Календарное планирование ДНР. География.
план-конспект урока по географии по теме
Календарное планирование ДНР. География.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geogr_6.docx | 34.39 КБ |
geogr_7.doc | 189.5 КБ |
geogr_8.doc | 135 КБ |
geogr_9.doc | 132.5 КБ |
geogr_10.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЕОГРАФИЯ
6 КЛАСС
(70 часов, 2 часа в неделю)
№ | Тема | Дата | Приме-чание |
ВВЕДЕНИЕ (2 ч) | |||
География как наука о Земле. Значение географических знаний и умений. | |||
Географические исследования. Исследовательский проект ( на местности) Наблюдение на местности за изменениями в природе | |||
РАЗДЕЛ I. Развитие географических знаний о Земле (7 часов) | |||
Тема 1 Земля – планета солнечной системы (2 часа) | |||
Солнечная система. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной. Вращение Земли вокруг Солнца, смена времен года. | |||
Вращение Земли вокруг своей оси, смена дня и ночи. Земля – единственная обитаемая планета, космические исследования и их роль в познании Земли | |||
Тема 2. Представление о Земле в древности (1 час) | |||
Представление о Земле египтян, вавилонян, индийцев, греков, римлян, славян. Изображение Земли на картах Ератосфена, Птолемея. | |||
Тема 3. Открытие новых земель и кругосветные путешествия (2 часа) | |||
Путешествия викингов. Путешествия Марк Поло. Поиски морского пути в Индию. Открытие Америки Х. Колумбом. | |||
Первое кругосветное путешествие под руководством Ф. Магеллана. Кругосветные экспедиции, их географическое значение (Дж. Кук, И. Крузенштерн и Ю. Лисянский). Открытие Австралии и Антарктиды. | |||
Тема 4. Современные исследования (3 часа) | |||
Исследование Земли в ХХ - в н. ХХІ ст. Современные туристические путешествия как средство открытия Земли каждым человеком. | |||
Исследовательский проект Работа с дополнительными источниками информации для подготовки сообщений о выдающихся исследователях и географических открытиях. | |||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. | |||
РАЗДЕЛ II. Земля на плане и карте (14 часов) | |||
Тема 1. Ориентирование на местности (2 часа) | |||
Способы ориентирования на местности. Определение направлений на местности. | |||
Компас. Понятие об азимуте. | |||
Тема 2. Способы изображения Земли (2 часа) | |||
Особенности и отличия изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках, картах, аэроснимках, планах. | |||
Масштаб и его виды. Практическая работа №2. Решение задач с использованием разных видов масштаба. Определение масштабов планов и карт по данным о расстояниях на местности и отрезками на карте, которые отвечают этим расстояниям. | |||
Тема 3. План, его основные признаки (4 часа) | |||
Условные знаки плана. Определение направлений на плане. | |||
Абсолютная и относительная высота местности, способы ее определения по картам и планам. Горизонтали та шкала высот. Практическая работа №3. Решение задач и определение по картам и планам абсолютной и относительной высоты местности. | |||
Составление плана с помощью условных топографических знаков. | |||
Практическая работа №1. Составление плана при помощи условных топографических знаков. Определение азимутов точек. (на местности) | |||
Тема 4. Географические карты (1 час) | |||
Карты, их элементы. Легенда карты. Классификация карт по масштабу и пространственному охвату. Географические атласы. Практическое значение карт. | |||
Тема 5. Географические координаты (5 часов) | |||
Градусная сетка на глобусе и географической карте. | |||
Понятие о географических координатах. Правила отсчета географической широты и долготы. Географические координаты своего населенного пункта. | |||
Практическая работа №4. Определение географических координат по географической карте. | |||
Контрольная работа №1 | |||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. | |||
РАЗДЕЛ III. Оболочки Земли ( 41 час) | |||
Тема 1. Литосфера (12 часов) | |||
Внутреннее строение Земли. Строение литосферы, ее свойства. | |||
Литосферные плиты, следствия их перемещения. Состав земной коры. Практическая работа № 7. Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых. | |||
Внутренние процессы, которые обуславливают изменения в земной коре и на поверхности Земли. Движения земной коры. Землетрясения. | |||
Вулканизм и вулканы, гейзеры. Сейсмические пояса Земли. | |||
Внешние процессы, которые предопределяют изменение земной коры. Выветривание, работа ветра, текучих и подземных вод, ледников. | |||
Основные формы рельефа суши – горы и равнины. Разнообразие и образование равнин на суходоле. Наибольшие по площади равнины мира. | |||
Разнообразие и образование гор на суше. Высочайшие и наиболее длинные горы мира. | |||
Рельеф дна океана. Срединно-океанические хребты – высочайшие и наиболее длинные горы Мирового океана. | |||
Практическая работа № 6. Обозначение на контурной карте равнин, гор, вулканов суши и срединно-океанических хребтов. | |||
Уникальные формы рельефа земного шара, их охрана. | |||
Практическая работа № 5.Установление взаимосвязей между строением земной коры и формами рельефа, определение их геологического времени. | |||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. | |||
Тема 2. Атмосфера (12 часов) | |||
Строение атмосферы, свойства воздуха в тропосфере. Суточный и годовой ход температуры воздуха, причины их колебания. | |||
Карта изотерм, тепловые пояса Земли. Практическое значение измерения температуры воздуха. | |||
