Обобщающий урок по географии
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по географии в 9 классе
Тема « Население России»
Цели: обобщить и закрепить знания по теме «Население России», проверить уровень усвоения знаний, сформированность умений по теме.
Оборудование: политико-административная карта России, карта «Народы России, плотность населения», карточки, кроссворд.
Ход урока.
Урок-зачет «Бег по кругу»
Пример маршрутки.
Ф.И.О | Станция №1 «Термины» | Станция №2 «Карта» | Станция №3 «Статисты» | Станция №4 «Народы» | Станция №5 «Объясни» | Итоги |
Иванов Саша |
1.Получение маршруток, по которым учащиеся будут двигаться.
2.Постановка цели зачета.
3.Организационный момент: столы расставлены по кругу так, чтобы учащиеся могли проходить от одного стола (станции) до другого. На столах на табличках указаны номер и название станции. Ученики подходят, берут листок, читают задание и отвечают. Работа на одной станции – 5-7 минут.
Станция № 1. Кроссворд «Термины»
1 | н | |||||||||||||||||||||||
2 | а | |||||||||||||||||||||||
3 | с | |||||||||||||||||||||||
4 | е | |||||||||||||||||||||||
5 | л | |||||||||||||||||||||||
6 | е | |||||||||||||||||||||||
7 | н | |||||||||||||||||||||||
8 | и | |||||||||||||||||||||||
9 | е |
Дано ключевое слово «Население».
- Народ, по названию которого называется республика: Татарстан – татары, Карелия – карелы.
- Освобождение от зависимости, угнетения, предрассудков, уравнивание в правах.
- Количество умерших за год на 1000 жителей.
- Количество родившихся за год на 1000 жителей.
- Уменьшение численности населения или демографический кризис.
- Возвращение русских из республик ближнего зарубежья в Россию.
- Народ Северного Кавказа, исповедующий православие.
- Перемещение населения из одного пункта в другой со сменой места жительства.
- Языковая группа, к которой относится самый многочисленный народ в России (русские).
После того как выставляется оценка за работу на станции в маршрутный лист, учащиеся переходят на другую станцию.
Станция №2 «Карта»
Покажите на политико-административной карте России 5 республик, назвав предварительно, без помощи карты столицы этих республик.
1.Карелия -
2.Саха –
3.Алтай –
4.Татарстан –
5.Тыва –
Станция №3 «Статисты»
На этой станции учащиеся работают с цифровой информацией.
Проанализируйте данные таблицы, назовите республику с наибольшей площадью, республику с наибольшей численностью населения, республику с наибольшим уровнем урбанизации, республику с наибольшей плотностью населения и республику с наибольшей долей коренного и русского населения.
Республика | Площадь, тыс. км² | Населе- ние в 2000г., тыс. жителей | Доля городс- кого населения | Плотность населения, чел./км² | Доля населения в % | |
коренная националь- ность | Русс- кие | |||||
Дагестан | 50,3 | 2120 | 40,7 | 38 | 80,2 | 9,2 |
Тыва | 170,5 | 311 | 47,5 | 1,8 | 64 | 32 |
Якутия (Саха) | 3103,2 | 1000 | 64 | 0,3 | 33 | 50,3 |
Башкортостан | 143,6 | 4110 | 65 | 28,2 | 21 | 39 |
Северная Осетия (Алания) | 8,0 | 662,7 | 68 | 87 | 53,0 | 29,9 |
Коми | 415,9 | 1151,4 | 75 | 3 | 23 | 58 |
Карелия | 172,4 | 712 | 74 | 4,6 | 10 | 74 |
Хакасия | 61,9 | 581 | 71 | 9,4 | 11,1 | 79,5 |
Станция №4 «Народы»
Тестовая работа.
1.Самый многочисленный народ России (русские) относится к языковой семье:
а) алтайской; б) индоевропейской; в) уральской.
2. В славянскую группу вместе с русскими входят…
а) украинцы; б) карелы; в) белорусы.
3. Второй по численности народ России – это…
а) украинцы; б) башкиры; в) татары.
4. Единственный народ в Европейской части России, исповедующий буддизм, - это…
а) буряты; б) калмыки; в) коми.
5. Выберите народы, имеющие свои автономии.
а) нанайцы; б) мордва; в) коряки.
6. В какой из республик преобладает русское население?
а) Удмуртия; б) Тыва; в) Чечня (Ичкерия).
Станция №5 «Объясни»
- Европейская часть России имеет большую плотность населения, чем азиатская. Почему?
- В чем экономическое значение миграции?
- Почему села не должны быть крупными?
4. Какую профессию вы хотели бы получить? Какие качества для этого необходимы?
Пройдя все 5 станций, учащиеся сдают маршрутные листы с оценками за работу на станциях. Учитель ставит итоговую оценку.
Домашнее задание.
Творческое задание «Культура русского народа», «Народы Севера России».
Используемая литература.
- Программы для общеобразовательных учреждений Министерство образования Российской Федерации. География 6-11 класса (Допущено департаментом образовательных программ и стандартов общего образования. – М.: Дрофа, 2002 г.)
- В.А.Кошевой, А.А. Лобжанидзе. Тесты. География 8-9. – М.: Дрофа, 2002.
- В.П.Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2006.
УРОК 9 класс.
Обобщающий урок по Западной и Восточной Сибири.
