Обобщающий урок по географии
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Кибирева Нина Вадимовна

9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_geografii_v_9_klasse.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по географии в 9 классе

Тема « Население России»

Цели: обобщить и закрепить знания по теме «Население России», проверить уровень усвоения знаний, сформированность  умений по теме.

Оборудование: политико-административная карта России, карта «Народы России, плотность населения», карточки, кроссворд.

Ход урока.

Урок-зачет «Бег по кругу»

Пример маршрутки.

Ф.И.О

Станция №1 «Термины»

Станция №2 «Карта»

Станция №3 «Статисты»

Станция №4 «Народы»

Станция №5 «Объясни»

Итоги

Иванов Саша

1.Получение маршруток, по которым учащиеся будут двигаться.

2.Постановка цели зачета.

3.Организационный момент: столы расставлены по кругу так, чтобы учащиеся могли проходить от одного стола (станции) до другого. На столах на табличках указаны номер и название станции. Ученики подходят, берут листок, читают задание и отвечают. Работа на одной станции – 5-7 минут.

Станция № 1. Кроссворд  «Термины» 

1

н

2

а

3

с

4

е

5

л

6

е

7

н

8

и

9

е

Дано ключевое слово «Население».

  1. Народ, по названию которого называется республика: Татарстан – татары, Карелия – карелы.
  2. Освобождение от зависимости, угнетения, предрассудков, уравнивание в правах.
  3. Количество умерших за год на 1000 жителей.
  4. Количество родившихся за год на 1000 жителей.
  5. Уменьшение численности населения или демографический кризис.
  6. Возвращение русских из республик ближнего зарубежья в Россию.
  7. Народ Северного Кавказа, исповедующий православие.
  8. Перемещение населения из одного пункта в другой со сменой места жительства.
  9. Языковая группа, к которой относится самый многочисленный народ в России (русские).

После того как выставляется оценка за работу на станции в маршрутный лист, учащиеся переходят на другую станцию.

Станция №2  «Карта» 

Покажите на политико-административной карте России 5 республик, назвав предварительно, без помощи карты столицы этих республик.

1.Карелия -

2.Саха –

3.Алтай –

4.Татарстан –

5.Тыва –

Станция №3  «Статисты»

На этой станции учащиеся работают с цифровой информацией.

Проанализируйте данные таблицы, назовите республику с наибольшей  площадью, республику с наибольшей численностью населения, республику с наибольшим уровнем урбанизации, республику с наибольшей плотностью населения и республику с наибольшей долей коренного и русского населения.

Республика

Площадь, тыс. км²

Населе-

ние

 в 2000г., тыс. жителей

Доля городс-

кого населения

Плотность населения, чел./км²

Доля населения в %

коренная националь-

ность

Русс-

кие

Дагестан

50,3

2120

40,7

38

80,2

9,2

Тыва

170,5

311

47,5

1,8

64

32

Якутия (Саха)

3103,2

1000

64

0,3

33

50,3

Башкортостан

143,6

4110

65

28,2

21

39

Северная Осетия (Алания)

8,0

662,7

68

87

53,0

29,9

Коми

415,9

1151,4

75

3

23

58

Карелия

172,4

712

74

4,6

10

74

Хакасия

61,9

581

71

9,4

11,1

79,5

Станция №4  «Народы»

Тестовая работа.

1.Самый многочисленный народ России (русские) относится к языковой семье:

  а) алтайской;   б) индоевропейской;   в) уральской.

2. В славянскую группу вместе с русскими входят…

  а) украинцы;  б) карелы;  в) белорусы.

3. Второй по численности народ России – это…

  а) украинцы;  б) башкиры;  в) татары.

4. Единственный народ в Европейской части России, исповедующий буддизм, - это…

  а) буряты; б) калмыки;  в) коми.

5. Выберите народы, имеющие свои автономии.

  а) нанайцы;  б) мордва;  в) коряки.

6. В какой из республик преобладает русское население?

  а) Удмуртия;  б) Тыва;  в) Чечня (Ичкерия).

Станция №5  «Объясни»

  1. Европейская часть России имеет большую плотность населения, чем азиатская. Почему?
  2. В чем экономическое значение миграции?
  3. Почему села не должны быть крупными?

4.   Какую профессию вы хотели бы получить? Какие качества для этого необходимы?  

Пройдя все 5 станций, учащиеся сдают маршрутные листы с оценками за работу на станциях. Учитель ставит итоговую оценку.

Домашнее задание.

Творческое задание «Культура русского народа», «Народы Севера России».

Используемая литература.

  1. Программы для общеобразовательных учреждений Министерство образования Российской Федерации. География 6-11 класса (Допущено департаментом образовательных программ и стандартов общего образования. – М.: Дрофа, 2002 г.)
  2. В.А.Кошевой, А.А. Лобжанидзе. Тесты. География 8-9. – М.: Дрофа, 2002.
  3. В.П.Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2006.

УРОК 9 класс.

Обобщающий урок по Западной и Восточной Сибири.

«Богатство земли русской прирастать будет Сибирью».

Всем Сибирь и щедра и богата

Здесь для юности край непочатый

Впрочем,что убеждать вас стихами

Приезжайте…Увидите сами.