Атмосферное давление: причины и следствия его изменения в тропосфере. Измерение атмосферного давления. | |||
Ветер: причины возникновение, направления, сила, скорость ветра, их определение современными приборами и на глаз (визуально). Местные ветра. | |||
Вода в атмосфере: испарение, влажность воздуха, изменения влажности воздуха. Способы регулирования влажности воздуха в домашних условиях. | |||
Облака и туман, отличия в их образовании. Формы облаков, облачность. Осадки, которые выпадают из облаков и из воздуха, их виды, измерение. Карта распределения осадков. | |||
Практическая работа№ 8. Решение задач на изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой, влажности. | |||
Погода, ее элементы, изменчивость. Характерная погода по сезонам в своей местности. Служба погоды, практическое значение прогнозов погоды. | |||
Практическая работа№ 9. Составление графиков изменения температуры воздуха, диаграмм облачности и осадков, розы ветров, их анализ. | |||
Климат, основные климатические показатели. Карта климатических поясов. Изменения климата. Влияние человека на атмосферу и климат. Практическая работа№ 10. Описание одного из главных типов климата по климатической карте | |||
Исследовательский проект Анализ состояния воздуха в своем населенном пункте, с использованием разных источников информации и собственных наблюдений. | |||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. | |||
Тема 3. Гидросфера (11 часов) | |||
Общее количество воды на Земле, ее распределение между частями гидросферы. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Шкала глубин, определение глубин океанов и морей. | |||
Острова в океане. Свойства вод Мирового океана. Движения воды в Океане. Жизнь в океанах и морях. Богатства вод Мирового океана. Океан и человек. | |||
Воды суши – поверхностные и подземные. Река: речная система, бассейн реки, речная долина. Наиболее длинные, наибольшие по площади бассейны и самые полноводные реки мира. Пороги и водопады. Питание, водный режим и работа рек. | |||
Озера, их разнообразие по площади, происхождению озерных котловин, соленостью. Самые большие и глубокие озера Земли. | |||
Практическая работа№ 11. Обозначение на контурной карте морей, проливов, заливов, островов; рек, озер, водопадов. | |||
Болота, особенности их образования и распространение. Искусственные водоемы: ставки, водохранилища, каналы. | |||
Ледники. Особенности образования и распространения ледников. Многолетняя мерзлота и подземное оледенение. Образование и распространение многолетней мерзлоты. | |||
Подземные воды, условия их образования и залегание в земной коре. Термальные и минеральные воды. | |||
Практическая работа№ 12. Составление сравнительной характеристики водных объектов (по выбору). Значение вод суши для природы и человека. Охрана вод Мирового океана и суши. | |||
Исследовательский проект Исследовать гидрологические особенности ближайшего местного водоема и его использование. | |||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. | |||
Тема 4. Биосфера и почвы (2 часа) | |||
Строение биосферы, особенности распространения ее на земном шаре. | |||
Свойства почв. Почвенный покров, карта почв. Влияние хозяйственной деятельности человека на почвенный покров, растительный и животный мир суши и океана. | |||
Тема 5. Природные комплексы (3 часа) | |||
Природные комплексы (ландшафты) как следствие взаимосвязей компонентов природы. Географическая оболочка – самый большой природный комплекс Земли, ее границы, свойства, закономерности развития. | |||
Природные зоны Земли. Особенности природных зон экваториальных, тропических, умеренных и полярных широт. | |||
Исследовательский проект Ознакомление с одним из природных комплексов (ландшафтов) своей местности (оврага, реки, леса, парка и т.п.), выявление взаимосвязей между его компонентами (на местности) | |||
РАЗДЕЛ IV. Планета людей (6 часов) | |||
Тема 1. Население Земли (2 час) | |||
Количество населения Земли. Расселение населения на Земле. Наиболее заселенные территории земного шара. Человеческие расы. | |||
Контрольная работа №2 | |||
Тема 2. Государства мира (1 час) | |||
Самые большие по площади и численности населения государства мира населения и человеческих рас. | |||
Тема 3. Влияние человека на природу (2 часа) | |||
Изменения составляющих географической оболочки человечеством. Изменения природных комплексов Земли. | |||
Загрязнение окружающей среды и ее охрана. Исследовательский проект Разработка мини-проекта по утилизации бытовых отходов. | |||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. |
обозначать на контурной карте:
сейсмические пояса: Тихоокеанский,
Средиземноморский, вулканы: Ключевская Сопка, Этна, Кракатау;
горы: Карпаты, Крымские, Альпы,
Уральские, Кордильеры, Кавказ,
Гималаи с вершиной Джомолунгма,
Анды; хребты в океане: Серединно-Атлантичний; равнины: Восточноевропейская;
Западносибирская, Амазонская;
плоскогорье: Среднесибирское,
Бразильское;
- находить и обозначать на контурной
карте: моря: Черное, Азовское, Средиземное, Красное, Балтийское; проливы: Керченский, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Берингов; заливы: Бискайский, Бенгальский, Мексиканский, Гвинейский; острова: Великобритания, Гренландия, Мадагаскар, Новая Гвинея; полуострова: Аравийский, Крымский, Індостан, Лабрадор, Скандинавский, Сомали; впадины: Марианскую; реки: Днепр, Дунай, Янцзы, Нил, Амазонка, Миссисипи; озера: Каспийское, Большие озера, Байкал, Виктория;