«Богатство земли русской прирастать будет Сибирью».
Всем Сибирь и щедра и богата
Здесь для юности край непочатый
Впрочем,что убеждать вас стихами
Приезжайте…Увидите сами.
Казимир Лисовский
Цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: закрепить и привести в систему знания и умения по теме «Восточный макрорегион».
РАЗВИВАЮЩАЯ: продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной характеристики современного человека.
Методы: репродуктивный,частично-поисковый,практический.
Средства обучения: учебник «География России» 9 класс А.И.Алексеев
Рабочая тетрадь «География России» 9 класс Э.В.Ким
Сообщения учащихся
Компьютер,проектор.
Атласы для 9 класса
Административная карта России.
Формы организации : фронтальная ,групповая,индивидуальная.
Ход урока:
1.Учитель В течении нескольких уроков мы изучали материал о Сибири,делали сообщения.выполняли практические работы,готовили презентации.Сегодня мы все знания обобщим и закрепим.
Россия имеет сложное территориально-административное деление.(Какие административные единицы,входящие в состав Российской Федерации вы знаете?)
Из-за размеров территории и важного географического фактора наша страна разделена на два больших макрорегиона.Какие?(показать на карте)
А какой фактор повлиял на это деление?
С западным макрорегионом мы знакомились раньше,а сегодня будем говорить о Восточном ,но не обо всем ,а только о Сибири.
Покажите на карте Восточный макрорегион и скажите какие районы в него входят?.
(назовите какие субъекты федерации входят в состав Западной Сибири и Восточной Сибири)?
ИТАК СИБИРЬ.Огромные просторы,которые нельзя охватить взглядом,но можно изучить и исследовать,а поэтому мы с вами и будем сегодня исследователями Сибири.А кстати кого из исследователей Сибири вы знаете?
Сейчас вам предстоит заполнить таблицу сравнения Западной и Восточной Сибири и сделать выводы.
Признаки сравнения | Западная Сибирь | Восточная Сибирь |
ЭГП | ||
Доля территории в составе России | ||
Природные условия | ||
Природные ресурсы | ||
Отрасли специализации. |
Вывод:
Поэт Фролов писал о Западной Сибири: А о Западной Сибири так сказалА.Твардовский
Равнина.Равнина. Край,где несметный клад заложен
Ни яра ,ни пади. Под слоем-слой мощней вдвойне.
Равнина-на север, Иной-еще не потревожен
Равнина-на юг. Как донный лед на глубине.
Как-будто гористую
Землю разгладил
Какой-то гигантский утюг.
2.А сейчас мы с вами будем работать в группах. Но прежде давайте вспомним алгоритм работы в группах.
Задания для групп:
1 группа:
1.Что называется специализацией?
2.Составить схему специализации Западной Сибири.
2 группа:
1.Дать определение ТПК.
2.Дать характеристику Норильского ТПК.
3 группа:
1.По плану дать характеристику г.Красноярск.
Выступление учащихся с результатами работы.
3.Говоря о Сибири нельзя не сказать об уникальной геосистеме мира озере Байкал.Байкал-одно из величайших озер планеты,озеро в превосходной степени:
-самое глубокое
-самое древнее
-самое большое количество эндемиков.
Знакомясь с озером вы делали сообщения,они лежат у вас на столах.Я покажу вам презентацию о воде озера,а затем мы с вами будем его исследовать.
На стр.116 в рабочей тетради у вас есть таблица,заполните ее пожалуйста,а потом поделитесь с нами информацией.
В заключении,чтобы обобщить материал давайте ответим на ряд вопросов.
1.Какие крупные месторождения нефти есть на Западной Сибири?
2.Какие народы являются коренным населением западной Сибири?
3.Центром добычи каких п/и является Якутия?
4.Как размещено население восточной Сибири?
5.Какие проблемы Сибири вы знаете,каковы пути их решения.
И для того чтобы получить положительные эмоции,проникнуться красотой и гордостью к нашей Родине давайте посмотрим виды Сибири.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские разработки обобщающих уроков по географии
Авторская статья по теме: "Земля-планета Солнечной системы"...
Обобщающий урок по географии "Америка - часть света"
Цели: Обобщить и закрепить знания по теме «Америка». Проверить знание географической номенклатуры....
Интегрированный урок (английский язык + география) «Обобщающий урок по географии материков и океанов»
Интеграция обеспечивает развитие навыков и умений иноязычной речевой деятельности; познавательных способностей учащихся через интеллектуальное и эмоциональное воздействие художественного произве...
Обобщающий урок по географии в 8 классе коррекционной школы 1 и 2 видов по теме "Материки и океаны мира"
Данный урок является обобщающим по курсу 7 класса «География материков и океанов». Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала.В качестве метода стимулирования и ...
Обобщающий урок по географии в 7 классе по теме АФРИКА
Цель урока обощить знания обучающихся по пройденному материалу....
Сборник: обобщающие уроки по географии 9 класс.
Обобщающие уроки по географии в 9 классе....
Обобщающий урок по географии в 7 классе на тему "Австралия и Океания"
Обобщающий урок по географии в 7 классе на тему: "Австралия и Океания". Урок - игра, в форме КВН. На уроке предполагаются различные виды деятельности: работа с картами и атласами, работа с текстом сти...