объяснять сущностные признаки понятия «топливная промышленность».
Знать и объяснять географические особенности размещения отраслей топливной промышленности.
Выявлять значение для экономики страны соотношений используемых видов топлива.
Приводить примеры видов предприятий, различных по степени воздействия на окружающую среду.
Показывать на картах главные центры топливной промышленности.
Определять по статистическим материалам показатели развития отдельных отраслей топливной промышленности, тенденции их развития, место в мире, роль России и стран-лидеров в мире.
Устанавливать взаимосвязи между отраслями, факторами и особенностями размещения предприятий топливной промышленности.
Обсуждать проблемы исчерпаемости топливно-энергетических ресурсов, целесообразности разведки и перспективы разработки новых месторождений в мире.

Характеризовать отрасли топливной промышленности на основе самостоятельно составленного плана исследования отдельных отраслей промышленности, использовать все ресурсы для достижения поставленных целей

23

Энергетика мира (семинар).

Электроэнергетика. Разные типы электростанций. Страны с наибольшей долей производства электроэнергии на различных типах электростанций.
Альтернативные источники электроэнергии.

Энергетическая стратегия мира.

Выявлять особенности, преимущества и недостатки электростанций, работающих на разных видах сырья, факторы и районы их размещения в мире на основе анализа статистических и иллюстративных материалов учебника.
Приводить примеры видов электростанций, различных по степени воздействия на окружающую среду.
Показывать на картах крупнейшие электростанции мира, в том числе использующие нетрадиционные источники получения энергии.
Обсуждать проблемы развития электроэнергии в мире, пути их решения.

Выявлять роль России в мире по производству электроэнергии.

24

Мировая металлургия
(лекция).

Чёрная металлургия. География, страны-лидеры по производству чугуна и стали. Мировые тенденции в размещении предприятий чёрной металлургии.

Цветная металлургия. Классификация цветных металлов. Алюминиевая промышленность. Медная промышленность и производство благородных металлов.

Определять отраслевой состав металлургической промышленности, выявлять взаимосвязи с другими отраслями на основе анализа текста учебника и объяснения учителя.
Определять место России и страны — лидеры по запасам, добыче руд чёрных и цветных металлов, доли в экспорте и импорте готовой продукции на основе работы со статистическими материалами и картами атласа.
Приводить примеры предприятий металлургии, различных по степени воздействия на окружающую среду.
Показывать на картах главные центры металлургической промышленности.
Выявлять факторы размещения металлургических предприятий, крупнейших ТНК на основе работы с текстом учебника и объяснения учителя.
Обсуждать традиционную и современную технологии получения проката.
Самостоятельно составлять план исследования отдельных отраслей металлургической промышленности, использовать все ресурсы для достижения поставленных целей.

Обсуждать проблемы и перспективы развития металлургии в мире и в России, проблемы охраны окружающей среды.

25

Машиностроение (лекция).

Характеристика машиностроения, задачи, перспективы развития.
Общее машиностроение. Станкостроение.
Тяжёлое машиностроение. Транспортное машиностроение: автомобилестроение, судостроение, авиационная промышленность. Электротехника и электроника.

География отраслей. Машиностроительные ТНК.

Обсуждать историю становления машиностроения в мире, значение отраслей машиностроения для развития мировой экономики.
Определять отраслевой состав машиностроения на основе анализа иллюстративных и статистических материалов учебника.
Определять роль ТНК в развитии машиностроения мира.
Определять место отдельных стран мира и России по выпуску отдельных видов машиностроительной продукции на основе анализа статистических материалов учебника.
Обсуждать проблемы, связанные с развитием машиностроения мира, и выявлять пути их решения на основе анализа текста и статистических материалов учебника.

Выявлять перспективы развития машиностроения в мире на
основе работы с дополнительными источниками информации.

26

Мировая химическая промышленность (лекция).

Структура и особенности размещения мировой химической промышленности. Состав отраслей. Горнохимическая промышленность. Состав и география отраслей основной химии. Химия органического синтеза. Высокотехнологические отрасли химической промышленности. Основные тенденции развития химической промышленности.

Выявлять состав, место и значение отраслей химической промышленности на основе анализа текста учеб-ника.
Определять место отдельных стран мира и России по запасам и добыче ресурсов для химической промышленности на основе анализа статистических материалов.
Определять по статистическим материалам показатели развития отдельных отраслей химической промышленности, тенденции развития высокотехнологических отраслей, место стран в мире.

Устанавливать взаимосвязи между отраслями химической промышленности и мирового хозяйства, факторами и особенностями размещения предприятий различных отраслей хозяйства.

27

Производство строительных материалов и лесная промышленность (семинар)

Производство строительных материалов, география и закономерности размещения. Лесная промышленность.

Выявлять состав, место и значение производства строительных материалов и лесной промышленности на основе анализа текста учебника.
Определять место России и отдельных стран мира по запасам и добыче древесины, производству строительных материалов на основе анализа статистических материалов учебника.
Знать и объяснять географические особенности размещения лесной промышленности и производства строительных материалов.
Приводить примеры видов предприятий лесной промышленности, различных по степени воздействия
на окружающую среду.
Выявлять по картам атласа специализацию и факторы размещения предприятий лесной промышленности и производств строительных материалов, главные мировые центры.