Предварительный просмотр:
ГЕОГРАФИЯ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ
7 КЛАСС
(70 часов, 2 часа в неделю)
№ | Тема | Дата | Приме-чание | ||
ВВЕДЕНИЕ (2 ч) | |||||
Материки и океаны – объект изучения географии мира. Части света. Источники и исследования материков и океанов. | |||||
Карты материков и океанов Классификация карт. | |||||
Раздел І Общие закономерности Земли | |||||
Тема 1. Формы и размеры Земли | |||||
Вращение Земли и географические следствия. Суточная и годовая ритмичность в географической оболочке. Размеры Земли и их влияние на формирование географической оболочки. | |||||
Практические работы№ 1. Решение задач на определение местного и поясного времени. | |||||
Тема 2. Материки и океаны – крупные природные комплексы географической оболочки | |||||
Происхождение материков и океанов. Соотношение и распределение материков и океанов на Земле. Геологическая история формирования рельефа Земли. Платформы и пояса складчатости. | |||||
Практические работы№ 2. Анализ тектонической, геологической и физической карт: определение связей между геологическим строением, тектоническими структурами и формами рельефа. | |||||
Климатообразующие факторы. Распределение солнечной энергии и температуры воздуха. Воздушные массы. Циркуляция атмосферы. Влияние подстилающей поверхности и рельефа на климат. Климатические пояса и типы климата Земли. Практические работы№ 3. Определение климатических поясов и областей. | |||||
Природные зоны. Широтная зональность высотная поясность. Практические работы№ 4. Закономерности размещения природных зон. | |||||
Исследовательские проекты Современные материки и океаны – следствия происхождения литосферных плит. Ландшафты прошлого и настоящего Земли. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. | |||||
Раздел ІІІ Океаны | |||||
Тема 1. Главные особенности природы Мирового океана | |||||
Рельеф дна Мирового океана – результат движения литосферных плит Водные массы, их свойства. Течения в Мировом океане. Закономерности распространения жизни в Мировом океане. Океан и человек. Роль Мирового океана в жизнедеятельности человека. Исследовательский проект Взаимодействие Мирового океана, атмосферы и суши, следствия взаимодействия. | |||||
Тема 2. Тихий океан | |||||
Общие сведения. Тихий океан - самый большой океан Земли. Географическое положение. История исследования. Особенности строения дна океана. | |||||
Климатические пояса и типы климата. Течения. Органический мир и закономерности его распространения. Богатства Тихого океана. Проблема загрязнения вод океана. Океания. Особенности физико-географического положения. Острова, их происхождение. Заселение Океании. Современное население и страны в Океании. Экологические проблемы. Практичная работа№5. Обозначение географических объектов и течений Тихого океана на контурной карте. (Аналогичная работа выполняется при изучении всех океанов.) | |||||
Тема 3. Атлантический океан | |||||
Особенности географического положения и границы океана. Общие и отличительные черты в географическом положении Атлантического и Тихого океанов. Исследования Атлантического океана. Строение и рельеф дна. | |||||
Климатические пояса, типа климата. Водные массы. Органический мир. Природные богатства океана. Проблема загрязнения вод Практичная работа (продолжение)№5. Обозначение географических объектов и течений Атлантического океана на контурной карте. | |||||
Тема 4. Индийский океан | |||||
Особенности географического положения. Общие и отличительные черты в географическом положении Индийского и Тихого океанов. Исследования Индийского океана. Рельеф дна. Особенности природы океана: высокие температура и соленость вод, система морских течений. Своеобразие органического мира. Природные богатства. Влияние океана на природу материка в прибрежной части. Виды хозяйственной деятельности в океане. Охрана природы океана. Практичная работа (продолжение)№5. Обозначение географических объектов и течений Индийского океана на контурной карте. | |||||
Тема 5. Северный Ледовитый океан | |||||
Общие сведения. Северный Ледовитый океан - наименьший океан на Земле. Географическое положение. Исследования океана и Арктики в целом. Особенности рельефа дна. Климат океана в связи с расположением океана в высоких широтах. Течения. Ледовый режим. Своеобразие органического мира. Проблемы охраны природы океана. | |||||
Практическая работа: 6. Составление комплексной сравнительной характеристики двух океанов (по выбору). ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. | |||||
Раздел ІІ Материки | |||||
Тема 1. Африка | |||||
Особенности географического положения материка, элементы береговой линии. Практическая работа №7. Определение географических координат крайних точек Африки. | |||||
Исследование и освоение Африки. Геологическое строение. Восточно-Африканские разломы земной коры. | |||||
Рельеф материка: равнины, горы, плоскогорья, нагорья. Закономерности размещения полезных ископаемых. | |||||
Общие особенности климата. Климатические пояса и типы климата. | |||||
Воды суши: главные речные системы, озера, подземные воды, их гидрологические особенности, значение для природы и населения. | |||||
Особенность почвенно-растительного покрова и животного мира. Природные зоны, закономерности их размещения. | |||||
Национальные парки. Стихийные явления природы. Экологические проблемы. | |||||
Населения. Современная политическая карта Африки. Главные государства. Связи со странами африканского континента. | |||||