     Казимир Лисовский

Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: закрепить и привести в систему знания и умения по теме «Восточный макрорегион».

РАЗВИВАЮЩАЯ: продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как успешной характеристики современного человека.

Методы: репродуктивный,частично-поисковый,практический.

Средства обучения: учебник «География России» 9 класс А.И.Алексеев

 Рабочая тетрадь «География России» 9 класс Э.В.Ким

Сообщения учащихся

Компьютер,проектор.

Атласы для 9 класса

Административная карта России.

Формы организации : фронтальная ,групповая,индивидуальная.

Ход урока:

1.Учитель  В течении нескольких уроков мы изучали материал о Сибири,делали сообщения.выполняли практические работы,готовили презентации.Сегодня мы все знания обобщим и закрепим.

   Россия имеет сложное территориально-административное деление.(Какие административные единицы,входящие в состав Российской Федерации вы знаете?)

Из-за размеров территории и важного географического фактора наша страна разделена на два больших макрорегиона.Какие?(показать на карте)

А какой фактор повлиял на это деление?

С западным макрорегионом мы знакомились раньше,а сегодня будем говорить о Восточном ,но не обо всем ,а только о Сибири.

Покажите на карте Восточный макрорегион и скажите какие районы в него входят?.

(назовите какие субъекты федерации входят в состав Западной Сибири и Восточной Сибири)?

ИТАК СИБИРЬ.Огромные просторы,которые нельзя охватить взглядом,но можно изучить и исследовать,а поэтому мы с вами и будем сегодня исследователями Сибири.А кстати кого из исследователей Сибири вы знаете?

Сейчас вам предстоит заполнить таблицу сравнения Западной и Восточной Сибири и сделать выводы.

Признаки сравнения

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

ЭГП

Доля территории в составе России

Природные условия

Природные ресурсы

Отрасли специализации.

Вывод:

Поэт Фролов писал о Западной Сибири:      А о Западной Сибири так сказалА.Твардовский

Равнина.Равнина.                                             Край,где несметный клад заложен

Ни яра ,ни пади.                                                Под слоем-слой мощней вдвойне.

Равнина-на север,                                            Иной-еще не потревожен

Равнина-на юг.                                                 Как донный лед на глубине.

Как-будто гористую

 Землю разгладил

Какой-то гигантский утюг.

2.А сейчас мы с вами будем работать в группах. Но прежде давайте вспомним алгоритм работы в группах.

Задания для групп:

1 группа:

1.Что называется специализацией?

2.Составить схему специализации Западной Сибири.

2 группа:

1.Дать определение ТПК.

2.Дать характеристику Норильского ТПК.

3 группа:

1.По плану дать характеристику г.Красноярск.

Выступление учащихся с результатами работы.

3.Говоря о Сибири нельзя не сказать об уникальной геосистеме мира озере Байкал.Байкал-одно из величайших озер планеты,озеро в превосходной степени:

-самое глубокое

-самое древнее

-самое большое количество эндемиков.

Знакомясь с озером вы делали сообщения,они лежат у вас на столах.Я покажу вам презентацию о воде озера,а затем мы  с вами будем его исследовать.

На стр.116 в рабочей тетради у вас есть таблица,заполните ее пожалуйста,а потом поделитесь с нами информацией.

В заключении,чтобы обобщить материал давайте ответим на ряд вопросов.

1.Какие крупные месторождения нефти есть на Западной Сибири?

2.Какие народы являются коренным населением западной Сибири?

3.Центром добычи каких п/и является Якутия?

4.Как размещено население восточной Сибири?

5.Какие проблемы Сибири вы знаете,каковы пути их решения.

И для того чтобы получить положительные эмоции,проникнуться красотой и гордостью к нашей Родине давайте посмотрим виды Сибири.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские разработки обобщающих уроков по географии

Авторская статья по теме: "Земля-планета Солнечной системы"...

Обобщающий урок по географии "Америка - часть света"

Цели: Обобщить и закрепить знания по теме «Америка».           Проверить знание  географической номенклатуры....

Интегрированный урок (английский язык + география) «Обобщающий урок по географии материков и океанов»

Интеграция обеспечивает развитие навыков и умений иноязычной речевой деятельности; познавательных способностей учащихся через интеллектуальное и эмоциональное воздействие художественного произве...

Обобщающий урок по географии в 8 классе коррекционной школы 1 и 2 видов по теме "Материки и океаны мира"

Данный урок является обобщающим по  курсу  7 класса «География материков и океанов». Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала.В  качестве метода стимулирования и ...

Обобщающий урок по географии в 7 классе по теме АФРИКА

Цель урока обощить знания обучающихся по пройденному материалу....

Сборник: обобщающие уроки по географии 9 класс.

Обобщающие уроки по географии в 9 классе....

Обобщающий урок по географии в 7 классе на тему "Австралия и Океания"

Обобщающий урок по географии в 7 классе на тему: "Австралия и Океания". Урок - игра, в форме КВН. На уроке предполагаются различные виды деятельности: работа с картами и атласами, работа с текстом сти...