Обсуждать экологические проблемы, выявлять пути их решения.

28

Лёгкая и пищевая промышленность мира (семинар)

Лёгкая промышленность: текстильная и швейная отрасли. География отрасли.

Пищевая промышленность. Закономерности размещения, ведущие страны, специализирующиеся на выпуске продукции.

Выявлять состав, место и значение лёгкой и пищевой промышленности мира на основе анализа текста учебника.
Определять место России и отдельных стран мира по производству продукции лёгкой и пищевой промышленности на основе анализа статистических материалов учебника.
Знать и объяснять географические особенности размещения лёгкой и пищевой промышленности мира.
Приводить примеры видов предприятий лёгкой и пищевой промышленности, различных по степени воздействия на окружающую среду.
Выявлять по картам атласа специализацию и факторы размещения предприятий лёгкой и пищевой промышленности, главные мировые центры.

Обсуждать экологические проблемы, выявлять пути их решения.

29

Сельское хозяйство. Растениеводство (семинар).

Современное сельское хозяйство. Классификация отраслей сельского хозяйства. Биотехнологии.

Растениеводство, состав и география основных отраслей: зерновое хозяйство, производство технических культур, овощеводство, плодоводство и виноградарство.

Объяснять географические особенности размещения основных отраслей сельскохозяйственного производ-
ства.
Показывать по картам главные центры растениеводства, основные районы выращивания зерновых, зернобобовых, технических, овощных культур, районы бахчеводства, садоводства и виноградарства, тонизирующих культур на основе работы с картами атласа и текстом учебника.
Определять по статистическим материалам показатели развития отдельных отраслей растениеводства, тенденции их развития, место в мире.
Устанавливать взаимосвязи между природными условиями и зональной специализацией сельского хозяйства.
Составлять краткие характеристики производств отдельных культур.
Объяснять размещение сельскохозяйственных районов мира.

Обсуждать понятия: «урожайность», «зелёная революция», сравнивать урожайность сельскохозяйственных культур стран мира, в том числе России.

30

Животноводство мира. Сельское хозяйство и окружающая среда (семинар).

Животноводство.

Перспективы развития. География производства и потребления животноводческой продукции. Мировая структура потребления основных видов мяса. Сельское хозяйство и окружающая среда.

Знать и объяснять географические особенности размещения основных отраслей животноводства.
Показывать по картам главные центры животноводства.
Определять основные районы размещения скотоводства, свиноводства, овцеводства и т. д. на основе анализа карт учебника и материалов учебника.
Устанавливать взаимосвязи между природными условиями и зональной специализацией животноводства.
Объяснять особенности зональной и пригородной специализации животноводства.

Обсуждать результаты воздействия сельскохозяйственного производства на окружающую среду и предлагать меры по снижению интенсивности воздействия.

31

Мировой транспорт (лекция). П. р. № 13. Составление сравнительной характеристики транспортных систем двух стран.

Развитие мирового транспорта. Виды транспорта и их характеристика: железнодорожный, морской, авиационный, трубопроводный, автомобильный. Перспективы развития.

Объяснять сущностные характеристики понятий: «инфраструктурный комплекс», «транспортная система».
Называть основные виды транспорта на основе текста учебника.
Объяснять географические особенности размещения основных видов мирового транспорта.
Показывать по картам главные центры транспортной инфраструктуры, магистрали.
Составлять краткие характеристики основных видов транспорта.
Сравнивать разные виды транспорта по основным показа-телям их работы на основе статистических материалов учебника.
Показывать на карте крупнейшие морские порты и аэропорты.
Оценивать влияние отдельных видов транспорта по степени воздействия на окружающую среду.

Обсуждать проблемы и перспективы развития отдельных видов транспорта

32

Мировая торговля и сфера услуг (семинар).

Формы международных экономических связей. Мировая торговля. Финансово-кредитные отношения. Международная торговля услугами. Международный туризм.

Объяснять географические особенности размещения основных отраслей сферы услуг.
Обсуждать задачи развития третичного и четвертичного секторов экономики.
Называть страны-лидеры, мировые центры торговли, финансово-кредитных отношений, торговли услугами и др.
Выявлять основные центры международного туризма.
Определять по статистическим материалам показатели и тенденции развития отраслей мировой торговли и сферы услуг.

Составлять краткие характеристики отдельных отраслей сферы услуг.

33

Международная специализация и интеграция стран и регионов мира (семинар).

Международная специализация и интеграция. Экономические интеграционные группировки.

Называть сущностные характеристики понятия «интеграция».
Применять географические знания для объяснения и оценки эффективности  международных экономических связей.
Оценивать изменения в структуре хозяйства с учётом развития международной специализации и интеграции.
Называть экономические интеграционные группировки и их цели.

Обсуждать место и роль России в международной интеграции

34

Россия в современном мире.

Урок-зачёт по разделу 1 «Общий обзор современного мира».

Обобщать содержание раздела. Выполнять итоговые задания и отвечать на вопросы раздела.

Решать учебные задачи. Тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...