Практическая работа №8. Обозначение на контурной карте названий основных географических объектов материка. | |||||
Контрольная работа №1 | |||||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. | |||||
Тема 3. Австралия | |||||
Австралия - самый маленький материк Земли. Общие сведения. Своеобразие географического положения материка. История открытия и исследования. Геологическое строение. Формы рельефа и полезные ископаемые Австралии, их сравнение с Африкой. | |||||
Общие особенности климата. Сухость климата, ее основные причины. Климатические пояса и типы климата Австралии. Воды суши. Особенности почвенно-растительного покрова и животного мира, его своеобразие и уникальность. | |||||
Природные зоны. Изменение природы человеком. Население, его состав и размещение. Австралия - единственное государство на материке. Связи с Австралией. | |||||
Практическая работа№8. Обозначение на контурной карте названий основных географических объектов материка. Исследовательский проект Определение причин формирования эндемичных и реликтовых видов животных и растений Австралии | |||||
Тема 4. Южная Америка | |||||
Общие сведения. Особенности географического положения. Исследования и освоения материка. Геологическое строение. Основные формы рельефа Южной Америки. Закономерности распространения месторождений полезных ископаемых | |||||
Своеобразие климата в связи с движениями воздушных масс. Южная Америка - влажный материк мира. Климатические пояса и области. Влияние климата на формирование и распределение вод суши. Воды суши. Крупнейшие речные системы. Своеобразие органического мира материка | |||||
Природные зоны. Высотная поясность в Андах. Изменение природных комплексов человеком. | |||||
Современные экологические проблемы. Населения, его расовый состав и размещение. Происхождение и формирование современного населения Южной Америки. | |||||
Политическая карта. Основные государства. Практическая работа №8. Обозначение на контурной карте названий основных географических объектов материка. | |||||
Исследовательский проект Уникальные природные объекты Южной Америки | |||||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. | |||||
Тема 5. Антарктида | |||||
Антарктида и Антарктика. Особенности водных масс Южного океана. Антарктида - ледовый материк планеты. Общие сведения. Своеобразие географического положения материка, его размеры. Практическая работа №8. Обозначение на контурной карте названий основных географических объектов материка. | |||||
Открытие Антарктиды и современные научные исследования материка. Международное сотрудничество в изучении Антарктики и охране ее природы. | |||||
Строение поверхности. Лед Антарктиды, подледный рельеф. Климатические условия. Антарктида - самый холодный материк Земли. Растительность и животный мир. Природные богатства Антарктиды, проблемы их использования. Исследовательский проект Влияние Южной полярной области на природные особенности Земли | |||||
Тема 6. Северная Америка | |||||
Общие сведения. Своеобразие природы материка, связанная с его географическим положением. История открытия и освоения Северной Америки. | |||||
Геологическое строение и рельеф, их сравнение с Южной Америкой. Роль вулканизма и древнего оледенения в формировании современного рельефа. Полезные ископаемые, закономерности их распространения. | |||||
Воды суши. Основные речные системы. Великие озера, их происхождение. Растительность и животный мир. | |||||
Особенности природной зональности материка. Высотная поясность Кордильер. Практическая работа№9. Составление сравнительной характеристики высотной поясности в разных частях Кордильєр. | |||||
Примеры влияния деятельности человека на природу. Стихийные явления природы и их последствия. Заповедники и национальные парки. | |||||
Населения. Его расовый и этнический состав. Особенности заселения Северной Америки. Политическая карта. Государства. Связи со странами Северной Америки. Практическая работа№8. Обозначение на контурной карте названий основных географических объектов материка. | |||||
Исследовательский проект Разработка маршрута, охватывающего объекты Северной Америки, занесенные в список природного наследия ЮНЕСКО | |||||
Тема 7. Евразия | |||||
Евразия - самый большой материк Земли. Физико-географическое положение материка, его размеры. Особенности береговой линии Евразии. | |||||
Практическая работа № 8. Обозначение на контурной карте названий основных географических объектов материка. | |||||
История открытия и исследования отдельных регионов материка. Отличие Евразии по геологическому строению от других материков. Древние материковые оледенения. | |||||
Сейсмически активные области. Крупнейшие равнины и горы Евразии. Различия в рельефе различных частей материка. | |||||
Полезные ископаемые, особенности их происхождения. | |||||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. | |||||
Особенности формирования климата. Климатические пояса и типы климата Евразии, их сравнение с Северной Америкой. | |||||
Особенности проявления климатообразующих факторов в связи с географическим положением и размерами материка. | |||||
Практическая работа №10. Определение типов климата в пределах умеренного климатического пояса на основе анализа климатических карт и диаграмм. | |||||
Внутренние воды, их распределение. Крупнейшие реки и озера Евразии. Основные типы питания и режима рек. | |||||
Изменение состояния водоемов под влиянием хозяйственной деятельности. Многолетняя мерзлота. Современное оледенение. Природные зоны. Особенности их размещения на территории материка. Почвы, растительность и животный мир природных зон Евразии. Высотная поясность в горах материка. | |||||
Практическая работа №11. Сравнительная характеристика ландшафтов в разных секторах одной природной зоны. | |||||
Изменение природы человеком. Охрана природных комплексов Евразии. Населения. Расовый и этнический состав. Размещение населения на материке. Современная политическая карта Евразии. Крупнейшие государства страны. ДНР среди государств Евразии. | |||||
Исследовательский проект. Вымышленное путешествие вдоль 50-й параллели. Определение природных закономерностей по маршруту следования, составление карты маршрута с обозначением стран и уникальных природных объектов | |||||
Контрольная работа №2 | |||||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. | |||||
Раздел ІV Земля – наш дом | |||||
Тема 1. Природные ресурсы материков и океанов. | |||||
Природные ресурсы материков и океанов, их классификация. Использования природных ресурсов, последствия природопользования. | |||||
Тема 2. Экологические проблемы материков и океанов. | |||||
Комплексная проблема загрязнения окружающей среды. Виды загрязнения, их основные источники поступления. | |||||
Необходимость международного сотрудничества в решении экологических проблем. Изменение взаимосвязей между компонентами природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. | |||||
Нарушение равновесия в природе. Антропогенные природные комплексы. Международные организации по охране природы. Практическая работа 12. Определение основных видов загрязнения окружающей среды и установление источников их поступления. | |||||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. |
Номенклатура
7 класс
Океан/материк | Номенклатура |
Тихий океан |
|
Атлантический океан |
|
Индийский океан |
|
Северный Ледовитый океан |
|
Африка |
|
Австралия |
|
Южная Америка |
|
Антарктида |
|
Северная Америка |
|
Евразия |
|
Предварительный просмотр:
ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОДНОГО КРАЯ
8 КЛАСС
(52 часов, 1,5 ч в неделю)
№ | Тема | Дата | Приме-чание |
ВВЕДЕНИЕ (2 ч) | |||
Понятие «география родного края». Объект изучения географии родного края. Источники географических знаний. | |||
Методы исследования родного края. Экскурсия в краеведческий музей. | |||
РАЗДЕЛ І. ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ И ЕЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (13 ч) | |||
Географическое положение (2 ч) | |||
Размеры территории, границы, административные районы, географические координаты крайних точек. Положение области относительно тепловых поясов Земли, материков и частей света, океанов и морей, крупных физико-географических объектов. Влияние географического положения области на ее природу. Оценка географического положения Донецкой области. | |||
Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте границ области, соседей, крайних точек, географического центра». | |||
Положение области в пределах часовых поясов (2 ч) | |||
Местное и поясное время. Разница во времени. | |||
Практическая работа №2 «Определение поясного и местного времени, определение положения Донецкой области в пределах часовых поясов» | |||
Изображение Донецкой области на географических картах (5 ч) | |||
Географические карты. Виды карт, их классификация. Генерализация. | |||
Картографические проекции. Искажения на картах. | |||
Использование топографии при изучении родного края. Топографические карты. Способы изображения географических объектов и явлений на картах. | |||
Объекты топографических карт. Углы и направления на картах | |||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. | |||
История образования Донецкой области (2 ч) | |||
Археологические исследования территории области. Древние стоянки и памятники археологии. Губернии. Образование Донецкой губернии, городов. | |||
Творческая работа. История вашего населенного пункта. | |||
Исследование территории Донецкой области (2 ч) | |||
Исследование родного края. Первые сведения о землях территории современной области. | |||
Современные исследователи родного края. | |||
РАЗДЕЛ ІІ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ | |||
Основные формы рельефа (8 ч) | |||
Современные процессы рельефообразования и формы рельефа, связанные с ними. Донецкий кряж. Приазовская возвышенность, Приазовская низменность. Могилы. Практическая работа № 3 «Обозначение на контурной карте основных форм рельефа» | |||
Геологическая и тектоническая карты Донецкой области. Изменение природных условий территории Донецкой области в разные эпохи. Особенности тектонического и геологического строения. | |||
Тектонические структуры и их отражение в рельефе. Различие геологического строения. Влияние геологического строения на рельеф. Геологические памятники на территории Донецкой области. | |||
Контрольная работа №1 | |||
Полезные ископаемые области, их классификация. Основные месторождения и их размещение. Практическая работа № 4 «Обозначение на контурной карте месторождений полезных ископаемых». | |||
Развитие форм рельефа Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф территории области. Антропогенные формы рельефа. Влияние рельефа на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность. | |||
Неблагоприятные физико-географические процессы: ветровая и водная эрозии, оползни, карсты. Практическая работа № 5 «Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкой области». | |||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. | |||
Климатические условия и ресурсы (7 ч) | |||
Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, ее виды. | |||
Влияние общей циркуляции атмосферы. Преобладающие типы воздушных масс, циклоны и антициклоны, атмосферные фронты, их влияние на климат по сезонам. | |||
Подстилающая поверхность. Климатические карты. | |||
Характеристика климата Донецкой области. Закономерности распределения климатических показателей по территории (температура, осадки, преобладающие ветры, коэффициент увлажнения). Практическая работа № 6 «Обобщение материалов наблюдений за погодой. Построение графиков температур, диаграмм количества осадков, облачности, розы ветров». | |||
Климатические сезоны. Особенности времен года. Изменение климата во времени. Погода. Основные показатели погоды, их изменения по сезонам. Прогноз погоды, народные приметы. Особенности времен года. Творческая работа «Многолетние изменения климата Донецкой области». | |||
Неблагоприятные погодные явления: ливни, град, суховеи, пылевые бури, засухи, гололедица, заморозки, метели, снежные заносы. | |||
Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Климатические ресурсы: агроклиматические, энергетические, рекреационные климатические ресурсы, их оценка. | |||
Внутренние воды (5 ч) | |||
Поверхностные воды, их состав. Реки Донецкой области. Особенности водного режима и питания рек области. Гидрологическая характеристика рек: падение, уклон, расход воды, годовой сток, твердый сток. | |||
Озера, водохранилища, каналы, болота. Подземные воды. | |||
Практическая работа №7 «Обозначение на контурной карте рек, водохранилищ, каналов Донецкой области». | |||
Водные ресурсы. Использование водных ресурсов в хозяйственной деятельности и рекреационных целях. Пути рационального использования и охрана вод. Творческая работа «Разработка проекта спасения водных объектов своего края». | |||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. | |||
Почва (3 ч) | |||
Факторы почвообразования. Типы почв Донецкой области, их характеристика. Карта почв. Закономерности распространения почв на территории Донецкой области. | |||
Земельные ресурсы края, их рациональное использование. Проблемы почв: эрозия, химизация, засоление. Мелиоративные мероприятия. | |||
Практическая работа №8 «Анализ закономерностей распространения почв на территории Донецкой области». | |||
Растительный и животный мир Донецкой области (5 ч) | |||
Разнообразие растительного и животного мира родного края. Факторы, влияющие на их распространение. Растительные сообщества. | |||
Биологические ресурсы. Красная книга. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Реликты. Эндемики. Лекарственные и ядовитые растения края. | |||
Акклиматизация животных. Растительные ресурсы. Влияние хозяйственной деятельности на биологические ресурсы, их охрана, восстановление и рациональное использование. | |||
Творческая работа. «Сбор материалов (фотоматериалы, рисунки) и оформление «Красной книги» родного края». | |||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. | |||
РАЗДЕЛ ІІІ. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ | |||
Природные комплексы Донецкой области (5 ч) | |||
Физико-географическое районирование и природные комплексы (ландшафты). Ландшафты природные и антропогенные, их классификация. Факторы формирования ландшафтов. Особенности взаимодействия природных компонентов в ландшафтах региона. Современные ландшафты. | |||
Положение родного края в системе физико-географического районирования. Физико-географическое районирование Донецкой области. | |||
Степная природная зона. Природный комплекс Азовского моря. Практическая работа № 10 «Составление лоции Азовского моря» | |||
Практическая работа № 9 «Составление характеристики физико-географических единиц Донецкой области» | |||
Контрольная работа №2 | |||
Влияние хозяйственной деятельности человека на изменение ландшафтов родного края. Неблагоприятные физико-географические процессы в Донецкой области: эрозия, оползни, сели, карсты, заболачивание, подтопление и др. Причины их образования, последствия их воздействия. Мероприятия по преодолению этих последствий. Экскурсия в природный комплекс своего местности. | |||
РАЗДЕЛ ІV. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ | |||
Геоэкологическая ситуация (4 ч) | |||
Проблемы рационального использования и охраны природных условий и ресурсов. Природа и человек. Охрана природы. Природоохранные объекты края. Практическая работа №11 «Определение экологического следа» | |||
Практическая работа №12 «Обозначение природоохранных объектов на карте Донецкой области» Творческая работа. Создание проекта «Пути решения проблем переработки отходов в современном мире». | |||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ГЕОГРАФИЯ РОДНОГО КРАЯ
9 КЛАСС
(52 часа, 1,5 ч в неделю)
№ | Тема | Дата | Приме-чание |
ВВЕДЕНИЕ (2 ч) | |||
Понятие «Социально-экономическая география родного края». Объект изучения географии родного края. | |||
Связь с другими науками. Эконом-географы родного края. Методы географических исследований. | |||
РАЗДЕЛ І. ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ НА КАРТЕ МИРА (3 ЧАСА) | |||
Тема 1. Экономико-географическое положение. | |||
Оценка экономико-географического положения Донецкой области. Практическая работа № 1 «Определение выгодности экономико-географического и политико-географического положения области». | |||
Административно-территориальное деление. Оценка. Практическая работа № 2 «Обозначение на контурной карте административных единиц области». | |||
Исследовательский проект Исторический экскурс родного края. | |||
РАЗДЕЛ ІІ. НАСЕЛЕНИЕ ( ЧАСОВ) | |||
Тема 1. Прирост населения | |||
Понятия «естественный прирост населения», «рождаемость», «смертность», «депопуляция», «демографический взрыв». | |||
Решение задач на определение рождаемости, смертности, естественного прироста населения. | |||
Тема 2. Количество и размещение населения области. | |||
Количество и размещение населения области. Половозрастная структура населения. Практическая работа № 3 «Изучение динамики количественного состава населения области». | |||
Тема 3. Национальный состав населения области. | |||
Национальный состав населения области. Особенности быта и религии, обрядов и обычаев местного населения. Изучение традиционных ремесел региона. | |||
Практическая работа № 4 «Построение секторной и столбчатой диаграмм национального состава населения региона». | |||
Тема 4. Размещение населения. | |||
Размещение населения. Городское и сельское население. Типы населенных пунктов. Миграционные процессы. Проблемы региона. Исследовательский проект. «Составление родословного древа вашей семьи». | |||
Тема 5. Трудовые ресурсы и занятость населения. | |||
Трудовые ресурсы и занятость населения. Безработица. Исследовательский проект. «Проблема безработицы и пути ее решения в регионе». | |||
Экскурсия. Встреча с работниками социального центра занятости. Ознакомление с работой заведения. Анализ рынка труда в регионе. | |||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. | |||
РАЗДЕЛ ІІІ. ХОЗЯЙСТВО ( ЧАСОВ) | |||
Общая характеристика хозяйства. | |||
Производственная и непроизводственная сфера. Типы экономических систем. Отраслевая структура промышленности. Развитие отраслей промышленности в пределах региона. Проблемы и перспективы. | |||
Основные социально-экономические показатели развития региона: ВВП, ВНП, НД. | |||
Практическая работа № 5 «Определение отраслей специализации. Определение проблем и перспектив их развития». | |||
Типы предприятий по форме собственности. Исследовательский проект «Характеристика промышленного предприятия региона». | |||
Топливная промышленность. | |||
Топливная промышленность. Отраслевая структура. Сырьевая база. | |||
Практическая работа № 6 «Обозначение на контурной карте районов угледобычи и нефте-, газопроводов». | |||
Электроэнергетика региона | |||
Электроэнергетика региона. Виды электростанций. Практическая работа № 7 «Составление секторной диаграммы производства электроэнергии». | |||
Металлургия | |||
Металлургия. Черная, цветная металлургия. Сырьевая база. География размещения. | |||
Практическая работа № 8 «Обозначение на контурной карте сырьевой базы, основных районов предприятий». | |||
Контрольная работа №1 | |||
Машиностроение | |||
Роль машиностроения в хозяйстве. Структура отрасли. Факторы размещения. География машиностроения. Крупнейшие центры. | |||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. | |||
Химическая промышленность. | |||
Химическая промышленность. Природно-сырьевая база. География размещения. | |||
Лесная и деревообрабатывающая промышленность. | |||
Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Проблемы и перспективы. | |||
Промышленность строительных материалов. | |||
Промышленность строительных материалов. Отраслевая структура. | |||
Легкая промышленность. Художественные промыслы. | |||
Легкая промышленность. Художественные промыслы. | |||
Пищевая промышленность | |||
Пищевая промышленность. Факторы размещения. | |||
Сельское хозяйство. | |||
Сельское хозяйство. Отраслевая структура. Значение сельского хозяйства. Природно-географические факторы. | |||
Растениеводство. Отраслевая структура. География размещения. | |||
Животноводство. Отраслевая структура. География размещения. Аграрные реформы. | |||
Практическая работа № 9 «Обозначение на контурной карте основных посевов. Анализ статистических данных о сельскохозяйственной продукции» | |||
Транспорт | |||
Транспорт. Роль транспорта. Виды транспорта. Преимущества и недостатки. | |||
Транспортные узлы. Транзитные перевозки. Проблемы и перспективы. | |||
Практическая работа № 10 «Нанесение на контурную карту основных транспортных магистралей и транспортных узлов». | |||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. | |||
Социальная сфера. | |||
Социальная сфера. Отрасли. Проблемы и перспективы. | |||
Практическая работа № 11 Нанесение на контурную карту основных научных и культурных объектов Донецкой области. | |||
Внешние экономические связи | |||
Внешние экономические связи. Международное разделение труда. Формы международного сотрудничества. География внешней торговли. | |||
Анализ внешнеэкономической деятельности родного края. Инвестиционная деятельность. Специальные экономические зоны. | |||
Практическая работа № 12 Анализ статистических данных о внешнеэкономической деятельности региона. Построение столбчатой диаграммы экспорта (импорта) продукции. | |||
Раздел ІV. АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ ( часа) | |||
Понятие «экономический район» | |||
Понятие «экономический район». Специализация административных районов. Проблемы и перспективы административных районов. | |||
Крупные города Донецкой области. | |||
Контрольная работа №2 | |||
Исследовательский проект Разработка проекта перспективного развития региона. | |||
РАЗДЕЛ V. ТОПОНИМИКА ( ЧАСА) | |||
Топонимика. | |||
Топонимика. Природная топонимика края. | |||
Социальная и хозяйственная топонимика края. Охрана природы региона. | |||
Исследовательский проект «Составление словаря микротопонимов своего населенного пункта» | |||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА
10 КЛАСС
(35 часа, 1 час в неделю)
№ | Тема | Дата | Приме-чание |
ВВЕДЕНИЕ (2 ч) | |||
Предмет социально-экономической географии мира. Источники географических знаний. Методы экономико-географических исследований. Выдающиеся эконом-географы мира. | |||
Раздел І ОБЩАЯ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА | |||
Тема 1 Политическая карта мира | |||
Современная политическая карта мира. | |||
Отличие понятий «страна», «государство», «зависимая страна», «колония». | |||
Этапы формирования политической карты мира. Классификация стран по форме правления. | |||
Формы административно-территориального устройства. Различия федеративных государств. Политические и экономические системы стран. | |||
Типология государств. Международные организации, их функциональное и пространственное распределение. | |||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. | |||
Тема 2 Население мира | |||
Количество населения. Воспроизводство населения. Демографические процессы и демографическая политика. | |||
Миграционные процессы и миграционная политика государств. Причины и проблемы внешних миграционных потоков. | |||
Языковой и этнический состав населения. Мировые религии. Возникновение и современное распространение религиозных учений. | |||
Социальная и профессиональная структура населения. Трудовые ресурсы. Проблемы занятости и безработицы. | |||
Практическая работа 1. Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира. | |||
Контрольная работа №1 | |||
Тема 3 Взаимодействие общества и природы. | |||
Мировые природные ресурсы. Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы. | |||
Природопользование: рациональное и нерациональное. География минеральных ресурсов. География мировых природных ресурсов: земельных, лесных, водных, Мирового океана, рекреационных. | |||
Практическая работа 2. Сравнительная оценка ресурсообеспеченности двух стран или регионов мира (по выбору). | |||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. | |||
Тема 4 Мировое хозяйство и НТР. | |||
Современное мировое хозяйство. Этапы формирования мирового хозяйства. | |||
Международное географическое разделение и интеграция труда. | |||
Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. | |||
Факторы размещения производительных сил. | |||
Понятие «НТР» и ее основные черты. | |||
Мировое хозяйство в эпоху НТР, ее влияние на отраслевую структуру и территориальную организацию производства. | |||
Интернационализация, интеграция, информатизация и глобализация как важнейшие тенденции развития мирового хозяйства. | |||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. | |||
Тема 5 География отраслей мирового хозяйства. | |||
Промышленность. География основных отраслей промышленности мира (электроэнергетика, металлургия, машиностроение… | |||
География основных отраслей промышленности мира … химическая промышленность, лесная промышленность, легкая промышленность, пищевая промышленность). | |||
Мировое сельское хозяйство: значение, отраслевая структура, аграрные отношения. | |||
География мирового транспорта. | |||
Внешние экономические связи. Международный туризм. | |||
Практическая работа 3. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира. | |||
Контрольная работа №2 | |||
Тема 6 Глобальные проблемы человечества. | |||
Понятие про глобальные проблемы человечества (войны и мира, экологическую, сырьевую и энергетическую, голода, борьбы с преступностью и терроризмом). | |||
Роль мировой общественности в их решении. | |||
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.
Календарно-тематическое планирование составлено Украйченко Александром Анатольевичем по географии России (9 класс). Учебник "География России: хозяйство и географические районы" под редакцией А.И. Але...
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.
Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса (ФГОС) - 1 час в неделю. Учебник О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. "Дрофа" 2012 г. В этом году будет про...
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия"
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия". УМК "Полярная звезда"...
календарно-тематическое планирование по географии в коррекционной школе 8 вида по географии в 6 классе
Календарно-тематическое планирование по географии на 1 полугодие в коррекционной школе 8 вида 6 класс...
Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа)
Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа) Программа по географии для 6-11 классов для общеобразов...
Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику "География:население и хозяйство России". А.И.Алексеев,В.В.Николина
Календарно-тематическое планирование 9 класс.Учебник: География:население и хозяйство России.9классс.А.И.Алексеев,В.В.Николина;Изд.»Просвещение»,2006Количество часов 68, 2 часа в неделю.Практических р...
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию»
· Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 ...